Что такое экология для малышей

Детям об экологии: игры, книги, мультфильмы

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Воспитать сознательное поколение на принципах устойчивого развития должно быть так же важно, как изучение иностранных языков и технологий. Для этого нужно начинать поднимать экотемы как можно раньше, но в правильном формате. Рассказываем, как говорить об экологии с детьми.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Интерактивные форматы для школы/детского сада

Любую информацию дети дошкольного и младшего школьного возраста лучше воспринимают интерактивно. Тема экологии дает безграничные возможности для применения таких форматов: игры, спектакли, уроки на природе, творческие занятия.

Например, возможны такие экоактивности:

Разделите группу на 2 команды и попросите ребят по очереди перечислять действия, которые помогут нашей планете. Например, выключать свет, экономить воду, убирать мусор за собой и т.д.

Для командной игры подойдет соревнование по сортировке. Поставьте перед каждой командой несколько контейнеров, например: бумага, пластик, стекло, и разложите разные виды сырья.

Предложите ребятам вместе прогуляться к ближайшему парку/скверу/лесу. Попросите их понаблюдать за окружающей средой, расскажите об экосистемах, спросите, какие проблемы для них создает человек.

На уроке рисования или труда попросите детей нарисовать/сконструировать экоробота, который будет делать что-то полезное для экологии. Пусть каждый ребенок выступит с мини-презентацией своего проекта и покажет, как работает и что делает его экоробот.

Главные задачи экопросвещения: рассказать детям о проблемах, о вариантах их решения, объяснить, как не создавать новые угрозы. Например, проблема – полигоны, решение – вторичная переработка, что может сделать каждый – сдавать вторсырье, сокращать количество отходов.

Больше материалов для экоуроков можно найти на сайте Экокласс.рф

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Экоуроки и экоспектакли

Координатор проекта «Чистая среда» (г. Краснодар) Дарья Сычева рассказала нам, как они проводят экоуроки в школах и экоспектакли в детских садах.

Полтора года назад мы начали вести экоуроки. Сначала это была лекция на час, в которой давалась основная информация о способах обращения с отходами, проблемах загрязнения и об образе жизни в стиле «ноль отходов». Сейчас мы проводим серии из трех экоуроков, на каждом из которых подробно разбираем эти темы. К каждому занятию подобран мультик или небольшой видеоролик. Как правило, такие они сняты с юмором, это заинтересовывает ребят. Режим диалога помогает им рассуждать и задумываться о проблемах и возможных способах решения.

Для самых маленьких в нашем арсенале есть спектакль «Земля – наш общий дом!», который мы ставим в детских садах и младших классах. Актеры в ярких костюмах лесных зверей в игровой форме рассказывают, как обращаться с отходами. По сюжету дети вместе с Туристом, Лесовичком, Вороной, Кротом и Совой спасают лес от загрязнения. Для нашего города это уникальный формат общения с дошкольниками на экологические темы.

Мы поддерживаем дальнейшую связь с учителями, воспитателями, родителями. Одна из мам рассказывала, что после спектакля еще неделю дома была популярна игра «Что можно закопать в лесу, а что нельзя». Некоторые дети углубляются в тему и пишут рефераты, кто-то рассказывает о сумке для покупок, которую завел после урока. В одном классе дети так вдохновились, что сшили экомешочки из остатков ткани и ходили в детский сад, чтобы провести свой экоурок для самых маленьких.

Смысл наших экоуроков и спектаклей не в том, чтобы напугать ребят, а в том чтобы рассказать о ситуации и дать понять, что все в наших руках, что помогать планете вовсе не сложно.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Разговоры об экологии в семье

В семье дети получают больше всего прикладных знаний и формируют отношение к окружающей среде. Поэтому родители должны заложить фундамент экологической сознательности. Для этого не требуется никаких педагогических методик, эффективнее всего работает личный пример. Вот несколько действий, которые наглядно покажут, как заботиться о планете. Важно все делать вместе с ребенком.

Купите или сшейте авоську для покупок.

Развезите сырье по пунктам приема. Это можно сделать в игровом формате путешествия.

Подарите ребенку красивую не пластиковую бутылку для воды, которую он будет брать в школу.

Сделайте кормушку для птиц и повесьте ее в ближайшем сквере/парке. Не забывайте брать на прогулки зерно для пополнения птичьей столовой.

Почините сломавшуюся вещь или дайте вторую жизнь ненужной.

Организуйте семейный субботник и соберите мусор рядом с домой.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Мультфильмы на экотемы

Для домашних бесед на экотемы с самыми маленькими можно использовать такие мультфильмы:





Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей

Книги на экотемы для детей

Для книжной полки младших школьников можно выбрать:

За последние десятилетия мир стал очень сложным. Ежедневно во всех сферах науки и техники происходит множество открытий, отследить которые не под силу не только детям, но и многим взрослым. Но каждое открытие влечёт за собой определённые последствия для окружающей среды и планеты в целом. Задумывался ли ты когда-нибудь, что происходит с мусором, который мы ежедневно выбрасываем? Куда едет мусоровоз и что случается с обёрткой от шоколадки после того, как ты выкинул её в урну? Чаще всего мы просто выбрасываем ненужные вещи, тем самым всё больше и больше загрязняя окружающую природу. Но иногда мир можно изменить к лучшему, просто изменив свои привычки.

Герда – маленький китенок. Она живет в бескрайнем океане со своими родителями-китами и братом Ларсом. Однажды случилось страшное – семья китенка попала в руки китобоев, и Герда осталась совсем одна. Отважный китенок решает во что бы то ни стало разыскать своих родных и пускается в опасное путешествие – в воды крайнего севера. По пути она обретет новых друзей – касаток, пингвинов, чаек и даже большую белую медведицу. Найдет ли Герда свою семью? Это история о том, как маленький китенок Герда узнала, в каком удивительном мире живет, и обрела дом.

Книга «Ася и пластиковый мир» расскажет о важности экологических проблем и необходимости (даже обязательности) их решения: Поможет обрести уверенность в себе – даже ребенок поймет, что ему по силам сохранить окружающую среду; Объяснит, как решать на разных уровнях (в том числе на уровне отдельного человека или семьи) проблемы с использованием пластика; Вдохновит читателей личным примером и энтузиазмом на экоподвиги.

Источник

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое экология?»

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей ольга помыканова
Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Что такое экология?»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования город Краснодар

«Детский сад общеразвивающего вида № 205»

Конспект

занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе

Тема: «Что такое экология

Подготовил: воспитатель

Цель занятия: знакомство детей с понятием «экология», загрязняющие вещества, экологическая безопасность.

1. Познакомить детей с понятием «экология», «окружающая среда».

2. Развивать у детей представления об окружающей среде как едином целом.

3.Ввести в активный словарь детей слова: среда обитания, экологическая безопасность.

4. Учить детей бережному отношению к природе

1. Фотостенд «Природа Кубани» с фотографиями природы, животных, растений.

2. Подборка фотографий на тему «Берегите природу!»

Ход занятия:

Правильно. Экология – это наука о связях живых организмов с окружающей средой.

Подводит детей к фотостенду «Природа Кубани».

— Вот наша Кубань во всей красе, Что вы видите ребята? Зеленые поля, леса, синее небо, горы, красивых животных и птиц, моря и реки, где много рыбы, счастливых людей.

— А теперь, ребята, посмотрите на другие фотографии, что вы видите. Правильно, дымящие трубы заводов, грязные реки, поля и леса, которые превращаются в пустыню, погибших животных, города, где люди идут сквозь дым от работающих автомобилей, огромные горы мусора на свалках.

К сожалению, все это результат неправильной деятельности людей. Для того, чтобы этого не случилось человек должен знать как нужно строить заводы, выпускать автомобили, как правильно избавляться от мусора, чтобы не губить природу. Всему этому учит экология. Экология – учебный предмет. Его изучают и дошкольники, и школьники всех классов. Изучают экологию для того, чтобы знать, как нужно охранять природу

Все в природе взаимосвязано.

Каждый организм живет в своей окружающей среде: медведь в лесу, рыба в воде, клюква на болоте – это их среда обитания.

Воспитатель: Ребята, для того чтобы мы с вами и дальше жили среди нашей прекрасной природы, дышали чистым воздухом, пили чистую воду, нужно соблюдать экологическую безопасность.

Воспитатель: А, кто знает ребята, что такое экологическая безопасность?

Воспитатель: Правильно. Экологическая безопасность — это защищенность природной среды и человека от неправильной деятельности людей, природных катастроф, вызванных неправильной деятельностью людей.

Воспитатель: Давайте подумаем, ребята, а что мы можем сделать чтобы не допустить загрязнения окружающей среды?

Воспитатель: Правильно. Выбрасывать мусор только в урны, не жечь костры из листьев и мусора, потому что дым загрязняет воздух и плохо действует на человека и окружающую природу. Не ломать деревья, подкармливать птиц зимой, не загрязнять водоемы.

Воспитатель: Ребята, мы с вами живем в станице Елизаветинской, у всех есть огороды, осенью люди собирают листья, жгут костры, дым поднимается в небо, становится трудно дышать. Вы, ребята, должны объяснять взрослым, свои бабушкам и дедушкам, что этого делать нельзя. По берегам нашей реки Кубани иногда тоже можно видеть мусор, этого тоже делать нельзя ни в коем случае. Нельзя мыть машины в реке, сливать туда грязную воду. Все это вы можете соблюдать сами.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Что такое здоровье и где оно прячется?» ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ: 1. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ: • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального.

Конспект ООД по экологическому воспитанию в старшей группе Тема: «Путешествие в страну лекарственных растений» Конспект итоговой ООД в старшей группе. «Путешествие в страну лекарственных растений». Цель: закрепить представления о лекарственных травах.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной к школе группе «Загадки природы» МДОУ ДСКВ №14 г. Ейска МО Ейский район КОНСПЕКТ Занятия по ФЭЭП В подготовительной к школе группе «Загадки природы» Выполнила:.

Конспект занятия по экологическому воспитанию. Тема: «Познавательная игра-занятие о птицах». Цель: обобщить знания детей о птицах (зимующих и перелетных); дать представление о том, как зимуют птицы; вести разъяснительную работу.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Как все живое растет?» Конспект занятия по экологическому воспитанию в подготовительной группе на тему: «Как все живое растет?» Программное содержание: Познакомить.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «Наш дом — Земля» Тема: интегрированное занятие «Наш дом – Земля» Дата проведения: 24 апреля 2014г. Образовательные направления: • Приоритетное: познавательно.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «В подземном царстве» Тема: «В подземном царстве». Программное содержание: уточнить и расширить знания детей о полезных ископаемых: песке, глине, торфе, угле,.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде» Конспект занятия в подготовительной к школе группе по экологическому воспитанию «Кто живет в воде» Природное окружение и экологическое воспитание.

Конспект занятия по экологическому воспитанию в средней группе «В гости к бабушке» Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение детский сад комбинированного вида №46 «Дружные ребята» г. Елец Конспект развлечения в средней.

Источник

Статья «Интересные способы, как рассказать детям об экологии»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Интересные способы, как рассказать детям об экологии.

Наш мир очень хрупок и красив. Окружающая нас природа совершенна и поражает своим очарованием. Но человек часто не замечает этого и губит свою среду обитания.

Экология – это наука о законах природы и взаимодействиях живых организмов между собой. Также под экологией подразумевают состояние окружающей среды. В последнее время люди всё меньше думают о планете Земля, загрязняют её и забывают о последствиях своих действий. Поэтому очень важно рассказать детям об экологии.

Когда мы рассуждаем об экологической обстановке, то говорим не только о картине в целом, но и о поведении отдельного человека. Когда один человек выкидывает бумажку в лесу, то он думает, что ничего страшного, она же одна. Но если точно так же подумает ещё огромное количество людей, то лес просто превратиться в помойку. Что уж говорить о полиэтиленовых пакетах и окурках, которые будут разлагаться не одну сотню лет.

Нельзя научить детей заботиться об экологии, если он не знает, зачем это нужно. Поэтому предварительно нужно провести с ним образовательную беседу. Объясните ребенку, откуда берется вода, почему нельзя мусорить, что такое пищевая цепочка. И лучше всего обучать малыша играючи.

В статье я хотела с вами поделиться своими рецептами, как можно естественным образом рассказывать детям об экологии. На мой взгляд, экологичный образ жизни — это когда человек старается вступить в добрый диалог с миром и природой вокруг. И старается устроить свою повседневную жизнь, не вступая в противостояние с природой и нашей планетой, насколько это возможно. Я хочу поговорить, как можно с любовью передавать детям знания экологии простым образом.

1.Делать кормушки для птиц из пластика или пакетов тетрапак. Это творческое занятие для детей и взрослых. Тем самым, мы сразу делаем два дела: утилизируем пластик корректным образом, даем ему вторую жизнь, и кормим птиц, что любят делать все дети!

2.Сортировка мусора. Путем собственного повседневного примера, взрослые могут показывать, как нужно сортировать мусор. Для этого мусор, который воспроизводим, мы кладем не в одну мусорную корзину, а сортируем по виду отходов. Для этого нужно сделать несколько коробок, куда складывать мусор: для бумаги, пищевых отходов, пластика, железа, батареек. Дети быстро понимают, в чем тут дело. И кладут бумагу к бумаге, остатки еды к еде и так далее. Таким образом, мы учим наших детей с детства быть ответственными за мусор, который производим.

3.Утилизировать отходы. Моя мечта и цель на будущее, чтобы от от нашей семьи не оставалось мусора, то есть максимально утилизировать свои отходы. Как можно это сделать? Способов очень много! Например: использованную бумагу сжигать и пеплом удобрять свой участок, или делать из старой бумаги новую. Пластик использовать многократно, ведь с одним и тем же целлофановым пакетом можно ходить в магазин много раз, и тогда не появится необходимость брать новый пакет. Пищевые отходы использовать в компост. И, конечно, рассказывать об этом детям, для чего мы это делаем, почему важно не оставлять после себя мусора. Детям нужно знать, куда попадает мусор, если его не сортировать и выносить кашу из отходов в мусорный контейнер. Если сами родители сортируют и утилизируют мусор, который производят, то ребенок будет понимать, почему нужно это делать. Используйте стратегию «шаг за шагом», ведь можно начать с того, что уже получается, и делать это! Для начала, можно сортировать отходы на органические и нет, это уже огромный шаг.

4.Собирать макулатуру и сдавать. Это хорошее решение для жителей многоэтажных домов. Вам сложно использованную бумагу сжигать, но есть более корректный способ. Собирайте бумагу и сдавайте в пункты сбора макулатуры. Из использованной бумаги сделают новую бумагу. А детки будут помогать складывать использованную бумагу в специальную коробку. Самое главное рассказать малышам, для чего мы это делаем

5.Купить многоразовую сумку для магазина. Купить классную тряпичную сумку с веселым рисунком для походов в магазин. А еще лучше, самим нарисовать рисунок на простой холщовой сумке акриловыми красками. Детям для похода в магазин тоже можно приобрести свою маленькую эко-сумочку. На Бали, например, эко-сумки и корзинки продаются на каждом шагу.

6. Многоразовая бутылка для воды. Для воды, которую вы берете на прогулку, можно использовать алюминиевую или стеклянную бутылку, которую можно использовать много раз. Не покупайте все время новые пластиковые бутылки с водой. Деткам нравится иметь свою собственную бутылочку с водой. Нужно рассказать детям, что мы покупаем такую бутылку, чтобы не множить пластиковые.

7. Собирать мусор. Дети быстро подхватывают идею чистой земли, чистоты и красоты. И если им предложить пойти гулять и, заодно, собирать мусор, они согласятся. Гуляя по полям, на закате, можно брать с собой сумку, куда собирать мусор. Это происходит в процессе прогулки, естественным образом. Собирать этот мусор, по мере возможности и рассказать детям о том, что все происходящее вокруг нас является частью нас самих и нашего мира. И если этот пластик здесь валяется и мы его увидели, это тоже часть нашего мира. Вместо того, чтобы думать, кто это намусорил, лучше помочь нашей планете и отнести пластик хотя бы до мусорного ведра, а если есть возможность, то утилизировать. У нас есть выбор, убрать пластик или оставить его тут. Что мы выбираем?

8.Проводить уроки экологии для детей. Уроки, где рассказывать о сортировке и утилизации мусора. После чего сходить собрать мусор вместе. Собрать мусор со всей большой компанией, понимая, что делается что-то важное. Для совсем маленьких деток можно проводить импровизированные уроки, например, в виде кукольного спектакля. Где цветочки просят их полить, очистить от чьей-то брошенной обертки. Где главный герой убирает планету и делает это весело, задорно, попутно объясняя, что в чему.

9.Сажать деревья и не только! Посадить дерево около своего дома или развести цветник, это отличный пример для наших детей, с помощью которого мы, взрослые, можем научить их любить природу. Детям интересно сажать семечки от съеденных фруктов или овощей вместе с родителями. Как можно сделать это в городских условиях? Очень просто. Вы кушаете фрукты или овощи и рассказываете ребенку, как растет растение из этой косточки. Достаете косточку, моете, сушите. Естественно, все это делаете вместе с ребенком. А потом проращиваете косточку на балконе или подоконнике. Малыш наблюдает первые росточки. После чего пересаживаете росточек в лес. Не волнуйтесь, если что-то не получится, главное, пробовать делать это.

10. Проращивать проростки. Это удивительное чудо, наблюдать, как из разбухшей фасолинки выглядывают зеленые росточки. Это отличное интерактивное обучение для малыша, где на практике малыш видит, как растут растения. Проростки можно выращивать дома даже зимой. А тем более, что они полезны и их можно использовать для приготовления пищи. Что можно проращивать? Чечевицу, нут, овес, пшеницу и другое. Информации по этой теме много.

11.Играть в экологичные игры. В двух словах скажу так, не стоит закидывать ребенка пластиковыми игрушками из магазина. Кукол можно шить самим, ведь это сакральная игрушка для девочек. Если мама сошьет куклу сама, то игрушка станет одухотворенной и будет защищать дочку. Пирамидки можно сделать из деревянных брусочков. И так во всем. Вместо магазинного пластилина можно лепить из соленого теста, красить его пищевыми красителями. Детям очень нравится водить хороводы, петь песни и показывать кукольные спектакли.

12. Общаться с живой природой Здороваться с землей и солнышком по утрам, рассказывая своим деткам, что наша планета живая и все понимает. Обнимать деревья. Передавать привет ветру. Я рекомендую, как можно чаще выезжать семьей на природные объекты, в лес, на водопады, озера, моря, где ребенок может восстанавливать свою целостность в соединении с природой. Ребенку важно бегать босиком по земле, рассматривать бабочек, копаться в песке, прыгать на волнах. В эти моменты происходит невероятно важное соединение ребенка с живой и мудрой природой, восстановление целостности души и тела, что понемногу теряется, когда человек живет в городе, среди искусственных ценностей.

14. Придумать свой небольшой ритуал перед едой. Пусть у кого-то это будет молитва, у кого-то момент тишины и благодарности земле за ее дары, а кто-то другой придумает что-то свое, доброе и красивое. Мы можем поделиться своей песенкой, которую мы поем перед едой, взявшись за руки: «Спасибо солнце, спасибо земле, за то, что есть еда на столе. И пусть у каждого на Земле, будет еда на столе»

Таким образом, приобщая детей к экологической культуре, мы способствуем гармоничному развитию личности, в чем так нуждается современное общество.

Источник

Опыт работы «Экология для малышей»

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышей Русакова
Опыт работы «Экология для малышей»

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как на этом этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. В дошкольном возрасте у ребенка происходит формирование самых глубоких и важных человеческих чувств,хотя и в очень наивной и примитивной форме: честности, правдивости, чувства долга, любви и уважения к труду, чести и собственного достоинства, любви к Родине.

Решение этой проблемы возможно только при наличии экологического сознания у взрослых, готовности дошкольных педагогов осуществлять на практике экологическое воспитание детей, пропагандировать и вовлекать их в совместную работу. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. Поэтому перед педагогами встает задача формирование у дошкольников основ экологической культуры.

Формирование экологическойвоспитанности дошкольника предполагает решение следующих задач:

1. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности природы и правилах поведения в ней;

2. Формирование умений разнообразной деятельности в природе и становление экологически ориентированного взаимодействия с ее объектами;

3. Накопление детьми эмоционально- позитивного опыта общения с природой.

Дети – существа нежные, но могут быть и очень жестокими. Это происходит не из-за желания быть таким, но от непонимания последствий. Чаще всего ребенок, ломающий цветы на клумбе, оставляющий мусор, просто не знает, к чему это приводит; для него подобные действия – просто развлечение, не отличающееся от прочих. Каждый ребенок по своей природе исследователь. Пока дети не утратили интерес к познанию, исследованию окружающего мира, нужно помогать им, открывать как можно больше тайн живой и неживой природы. Экологическое воспитание младших дошкольников направлено на развитие у детей понимания ценности каждого живого существа, его индивидуальности. Познакомить детей с растениями, научить любить и ценить их – дело не из лёгких. И наша задача, как педагогов детского учреждения, на основе эмоционально-эстетического восприятия детей направлять их к познанию окружающей природы, формировать правильные представления, воспитывать бережное отношение ко всему живому.

В настоящее время в дошкольной педагогике уделяется огромное внимание экологическому воспитанию детей. В каждой комплексной программе раскрывается раздел экологического воспитания. Мною были изучены и проанализированы разделы по экологиив программах воспитания и обучения детей в детском саду: программы экологической направленности. Но все они сходятся в том, что начинать эту работу необходимо с регионального материала. Для решения задач экологическоговоспитания я опираюсь на следующие программы: «Юный эколог» С. Н. Николаевой, «Открой себя» Е. В. Релеевой, «Наш дом – природа» Н. А. Рыжовой, «Мы» Н. Н. Кондратьевой. Элементы этих программ я внедряю в свою работу. Понимание значимости экологических проблем все это позволяет проводить обширную целенаправленную работу с детьми в данном направлении. Для меня оно стало приоритетным в воспитании и обучении детей.

В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников.В методическом кабинете имеется: природоведческая литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры экологического содержания. Экологические знания включаются во все занятия и другие виды детской деятельности. В целом занятия по экологиипроводятся в двух направлениях: эстетическое и рационалистическое воспитание. На занятиях дети получают знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о животных и растениях других материков, о человеке, как части природы. Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что? Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологический калейдоскоп” и т. п. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной).Формы и методы работыс детьми использую самые разнообразные: это экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы познавательно-эвристического характера, разнообразные сюжетно-ролевые, дидактические и развивающие игры, игровые упражнения, эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи. По мере возможности, в зависимости от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения,упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения: “Цветок”, “Медвежата выздоровели”, “Северный полюс” и др. Используя разные типы занятий в своей работе по экологическому воспитанию, я отдаю приоритет углубленно-познавательным и обобщающим занятиям, которые направлены на выявление причинных связей в природе, на формирование обобщенных представлений. Очень интересно проходят занятия с детьми по опытно-экспериментальной деятельности в “Лаборатории природы”. Дошкольники очень любознательны, они с интересом присматриваются к окружающей действительности, стремятся проникнуть в её тайны, поэтому стараюсь не упустить очень важный вид деятельности детей экспериментирование. Это разнообразные опыты с водой, снегом, сыпучими и несыпучими веществами, растворимыми и нерастворимыми и многое другое.

Опыты необходимы для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты проводятся чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети стараются самостоятельно подойти к суждениям, умозаключениям. Уточнялись их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.).Детям задавались вопросы: “Какой песок легче – сухой или мокрый?”, “Что тонет в воде – камень, песок или дерево?”, “Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?”, “Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?” и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развитию наблюдательности и мыслительной деятельности.

Помимо лаборатории в группе имеется «Природный уголок», в котором есть разнообразные комнатные растения разных стран. Ведётся картотека комнатных растений.Дети с удовольствием помогают ухаживать за растениями: с утра трогая почву пальцем, понимать, что нужно полить и взрыхлить землю. Когда дети наглядно видят положительный результат труда, то очень гордятся своими успехами. Заботясь о природе, дети не будут зря рвать цветы, ломать ветки. Важно отметить, что «Зелёная зона», действует на детей расслабляющее, здесь дети отдыхают психологически.В природном уголке так же представлены разные климатические зоны: полюс, тропики, пустыня,средняя полоса и различные виды ландшафтов: овраг, горы,равнина,река,болото,водопад,озеро.

Круглый год выращиваем с детьми овощи: летом на грядках, в остальное время на окне «Огород на подоконнике». Дети очень гордятся результатами своего труда. Выращивая отдельные экземпляры культурных растений на окне,такие как: помидоры, перец, укроп, лук, салат, огурцы и. т. д, дети познают их характер, потребности на разных стадиях роста и развития. Результаты своих наблюдений дети фиксируют в дневник.

Очень любят малыши сказки. Сказка является, одним из способов донести до ребенка всю прелесть окружающего мира. Она не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. Она – универсальный учитель. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. В своей работе с детьми я используем произведения доктора педагогических наук Н. А. Рыжовой, которые помогают понять природу, взаимоотношения с ней человека. В занимательной форме они знакомят детей с природными явлениями, их взаимосвязи, с некоторыми понятиями экологии, проблемами влияния человека на природу и многими другими. Сказку, рассказ можно обсудить, обыграть, по их мотивам можно поставить кукольные спектакли, создавать серии иллюстраций. Например, ребята с удовольствием «превращаются» в сказочных персонажей и рассуждают от их имени.

В младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, стихи-потешки, стихи-небывальщины. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое воздействие было максимальным,необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать чувство меры. Задача приобщения ребенка к красоте природы через изображение растений, животных.

Особенность экологического воспитания состоит в большом значении положительного примера в поведении взрослых. Поэтому воспитатели не только учитывают это сами, но и значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания. Родители должны осознать, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если взрослые сами не всегда ему следуют. Например, сложно объяснять детям, что надо беречь природу, если родители сами этого не делают. А разные требования, предъявляемые в детском саду и дома, могут вызвать у них растерянность, обиду или даже агрессию. Однако то, что можно дома, не обязательно должно быть разрешено в детском саду и наоборот. Нужно выделить основное, что потребует совместных усилий от педагогов и родителей. Нужно рассмотреть и обсудить полученные результаты и принять совместное решение относительно окончательного перечня жизненно важных правил и запретов. Выбрав в качестве образца несколько приемов позитивного регулирования поведения детей, можно раскрыть их на конкретных примерах. Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми, я приступила к работе с родителями. Работус родителями провожу в форме: родительских собраний, информационных листов, анкетирования, индивидуальных бесед, ведения экологических дневников. Анкетирование среди родителей, по вопросам экологии и экологического воспитания детей, помогло выявить пробелы в знаниях детей. На основе данных анкет планируется моя дальнейшая методическая деятельность. Работа с родителями отражена на стенде “Для Вас, родители”. Здесь же на протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации. Родители не отказывают в посильной помощи, интересуются проводимой нами работой.

В нашем дошкольном учреждении дети и родители вовлечены в различные экологические мероприятия. Традиционно в нашем детском саду проводятся выставки, конкурсы поделок из природного материала, сделанных детьми и их родителями. Совместно мы провели акции «Ёлочка живи!», «Поможем птицам зимой!», «Смастерим скворечник», «Не загрязняй природу!»… Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Проведение таких конкурсов мотивируют родителей к воспитанию ребёнка в детском саду. Экологические акции очень объединяют педагогов, детей и родителей.

Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта, вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности).Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак, воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту — одна из важных задач детского сада.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейОпыт работы по обучению дошкольников квиллингу В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейОпыт работы «Группа кратковременного пребывания» Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребёнка раннего младшего возраста в детский садик, является.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейОпыт работы «Реализация ФГОС в части работы с детьми дошкольного возраста по духовно-нравственному воспитанию» Здравствуйте,уважаемые коллеги. Хочу рассказать вам о своем выступлении на Муниципальном методическом объеденении педагогических работников.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейОпыт работы. День рождения День рождения! Вспомним своё детство. Как мы ждали этот день! Сколько надежд мы связывали с этим праздником! Конечно, наши родители не.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейОпыт работы по ПДД Опыт работы по ПДД «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дороге посредством ознакомления с правилами.

Опыт оздоровительной работы в ДОУ Оздоровительная работа в дошкольном учреждении В дошкольном учреждении ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм.

Что такое экология для малышей. Смотреть фото Что такое экология для малышей. Смотреть картинку Что такое экология для малышей. Картинка про Что такое экология для малышей. Фото Что такое экология для малышейПортфолио дошкольника «Мой опыт работы» Каждому педагогу хорошо известно, что такое портфолио, какие цели оно преследует и для чего нужно в целом. Портфолио –это своеобразный.

Опыт работы «Путешествия в мир растений» А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотая осень.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *