Что такое экскурсионное обслуживание

Понятие экскурсионного обслуживания. Виды экскурсионных услуг.

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах).

Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя, комплекс знаний по истории, культуре, географии и др. При участии в таких экскурсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций исторических, культурных, природных и др. достопримечательностей, происходит удовлетворение потребности личности в познании окружающей действительности.

Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Турист выбирает те экскурсионные услуги, которые удовлетворяют одновременно несколько потребностей. Так, посещая загородную экскурсию, ее участники не только удовлетворяют потребность в познании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуальными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской услуги, но как и самостоятельный вид услуг, целью которого является удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс задач экскурсионного обслуживания включает организацию отдыха поездок и путешествий с посещением исторических, культурных, природных и иных объектов [13].

Учебные заведения, учреждения, предприятия;

Турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.

Клубы, дома и дворцы культуры;

Семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.д.;

Аэропорты, вокзалы, фестивальные площадки;

объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны;

прибыль от реализованных услуг.

Данные показатели являются оценочными и служат в качестве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

номера телефонов, факсов и адреса организаций, связанных с обслуживанием экскурсантов;

перечень тем экскурсий;

карты-схемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности области страны;

список номеров телефонов и домашних адресов экскурсоводов

Полнота информации по организации экскурсионного обслуживания обеспечивается различного вида картотеками:

предприятий, являющихся объектом посещения и показа;

с перечислением тем проводимых экскурсий, согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, место начала и окончания, скорости экскурсии.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями на территорий их административной принадлежности. Работу с группами, выезжающими в другие города проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, расположенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности его руководителя, дает путевую информацию. Такой подход соответствует современному периоду развития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся возрастающим вниманием последнему со стороны государства.

Классификация представляет собой распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания экскурсионных работников и ученых экскурсионистов. Первые попытки решения этой проблемы относятся к концу 20-х годов. Ученый экскурсионист В. А. Герд говорил о своем варианте классификации форм экскурсионной работы, что основной целью будет разделение экскурсий на группы и подгруппы и выделение тех основных черт, которые определяют характер ведения экскурсий, т. е. помогают руководителю ориентироваться во всех вопросах ее разработки. Это выделение основных черт даст несколько центральных типов экскурсий, к которым будут примыкать промежуточные классификационно неясные экскурсии.

Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание

Экскурсионное обслуживание является как самостоятельной деятельностью (например, в домах отдыха, клубах, школах), так и частью комплекса туристских услуг (в туристских фирмах). В настоящее время экскурсии классифицируются:

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения1.

Каждая группа имеет присущие ей компоненты, специфику и особенности.

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&€ их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

— историко-краеведческие (например, «История возникновения г. Перми», «Из истории Садового кольца» и др.);

— археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

— этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

— историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

— экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

— производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

— профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

— историко-театральные (например, «Из истории русского театра», «Цыганский театр в Москве» и др.);

— историко-музыкальные (например, «Москва музыкальная» и др.);

— по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

— по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, «П. И. Чайковский в Клину», «Ф. Шаляпин в Москве», «Абрамцево» и др.);

— в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

— литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, «А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т. д.);

— историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 20-х годов XX века», «Литературный Орел» и т. д.);

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

— экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

— экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

— экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

— экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

— экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

— экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

— экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

— экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

— экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

— экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

— экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

— экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

— учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

— пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 425 ; Нарушение авторских прав

Источник

Экскурсионного обслуживания

Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание

Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание

Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание

Экскурсионное обслуживание— организация и оказание экс­курсионных услуг, удовлетворяющих потребности человека в при­общении к духовным и нравственным ценностям, в накоплении знаний, в том числе и профессиональных, в режиме свободного выбора объектов, методов и средств познания. Экскурсионное обслуживание позволяет донести до потребителя (экскурсанта, туриста) комплекс знаний по истории, культуре, географии, эт­нографии, экологии, экономике и др. При участии в таких экс­курсионных мероприятиях, как осмотр музейных и выставочных экспозиций, исторических, культурных, природных, этнографи­ческих, инженерных и других достопримечательностей, проис­ходит удовлетворение потребности личности в познании окру­жающей действительности. Избирательность человека в выборе экскурсионных услуг носит подсознательный характер. Экскур­сант (турист) выбирает те экскурсионные услуги, которые удов­летворяют одновременно несколько потребностей, т.е. обладают функциональной полнотой. Так, посещая загородную экскур­сию, ее участники не только удовлетворяют потребность в по­знании, но и в сочетании с эмоциональными и интеллектуаль­ными нагрузками ликвидируют дефицит движения, повышают эффективность обмена информацией в процессе общения друг с другом. Таким образом, экскурсионное обслуживание можно рассматривать не только как часть комплексной туристской ус­луги, но и как самостоятельный вид услуг, целью которых явля­ется удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов (ту­ристов) в познании окружающей действительности.

Рассматривая экскурсионное обслуживание как результат деятельности туристско-экскурсионных предприятий системы организованного отдыха, следует иметь в виду, что комплекс за­дач экскурсионного обслуживания включает организацию отды­ха, поездок и путешествий с посещением исторических, куль­турных, природных и иных объектов.

Удовлетворение потребностей экскурсантов находится в пря­мой зависимости от количественного и качественного совмеще­ния форм экскурсионного обслуживания.

Каждая форма организации экскурсионного обслуживания — это совокупность направленных действий, имеющих конкретную

цель — удовлетворение запросов и потребностей экскурсантов Целенаправленный характер работы по охвату населения экскур­сионными услугами осуществляется в следующих направлениях:

· учебные заведения, учреждения, предприятия;

· турбазы, дома отдыха, пансионаты и т.п.;

· клубы, дома и дворцы культуры;

· семинары, курсы, симпозиумы, конференции и т.п.;

· аэропорты (порты), вокзалы, фестивальные площадки.

Основой всей работы по организации экскурсионного обслу­живания может быть бизнес-план предприятия, составленный с учетом изучения спроса и предложения экскурсионных услуг на рынке сферы туризма по видам экскурсий, их тематике, с уче­том состава участников. В нем отражаются основные показатели экскурсионного обслуживания, к которым относятся:

· объем экскурсионных услуг, предоставляемых населению, гостям страны (в денежном выражении);

· количество экскурсантов (туристов);

· прибыль от реализованных услуг.

Данные показатели являются оценочными и служат в качест­ве критериев совершенствования организации экскурсионного обслуживания, для чего на предприятии целесообразно иметь следующую информацию:

· номера телефонов, факсов и адреса организаций, связан­ных с обслуживанием экскурсантов;

· перечень тем экскурсий;

· картосхемы экскурсионных маршрутов по городу, району, определенной местности (региону), области, стране;

· список номеров телефонов и домашних адресов экскурсо­водов.

Полнота информации по организации экскурсионного об­служивания обеспечивается различного вида картотеками:

транспортных предприятий (автохозяйств, автостанций, же­лезнодорожных вокзалов, аэропортов, портов и т.п.);

· культурно-просветительных учреждений (музеев, концерт­ных залов, театров и др.), посещение которых предусмот­рено организаторами экскурсий;

· предприятий, являющихся объектами посещения и показа;

Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть фото Что такое экскурсионное обслуживание. Смотреть картинку Что такое экскурсионное обслуживание. Картинка про Что такое экскурсионное обслуживание. Фото Что такое экскурсионное обслуживание

· с перечислением тем проводимых экскурсий согласно их классификации с указанием продолжительности, способа передвижения, места начала и окончания, стоимости экс­курсии.

Экскурсионное обслуживание осуществляется туристскими предприятиями (фирмами) на территории их административной принадлежности (город, район). Работу с группами, выезжаю­щими в другие города (даже в определенной области) проводят экскурсионные учреждения или туристские предприятия, рас­положенные в этих городах. Экскурсовод, выехавший с группой, выполняет обязанности ее руководителя, дает путевую инфор­мацию. Такой подход соответствует современному периоду раз­вития экскурсионного обслуживания, характеризующемуся воз­растающим вниманием к последнему со стороны государства.

8.2. Сущность, структура исодержание экскурсии

Экскурсия(от лат. excursio — поездка) — целенаправленный процесс познания человеком окружающего мира, построенный в естественных условиях по заранее подобранным объектам (зри­тельным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Специфика экскурсии заключается в органическом сочета­нии в ней показа и рассказа. Экскурсовод показывает объекты и сопровождает данный процесс анализом, пояснениями, исто­рическими справками. Он учит правильно воспринимать уви­денное, давать объективную оценку событиям, явлениям, фак­там, с ними связанным. Таким образом, в процессе познания осуществляется целенаправленное воздействие на мировоззрение экскурсантов, а сообщаемые сведения, благодаря наглядности, хорошо запоминаются и способствуют расширению кругозора.

Каждая экскурсия независимо от темы и цели имеет следую­щие признаки, при отсутствии которых она не может быть таковой:

· наличие темы, цели и конкретных задач;

· наличие группы или индивидуального экскурсанта;

· наличие экскурсовода; » протяженность во времени;

· показ экскурсионных объектов в месте их непосредствен­ного расположения; » целенаправленность осмотра;

· передвижение по заранее разработанному маршруту.

В основу экскурсии положены следующие принципы:

научность — факты, события, теоретические положения даются в научной трактовке, получают объективную оцен­ку с позиций тех отраслей современной науки, к которым они относятся;

· связь теории с практикой;

Экскурсии выполняют следующие функции:

· организации содержательного отдыха;

· расширения кругозора; » формирования интересов человека;

· специализированную (подготовки и переподготовки кадров).

Процессу создания экскурсии присущи следующие стадии:

· отбор и изучение источников;

· создание новой экскурсии на избранную тему;

подготовка для ее проведения.

Тема — концентрированное содержание экскурсии, ее глав­ная мысль, предмет показа и рассказа. Не следует забывать, что отбор экскурсионных объектов осуществляется в четком соот­ветствии с темой, так как она представляет собой определенный угол зрения на проблему. Название экскурсии — это ее имя, к которому предъявляются следующие требования:

· легкость воспроизведения и запоминания;

Совокупность нескольких тем или большая их группа пред­ставляют собой тематику экскурсий, главными составляющими которой являются актуальность, значительность, разносторон­ность, связь с современностью. Непосредственный процесс соз­дания экскурсии состоит из следующих основных этапов:

· определение цели экскурсии и ее задач;

· подбор, изучение литературных и других источников ин­формации;

· отбор, изучение экскурсионных объектов (основных и до­полнительных);

· разработка маршрута и его уточнение (объезд, обход);

· составление контрольного текста экскурсии;

· выбор методических приемов ведения;

· составление методической разработки;

· подготовка вариантов индивидуального текста;

· заключение о тексте и методической разработке;

· проведение пробной экскурсии, ее утверждение.

Разработку экскурсий проводят в соответствии с их класси­фикационными признаками. Классификация экскурсий — это их распределение по однородным группам в соответствии с прису­щими этим группам признаками:

· способ передвижения; » цикличность.

По составу участниковподразделяют экскурсии для следую­щих категорий лиц:

· детей (школьников младших классов);

· взрослых (учащиеся, молодежь, работники учреждений и т.д.);

Данный признак заложен в основу дифференцированного подхода к организации обслуживания различных контингентов населения.

По содержаниюэкскурсии подразделяют на обзорные (мно­гоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе, населенном пункте, регионе. Они мно­готемны, строятся на показе различных по форме и содержанию экскурсионных объектов.

Тематическиеэкскурсии объединены четко определенной темой и посвящены событию (группе событий). Тематические экскурсии делятся на группы, которые классифицируются на подгруппы. Так, к природоведческим экскурсиям относятся: географические; геологические; гидрогеологические; ландшафтные.

Экологические экскурсии имеют не только подгруппы (эколо­гия города, определенной местности и т.д.), но и подразделяют­ся на классы: экология и человек; экология водного бассейна; экология воздушного бассейна; экология флоры и фауны.

Исторические экскурсии по своему содержанию подразделя­ются на следующие подгруппы: историко-краеведческие; архео­логические; этнографические. Раскрываемые в данных экскур­сиях события позволяют изучить историческое развитие региона за определенный период, его быт, культуру, народные промыс­лы, а также ставшие доступными в результате поисков и находок археологов памятники (городища, некрополи, орудия труда, ну­мизматику и др.).

Формированию и развитию эстетического вкуса, способно­сти и необходимости человека различать и оценивать искусстве и другие результаты человеческой деятельности, и вообще явле­ний жизни на уровне прекрасного содействуют искусствоведче­ские экскурсии:

· знакомящие с произведениями изобразительного искусства (живописью, скульптурой, декоративно-прикладным ис­кусством);

Знакомству с поэтикой слова содействуют литературные экс­курсии:

· литературно-биографические (монографические) — по мес­там, связанным с жизнью и творчеством поэтов, писателей;

· историко-литературные, знакомящие с определенным ис­торическим этапом развития литературы;

· литературно-художественные — по местам и событиям, от­раженным в произведениях, т.е. по дорогам литературных героев.

Архитектурно-градостроительные экскурсии (их объекты по­каза встречаются практически во всех видах экскурсий) имеют следующее деление: памятники архитектуры определенных сти­лей; творчество архитекторов; градостроительство (историче­ская и современная застройка города, местности).

К экскурсиям, которые классифицируются как по содержа­нию, так и по месту проведения, относятся производственные. Они бывают следующих видов:

производственно-исторические (раскрывают определенный этап развития предприятия, производства, отрасли про­мышленности);

· производственно-экономические (освещают эффективность

· производственно-технические (посвящены использованию на производстве достижений науки и техники, современ­ных технологий).

Особую значимость данные экскурсии приобретают в деле сохранения трудовых традиций, повышения квалификации кад­ров, профессиональной ориентации молодежи.

Кроме производственных к экскурсиям по месту проведенияотносятся: музейные, городские, загородные, в пути следования (так называемые путевые информации).

Музейные экскурсии обеспечивают обслуживание экскурсан­тов согласно профилю музея (отношения его экспозиционной тематики к определенной области культуры, искусства, отрасли производства и др.).

Городские экскурсии могут быть как многоплановыми (об­зорными), так и тематическими, посвященными показу всего города или его части.

Загородные экскурсии также бывают обзорными и тематиче­скими; они могут проводиться как в промежуточном, так и в ко­нечном пункте следования.

Загородную экскурсию следует отличать от путевой инфор­мации, которая в отличие от экскурсии имеет свои особенности:

первичность рассказа, его справочный характер, интересная об­разная информация о населенных пунктах в пути следования, жизни и деятельности известных людей данного региона. Одна­ко в данной информации не используется материал тех экскур­сий, которые предусмотрены в пунктах назначения.

Качественный уровень экскурсионного обслуживания обеспе­чивается различными формами проведенияэкскурсий, среди которых выделяются: обычные; учебные; рекламные; экскурсия-лекция; экскурсия-массовка; экскурсия-спектакль; экскурсия-прогулка и др.

По способу передвиженияразличают пешеходные (обеспечи­вается маневренность группы, возможность более глубокого изучения объектов показа, невысокая стоимость), с использова­нием транспортных средств (могут применяться различные виды транспорта: наземный и подземный, а также воздушный) и ком­бинированные экскурсии.

По цикличности проведенияэкскурсии подразделяются на единичные (охватывают одну тему) и тематические (объединены общей темой и целью).

Даже краткий приведенный выше обзор классификации экс­курсий говорит о ее значимости для практической стороны экс­курсионного обслуживания. Учет классификационных призна­ков содействует качественной разработке экскурсионных услуг, мероприятий по их оказанию, способствует специализации экс­курсоводов, совершенствованию их профессионального мастер­ства, созданию новых тем экскурсий. При разработке экскур­сий следует учитывать:

· дифференцированный подход к обслуживанию различных групп;

· спрос на определенный вид (тему) экскурсии;

· совершенствование экскурсионного обслуживания.

Работа по подготовке темы экскурсии считается завершенной, когда разработаны следующие материалы:

1. Список использованных источников, включающий не толь­ко литературные, но и другие источники информации (архивные материалы, экспозиционные и фондовые материалы музеев, за­писи кино, видеохроники, встречи, интервью с участниками, очевидцами событий и др.).

2. Карточка (паспорт) экскурсионных объектов (приложе­ние 16). Экскурсионный объект — предмет (явление), дающий представление о характерных чертах, особенностях определенной эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы и т.п., вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности. Предприятиям, занятым экскурсионным обслу­живанием, целесообразно иметь карточки на все экскурсионные объекты, расположенные на обслуживаемой территории. Наличие таких карточек ускоряет разработку новых экскурсионных тем, по­зволяет разнообразить использование в экскурсиях памятников, делает их показ более активным.

3. Экскурсионные тексты: контрольный и индивидуальный. Экскурсионный текст — это комплексный, синтетический текст, который противопоставлен другим типам текстов. Включая фраг­менты текстов-источников (метатекстов), он через эмоциональную форму, часто через язык образов, моделирует процесс познания ок­ружающей действительности, оказывает значительное влияние на информированность воспринимающих лиц (экскурсантов).

Тенденции культурного развития общества требует особого внимания экскурсоводов к созданию экскурсионных текстов. Последним свойственна актуализация и группирование в опре­деленной связи, объединение в новую информационную сово­купность — материалы прецедентных текстов, фрагменты раз­личных научных, справочных, художественных, биографических (воспоминания, письма) и других источников. В практике экс­курсоводов такая деятельность реализуется, но ее результаты до

сих пор остаются неизученными с точки зрения закономерно­стей, актуализации языковых средств при создании синтетиче­ского типа экскурсионных текстов.

4. Схема маршрута — путь следования экскурсионной груп­пы, вычерченный на отдельном листе, где обозначаются начало маршрута, объекты показа (основные) и остановки для их на­блюдения, места выхода группы к объектам, конечная точка маршрута.

6. Методическая разработка — основной документ экскур­сии, где излагаются рекомендации о ее проведении, указывается последовательность и продолжительность демонстрации объектов, наглядных пособий, через перечень основных вопросов раскрыва­ются подтемы экскурсий с их увязкой логическими переходами, называются и описываются методические приемы показа и рас­сказа, проиводятся указания по ведению экскурсии и дифферен­цированному обслуживанию (табл. 8.1).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *