Что такое экспедиторская расписка и для чего она нужна
Экспедиторская расписка
Оформление экспедиторской расписки происходит в случаях привлечения предприятием сторонней транспортировочной компании для перевозки товарно-материальных ценностей. Данный документ входит в обязательный комплект экспедиторских документов и является приложением к договору между грузоотправителем или грузополучателем и транспортной организацией. Он относится к первичной документации и поэтому к его составлению необходимо относится внимательно, соблюдая все установленные для подобного рода бумаг нормы и требования.
Зачем нужен данный документ
Широко распространенное мнение о том, что экспедиторская расписка нужна только грузоотправителю, как клиенту компании-транспортировщика, является не совсем точным и не таким однозначным. Документ, при условии, что он составлен по всем правилам и содержит в себе всю необходимую информацию, нужен и самому экспедитору, поскольку он служит доказательством того, что груз был принят в заявленном весе, объеме, упаковке, определенном качестве количестве и т.п. Расписка свидетельствует и о том, что выполнение обязательств по доставке груза перешло к экспедитору и никаких нареканий, замечаний и особых условий по поводу доставки у него нет.
Экспедитор несет за груз полную ответственность с момента его получения и включительно до момента его передачи грузополучателю.
Кроме того, данная расписка вкупе с другими бумагами (например, товарно-транспортной накладной) служит основанием для принятия груза на учет фирмы-получателя.
Следует отметить, что экспедиторская расписка не содержит сведений о стоимости перевозки и прочих сопутствующих расходах и параметрах, но обязательно включает в себя информацию о цене перевозимых товарно-материальных ценностях.
Как составить экспедиторскую расписку
На сегодняшний день экспедиторская расписка не имеет строго установленного образца, поэтому она может составляться в произвольной форме или на основе разработанного внутри предприятия шаблона (который должен быть утвержден в учетной политике фирмы). Некоторый организации по старинке предпочитают использовать ранее обязательный к применению бланк документа, поскольку он содержит в себе все необходимые сведения.
В расписку должна быть включена информация о:
Расписка практически аналогична другому транспортному документу, сопровождающему груз – поручению экспедитору.
Ошибки, а уж тем более недостоверные или заведомо ложные сведения допускать в документе нельзя, поскольку впоследствии при некоторых обстоятельствах, он может стать юридически значимым документом, востребованным в судебной инстанции. Если случилось оказия и некоторая неточность все же была допущена, лучше не исправлять ее, а создать новый документ.
Как оформить экспедиторскую расписку
Писать расписку можно на фирменном бланке транспортной компании или же обычном листе А4 формата, как в рукописном виде, так и в печатном. В ней обязательно должна наличествовать подпись экспедитора, который таким образом подтверждает то, что все внесенные в нее сведения о товаре верны.
Расписка составляется в двух экземплярах:
В некоторых случаях при необходимости могут быть сделаны дополнительные копии, которые также должны быть подписаны экспедитором. Следует отметить то, что после того, как груз будет доставлен до адресата, расписка не возвращается экспедитору, а остается на руках клиента (для такого рода бумаг есть даже специальный термин «необоротный документ»).
Образец составления экспедиторской расписки
Персональная информация об экспедиторе может включать в себя только его фамилию и инициалы, но при необходимости в документ можно вписать и его паспортные данные.
В «Условиях» прописываются обязательства экспедитора по обеспечению сохранности груза в момент транспортировки. В случае каких-либо дополнительных данных они вносятся в последнюю строку «Особые условия», но только при взаимном согласии сторон.
Чем подтвердить расходы на доставку груза экспедитором
Компанию поручила экспедитору организовать перевозку своей готовой продукции до покупателя. Какие документы оформлять в рамках этого договора, чтобы заказчику подтвердить свои расходы по нему?
Особенности заключения договора транспортной экспедиции
Для доставки товара покупателю организация может оформить договор транспортной экспедиции. По нему экспедитор обязан за вознаграждение и за счет грузоотправителя выполнить сам или организовать перевозку груза, заключив от имени продавца договор перевозки груза с перевозчиком – автотранспортной компанией.
Транспортно-экспедиционные услуги, которые оказывает экспедитор по договору транспортной экспедиции, – это услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза.
Экспедиторские документы, которые являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции, перечислены в Правилах транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства от 08.09.2006 № 554.
Вышеперечисленные документы являются обязательными для оформления. При этом стороны не лишены возможности предусмотреть оформление и иных дополнительных документов. Например, отчета о понесенных расходах, акта сдачи-приемки оказанных услуг. Но надо иметь в виду, что состав экспедиторских документов может быть расширен, но не заменен (письмо Минфина от 16.01.2018 № 03-03-06/1/1533).
Нужна ли транспортная накладная при заказе экспедиторских услуг
Экспедитор может оказывать услуги по перевозке товара как собственным транспортом, так и с привлечением автотранспортных компаний.
Для перевозки груза нужен договор перевозки (п. 7 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Правительства от 21.12.2020 № 2200).
Если экспедитор заключает договор перевозки груза от имени продавца, то он оформляет транспортную накладную на основании выданной доверенности, где должен указать организацию-продавца в качестве грузоотправителя.
Если экспедиторская компания от своего имени заключает договор перевозки, то она становится грузоотправителем и также должна составить транспортную накладную.
Чиновники налоговой службы полагают, что поскольку транспортная накладная является основным перевозочным документом, то оформлять ее надо независимо от того, чьим транспортом осуществляется перевозка (письмо УФНС по г. Москве от 17.10.2011 № 16-15/100092@).
Как учесть расходы на оплату услуг экспедитора
Затраты на услуги экспедитора можно учесть по налогу на прибыль на основании подпункта 6 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса.
Для этого достаточно иметь любые документы, подтверждающие фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза, а также экспедиторских документов и договора транспортной экспедиции. К такому выводу пришел Минфин в письмах от 09.09.2021 г. № 03-03-06/1/72942, от 03.09.2021 г. № 03-03-06/1/71385.
Отметим, эти документы перечислены именно для подтверждения расходов по договору транспортной экспедиции.
По мнению чиновников, в случае если оказываемые услуги не регулируются договором транспортной экспедиции, то иные требования для них необязательны. Поэтому, при оказании услуг транспортной экспедиции для подтверждения расходов по налогу на прибыль достаточно экспедиторских документов, а также любых документов, подтверждающих фактическое выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (письма Минфина от 16.01.2018 № 03-03-06/1/1533, от 21.09.2015 № 03-03-06/1/53868).
Кроме того, смотрите:
Подробнее о том, как оформлять транспортную накладную читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Договор транспортной экспедиции: важное для экспедитора + шаблон
🌍 Предпринимателям, которые организуют перевозку грузов: как заключить с клиентом договор транспортной экспедиции для удобной работы.
Когда нужен договор транспортной экспедиции
Если транспортная компания просто перевозит груз на своей машине из одного места в другое, с клиентом заключают договор перевозки. Как его оформить, мы рассказывали в другой статье.
Зачастую клиент обращается не к грузоперевозчику напрямую, а к посреднику — экспедиторской компании.
Экспедиторы организуют перевозку груза: выбирают выгодный маршрут, находят перевозчиков с подходящими условиями для груза, оформляют таможенные документы. Клиент полагается на опыт экспедиторов и поэтому экономит своё время: теперь ему нужно только просматривать регулярные отчёты о местоположении грузов.
Часто экспедиционная услуга — это продумывание целой цепочки перевозок грузовым, РЖД, морским и воздушным транспортом. А еще экспедиторы могут брать на себя хранение груза на складе между перевозками.
Экспедиторы могут перевозить грузы и на своей машине. Тогда они отвечают за потерю и порчу груза клиента. Если клиент сдал груз нанятому перевозчику, экспедитор не отвечает.
Заполняем шаблон договора транспортной экспедиции
Договор транспортной экспедиции заключают письменно — ст. 802 ГК РФ. Стороны в нём — экспедитор и клиент — физлицо, ИП или компания, заказавшая и оплатившая грузоперевозку.
Рассказываем, что экспедитор может поменять в договоре под себя, и о какой ответственности стоит помнить.
Предмет: что экспедитор делает для клиента
Экспедитор обязан организовать перевозку груза. Клиент — оплатить услуги экспедитора, включая саму грузоперевозку. Что делает экспедитор, перечисляют в предмете договора.
Экспедитор обязуется за вознаграждение от своего имени и за счёт Клиента организовать выполнение определенного настоящим договором комплекса транспортно-экспедиторских услуг по перевозке, хранению и доставке грузов Клиента.
Что ещё экспедитор берет на себя, перечисляют в виде допуслуг.
Для перевозки груза экспедитор заключает договоры с третьими лицами — ИП с газелью, курьерской службой, РЖД, складом. Но перед клиентом за качество их услуг будет отвечать экспедитор — ст. 805 ГК РФ.
По умолчанию экспедитор сам выбирает перевозчиков, вид транспорта и маршрут. Но в договоре можно написать, что все это выбирает клиент — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор страхует груз, если такая обязанность есть в договоре.
Поручение экспедитору: что и куда везут
Пункт отправки и назначения, вид транспорта и характеристики груза можно вписать в текст договора.
Если с клиентом работают постоянно, каждую перевозку удобно оформлять отдельным документом. Например, поручением экспедитору из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23. Но заявка свободной формы тоже подойдёт.
Клиент обязан письменно сообщить экспедитору о свойствах груза: портящийся, хрупкий, негабаритный. Свойства груза вписывают в поручение экспедитору. В зависимости от свойств экспедитор подбирает транспорт, склад и упаковку.
Если по грузу нужны уточнения, экспедитор задает клиенту вопросы. До уточнения экспедитор ставит услугу на стоп. А клиент обязан возместить экспедитору простой. Правила — из ст. 804 ГК РФ и п. 18 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Если экспедитор заключил договоры перевозки от имени клиента по доверенности, оригиналы договоров передают клиенту — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Клиент может отменить перевозку, даже если груз уже в пути. Но только письменно, звонки по телефону не считаются. Если до отмены экспедитор уже заплатил перевозчикам, клиент компенсирует эти расходы — п. 10 Правил транспортно-экспедиционной деятельности.
Экспедиторская расписка: что приняли на перевозку от клиента
Экспедитор выдаёт клиенту экспедиторскую расписку — в подтверждение приёма груза. Для расписки есть форма из Приказа Минтранса от 11.02.2008 № 23.
Принципиально: если экспедитор взял груз по расписке или любому другому документу, считается, что он отвечает за утрату и порчу груза, пока не доставит его грузополучателю. Переложить ответственность на перевозчика не получится.
Если экспедитор взял на себя только подбор перевозчиков, то клиент должен сдать груз перевозчику. Приёмку груза оформляет перевозчик по транспортной накладной, и отвечает за груз тоже он.
Если в пути груз передают на склад, клиенту выдают складскую расписку.
Изменение экспедиции
Иногда по ходу перевозки надо поменять транспорт, маршрут или пункт доставки.
Все изменения экспедитор обязан согласовать с клиентом — но только если время терпит. Если клиент молчит больше суток, экспедитор вносит изменения в экспедицию без его согласия — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Порядок согласования изменений записывают в договор.
Экспедитор обязан запросить у Клиента согласие об отступлениях от его указаний. Если в течение суток Клиент не даст ответ на запрос, Экспедитор вправе отступить от указаний без такого согласия.
Экспедитор вправе отступать от указаний Клиента, если это необходимо в интересах Клиента и Экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие Клиента.
Срок погрузки и доставки
В договор записывают срок погрузки и доставки груза в конечный пункт.
Экспедитор обязан организовать доставку груза грузополучателю и оказать все остальные услуги по настоящему договору в течение пяти дней с момента приёмки груза от грузоотправителя.
За срыв срока экспедитор возмещает клиенту убытки. Часто убытки клиента — это неустойки и штрафы, которые он заплатил своим клиентам.
Исключение — если экспедитор докажет, что срок сдвинулся по вине отправителя, получателя или из-за стихийных бедствий и карантинов — ст. 9 Закона № 87-ФЗ.
Если перевозку заказало физлицо для переезда или доставки товаров, экспедитор платит неустойку в размере 3 % от суммы своего вознаграждения. Но не больше 80 %. Неустойку начисляют сверх убытков.
Удержание груза за долг по оплате
Рекомендуем вписать в договор право экспедитора не отдавать груз получателю до полной оплаты услуг. По умолчанию такого права у экспедитора нет, но добавить его можно — ст. 3 Закона № 87-ФЗ.
Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах Клиента расходов. В этом случае Клиент оплачивает расходы, связанные с удержанием. За порчу груза вследствие удержания ответственность несет Клиент.
Оплата услуг экспедитора
Клиент обязан оплатить услуги экспедитора + все траты на перевозчиков, растаможивание и склад — ст. 5 Закона № 87-ФЗ.
Сроки оплаты и суммы записывают в договор.
Ответственность за повреждение и утрату груза
Экспедитор отвечает за груз клиента, если:
— вёз груз на своем транспорте;
— лично принял его у отправителя и выдал документ, а потом сам передал перевозчику;
— поручился перед клиентом за груз — так пояснил Верховный Суд РФ в п. 25 Постановления Пленума № 26.
Экспедитор не отвечает за груз, если по договору он обязан только найти перевозчика, расплатиться и подготовить документы на перевозку. В этом случае ответственность переходит на перевозчика.
Экспедитор отвечает за порчу, недостачу и утерю груза, если не докажет, что груз унесло ураганом или клиент плохо запаковал его.
Экспедитор возмещает клиенту потери исходя из объявленной ценности груза. А если такой нет в договоре, то по стоимости из документов на груз. Например, по цене из накладной на покупку товара. Плюс экспедитор возмещает упущенную выгоду.
В договор можно вписать, что кроме реального ущерба экспедитор возвращает клиенту плату за свои услуги.
Груз считается потерянным, если его не нашли за 30 дней после срока предполагаемой доставки — ст. 7 Закона № 87-ФЗ.
С экспедитора снимается ответственность, если получатель не сообщил письменно о повреждении или утрате груза по время приемки — ст. 8 Закона № 87-ФЗ.
Смягчить или отменить ответственность экспедитора за груз в договоре нельзя — ст. 11 Закона № 87-ФЗ.
Ответственность клиента
— компенсировать убытки экспедитора, если не сказал о свойствах груза, например, в грузовик потекла краска, которую перегрели;
— заплатить штраф за отказ возместить расходы экспедитора на перевозчиков и оформление провозных документов в размере 10 % от этих расходов;
— заплатить неустойку за просрочку оплаты в размере 1 % от долга — ст. 10 Закона № 87-ФЗ.
Обмен претензиями и суд
Если возник спор, клиент до суда обязан отправить экспедитору письменную претензию. На претензию у клиента есть шесть месяцев со дня предполагаемой доставки.
Исключение — когда клиент физлицо и заказал перевозку для личных нужд. Он идёт сразу в суд без досудебной претензии.
К претензии об утрате, недостаче и повреждении груза клиент обязан приложить подлинники или заверенные копии документов на количество и стоимость груза. Это накладные, договоры, акты, платежки.
Экспедитор обязан ответить на претензию за 30 дней с момента ее получения.
У клиента есть год с момента нарушения экспедитором своей обязанности, чтобы подать на него в суд.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Досрочное расторжение договора
Стороны могут отказаться от договора транспортной экспедиции в любой момент, предупредив другую сторону в разумный срок — ст. 806 ГК РФ.
Сторона, которая выходит из договора, обязана возместить другой стороне убытки + штраф 10 % от вознаграждения.
Обычно убытки клиента — это переплата другой экспедиционной компании, которую пришлось нанять, если груз не успели довезти — ст. 6 Закона № 87-ФЗ.
Отменить в договоре штраф за отказ от договора нельзя.
Статья актуальна на 19.02.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Пробелы в законодательстве: что мешает экспедиторам использовать электронный документооборот?
На рынке грузоперевозок грядут большие изменения. Рабочие группы и Министерство транспорта РФ обсуждают внедрение электронной транспортной накладной в логистические процессы страны, операторы электронного документооборота рассматривают варианты организации роуминга. Однако есть еще одни участники рынка, чье мнение необходимо учесть — это экспедиторы.
Аналитики Synerdocs проанализировали пробелы в законодательстве и опросили представителей более чем 30 экспедиторских компаний. В этой статье читайте о сложностях при работе с бумажной и электронной транспортной накладной, о нормативных противоречиях и инициативе рабочих групп.
Небольшой экскурс в законодательство
«Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора».
Хотите тоже использовать ЭТрН и экономить время и деньги?
Для посреднических сделок с привлечением экспедитора предусмотрена обязательная прозрачность в виде отчета с приложением оправдательных документов (статьи 974, 999, 1008 ГК РФ).
И аналогично, если клиенту необходимы подтверждающие документы, в том числе транспортные накладные, экспедиторы обязаны их оформлять.
На выходе мы имеем нормативно-правовые документы, которые противоречат друг другу:
Кейсы экспедиторов. Кто и как оформляет расписки и транспортные накладные
Всё ли так просто? Конечно, нет. Возникают различные вопросы при оформлении документов и их подписании, а иногда компании, чтобы лишний раз себя обезопасить перед налоговиками, находят интересные решения и выстраивают замысловатые процессы визирования первичных документов. Аналитики Synerdocs провели исследование процессов в области экспедиторских схем с целью выяснить, как выстроено взаимодействие между участниками, и почему экспедиторы неодобрительно относятся к электронной транспортной накладной (далее — ЭТрН) в текущем виде. Опросили представителей более чем 30 компаний и готовы поделиться выводами.
Результаты общения я представила в виде таблицы. Вы можете ознакомиться с распространенными кейсами, как экспедиторы оформляют два основных документа — расписку и транспортную накладную.
Экспедиторская расписка:
Как по закону | Как на практике |
---|---|
Приказ № 23. Раздел 3. Пункт 28: «Бланк „Экспедиторская расписка“ заполняется в двух экземплярах (оригинал вручается грузоотправителю или клиенту)». | Часто расписка грузоотправителю и заказчику не нужна. Считается, что это документ для экспедитора. |
Приказ № 23: В рекомендуемой форме экспедиторской расписки подпись клиента (заказчика экспедиторских услуг) не предусмотрена. | Несмотря на четкие требования законодательства, экспедиторы просят подписать расписку. И на деле вырисовываются самые разные схемы, где второй, а то и третьей стороной является: водитель, грузоотправитель, грузополучатель и др. |
Приказ № 23 определяет основные разделы экспедиторской расписки. | На практике ни одна расписка не похожа на другую. Экспедиторы их дорабатывают под свои нужды. |
Транспортная накладная:
Итак, к каким выводам мы пришли, проведя анализ кейсов по использованию этих двух распространенных документов?
Что говорят сами экспедиторы?
Я пообщалась с представителями двух крупных компаний — DB Schenker и Logiterra. Каждый из них поделился мнением относительно работы с бумажными.
«Действительно, вышеуказанные проблемы есть и у нас. Мы — экспедиторская компания, и обязаны представлять отчетные документы по перевозке — экспедиторские расписки, поручения экспедитору и складские расписки, а также оформлять транспортные накладные.
По той причине, что грузоотправителем по документам являемся мы, а не сама компания-отправитель, порой очень тяжело заставить грузополучателя поставить подпись на транспортной накладной. Большая проблема есть и при работе с экспедиторскими документами — грузоотправители и грузополучатели не желают ставить в них подписи, аргументируя тем, что у нашей компании нет каких-либо юридически закрепленных обязательств и взаимоотношений. Получается, никто не обязан подписывать наши документы, а мы в налоговые органы должны представить подписанные документы. Такой парадокс. Фактически все зависит от человеческого фактора. Если у работника склада настроение хорошее, то подпишут, а если нет, то приходится выкручиваться.
Говоря о сложностях работы с бумагой, можем сказать, что как таковых проблем нет, кроме цены, рисков утери, сложностей хранения, ну, и самой логистики документов на бумаге (в т.ч. времени). Из плюсов у бумаги отмечу гибкость. Всегда можно что-то отредактировать без фиксации версии, но это одновременно и минус».
Своим мнением также делится Куликов Алексей, директор по стратегическому развитию компании Logiterra:
«Да, в части интересов экспедиторов ситуация не самая обнадеживающая. Действительно, к бумаге они приспособились, но тут кто во что горазд. Больше половины решений идет вразрез с законодательством.
Мы придерживаемся той логики, что в ТрН экспедитор должен быть отправителем. А если говорить о введении нового титула, тогда — организатором перевозки. Но новый титул мы будем внедрять до 2050 года, поэтому наша позиция проста. Передача груза регулируется поручением экспедитору и экспедиторской распиской. И ответственность никто с экспедитора более не может снять. А уж отношения между ним и непосредственно исполнителем — перевозчиком — это зона договора между этими сторонами и попутно страховой компанией. ФНС такая схема [GES3] устраивает, все встречные проверки налоговых органов от перевозчиков и от клиентов идут на ура. Нам не совсем понятно, зачем грузовладельцу непременно нужно быть указанным в качестве грузоотправителя в ТрН. А вот тот факт, что транспортные документы экспедиторов сети подписывают неохотно — да, это проблема. Порой с боем приходится перевозчикам подписывать ТрН, так как без подписи мы им не оплатим оказанные услуги. Кажется, сети не до конца понимают, что более половины всех поставок к ним едут не прямыми транспортом, а сборными грузами. И если создать проблемы для этой отрасли, то автоматически проблемы коснутся и большей части поставщиков, приведут к росту цен и, как следствие, к инфляции»
Коллеги из компаний Schenker и Logiterra поделились основными проблемами экспедиторских компаний. Поможет ли электронный документооборот решить их, с какими организационными вопросами кобизнес может столкнуться, переводя взаимоотношения в электронную плоскость, и какие выгоды экспедиторы могут получить? На эти вопросы я отвечу в следующей части статьи.
Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs