Что такое экзистенциальный вакуум
Экзистенциальный вакуум — что такое это простыми словами
Экзистенциальный вакуум – это состояние внутренней опустошенности. Альтернативное название – экзистенциальный кризис. Говоря простыми словами, это потеря человеком смысла и цели жизни, вызванная глубоким разочарованием или фрустрацией. Разберем подробнее, что такое экзистенциальный вакуум в психологии.
Что такое экзистенциальный вакуум
Дадим определение термину простыми словами. Экзистенциальный вакуум – это ощущение «дыры» в душе, внутренней пустоты. Оно возникает в том случае, если человек убегает от реальности или живет в искаженной системе ценностей, а также не умеет ставить перед собой цели и достигать их. Проще говоря, это ощущение бессмысленности жизни.
Понятие экзистенциального вакуума было введено австрийским психиатром, психологом, философом и неврологом Виктором Франклом. К нему часто обращались люди с жалобами на внутреннюю пустоту. Описание состояния было примерно одинаковым, тогда Франкл определил это как отдельный феномен и назвал экзистенциальным вакуумом (душевной пустотой). Иногда психолог называл это состояние так: «переживание бездны».
Обратите внимание! С душевной пустотой может столкнуться человек любого пола, возраста и социального статуса. Даже благополучный и успешный внешне человек на самом деле может быть несчастным в глубине души.
Причины возникновения состояния
В. Франкл назвал три предпосылки возникновения душевной пустоты:
Говоря простыми словами, экзистенциальный вакуум возникает тогда, когда человек не знает, что он хочет делать, или когда он не знает, что ему нужно делать. А также к причинам относится противоречие «хочу делать» и «надо делать».
Переведем на язык современной психологии, что относится к причинам формирования экзистенциального вакуума:
Пустота возникает тогда, когда человек недоволен своей жизнью и не знает, для чего он живет.
Признаки состояния
Заподозрить появление экзистенциального вакуума можно по следующим признакам:
Как преодолеть экзистенциальный вакуум
Экзистенциальный вакуум по Франклу преодолевается принятием следующей идеи: жизнь имеет ценность сама по себе. А также, по его мнению, эта самоценность и наделяет жизнь безусловным смыслом. Все, что человек привносит в нее сам, – дополнительные смыслы. Проще говоря, смысл жизни – в самом ее проживании согласно природе каждого отдельно взятого человека.
Эту же идею разделял другой психоаналитик Эрих Фромм: «Единственный смысл жизни заключен в самой жизни». Что это значит? Что человек должен приложить максимум усилий, чтобы сохранить свою жизнь, то есть поддерживать свое физическое и психическое здоровье. А уже из этого вытекает все остальное, например, жизнь в угоду своим потребностям и желаниям, отказ от вредных привычек и т.д.
Итак, чтобы избавиться от экзистенциального вакуума, нужно наделить свою жизнь смыслом. Как это сделать:
Вы должны превратить внутреннюю пустоту в свою внутреннюю свободу, познать себя и разрешить себе быть собой, направить силы на раскрытие личного потенциала.
Если пока не можете определиться со смыслом всей жизни, то определите смысл на день, потом еще на день и т.д. Например, вы можете составить список добрых дел или своих желаний и каждый день выполнять по одному пункту из списка.
Важно! Пустоту нужно заполнять чем-то полезным, иначе она тут же заполнится «чем-нибудь», например, алкоголем.
Заключение
От состояния экзистенциального вакуума не застрахован никто. Не нужно пугаться этого. Нужно рассматривать это как подсказку и возможность для роста. Чтобы избавиться от пустоты, нужно наделить жизнь смыслом, то есть найти свое призвание. Например, Виктор Франкл так говорил о своем смысле жизни: «Я видел смысл своей жизни в том, чтобы помогать другим увидеть смысл в своей жизни».
Определите, что вы хотите и можете делать, что хотите дать миру и чем можете быть полезны обществу. Найдите точку соприкосновения личного и общественного и двигайтесь в этом направлении. Помните, что у каждого человека свое призвание и свой смысл жизни. Не оглядывайтесь на других, прислушивайтесь только к себе.
Что такое экзистенциальный вакуум и что с ним делать?
Что это такое?
Экзистенциализма – как отдельного направления философии не существовало. Это было движение в культуре, связанное с духовными поисками людей. Теоретиками считают Ж. Сартра, К. Ясперса, Р. Мэя. Свой вклад внесли А. Камю, Ф. Ницше, Н. Бердяев, Л. Шестов. В 1930-1960-е гг. появились первые школы, связывающие экзистенциальную философию с психологией. Они связаны с именами Л. Бинсвангера, В. Франкла, Р. Мэй, И. Ялома.
Философы и психотерапевты описывали страдания отнецелесообразности жизни как «переживание пропасти». Они терзают, когда индивидуум:
не понимает предназначения;
отказывается верить в важность существования;
становятся наблюдателями и смотрят за течением жизни со стороны.
Еще в XIX веке Кьеркегор рассматривал пустоту как осознание себя через созерцательно-чувственное наблюдение и принятия как уникальной личности.
Когда приходит осознание внутреннего вакуума?
Ключевые понятия концепции – явление миру, признание личности, присутствие для мира. Они рассматриваются как реакция на рационализм, разделяющий мир на объективную и субъективную части, когда иррационализм основывается на единстве объекта и субъекта. Последняя теория воплощена в экзистенции.
К. Ясперс пишет, что сознать внутреннюю пустоту не всегда получается из-за повседневных проблем. Осмысление приходят в пограничных ситуациях:
при опасности, угрожающей жизни;
глубоких страданиях и разочарованиях;
Экзистенциальные поиски Гамлета были вызваны потерей отца, и заключались в вопросе «быть или не быть?» Стрессы сегодня не всегда приводит к духовному кризису. Они составляют часть жизни и быстро проходят. Но когда становятся хроническими из-за неудач, каждый начинает пересматривать жизнь, испытывать психологический дискомфорт, делать соответствующие выводы.
Причины экзистенциального кризиса
Глубоким переживаниям меньше всего подвержены занятые трудом люди. Эта особенность объясняется дефицитом свободного времени на философские размышления. Поиском смысла жизни заняты молодые люди с амбициями, не достигшие целей, творческие натуры, тонко воспринимающие мир. Ощущение безысходности настигает в моменты, когда приходит понимание об отсутствии карьерных, личных и финансовых перспектив.
Конформизм
Живя в обществе с установленными законами, человек не имеет личных ценностей и вынужден мимикрировать. Из-за боязни быть отвергнутым социумом, становится частью толпы и поступает против воли. Кто слишком беспокоится за социальный статус, испытывает экзистенциальное одиночество. Эти переживания запускают эмоции, вызванные разными страхами по отношению к природе, болезни и смерти.
Невротические тревоги
Провоцируют немотивированно преувеличенные реакции на угрозы. При подавлении повышается уязвимость по отношению к опасностям, так как блокировка сознания закрывает доступ к информации, идентифицирующему угрозы.
Экзистенциальная вина
Как и тревоги, бывает адекватной и невротической. Если осознание поступков служит мерилом совести и этических норм, то онтологическая вина усиливает личную ответственность. При правильном восприятии поступков приносит пользу – способствует развитию способности сопереживать и анализировать.
Предельные беспокойства
Ирвин Ялом выделил 4 четыре фактора, вызывающие глубокие эмоциональные потрясение. В экзистенциальной психологии им придают большое значение.
Осознание смерти
Мысли о безвозвратно потерянных годах, сокращающихся днях жизни вызывают непреходящую тревогу. Экзистенциальный конфликт возникает из-за осознания неизбежности, стремления жить бесконечно. Развитие психической патологии определено неудачными попытками выйти за рамки бытия.
Свобода
В философском смысле она не рассматривается как позитивное понятие из-за отсутствия структурированности событий и хаоса. Каждый индивид становится творцом судьбы и не может рассчитывать на вселенскую упорядоченность. Если человек не чувствует почву под ногами, он воспринимает свободу как обреченность, дающую обманчивые надежды.
Изоляция
Осознание одиночества порождает конфликт между абсолютной изоляцией и потребностью в общении, принадлежности к социуму. При принятии такого положения вещей и коммуникативном балансе ощущение уходит.
