Что такое элективные курсы в 10 классе
Чем тличаются факультативные и элективные курсы?
В современной школе есть несколько видов учебных курсов, среди которых выделяются элективные и факультативные. У школьников и их родителей часто возникают вопросы, являются ли элективы и факультативы обязательными или их можно пропускать.
Да и различия между этими терминами далеко не все понимают правильно. Давайте попробуем разобраться, чем отличаются факультативные и элективные курсы, зачем они нужны и какая польза от посещения этих учебных дисциплин.
Что такое электив?
Появление понятия электив закреплено в ряде нормативных документов, в том числе в Письме Минобразования № 14-51-277/13 2003 года и Письме Минобрнауки №03-413 2010 года. Сущность элективного курса отражается его английским аналогом (elective — выборный, факультативный). Вместе с тем, в российской системе образования электив — это обязательный курс, элективность которого обусловлена выбором школы и профильного класса.
Для элективных курсов характерны следующие особенности:
Что такое факультатив
Факультатив — это необязательный курс, который добровольно посещают ученики, желающие углубить свои знания по одной из основных учебных дисциплин. Для факультативных курсов характерны следующие особенности:
Предпосылки для появления элективов и факультативов
Основной причиной появления элективных и факультативных курсов стала индивидуализация школьного образования. Каждый ученик имеет особые таланты и способности, а также право реализовать их в рамках школьного обучения. Постепенно это понимание оформилось в виде концепции профильных классов и в еще более глубоком подходе, который дает право выбора некоторых учебных дисциплин.
Идея элективных и факультативных курсов прописана в Федеральном законе №273-ФЗ. В частности, в пункте 5 статьи 34 указано, что учащиеся имеют право выбирать электив и факультатив из списка, предложенного образовательным учреждением. В пункте 3 статьи 44 этого же закона говорится, что аналогичным правом обладают родители несовершеннолетних учеников. Кроме того, по каждому из видов курсов выпущены методические рекомендации и другие документы, регулирующие требования, цели, задачи и другие нюансы проведения занятий.
Факультативы, элективы и нагрузка на учеников
Как уже указывалось, ученики и их родители имеют право выбирать факультативные и элективные курсы в рамках предложенных школой возможностей. Вместе с тем, все мы понимаем, что в современных условиях каждый школьник испытывает постоянные и, может быть, чрезмерные нагрузки психологического, умственного и физического характера.
Дополнительные занятия могут вызвать стресс и постоянную усталость, поэтому к выбору элективов и особенно факультативов следует подходить взвешенно, учитывая следующие моменты:
В любом случае решение о выборе и посещении/непосещении элективов и факультативов должно быть взвешенным и обоснованным.
Что такое элективный курс и зачем он нужен
Цели, задачи и функции
Основная задача элективов – помочь подростку определиться с выбором будущей профессии и подготовиться к поступлению в соответствующий вуз. Дополнительные курсы призваны:
К тому же дисциплины по выбору помогают старшеклассникам лучше подготовиться к сдаче ЕГЭ, набрать больше баллов и таким образом увеличить свои шансы на поступление в вуз. Это своего рода репетиторство. Как правило, количество ребят в группах не превышает 10–12 человек, что позволяет преподавателям искать индивидуальный подход к ученикам и применять нестандартные методики. Сами же подростки получают возможность дополнить собственные знания по целом ряду школьных дисциплин. На элективных курсах старшеклассники совершенствуют коммуникативные навыки, учатся доступно и грамотно излагать мысли, развивают аналитическое мышление.
Отличие от факультатива
Элективы обязательны. Если в секции, кружки и на факультативы ребенок ходит по желанию, то эти уроки включены в школьную программу. Ученик вправе решать лишь то, какие именно дисциплины он будет изучать.
Элективные курсы предусматривают оценку и контроль полученных знаний. Они внесены в расписание занятий и четко регламентированы. Проводится аттестация. Факультативы же организуются исключительно во внеурочное время, а их продолжительность определяет руководитель кружка или секции.
Основные разновидности элективных курсов представлены в таблице.
№ | Вид | Задачи | Описание |
---|---|---|---|
1 | Пробный | Создать условия для того, чтобы ученик убедился в верном выборе направления или же отказался от него. | Ученики знакомятся с возможными профессиями и специальностями в соответствующей области |
2 | Ориентационный | Помочь старшеклассникам обнаружить в себе склонность к той или иной науке и, исходя из этого, выбрать предметные элективные курсы. | Коллективное обучение и более пристальный взгляд на профессию |
3 | Общекультурный | Расширить кругозор учеников, в том числе в областях, которые не затрагиваются обязательной школьной программой. | Восполняются пробелы в знаниях, повышается общая эрудиция |
4 | Углубляющий | Подробное изучение выбранной дисциплины | Разбор дополнительного материала по тому или иному предмету |
Требования к программе
Учебная программа должна полностью отвечать поставленным целям и задачам электива. Поскольку эти уроки не факультативные, то и требования к ним выдвигаются такие же, как ко всем общеобразовательным дисциплинам. Автор курса составляет подробную программу, рассчитанную на определенное количество часов. Необходима пояснительная записка, в которой преподаватель объясняет, почему предлагаемая тема актуальна и будет полезна для учащихся. Каждый академический час расписывается детально, с учетом общей школьной программы. Упор делается на дополнительные знания по предмету. Обязательно прилагается список литературы и научных материалов, использованных при подготовке элективного курса. Учебный план должен включать в себя теоретические и практические занятия. Приветствуется применение во время уроков современных технологий и интерактивных пособий. Одно из основных требований к программе электива – ее уникальность.
Пример
В двух словах расскажем об элективе «Такая разная математика», предназначенном для учеников 9 классов естественно-научного профиля. Курс разработала Елена Батилова, преподаватель алгебры из Санкт-Петербурга. Автор утверждает, что занятия будут полезны как для школьников со склонностью к физико-математическим наукам, так и для учеников-гуманитариев. Программа рассчитана на 34 академических часа, то есть на 1 урок в неделю. Цель – повторение уже изученного материала по математике и развитие логического мышления.
Заключение
Педагоги сходятся во мнении, что углубленное изучение отдельных дисциплин благоприятно влияет на образовательный процесс в целом. Эксперты уверены, что введение элективов в обязательную школьную программу оправдано. Такие занятия помогают решить сразу две задачи: помочь ребятам выбрать будущую профессию и подготовить их к поступлению в вуз. Практика показала, что курсы способствуют как общему развитию ученика, так и освоению базовых предметов. Тем не менее противники этой системы тоже существуют. Они аргументируют свою позицию тем, что дети получают чрезмерную нагрузку в дополнение к уже имеющейся. Тем не менее чиновники в Минобрнауки убеждены, что такой подход к обучению соответствует современным условиям жизни.
Элективные курсы. Некоторые вопросы
Модернизация Российского образования ввела в наши школы новый вид дифференциации обучения – элективные курсы. Элективный курс (от лат. electus – избирательный) – это обязательный курс по выбору учащегося.
В 2002 году была принята Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, одобренная Министерством образования Российской Федерации, где и появилось впервые понятие профилизация обучения.
В нормативную базу, регулирующую развитие профильного обучения в общеобразовательных школах РФ, входит следующие документы:
В Российской Федерации разработана следующая нормативно-правовая база по элективным курсам:
Модель общеобразовательного учреждения с профильным обучением на старшей ступени предусматривает возможность разнообразных комбинаций учебных предметов, что и будет обеспечивать гибкую систему профильного обучения. Эта система должна включать в себя следующие типы учебных предметов:
Элективные учебные предметы (элективные курсы) – обязательные для посещения курсы по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы.
Элективные курсы имеют очень широкий спектр функций и задач:
Работодателю новой формации требуется человек, способный совершать ответственный выбор. Для решения данной задачи ученик уже в школе должен иметь возможность выбирать и затем нести ответственность за принятые решения.
Школьник будет поставлен в ситуацию ответственного выбора только в том случае, если школа не “добавит” механически часы элективных курсов к профильным предметам или на изучение популярных сегодня предметов – иностранного языка и информатики. Можно просто добавить один час в неделю к информатике и ИКТ, а можно предложить ученикам информационно-технологического класса, изучающим информатику и ИКТ на профильном уровне, осуществить выбор между элективными курсами “Аппаратные средства информационных технологий. Обслуживание компьютера” и “Технология создания сайтов”. Причем — “или-или”. Надо выбрать, а, следовательно, от чего-то отказаться.
Если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то ученик к таковому выбору должен быть подготовлен. Важность такой подготовки и определяет серьезное значение предпрофильной подготовки в основной школе.
В школах Российской Федерации на второй ступени обучения в 9-х классах должна быть введена предпрофильная подготовка. В учебный план школы вводятся курсы по выбору за счет часов учебного предмета “Технология”, основная функция которых – профориентационная, в профильном обучении на решение этой задачи направлены элективные курсы.
Курсы по выбору должны отвечать следующим требованиям:
Курсы по выбору можно разделить на 2 вида:
1) предметно-ориентированные (пробные)
Например, “Мир расчетных задач в Excel”, “Физика вокруг нас” и т.д.
Существующий аналог таких курсов – факультатив.
Эти курсы, как правило, являются долгосрочными (24-36 часов, 2-3 курса в год).
Основная цель данных курсов – подготовить к сдаче экзамена в профильный класс старшей школы, углубить знания по предмету.
Основная задача – реализовать интерес к предмету.
Основное содержание – систематизация и углубление знаний по предмету;
2) межпредметные (ориентационные) курсы
Например: “Эксперименты в физике, химии, биологии”, “Работа с источниками информации”, “Математика в архитектуре”, “Математика в экономике”, “География человеческих перспектив” и т.д.
Существующий аналог таких курсов – кружок, реже студия.
Курсы такого вида краткосрочны (от 12 часов, 4-5 курсов в год).
Основная цель – подготовка к выбору профиля.
Задача – ориентировать в мире профессий на стыке различных предметов в рамках естественно-научного, социально-экономического, физико-математического профиля.
Содержание такого курса должно выходить за рамки одного предмета и решать проблемы, требующие синтеза знаний по ряду предметов.
Элективные курсы призваны обеспечить вариативность внутри школы, параллели, класса, то есть индивидуализацию и актуализацию учения. Механизмом реализации этой идеи могут и должны стать элективные курсы.
В примерном учебном плане для универсального обучения (непрофильное обучение) основного (полного) образования также внесены элективные курсы, исходя из существующих условий и образовательных запросов обучающихся и их родителей, для организации профильного обучения по отдельным предметам федерального компонента базисного учебного плана.
Количество элективных курсов, предлагаемых в составе профиля, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать учащийся.
На основании информационного письма Минобразования РФ № 14-51-277/13 от 13.11.2003 г. /приложение 1/ об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования подчеркнем, что в качестве учебной литературы по элективным курсам могут быть использованы программы элективных курсов, части учебных пособий для подготовки в вузы, для классов с углубленным изучением предметов, а также учебные пособия по факультативным и специальным курсам, для кружковой работы, а также научно-популярная литература, справочные издания.
Общеобразовательное учреждение принимает решение и несет ответственность за содержание и проведение элективных курсов в порядке, определенном учредителем.
Взяв за основу типовые учебные программы, можно самостоятельно разработать авторские и модифицированные программы элективных курсов.
К модифицированным программам относятся программы, разработанные на основе уже существующих примерных учебных программ, но вносящих изменения и дополнения в содержание предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использование организационных форм обучения и другие.
Авторские программы – программы обучения, которые не имеют аналогов. Они основаны на авторской концепции построения содержания учебного курса по данному предмету.
По назначению можно выделить несколько типов элективных курсов:
Элективные курсы могут носить как прикладное, так и фундаментальное содержание. Примером последнего является курс “Математические основы информатики”, разработанный в учебном пособии Е.В.Андреевой, Л.Л.Босовой, И.Н.Фалиной.
Согласно Федеральному базисному учебному плану от 2004 года, изучение информатики в 10-11 классах не является обязательным для всех учащихся. На профильном уровне информатику рекомендуется изучать в классах физико-математического и информационно-технологического профиля:
Примерные учебные планы (недельные) для образовательных учреждений Российской Федерации основного и среднего (полного) образования:
Следует различать два понятия:
Специфика содержания элективных курсов по информатике определяется рядом факторов. К числу важнейших из них следует отнести, пожалуй, четыре:
Предлагаемая организация обучения обусловливает необходимость разделения класса, как минимум, на две подгруппы. Наполняемость групп в нормативных документах не оговорена.
Курсы по выбору широко использовались и используются в зарубежном образовании. В советской школе первые попытки внедрения элективной дифференциации были предприняты в 1960-х гг. Широкого распространения “альтернативные занятия” не получили. Видимо, поэтому в современной научно-методической литературе элективные курсы чаще сопоставляют с факультативами, которые начиная с 1966 г. были организованы практически во всех школах страны.
Попробуем сравнить элективные и факультативные курсы.
Все сказанное можно представить в виде сравнительной таблицы.
Факультативные курсы
Цель: углубление знаний, развитие интересов, способностей и склонностей учащихся,
их профессиональное самоопределение
Выбираются учащимися на основе собственных интересов
Отсутствие стандартов и ЕГЭ
Различия
могут быть рассчитаны на 1–2 месяца, на четверть, полугодие
В рамках элективных курсов большое значение приобретает проектная деятельность учащихся. Это высшая форма дифференциации обучения, требующая специальной подготовки ученика и учителя. В данном случае учитель выступает как руководитель и консультант, а ученик (реже два или три ученика вместе) самостоятельно подготавливает и выполняет проект.
Тематика проектов определяется личными предпочтениями ученика и учителя.
Отдельного внимания заслуживает вопрос оценки результатов работы учащегося при изучении элективного курса. Предлагается не выставлять традиционные отметки на занятиях курса. Например, можно использовать качественные итоговые оценки успешности учеников.
Критерии каждой оценки должны быть заранее оговорены и известны учащимся. Выработка единой системы оценок для всех элективных курсов в школе позволит объективно оценить успешность каждого ученика. При формировании профильных классов с помощью такой системы оценок будет проще определить степень подготовленности.
Элективные курсы – сфера бурного развития нового вариативного содержания школьного предметного образования. Это сравнительно новое явление в современной российской школе, поэтому в их использовании остается ряд нерешенных вопросов прикладного характера.
В настоящее время достаточное количество примеров разработок элективных курсов предложено для использования по информатике и ИКТ. Зная ошибки и недочеты этих программ, можно скорректировать методику, построить выбранную программу так, чтобы избежать этих ошибок. Некоторые программы рассмотрены в статье “Особенности элективных курсов по информатике” А.А.Кузнецова /приложение 9/.
А. В. Баранников. Элективные курсы в профильном обучении. “Первое сентября”, 2004 г., 10 февраля, № 102, стр. 1-2.
Воронина Г. А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. Айрис-пресс, 2006 г.
Дендебер СТР. В., Зуева Л.В., Иванникова Т.В. и др. 5 за знания. Электив 9: Физика. Химия. Биология: Конструктор элективных курсов. М., 2006 г.
Днепров Э. Концепция с авторитарным профилем. М., ““Первое сентября”, 2002 г., №33, стр. 2.
Ермаков Д.СТР. Элективные курсы: требования к разработке и оценка результатов обучения. Профильная школа, 2004 г., №3, стр. 6-11.
Кузнецов А.А. Элективные курсы по информатике. Профильная школа, 2004 г., №1, стр. 24-29.
Лернер П.СТР. Роль элективных курсов в профильном обучении. Профильная школа, 2004, №3, стр. 12-17
Мухин М.И., Мошнина Р.Ш., Фоменко И.А. Профильное обучение как стратегическое направление модернизации образования. Профильное обучение. Вопросы теории и практики. М, Педагогическая академия, 2005 г., 237 стр.
Осмоловская И.М. Элективная дифференциация. Организация дифференцированного обучения в современной общеобразовательной школе, М, Воронеж, 1998 г., стр. 76-78
Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003 г.
Под. ред. И.М.Титовой. Сборник программ элективных курсов для профильного и предпрофильного обучения. СПб, СМИО Пресс, 2006 г., 264 стр.
Селевко Г.К. Найди свой путь: Учебное пособие для предпрофильного обучения. М, Народное образование, НИИ школьных технологий, 2006 г.
Сост. Т.В.Черникова, О.Н.Павловская. Выбор профиля обучения (элективный курс для учащихся 9 класса). М, АПК и ППРО, 2005 г.
Сост. Т.В.Черникова. Профессиональная ориентация и профильное обучение: Учебно-методические материалы в помощь разработчикам элективных курсов. М, АПК и ППРО, 2005 г.
Шахмаев Н.М. Учителю о дифференцированном обучении. М, 1989 г..
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Информатика». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М., Вита-Пресс, 2004 г., стр. 112.
Элективные курсы в профильном обучении. МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 144 стр.
Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Технология». МО РФ; Национальный фонд подготовки кадров. М, Вита-Пресс, 2004 г., 48 стр.
Элективные курсы в системе предпрофильной подготовки учащихся. Липецк, 2005 г.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ
Положение
об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об элективных курсах разработано в соответствии с ч.3 ст.77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 2 июля 2021 года, Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» от 09.03.2004 (в редакции от 01.02.2012 года), Письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 г.№14-51-277/13 «Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования»; Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной Приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002 года; Приказом Минобразования РФ № 2783 от 18.07.2002 года «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования» и Уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, для самоопределения обучающихся 9-ых классов в отношении профилирующего направления собственной деятельности на старшей ступени обучения в образовательной организации организуются элективные курсы.
1.2. Данное Положение об элективных курсах предпрофильной подготовки и профильного обучения рассматривает условия, задачи, функции и типы элективных курсов, определяет место элективных курсов в учебном плане, порядок организации, выбора и их проведения, а также оценивание достижений обучающихся при проведении элективных курсов и порядок ведения и заполнения журналов.
1.3. Элективные курсы входят в состав базисного учебного плана, обеспечивающие дифференциацию содержания обучения. При этом примерное соотношение объемов базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов определяется пропорцией 50:30:20. Посещение занятий элективных курсов для обучающихся является обязательным.
1.4. Являются важной содержательной частью профильного обучения на старшей ступени общего образования, формируемой участниками образовательных отношений. Элективные курсы призваны удовлетворять индивидуальные образовательные интересы, потребности и склонности каждого школьника, являясь важным средством построения индивидуальных образовательных программ.
1.5. В образовательных организациях могут вводиться элективные курсы (обязательные учебные курсы по выбору обучающихся), обеспечивающие успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся, которые направлены на создание условий:
1.6. Количество элективных курсов, предлагаемых в составе предпрофильной подготовки, должно быть избыточно по сравнению с числом курсов, которые обязан выбрать обучающийся. Элективные курсы планируются в соответствии с запросами обучающихся. Выбор обучающимися элективных курсов осуществляется с помощью анкетирования, по результатам которого формируются группы для изучения элективных курсов. Комплектование групп для изучения элективных курсов осуществляется на добровольной основе, исходя из индивидуальных образовательных интересов и потребностей обучающихся.
1.7. — удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого обучающегося.
1.8. :
1.9. :
1.9.1. Предпрофильного обучения:
1.9.2. Профильного обучения:
1.10. По назначению выделены :
1.10.1. Предметно-ориентированные:
2. Организация и порядок проведения элективных курсов
2.1. Элективные курсы реализуются за счёт школьного компонента Учебного плана;
2.2. Элективные курсы реализуют учебную программу, прошедшую экспертизу методического совета и утверждённую директором школы.
2.3. Руководитель элективного курса определяется приказом директора школы о назначении учебной нагрузки.
2.4. Руководитель элективных курсов составляет рабочую программу элективных курсов в соответствии с учебным планом. Программа согласовывается с методическим советом и утверждается директором школы.
2.5. Программы и учебные материалы элективных образовательных программ и учебных материалов для предпрофильной подготовки обучающихся и профильного обучения на старшей ступени общего образования должны быть оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре образовательных программ и материалов к ним и должны отражать:
2.5.1. состоит из пояснительной записки, учебно-тематического плана, содержания, списка литературы для учителя и учащихся, приложения, аннотации (краткой презентации содержания курса) к программе.
2.5.2. В пояснительной записке обосновывается актуальность, важность и значимость данного курса, формулируются цели как предполагаемый конечный результат освоения данного курса и задачи, определяющие пути достижения цели; дается описание структуры программы курса, ее особенностей, методов и форм обучения, формы контроля уровня достижений обучающихся, соотношение часов теоретической и практической части.
2.5.3. Учебно-тематический план может быть составлен по свободной схеме.
2.5.4. В содержании программы дается полная, детальная характеристика содержания каждой темы программы.
2.5.5. В список литературы для учителя и обучающихся (основной и дополнительный) могут входить электронные издания (компакт-диски, компьютерные программы), Интернет-ресурсы.
2.5.6. Программа может быть дополнена приложениями (темами творческих работ, проектами, планами проведения практических работ, лабораторных опытов, экскурсий и др.).
2.5.7. Освоение содержания программы элективного курса предусматривает создание обучающимися совокупности образовательных продуктов, которые могут в дальнейшем служить основой портфолио старшеклассников. Образовательным продуктом могут быть материалы, разработанные обучающимися на занятиях курса в ходе познавательной, исследовательской или иной деятельности: конспект, тезисы, эксперимент, серия опытов, исторический анализ, собственное решение научной проблемы, доказательство теоремы, стихи, сказки, очерки, трактаты, живопись, графика, музыка, песня, танец, вышивка, фотография, композиция, модель, макет, схема, компьютерная программа и др.
2.6. Включаемые в программу элективных курсов знания следует представить в деятельностной форме, перенося акцент в преподавании с вербальных методов на активные.
2.7. Комплектование групп при изучении элективных курсов осуществляется на основании заявлений обучающихся исходя из их индивидуальных образовательных интересов и потребностей.
2.8. Ведение элективных курсов осуществляется в соответствии с расписанием учебных занятий и осуществляется во второй половине дня.
2.9. Ведение элективного курса может осуществляться учителями школы, преподавателями организаций среднего и высшего профессионального образования в рамках сетевого взаимодействия муниципального уровня.
2.10. Допускается временное прикрепление обучающихся из сторонних образовательных организаций для освоения отдельных элективных курсов. В отношении временно прикрепленных обучающихся действие настоящего Положения сохраняется полностью.
3. Права и обязанности обучающихся
3.1. Обучающийся самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом, на изменение выбора элективного курса при изменении профиля обучения.
3.2. Обучающийся выполнить программы выбранных элективных курсов.
3.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (в соответствии с учебным планом).
3.4. Каждый обучающийся 9-го класса должен изучить в течение года не менее 2 элективных курсов, предусмотренных учебным планом. Каждый обучающийся 10-11 класса должен изучить в течение года не менее 4 элективных курсов, предусмотренных учебным планом.
4. Ответственность учителя элективного курса
4.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы элективных курсов: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.
4.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и правильность отчетов по элективным курсам.
4.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение занятий обучающимися, которые выбрали соответствующий курс.
5. Оценивание достижений обучающихся при проведении элективных курсов
5.1. Для оценивания достижений обучающихся при проведении предметных курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки используется система «зачет-незачет».
5.2.Для оценивания достижений обучающихся при проведении элективных курсов в старшей школе использовать четырехбальную шкалу оценивания, если курсы составляют более 34 часов в течение двух лет.
5.3. Если продолжительность элективного курса составляет менее 34 часов в соответствии с нормативными документами, возможно оценивание только в системе «зачет-незачет».
5.4. Курс может считаться зачтенным (или оценен высоким баллом), если:
5.5. В аттестате отметка об оценке за пройденный элективный курс делается в строке: «кроме того, успешно выполнил программу по элективным курсам». В скобках указывается название курса и оценка деятельности обучающегося по данному курсу. В случае отсутствия зачтенных (оцененных) результатов, запись в аттестате не делается.
5.6. Эффективность преподавания элективного курса может быть подтверждена:
6. Заполнение журналов при проведении элективных курсов
6.1. Для фиксирования проведенных занятий курсов по выбору (элективных курсов), посещаемости и учебных достижений обучающихся использовать журнал для факультативных занятий или электронный журнал.
6.2. Список обучающихся и прохождение программы элективных курсов фиксируется в специальном журнале, который хранится в учебной части.
6.3. В журнале необходимо указать:
6.4. Заполнение журналов при проведении элективных курсов по выбору должно отвечать
6.5. Контроль за состоянием преподавания элективных курсов и посещаемостью обучающихся возлагается на заместителя директора по УВР.
7. Заключительные положения
7.1. Настоящее Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения является нормативным локальным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность, принимается на Педагогическом Совете и утверждаются (вводится в действие) приказом директора образовательной организации.
7.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
7.3. Положение об элективных курсах предпрофильного и профильного обучения принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.7.1. настоящего Положения.
7.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.