Что такое эластичность в экономике простыми словами
Что такое эластичность. Объясняем простыми словами
Эластичность — это величина, которая показывает, насколько сильно меняется спрос или предложение в зависимости от изменения конкретного условия (например, цены товара или дохода покупателей).
Эластичность позволяет судить о влиянии причины (того же снижения доходов) на следствие — как сильно в результате просядут покупки сахара, телевизоров или детских колясок. Это называют эластичностью спроса по доходу.
А эластичность спроса по цене покажет, насколько сильно удорожание или удешевление товара повлияет на продажи. Допустим, у нас есть рынок соли и рынок автомашин. В обоих случаях увеличение цены приведёт к снижению спроса. Но если и там и там повысить цены на 10%, то для соли спрос изменится незначительно, а продажи машин могут рухнуть.
Поэтому говорят, что спрос на соль по цене малоэластичен, а спрос на автомобили по цене имеет высокую эластичность.
Примеры употребления на «Секрете»
«Между монетизацией и ценообразованием зачастую ставят знак равенства, но в действительности монетизация — более широкое понятие. Работу с ценой следует начинать с тестирования эластичности, чтобы определить пиковое значение выручки. Каким оно окажется, заранее предсказать практически невозможно».
(Экс-глава языкового сервиса Lingualeo — о том, как получать от пользователей больше денег, не меняя продукт.)
«Однако, даже если бы объёмы хранилищ были многократно больше, нефть стоила бы ненамного дороже. В последние три года (в основном благодаря резкому увеличению добычи в США и параллельному росту эффективности потребления нефти во всём мире) предложение превышает спрос, а эластичность спроса не настолько велика, чтобы основные производители стали жертвовать долей рынка ради повышения цены — им выгоднее продавать больше, но дешевле».
(Экономист Андрей Мовчан — о низких ценах на нефть в 2015 году.)
Нюансы
Эластичность — это отношение того, на сколько процентов изменился спрос или предложение (то есть следствие) к тому, на сколько процентов изменилась цена или доход (то есть к причине). Например, если увеличение среднедушевого дохода на 10% приведёт к росту спроса на хлеб на 6%, то коэффициент эластичности спроса на хлеб от дохода составит 6% : 10% = 0,6.
Если коэффициент эластичности больше 1, то говорят, что спрос на товар эластичен, если меньше, то неэластичен.
Товары с эластичным спросом по цене (при снижении цены спрос заметно оживляется, при увеличении — быстро падает):
легкозаменяемые товары — мясо, фрукты.
Товары с неэластичным спросом по цене (потребление медленно реагирует на изменение цены):
Эластичность следует рассчитывать при прочих равных условиях. Измеряя эластичность спроса по цене, нужно быть уверенным, что товар стали покупать больше или меньше именно потому, что изменилась цена, а не по другим причинам, например, из-за изменения дохода, сезонности или негативных новостей, связанных с этим продуктом. Выделение чистой причинно-следственной связи затрудняет расчёт эластичности.
Экономика для «чайников».
Эластичность спроса.
Экономисты позаимствовали слово эластичность для описания того, как изменение одной переменной влияет на другую переменную. Если они говорят эластичность спроса, то подразумевают под этим то, насколько изменилась величина спроса, когда изменилась цена. На рис. 8.3 кривая моего спроса отражает намного меньшую эластичность спроса, чем у моей сестры, потому что одинаковое изменение цены вызвало намного меньшее падение величины моего спроса, чем величины спроса моей сестры.
Исключительные случаи эластичности спроса приведены на рис. 8.4. Вы видите две кривые спроса, первая — строго вертикальная, а вторая — строго горизонтальная.
Вертикальная кривая спроса, D, иллюстрирует совершенно неэластичный спрос, поскольку требуется точное количество единиц Q вне зависимости от цены. Вы спросите: у какого же товара может быть такая кривая? И я отвечу: у лекарств, которые сохраняют.
С другой стороны, горизонтальная кривая спроса, D’, называется совершенно эластичной. Для того чтобы понять это название, постарайтесь представить себе очень постепенно снижающуюся кривую спроса, которая почти — но не точно — горизонтальная. На такой очень плавной кривой даже маленькое изменение цены приводит к большому изменению величины спроса. Несомненно, чем более плоской становится кривая, тем больше изменений величины спроса при каждом изменении цены. Давайте еще раз посмотрим на рис. 8.3. Сравните, как изменение цены на пеканы в 1 долл. вызывает намного большие изменения величины спроса моей сестры на ее более плоской кривой спроса, чем на моей более крутой кривой спроса.
Вы можете думать о совершенно горизонтальной кривой спроса как самом исключительном случае этого явления, так что даже самое небольшое изменение цены принесет в дальнейшем огромное изменение величины спроса. Это значит, если цены находятся над Р’ (график справа на рис. 8.4), вы ничего не покупаете, а вот если цены находятся в Р’ или хоть чуточку ниже, вы покупаете очень много.
Конкретный пример такой ситуации можно привести, если представить: вы работаете в большой сети ресторанов и должны купить тонны кетчупа. Ваш выбор — это марка Х и марка Y, но поскольку вкус у них почти одинаков, единственное их различие заключено в цене. Следовательно, если цена на марку Х будет хоть на сотую долю ниже, чем у марки Y, вы будете покупать тонны Х и не обращать никакого внимания на Y. Если цена Х будет хоть на сотую долю выше, чем Y, вы тоннами будете закупать Y и ни одной баночки Х.
Пожалуйста, поймите, что совершенно эластичная или совершенно неэластичная кривая спроса — это ненормальное явление. Почти все кривые спроса плавно снижаются — это значит, что умеренное изменение цены приносит умеренное изменение величины спроса. В главе 9 я объясняю, почему это так; я расскажу о том, как потребители делают свой выбор между разными товарами с тем, чтобы максимизировать удовольствие, которое они получат от трат своего ограниченного бюджета. Но перед тем, как перейти к этой теме, я собираюсь представить вашему вниманию «подругу» кривой спроса — кривую предложения.
Сейчас мы перейдем к тому, как экономисты рассматривают предложение товаров и услуг. Ключевым моментом является то, что предлагаемые на продажу вещи имеют свою цену, и вам нужно платить людям, предоставившим вам товары и услуги. Хотя еще интереснее тот факт, что чем больше объем заказа, тем выше стоимость каждой следующей единицы. Другими словами, первая партия имеет тенденцию быть относительно недорогой при производстве, тогда как производство последней партии становится все более и более дорогим. (В главе 10 я объясняю, почему это происходит.).
Поскольку расходы на производство растут с увеличением объемов, то если вы хотите, чтобы производители выпускали больше товара, вам нужно будет больше платить. Это означает, что кривые предложения поднимаются вверх.
Эластичность спроса
Эластичность спроса – принятая в экономической науке характеристика изменения объема платежеспособного спроса в связи с изменением других ценовых и неценовых факторов. Например:
Эластичность спроса по цене, в большинстве случаев оказывается отрицательной, т.е. при росте цены – количественно снижается спрос. Хотя есть и исключения, так например имиджевые вещи подешевев теряют привлекательность
Эластичность по доходу, напротив, имеет положительное значение – рост доходов сопровождается соответствующим увеличением расходов.
Для расчета степени приведенной зависимости в экономических исследованиях применяются коэффициенты эластичности, в общем виде представляющие собой дробь, в числителе которой размещается изменение объема спроса, в знаменателе – изменение фактора, влияющего на спрос.
Феномен спроса по цене можно наглядно представить на следующих примерах:
В реальности точное соответствие приведенным примерам встречается крайне редко, но описанные тенденции, в той или иной степени, имеют место практически на любом рынке.
В отношении эластичности можно проследить несколько общих закономерностей часто встречающихся вне зависимости от рынка и предмета торгов:
Наряду с описанными видами экономическими закономерностями имеет место еще один вид эластичности – перекрестная эластичность спроса по цене. Суть ее состоит во взаимосвязи изменения цены одного товара и спроса на другой. Например – рост цены на технику может приводить к увеличению спроса на детали и услуги.
Кроме эластичности спроса по цене, большое значение имеет также эластичность по доходу. Здесь причиной изменения спроса оказываются рост или ухудшение финансового положения покупателей. При этом влияние может оказаться разнонаправленным в зависимости от видов покупок. Потребление большинства товаров и услуг возрастает с ростом благосостояния покупателей, однако спрос на некоторые, определяемые как: «товары для бедных» может снижаться. Хороший пример тому – отказ от дешевой крупы и полуфабрикатов при появлении возможности покупать мясо.
Экономические тенденции, которые по сути своей можно определить как эластичность, присущи не только спросу, но и предложению, а также многим другим экономическим процессам имеющим ценовую составляющую.
Эластичность спроса и предложения: эластичный и неэластичный спрос, коэффициент эластичности
Что такое эластичность в экономике
Эластичность предложения по цене показывает, насколько больше товара готовы будут предложить производители, если его цена вырастет.
Эластичность спроса по цене. Эластичный и неэластичный спрос
Спрос обычно эластичен в интервале высоких цен и неэластичен в интервале низких цен.
Коэффициент эластичности спроса (Ed) измеряется в процентах. Его можно посчитать, взяв процентное изменение спроса на продукт X и разделив его на процентное изменение цены продукта X
Ed = Изменение величины спроса / Изменение цены
На эластичность спроса по цене влияет целый ряд факторов:
Спрос на предметы первой необходимости обычно неэластичен. Повышение цен на электричество заставит людей платить больше, но отказаться от электричества они не смогут.
А вот спрос на предметы роскоши обычно эластичен. Даже богатый человек может отказаться от покупки новой яхты или бриллиантов, если цены на них повысятся. Без этих благ вполне можно прожить, а деньги с не меньшим удовольствием потратить на что-то другое.
Спрос на соль и сахар крайне неэластичны. Причин этому несколько:
1. Это продукты первой необходимости.
2. Их трудно чем-то заменить.
3. Они стоят относительно недорого, на них уходит мизерный процент от доходов семьи.
Что такое товары Гиффена. Чем необычен спрос на товары Гиффена?
Что такое перекрестная эластичность
Перекрестная эластичность спроса по цене характеризует изменение величины спроса на один товар при изменении цены другого. Например, если компания Coca-Cola собирается снизить цены ны «спрайт», то возникает опасение: не станут ли потребители покупать меньше «колы» и переходить вместо нее на «спрайт»?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вычислить перекрестную эластичность двух товаров по цене (Exy). Для этого процентное изменение величины спроса на продукт X нужно разделить на процентное изменение цены продукта Y.
Если же коэффициент оказался нулевым, то значит два продукта никак не связаны между собой. К примеру, снижение цен на футбольные мячи никак не изменит спрос на валенки.
Эластичность предложения по цене. Факторы ценовой эластичности предложения
Коэффициент ценовой эластичности предложения (Es) можно посчитать, взяв процентное изменение величины предложения продукта X и разделив его на процентное изменение цены продукта X.
Эластичность спроса по доходу
На величину спроса влияют не только цены, но и доходы населения. Коэффициент эластичности по доходу (Ei) можно рассчитать, разделив процентное изменение величины спроса на процентное изменение дохода.
Эластичность спроса и предложения простыми словами
Эластичность – это показатель того, насколько изменится спрос или предложение при изменении другого фактора. Обычно в качестве определяющего фактора используется цена. Например, некоторые продукты клиенты по-прежнему будут покупать, даже если цена изменится. А от некоторых откажутся и перейдут на дешевые аналоги. Понимая зависимость от цены, компании проще формировать стратегию поведения.
Зачем анализировать эластичность спроса и предложения
Экономисты используют эти коэффициенты, чтобы понять, насколько сильно изменится ситуация на рынке, если изменить стоимость товаров. Оба коэффициента представляют собой соотношение двух метрик: изменение объема продукции и изменение цены. Расчет дает ответы на такие вопросы:
Вычисление коэффициентов актуально когда необходимо:
Эластичность спроса по ценам
Эластичность спроса – это взаимосвязь между ценой на товар и поведением клиентов. Например, многие люди пользуются интернет-связью. Если провайдеры повысят цены на тарифы, клиенты все равно будут платить ежемесячные платежи. Такой спрос называется неэластичным. С другой стороны, есть эластичный спрос, при котором повышение цен сопровождается падением продаж. Так происходит с товарами не первой необходимости, например, с деликатесами, развлечениями.
Однако максимально допустимое изменение цен отличается в зависимости от отрасли. Для некоторых товаров даже скачок в 10 % является сильным ударом. Это дорогостоящие товары и услуги, например, недвижимость. Чем ниже изначальная цена, тем лояльнее относятся потребители к ее постепенному повышению.
Существует коэффициент эластичности спроса, который измеряется в процентах. Вот как он рассчитывается:
Ed = Изменение спроса / Изменение цены
Чтобы рассчитать Ed по этой формуле, необходимо предварительно вычислить такие данные:
Если полученное значение больше единицы, значит, спрос эластичный. Например, цены на продукцию понизились на 15 % (допустим, проводилась распродажа), а спрос – повысился на 20 %. Так как изменение спроса и цены отличается более чем на единицу, спрос считается эластичным.
Если коэффициент равен единице, значит, изменение стоимости приведет к такому же изменению в спросе. Например, цены снизятся на 15 % и спрос повысится тоже на 15 %.
Что влияет на эластичность
Принято считать, что на поведение клиентов влияет только цена. Однако есть еще ряд факторов.
Заменяемость
Чем больше аналогов, тем более требовательными и капризными становятся клиенты. Например, в каждом городе установлена стоимость проезда на общественном транспорте. Если она вырастет, у пассажиров будет «выбор без выбора» – либо платить больше, либо отказываться от общественного транспорта в пользу личного авто. Но купить автомобиль для многих людей тяжелее, чем платить больше за проезд. Но есть товары, у которых много аналогов. Например, если один производитель йогурта поднимет цену, клиенты просто начнут покупать йогурты других марок.
Доля расходов на товар в общем бюджете потребителя
Если расходы на покупки составили небольшую долю в общих расходах клиента за месяц, он все равно будет готов покупать товар. Например, упаковку пищевой соды потребители покупают раз в несколько месяцев. Стоимость одной пачки мала по сравнению с доходом клиента, поэтому он не обратит внимания на рост стоимости.
Потребность по пирамиде Маслоу, которую закрывает продукт
Спрос на товары первой необходимости обычно неэластичный, потому что клиенты вынуждены их покупать. У производителей и продавцов есть возможность повысить цены, зная, что их продукция все равно востребована. Чтобы предотвратить самовольное повышение цен, государство контролирует их, например, устанавливая максимальную розничную стоимость за медикаменты.
Более эластичен спрос на товары роскоши, развлечения, потому что они необходимы людям, чтобы удовлетворить потребности 3–7 ступеней: желание развлечься, научиться чему-то новому, приобрести красивые или статусные вещи.
Однако важно помнить, что каждый клиент сам выбирает, что является для него предметом первой необходимости. Например, студентам и школьникам обязательно нужны канцтовары, хоть они не связаны с потребностью еды, сна или безопасности.
Время на раздумье
Чем больше времени на раздумья есть у покупателя, тем выше шанс, что он найдет, чем заменить подорожавший товар. В таком случае снижение спроса может быть отсроченным. Например, у клиента приближается отпуск и он внезапно решает купить тур по горящей путевке. Он видит, что цены выросли, но так как до отпуска остается мало времени, берет тур на тех условиях, которые предлагают турагентства. Но к следующему году он найдет альтернативные идеи отдыха – других туроператоров, иные направления, обратится ко внутреннему туризму вместе заграничного.
Товары Гиффена и Веблена
При анализе эластичности спроса на свои товары предприниматель может столкнуться с понятием товаров Гиффена и товаров Веблена. Это продукция, стоимость и спрос на которую находятся в прямой зависимости. То есть цена растет – и спрос тоже повышается.
К товарам Гиффена относится малоценная продукция, которую нельзя заменить на аналоги. Причем замена невозможна не из-за отсутствия аналогов на рынке, а по другим причинам. Например, хлеб является базовым элементом продуктовой корзины в России только по причине культурных и ментальных особенностей.
Товары Веблена – это ценные товары или предметы роскоши. Потребители покупают их даже при подорожании ради того, чтобы подчеркнуть свой статус. Например, смартфоны Apple продаются активно, несмотря на рост ценника, потому что для многих техника этого бренда стала показателем достатка.
Эластичность спроса по доходу
Спрос на продукцию может зависеть не только от рыночных цен, но и от зарплаты потребителя. Чтобы рассчитать этот показатель, используется классическая формула с небольшими изменениями: количество купленного товара надо разделить на изменения зарплаты потребителя. Например, в прошлом году средняя зарплата ЦА была равна 25 тысяч рублей, а в этом году выросла до 30 тысяч рублей. Но независимо от размера дохода клиенты приобретали в среднем десять единиц товара. Значит, спрос неэластичен.
Вот несколько примеров продукции с эластичным спросом, который зависит от дохода:
Низкая эластичность по доходу проявляется в отрасли продуктов питания. Например, фрукты и мясо – те товары, которые не будут продаваться активнее. Потому что потребители считают, что и так достаточно потребляют их.
Перекрестная эластичность
Если у компании несколько аналогичных товаров, которые конкурируют между собой, ей потребуется сравнивать эластичность спроса на них и влияние коэффициентов одного товара на второй. Например, бренд косметики выпускает шампунь в одной ценовой категории. Предприятие хочет повысить цену на шампунь 1, но тогда появляется опасность того, что клиенты начнут приобретать только шампунь 2.
Чтобы понять, возможна ли зависимость между двумя товарами, необходимо проверить их на соответствие критериям:
Эластичность предложения
Эластичность предложения (Es) – соотношение ценника и объема произведенной продукции. Предложение считается эластичным, если при расчетах получился коэффициент больше единицы.
Например, компания производит одежду для женщин: юбки, блузки, платья. Внезапно в моду входят юбки определенного фасона. Спрос на них повышается, но компания может удовлетворить его, переведя часть своего оборудования и персонала на производство юбок. В этом случае объем производства платьев и блузок снижается, так как мощностей на них не хватает. Однако через некоторое время компания за счет дополнительной выручки с продажи модных юбок покупает дополнительное оборудование и выравнивает объем производства остальных товаров. Такое предложение считается эластичным.
Однако есть отрасли и товары, производство которых нельзя ни сократить, ни нарастить. Например, сезонные товары, которые компания производит заранее. Даже если на них упал спрос, они уже произведены и занимают место на складе, то есть приходится снижать на них цену, чтобы распродать. Если спрос на них растет, то запустить в производство дополнительную партию невозможно, то есть компания упускает прибыль.
Главный фактор, влияющий на эластичность предложения – время. Чем его больше, тем проще предприятию перестроиться: заказать дополнительную партию сырья или перенастроить оборудование. Но, помимо него, объем предложения зависит от таких факторов:
Любая компания заинтересована в получении максимального дохода. Это возможно только в том случае, если аналитик предприятия правильно оценивают ситуацию на рынке и планируют деятельность фирмы. Поэтому не стоит пренебрегать расчетом коэффициентов эластичности.