Что такое экспортный паритет
Импортный и экспортный паритет цен
Для определения эквивалента мировой цены экспортных и импортных товаров используют паритетные цены, которые отображают эквивалент цены мирового рынка, выраженный в НВ.
Различают импортный и экспортный паритет цен.
Импортный паритет цен – это сравнительные местные цены за импортные товары.
Схема формирования финансовой и экономической паритетных цен импорта приведена на рис. 9.3.
Рис. 9.3. Схема формирования финансовой и экономической паритетных цен импорта
Рис. 9.4. Схема формирования финансовой и экономической паритетных цен экспорта
Для оценки экономической стоимости импортозамещающих товаров или товаров, которые могут импортироваться, рассчитывается цена импортного паритета. Экономическая величина импортного паритета рассчитывается путем перевода валютной стоимости импорта в национальный эквивалент по официальному курсу, а затем позиции проекта, которые не являются импортозамещающими (транспортировка на территории страны, затраты на маркетинг и сбыт), корректируют на коэффициент перевода, которые отображает искажение экономической стоимости этих услуг.
Коэффициент перевода (или коэффициент пересчета) используется также для определения экономической стоимости на товары и услуги, если финансовые показатели проекта рассчитаны. Этот коэффициент отражает степень использования общественной ценности продукта путем государственного регулирования экономических процессов.
Теневая (экономическая) стоимость
Чем выше значение коэффициента, тем более искажены на данном рынке цены по сравнению с конкурентным рынком.
Часто аналитики для упрощения расчетов вводят агрегированный коэффициент перевода для всех товаров и услуг данной страны. Но коэффициент пересчета следует определять для отдельных групп товаров или услуг. Например, определим импортный паритет для двигателя, который будет изготавливаться в Украине (табл. 9.1), если официальный валютный курс = 5,3 грн./дол. Результаты расчетов также в табл.
Таблица 9.1 – Расчет финансовой и экономической стоимости импортного паритета
Значение коэффициента говорит о значительных искажениях цены на импортные товары при их поставке на национальный рынок.
Что такое нетбэк. Объясняем простыми словами
Нетбэк (цена нетбэк, индекс экспортного паритета) — цена реализации за вычетом стоимости доставки до покупателя.
Например, экспортный нетбэк рассчитывается как экспортная цена за вычетом транспортных расходов и экспортной пошлины.
Как правило, цену нетбэк применяют к сырьевым продуктам — нефти, углю и другим.
Пример употребления на «Секрете»
«Котировка Argus fip Западная Сибирь (основной ориентир для российского рынка, по ней рассчитываются цены годовых и краткосрочных контрактов) 30 марта составила минус 1007 рублей за тонну (даже без учёта расходов до сдачи в трубу), а на следующий день — уже минус 1200 рублей за тонну. Эта котировка рассчитывается как нетбэк средней стоимости Urals на условиях поставки в порт назначения (Роттердам) за счёт продавца».
(Из новости об уходе в минус экспортной цены российской нефти в апреле 2020 года.)
Нюансы
Ситуацию, когда экспортный нетбэк равен стоимости товара на внутреннем рынке, называют экспортным паритетом. То есть компании одинаково выгодно экспортировать товар и продавать его на внутреннем рынке, объяснил «Секрету» аналитик ФГ «Финам» Сергей Кауфман.
Если же возникает дисбаланс между внутренней ценой и экспортным нетбэком, компании могут перенаправить часть объёмов на экспорт, чтобы получить больше выгоды. Это снизит предложение внутри страны, повысит внутренние цены и постепенно восстановит баланс.
«Важно понимать, что в реальной жизни не всегда всё работает так гладко, — отметил Сергей Кауфман. — Для нефтепродуктов данные рассуждения подходят достаточно слабо из-за наличия демпферного механизма. Для произвольных товаров восстановление баланса может не произойти, например, из-за отсутствия возможностей по оперативному перенаправлению объёмов на альтернативные рынки».
О чем говорит цена netback
Прогноз цен на большинство сырьевых товаров осуществляется по принципу «цены нетбэк» (netback) или «цены экспортного паритета». Иначе был бы возможен арбитраж, то есть благодаря цене нетбэк цены на внутреннем и экспортном рынках равны после учета всех транспортных и накладных расходов, связанных с доставкой продукцию покупателю.
Как формируется цена нетбэк
Она определяется как разность цены бенчмарка (биржевая котировка товара) и суммы транспортных, таможенных расходов, необходимых для доставки товара покупателю. Приведу пример расчета цены нетбэк на примере цены коксующегося угля на базисе FCA
Цена на базисе FCA = «Hard Coking Coal (HCC) FOB Australia» – «дисконт за качество» – «Фрахт Австралия – Южная Корея» – «Фрахт порт Восточный – Юж. Корея» – Перевалка в порту – ж/д перевозка
Так как транспортные расходы оказывают принципиальное влияние на цену товара, принципиально важно кто будет оплачивать – это указывает базис (например, FCA – Free Carrier).
Вообще, F означает то, что основная перевозка не оплачена продавцом, а транспортные, таможенные и прочие расходы перекладываются и вовсе на плечи покупателя.
Разберем на примере
Рассмотрим структуру выручки производителя коксующегося угля (тот, который так нужен металлургам) – Распадская (RASP).
Транспортная составляющая в цене реализации – это и есть те расходы на доставку, которые несет покупатель. В отчетности Распадской они появляются два раза: первый – в составе выручки, второй – в составе коммерческих издержек.
Большинство контрактов Распадской на базисе FCA (то есть компания не несет транспортных расходов), остальные – на других базисах (DAP, FOB, CPT), и на Распадскую возлагаются расходы по доставке продукции до места назначения, (!) но эти же расходы учитываются в цене контракта.
Для нас принцип нетбэк дает возможность строить точный прогноз цен на продукцию – прогноз бенчмарка можно получить у отраслевых аналитиков, а транспортные расходы прогнозируются обычно по инфляции).
Кстати, в подтверждение формулы, которую я привел выше, покажу динамику цен бенчмарка HCC FOB Australia и средневзвешенной цены реализации угля Распадской.
Исторически, учитывая разницу в качестве относительно бенчмарка и затрат на логистику, Распадская реализовывают коксующийся уголь с дисконтом
Экспортный паритет
В последние несколько лет, а особенно в условиях принятия закона о повышении ставок экспортной пошлины на металлолом, в обиход был запущен термин «экспортный паритет» как обоснование того, что металлурги платят цену выше рыночной за поставляемый им лом.
В последние несколько лет, а особенно в условиях принятия закона о повышении ставок экспортной пошлины на металлолом, в обиход был запущен термин «экспортный паритет» как обоснование того, что металлурги платят цену выше рыночной за поставляемый им лом.
Для непосвященных поясню экономическую суть этого термина.
Но так называемый «экспортный паритет» нужен на самом деле только заготовителям металлолома для того, чтобы выбирать экономически более выгодные направления реализации продаж. И потребителям, конечно, для того, чтобы быть конкурентоспособными на рынке.
Как тут не вспомнить старину Маркса и его знаменитый «Капитал»: «Обеспечьте капиталу 10% прибыль и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы».
Подытоживая столь многобуквенное изложение нашего видения справедливых и рыночных цен на металлолом, предлагаем всем заинтересованным высказать свои обоснованные аргументы относительно приведенных в статье и приложениях к ней расчетов.
Мы готовы к дискуссии и конструктивному диалогу.
В свою очередь, обязуемся с периодичностью не реже 2-х раз в месяц обновлять информацию об «экспортном» и «импортном» паритетах на сайте УА Втормет.
Деловой журнал
В российской экономике подавляющее большинство экспорта формируется коммодити-товарами. Ценообразование на них определяется через паритетный подход. Лакмусовой бумажкой для выявления грамотного стратмаркетолога и экономиста является ответ на вопрос «Как изменится цена на бензин, если повысить экспортные пошлины на нефть? На светлые нефтепродукты (бензин)?»
Хотя концепция экспортного/импортного паритета проста, но ее знание, понимание и использование дается не каждому. Потому что в вузе про нее обычно рассказывают в курсе международной экономики, а в практике ее спрашивают со стратегов, маркетологов и с инвестиционщиков/учетчиков. Если вы не можете оперативно ответить на вопрос выше, то надо учить матчасть.
Разберем на примерах iPhone, Мерседесов и бензина. Идея экспортного-импортного паритета заключается в: равнодоходности для продавца/покупателя выбора альтернатив продать тут или там, купить тут или там.
Теперь от айфонов и мерседесов вернемся к коммодити-экономике России.
И нефть, и светлые нефтепродукты (бензин) являются экспортными товарами. Пошлина является аналогом расстояния между странами. То есть если пошлина меньше, то Россия ближе к Европе. А если больше, то дальше от Европы. В Европе цены на бензин в два-три раза выше, поэтому чем ближе к Европе, тем дороже бензин. Чем дальше, тем дешевле. Расшифруем.
Если снизить пошлину на нефть, то экспортная альтернатива для производителей нефти станет привлекательнее, что увеличит паритетную внутреннюю трансфертную цену на нефть (цена на внутреннем рынке = цена на внешнем минус транспорт минус налоги минус пошлины). Входное сырье для НПЗ станет дороже, и бензин подорожает. Для государства снижение экспортной пошлины на нефть уменьшает доходы бюджета и увеличивает социальную напряженность (и инфляцию).
Если снизить пошлину на бензин, то экспортная альтернатива для производителей бензина станет привлекательнее, что увеличит паритетную внутреннюю цену на бензин (смотри формулу выше). НПЗ направят часть бензина на экспорт, что повысит внутренние цены на бензин. Для государства опять же снижение экспортной пошлины на бензин уменьшает доходы бюджета и снова увеличивает социальную напряженность (и инфляцию).
Разница между вариантами — в том, где будет образовываться / уходить прибыль — либо в добыче, либо в переработке. Пошлины через экспортный паритет являются инструментом промышленной политики и рычагом воздействия на инфляцию.
Несколько практичных выводов-иллюстраций:
Все остальные решения можно найти в Портфеле toolkits.
В планах дальнейших публикаций практик управления на уровне СЕО и СЕО-1:
— Активный совет директоров на практике.
— Первая цель управленческого учета в бизнесе.