Отсутствие смысла
Если человек должен умереть, из хаоса создавать свою вселенную, быть одиноким, тогда какой смысл в существовании? Если человек отказывается искать скрытые смыслы, внутренняя пустота, отсутствие детерминированных ценностей приводят к усугубляющейся пустоте, депрессивному неврозу.
«Смысл жизни в самой жизни»
Так утверждал Фромм. Сартр говорил о бессмысленности и том, что она «не имеет априорного смысла». По его мнению, пустота – реальность человека, а переживания и тревоги – экзистенциальные факторы, с которыми нужно мириться. Переживания появляются в результате реализации целей смыслов и неизбежны для всех. Каждый воспринимает их как испытания. Некоторые носят ситуативный характер, возникают в конкретных ситуациях и могут благоприятно разрешатся. Люди свободны в выборе средств для заполнения пустоты, но избавиться не глобального состояния не могут. Она данность и основа бытия.
«Кризис отчаяния» или показатель зрелости
В среднем возрасте при пересмотре базовых ценностей и результатов все сталкиваются с одинаковой проблемой – экзистенциальным вакуумом. Он может настигнуть даже после приятного события – резкой смене социального статуса. В случае с повышением человек попадая в незнакомую среду, и не готовность к новой роли приводит к критической переоценке способностей, проваливанию в эмоциональную яму.
В такой ситуации каждый пытается понять предназначение и смысл жизни. Из-за утраченных смыслов и разочарований меняются мироощущение и самосознание. К проявлениям кризиса относят скуку, возникающую из-за отсутствия интереса, апатию, убивающую инициативу. Даже имея семью, друзей, карьеру человек чувствует себя «одиноким в толпе». Кризис определяют и по другим симптомам:
сменам в ценностно-смысловой сфере;
стремлении к изоляции;
Преодоление экзистенциального кризиса
Этот период завершает взросление и выводит на новый виток развития, если человек принимает предлагаемые жизнью обстоятельства. Психологи пришли к выводу, что для преодоления кризиса важно признать, что смысл существования заключается в осознанном проживании момента, принятии неизбежности смерти. У людей нет миссии, но каждый формирует свой смысл. Чтобы выйти из кризиса, нужна личная цель. Норвежский философ Цапфе советует:
избавиться оттревожных мыслей в медитации;
сосредоточиться на цели/ задачах;
перенаправить энергию отчаяния в творчество.
Логотерапия или «лечение смыслом»
В. Франкл видит выход в переформатировании ценностей и интересов, принятии ситуаций, благотворительности илюбви. Находясь в нацистском лагере, психиатр доказал, что смысл и воля помогают пройти нечеловеческие испытания. Для восстановления душевного равновесия и избежание ноогенного невроза из-за фрустраций, депрессий он вывел формулу с двумя постоянными и одной переменной:
Мотивационной силой служит стремление к смыслу жизни, не допускающей апатии и фрустрации.
Воля к смыслу противопоставляет стремление самоутверждаться для компенсации психологических комплексов.
Поиски смысла в страданиях целесообразны, если первые два способа недоступны.
Индивидуум должен искать их не в придуманной мире, а окружающей реальности. Люди получают позитив и энергию от работы и творчества; эстетических переживаний при созерцании природы, произведения искусств, страстной любви; осмыслении прожитого положительного опыта.
Что такое экзистенциальная психотерапия?
Это практическая помощь для выхода из кризисов. Основу экзистенциальной психотерапии составляют 4 аспекта:
феноменологический подход к проблеме;
готовность пациента к диалогу с собой и внешним миром.
При нарастающей тревоге, связанной со свободой, психотерапевт работает над волевым фактором пациента:
подводит к необходимости взять на себя ответственность за судьбу;
учит искать причинно- следственные связи неудач;
воспринимать ситуации, которые нельзя изменить.
В период экзистенциальной пустоты важно мечтать, но строить планы можно при условии эмоциональной сбалансированности. Работа с блокированными аффектами занимает время. Но исследование природы закрепощенных чувств и ограниченного мышления заставляет человека по-новому посмотреть на привычные вещи.
Работа с тревогой из-за изоляции помогает пациенту понять, что он не одинок. Проработка проблемы строится на эксперименте. Ему предлагают сознательно побыть несколько дней одному, чтобы осознать ужас положения, когда он действительно закрыт от мира.
Если поступают жалобы о бессмысленности жизни, терапевт подводит к осознанию, что суть существования состоит в придании смыслов, и за наполненность событиями ответственен сам человек. Экзистенциальная психотерапия поможет увидеть новые горизонты, обрести душевное равновесие, с малыми потерями выйти из кризиса.
В заключении стоит привести цитату Паоло Коэльо: «Укаждого есть единственная обязанность: пройти путь Своей Стезей и наполнять жизнь желаниями.Если ты сильно что-то хочешь, то обязательно получишь, поскольку они учтены Вселенной».
Экзистенциальный вакуум. Что это такое
Несомненно, важнее, как человек воспринимает судьбу, нежели — какова она на самом деле. © В. Гумбольдт
Переживание бездны и ноогенный невроз
Причину, рождающую состояние экзистенциального вакуума Франкл видит в том, что в отличие от представителей животного мира, инстинкты не помогают определить человеку то, что ему нужно. С другой стороны, в отличие от человека прошлых лет, существующие устои, ценности и традиции перестали диктовать человеку современному то, что ему должно. Пребывая в состоянии неопределенности, когда человек не знает, ни того, что ему должно, ни того, что ему нужно, он неизбежно утрачивает ясность представления того, чего же он желает. В итоге, он либо впадает конформизм и слепо следует «повестке дня», желая и действуя так же, как и другие, либо повинуется тоталитарному давлению со стороны других, требующих от него исполнения того, чего желают они.
Следствием экзистенциальной фрустрации, утраты ценностных ориентиров и возникающих на этой почве внутренних конфликтов становится специфическое невротическое состояние, которое Франкл определил как «ноогенный невроз». В отличие от классических неврозов, которых рассматривает психотерапия, ноогенные неврозы не являются психогенным заболеванием. Практическим методом, используемым в дифференциальной диагностике и позволяющим отличить ноогенный невроз от классического психогенного стал тест Джеймса Крамбо
Статистические данные, подвергшиеся компьютерной обработке, позволили Крамбо подтвердить: ноогенный невроз действительно характеризуется иной картиной болезни, которая не диагностируется и не излечивается средствами традиционной психотерапии. Согласно результатам масштабных исследований, проведенных позже австрийскими, американскими, британскими специалистами было выяснено, что около 20% от общего количества неврозов носят ноогенный характер.
В качестве доказательства серьезности проблемы Франкл приводит убедительную статистику:
Подробный опрос, проведенный среди студентов Университета штата Айдахо, выживших после неудачной попытки самоубийства, показал: для 85% из них основным мотивом их поступка стала потеря смысла существования. Показательно, что 93% из них были совершенно здоровы, как психически, так и физически, не были замечены в асоциальных действиях, жили во вполне благополучных семьях и ладили с домашними и друзьями. Более того, многие вели весьма активную общественную жизнь и могли похвастать академическими успехами. Таким образом, отмечает Франкл, причина их поступка никак не могла быть объяснена неудовлетворенными потребностями.
Не менее убедительны данные опроса, проведенного американским Советом по образованию, содержащим информацию по 189 733 студентам из 390 университетов страны. 73, 7% опрошенных обозначили свою ближайшую и главную цель так: определить для себя мировоззрение, которое позволило бы сделать жизнь осмысленной.
На основании проведенных исследований, полностью соглашаясь с профессором Джозефом Кацом из Университета штата Нью-Йорк, Франкл делает вывод: следующее поколение людей, создающих материальные ценности в социуме в своей массе будет интересоваться профессиями, которые смогут приносить не только деньги, но и смысл.
Пирамида смыслов по Маслоу
Одна из самых популярных теорий мотивации, упрощенно представленных в виде пирамиды потребностей человека была предложена
Пирамида ценностей Маслоу
Видимо осознавая хрупкость своей логической конструкции, Маслоу согласился на допущение, что для перехода на вышестоящую ступеньку потребности, соответствующие нижестоящей могут быть удовлетворены лишь частично, при этом предложенную иерархию он рекомендовал использовать с привязкой к возрастным категориям. Несмотря на популярность, концепция Маслоу подвергалась конструктивной критике и не подтвердила свою состоятельность на больших статистических выборках. Не ответил Маслоу на вопрос: почему некоторые человеческие потребности низшего порядка продолжают мотивировать даже после того, как удовлетворены.
