Что такое экскаватор петушок
Экскаватор ЭО-2621
Экскаватор ЭО-2621 благодаря своим техническим характеристикам и универсальности стал самой популярной землеройной машиной на просторах бывшего Советского Союза. Многим он известен по народному названию «Петушок», которое получил за характерный профиль. Эта машина незаменима как в сельской местности, так и в городе: ЭО-2621 успешно справляется с любым грунтом, помогает при расчистке снега.
Экскаватор ЭО-2621: обзор
Эта модель выпускается с 1967 года, и она стала продолжением первого советского серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом. За время своего существования машина претерпела ряд изменений, но сохранила свои первоначальные характеристики. Постепенно увеличивали глубину врезания в грунт, силу резки, угол поворота ковша.
В современной комплектации техника имеет два вида ковшей, производится на пневмоколесном шасси и входит во вторую размерную группу. Максимальная категория грунта для этой машины – четвертая, но в реальных условиях «Петушок» работает и в более тяжелых условиях по предварительно разрыхленной земле. О характеристиках этой модели говорит ее название:
Особенности конструкции
Универсальность этой модели обусловлена полноприводным шасси с колесной формулой 4×4 в основе. Работу поворотной части и навесного оборудования обеспечивают гидроцилиндры. Основным элементом у ЭО-2621 является унифицированный ковш, работающий в режиме прямой и обратной лопаты. Дополнительное оборудование для этой модели – бульдозерный отвал, погрузчик, грейферы, вилы и крановая подвеска.
Чтобы повысить выносливости экскаватора при выполнении работ отвалом и ковшом, разработчики поставили на него дополнительную обвязочную раму. Устойчивость «Петушку» придает и опора на бульдозерный отвал, а также выдвижные аутригеры.
Функциональное оборудование вынесено за заднюю и переднюю часть машины соответственно. Ковш крепится к стреле, а та – монтируется на поворотной колонне. Работа этой части обеспечивается двумя гидроцилиндрами короткозвенной цепи, которая имеет сцепку со звездочкой на поворотной колонне.
Технические характеристики гидравлики менялись с каждым выпуском машины:
Рабочая жидкость поступает в гидроцилиндры посредством работы насосной установки через гидрораспределитель по трубопроводам. Управление экскаваторным и бульдозерным оборудованием осуществляется попеременно из кабины машиниста. Ковш монтируется в нескольких положениях, от которых зависит, какую функцию он будет выполнять: прямой или обратной лопаты. Перестановка выполняется вручную. Топливные баки расположены на раме во фронтальной части машины.
Технические характеристики
Технические характеристики экскаватора ЭО-2621 зависят от базы, на которой производится машина.
ЮМЗ-6АЛ/6АМ | МТЗ-82Беларус | |
Производительность, куб.м/час | 40 | 40 |
Общая масса, т | 5.7 | 6.3 |
Мощность двигателя, кВт/л.с. | 44/60 | 59.6/81 |
Габариты, в*ш*д, м | 2.49*2.2*6.48 | 2.78*2.4*7.7 |
Радиус поворота с оборудованием, м | 5.7 | 6.3 |
Радиус копания max, м | 5.2 | 5.3 |
Глубина копания max, м | 4.3 | 4.3 |
Высота выгрузки max, м | 3.7 | 3.7 |
Угол поворота оборудования, ° | 160 | 160 |
Длительность рабочего цикла прямой лопатой, сек. | 18 | 16 |
Длительность рабочего цикла обратной лопатой, сек. | 25 | 16 |
Давление в гидросистеме, экскаватор/бульдозер, МПа | 10/7.5 | 10/7.5 |
Угол съезда, ° | 17 | 13 |
Как видно, по габаритам ЭО-2621 ЮМЗ уступает МТЗ, при этом высота выгрузки, так же как и глубина копания и радиус разворота у этих машин остаются неизменными.
В целом работа всех систем не отличается принципиальными особенностями в зависимости от базовой модели трактора. Кроме основного оборудования возможно использование гидромолота НМ-140, а также его импортных аналогов. Для этого по желанию заказчика устанавливается гидравлическая разводка с дополнительной секцией гидрораспределителя.
Двигатель и КПП
Экскаватор-бульдозер ЭО-2621 работает на дизеле. Чаще всего в эксплуатации находятся машины с индексом «А», на которые ставят мотор ДТ-65Н. Современные же модели («В») на базе МТЗ получили четырехтактный дизельный двигатель Д243-436 с вертикальным рядным расположением цилиндров с рабочим объемом 4.75 литра. Оба агрегата достаточно надежны в работе и при прохождении плановых ТО служат несколько лет. В техобслуживание включена обязательна смена масла и фильтров. Эта процедура ничем не отличается от других дизельных моторов.
Трансмиссия у «Петушка» механическая синхронизированная. Коробка передач девятиступенчатая с удваивающим редуктором. В совокупности модель ЭО-2621 имеет 17 передних и 4 задних передачи. Рулевое управление червячного типа с гидроусилителем.
Расход топлива на ЭО-2621 зависит не только от комплектации двигателем, но и от условий эксплуатации машины. В среднем эта модель потребляет от 5.5 л/час при перевозке грузов до 300 кг на скорости 10 км/ч и до 12 л/час на полной загрузке. По отзывам владельцев техники, на двигателе Д243 машина съедает от 6 до 8 л/час.
Гидравлика
Самые распространенные модели экскаватора серии 2621 с индексом «А» имеют гидравлическую систему, работающую по одноконтурной схеме. Секционный гидрораспределитель, в которой встроены предохранительные, разгрузочные и антикавитационные клапаны, обеспечивает управление рабочими органами навесного оборудования. В совокупности используемые в системе распределители дают поток в 100л/мин, что увеличивает скоростью работы. Использование секционного гидрораспределителя позволило разработчикам добиться плавного совмещения операций, повысить их точность, а также предупредить механическую поломку оборудования из-за ошибки оператора.
В гидравлической системе использован погружной, встроенный в гидробак фильтр. В качестве рабочей жидкости используется минеральное моторное масло М8Г2К в зимний период и М10Г2К в летний.
Современные модели, в частности ЭО-2621 на базе ЮМЗ, имеются двухконтурную раздельную гидравлику. Одни линия идет на ковш, вторая – на бульдозерный отвал. Работает такая система с шестью шестеренчатыми насосами, по три на каждую схему. Забор масла при этом происходит из одного бака. Насосы работают от коленвала мотора через редукторы. Чтобы ограничить давление в закрытой поршневой полости гидроцилиндра, во время копания включается разгрузочный клапан. Он перепускает рабочую жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток масла – в бак.
Кабина и органы управления
За счет кабины панорамного типа оператор имеет возможность контролировать все рабочие процессы. Рычаги управления экскаваторным и бульдозерным оборудованием разнесены по бокам рабочего места и находятся на расстоянии вытянутой руки. В современных вариантах классические рычаги для управления ковшом заменены четырехпозиционными джойстиками импортного производства. Они позволяют контролировать движение оборудование без рывков и совмещать несколько операций. Для бульдозерного отвала остались рычаги.
Машину можно эксплуатировать круглогодично: кабина оборудована вентиляцией и системой отопления. Для удобства кресло водителя поворачивается на 180 градусов: обычное положение используется при управлении машиной во время ее движения, при поворотном – во время работы ковша.
Владельцы и механизаторы, работающие на «Петушке», выделяют ряд преимуществ этой машины:
Экскаватор ЭО-2621
Экскаватор «ЭО-2621», во многих регионах бывшего Союза известный по народному прозвищу «Петушок», является, пожалуй, самым известным на просторах бывшего СССР землеройным агрегатом. Этот универсальный трактор-бульдозер на пневмоколёсном шасси относится ко второй размерной группе (всего этих групп 6). Он предназначен для разработки различных грунтов, от первой до четвёртой категорий.
Экскаватор «ЭО-2621» успешно справляется с любым грунтом, начиная от песчаного и заканчивая тяжёлым глинистым. Несмотря на то, что крайняя категория по грунтам для данной техники определена как четвёртая, его эффективная эксплуатация возможна и в более сложных условиях, если при этом предварительно разрыхлить рабочую поверхность. Значение буквенного и цифрового обозначения в названии экскаватора следующее: «Э» – экскаватор; «О» – одноковшовый; «2» – относящийся ко второй группе (в неё входят экскаваторы, масса которых лежит в пределах 6,3–10 тонн); «6» – говорит о том, что экскаватор смонтирован на шасси серийного трактора; «2» – навесное оборудование экскаватора имеет жёсткое крепление; «1» – порядковый номер модели, присвоенный заводом-изготовителем.
История создания
Предприятий-изготовителей экскаватора «ЭО-2621»–не одно, а несколько. С 1967-го года, данную технику производили на киевском заводе «Червоний Екскаватор» («Красный экскаватор»), и в Челябинской области – на Златоустовском заводе экскаваторов (сейчас – ООО «Златэкс»). А также, с 1974-го года, в Киевской области – на Бородянском заводе экскаваторов (в наше время – ОАО «Борэкс»).
Далее выпуск данной техники наладили ещё на целом ряде машиностроительных предприятий СНГ. Предками данной универсальной модели землеройной машины были быстросъёмные гидравлические навесные системы«Э-201», на базе советских тракторов: липецкого«Т-30»и минского ««МТЗ-2 «Беларусь». А впоследствии – их усовершенствованный вариант«Э-221».
Эта техника, в свою очередь, стала продолжением первого в Союзе серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом, разработанного ВНИИ Стройдормашем, – неполноповоротного экскаватора «Э-153», на базе трактора «МТЗ-2 «Беларусь». Предприятием-изготовителем этой чрезвычайно нужной в народном хозяйстве техники был киевский завод «Красный экскаватор». Каждая из названных моделей предназначалась для проведения широкого спектра земельных и погрузочно/разгрузочных работ среднего и малого объёмов. И каждая становилась новым шагом вперёд, воплощением целого ряда усовершенствований. Увеличивались глубина прокопа, сила разрезания грунта, угол поворота ковша. Показатель высокой потребности Советского Союза в данной технике в то время – то, что целые предприятия преобразовывали в экскаваторные заводы, для выпуска исключительно названных выше моделей. В частности, Саранский мотороремонтный; или большой цех Златоустовского механического завода, которые с отныне именовались как «Саранский экскаваторный завод» и «Златоустовский экскаваторный завод» соответственно.
Прямым предшественником «ЭО-2621» стал экскаватор «Э-2515», который в базовом варианте оснащался ковшом обратной лопаты емкостью 0,25 м3 ; наибольшая глубина копания составляла 3 м; высота выгрузки – 2,6 м; производительность – 45-60 м3 в час.Это значительно превышало все предыдущие серийные модели навесных экскаваторов. К началу 70-х разраставшийся Киев уже вобрал завод «Красный экскаватор» в свою городскую черту, обступив его по периметру жилыми кварталами. Места для строительства новых цехов не осталось, и их стали строить в посёлке Бородянка Киевской области. Туда в итоге и было полностью перенесено производство навесных экскаваторных систем для тракторов.
Через несколько лет к Киеву и Златоусту присоединился Саранск, где также запустили серийное производство «ЭО-2621». Вплоть до «перестройки» и развала Советского Союза, ежегодно выпускалось более двадцати тысяч единиц данной техники. Эти объёмы не только покрывали потребности отечественного рынка, но и позволяли экспортировать экскаваторы «ЭО-2621» в 38 стран мира.
Отличные эксплуатационные характеристики, дешевизна производства и использования, надёжность и неприхотливость сделали «ЭО-2621» основным навесным экскаватором на базе тракторов, самым массовым в мире. Данная модель, в её модификации «ЭО-2621В-3», благодаря своей низкой себестоимости и безотказности до сих пор изготавливается и пользуется стабильным спросом на рынке. Хотя о прежних объёмах производства, конечно, речь не идёт.
Технические характеристики
Двигатель
На экскаватор «ЭО-2621» установлен дизельный силовой агрегат «ДТ-65Н», имеющий мощность 65 лошадиных сил. Экскаватор оснащён механической девяти-ступенчатой коробкой передач с редуктором, удваивающим их число. В общей сложности, «ЭО-2621» имеет 17 передних и 4 задние передачи.
Для данной модели экскаватора характерно рулевое управление червячного типа, дополненное гидравлическим усилителем. Передовой секционный гидро-распределитель последней модели «ЭО-2621В-3» имеет антикавитационные клапаны «Гидроконтроль» и встроенные предохранители, что позволяет производить плавное совмещение операций и повышает точность работы.
Расход топлива
Двигатель экскаватора ЭО-2621, заставляющий работать всю конструкцию, рассчитан на 65 л.с. и в зависимости от возлагаемой на него нагрузки потребляет от 5,5 до 12 л/ч. При условии полного заполнения топливного бака ёмкостью 100 литров, такого запаса без проблем хватит на целую рабочую смену.
Гидросистема
В конструкции предусмотрены две самостоятельные гидравлические системы, но с единым баком для рабочей жидкости. Первая гидросистема приводит в движение рабочее оборудование от трёх шестерённых насосов типа «НШ32-3», жидкость подаётся через распределитель в гидроцилиндры ковша, рукояти и стрелы. Вторая система от насоса через распределитель подаёт рабочую жидкость в гидроцилиндр стрелы, в гидроцилиндры поворотного механизма, а через тракторный распределитель – в гидроцилиндры выносных опор и в гидроцилиндр бульдозера.
Все насосы приводятся в действие от коленвала дизельного мотора трактора посредством редукторов. В целях ограничения давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра во время копания предусмотрен специальный разгрузочный клапан, перепускающий жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости – в бак. Потеря жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров компенсируются через обратный клапан. Плавное затормаживание в конце поворотов обеспечивается специальными демпферными устройствами, смонтированными в крышках гидроцилиндров.
Стрела экскаватора ЭО-2621
Стрела копательного ковша смонтирована на базе поворотной колонны. Такая конструкция не только позволяет использовать устройство и как прямую и как поворотную лопату, но и даёт поворот инструмента на угол до 160 градусов.
Использование и назначение
Технические характеристики ЭО 2621 позволяют использовать трактор муниципальными и сельскохозяйственными хозяйствами, а также промышленными и строительными предприятиями:
Устройство
1 — отвал бульдозера; 2 — гидроцилиндр отвала бульдозера; 3 — рама бульдозера; 4 — топливный бак; 5 — бак гидросистемы; 6 — насосная группа; 7— рама экскаватора; 8 — гидрораспределитель; 9 — механизм поворота; 10 — гидроцилиндр рукояти; 11 — рукоять; 12 — гидроцилиндр ковша; 13 — ковш; 14 — гидроцилиндр стрелы; 15— стрела; 16— соединительный трубопровод; 17— поворотная колонна; 18 — гидроцилиндр выносной опоры; 19 — выносная опора
Второе название «ЮМЗ ЭО 2621», трактор приобрел благодаря тому, что изготовлен на базе ЮМЗ-6АЛ (6АМ) легкой и мобильной модели с экономным двигателем и хорошим сцепным весом. Исходная модель не предназначалась для проведения подобных работ, но благодаря конструкторскому решению – обвязке дополнительной рамой, что увеличило вес экскаватора до 6,1 тонн, позволило создать очень эргономичную и недорогую машину.
Какие инновации получил экскаватор ЭО 2621 на базе ЮМЗ и чем знаменательны его параметры.
Гидравлика. Двухконтурная раздельная гидравлика: на ковш 7,5 мПа и на бульдозерный отвал 10 мПа, обеспечивается 6 шестеренчатыми насосами НШ32-3. Забор масла осуществляется из одного бака. Установлена современная система антикавитационных клапанов контроля и предохранителей для эргономичного использования мала и плавных движений ковша (и прочих устройств) с грузом.
Ходовая. Червячное рулевое управление дополнено гидравлическим усилителем. 9-ступенчатая механическая синхронизированная КПП с понижающим редуктором, работающих в 3 диапазонах (4 скорости задние). Ходовое устройство экскаватора ЭО 2621 сконструировано на мосте балочного типа со встроенным гидравлическим уменьшителем хода.
Кабина
Кабина просторная, с панорамным остеклением, позволяющим в любой ситуации не терять визуального контроля за всеми рабочими функциями. Органы управления бульдозерным отвалом и экскаваторным оборудованием разнесены и смонтированы с обеих сторон от рабочего места механизатора, в передней и задней частях кабины. Все они находятся, в буквальном смысле, на расстоянии вытянутой руки. В кабинах и того, и другого трактора, на который устанавливается экскаваторное оборудование «ЭО-2621» – традиционно мощная и производительная система вентиляции,с эффективным отопителем. Управление экскаваторным и бульдозерным оборудованием производится при помощи гидрораспределителей.
Сиденье механизатора можно разворачивать для управления экскаваторным оборудованием на 180°. При обычном его положении механизатор управляет трактором во время передвижения, а при обратном – функционированием экскаватора. Для удобства непосредственной работы и обслуживания оборудования топливный бак перенесён в переднюю часть трактора.
Комплектация и оборудование
Базовая комплектация, установленная на все модификации, состоит из 2 отвалов, различного назначения:
При необходимости на гидравлическое оборудование устанавливаются:
Преимущества и недостатки
На фото ЭО 2621 выглядит как типовой советский трактор, но в отличие от многих моделей такого класса, экскаватор одноковшовый ЭО 2621 имеет преимущества, которыми эффективно пользуются малые и крупные хозяйства и предприятия.
К недостаткам можно отнести:
Экскаватор ЭО-2621: технические характеристики
Универсальный землеройный агрегат №1
Экскаватор «ЭО-2621», во многих регионах бывшего Союза известный по народному прозвищу «Петушок», является, пожалуй, самым известным на просторах бывшего СССР землеройным агрегатом. Этот универсальный трактор-бульдозер на пневмоколёсном шасси относится ко второй размерной группе (всего этих групп 6). Он предназначен для разработки различных грунтов, от первой до четвёртой категорий.
Экскаватор «ЭО-2621» успешно справляется с любым грунтом, начиная от песчаного и заканчивая тяжёлым глинистым. Несмотря на то, что крайняя категория по грунтам для данной техники определена как четвёртая, его эффективная эксплуатация возможна и в более сложных условиях, если при этом предварительно разрыхлить рабочую поверхность.
Значение буквенного и цифрового обозначения в названии экскаватора следующее: «Э» – экскаватор; «О» – одноковшовый; «2» – относящийся ко второй группе (в неё входят экскаваторы, масса которых лежит в пределах 6,3–10 тонн); «6» – говорит о том, что экскаватор смонтирован на шасси серийного трактора; «2» – навесное оборудование экскаватора имеет жёсткое крепление; «1» – порядковый номер модели, присвоенный заводом-изготовителем.
Об истории создания модели
Предприятий-изготовителей экскаватора «ЭО-2621»–не одно, а несколько. С 1967-го года, данную технику производили на киевском заводе «Червоний Екскаватор» («Красный экскаватор»), и в Челябинской области – на Златоустовском заводе экскаваторов (сейчас – ООО «Златэкс»). А также, с 1974-го года, в Киевской области – на Бородянском заводе экскаваторов (в наше время – ОАО «Борэкс»). Далее выпуск данной техники наладили ещё на целом ряде машиностроительных предприятий СНГ.
Предками данной универсальной модели землеройной машины были быстросъёмные гидравлические навесные системы«Э-201», на базе советских тракторов: липецкого«Т-30»и минского ««МТЗ-2 «Беларусь». А впоследствии – их усовершенствованный вариант«Э-221». Эта техника, в свою очередь, стала продолжением первого в Союзе серийного навесного экскаватора с гидравлическим приводом, разработанного ВНИИ Стройдормашем, – неполноповоротного экскаватора «Э-153», на базе трактора «МТЗ-2 «Беларусь».
Предприятием-изготовителем этой чрезвычайно нужной в народном хозяйстве техники был киевский завод «Красный экскаватор». Каждая из названных моделей предназначалась для проведения широкого спектра земельных и погрузочно/разгрузочных работ среднего и малого объёмов. И каждая становилась новым шагом вперёд, воплощением целого ряда усовершенствований. Увеличивались глубина прокопа, сила разрезания грунта, угол поворота ковша.
Показатель высокой потребности Советского Союза в данной технике в то время – то, что целые предприятия преобразовывали в экскаваторные заводы, для выпуска исключительно названных выше моделей. В частности, Саранский мотороремонтный; или большой цех Златоустовского механического завода, которые с отныне именовались как «Саранский экскаваторный завод» и «Златоустовский экскаваторный завод» соответственно.
Прямым предшественником «ЭО-2621» стал экскаватор «Э-2515», который в базовом варианте оснащался ковшом обратной лопаты емкостью 0,25 м3 ; наибольшая глубина копания составляла 3 м; высота выгрузки – 2,6 м; производительность – 45-60 м3 в час.Это значительно превышало все предыдущие серийные модели навесных экскаваторов.
К началу 70-х разраставшийся Киев уже вобрал завод «Красный экскаватор» в свою городскую черту, обступив его по периметру жилыми кварталами. Места для строительства новых цехов не осталось, и их стали строить в посёлке Бородянка Киевской области. Туда в итоге и было полностью перенесено производство навесных экскаваторных систем для тракторов.
В цеху Златоустовского экскаваторного завода.
Через несколько лет к Киеву и Златоусту присоединился Саранск, где также запустили серийное производство «ЭО-2621». Вплоть до «перестройки» и развала Советского Союза, ежегодно выпускалось более двадцати тысяч единиц данной техники. Эти объёмы не только покрывали потребности отечественного рынка, но и позволяли экспортировать экскаваторы «ЭО-2621» в 38 стран мира.
Отличные эксплуатационные характеристики, дешевизна производства и использования, надёжность и неприхотливость сделали «ЭО-2621» основным навесным экскаватором на базе тракторов, самым массовым в мире.
Данная модель, в её модификации «ЭО-2621В-3», благодаря своей низкой себестоимости и безотказности до сих пор изготавливается и пользуется стабильным спросом на рынке. Хотя о прежних объёмах производства, конечно, речь не идёт.
Модификации и особенности конструкции «ЭО-2621»
Одноковшовый неполноповоротный универсальный экскаватор «ЭО-2621» смонтирован на шасси колёсных тракторов«ЮМЗ-6Л» или «МТЗ-82 Беларус». Имеет полноприводную колёсную формулу четыре на четыре.Поворотной частью и рабочим оборудованием механизатор управляет при помощи гидроцилиндров. В качестве рабочего оборудования на нём применяются прямая или обратная лопата, бульдозерный отвал, погрузчик, кран, грейфер и вилы.
Поскольку рамы любого из используемых тракторов не рассчитаны на большие нагрузки, вызванные работой отвалом или копанием, то разработчики усилили конструкцию дополнительной массивной обвязочной рамой. В качестве дополнительной опоры выступает бульдозерный отвал. Стрела копательного ковша смонтирована на поворотной колонне.Во время проведения рабочих операций неизменную устойчивость трактора обеспечивают специальные выдвижные опоры (аутригеры).
«ЭО-2621» – многолетний и верный помощник в городском коммунальном хозяйстве.
С 1974-го года в серийное производство была запущена усовершенствованная модель экскаватора, под маркой«ЭО-2621В». Модернизации подверглись манипулятор и механизм ковша; была усилена конструкция, внедрена гидравлика повышенной мощности. Внесли изменения в компоновку кабины. Её расширили и сделали более эргономичной, установив новое поворотное кресло механизатора.
В 1986-м году поставили на конвейер модернизированную модель – «ЭО-2621 В-2», на базе трактора «ЮМЗ-6АКЛ». Механизм экскаватора уже имел угол поворота ковша в 210 градусов и новый механизм колен стрелы, что позволяло раскапывать грунт до глубины в 4,25 метра.
Через два года в серию была запущена выпускаемая и в наши дни, тщательно проработанная версия экскаватора «ЭО-2621», под индексом В-3. «ЭО-2621В-3» отличается от предыдущих модификаций гидравлическим приводом поворота колонки стрелы (ранее стоял цепной привод), и кавитационными клапанами, которые исключили бывавшие нередкими порывы напорных гидравлических рукавов (шлангов).
Кстати, до сих пор «ЭО-2621В-3» производится не только в России и бывших советских республиках. Есть сборочные производства данной техники и в ряде стран «дальнего зарубежья».
Сфера применения «ЭО-2621»
Универсальный экскаватор-бульдозер «ЭО-2621» можно использовать на самом широком фронте земляных работ:
В годы СССР наиболее распространённым «носителем» экскаватора «ЭО-2621» был трактор «ЮМЗ».
Кроме стандартного ковша, экскаватор «ЭО-2621» может, при необходимости, комплектоваться ковшами увеличенных объёмов. Либо узким (траншейным) ковшом; обратной лопатой со смещенной осью, которая позволяет копать траншеи вплотную к стенам зданий.
А также: погрузочным ковшом, вилами, захватом, гидромолотом, зубом-рыхлителем, крановым крюком, несколькими видами грейферов. Всего же на штатную подвеску «ЭО-2621» может быть установлено 22 вида имеющих разные характеристики рабочих органа, двух категорий – экскаваторных и бульдозерных.
Основные варианты использования оборудования «ЭО-2621»
Обратная лопата ковша служит для копания траншей (укладка труб или кабеля, хранение корне- клубнеплодов), для рытья ям и небольших котлованов. Прямая лопата применяется для разработки грунта в мелких забоях, зачистки дна и стенок котлована, погрузки сыпучих и кусковых материалов. Обратной лопатой со смещенной осью копания отрываются траншеи вблизи зданий и сооружений. Для особо узких траншей, на прокладку кабелей, используется специальный узкий ковш.
Крановой подвеской осуществляется погрузка штучных грузов и материалов, укладка трубопроводов, корчёвка мелких пней, установка столбов, посадка деревьев средних размеров, разнообразные монтажные и ремонтные работы. Ковш используется для погрузки материалов малой плотности, вилы – разнообразного мусора, стальной стружки и других грузов массой до четырёхсот килограммов.
«ЭО-2621» с гидромолотом.
Решётчатым ковшом производится погрузка крупнокусковых материалов. Ковшом грейфера – выкапываются колодцы, очищаются траншеи и каналы, грузят различные материалы и породы. Погрузочный ковш используется для лёгких зачистных работ и погрузки мусора, снега и других материалов, «чего угодно».
Гидромолот и зуб-рыхлитель используются для вскрытия асфальтового или бетонного покрытия. Кроме того, зубом-рыхлителем можно взламывать корку особо твёрдого либо, к примеру, мёрзлого грунта, до трёх метров толщиной. Гидромолотом не только вскрываются бетонные покрытия, но и дробятся бутовые камни и мёрзлый грунт. Гидромолотом, дополненным специальной трамбовочной плитой, также уплотняются насыпные грунты.
С помощью захвата есть возможность погрузки бревна и другие штучные материалы. Буровым оборудованием отрывают шурфы различного диаметра на глубину до 2 м.
Технические характеристики экскаватора «ЭО-2621» в цифрах
Первое значение: для техники на тракторе «ЮМЗ-6АЛ/6АМ»; в скобках – на тракторе «МТЗ-82ПБеларус».
Как уже было отмечено, базовый остов трактора дополнительно усилен установленной на него обвязочной рамой. Кроме того, что на неё переводится значительная часть нагрузок, возникающих в процессе работ, она служит ещё и базой для монтирования всего комплекса сменного оборудования. На обвязочную раму крепится опорно-поворотная колонна с осью, имеющей жёсткое крепление с обвязкой; а также гидроцилиндры, с помощью которых производится её вращение.
Сцепной вес трактора, с обвязочной рамой, возрос до шести тонн; а в качестве дополнительной опоры и противовеса используется бульдозерный отвал спереди, с шириной захвата в 2,290 метра.Для повышения устойчивости во время копания экскаватор «ЭО-2621» снабжён выносными опорами с гидравлическим приводом. В последней модификации устойчивость экскаватора во время работы ещё более возросла за счёт введения гидро-замков в конструкцию гидроцилиндров выносных опор и отвала бульдозера.
Двигатель, КПП, системы управления
На экскаватор «ЭО-2621» установлен дизельный силовой агрегат «ДТ-65Н», имеющий мощность 65 лошадиных сил. Экскаватор оснащён механической девяти-ступенчатой коробкой передач с редуктором, удваивающим их число. В общей сложности, «ЭО-2621» имеет 17 передних и 4 задние передачи.
Двигатель трактора «ЮМЗ»: «ДТ-65Н».
Для данной модели экскаватора характерно рулевое управление червячного типа, дополненное гидравлическим усилителем. Передовой секционный гидро-распределитель последней модели «ЭО-2621В-3» имеет антикавитационные клапаны «Гидроконтроль» и встроенные предохранители, что позволяет производить плавное совмещение операций и повышает точность работы.
Гидросистемы экскаватора
В конструкции предусмотрены две самостоятельные гидравлические системы, но с единым баком для рабочей жидкости. Первая гидросистема приводит в движение рабочее оборудование от трёх шестерённых насосов типа «НШ32-3», жидкость подаётся через распределитель в гидроцилиндры ковша, рукояти и стрелы. Вторая система от насоса через распределитель подаёт рабочую жидкость в гидроцилиндр стрелы, в гидроцилиндры поворотного механизма, а через тракторный распределитель – в гидроцилиндры выносных опор и в гидроцилиндр бульдозера.
Зуб-рыхлитель на экскаватор «ЭО-2621».
Все насосы приводятся в действие от коленвала дизельного мотора трактора посредством редукторов. В целях ограничения давления в запертой поршневой полости гидроцилиндра во время копания предусмотрен специальный разгрузочный клапан, перепускающий жидкость в штоковую полость гидроцилиндра, а избыток жидкости – в бак. Потеря жидкости в штоковых полостях гидроцилиндров компенсируются через обратный клапан. Плавное затормаживание в конце поворотов обеспечивается специальными демпферными устройствами, смонтированными в крышках гидроцилиндров.
Кабина и органы управления экскаватора «ЭО-2621»
Кабина просторная, с панорамным остеклением, позволяющим в любой ситуации не терять визуального контроля за всеми рабочими функциями. Органы управления бульдозерным отвалом и экскаваторным оборудованием разнесены и смонтированы с обеих сторон от рабочего места механизатора, в передней и задней частях кабины. Все они находятся, в буквальном смысле, на расстоянии вытянутой руки.
В кабинах и того, и другого трактора, на который устанавливается экскаваторное оборудование «ЭО-2621» – традиционно мощная и производительная система вентиляции,с эффективным отопителем. Управление экскаваторным и бульдозерным оборудованием производится при помощи гидрораспределителей.
Механизатор «ЭО-2621» начинает работу.
Сиденье механизатора можно разворачивать для управления экскаваторным оборудованием на 180°. При обычном его положении механизатор управляет трактором во время передвижения, а при обратном – функционированием экскаватора. Для удобства непосредственной работы и обслуживания оборудования топливный бак перенесён в переднюю часть трактора.
Отзывы механизаторов и владельцев «ЭО-2621»
Повсеместная распространённость и востребованность на рынке, несмотря на солидный возраст модели, красноречиво свидетельствуют о бесспорных достоинствах экскаватора «ЭО-2621». Среди них в отзывах абсолютного большинства владельцев и механизаторов фигурируют следующие:
По свидетельствам современных владельцев, подержанный экскаватор данной марки окупает себя и начинает приносить прибыль за 3-6 месяцев (в зависимости от цены и количества подрядов на работы). Срок окупаемости нового, на базе трактора «Беларус», составляет не менее двух лет.
Обычное дело – течи манжет гидроцилиндров, гидрораспределителей. Пока нельзя прекращать работу, приходится постоянно доливать масло. Затем – перебирать и менять гидроцилиндры, распределители, шланги (это становится уже традиционной процедурой, не менее 1 раза в год).
Нужно постоянно смазывать поворотные втулки.Если пренебрегать этой процедурой или пропускать её – сразу идёт заметный износ. Дизельный двигатель характеризуют как чрезвычайно надёжный и безотказный, коробка передач также не вызывает нареканий. В работе «ЭО-2621» до сих пор способен достойно конкурировать с более современными «одноклассниками» импортного производства по производительности. А в условиях сурового климата и превосходить их.
На рынке, как отмечают владельцы, наиболее востребованным является вариант экскаватора с погрузчиком спереди (желательно челюстным). Общий смысл отзывов характеризует «Петушка» как экономичного и производительного «трудягу» за небольшие, по сравнению с импортными аналогами, деньги.
Сколько стоит экскаватор «ЭО-2621» – б/у и новый?
Современная модификация экскаватора «ЭО-2621», на базе трактора «Беларус».
«Ценник» на новый экскаватор «ЭО-2621В-3» начинается с 1,9 миллионов рублей. Старые модификации экскаватора можно приобрести совсем за небольшие деньги: как минимум, от 200 тысяч рублей и выше, в зависимости от года выпуска и технического состояния. Однако такой вариант потребует дополнительных вложений и нуждается в очень опытном и квалифицированном владельце.