Что такое экономический суд
СУД ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Смотреть что такое «СУД ЭКОНОМИЧЕСКИЙ» в других словарях:
СУД ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Экономический суд снг — в соответствии с Уставом СНГ орган Содружества, действующий в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ. Место пребывания г. Минск. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических… … Энциклопедия права
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ — один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Э.С. СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанным РФ, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией,… … Юридическая энциклопедия
Экономический и Социальный Совет — ООН (ЭКОСОС) один из главных органов Организации Объединённых Наций, который координирует сотрудничество в экономической, социальной областях ООН и её специализированных учреждений. Содержание 1 Президиум ЭКОСОС 2 Состав ЭКОСОС … Википедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ — суд, созданный на основании Соглашения Совета глав государств Содружества Независимых Государств (СНГ) от 6 июля 1992 г., подписанного представителями десяти государств. К его ведению относится разрешение межгосударственных экономических споров:… … Энциклопедический словарь конституционного права
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия
Экономический союз Бенелюкс — Флаг Бенилюкса Бенилюкс Бенилюкс (Benelux) экономический союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург, который граничит с Францией и Германией. Название союза было образовано и … Википедия
Экономический союз Бенилюкс — Флаг Бенилюкса Бенилюкс Бенилюкс (Benelux) экономический союз в Западной Европе, включающий в себя три монархии: Бельгию, Нидерланды и Люксембург, который граничит с Францией и Германией. Название союза было образовано и … Википедия
Экономический кризис (2008) — Мировой финансовый кризис 2008 года и рецессия конца 2000 х финансово экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная… … Википедия
Экономический кризис 2008 — Мировой финансовый кризис 2008 года и рецессия конца 2000 х финансово экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная… … Википедия
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ
Полезное
Смотреть что такое «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ» в других словарях:
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ — один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Э.С. СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанным РФ, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией,… … Юридическая энциклопедия
Экономический суд снг — в соответствии с Уставом СНГ орган Содружества, действующий в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ. Место пребывания г. Минск. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических… … Энциклопедия права
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ — один из основных органов Содружества Независимых Государств. Статус Э.С. СНГ определен Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г., подписанным РФ, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией,… … Энциклопедический словарь экономики и права
Экономический суд снг — в соответствии с Уставом СНГ орган Содружества, действующий в целях обеспечения выполнения экономических обязательств в рамках СНГ. Место пребывания г. Минск. К его ведению относится разрешение споров, возникающих при исполнении экономических… … Большой юридический словарь
Экономический Суд Содружества Независимых Государств — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Экономический Суд Содружества Независимых Государств судебный орган СНГ, созданный для обеспечения выполнения г … Википедия
СУД ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ … Юридическая энциклопедия
Суд Европейского союза — Европейский союз Эт … Википедия
СУД ЭКОНОМИЧЕСКИЙ — (см. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СУД СНГ) … Энциклопедический словарь экономики и права
СНГ — Содружество Независимых Государств Флаг СНГ Эмблема СНГ … Википедия
Экономический кризис (2008) — Мировой финансовый кризис 2008 года и рецессия конца 2000 х финансово экономический кризис, проявившийся в 2008 году в форме ухудшения основных экономических показателей в большинстве стран, и последовавшая в конце того же года глобальная… … Википедия
Экономический Суд Содружества Независимых Государств
Содержание
История
Государства-участники Соглашения о статусе Экономического Суда
Компетенция
В соответствии с пунктом 5 Положения об Экономическом Суде Суд также уполномочен на толкование: международных договоров, других актов СНГ и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих международным договорам и принятым на их основе иным актам СНГ. Такое толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по специальным запросам.
Право на обращение в Экономический Суд
С запросами о толковании международных договоров СНГ и иных актов в Экономический Суд могут обращаться высшие органы власти и управления государств-участников, институты СНГ, высшие хозяйственные, арбитражные суды и иные высшие органы, разрешающие в государствах-участниках экономические споры.
Статус решений Суда
Решения Экономического Суда и постановления его Пленума подлежат обязательному опубликованию в изданиях СНГ и средствах массовой информации государств-участников.
Исполнение функций Суда ЕврАзЭС
С 2004 по 2011 годы Экономический Суд выполнял функции Суда ЕврАзЭС в соответствии с Соглашением между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества от 3 марта 2004 г. (с изменениями, внесенными Протоколом от 17 января 2011 г.). Данное Соглашение денонсировано с 1 января 2012 г. [12] В рамках исполнения функций Суда ЕврАзЭС юрисдикция Экономического Суда распространялась на межгосударственные споры экономического характера, возникающие при применении международных договоров ЕврАзЭС, решений органов ЕврАзЭС, исполнении обязательств, вытекающих из таких актов, иные споры, предусмотренные договорами ЕврАзЭС, а также на толкование положений международных договоров и решений органов ЕврАзЭС.
Судьи
Судейский состав Экономического Суда СНГ формируется из равного числа судей от каждого государства-участника Соглашения о статусе Экономического Суда. В соответствии со статьей 2 Соглашения квота числа судей от государств-участников установлена в количестве двух человек. Решением Совета глав государств СНГ о мерах по дальнейшему повышению эффективности органов СНГ и оптимизации их структуры от 2 октября 2002 года число судей было уменьшено до одного от каждого государства.
В соответствии с пунктом 7 Положения об Экономическом Суде СНГ судьи избираются (назначаются) государствами-участниками в порядке, установленном ими для избрания (назначения) судей высших хозяйственных, арбитражных судов, сроком на 10 лет, на строго профессиональной основе из числа судей хозяйственных, арбитражных судов и иных лиц, являющихся специалистами высокой квалификации в области экономических правоотношений, имеющих высшее юридическое образование. Председатель Экономического Суда и его заместители избираются судьями Суда большинством голосов и утверждаются Советом глав государств Содружества сроком на 5 лет.
Структура Суда
Полный состав Экономического Суда включает всех судей Суда и созывается для рассмотрения дел по запросам о толковании. Полный состав Суда правомочен принимать решение, если на его заседании присутствуют не менее двух третей всех избранных и приступивших к выполнению своих обязанностей судей Экономического Суда. При принятии решения каждый судья имеет один голос и не вправе воздерживаться от голосования. Решения принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих судей. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий полного состава. Решения, принятые полным составом Суда, окончательны и обжалованию не подлежат.
Коллегии Экономического Суда создаются полным составом Суда в количестве трех или пяти человек из числа судей для рассмотрения споров, отнесенных к компетенции соответствующих коллегий. Председательствующий коллегии избирается полным составом Суда из числа судей, входящих в состав коллегии. Решение коллегии принимается простым большинством членов коллегии. При равенстве голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий коллегии. Решение коллегии может быть обжаловано в Пленум Экономического Суда сторонами по делу или третьими лицами.
Пленум Экономического Суда является высшим коллегиальным органом Суда и состоит из Председателя Суда, его заместителей и судей Суда, а также председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов государств-участников, разрешающих экономические споры.
Судебная практика
Межгосударственные экономические споры
Дела о толковании
Среди рассмотренных судом дел о толковании выделяются следующие категории:
Практика исполнения решений Экономического Суда
Реформирование Суда
Международный экономический суд СНГ: компетенция, регламент и практика
После распада СССР в странах, которые ранее считались ее республиками, начала создаваться коалиция, которая получила название СНГ, или Содружество Независимых Государств. Ежегодно их правительства и главы принимают огромное количество соглашений и договоров, которые на международном уровне практически не котируются. В частности, подобная оценка имеется, поскольку процесс международной интеграции этих стран во многом так и не продолжился, а уже долгие годы стоит на одном месте. Только в последнее время созданные когда-то органы и институты начали работать на более или менее должном уровне. Одним из них смело можно назвать Международный экономический суд СНГ.
Историческая справка
Создание особого органа, который мог бы вмешаться в экономические споры между странами СНГ, было изначально предусмотрено по принятому ими Соглашению о мерах обеспечения улучшения расчетов между хозяйственными организациями. Именно этот документ был заложен в основу Положения об экономическом суде СНГ.
Дальнейшее развитие данного органа продолжалось одновременно с иными институтами, однако при этом имелись свои особенности. К примеру, согласно заключенному соглашению, данный суд должен работать постоянно, а не периодами, как многие иные органы власти стран СНГ. Все это сделало экономический суд СНГ межгосударственным судебным органом, который имеет обязательную юрисдикцию в странах, подписавших Соглашение, то есть в СНГ.
Структура суда
На основании последних изменений, которые были внесены в 2017 году, экономический суд СНГ имеет следующую структуру (на ее основании он и функционирует):
Председатель
На данный момент обязанности Председателя выполняет Каменкова Людмила Эдуардовна. Представляет она в экономическом суде СНГ Республику Беларусь. Свои обязанности исполняет с 15 декабря 2011 года, то есть уже довольно долгий срок. Выбрана она была на основе решения остальных судей. Имеет большое количество наград и званий. До непосредственного перехода в данный суд работала в Министерстве иностранных дел Белорусии.
Компетенция
На настоящий момент в компетенцию экономического суда СНГ входит обеспечение экономических обязательств между всеми этими странами. Непосредственно на их рассмотрение отправляются дела, которые возникли из-за споров в области экономических обязательств. Однако по решению стран-участниц им могут быть назначены и другие дела, предусмотренные соглашением. Довольно часто они также толкуют нормы экономического права и консультируют законодательные акты по вопросам в экономической сфере.
Из этого следует, что в ведении данного суда находятся дела, которые:
Права и обязанности
Как и любой государственный орган, Международный экономический суд СНГ имеет свой ряд прав и обязанностей. Например, он имеет право запрашивать необходимые для рассмотрения дел материалы у любой из участвующих стран и их органов власти. Все решения экономического суда СНГ должны приниматься внимательно и тщательно. Следует принять во внимание, что ответить отрицательно на требования суда не может ни одна из стран-участниц, пока он действует в пределах своей компетенции.
Первым делом осуществлять свою деятельность они должны, полностью опираясь на существующий Регламент экономического суда СНГ. Ведется процесс судопроизводства на едином языке, признанном межгосударственным.
Принятые решения
Порядок обращения в суд
Любое обращение в экономический суд СНГ изначально бесплатно и не облагается пошлиной. При желании заинтересованного государства-участника или их властных органов и представителей может быть направлено заявление. Оно обязательно должно быть оформлено в надлежащем письменном виде, а затем направлено по фиксированному виду связи. В таком документе должны быть перечислены все требуемые данные, а также дополнительные документы, которые могут помочь суду в принятии решения.
После того как заявление попадает в суд, оно направляется на рассмотрение Председателю, который передает дело коллегии и назначает судей в течение десяти дней. В течение месяца коллегия принимает решение, взять ли данное дело к производству или отказать. Единственным основанием для отказа является неподсудность дела данному судебному органу. Только после этого в пятидневный срок заинтересованные лица извещаются о том, что дело начало двигаться к решению, а также назначается дата его рассмотрения.
Практика экономического суда СНГ
Несмотря на то что данный орган власти функционирует почти 20 лет, количество рассмотренных им дел довольно мало, поэтому судебная практика их решений ничтожна. При этом следует учитывать, что основная часть из них касается исключительно толкования экономических норм. Всего судебных экономических споров между государствами было решено около 13. Единым значимым для международной практики делом было Решение по делу «о защите прав инвесторов», рассмотрение которого проходило в сентябре 2014 года.
Именно поэтому практический смысл данного судебного органа следует искать в сфере толкования. Оно достаточно масштабно используется в странах СНГ, особенно в Беларуси и России, а также часто учитывается экспертами, которые пишут содержание договоров.
Основные недостатки
Как можно понять из всего вышеперечисленного, экономический суд имеет ряд весомых проблем, которые не дают ему работать на полной мощности.
Все это ведет к тому, что становится просто не понятно, может ли такой орган считаться вообще судебным. Больше всего он напоминает попытку ранее единых стран создать структуру, напоминающую арбитражный суд, однако на практике получился какой-то наблюдательный орган, который только и может выступать в качестве советника и толкователя.
Именно поэтому важно реформировать данный институт, основательно изменив его учредительные документы, чтобы не только расширить компетенцию, но и сделать решения обязательными к исполнению.
Экономический суд СНГ и суд ЕвраЗЭС: сходство и различия
Каменкова Л.Э., председатель Экономического Суда Содружества Независимых Государств.
Бабкина Е.В., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой международного частного и европейского права Белорусского государственного университета.
Статья посвящена вопросам сходства и различия Экономического Суда СНГ и Суда ЕврАзЭС.
Ключевые слова: Экономический Суд СНГ, Суд ЕврАзЭС.
The article is devoted to the issues of the similarities and differences of the CIS Economic Court and the Court of the Eurasian economic community.
Толстых В.Л. Формирование системы международного правосудия и ее основные характеристики // СПС «КонсультантПлюс».
Создание судебного органа в структуре Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации предусмотрено также Договором о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г., однако такой орган создан не был.
Экономический Суд Содружества Независимых Государств выполняет поставленные перед ним задачи уже 20 лет. Сегодня не все реально осознают, что Экономический Суд является первым международным судебным органом в регионе Содружества. В соответствии с признанной юрисдикцией Суда государство, в отношении которого вынесено решение по результатам разрешения спора, обязано исполнить такое решение. Оно принимает меры по устранению допущенных им нарушений международных обязательств.
Положение об Экономическом Суде СНГ, утверждено Соглашением Совета глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. // Ведамасцi Вярхоунага Савета Рэспублiкi Беларусь. 1993. N 19. Ст. 239.
Как любой международный судебный орган Экономический Суд осуществляет толкование норм права, в частности актов Содружества и актов законодательства бывшего СССР на период взаимосогласованного их применения. Толкование осуществляется как при принятии решений по конкретным делам, так и по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших национальных органов, разрешающих экономические споры.
Статут Суда ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г., принят решением Межгоссовета ЕврАзЭС (на уровне глав государств) 5 июля 2010 г. N 502 // СПС «КонсультантПлюс».
При существовании двух международных судебных органов, которые рассматривают споры экономического характера, возникающие в результате нарушений международно-правовых обязательств, заслуживает внимания вопрос о разграничении компетенции между ними.
Соглашение о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 г. и Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. (с изменениями от 25 января 2006 г. и 6 октября 2007 г.) имеют схожий состав участников. Однако при этом следует учитывать характер и объем договоренностей, достигнутых государствами-участниками в каждом из указанных международных договоров. Особенности в предоставленной Экономическому Суду СНГ и Суду ЕврАзЭС компетенции заключаются прежде всего в разграничении международных соглашений и решений органов по принадлежности к той или иной международной организации. Содружество Независимых Государств и Евразийское экономическое сообщество имеют свои самостоятельные правовые базы, включающие международные соглашения и решения органов Содружества и ЕврАзЭС соответственно. Предметом исследования Экономическим Судом СНГ могут быть только международные соглашения и иные акты Содружества. Суд ЕврАзЭС вправе осуществлять свою юрисдикцию исключительно в отношении документов, составляющих договорную правовую базу ЕврАзЭС.
Некоторые области общественных отношений, требующие тесного сотрудничества государств по причине особой важности, не унифицированы в рамках ЕврАзЭС. В числе такого рода отношений следует назвать, в частности, гражданский процесс (оказание правовой помощи, в том числе признание и приведение в исполнение иностранных судебных решений, взыскание государственной пошлины при рассмотрении споров в судах). Так, несмотря на существование в ЕврАзЭС определенной, преимущественно ведомственного характера, правовой базы международного сотрудничества в правовой сфере, комплексная унификация правового регулирования всех вопросов правовой помощи в рамках данной международной организации отсутствует.
В рамках Содружества Независимых Государств по состоянию на 1 мая 2012 г. действует 36 международных договоров, содержащих оговорки, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда. Причем такие оговорки в ряде случаев расширяют не только предметную компетенцию Экономического Суда СНГ, но и субъектную.
Таким образом, международные договоры, содержащие оговорку о признании юрисдикции международных судебных органов, в отношении предмета регулирования характеризуются той же чертой, что и в целом договоры рассматриваемых международных организаций: договоры, предусматривающие юрисдикцию Суда ЕврАзЭС, регулируют вопросы экономического и таможенного сотрудничества, в то время как договоры, предусматривающие юрисдикцию Экономического Суда СНГ, регулируют максимально широкий спектр международного сотрудничества.
Соглашение между Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом о выполнении Экономическим Судом Содружества Независимых Государств функций Суда Евразийского экономического сообщества (заключено в г. Минске 3 марта 2004 г.) // СПС «КонсультантПлюс».
Консультативное заключение Экономического Суда СНГ от 10 марта 2006 г. N 01-1/3-05 по запросу Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества о толковании части второй статьи 1, части первой статьи 14 Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 г. [Электронный ресурс] / Экономический Суд Содружества Независимых Государств.
Межгосударственным Советом Евразийского экономического сообщества по вопросам внешней регламентации, направленным на реализацию целей и задач ЕврАзЭС и касающимся взаимоотношений государств-членов между собой и третьими государствами, а также другими международными организациями;
Определение Экономического Суда СНГ от 20 апреля 2011 г. N 01-1-Е/2-10 по заявлению Правительства Республики Беларусь к Правительству Российской Федерации о нарушении Российской Стороной положений действующих международных договоров о свободной торговле и Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества в связи с введением вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты, вывозимые с территории Российской Федерации в Республику Беларусь [Электронный ресурс] / Экономический Суд Содружества Независимых Государств. Режим доступа: http:// sudsng.org/ download_files/ rh/2011/ op_01-1-e_ 2-10_20042011.pdf.
Суд ЕврАзЭС начал свою фактическую деятельность с 1 января 2012 г. С этого времени можно говорить о начале нового этапа развития системы международного правосудия на постсоветском пространстве. Отмеченные выше сходства и различия в компетенции двух судов и сопоставимый состав участвующих в их работе государств, несомненно, будут предъявлять повышенные требования к качеству работы судей и тщательности подготовки судебных решений, особенно по вопросам, связанным с обязательствами в рамках экономической интеграции.
В то же время каждый из рассматриваемых международных судов имеет собственную, достаточно четко определенную сферу компетенции. В контексте указанного выше заключения Экономического Суда СНГ от 15 мая 1997 г. можно говорить о том, что компетенции судебных органов дополняют друг друга в той же мере, в которой взаимодополняющими являются соответствующие интеграционные объединения. В этом аспекте процесс интеграции в регионе Содружества учитывает практику европейских стран, при которой наряду с системой интеграционных структур существует и система соответствующих международных судебных органов.