Экзистенциальный тупик Маслоу
Критикуя иерархическую концепцию Маслоу, Виктор Франкл замечает, что все не слишком хитроумные заключения ее автора свелись в конце концов к выводу: «Сначала пища, после мораль». Вместе с тем, сама жизнь и обширная психиатрическая практика свидетельствует о другом: вопрос о смысле существования человек чаще всего формулирует для себя именно тогда, когда судьба ставит его в крайне сложное и бедственное положение.
В качестве яркого примера, демонстрирующего обратное, Франкл приводит своих неизлечимых пациентов в их последние дни и узников, уцелевших в застенках немецких концлагерей. Одним из таких узников, испытавших на себе весь ужас пребывания в трех лагерях в течение трех лет стал сам Франкл. Его личный лагерный опыт позволил подтвердить одну из основных концепций логотерапии: в жизни каждого человека присутствует смысл, ждущий подтверждения и только тот, кто сохранил веру в этот смысл и бережет свой смысл выживает в тяжелейших условиях. Именно смысл позволил людям сохранить жизнь и достоинство там, где царил голод, страх и методичное унижение всех базовых человеческих ценностей.
Такой вывод позволяет понять, почему Крамбо, использующего методы групповой логотерапии при лечении алкоголиков и видящего ее главную задачу в снятии экзистенциальной фрустрации удалось добиться значительно лучших результатов в сравнении с традиционными психотерапевтическими методами лечения. Похожие и даже лучшие результаты отслеживаются и при лечении наркозависимых, где число пациентов, видящих главной причиной их зависимости в экзистенциальной фрустрации приближается к 100%. Число пациентов полностью излечившихся от наркомании при применении методов логотерапии составило 40% против 11%, в группах, где лечение осуществлялось традиционными методами.
Технологии и экзистенциальный вакуум
Проблема фрустрации смысла выглядит тем серьезнее, чем дальше и упрямее человек ее отодвигает, и чем больше «альтернативных» возможностей предоставляет ему цивилизация. Потерянное можно было бы найти, но для этого, по крайней мере, его отсутствие нужно заметить. «Как» в земной жизни развивается стремительно, а вот «Зачем» после нескольких столетий духовной рассеянности как-то незаметно потерялось. Человечество оказалось в положении забывчивого шахматиста, выработавшего перспективную стратегию развития партии и на каком-то этапе вдруг осознавшего, что не помнит первоначальной цели занятой позиции.
Большинству наших современников вопрос «Зачем» кажется не заслуживающим внимания и ретроградным, а чаще всего вообще не рассматривается и не осознается. Стремительно развиваясь вширь технологически современное человечество не пытается определиться со смыслом и направлением своего движения. Иногда нам кажется, что технологии способны заменить смысл жизни, поскольку помогают комфортно потратить отпущенное нам время, но по факту мы все чаще напоминаем детей, сумевших вызвать духов, но не представляющих как отправить их обратно.
Источник: Франкл Виктор «Человек в поисках смысла»
Пустота и экзистенциальный вакуум: перспективы экзистенциальной терапии
Введение
Начиная свою индивидуальную консультативную практику, я не мог предположить, что основой моей профессиональной деятельности станут обращения по поводу различных зависимостей и зависимого поведения. Однако жизнь складывается таким образом, что в настоящий момент более 70% клиентов обращаются ко мне за помощью в разрешении именно этих проблем. Преимущественно, это люди, желающие избавиться от игровой (реже от алкогольной) зависимости, осознающие факт ее наличия в их жизни, но не имеющие ни малейшего представления о путях и средствах решения этой проблемы.
В процессе экзистенциального анализа жизни этих людей неизбежно обнажались проблемы бесцельности и бессмысленности их существования, утраты интереса как к выполняемой деятельности, так и к жизни в целом, потери ими жизненных опор и ориентиров. В большинстве этих случаев имели место суицидальные настроения или планы клиентов, нередки также и их суицидальные попытки в прошлом. Это свидетельствует о том, что зависимые клиенты находятся в состоянии «Пустоты» (Ж.П. Сартр) или «Экзистенциальном вакууме» (В. Франкл). Более того, основываясь на этих данных, с большей или меньшей достоверностью можно предположить, что пустота и экзистенциальный вакуум являются одними из основополагающих факторов, влияющих на формирования и развития зависимого поведения.
Исходя из этого очевидно, что основным предметом экзистенциальной терапии зависимостей и зависимого поведения становятся вышеописанные переживания состояния пустоты и экзистенциального вакуума. Очевидно также и то, что для оказания эффективной терапевтической помощи в разрешении этих проблем терапевту необходимо иметь четкое и ясное представление как о сущности и особенностях возникающих переживаний клиентов, находящихся в состоянии пустоты, так и о причинахи механизмах, приводящих к их возникновению.
Первые вопросы, которые в этой связи встали передо мной как терапевтом: почему человек утрачивает интерес к собственной жизни и к своей деятельности? Как определить грань между деятельностью, Которая становится для человека лишь средством заполнения образовавшейся пустоты в его жизни и деятельностью «Настоящей» – полноценной и самоценной? В поисках ответов на эти и другие, смежные вопросы я решил обратиться к трудам Жана Поля Сартра и Виктора Франкла и рассмотреть проблемы пустоты и экзистенциального вакуума сквозь призму сравнительного анализа их подходов.
В первой части я представлю общие определения понятий «Пустота» и «Экзистенциальный вакуум». Вторая часть – это непосредственно сравнительный анализ подходов Сартра и Франкла к проблеме пустоты жизни и экзистенциального вакуума. В этой части я акцентирую внимание прежде всего на существенных различиях этих подходов. В заключительной, третьей части я постараюсь ответить на ключевой вопрос этой работы: где кончается деятельность, приносящая удовлетворение и привносящая уникальный смысл, а где начинается деятельность, лишь заполняющая образующиеся пустоты в жизни?
Театр психотерапии В современной психотерапии наблюдается упадок, множественность психотерапевтических концепций не гарантирует индивидуально подобранного, а следовательно, и идеального подхода к клиенту.
Капкан абьюза (размышление о тактике работы) Тема абьюза (насилия) в теме психологии крайне стрёмная. Как только какой-либо психолог или психотерапевт говорит через рот или начинает писать буквы об этом – с другой стороны начинается автоматическое измерение наличия и степени виктимблейминга (об
Приступая к размышлениям над поставленными в этой работе вопросами, необходимо дать хотя бы базовые определения интересующих нас в их связи понятий.
Итак, пустота – это экзистенциальная данность бытия человека. Согласно Сартру, «Человек живет своей жизнью, он создает свой облик, а вне этого облика ничего нет… …Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» [4]. Осознание или даже предчуствие этой пустоты и груза этой ответственности вызывает чувства тревоги, заброшенности и отчаяния. Тревога по Сартру – это прежде всего страх человека перед этой возлагаемой на него ответственностью, а также сомнение в правильности принимаемых решений. Чувство заброшенности возникает при осознании отсутствия существования Бога. Если Бога нет, то «…Человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий» [4]. Т.е., нет детерминированных ценностей (опор), нет надежды на прощение высших сил и искупление своих грехов в последующей жизни – все нужно делать здесь и сейчас, а отвечать не перед Богом, а перед собственной совестью и лицом всего человечества. Отчаяние возникает в ответ на отсутствие уверенности в будущем, уверенности в том, что оно будет именно таким, каким мы его себе представляем или каким хотим его сделать. Говоря об истоках отчаяния, Сартр пишет: «Мы должны принимать во внимание лишь то, что зависит от нашей воли, или ту сумму вероятностей, которые делают возможным наше действие» [4]. Иначе говоря, отчаяние – это отсутствие надежды и веры.
Теперь, имея хотя бы общее представления о предмете нашего разговора, постараемся дифференцировать эти понятия. Являются ли они синонимичными или же между ними есть определенные различия? Безусловно, есть очевидное сходство позиций Сартра и Франкла по многим аспектам рассматриваемой проблемы. Однако, несмотря на эти совпадения, есть и различия, которые весьма существенны, особенно для понимания природы возникновения у наших клиентов переживаний пустоты и их терапии. Поскольку имеются определенные ограничения к объему этой работы, я предлагаю не останавливаться на подробном анализе очевидных совпадений, а сосредоточить наше внимание на наиболее значительных и, на мой взгляд, важных для терапии различиях этих двух подходов.
Первое, на мой взгляд, существенное различие содержится уже в подходах Сартра и Франкла на этиологию и прогноз этих проблем. Поскольку, по Сартру, пустота есть базовая и единственная реальность человека, то связанные с ней переживания тревоги, заброшенности и отчаяния также являются экзистенциальными данностями, с которыми нам приходится смириться и жить с ними, жить вопреки этим данностям. Переживания же экзистенциального вакуума возникают в процессе жизни, в результате фрустрации достижения целей и реализации смыслов. Таким образом, по Сартру, пустота и связанные с ней переживания детерминированы и неизбежны для всех без исключения людей, тогда как переживания экзистенциального вакуума ситуативны и возникают лишь в определенных условиях и отношениях конкретного человека. Следовательно, в первом случае мы обречены на пожизненное испытание, а во втором – видны перспективы благоприятного разрешение возникающих проблем.
Во-вторых, имеет место различие в степени участия, задействованности, вовлеченности человека в процесс противостояния своей пустоте. Согласно Сартру, мы свободны лишь в выборе средств и способов заполнения имеющейся пустоты, но избавиться от нее мы не всилах, равно как и не виновны в ее появлении, Поскольку пустота есть основа нашего бытия, а сами мы оказываемся заброшенными некими силами в эту пустоту. Иначе говоря, пустота – это единственное данность, неподвластное нашей воле. Когда же Франкл говорит об экзистенциальном вакууме, он неоднократно подчеркивает, что окончательный выбор всегда остается за человеком: избегать или не избегать своих целей, отказываться или не отказываться от обретения новых смыслов, оказаться в экзистенциальном вакууме или благополучно его избежать – все в конечном итоге зависит только от меня самого. Т.е., человек абсолютно свободен прежде всего в своем отношении к любой жизненной ситуации.
И, наконец, очевидно, что Сартр утверждает абсолютную бессмысленность самой жизни: «Жизнь не имеет априорного смысла. Пока вы не живете своей жизнью, она ничего собой не представляет, вы сами должны придать ей смысл, а ценность есть не что иное, как этот выбираемый вами смысл» [4]. Франкл, напротив, подчеркивает самоценность жизни: «Нам следует поддерживать здравую философию жизни, чтобы показать, что жизнь реально имеет смысл для каждого человека» [8]. И в этом, как мне кажется, кроется кардинальное различие этих подходов. Говоря своими словами, согласно Сартру, сама по себе человеческая жизнь не имеет никакой ценности. Наделить ее каким-либо смыслом может лишь сам человек, совершая или не совершая те или иные действия. В то время как Франкл утверждает ценность жизни, наделяет ее безусловным смыслом, а деятельность человека лишь укрепляет его и привносит в жизнь дополнительные смыслы. То же самое мы находим и у Фромма: «Единственный смысл жизни заключен в самой жизни» [9].
В своей работе с клиентами для дифференцирования этих явлений я с успехом использую два понятия: «Заполнение» и «Наполнение» жизни. Для эффективного их дальнейшего использования, предлагаю развести эти понятия, дав каждому из них свое определение, отвечающее нашим требованиям.
Итак, заполнение, в нашем случае – это ликвидация абсолютной пустоты. Иначе говоря, заполняем мы совершенно пустой сосуд, в то время как наполняем – сосуд, в котором что-то уже есть. Таким образом, наполнение – это добавление к чему-то уже имеющемуся, расширение (характеристик или возможностей), обновление, освежения уже имеющегося. Для метафорического описания наполнения сразу вспоминается мороженое с наполнителем. Согласитесь, ведь мороженое вкусно и ценно само по себе, однако мороженое с фруктовым, шоколадным и другим наполнителем становится уже изысканным и обычно стоит дороже.
И здесь мы вплотную подходим к основному различию состояний пустоты и экзистенциального вакуума. Как я уже отмечал, кардинальным различием подходов Сартра и Франкла для меня является их позиция в отношении ценности жизни. Напомню, что согласно Сартру, сама по себе человеческая жизнь не имеет никакой ценности, в то время как Франкл утверждает ценность жизни, наделяет ее безусловным смыслом. Таким образом, одна и таже деятельность может либо заполнять бездонную пустоту, либо наполнять жизнь дополнительным смыслом.
Теперь, вооружась этими понятиями, можно сделать первый вывод данной работы: если человек не видет смысла в своей жизни и она для него не имеет безусловной ценности, то он, рано или поздно, оказывается в пустоте, а всякая его деятельность, становясь средством заполнения этой пустоты, теряет все остальные потенциальные смыслы и, по определению, не может стать полноценной и самоценной. Если же жизнь для человека самоценна, но он теряет или не может обрести смысл в своей деятельности, тогда он оказывается в экзистенциальном вакууме, а выполняемая им деятельность также становится средством заполнения образовавшегося вакуума, но, в отличие от первого состояния, какая-либо деятельность в этом случае может наполнить его жизнь дополнительным смыслом.
Исходя из этого, становится очевидным, что первой задачей терапии состояния пустоты является работа над проблемой осмысления и принятия клиентом ценности своей собственной жизни. Образно говоря, первая задача – это перевод клиента из состояния пустоты в состояние экзистенциального вакуума.
Но, предположим, что я ценю свою жизнь, я занимаюсь какой-либо интересной мне деятельностью, но в один, далеко не прекрасный момент, понимаю, что это не то, на что я готов потратить свою жизнь. Или, перебирая всевозможные занятия, я не могу определиться, какое же из них МОЕ. И вообще, по каким показателям я смогу узнать, какое из занятий может и должно стать делом моей жизни?
На мой взгляд, ответ на этот вопрос очевиден, и его можно считать вторым выводом этой работы: любая деятельность, которая мне интересна, полностью меня захватывает и увлекает, которую я считаю значимой и полезной, которая востребована Другими – такая деятельность не обременяет и не обезценивает мою жизнь, а, наоборот, приносит удовлетворение наполняет ее смыслом. Если же я занимаюсь чем-либо вопреки своим желаниям и стремлениям, руководствуясь лишь требованиями своего окружения или обстоятельств, то я неизбежно буду разочарован в этой деятельности, она начнет меня угнетать, становясь либо тяжелой обузой, либо причиной и основным средством обесценивания не только самой этой деятельности, но и всей моей жизни в целом.
В заключение этой работы, хочу еще раз напомнить слова Франкла о том, что в наши дни «Во-первых, человеку в отличие от животного никакие побуждения и инстинкты не говорят, что ему нужно делать. Во-вторых, в противоположность прошлым временам никакие условности, традиции и ценности не говорят, что ему должно делать. И часто он не знает даже, что он, по существу, хочет делать. Вместо этого он хочет делать то, что делают другие, или делает то, чего хотят от него другие» [8]. Но каков же в таком случае ответ на один из главнейших вопросов нашего бытия: что делать? Очень доступно и понятно на него отвечает Паоло Коэльо: «Кем бы ты ни был, чего бы ни хотел, но если чего-нибудь сильно хочешь, то непременно получишь, ибо это желание родилось в душе Вселенной. Это твое предназначение на Земле. У человека одна-единственная обязанность: пройти до конца Своей Стезей. В ней – все. И помни, что когда ты чего-нибудь хочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы желание твое сбылось» [1].
Таким образом, одной из первых задач терапии рассматриваемых здесь проблем становится поиск ответов на вопросы: чего хочет клиент от жизни в действительности, хочет именно он сам, а не его окружение, «Все» или «требуют» обстоятельства? Зачем, ради чего он готов отказаться либо от своей зависимости, либо изменить нынешнюю свою жизнь? Ответы на эти вопросы и даже сам процесс их поиска, по моему мнению, кроме бесспорной их диагностической ценности, могут значительно продвинуть клиента по пути понимания и разрешения своих проблем как зависимого поведения, так и переживаний пустоты жизни и экзистенциального вакуума.
Литература:
(Статья опубликована в журнале «Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия» №14, 2009 г.)