Что такое элективные дисциплины в вузе

Чем тличаются факультативные и элективные курсы?

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.

Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.

Что такое электив?

Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

Для элективных курсов характерны следующие особенности:

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

Что такое факультатив

Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

Предпосылки для появления элективов и факультативов

Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.

Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

Факультативы, элективы и нагрузка на учеников

Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.

Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:

Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть фото Что такое элективные дисциплины в вузе. Смотреть картинку Что такое элективные дисциплины в вузе. Картинка про Что такое элективные дисциплины в вузе. Фото Что такое элективные дисциплины в вузе

В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.

Источник

ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Смотреть что такое «ЭЛЕКТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» в других словарях:

Активное обучение — Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия

Педагогические или образовательные технологии — Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всемерную активизацию учебно познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как… … Википедия

Средняя школа № 63 (Чебоксары) — МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 63» Основана 1 сентября 1992 Директор Николаева Инна Колумбовна Учеников 320 Адрес 428012, Россия, Чувашская Республика, Чебоксары, ул. Р. Люксембург, д. 8 Телефон … Википедия

Лицей № 1502 — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия

Лицей № 1502 при МЭИ — Лицей № 1502 Основана: 1989 Директор: Чудов Владимир Львович Тип: Лицей Адрес: 111555, Россия, Москва ул. Молостовых, 10а Телефон: Work307 1161 Факс: Fax300 1531 … Википедия

Сафонова, Виктория Викторовна — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можн … Википедия

Источник

Элективные дисциплины

Обновлено 18 Мая 2021 г.

Назначение элективных курсов в системе высшего образования — расширение и углубление знаний студентов по различным разделам образовательной программы учитывающим региональную, национально-этническую, профессиональную специфику, а также научно-исследовательские предпочтения преподавателей вузов, потребности рынка труда в соответствии с их добровольным выбором и познавательными потребностями.

Эффективное внедрение элективных курсов создает условия для многопрофильной дифференциации содержания обучения, обеспечения гибких возможностей для построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с изменяющими условиями современного мира.

Согласно Правилам обучения студентам предоставляется право выбора элективных дисциплин (учебные дисциплины вариативной части учебного плана). Студенты обязаны ежегодно в срок до 20 апреля подать заявление о выборе элективных дисциплин на весь следующий учебный год через Личный кабинет на портале СПбГУ. Студенты первого курса осуществляют выбор элективных дисциплин первых двух семестров в течение двух недель с начала первого периода обучения.

Изменить ранее выбранную элективную дисциплину возможно в течение двух недель с начала учебного периода, в котором осуществляется реализация этой дисциплины, подав в учебный отдел личное заявление. По истечении двух недель с начала учебного периода изменение ранее выбранных студентами элективных дисциплин не допускается.

Подробнее с информацией о выборе элективных учебных дисциплин можно ознакомиться в Правилах обучения.

Источник

Элективные курсы. Некоторые вопросы

Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.

В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.

В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:

В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:

Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:

Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.

Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:

Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.

Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.

Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.

В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.

Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:

Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:

1) предметно-ориентированные (пробные)

Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – факультатив.

Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).

Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.

Основная задача – реализовать интерес к предмету.

Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету;

2) межпредметные (ориентационные) курсы

Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.

Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.

Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).

Основная цель – подготовка к выбору профиля.

Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.

Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.

Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.

В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.

Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.

На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.

Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.

Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.

К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.

Авторские программы – программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.

По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:

Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.

Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:

Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:

Следует различать два понятия:

Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:

Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.

Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.

Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.

Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.

Факультативные курсы

Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение

Выбираются учащимися на основе собственных интересов

Отсутствие стандартов и ЕГЭ

РазличияВыбираются лишь частью учащихсяВыбираются каждым ученикомЗанятия вынесены за сетку часов в расписании занятий (7–8-е уроки)Указаны в расписании, как и остальные урокиНеобязательны для посещенияОбязательны для посещенияДлительность минимум 34 ч. Занятия планируются на весь учебный годДлительность от 6–8 до 72 ч,
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодиеМожет быть предложен один курс по одному предметуДолжно быть предложено избыточное по отношению к возможному выбору количество курсов по каждому предмету

В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.

Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.

Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.

Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.

Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.

В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9/.

А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.

Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.

Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.

Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.

Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.

Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.

Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17

Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.

Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78

Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.

Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.

Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.

Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.

Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.

Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.

Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.

Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.

Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.

20.http://www.klyaksa.net

21.http://marathon.1sept.ru

22.http://www.metod-kopilka.ru

23.http://metodist.lbz.ru

24.http://school-collection.edu.ru

25.http://www.rusedu.ru

26.http://www.metod-kopilka.ru

27.http://www.uchportal.ru

28.http://www.klyaksa.net

29.http://gmc.metodist.ru

Источник

Что такое элективные дисциплины в вузе

Современный рынок труда характеризуется высокой конкуренцией и динамизмом. Чтобы попасть на собеседование в престижную компанию, необходимо выделиться на фоне 10-100-1000+ соперников. Ситуация осложняется тем, что первичный отбор кандидатов проходит на уровне резюме. Состоявшиеся специалисты могут заинтересовать работодателя своим предыдущим опытом и достигнутыми результатами, а что делать начинающим карьеру выпускникам вузов? Им остается только ждать и надеяться.

Несладко приходится и работодателям. Зачастую можно рассчитывать только на собственное чутье и интуицию, изучая одинаковые резюме, в которых ничего кроме свежего года выпуска, названия вуза, факультета и специальности нет, и, казалось бы, быть не может.

Однако университеты, решившиеся на глобальную трансформацию в сторону индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) намереваются решить проблему как студентов и выпускников, только начинающих свою профессиональную деятельность, так и работодателей, ищущих молодые кадры с необходимым им набором навыков и знаний.

Чтобы объяснить, как это работает, предлагаем разобраться в том, как устроено обучение по ИОТ, в чем его отличия от традиционной модели высшего образования и какие преимущества получают выпускники индивидуализированных программ и их будущие работодатели.

* Материал составлен на основе модели индивидуализированного обучения, внедренной в Тюменском государственном университете.

В университете, работающем по традиционной модели, все предметы делятся на два типа: общеобразовательные и профильные.

В части профильных дисциплин традиционная модель «заточена» под конкретную специальность, нет возможности попробовать предметы за пределами выбранной сферы и понять, действительно ли изучаемый профиль – то, чем хочется заниматься всю последующую жизнь.

При выборе направления высшего образования старшеклассник сталкивается с серьезной проблемой: в 17 лет очень сложно представить себе, каково это – быть юристом, программистом, врачом, археологом. Тем не менее, нужно сделать выбор, который во многом определит будущее. Поэтому так часто многим выпускникам вузов с традиционной моделью обучения приходит осознание того, что они упустили время, учились не тому и придется «переучиваться». Согласно исследованию, более 41% людей, получивших высшее образование в России, не работают по специальности. 37% из них никогда даже не начинали трудиться в своей сфере, а 24% сменили специальность из-за отсутствия интереса к профессии («понял(а), что это не мое»).

С самой первой недели обучения студент, обучающийся по ИОТ, оказывается в непривычной ситуации. В школе за него всегда принимали решения взрослые: ему говорили, какие уроки нужно посещать и по какому расписанию, какие ЕГЭ важно сдать и к какому репетитору обратиться для подготовки. В университете с ИОТ приходится делать самостоятельный выбор и действовать в обстановке неопределенности. С одной стороны, это может стать причиной дополнительного стресса, но с другой – позволит развить ключевые компетенции, необходимые для успешной карьеры в будущем.

Программа разделена на три части: базовую, профильную и элективную.

В базовом блоке собраны те же общеобразовательные предметы, которые изучаются в университетах, работающих по традиционной модели, но студент может выбирать уровень сложности, модули внутри дисциплин, преподавателей или даже команду для проектно-исследовательской работы.

Набор профильных дисциплин на первом курсе фиксирован (важно освоить необходимую базу), зато на старших курсах появляется возможность выбирать отдельные профильные дисциплины и получить углубленные знания в наиболее интересных областях.

Одно из самых важных нововведений обучения по ИОТ – элективные курсы. Каждый студент должен выбрать несколько дополнительных дисциплин для изучения. Элективы могут быть связаны с основным профилем, либо лежать в совершенно другой области: от программирования до живописи. Не ходить на элективные курсы нельзя – за каждый из них студенты получают определенное число зачетных единиц. За 4 года обучения нужно выбрать 12 элективов. Также можно изучить майнор – комбинацию тематически связанных предметов, позволяющую получить дополнительную специализацию. Например, студент экономического направления может получить майнор в области предпринимательства, попробовать себя в программировании или изучении китайского языка.

Цель элективного блока – дать студентам возможность испытать себя в разных сферах деятельности и самоопределиться. Кроме того, именно этот блок позволяет создать абсолютно уникальный профессиональный профайл, стать разносторонним и более востребованным на рынке труда специалистом.

Учебные встречи в университете с внедренной ИОТ могут проходить в разных корпусах, в различных составах и не подряд. Студент должен научиться организовывать собственное расписание. На занятия по профильным предметам он ходит с однокурсниками со своего направления, а вот в группе базовой программы учится вместе со студентами других кафедр.

Группы элективных дисциплин еще более разнообразны. Поскольку дополнительные предметы не привязаны к специальностям, а записаться на каждый из них можно независимо от года обучения, в группе электива могут встретиться студенты не только разных кафедр, но и разных курсов.

За семестр студент становится участником не менее чем 6 академических групп. Всё это сложно, неудобно, непривычно, но очень полезно: так студент получает опыт работы в междисциплинарных командах. В процессе выполнения совместных проектов он перенимает интересные методы из других областей научного знания и тренируется взаимодействовать с самыми разными людьми.

В жизни мы очень редко работаем в составе гетерогенных групп. Как правило, рабочие группы состоят из разных специалистов. Для успешного воплощения совместных проектов очень важно уметь распределять задачи и находить общий язык с людьми из других профессиональных сфер. Обучаясь по ИОТ, студенты получают ценный опыт проектно-исследовательской работы в междисциплинарных командах.

Необходимый атрибут обучения по ИОТ – использование цифровых инструментов. Информационная система университета позволяет планировать расписание, записываться на элективы, общаться с тьютором. При желании, часть курсов можно проходить в онлайн-формате.

Из-за трехэтапной процедуры выбора элективов у студентов появляется дополнительный стимул хорошо учиться. В первую очередь доступ к выборной кампании получают студенты с наивысшим академическим рейтингом. Затем выбрать могут те, кто добился хороших результатов. Студенты же с низкими баллами получают доступ последними. Следовательно, чем лучше студент учится, тем больше шансов выбрать самые востребованные дисциплины. Везет, естественно, не всем, но всегда есть возможность улучшить свои показатели в следующем семестре и в новой выборной кампании попасть в первую волну.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *