Что такое экономика знаний

Экономика знаний

Часто термин экономика знаний используют как синоним инновационной экономики. Однако экономика знаний — высший этап развития инновационной экономики и является базой, фундаментом общества знаний или информационного общества.

Экономика знаний — экономика, где основными факторами развития являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такой экономики заключен в повышении качества человеческого капитала, в повышении качества жизни, в производстве знаний высоких технологий, инноваций и высококачественных услуг.

В социологии: экономика ежедневной технологической революции. Экономика знаний — высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики, а потому в наибольшей степени характерна для самых развитых стран таких как: США, Германия, Великобритания, Республика Корея и Япония.Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах.Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал. Одновременно необходим достаточно высокий уровень развития социального капитала.

Связанные понятия

У этого термина есть также другие значения, см.: Человеческий потенциал (значения)Человеческий потенциал — качества людей (человека), принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены в той или иной сфере (области) деятельности.

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Общественное благо (англ. public good) — благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят они за него или нет. Общественные блага совсем не похожи на частные блага (доступные в потреблении и приносящие пользу только владельцу), практически невозможно организовать их продажу: индивиды с удовольствием пользуются эффектами общественных благ, но избегают за них платить (эффект безбилетника).

Источник

Экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Содержание

Определение

Главным фактором формирования и развития экономики знаний является человеческий капитал.

Сегодня производство знаний и высоких технологий служит основным источником роста экономики в развитых странах. [1]

История экономики знаний

По типу экономик и уровню развития различают страны [2] :

с доиндустриальной экономикой (как правило, страны с сырьевой экономикой или ее основной долей);

страны со смешанными укладами экономик;

страны с инновационной экономикой или экономикой знаний (используются также термины: интеллектуальная экономика, новая экономика, информационная экономика, инновационно-информационная экономика и др.).

Экономика знаний – высший тип развития экономики, для которой характерны информационное общество или общество знаний. Пока экономику знаний создали США и частично ЕС.

Существуют в литературе и другие определения развитых и будущих обществ и экономик.

Человеческий капитал в развитых странах стал главным производительным фактором в создании новейших технологий, развитии производств, повышении их эффективности, опережающем развитии науки, культуры, здравоохранения, безопасности, социальной сферы. Из Докладов ООН о развитии человека следует, что удельный вес человеческого капитала в таких высоко развитых странах, как США, Финляндия, Германия, Япония, Швейцария и др., составляют до 80% их национального богатства.

Ведущие страны мира создали близкие к оптимальным условия для быстрого и эффективного воплощения идей ученых в конкретные товары и продукты. Именно фундаментальные исследования, повышенные инвестиции в человеческий капитал и порождаемые ими новые прорывные технологии обеспечивают ведущим странам мира их лидерство.

СССР к середине 80-х годов XX века исчерпал возможности собственно индустриального развития в рамках командно-административной системы. Однако эффективную индустриальную экономику создать так и не удалось. Производительность труда в СССР была в несколько раз ниже, чем в развитых странах. Не выросла она и в России к настоящему времени. Вызовы постиндустриализма оказались для неповоротливой социалистической экономики не по плечу. Частично с этим был связан системный кризис советского общества, спровоцировавший распад социалистической системы и СССР.

В настоящее время эффективность производств и экономики России осталась на уровне СССР. Недостаточно качественным является и российский человеческий капитал.

Инфраструктура экономики знаний

В инфраструктуру экономики знаний входят следующие основные составляющие и драйверы развития:

Эффективные государственные институты, реализующие высокое качество жизни.

Эффективная фундаментальная наука.

Высококачественный человеческий капитал в его широком определении.

Для экономики знаний характерны высокий индекс экономической свободы, развитые гражданское общество и демократия, общество знаний.

Пока в наибольшей степени реализовали экономику знаний США и, частично, ведущие страны ЕЭС.

Перспективы создания инфраструктуры и точек роста экономики знаний в России

России еще только предстоит постепенно создавать эффективную индустриальную экономику. Процесс индустриализации России, процесс создания эффективной экономики в РФ не завершен. К тому же, утрачены достигнутые в прошлом высокие в мире позиции в науке, образовании, медицине, безопасности и т.д.

Источник

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

СУТЬ И ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Подобный переход мировой экономики в новое качественное состояние непосредственно связан с возрастанием роли фундаментального теоретического знания, развитием высокотехнологичных отраслей, увеличением доли сферы услуг, усилением влияния информационно-коммуникационных технологий: сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения и радио, глобальной сети Интернет и др. Переход от «материальной» экономики, основанной на физическом труде, механизации и автоматизации, к «интеллектуальной» экономике, характеризующейся значительным повышением роли человеческого и социального капитала, инноваций, информации, креативного труда: творческой деятельности в сферах науки и образования, корпоративных НИОКР, программирования, маркетинга и рекламы, дизайна, индустрии развлечений и др., институтов и в целом нематериальных активов, рассматривается как глобальный структурный сдвиг, который, охватывая все сферы и отрасли индустриальной экономики, изменяет ее масштаб, динамику и внутреннее содержание. Исследованию специфики экономики знаний как новой парадигмы общественного развития, выражающей синтез современных идей, институтов и практик, получивших свое воплощение в экономических, философских, социально-правовых, политологических и других теориях, посвящено значительное количество работ, опубликованных зарубежными и отечественными учеными.

Взгляды на феномен новой экономики постоянно эволюционируют. Ф.А. фон Хайек первый предложил в 1945 г. рассматривать влияние новых знаний на экономические и производственные процессы. А. Даунсон, основываясь на работах Ф.А. фон Хайека, в 1957 г. разработал первую классификацию новых знаний. Однако, основателем экономики знаний как дисциплины считается Ф. Махлуп, автор книги «Производство и распространение знаний в США», вышедшей в 1962 г. и переведенной на русский язык в 1966 г. Так, Ф. Махлуп определял экономику знаний следующим образом: «Один из секторов народного хозяйства, в котором происходит производство, обработка и управление знаниями».

Как считают российские ученые, экономике знаний присуще следующие основные признаки:

— потребление знания может увеличивать его ценность;

— неделимость знания как продукта;

— наличие автора знания.

Сущность экономики знаний, по мнению специалистов, определяется такими взаимосвязанными процессами, как:

1. Информация и знания становятся важным ресурсом и движущей силой социально-экономического, технологического и культурного развития.

2. Рынок информации и знания наравне с рынками природных ресурсов, труда и капитала также становится фактором производства.

3. Удельный вес отраслей, обеспечивающих создание, передачу и использование знаний и информации растет быстрыми темпами.

4. Развитая информационная инфраструктура превращается в условие, которое определяет национальную и региональную конкурентоспособность.

Развитие и активное внедрение во все сферы деятельности новых информационно-коммуникационных технологий существенно меняет модели образования, труда, общественной жизни и отдыха.

Существует также подход, согласно которому экономика нового типа рассматривается как совокупность отраслей, которые характеризуются более значительным удельным весом человеческого капитала по сравнению с материальными элементами. В этих отраслях технологическая реализация знаний играет решающую роль, а производство знаний является источником экономического роста. В указанной трактовке эта экономика включает в себя сферу образования, информационно-коммуникационные рынки, производство инноваций, оказание интеллектуальных услуг (консультирование, информационное посредничество, аналитика, маркетинг) [7].

Основными составляющими экономики знаний являются:

Научно-методологическое обеспечение инновационного развития.

Разработка национальной инновационной политики.

Формирование национальных и региональных инновационных систем, особенности которых проявляются в:

а) формах и способах взаимодействия государства и бизнеса как в сфере фундаментальной науки, прикладных исследований и разработок, так и в сфере наукоемкого производства;

б) формировании в той или иной стране инновационной инфраструктуры различной степени комплексности и т.п.;

в) разработке и реализации региональных инновационных стратегий;

г) оценке и активизации инновационного потенциала регионов и предприятий;

д) мониторинге инновационных процессов и статистике инноваций.

При этом в сфере инноваций государственные структуры основное внимание уделяют, как правило, стимулированию адаптации результатов научной и научно-технической деятельности к требованиям современной предпринимательской среды с использованием различных локальных и комплексных механизмов, формированию благоприятных условий для наукоемкого бизнеса, существенному усилению финансирования прикладных исследований, опытных производств и коммерциализации научно-технических разработок.

Экономика знаний актуальна для малых стран, не имеющих значительных природных ресурсов, также стран, обладающих высоким уровнем развития человеческого потенциала, которые имеют достаточно развитую материальную базу для проведения исследований в областях, которые являются ведущими технологическими направлениями больших экономически развитых стран. Учитывая перечисленные выше обстоятельства, можно отметить, что становление экономики знаний актуально и для Российской Федерации.

В связи с этим представляется актуальным рассмотрение причин и проблем, возникающих в регионах в процессе перехода к экономике знаний. Проведенный анализ позволит судить о возможности построения экономики знаний в Российской Федерации.

Как было сказано ранее, в настоящее время в Российской Федерации существуют проблемы, препятствующие становлению экономики знаний как в отдельных регионах, так и в Российской Федерации в целом. Решение данных проблем позволит облегчить процесс становления экономики знаний в нашей стране. Мероприятия по улучшению сложившейся ситуации можно также представить по элементам:

— смягчение таможенно-тарифного регулирования.

Данная мера позволит повысить привлекательность страны и регионов для иностранных экспортеров и сделает ее более открытой для мировой торговли;

— самоконтроль банков за своей деятельностью.

Это приведет к тому, что банки будут самостоятельно проводить мониторинг и оценку своей деятельности, предпринимать действия, чтобы остаться в данной сфере и являться конкурентоспособными. При этом субъекты банковской деятельности начнут предоставлять более выгодные условия получения кредитов, чтобы своевременно удовлетворять существующие потребности, в том числе потребности инновационно-активных организаций. Также сократятся государственные расходы на экспертизу банковской деятельности, что позволит использовать высвобожденные средства более эффективно;

— формирование благоприятного инвестиционного климата.

Проблема инвестиционной привлекательности весьма актуальна для Российской Федерации. Осуществление инновационной деятельности не представляется возможным без привлечения дополнительных источников финансирования, кроме собственных и государственных средств. Привлечение капитала отечественных и иностранных инвесторов позволит предприятиям и организациям региона реализовать больше инновационных проектов, увеличить производство инновационной высокотехнологичной продукции, увеличив свою конкурентоспособность. Впоследствии это позволит продукции данных организаций конкурировать на международном рынке;

— создание адекватных условий для ведения бизнеса.

Приведение в стабильное состояние нормативно-правовой базы, равно как и достижение ее наиболее оптимального содержания, увеличение прозрачности процессов создания и ведения бизнеса, формирование необходимой инфраструктуры и форм поддержки, в совокупности с приведенными выше рекомендациями обеспечит эффективное ведение бизнеса и инновационного бизнеса в Российской Федерации. Все это будет способствовать инвестиционной привлекательности.

— инновации: создание малых инновационных предприятий и поддержка их государством.

Экономика развитых стран тесно связана с ведением малого и среднего предпринимательства, причем большую часть ВВП создается именно за счет деятельности малого и среднего бизнеса. Таким образом, участие малого бизнеса в экономике Российской Федерации весьма важно, в том числе и в инновационной деятельности. По мнению экспертов, инновационная активность малых предприятий и организаций должно привести к повышению конкурентоспособности их сами и регионов в том числе;

— внедрение механизма ГЧП в инновационной деятельности.

Использование схемы ГЧП позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств, обеспечить более эффективное выполнение проекта, а также реализовать большее количество проектов в течение определенного срока. По мере использования схемы ГЧП повышается качество предоставляемых услуг, часть рисков передается частному сектору, а в результате конкуренции достигается более эффективное использование ресурсов.

Государство получит преимущества в виде:положительного бюджетного и социально-экономического эффекта. Возможности ускоренной реализации проекта, соответствующего государственным нуждам и интересам;

— уменьшения объема своих капитальных вложений в объект инвестирования за счет средств частных инвесторов, что является экономией бюджетных средств;

— независимой проверки окупаемости проекта частным сектором;

— дополнительных возможностей для инновационных решений;

— сокращения сроков строительства инвестиционного проекта благодаря необходимости соблюдения интересов инвестора и возврата вложенных им средств в наиболее короткие сроки;

— существенного повышения качества работ и контроля над использованием средств и строительными работами благодаря дополнительному контролю со стороны инвестора, которому по завершении строительства предоставляется право на платную эксплуатацию объекта.

— отсутствия бюджетных затрат на эксплуатацию. В большинстве моделей ГЧП все затраты на содержание объекта на период его платной эксплуатации производятся за счет инвестора.

— передача части рисков инвестору.

Для частного сектора ГЧП реализует следующие преимущества:

1. административное и политическое содействие государства в реализации проекта;

2. участие государства в финансировании проекта;

3. возможность предоставления инвестору за счет государства гарантий минимального дохода;

4. гарантии частичного или полного возврата средств инвестора государством при неудачной реализации проекта;

5. разделение рисков с государством. Риски осуществления проекта инвестор разделяет с государством и, таким образом, несет только часть рисков, определенную соглашением. При этом инвестор несет только риски, приемлемые для него;

— «инновации без научных исследований»;

Осуществление всех этапов инновационной деятельности требует значительных денежных и временных затрат. Потому не каждая организация или предприятие могут позволить себе самостоятельно осуществлять все инновационные процессы. Зачастую это и не нужно, т.к., к примеру, фундаментальными исследованиями могут заниматься научно-исследовательские организации, опытно-конструкторские работы могут проводить специализированные организации, такие как ПКО, КБ и др. При этом организации и предприятия, желающие осуществлять инновационную деятельность, могут приобрести новацию и произвести только завершающие стадии инновационного процесса, такие как освоение производства, массовое производство и коммерциализация. Это позволит сократить дополнительные затраты, связанные с осуществлением предшествующих этапов инновационной деятельности и значительно сократить инновационный лаг.

Формами интрапредпринимательства являются создаваемые в составе более крупной хозяйственной организации кооперативы, подрядные бригады, арендные подразделения, научно-производственные комплексы, венчурные и совместные предприятия. Преимущество данных интрапредпринимательских структур заключается в более быстром переходе из сфер, где спрос на определенный вид продукции удовлетворен, туда, где этот спрос держится на достаточно высоком уровне. Оно может представлять собой инновационную деятельность корпоративных творческих групп в сфере генерации новейших идей и знаний. Как отмечают исследователи, «свободно организованные группы работников оказались таким эффективным средством обеспечения высокого уровня производительности труда, что они становятся элементом при формировании каждой интеллектуальной организации. Группы работают как автономный элемент системы, подобно клеткам в биологическом организме. При правильной ориентации внутренние рабочие группы могут генерировать энтузиазм и мотивации, распределять обязанности и участвовать в процессе ускорения развития предприятия. Рабочая группа представляет собой формирование, обладающее более весомой репутацией и значимостью, чем сумма отдельных личностей, входящих в эту группу».

— использование CALS-технологий;- непрерывная информационная поддержка поставок и жизненного цикла изделия. Совокупность принципов и технологий информационной поддержки жизненного цикла продукции на всех стадиях её существования.

Технологии, стандарты и программно-технические средства CALS позволяют быстро и дёшево обмениваться электронными данными и безбумажными электронными документами, а это даёт следующие преимущества:

— возможность параллельного выполнения сложных проектов несколькими рабочими группами, что существенно сокращает время разработок;

— планирование и управление многими предприятиями, участвующими в жизненном цикле продукции, расширение и совершенствование кооперационных связей;

— существенное уменьшение количества ошибок и переделок, что приводит к сокращению сроков реализации проектов и существенному повышению качества продукции;

Также, необходимо выделить следующие аспекты экономики знаний:

— возрастающая роль знаний;

— сосредоточенность на обработке информации, приобретении и производстве знаний;

— перенос основы экономической деятельности от материальных ресурсов к нематериальным;

— лицензионная торговля объектами промышленной собственности;

— непрерывное повышение квалификации персонала;

— увеличение коэффициента сферы обслуживания в экономике;

— развитие экспорта за счет уменьшения или устранения различий между национальными рынками и постепенного удаления организационных, временных и пространственных барьеров между странами;

— рост малых предприятий в силу быстрой адаптации к переменам;

— ставка на использование портфеля знаний за счет корпоративных сетей, кластеров и технопарков.

Таким образом, реализация указанных выше мероприятий, формирование культуры знаний позволит привести организации региона и всю страну к экономическому росту и процветанию, что возможно лишь благодаря совместному развитию и взаимопомощи бизнеса, образования и государства.

Источник

«Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания»

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Генеральный директор ООО «Пакс Текум»

Юлия Бровкина, генеральный директор ООО «Пакс Текум», рассказывает, что происходит на рынке образования в мире и почему бизнесам стоит внимательнее присмотреться к этой сфере.

Что такое «экономика знаний»?

Питер Друкер первым ввел понятие «экономики знаний» в своей книге «Age of Discontinuity» (Друкер, 1969). В 1996 OECD определила «экономику знания» как экономику, в которой производство, распределение и применение знаний становятся главными драйверами экономического роста, создания добавленной стоимости и новых рабочих мест.

Развитие «экономики знаний» тесно связано с революцией в информационных и телекоммуникационных технологиях и происходит под влиянием глобальных социальных проблем. В ее основе — образовательная система и инновационная экосистема.

Наиболее успешными в середине XXI века будут те бизнесы, которые научатся преобразовывать информацию в знания. Именно знания формируют добавленную стоимость, увеличивающую возврат на капитал (который нужен, чтобы аккумулировать знания). Это так называемый «когнитивный капитализм», построенный по распределенному принципу. Будущее же стран и метрополий зависит от их способности извлекать и перераспределять знания (Флорида, 2007, Портер, 1990, Каманьи и Капелло, 2013).

Какие страны инвестируют в образование?

«Страна, которая не смогла стать частью этой информационной революции, рискует стать более маргинализированной, чем те страны, которые отстали от прогресса в период индустриальной революции» (Aubert, 2003).

В странах OECD (Организация Экономического Развития и Сотрудничества, в состав которой входят 37 стран, производящих около 60% мирового ВВП, в которых проживает 18% мирового населения), около 50% ВВП формируется за счет сферы услуг и экономики знаний. 70% рабочих в развитых странах заняты в информационном бизнесе. Чтобы прийти к этому результату сейчас, им пришлось позаботиться об этом несколько десятилетий назад. В затылок мировым державам дышат новые региональные лидеры, развивающиеся семимильными шагами.

Всемирный Банк ежегодно делает рейтинг стран, рассчитывая индексы знаний и экономики знаний (KE и KEI). KI отражает способность страны производить, усваивать и перераспределять знания. KEI позволяет оценить окружение, насколько оно способствует активному использованию знания для развития страны.

Оценка KEI производится по 4 критериям:

Первое место в рейтинге традиционно занимает Дания. Второе — Швеция. Третье — Финляндия. США и Австралия занимают 9 и 10 места соответственно, Сингапур и Израиль — 24 и 25 места. Россия — 49 место. Китай — 77, Индия — 100. Следует отметить, что наиболее слаборазвита в нашей стране, по оценкам экспертов, политическая и экономическая среда. По значениям этого показателя в расчете KEI Россия находится в одной упряжке с такими странами, как Сирия, Ангола, Йемен, Эквадор и Нигерия.

Те страны, которые демонстрируют более высокий KE, имеют более высокие показатели экономического развития. В таблице 1 приведены сравнительные данные 22 стран, входящих в рейтинг. По объему инвестиций в R&D в абсолютном выражении безусловное первенство принадлежит США. Следом за ними идут Китай, Япония, Германия, Индия, Франция и Великобритания. По удельной доле инвестиций в R&D в объеме ВВП, топ-позиции занимают Израиль, Южная Корея и Япония.

Что такое экономика знаний. Смотреть фото Что такое экономика знаний. Смотреть картинку Что такое экономика знаний. Картинка про Что такое экономика знаний. Фото Что такое экономика знаний

Малые кластеры — Сингапур, Гонконг, Норвегия, Финляндия и Израиль, хотя и занимают небольшую долю мирового рынка инвестиций в R&D, но имеют довольно высокие показатели KE и KEI, эффективно используя существующую инновационную и образовательную экосистемы (по качеству образования и доле инвестиций в образование эти страны с небольшим объемом ВВП опережают многие развитые страны).

Страны с самым высоким уровнем подушевого ВВП — Норвегия, Финляндия, США, Германия, Австралия, Израиль, Япония, Гонконг, Великобритания, Сингапур — инвестируют в образование гораздо больше, чем в R&D.

В чем причины такого расслоения?

«Характер происходящих изменений настолько фундаментален, что мировая история еще не знала подобной эпохи — времени как великих возможностей, так и потенциальных опасностей» (Шваб, 2017).

Для того чтобы понимать причины такого расслоения, необходимо погрузиться в глобальные тренды, меняющие современную бизнес-среду. Человечество вступило в новый социальный цикл развития в конце 20 века. Один из ключевых факторов, влияющих на современные глобальные процессы, — демографический. Второй глобальный фактор — четвертая промышленная революция.

В конце XX-начале XXI века человечество столкнулось с кратным ростом численности населения (Курцвел, 2015). За 16 лет, в период с 2001 по 2017 год численность населения Земли увеличилась на 1,4 миллиарда — столько же, сколько за 900 лет с 1000 по 1900 гг н.э. Лидеры демографического взрыва — слаборазвитые страны Африки, Азии и Латинской Америки, в которых система образования развита очень слабо.

По данным ЮНЕСКО, сейчас около миллиарда неграмотных людей в мире. Существующая образовательная система просто не справляется с потребностями цивилизации. Потребность в высшем образовании тоже растет.

Каждые 15 лет количество студентов, получающих высшее образование, удваивается. По предварительным оценкам, к 2025 году прогнозируется приток в вузы дополнительно около 95 миллионов студентов в год, в то время как пропускная способность существующих образовательных учреждений ограничена. Таким образом, страны «третьего мира» автоматически теряют конкурентоспособность на мировом рынке знаний, поскольку не могут обеспечить образованием надлежащего уровня свое население.

Вследствие развития технологий и преодоления очередных технологических барьеров, радикально меняются добывающая и перерабатывающая сферы деятельности, а также сфера торговли и услуг. В системе мирового разделения труда выделяют четыре сектора специализации в экономике:

В развитых странах существенная доля ВВП формируется в двух последних секторах. Особенность производства в сфере услуг и тем более в экономике знаний — это существенная доля добавленной стоимости, формируемой за счет интеллектуального труда. Те страны, в которых доля отраслей с высокой добавленной стоимостью в объеме ВВП велика, изначально более готовы «экономике знаний», даже если испытывают временные сложности с трансформацией образовательной системы и инновационной системы.

Существует еще один мировой тренд, угрожающий благополучию стран с сырьевой и перерабатывающей экономикой, — цифровизация, роботизация и интеллектуализация производства. В производстве, вследствие массового процесса цифровизации, существенным образом сократилась скорость разработки и выхода на рынок новых продуктов, что фактически ликвидирует стабильность на рынках в любых ее проявлениях и отбрасывает на задворки мирового рынка те компании, которые не смогли обеспечить своим производственным мощностям необходимый уровень оснащенности средствами автоматизации и высококвалифицированным персоналом.

Роботизация промышленного производства и рутинных интеллектуальных функций развивается огромными темпами. Наиболее высокая степень роботизации — в Южной Корее, Японии, Германии, США, Европе, Китае.

Естественно, при отсутствии искусственных ограничений, если установка и обслуживание роботизированной системы оказывается дешевле, чем содержание персонала, компании будут отказываться от ручного труда, при этом будут освобождаться массы низко квалифицированных людей.

В Китае, например, по оценкам экспертов (Global Education Report), около 70% рабочих мест оказываются в зоне риска. Управление процессом производства в условиях цифровой экономики требует гораздо более высокой квалификации, чем та, которой располагают специалисты на большинстве промышленных предприятий в настоящий момент. Чем выше уровень автоматизации, тем выше требования к навыкам управления проектами в комплексных системах. И тем радикальнее изменение ожиданий от системы образования в отношении того, какими навыками и знаниями должен располагать выпускник вуза или СПУ.

К чему все это ведет?

«Общеобразовательные школы были драйверами индустриальной революции, высшее образование — драйвер цифровой революции». Aubert, 2003

Вышеперечисленные тренды создают предпосылки к трансформации современной мировой образовательной системы, которая должна решать три задачи:

И все это на фоне роста численности населения.

В конце 90-х Всемирный Банк и OECD говорили о том, что образование на тот момент было одним из самых недооцененных форм капитализации знаний, которое создает будущие рабочие места и способствует созданию центров по производству знаний и формированию нового уклада в течение последующего десятилетия. Образование рассматривается в одном ряду с блокчейном, интеллектуальной собственностью и ICT в дискуссиях на тему экономики знаний (Алан Вебер, 2015).

В существующей системе — это технологизированный процесс школьного и высшего образования. В перспективе — трансформировавшаяся образовательная среда, в которой школа или университет превращаются в образовательный хаб.

Он будет объединять разные поколения, выполнять функцию создания локальной образовательной экосистемы и использовать принципы проектного, предпринимательского и коллективного подхода.

Школа и вуз в процессе революции образования вновь становятся не столько местом, где осуществляется конвейерный доступ к информации и происходит усвоение существующего знания, но местом, где происходит передача новых культурных моделей и производство новых знаний. Если ICT — это «кровеносная система» нового уклада, то система образования — «нервная система». Страна, которая не хочет в период постиндустриальной революции безнадежно отстать от прогресса, обязана в первую очередь заниматься созданием экосистемы образования и исследований, причем не в изолированном режиме, а с учетом задачи глобальной интеграции.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *