Что такое эколого просветительская деятельность

Что такое эколого просветительская деятельность

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) – государственные природные заповедники России – являются эколого–просветительскими учреждениями по определению. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» провозглашает экологическое просвещение населения одним из главных направлений деятельности заповедников наряду с охраной природных комплексов и их изучением. В положении каждого заповедника организация экологического просвещения населения рассматривается в качестве одной из основных задач.

Формы и виды эколого–просветительской деятельности заповедников разнообразны и включают в себя традиционные и новаторские направления. В Республике Башкортостан экологическое просвещение является одной из главных функций заповедников.

В Южно – Уральском государственном природном заповеднике до 2001 года оно осуществлялось сотрудниками научно – исследовательского отдела путем популяризации результатов, проводимых в заповеднике научных исследований. С самого начала своего существования заповедник является центром экологического просвещения регионального значения. Научные сотрудники периодически выступали в прессе с интервью и заметками, проводили экскурсии, работали в тесном контакте с прилегающими школами.

Заповедник активно занимается эколого – просветительской деятельностью с целью обеспечения поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимого условия выполнения заповедником своих природных функций, содействия решению региональных экологических проблем, участия в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения. Свою эколого – просветительскую деятельность заповедник осуществляет по следующим направлениям:

— целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения в каждом регионе;

— работа с посетителями;

— тесное сотрудничество со школами и учительским коллективом;

— органами государственной власти и местного самоуправления;

— средствами массовой информации;

— участие в создании единого информационного пространства, обеспечивающего обмен эколого-просветительской информацией и опытом работы;

— постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской деятельности на современном уровне.

Для осуществления эколого – просветительской деятельности в заповеднике в 2001 году создан отдел экологического просвещения. В штат отдела входят пять сотрудников заповедника в лице зам. директора по эколого-просветительской деятельности, методист отдела, специалиста отдела, специалиста по видеотехнике и художника. Помимо специального штата отдела, основная задача которого – экологическое образование посетителей, создана определенная инфраструктура, т.е. база на которой строится сам процесс экообразования. В заповеднике они называются информационно-визитный центр, музей природы и экологическая тропа природы.

Задача визит-центра – многопрофильная работа с посетителями, прежде всего, информационное обеспечение посетителей: где и в какое время можно увидеть те или иные растения, или животных, как следует вести себя при встрече с ними, какие услуги предоставляются с визит-центром и т.д.

Отдел экологического просвещения организует походы – экскурсии в границах ООПТ. Продолжительность их может быть самой разной, от 1-2 часов до нескольких дней. Кроме того отдел проводит игры, викторины, готовит выставки по природным культурным ресурсам ООПТ, проводит лекции, беседы с демонстрацией слайдов и видеофильмов.

Одно из традиционных направлений отдела ЭПД – это работа с СМИ. Особое значение придается сотрудничеству с районными и городскими СМИ г. Учалы, г. Белорецка и Архангельского района.

Успех этой формы эколого – просветительской работы зависит от периодичности и эмоциональной насыщенности информации. В ходе этой систематической работы принципиально налаживается обратная связь с аудиторией путем проведения различных конкурсов, опросов и т.д.

Распространению информации о заповеднике и формированию положительного отношения населения к заповеднику способствует активная рекламно – издательская деятельность. Речь идет об издании красочных рекламных или информационных буклетов, брошюр, значков, фотоальбомов и т.д.

Для демонстрации широким слоям населения красоты, богатства и разнообразия заповедной природы созданы кино и видеопродукция. Это трудная и финансоемкая работа, часть этой работы с успехом используется в передачах местного телевидения.

Экологические экскурсии и познавательный туризм – традиционные и высоко эффективные формы эколого-просветительской деятельности на территории заповедника, т.к. возможность соприкоснуться с миром природы, почувствовать ее и изучить способна превратить посетителей в активных сторонников заповедного дела.

Особое значение приобретает возможность непосредственного ознакомления с заповедной природой лиц, принимающих решения в сфере федеральной и региональной политики, местного самоуправления, бизнеса. При этой форме работы обеспечивается максимальная сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем:

— научно обоснованного выделения и организации посещаемой части территории;

— организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов;

— установления специальных правил поведения посетителей на охраняемой территории, введения ограничений на посещение отдельных участков;

— обеспечения постоянного контроля и слежения за состоянием посещаемой территории.

Особо важным и ответственным направлением эколого – просветительской деятельности, осуществляемой специалистами отдела экологического просвещения является работа со школьниками. Работа со школьниками в Южно – Уральском государственном природном заповеднике направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений и навыков, содействие профессиональной ориентации учащихся.

Составление программ обучения для детей, посещающих заповедник – довольно сложная задача. Дело в том, что этот возраст, в свою очередь, делится еще и на так называемые возрастные фазы. Для каждой из них характерны свои черты, которые как и взрослых, могут либо ограничивать, затруднять процесс восприятия информации, либо, наоборот, стимулировать его. Исходя из этих факторов в заповеднике приняты следующие формы работы со школьниками:

— организация и проведение детских экологических лагерей и экспедиций;

— организация работы школьных лесничеств;

— создание и организация работы детских экологических кружков;

— содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков;

— проведение школьных экскурсий;

— организация конкурсов, викторин, олимпиад, конференций;

— привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Эффективность эколого-просветительских работ усиливается в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных школ. Основными формами вышеупомянутой работы являются:

— организация и проведение тематических семинаров для учителей, в первую очередь для преподавателей биологии, экологии, географии и краеведения,

— участие в организации и проведения курсов профессиональной квалификации,

— проведение методических консультаций для преподавателей.

Экологическое просвещение в заповеднике имеет ряд особенностей по сравнению с так называемым формальным образованием (школа, ВУЗ и т.д.) и неформальным (клубы, кружки):

— во-первых это – синтез двух начал: интеллектуального и духовного, т.е. естественно-научные знания и чувственное восприятие природы. В этом отношении экологическое просвещение в ООПТ среди прекрасной природы, призвано соединить в себе интеллектуальный и духовный компоненты с равной долей внимания к ним.

— во-вторых – огромный разброс аудитории – от малых детей до глубоких стариков.

— в третьих – какие бы серьезные проблемы ни поднимались в программах образования в заповеднике, сколь глобальны ни были бы их масштабы, прежде всего они решаются здесь – на местном материале. Решение таких проблем обязательно должно способствовать улучшению местной экологической обстановки.

— в четвертых – широкие возможности любой охраняемой природной территории для проведения природоохранных работ силами посетителей добровольцев.

— и, наконец, содействие переориентации представления людей о целях и задачах заповедника в целом.

Экологическое образование, а так же разработка и внедрение научных методов экообразования являются одной из приоритетных задач наряду с охраной природы, мониторингом природной среды, сохранением историко-культурных объектов и т.д. Только совместное решение перечисленных выше задач может обеспечить полноценный и эффективный результат деятельности в этом направлении.

Общение с прекрасной и здоровой, а не измученной и угнетенной природой – это наилучшая почва для воспитания патриотизма и ответственности за судьбу родного края и Земли в целом.

Источник

Экологическое просвещение населения

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Распространение системы экологического просвещения в настоящее время является одной из самых актуальных задач для всех цивилизованных государств. Ведь ее решение представляет собой важнейшее условие в устранении проблем нестабильности природной среды. Кроме этого, экологическое воспитание, образование и просвещение населения способно обеспечить устойчивое развитие общества в целом.

Глобальная проблема современности

В настоящее время во всем мире возникла необходимость в безотлагательном решении экологического вопроса. Многие исследователи, работающие в различных областях науки, буквально бьют в колокола в попытке донести актуальность проблемы до тех, кто обладает правом принимать решения на государственном уровне. Но, к сожалению, лишь небольшая часть чиновников осознает, насколько опасно промедление в этой сфере.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

А ведь любое неверно принятое государственным деятелем решение способно привести к необратимым последствиям, результатом которых явится природный коллапс.

Уровень экологического просвещения

Что мы имеем на данный момент? Многими учеными признается тот факт, что экологическое просвещение, рассматривается ли оно на уровне политического деятеля или рядового гражданина, все еще остается достаточно низким. При этом человечество пока еще не осознает всей трагедии, находящей свое выражение в стремительном уничтожении природных богатств.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Только те исследователи, которые непосредственно занимаются данной проблемой, до конца понимают всю масштабность надвигающегося кризиса, а также его возможных последствий. Именно поэтому экологическое просвещение столь актуально на всех уровнях социальных слоев общества.

Немного истории

Вопросы экологии интересовали людей с давних времен. Однако только в 20-м в. пропаганда природоохранных мероприятий приобрела свое практическое значение.

Экологическое просвещение исторически прошло несколько этапов. Первый из них взял свое начало по окончании Второй мировой войны. Именно тогда, в 1948 г., возникла новая организация – МСОП (Международный союз охраны природы и природных ресурсов). Одной из основных его задач стало распространение знаний о природе, восстановлении и сохранении ее богатств, то есть экологическое просвещение населения. В уставе МСОП по данному вопросу указано, что Союз поощряет и рекомендует любые международные и национальные мероприятия, способствующие сохранению природы во всех частях света и во всех средах (в воде, почве и в лесах). При этом МСОП ставит своей целью распространять новейшие технические и научные достижения в области охраны окружающей среды, а также использовать и широко распространять обширные программы пропаганды и экологического просвещения населения, чтобы общественное мнение глубоко осознало идею необходимости защиты природы. Уже к 70-м годам прошлого века подобная деятельность начала охватывать не только развитые, но и другие страны.

Второй этап в экологическом образовании и просвещении населения начался после того, как такими организациями, как ЮНЕП и ЮНЕСКО, была утверждена международная программа, предусматривающая развитие системы получения знаний в сфере окружающей среды. Произошло это в середине 1970-х.

Третий этап внедрения в массы экологической культуры и просвещения берет свое начало в 80-х гг. В это время идея непрерывного всеобщего природоохранного образования все более активно начала проникать в сознание различных слоев населения. При этом она стала распространяться в развивающихся странах, где еще совсем недавно к просвещению в этой области относились довольно скептически, считая, что проблемы охраны природы существуют только в странах с высоким уровнем экономики.

Стратегия экологического образования

Какие черты характерны для получения знаний в данной области? Экологическое воспитание и просвещение должны осуществляться на протяжении всей человеческой жизни. При этом на сегодняшний день они являются неотъемлемой частью программы общего образования.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Основные задачи экологического просвещения заключены в сосредоточении населения на практических проблемах. Кроме этого, они призваны помочь осознать ценность окружающей среды, производить содействие коллективному благосостоянию, уделяя основное внимание проблеме выживания людей.

Образование в рассматриваемой сфере не должно быть формальным. При этом оно должно объединяться с другими программами просвещения.

Разновидности экологического образования

В 70-е-80-е гг. произошло формирование структуры просвещения природоохранной направленности. Так появилось формальное экологическое образование, которое ограничивалось рамками программ учебных заведений, и неформальное, охватывающее все общество в целом.

Уровни неформального образования

Подобный тип просвещения в сфере отношения людей к окружающей среде разграничен определенными этапами. Это уровни неформального образования, которые имеют между собой тесную взаимосвязь.Так, распространение знаний в экологической области для детей разного возраста и воспитание в них трепетного отношения к животным и растениям сочетается с открытиями соответствующих просветительских центров, с изданием литературы природоохранной тематики и т. д.

Уровни формального образования

Как происходит экологическое просвещение в учебных заведениях? В формальном образовании выделяют 4 уровня. На первом из них осуществляется пропаганда знаний, тематикой которых служат отношения, возникающие между людьми и природой. Все это происходит в границах дошкольного образования. В указанный период дети получают необходимые знания в форме игры, приобретая при этом необходимые навыки бережного отношения к живому.

Второй уровень экологического образования рассчитан на школьников. Учащиеся получают знания о природе на специальных уроках, а также при прохождении программ смежных дисциплин. В этот период внимание концентрируется на практических исследованиях, которые закрепляют изученный материал.

Экологическое образование в рамках третьего уровня реализуется в средних учебных заведениях и в высших. В них:

— студенты посещают особые курсы;

— создаются специализированные факультеты;

— усиливается экологическая тематика традиционных курсов;

— происходит специализация в сфере изучения различных сторон проблемы, касающейся взаимоотношений человека с его естественной средой обитания (научно-техническая, политическая, социально-экономическая и т. д.).

На третьем уровне студенты начинают осознавать потребность в устранении экологической безграмотности тех людей, которые принимают решения политического характера.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Четвертый уровень формального образования проходят все лица, повышающие квалификацию на соответствующих курсах специальных факультетов.

Основные задачи

Экологическое просвещение в целом, вне зависимости от его разновидности, призвано:

— воспитать таких членов общества, которые хорошо понимают взаимосвязь природы и человека, а также осознают необходимость сохранения экологического равновесия как на региональном, так и на мировом уровне, и постоянно содействуют этому;

— обеспечить поступление точных данных о состоянии природной среды, что позволит обществу принять самые оптимальные решения по ее применению;

— содействовать распространению навыков, умений и знаний, которые нужны человеку для устранения имеющихся экологических проблем, а также для их недопущения в будущем;

— ориентировать людей на то, что при принятии любого решения в сфере окружающей среды особенно важно не забывать о необходимости равновесия между удовлетворением потребностей общества сегодня и возможных последствий таких действий в будущем;

— дать каждому члену общества осознание его причастности к сохранению природы.

Экологическая культура

Чего позволяет добиться осознание масштабности и остроты проблем с окружающей средой, а также выявление их мирового характера? В совокупности с системой соответствующего просвещения оно создает прекрасные предпосылки для формирования у людей экологической культуры. Она позволяет представить взаимоотношения, которые имеют место у человека с природой, в виде нравственной проблемы.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Экологическая культура – это совокупность духовных и материальных ценностей, а также методов деятельности людей, обуславливающих соответствие социокультурных процессов по сохранению окружающей среды.

Роль политических аспектов

Утверждение экологической структуры неизменно вызывает переход от полученных знаний к осознанию. Оно-то и станет основным мотивирующим фактором, определяющим деятельность любого человека.

Особая роль в условиях надвигающегося экологического кризиса отводится исполнительным структурам человеческого общества, особенно политическим институтам. В этом случае изучению в первую очередь подлежат политические аспекты, которые имеют непосредственную связь с глобальной динамикой природных изменений. Происходит формирование особого образования. Оно носит название эколого-политологического. Основной целью такого просвещения является урегулирование решений, принятых органами власти, оказывающих влияние на нарастание мировых проблем окружающей среды.

Роль библиотеки в повышении природоохранных знаний

К сожалению, пока еще большое количество людей не до конца осознает те проблемы, которые существуют на нашей планете применительно к окружающей среде. Об этом ярко свидетельствуют события, происходящие в последние годы. Среди них вырубка лесов, загрязнение воздуха и т. д. Все это привело к решению проводить экологическое просвещение населения в библиотеке. Ее роль в этом случае сложно переоценить.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Почему именно библиотека? Да потому, что она представляет собой целое собрание информационной базы, которой нет ни в одном учреждении культуры. Кроме этого, в библиотеке работают грамотные люди, получившие высшее образование и готовые пропагандировать экологические идеи. Все эти компоненты в совокупности позволяют сделать данное учреждение незаменимым элементом системы природоохранного просвещения.

Основные направления деятельности

План экологического просвещения в библиотеке предусматривает:

— партнерство с теми организациями, которые заинтересованы в развитии природоохранного образования, считая подобное направление престижным и позволяющим сформировать положительный имидж компании;

— работу по комплексным программам и целевым проектам;

— проведение непрерывного экологического просвещения с формированием гражданской позиции при применении индивидуальных и массовых форм работы;

— осуществление научно-методической деятельности, в процессе которой изучаются потребности населения в информации.

Проводимые мероприятия

Несмотря на имеющиеся проблемы, работа библиотек в области экологического просвещения населения является целенаправленной и разнообразной. Это становится возможным благодаря программной деятельности, в которую включаются познавательные экскурсии, а также интеллектуальные игры на тему взаимоотношений человека с природой, специальные занятия по данной тематике, участие в народных празднованиях, проведение встреч с интересными людьми.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Мероприятия по экологическому просвещению в библиотеках становятся максимально эффективными благодаря тесному сотрудничеству и взаимосвязям с природоохранными организациями, частными лицами и предприятиями. Именно поэтому вся работа координируется с различными специалистами. Это и инженеры-экологи, и специалисты отдела культуры, и сотрудники организаций, занимающихся природными ресурсами и охраной окружающей среды и т. д.

В перечень мероприятий по экологическому просвещению населения включаются:

— познавательные заочные путешествия;

— экологические акции и лектории;

— открытые просмотры документов и литературы, касающихся проблем экологии;

— проведение бесед и круглых столов, выставок и обзоров по вопросам охраны природы.

Разнообразие форм, применяемых для проведения мероприятий, позволит населению более серьезно подходить к существующим проблемам в сфере экологии.

Источник

Эколого-просветительская деятельность

Работа отдела экологического просвещения национального парка «Кодар» направлена на все возрастные группы, как местных жителей, так и гостей Забайкальского края.

Цели эколого-просветительской деятельности

— обеспечение поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения как необходимое условие выполнения национального прака своих природоохранных функций;
— участие в формировании экологического сознания и развития экологической культуры населения;
— содействие решению региональных экологических проблем

Задачи экологического провсещения

— целенаправленная систематическая работа со всеми группами населения;
— работа с посетителями особо охраняемых природных территорий;
— сотрудничество с образовательными учреждениями, органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации и другими заинтересованными организациями;
— содействие в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;
-формирование в заповеднике необходимой организационной и материально-технической базы эколого-просветительской деятельности;
— постоянное развитие и укрепление методической базы для проведения эффективной эколого-просветительской работы на современном уровне: аккумулирование соответствующего отечественного и зарубежного опыта, а также разработка собственных методических материалов.

Основные направления эколого-просветительской деятельности:

— Взаимодействие со средствами массовой информации (выступления в региональной и местной печати, по региональному и местному телевидению и радио, подготовка пресс-релизов, проведение совместных акций и мероприятий, издание специализированных приложения к местной газете).
— Рекламно-издательская деятельность (разработка, изготовление и тиражирование информационных буклетов, календарей, плакатов, листовок, брошюр, фотоальбомов, наборов открыток, календарей, почтовых конвертов, значков и иных сувениров с изображением символики, природных комплексов и объектов национального парка);
— Создание аудио-, кино- и видеопродукции;
— Музейное дело и организация информационных центров для посетителей;
— Экологические экскурсии;
— Работа со школьниками (экологическое просвещение детей разного возраста – работа с учреждениями дошкольного образования, общеобразовательными

Источник

Эколого-просветительская деятельность

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Эколого-просветительская деятельность в ГРПП согласно п.7 ст.45 Закона РК «Об особо охраняемых природных территориях» осуществляется в соответствии со следующими целями:

· обеспечение поддержки идей природоохранного дела широкими слоями населения, как необходимого условия выполнения парками функций сохранения биологического разнообразия;

· формирование и развитие экологической культуры.

Мировая практика показала, что охрана природы, основанная лишь на запретительных мерах, малоэффективна. Наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы на территории национальных парков является реальная поддержка обществом их природоохранной деятельности.

В условиях постоянно растущего туристского интереса к ООПТ Казахстана проведение просветительской и разъяснитель­ной работы на высоком уровне приобретает чрезвычайную важность для проектируемого ГРПП. Экологическое просвещение и наличие соответствующего штата является ключевым в создании необходимой атмосферы общения с посетителями. Поэтому работники ООПТ, отвечающие за программы экологического просвещения, должны владеть полной информацией по природным объектам и природным явлениям на территории, иметь навыки по доступному и интересному изложению этой информации.

Исключительно важно, чтобы у посетителей сразу сложилось хорошее впечатление о пребыва­нии на ООПТ, что им рады и готовы ответить на любые вопросы и предоставить всю доступную информацию. Просветительская служба в национальном парке отличается от обычного предоставления информации тем, что это не просто перечисление фактов, а попытка раскрыть суть, значение и взаимосвязи при­родных явлений, дать доходчивое объяснение целей и задач ГРПП в стремлении не только охранять природу, но и сделать понятной деятельность администра­ции по выполнению такой работы. Для посетителей важна общая информация для планирования своей поездки и наилучшего использования времени для реализации своего интереса на OОПТ. Требует навыка и опыта доведение инфор­мации о том, что разрешено и что запрещено в ГРПП, как себя вести, чтобы не нарушать природный режим, не беспокоить посетителей и не нарушать теку­щую работу в ГРПП.

В ГРПП могут использоваться самые различные формы и методы эколого-просветительской работы. Наиболее эффективными из них могут быть признаны следующие:

1. Работа со средствами массовой информации

2. Рекламно-издательская деятельность

3. Создание кино- и видеопродукции

4. Формирование общественных объединений и иных некоммерческих организаций

5. Музейное дело и развитие визит-центров для посетителей

6. Экологические экскурсии и познавательный туризм

7. Экологические праздники и акции

8. Школьные экологические лагеря и экспедиции

9. Школьные лесничества и иные формы работы со школьниками

10. Взаимодействие с учительским корпусом и органами образования

В настоящее время в ГРПП для эколого-просветительских мероприятий используются в основном туристские маршруты. Мировая практика показывает, что наличие вместительного и оснащённого в соответствии с современными требованиями Визит-центра является одним из условий успешного проведения экопросветительской работы в ГРПП, особенно в условиях возрастающей популярности парка и увеличивающегося числа посетителей.

Визит-центр служит визитной карточкой ГРПП, где для каждого посетителя доступно представлена информация об истории создания ГРПП, природных особенностях, современной деятельности, о туристских маршрутах, экологических тропах, местах размещения стоянок для отдыха, ценах на услуги, и т. д.

Цели и задачи Визит-центра:

· повышение информированности населения и расширение знаний об уникальности и разнообразии природы ООПТ.

· организация системы непрерывного экологического просвещения, в первую очередь, детей и молодежи.

· повышение общего культурного уровня населения. Воспитание экологической культуры, чувства ответственности и патриотизма.

· вовлечение населения, особенно молодежи, в практическую деятельность по охране природы.

· содействие экономическому развитию района путем организации устойчивого экологического туризма. Повышение престижа ГРПП на международном уровне.

Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть фото Что такое эколого просветительская деятельность. Смотреть картинку Что такое эколого просветительская деятельность. Картинка про Что такое эколого просветительская деятельность. Фото Что такое эколого просветительская деятельность

Особого внимания требует решение вопроса о высоком уровне квалификации специалистов, занимающихся эколого-просветительской деятельностью в ГРПП. Многообразие категорий и широкий возрастной диапазон посетителей парка, а также различный уровень их экологической и биологической подготовки предусматривают разнообразие приёмов в подаче материала. Кроме этого, учитывая отсутствие в Байдибекском, Отырарском, Арысском и Сарыагашском районах других природоохранных учреждений, ГРПП необходимо стать координатором эколого-просветительской работы в этом регионе. В связи с планами расширения инфраструктуры туризма и экопросвещения у ГРПП появляются дополнительные возможности для проведения экопросветительской работы среди широкого контингента отдыхающих, посещающих ГРПП.

С этой целью необходимо создать полноценную штатную структуру ГРПП. В состав отдела туризма и экопросвещения желательно включить следующих специалистов: начальник отдела, специалисты по экопросвещению, инженер-эколог (Специалист по мониторингу антропогенного влияния и рекреации), Специалисты по рекреации и туризму, Менеджеры по туризму и экскурсиям, Маркетолог, Специалисты по связям с общественностью, Заведующий Визит – центром, сотрудники Визит – центра, Лаборанты.

С учётом территориальной удалённости участков территории, целесообразно предусмотреть создание небольших визитцентров и службы экопросвещения и туризма в каждом филиале.

На летний сезон, при условии большой востребованности существующих и создаваемых маршрутов, необходимо предусмотреть привлечение внештатных гидов на договорной основе из числа подготовленных местных жителей, студентов старших курсов соответствующих специальностей ВУЗов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *