Что такое экономическая модель предприятия
Построение финансово-экономической модели предприятия
Российский бизнес пережил ряд кризисов за последние 3 десятилетия. Пора бы проанализировать причины и следствия, сделать важные выводы на будущее. Одним из выводов может стать необходимость построения и развития финансово-экономической модели предприятия.
Нужно признать, что многие компании малого и среднего бизнеса оказались не готовы к кризисам и были вынуждены с целью выживания судорожно и хаотично проводить реструктуризацию. В статье «Вынужденное сокращение бизнеса» автор поделился своим опытом преобразований, основанных на финансовой модели предприятия. Компании, использовавшие подобный инструмент для рационального сокращения масштабов деятельности, уже оценили его важность.
В этой статье мы хотим напомнить о методике построения финансово-экономической модели, которая может стать инструментом управления сокращением масштабов бизнеса. Для построения такой модели лучше воспользоваться одной из программ бизнес-планирования, имеющихся на рынке. Экономику компании можно промоделировать и в Excel, но
Тем не менее, из методических соображений далее представлена методика построения финансово-экономической модели в Excel, поскольку выбор и описание одной из программ бизнес-планирования не является предметом этой статьи.
Построение модели в Excel начинается с формирования бюджета доходов и расходов (БДР). В обычном варианте бюджетирования плановые значения доходов и расходов представляют из себя константы, определённые при формировании бюджета на основании статистики прошлого периода и планов деятельности компании. При построении финансово-экономической модели эти константы в расходных статьях должны быть заменены на формулы, зависящие от параметров, причём с такой детализацией, которая позволит моделировать различные варианты сокращения бизнеса.
Таким образом, для каждой значимой расходной статьи бюджета доходов и расходов нужно:
В Таблице приведён пример списка некоторых статей БДР с перечнем рекомендуемых параметров.
кол-во сотрудников офиса
объём товарного запаса
программа развития средств ИТ
Расходы по набору работников
Как видно из примера, для построения финансово-экономической модели бизнеса необходимо ввести в таблицы Excel расходы по таким программам, как продвижение, развитие средств ИТ, и рассчитать стоимость таких ресурсов, как транспорт, оргтехника и другие.
Особого внимания требует планирование доходной части БДР. Если методика моделирования расходной части мало зависит от типа продуктового и клиентского рынка, то план доходов строится в каждом случае по-разному. Например, для компаний, работающих на промышленном рынке, наиболее достоверный план основывается на прогнозах наиболее крупных клиентов. Предприятия, участвующие в выполнении федеральных и региональных программ, будут вынуждены учесть данные соответствующих бюджетов. Для компаний, оперирующих на рынке FMCG, можно воспользоваться статистикой прошлого периода, скорректированной с учётом аналитических данных о сокращении потребления на соответствующем рынке в кризисный период.
Теперь перейдём к построению бюджета движения денежных средств (БДДС). БДДС рассчитывается на основе БДР и ряда дополнительных параметров. На Рис. 1 представлена схема расчёта БДДС торговой компании. В представленном примере для расчёта БДДС используются такие параметры как оборачиваемость по складу, условия оплаты реализации клиентами, условия оплаты поставщикам товаров и услуг, планы продаж, планы инвестиционной и финансовой деятельности. Подробнее об этом смотрите в нашем вебинаре «Управление оборотными средствами с помощью БДДС».
Таким образом, мы получаем БДР и БДДС, данные в которых зависят от параметров моделирования. Теперь к модели нужно добавить формулы расчёта финансового результата, и можем приступить к моделированию вариантов сокращения бизнеса. О том, какие данные входят в финансовый результат, можно узнать, посмотрев запись нашего вебинара по ссылке.
В результате работы по моделированию экономики предприятия владельцы компании получают инструмент, позволяющий построить прогноз финансового результата каждого из вариантов сокращения бизнеса. Решение, как всегда, остаётся за человеком и в этот момент понадобится интуиция и опыт руководства. Важно, что решение принимается на основе объективных данных, а не эмоций, которые могут и подвести.
Рис 1. Схема построения бюджетов
Пример финансово-экономической модели в Excel размещён на нашем сайте. Как заказать построение модели можно узнать по представленной ссылке. В разделе «Стоимость финансовой модели» вы узнаете о возможностях оптимизации её цены.
Если вы заполните эту форму, мы подготовим коммерческое предложение, учитывающее особенности вашей задачи.
Как заказать наши услуги
В соответствии со ст. 1274 ГК РФ при публикации материала сайта в Интернете, указание авторства и индексируемая ссылка на источник публикации обязательны.
197183, Санкт-Петербург, Представительство в Москве
Экономическая модель бизнеса
Хочется надеяться, что наиболее острая фаза экономического кризиса позади и самое время проанализировать его последствия, сделать важные выводы на будущее. Одним из выводов может стать необходимость создания и развития экономической модели бизнеса.
Нужно признать, что многие компании малого и среднего бизнеса оказались не готовы к кризису и были вынуждены с целью выживания судорожно и хаотично проводить реструктуризацию. В статье «Минимизация рисков и потерь при вынужденном сокращении расходов бизнеса» автор поделился своим опытом преобразований, основанных на экономической модели бизнеса. Компании, использовавшие подобный инструмент для рационального сокращения масштабов деятельности, уже оценили его важность.
Надеюсь, что на смену кризису придёт подъём экономики и наш бизнес снова начнёт развиваться. Вопрос только в том, как развиваться? Того, кто будет расти спонтанно, хаотично, следующий кризис опять застанет врасплох. У тех же компаний, в которых экономические последствия управленческих решений будут просчитываться и анализироваться, есть шанс не только встретить кризис во всеоружии, но и укрепить своё положение за счёт менее предусмотрительных конкурентов.
В этой статье мы хотим напомнить о методике разработки экономической модели, которая может стать инструментом управления развитием. Для построения такой модели лучше воспользоваться одной из программ бизнес-моделирования, имеющихся на рынке. Экономику компании можно промоделировать и в Excel, но
Тем не менее, из методических соображений далее представлена методика построения модели в Excel, поскольку выбор и описание одной из программ бизнес-моделирования не является предметом этой статьи.
Построение модели в Excel начинается с формирования бюджета доходов и расходов (БДР). В обычном варианте бюджетирования плановые значения доходов и расходов представляют из себя константы, определённые при формировании бюджета на основании статистики прошлого периода и планов деятельности компании. При формировании экономической модели эти константы в расходных статьях должны быть заменены на формулы, зависящие от параметров, причём с такой детализацией, которая позволит моделировать различные варианты развития бизнеса.
Таким образом, для каждой значимой расходной статьи БДР нужно:
В Таблице приведён пример списка некоторых статей БДР с перечнем рекомендуемых параметров.
Статьи
Параметры
кол-во сотрудников офиса
объём товарного запаса
программа развития средств ИТ
Расходы по набору работников
Как видно из примера, для формирования экономической модели необходимо ввести в таблицы Excel расходы по таким программам, как продвижение, развитие средств ИТ, и рассчитать стоимость таких ресурсов, как транспорт, оргтехника и другие.
Особого внимания требует прогнозирование доходной части БДР. Если методика моделирования расходной части мало зависит от типа продуктового и клиентского рынка, то прогноз доходов строится в каждом случае по-разному. Например, для компаний, работающих на промышленном рынке, наиболее достоверный прогноз основывается на прогнозах наиболее крупных клиентов. Предприятия, участвующие в выполнении федеральных и региональных программ, будут вынуждены учесть данные соответствующих бюджетов. Для компаний, оперирующих на рынке FMCG, можно воспользоваться статистикой прошлого периода, скорректированной с учётом аналитических данных о сокращении потребления на соответствующем рынке в кризисный период.
Теперь перейдём к построению бюджета движения денежных средств (БДДС). БДДС рассчитывается на основе БДР и ряда дополнительных параметров. На Рис. 1 представлена схема расчёта БДДС торговой компании. В представленном примере для расчёта БДДС используются такие параметры как оборачиваемость по складу, условия оплаты реализации клиентами, условия оплаты поставщикам товаров и услуг, планы продаж, планы инвестиционной и финансовой деятельности.
Таким образом, мы получаем БДР и БДДС, данные в которых зависят от параметров моделирования, и можем приступить к моделированию вариантов развития бизнеса.
В результате работы по моделированию экономики предприятия владельцы компании получают инструмент, позволяющий просчитать прогноз финансового результата и рисков каждого из вариантов развития бизнеса. Решение, как всегда, остаётся за человеком и в этот момент понадобится интуиция и опыт руководства. Важно, что решение принимается на основе объективных данных, а не эмоций, которые могут и подвести.
Экономическая модель, как основа деятельности любой организации
Хотелось бы сразу отметить, что это только введение в понимании экономической модели. В дальнейшем, понятие экономической модели будет рассмотрено более развернуто.
Существование любой организации строится на видении высшего руководства. Какой должна быть эта организация? Какие есть основные конкуренты и потребители? Какие сильные и слабые стороны предприятия? Как должна осуществляться экономическая деятельность? На все эти вопросы должна ответить экономическая модель или финансово-экономическая модель организации.
Что же из себя представляет экономическая модель организации? Во-первых, экономическая модель организации должна быть составлена как документ, который должен быть доведен до каждого сотрудника, а так же во время актуализироваться. Во-вторых, данный документ должен быть разделен на
а) описательную часть, где описывается деятельность организации, ее основные фонды, конкуренты, рынок, потребители, а так же сильные и слабые стороны, внешние факторы влияющие на предприятие. При составления описательной части про деятельность организации следует воспользоваться существующим опытом предприятия, при описания самой себя, а так же маркетинговыми исследованиями внешних и внутренних факторов компании и государственным документов как местным, так и федеральным: «Стратегия развития до ХХХХ года»;
б) расчетную часть, где рассчитываются все доходы и расходы организации и выводится финансовый результат. Так же здесь моделируется стратегического развитие предприятия, с учетом внешних факторов, основываясь на которых мы реализуем планы предприятия по увеличению объема продаж или по выпуску новой продукции или по захвату ниши рынка и т.д. Основа расчетной части служит расчет безубыточности организации, то есть собираются данные по основным расходам предприятия и высчитывается каким должен быть доход, что бы покрыть все затраты и получить в итоге финансовый результат равному 0. Иначе говоря,
Безубыточность = Доход — Расход = 0.
Задокументированая экономическая модель организации является основной для составления любого плана организации, в особенности бюджета предприятия. В свою очередь экономическая модель всегда должна быть под мониторингом и своевременно актуализироваться, минимум раз в год. Если мы будем говорить простым языком, то экономическая модель представляет собой Бюджет Доходов и Расходов на длительный период с запланированным Бюджетом Движения Денежных Средств и расчетом Безубыточности, а так же содержит в себе цели организации, описания самой организации ее продукта, а так же внешних и внутренних факторов предприятия. Данный документ является стратегией развития предприятия минимум на 5 лет.
Вопрос 5. Экономическая модель предприятия.
Предприятие как субъект рыночной экономики – это сложная многоуровневая система, имеющая свою динамичную структуру и процедуры функционирования.
Экономическая модель – это упрощенное представление экономической действительности, позволяющее выделить наиболее важные взаимосвязи изучаемых экономических процессов и явлений.
Предприятие является открытой системой, которая, в свою очередь, состоит из отдельных частей. Эти подсистемы формируются исходя из принципов разделения труда и соответствуют основным функциональным сферам предпринимательской деятельности.
Маркетинг – система управления производственно–сбытовой деятельностью предприятия, определение потребностей покупателей, осмысление этих потребностей с точки зрения производственных возможностей предприятия, планирование и управление разработкой изделий и услуг, определение цен и продвижение товаров к покупателям.
Снабжение (материально–техническое) – приобретение, хранение и подготовка к использованию в процессе производства необходимых материально–технических ресурсов. Материально-техническое снабжение является исходным пунктом организации процесса производства.
Кадровое обеспечение – система подбора, подготовки, расстановки, стимулирования и использования трудовых ресурсов.
Производство – организация технологической производственной деятельности предприятия по изготовлению качественной продукции и оказанию качественных услуг потребителям. В рамках производственного процесса происходит обработка сырья и материалов, которые были получены с помощью материально-технического снабжения.
Сбыт – организация и управление товарными потоками, направляемыми от предприятия к потребителям.
Финансы – система формирования, распределения и использования денежных ресурсов предприятия. Материально-техническое снабжение, обеспечение квалифицированной рабочей силой, производство продукции, ее последующий сбыт непосредственно связаны с финансовым обеспечением.
Такая упрощенная экономическая модель предприятия показывает лишь принципиальные внутренние взаимосвязи, определяющие деятельность предприятия в условиях рыночной среды. Тем не менее, основные перечисленные функции справедливы для любого предприятия независимо от вида его деятельности, формы собственности, организационно–правовой формы, размера.
Также следует отметить, что любое предприятие в процессе своей деятельности взаимодействует с внешней средой: привлекаемые предприятием экономические ресурсы перерабатываются им в продукцию (товары, услуги) и вновь возвращаются во внешнюю среду для продажи. На этот процесс оказывают непосредственное влияние контрагенты предприятия: поставщики, покупатели, конкуренты, инвесторы, кредиторы и др.
Таким образом, предприятие – это сложная открытая система, состоящая из взаимосвязанных подсистем, и тесно взаимодействующая с внешней средой.
Контрольные вопросы:
1. Почему предприятие называют основным звеном экономики?
2. Что такое элементы экономики предприятия?
3. В чем состоят основные цели деятельности предприятия?
4. Какие формы собственности предприятий вы знаете?
5. Включаются ли налоги в цену продукции предприятия?
6. Что такое система цен?
7. Ценообразование: это функция государства или предприятия?
8. Каковы основные элементы внутренней среды предприятия?
9. Каковы основные контрагенты внешней среды предприятия?
10. Каким образом изменение политических условий влияет на деятельность предприятий?
Тестовые задания:
1. Экономика предприятия является …
а) фундаментальной наукой
в) прикладной наукой
г) естественной наукой
2. Состав организационно-правовых форм для российских предприятий установлен …
а) в Налоговом кодексе
б) в Гражданском кодексе
в) в Административном кодексе
г) в Таможенном кодексе
3. Предприятие самостоятельно решает …
а) что и сколько производить
б) что и сколько покупать
в) сколько и кому платить налогов
4. Примерами экономических ресурсов являются …
б) трудовые ресурсы
в) солнечная энергия
г) информационные ресурсы
5. Экономическая природа цены проявляется в ее …
а) функциях
6. Процесс формирования цен на товары и услуги называется …
в) ценообразованием
7. По уровню взимания налоги делятся на …
а) федеральные
б) региональные
8. Предприятие является …
а) открытой системой
б) полуоткрытой системой
в) закрытой системой
9. В число подсистем предприятия входят…
а) производство
б) трудовые ресурсы
в) финансы
г) маркетинг
10. Некоммерческие организации …
а) могут получать прибыль
б) не могут получать прибыль
в) не могут получать прибыль, т.к. это противоречит законодательству
Тема 2. Экономические ресурсы предприятия
Содержание темы:
1.Имущество предприятия: понятие и состав.
2.Основные фонды предприятия.
3.Оборотные фонды предприятия.
Цель и задачи изучения темы: рассмотрение роли и сути имущества предприятия; классификация основных и оборотных фондов.
Теоретический материал темы 2.
Вопрос 1. Имущество предприятия: понятие и состав.
Имуществом предприятия являются все материальные и нематериальные элементы, которые предприятие имеет и использует в производственной деятельности.
Состав имущества – это совокупность материальных, нематериальных и финансовых элементов (активов), принадлежащих предприятию, и используемых для осуществления его деятельности.
Активы представляют собой имущество, принадлежащее предприятию на правах собственности и имеющее денежную оценку.
Таким образом, имущество характеризуют два основных признака:
· владение на правах собственности;
· денежная (стоимостная) оценка.
Материальные активы – здания, оборудование, сырье, готовая продукция и пр.
Нематериальные активы – патенты, торговые марки (товарные знаки),бренды, деловая репутация предприятия, авторские и иные права, и другие виды интеллектуальной собственности.
Финансовые активы – денежные средства в кассе предприятия и на расчетном счете предприятия в банке, ценные бумаги, вклады в уставный капитал других предприятий.
Необходимо подчеркнуть, что, говоря об имуществе, мы в меньшей степени имеем в виду его материальные и функциональные характеристики, – этим занимаются другие прикладные науки. Для экономики предприятия важна, прежде всего, его стоимостная оценка.
Имущество предприятия первоначально создается за счет имущества, переданного ему учредителями в виде вкладов (взносов) в уставный капитал, в процессе успешной хозяйственной деятельности предприятия имущество увеличивается.
Имущество предприятия отражается в активе баланса в составе внеоборотных и оборотных активов. Активы формируются обезличенно за счет различных источников средств (отражаемых в пассиве баланса) и являются собственностью предприятия.
Имущество предприятия обычно обособлено от имущества его учредителей, участников и работников. Предприятие отвечает по своим долгам всем принадлежащим ему имуществом, на которое могут быть обращены иски кредиторов и хозяйственных партнеров в случае невыполнения предприятием своих обязательств.
В процессе производства предприятие использует различные виды ресурсов. Обычно выделяют три основных вида экономических (производственных) ресурсов: средства труда, предметы труда, живой труд. Или как их еще называют – производительные силы. Между ними существуют различия по функциональной роли в производственном процессе, а средства труда и предметы труда различаются и по натурально–вещественному составу. Поэтому рассмотрим каждый из обозначенных видов ресурсов отдельно.
Последнее изменение этой страницы: 2017-05-11; Просмотров: 556; Нарушение авторского права страницы
Финансовая модель: зачем нужна и как ее построить
Как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если нет ресурсов нанимать финансового консультанта
Лариса Баневич
Финансовая модель показывает, что влияет на чистую прибыль бизнеса и как ее увеличить. Она помогает собственнику понять, стоит ли открывать новый бизнес или направление, а еще покажет, что сейчас мешает бизнесу больше зарабатывать и какие показатели стоит улучшить.
Что такое финансовая модель
Финансовая модель — таблица со связанными показателями и аналитической запиской. В ней собрана вся информация, как, сколько и за счет каких показателей бизнес зарабатывает или будет зарабатывать деньги.
Смысл финансовой модели — не только показать, сколько выручки и прибыли может заработать бизнес, но и дать более детальную информацию, за счет чего можно увеличить или снизить прибыль.
Например, в финмодели подробно расписывается воронка продаж. Это помогает детально увидеть, от чего зависит выручка: от конверсии на сайте или конверсии в покупку в офлайн-магазине.
В аналитической записке пишут выводы из всех собранных цифр. Например, в таблице стало наглядно видно, что конверсия сильно влияет на прибыль, значит, надо ее поднимать. Или прибыль зависит больше от себестоимости, значит, надо искать более дешевого поставщика.
Финмодель универсальна — ей пользуются предприниматели в разных отраслях: строители, логисты, проектные студии, магазины, производственники, разработчики сайтов.
Финмодель не нужно путать с бизнес-планом. Часто в обиходе финмодель путают с бизнес-планом. На самом деле это разные вещи.
Бизнес-план — объемный документ, в котором описан будущий бизнес. Он содержит много разделов: например, общее описание проекта, маркетинг-план, производственный и финансовый планы, анализ рынков и рисков. Бизнес-план показывает, как будет делаться бизнес, а финмодель — какими силами и с каким финансовым результатом.
Зачем финмодель нужна бизнесу
В бизнесе одним из главных критериев успеха является прибыль. И обычно большинство предпринимателей не понимают, сколько конкретно они заработают до конца года.
Часто у предпринимателей можно встретить убеждения, что планировать невозможно. Никто не знает, что случится даже завтра. Но финмодель дает возможность спрогнозировать будущее бизнеса.
Финмодель помогает ответить на вопросы:
Финмодель полезна в двух ситуациях.
Для того, чтобы увидеть в цифрах, взлетит бизнес или нет. Нужна на этапе, когда у предпринимателя есть деньги, бизнес-идея, но нет опыта работы в данной конкретной сфере. Цифры покажут, какую бизнес-модель выбрать, как скорректировать цены и показатели, чтобы бизнес был экономически выгодным.
Для планирования прибыли, определения ключевых точек роста и узких горлышек в уже работающем бизнесе. Финмодель должна показать, где бизнес терпит убытки, где есть потенциал роста, а где можно просто прекратить деятельность.
Кто в компании должен заниматься финмоделью
Собственник. Если компания молодая, у нее еще нет сложных процессов, а данные по выручке и затратам можно собрать вручную — это делает собственник компании, разбирается сам.
Финансовые директор. Если в компании среднемесячная выручка больше 3 млн рублей, работает больше 15 человек и на зарплату уходит больше 700 тысяч рублей в месяц, значит, бизнес-процессы уже сложнее. В этом случае стоит уже нанять финансового директора, чтобы быстро получать нужные отчеты и принимать на их основе бизнес-решения.
Показываем, как самостоятельно составить упрощенную финмодель бизнеса, если у вас на старте нет ресурсов обратиться к финансовому консультанту или хочется самому спрогнозировать развитие на ближайший год.
Структура финансовой модели
Финансовая модель бизнеса состоит из четырех блоков:
Обычно финмодель делают на 12 месяцев, то есть на год. Можно и больше, если понятно, как компания и рынок будут развиваться в длительной перспективе.
Обычно финмодель делают в Google Таблицах или Excel. Надо уметь хотя бы базово работать с формулами, чтобы выстроить зависимости между показателями. Можете воспользоваться шаблоном финансовой модели.
Составляем финмодель в таблице Excel.
Разберем, как составлять элементарную финмодель для будущего бизнеса, на примере компании, которая производит постельное белье и продает его через Инстаграм.
Планируем выручку и воронку продаж
Выручка — это сколько компания отгрузила товаров или оказала услуг.
Выручку считаем по каждому месяцу. В финмодели расписываем подробно всю воронку продаж.
Воронка продаж производства белья может состоять из:
Все эти показатели мы вбиваем в таблицу, цифры берем из прошлогодних показателей либо среднерыночные или желаемые показатели. Если не знаем точно, берем приблизительные цифры.
Это нужно, чтобы прогнозировать размер выручки в разные месяцы и с разными показателями, например, когда мы поменяем в таблице размер конверсии, система автоматически покажет, как изменилась цифра выручки. Это важно для прогнозирования и планирования.
Так мы планируем выручку по каждому месяцу: вбиваем нужные формулы в Excel и таблица сама считает план на год.
Планируем расходную часть
Ниже в таблице считаем расходы, которые компания несет в течение года. Их много, и они разные. В самом общем понимании расходы состоят из постоянных и переменных расходов.
Переменные расходы. Это те расходы, которые зависят от объема выручки. То есть если нет выручки, нет и переменных расходов. Это могут быть расходы на закупку товара, доставку, упаковку, бонусы продавцам — для каждого конкретного вида бизнес они будут свои.
В нашем производстве постельного белья переменные расходы:
Мы можем высчитывать их в абсолютных цифрах в деньгах или в процентах от выручки, все зависит от бизнес-модели.
Переменные расходы нам нужны, чтобы посчитать маржинальную прибыль. Она показывает, сколько компания получила денег после продажи товара или услуги. То есть насколько бизнес эффективно продает свои услуги.
Когда мы поняли, как бизнес продает, переходим к подсчету постоянных расходов — тех, что бизнес понесет в любом случае.
Постоянные расходы могут быть прямыми или косвенными.
Постоянные прямые расходы — те, что прямо связаны с направлением бизнеса.
Например, у производства два цеха: массовый пошив и пошив на заказ. У каждого свой цех, разные сотрудники, расходы.
В нашем примере в компании, которая сама же производит постельное белье и сама его продает, к постоянным прямым расходам отнесем:
Этих расходов может не быть, все зависит от вида бизнеса. Например, у консалтинговой компании, где есть только персонал, офис и компьютеры, мы сразу идем считать постоянные косвенные расходы — об этом ниже.
Валовая прибыль. Еще одна строчка в таблице, которая покажет промежуточный результат в наших подсчетах перед косвенными расходами. Это валовая прибыль.
В целом она показывает, насколько эффективно вообще то или иное производство, магазин, направление в бизнесе. Например, может оказаться, что пошив постельного белья на госзаказ приносит валовую прибыль, а индивидуальный пошив только дает минус.
Но валовая прибыль — это еще не чистая прибыль компании. Поэтому дальше считаем постоянные расходы, которые требуются на обслуживание бизнеса и привлечение клиентов, независимо от того, сколько у нее производств или направлений.
Постоянные косвенные расходы. Это те расходы, которые бизнес несет независимо от того, есть у него выручка или нет.
В нашей компании по продаже белья к постоянным расходам можно отнести:
Когда мы расписали все расходы по месяцам, ниже рассчитывается тот самый EBITDA — показатель операционной прибыли.
Этот показатель очень важен. Он показывает, насколько бизнес вообще способен генерировать прибыль. Если операционная прибыль отрицательная, это значит, что такой бизнес не жизнеспособен или требует кардинальных изменений в структуре.
Рассчитываем чистую прибыль
Даже после расчета EBITDA мы до сих пор не понимаем, насколько жизнеспособен бизнес, может ли он потянуть на себе налоги, амортизацию и кредиты и оставить еще, что собственник может положить в карман или направить на развитие бизнеса дальше.
Амортизация. Рассчитывается из времени службы техники и показывает, как этот ресурс техники изнашивается.
В каждом бизнес своя техника — ее экономисты называют основными средствами. В нашем примере это швейные машины, оверлоки. Мы их купили за 200 000 ₽ и планируем использовать 5 лет.
Кредиты и налоги. Здесь указываем, сколько налогов и сколько процентов по кредитным обязательствам мы должны каждый месяц.
В нашем производстве кредитов нет, но есть налог на УСН 6%.
Вот теперь можно посчитать чистую прибыль, а также рентабельность по чистой прибыли.
Рентабельность по чистой прибыли показывает сколько копеек компания заработала на 1 ₽ выручки. Она помогает понять, сколько денег собственник может вывести себе в качестве дивидендов или вложить в развитие бизнеса.
Считаем, сколько у нас денег в кассе, и планируем движение денежных средств
Это сложная часть для новичков. До этого момента мы поняли, какие именно показатели влияют на прибыль и выручку: конверсия, себестоимость материалов, переменные и постоянные расходы — и прикинули, насколько вообще прибыльный бизнес.
Эти расчеты не дают полной картины того, как именно будут двигаться деньги внутри бизнеса от месяца к месяцу. Дело в том, что деньги поступают и тратятся в разное время, по разному графику, поэтому чистая прибыль почти никогда не равна деньгам в кассе.
Бывает, что в компании по всем отчетам прибыль есть, а денег в кассе нет. Или наоборот: денег полный сейф, а в отчетах убыток. Самая болезненная ситуация, когда по отчетам прибыль есть и вроде все идет неплохо, а в реальности в конце месяца платить зарплату нечем, — это называется кассовый разрыв.
Вот тут продолжение финмодели поможет разобраться, что именно создает эту разницу между деньгами в таблице и деньгами в реальности.
Для этого нужно рассчитать операционный оборотный капитал.
Сразу объясним каждый пункт из формулы.
Запасы — стоимость продукции, которая сейчас лежит у вас на складе или едет к вам от поставщика.
Дебиторская задолженность — сколько вам должны, то есть сколько вы оказали уже услуг или продали товаров, за которые вам еще не заплатили деньги.
Кредиторская задолженность — это сколько уже должны вы.
Оборотный капитал — это замороженные деньги бизнеса. Если оборотный капитал положительный, значит, компания не использует свои деньги. Если оборотный капитал отрицательный, значит, компания уже пользуется чужими деньгами, которые надо будет возвращать.
Когда собственник видит, из чего состоит оборотный капитал и при каких условиях появляется кассовый разрыв, он может влиять на процессы и управлять запасами и задолженностью.
Например, может оказаться так, что вся чистая прибыль компании съедается запасами на складе и тем, что компания платит своим поставщикам авансом, а получает товары гораздо позже. Или наоборот, что услуги оказываются в одно время, а деньги клиент платит с большим опозданием. Эти моменты как раз и создают кассовый разрыв.
Наше производство белья платит ткацкой фабрике за заказ на несколько тонн тканей сегодня, но сами ткани приедут только через 30 дней. Финмодель может показать, что при тридцатидневной отсрочке компании не хватает денег и появляется кассовый разрыв, а если поменять срок на 28 дней, то денег хватает. Отсюда можно сделать вывод, что надо передоговариваться с фабрикой о сроках поставки.
Дополнительно можно рассчитать движение денежных средств, баланс и рентабельность собственного капитала. Но это уже сложнее, в статье мы это разбирать не будем. Скажем, что основной их смысл — увидеть, как именно двигаются деньги в компании, понять богатство компании и оценить, насколько привлекательным является бизнес с точки зрения привлечения инвестиций.
Расчет полноценной финансовой модели — трудоемкий процесс и требует глубоких профессиональных знаний. Специалисты помогут быстро рассчитать ROI, ДДС и свести баланс как для нового, так и для уже развитого бизнеса.
Зачем так много всего считать и что это дает
Таблица в итоге может получиться объемной и пугающей, но она позволяет проследить взаимосвязи в бизнесе. Можно поменять какой-нибудь показатель в таблице на уровне воронки продаж и увидеть, как именно это сказывается на чистой прибыли за год.
Например, ставим большие или меньшие цифры конверсий, заходов на сайт, себестоимости материалов, бонусов продавцам, сроков поставок и смотрим, где прибыль увеличилась и на сколько, а когда снизилась и на сколько. Путем такой игры с показателями в таблице мы видим, что именно и как влияет на прибыль: себестоимость материалов, размер конверсии или количество заходов на сайт.
У каждого показателя есть конкретные имя и фамилия человека, который за этот показатель отвечает. То есть финмодель помогает определить план для конкретного сотрудника и оценить эффективность его работы.
В нашем производстве постельного белья ключевыми показателями являются просмотры в Инстаграме, конверсия в заявку и конверсия в продажу, из которых складывается итоговое число заказов.
У этих трех показателей могут быть три разных ответственных человека: Света, Антон и Мария. Так вот, если Света в этом году будет редко давать таргетированную рекламу и число просмотров в Инстаграме снизится, это автоматически повлияет на снижение заказов и всей выручки компании.
Финмодель покажет, как именно это скажется на выручке. Условно: если Света стала работать плохо и ее плановый показатель по просмотрам в 10 000 человек в день снижается от месяца к месяцу, в финмодели вы увидите, что это может стоить компании несколько миллионов рублей.
Без финмодели может показаться, что просмотры — это не так уж важно, можно дать Свете еще один шанс. Но когда вы посчитаете, сколько именно убытков может приносить плохая работа каждого конкретного сотрудника, сразу появится понимание, когда из них стоит заменить и как распределить ресурсы.
Или, например, менеджер по продажам Антон вместо конверсии в продажу 7% стал выдавать 6% — компания потеряла условно 5 млн рублей за год. Всего 1% — но в целом влияет на большие суммы в компании. Без финмодели не увидеть этой четкой зависимости.
Чем еще помогает финмодель. Финансовая модель компании помогает понять, от какого вида деятельности можно отказаться, где повысить план для отдела продаж, маркетинга или отдела закупок, где передоговориться с поставщиками или сделать еще, что повлияет именно на ваш конкретный вид бизнеса.
Например, закрыть магазин, который убыточен по валовой прибыли.
Изменить систему оплаты труда, перейти на процентную систему, если расходы на ФОТ носят постоянный характер, а бизнес не приносит выручки.
Решить, как именно влиять на конверсию. Например, конверсия в покупку из отложенных в корзину товаров маленькая. Тут можно внедрить дополнительную рассылку о том, что товар до сих пор в корзине, отправить СМС об изменении цены или еще. Без финмодели будет сложно понять, что клиенты теряются именно на этом этапе продаж.
Финмодель стоит делать как минимум раз в год. Это поможет следить за тем, куда движется бизнес, что больше всего приносит денег, а что съедает.
Но надо понимать, что финмодель — это не точный бюджет, это примерный прогноз. Поэтому не стоит гнаться за максимальной точностью, главное — правильно построить взаимосвязи.
Финмодель — инструмент планирования: посчитали, определились с планами, поняли, какие показатели нужно улучшить, отложили и пошли работать.
Как отличить качественную финансовую модель от некачественной
Главный показатель качественной финмодели — вы из нее можете сделать выводы, которые потом можно применить в жизни. Например, вы увидели, что снижение закупочной цены материалов сильно влияет на общую годовую прибыль. Это будет повод перестроить работу отдела закупок или поиска нового поставщика.
Главное
Бухгалтерское обслуживание от Тинькофф
Бухгалтер на удаленке без отпусков и выходных:
Сейчас читают
Как подготовить и провести презентацию
Чтобы провести качественную презентацию для инвестора, сотрудников, клиента или на большую аудиторию, нужно правильно подготовиться и помнить о правилах борьбы со стрессом.
Как заработать на елках на Новый год
Продавать новогодние елки — один из самых прибыльных сезонных бизнесов. Узнали у реальных предпринимателей, как заработать на продаже елок
Какие нужны документы на помещение для открытия кафе
Собрали список документов и подробную инструкцию, как получить каждый из них
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания