Что такое электросамокат по пдд 2021
В России появятся ПДД для электросамокатов
Фото: Антон Денисов / РИА Новости
Министерство внутренних дел России и министерство транспорта предложили внести изменения в действующие правила дорожного поведения (ПДД), распространив их на электросамокаты и другие средства индивидуальной мобильности (СИМ). Об этом говорится в проекте постановления российского правительства, фрагмент которого приводит РИА Новости.
В частности, предлагается ограничить максимальную скорость передвижения 25 километрами в час, а также ввести лимит по массе для самокатов, имеющих право совмещенного передвижения с пешеходами — не более 35 килограммов.
Кроме того, предполагается, что дети младше семи лет смогут передвигаться на велосипедах и СИМ только по тротуарам, пешеходным и велопешеходным дорожкам, а также по пешеходным зонам, причем в сопровождении взрослых.
Лицам старше 14 лет предлагается разрешить передвигаться по обочинам дорог или по правому краю проезжей части, но только в случае поблизости отсутствия тротуаров и пешеходных дорожек, а также при ограничении скорости движения до 60 километров в час.
Помимо этого, гражданам, передвигающимся на СИМ, предлагают запретить обгонять или объезжать транспортные средства с левой стороны, а водители электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности должны будут руководствоваться сигналами регулировщика для пешеходов.
Ранее стало известно, что Минтранс и МВД России разработали поправки к правилам дорожного движения (ПДД), в которые впервые дали определение средствам индивидуальной мобильности (СИМ). Под этим термином подразумевается «индивидуальное транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей). К таким транспортным средствам отнесли электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные устройства.
Нужны ли права на электросамокат и ставить ли на учет в 2021 году
Электрические самокаты с каждым годом становятся популярнее, их количество на улицах городов увеличивается. Работая от аккумуляторной батареи, устройство способно развивать скорость до 50 км/ч. На нем можно быстро добраться до любой точки. Зарядка аккумулятора осуществляется от обычной розетки. Но перед тем как решить для себя, стоит ли его покупать, лучше выяснить условия эксплуатации данных средств с точки зрения ГИБДД.
Электросамокат по ПДД 2021 года
Согласно ПДД, электрический самокат является средством индивидуальной мобильности, не относится к транспортным средствам. Управляющее им лицо рассматривается в качестве пешехода. Он может передвигаться по тротуарам, пешеходным и велосипедным дорожкам, а при их отсутствии – по обочине или краю проезжей части навстречу движению транспорта.
В темное время управляющий электросамокатом должен обозначить свое положение с помощью светоотражающих предметов. Передвигаясь по пешеходной дорожке, тротуару, лицу, которое управляет устройством, рекомендуют придерживаться крайнего правого положения. Это не создает помех для перемещения пешеходов.
Ставить ли на учет ГИБДД электрический самокат
Постановка электросамоката на учет в ГИБДД не требуется, поскольку он не относится к транспорту. Согласно положениям ПДД, регистрация обязательна для наземных самоходных устройств с мощностью двигателя более 4 кВт или с максимальной скоростью свыше 50 км/ч.
Несмотря на то, что некоторые модели могут развивать скорость более 50 км/ч, на данный момент нет законодательной базы для их отнесения к транспортным средствам и постановке на учет.
Каковы требования к электросамокатам ПДД
В июне 2021 года Министерство транспорта выступило с инициативой внесения поправок в ПДД, связанных с приравниванием электрических средств передвижения к транспортным. Если правила будут откорректированы, то это повлечет за собой обязательную регистрацию с выдачей госномеров, получение водительских прав, ответственность за нарушение ПДД.
Для управления электросамоката сейчас не требуется специальных навыков, экипировки. Хотя сотрудники ГИБДД рекомендуют пользоваться шлемами для собственной безопасности.
Пешеход имеет приоритет перед тем, кто едет на самокате. Водитель этого средства обязан пропустить идущего по тротуару человека.
В некоторых городах России, также как и в Беларуси, местные власти приняли ряд положений, касающихся эксплуатации электрических устройств:
Резкое увеличение количества и разновидностей электросамокатов требуют принятия решений, направленных на обеспечение безопасного передвижения пешеходов по улицам. При пользовании устройством запрещено:
Перед пешеходным переходом следует сойти с устройства и провезти его через дорогу. Административная ответственность за нарушение ПДД человеком, управляющим электросамокатом, аналогична той, что предусмотрена для пешеходов.
Нужны ли права на электросамокат в 2021 году в России
При наличии в пользовании устройства следует разобраться, нужны ли права на электросамокат в 2021 году. Так, лицо, использующее это средство для передвижения, должен выполнять требования, предъявляемые к пешеходам. Поэтому водительского удостоверения для управления электросамокатом не требуется.
В Москве
Для обеспечения безопасности пешеходов в Москве в некоторых районах городские власти ввели ограничение скоростного режима. Например, в историческом центре города можно ездить со скоростью 15 км/ч. Рекомендуют также каждое устройство оснастить системой ГЛОНАСС, открыв при этом удаленный доступ к управлению. При скорости более установленных значений, она автоматически должна ограничиваться.
В Перми
По информации СМИ в некоторых городах России сотрудники ГИБДД приравнивают электросамокат к мопеду, выписывают штраф за езду без водительского удостоверения. Например, в Перми был оштрафован пользователь, к которому предъявили претензии: езда без шлема по пешеходной дорожке. При этом инспектор сослался на пункт ПДД, в котором к мопедам приравниваются квадроциклы, а конкретного упоминания самоката нет.
На данный момент регистрации электросамоката в ГИБДД, сдачи экзаменов и получения прав на управление им не требуется. Но с увеличением количества мощных устройств на улицах городов назрела необходимость пересмотра существующих правил дорожного движения. Это создаст комфортную и безопасную обстановку для передвижения пешеходов и лиц, управляющих электросамокатами.
Где можно ездить на прокатном электросамокате?
Добрый день, уважаемый читатель!
В 2022 году довольно популярной услугой в крупных российских городах является краткосрочная аренда электросамокатов. Суть ее сводится к тому, что на улицах города расставлены электросамокаты и каждый желающий может взять их в аренду с помощью приложения на смартфоне. Оплата аренды поминутная или почасовая, а оставить самокат можно на любой обозначенной парковке в пределах города.
При этом сами самокаты позиционируются как альтернатива общественному транспорту. А при сдаче их в аренду организации подчеркивают, что арендаторы (водители самокатов) должны соблюдать требования правил дорожного движения.
Как правило, более подробные инструкции арендатору не даются. Поэтому приходится самостоятельно думать о том, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат и где на нем можно ездить.
В данной статье разберем правила дорожного движения для прокатных электросамокатов:
Что такое электросамокат с точки зрения ПДД?
Для начала разберемся, чем с точки зрения ПДД является прокатный электросамокат. Тут сразу же нужно заметить, что ответ на данный вопрос для каждой организации-арендодателя следует искать самостоятельно, т.к. каждая фирма закупает самокаты разной мощности и настраивает их на разную скорость. То есть универсальный ответ в данном случае получить невозможно.
Однако при написании данной статьи были изучены сайты десятка организаций, занимающихся сдачей электросамокатов в аренду в разных регионах России и были выявлены некоторые общие закономерности. Именно о них и пойдет речь ниже.
Итак, двухколесное транспортное средство с электродвигателем с точки зрения ПДД может быть или велосипедом, или мопедом:
Граница между велосипедами и мопедами находится на двигателе электросамоката, мощность которого в режиме длительной нагрузки составляет 250 Вт, и который автоматически отключается на скорости 25 км/ч.
Вернемся к прокатным электросамокатам. При аренде самоката, как правило, не выдаются никакие документы, подтверждающие техничнеские характеристики самоката. Поэтому остается лишь воспользоваться сайтами прокатных организаций и поискать техническую информацию там.
Таким образом, наиболее грамотные организации изначально описали свои электросамокаты так, что они с точки зрения ПДД являются велосипедами. Менее грамотные организации не дают достаточного количества данных для того, чтобы одназначно дать ответ на вопрос, арендуется велосипед или мопед.
Однако, есть довольно серьезный фактор, позволяющий сказать о том, что все прокатные фирмы заказывают и оформляют самокаты так, чтобы они были велосипедами с точки зрения ПДД. Все дело в том, что при аренде самоката достаточно того, чтобы возраст арендодателя превышал 18 лет. Наличие водительского удостоверения не требуется и его никто не проверяет.
Если найдется прокатная организация, которая будет выдавать в аренду электросамокаты с более мощными двигателями или без ограничения скорости (являющиеся мопедами с точки зрения ПДД), то ГИБДД «засыпет» такую организацию штрафами за передачу управления транспортными средствами лицам, не имеющим права управления (30 000 рублей за каждое нарушение).
Ну а поскольку проверка водительского удостоверения перед каждой передачей электросамоката арендатору значительно усложняет процедуру аренды, организации вряд ли будут ее вводить. Гораздо проще заранее купить электросамокаты, которые с точки зрения ПДД являются велосипедами.
Примечание. В рамках данной статьи будем исходить из того, что любой прокатный электрический самокат является велосипедом с точки зрения ПДД. Однако на практике нельзя исключать и того, что некоторые самокаты некоторых организаций являются мопедами и для них правила отличаются.
Где можно ездить на прокатном электросамокате?
Если изучить информацию на сайтах организаций, которые занимаются кратковременной арендой электросамокатов, то там можно найти много чего интересного. Кто-то вообще не касается вопроса передвижения по городу, у кого-то есть туманные формулировки о необходимости соблюдения правил дорожного движения. Можно найти самые разные советы начиная от того, что передвигаться нужно по велодорожкам, и заканчивая тем, что человек на электросамокате является пешеходом.
В общем, основная задача прокатных организаций состоит в том, чтобы как можно красивее описать свой товар (услугу), то есть сдать в аренду как можно больше самокатов. Что касается соблюдения правил арендаторами, то для прокатных организаций этот вопрос принципиального значения не имеет. Если арендатор нарушит правила, то отвечать за это он будет из своего кошелька, а прокатчики ничем не рискуют.
Вернемся к особенностям передвижения на прокатном электросамокате. Поскольку выше мы пришли к тому, что все прокатные самокаты с точки зрения ПДД являются велосипедами, то к ним применимы правила дорожного движения для велосипедов. Напомню, что на pddmaster.ru опубликована подробная статья, посвященная правилам для велосипедистов. Рекомендую Вам ее изучить:
Что касается данной статьи, то сегодня мы поговорим только о том, где может ехать электросамокат, а прочие правила затрагивать не будем.
Внимание! Правила организаций по прокату электросамокатов говорят о том, что арендатором может выступать только человек, возраст которого превышает 18 лет. Поэтому в рамках данной статьи будем рассматривать только совершеннолетних водителей элекстросамокатов.
Напомню, что правила дорожного движения делят велосипедистов на несколько групп по возрасту (0-7 лет, 7-14 лет, 14 лет и старше) и правила для этих групп различаются. Поскольку арендатору прокатного самоката должно быть больше 18 лет, в данной статье будем рассматривать правила для велосипедистов старше 18 лет.
Итак, пункт 24.2 ПДД говорит о том, что на электросамокате можно ехать (в порядке убывания):
К следующей строке списка можно перейти только в том случае, если все предшествующие варианты отсутствуют или ими невозможно воспользоваться.
Например, по тротуару можно ехать только в том случае, если невозможно ехать ни по велодорожке, ни по полосе для велосипедистов, ни по проезжей части, ни по обочине.
К сожалению, на практике большая часть людей, арендующих электросамокаты, данного правила не знает. Поэтому довольно мощная техника, разгоняющаяся до 25 км/ч, чаще всего встречается на тротуарах и в прочих местах, предназначенных для пешеходов.
Так что, если у Вас в городе есть элекстросамокаты, то будьте внимательны и осторожны при пешеходных прогулках. Регулированием движения самокатов никто не занимается, а штрафы на их водителей накладываются крайне редко (мне ни разу не доводилось слышать о подобном). Как правило, разбирать ситуацию с раположением самоката начинают лишь после того, как этот самокат стал виновником ДТП с пострадавшими.
Если Вы прогуливаетесь пешком, то Ваша безопасность в Ваших руках. Следите за появлением прокатных электросамокатов и вовремя отходите, чтобы избежать столкновения.
Штрафы для водителей прокатных электросамокатов
Статьи 12.29 и 12.30 КоАП предусматривают несколько штрафов, которые могут быть наложены на водителя прокатного электросамоката (велосипеда):
Таким образом, размер штрафа для водителей прокатных электросамокатов не самый большой. Хотя еще больше ситуация усугубляется тем, что ГИБДД не проявляет особого интереса к самокатам, то есть получить даже существующий небольшой штраф почти невозможно.
В заключение нужно сказать, что изначальная идея об использования электросамокатов в качестве альтернативы общественному транспорту довольно неплохая. Однако, поскольку в настоящее время к управлению допускаются все желающие, а передвижение самокатов дополнительно не контролируется, они нередко становятся участниками серьезных происшествий на тротуарах и пешеходных дорожках. В общем, будьте осторожны! Как на прокатном самокате, так и при пеших прогулках.
Власти определились со статусом в ПДД для любителей роликов и самокатов
Минтранс и полиция при будущем обновлении правил дорожного движения определились с правовым статусом людей, передвигающихся на обычных самокатах и роликовых коньках — их будут считать пешеходами. Об этом заявил заместитель директора департамента госполитики в области автомобильного и городского пассажирского транспорта Минтранса Владимир Луговенко, передает ТАСС.
По его словам, власти обсуждали, относить к пешеходам или нет граждан, которые передвигаются на роликах и самокатах без двигателя. «Сейчас мы эту точку для себя поставили и согласились с позицией МВД о том, что, как это и сегодня, как это и было 60 лет назад, обыкновенный самокат — это пешеход», — сообщил Луговенко.
Он отметил, что эта норма остается в силе, а регулирование в новых ПДД коснется только транспорта, оснащенного двигателями. По мнению Луговенко, в будущем ожидается «бум электропередвижения», а с обычными самокатами такого не будет.
Луговенко также рассказал, что Минтранс предложил ограничить движение электросамокатов по тротуарам: передвигаться вместе с пешеходами хотят разрешить на самокатах весом до 35 кг.
Таким образом, под запрет попадут некоторые средства индивидуальной мобильности (СИМ) этого класса, обладающие мощными батареями и способностью разгоняться до 90 км/ч.
В начале июня Совет по правам человека (СПЧ) при президенте подготовил предложения по правовому регулированию электросамокатов, электровелосипедов, сегвеев, моноколес и других СИМ. В частности, им предложили ограничивать скорость в зависимости от возраста «водителя», оснащать номерными знаками, ввести страховку для курьеров, пользующихся таким транспортом.
В МВД заявили, что эти предложения преждевременны, поскольку правовой статус электросамокатов и другого подобного транспорта еще не определен. В то же время почти половина россиян поддержали идею законодательно регулировать передвижение на электрических СИМ.
Заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов сообщал, что столичные власти уже подготовили собственные меры по ограничению езды на электросамокатах. В частности, в городе определили около 50 зон, в пределах которых прокатные самокаты не смогут разгоняться свыше 15 км/ч.
Нужны ли права на электросамокат в 2021 году
Еще несколько лет назад электрические самокаты были диковинкой, которую редко встретишь на улицах города. Но их популярность начала расти стремительно. Для многих этот вид транспорта оказался очень привлекательным. Экологически чистый, комфортный, он позволяет быстро перемещаться на достаточно большие расстояния как по городским асфальтированным дорогам, так и по грунтовым, лесным тропинкам, траве и песку. При этом он избавил от необходимости часами простаивать в пробках.
Подстраиваясь под требования пользователей, производители стали предлагать более мощные модели. По своим характеристикам многие современные электросамокаты ничем не уступают скутерам. Передвигаясь по тротуарам, они стали представлять угрозу безопасности пешеходов, а выезжая на дорогу, создавать аварийные ситуации там. Вопрос о необходимости внести корректировки в существующие ПДД поднимался не раз. Из нашей статьи вы узнаете, вступили ли поправки в правила в 2021 г. и нужны ли права на электросамокат.
На какие электросамокаты нужны права
Из-за увеличения числа ДТП с участием мопедов, скутеров, квадроциклов в 2013 г. была введена новая категория водительских прав «М». Она дает разрешение на управление легкими транспортными средствами, мощность двигателя которых 250 Вт и выше, а максимальная скорость не превышает 50 км/ч.
В постановлении №221 от 22.03.2014 г. нет прямого указания, что владельцы электросамокатов обязаны получать водительские права категории «М». Однако мопеду дается определение как 2- или 3-колесному механическому транспортному средству с электродвигателем мощностью от 250 Вт, развивающему скорость до 50 км/ч. Сотрудники ГИБДД разъясняют, что под эту категорию подходят и некоторые мощные модели электрических самокатов.
Таким образом, ответ на вопрос, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик конкретного устройства.
Если электросамокат оснащен мотором мощностью выше 250 Вт, то он приравнивается к мопедам. А значит для управления им необходимо получить водительские права категории «М». Подойдут также права более высоких категорий.
Модели с мощностью до 250 Вт по действующему законодательству не могут быть отнесены к мопедам. По существующим правилам дорожного движения их владельцы приравниваются к пешеходам и в водительских правах не нуждаются.
Внесение изменений в ПДД в 2021 году
Согласно действующим законам райдеры, передвигающиеся на электросамокатах, могут относится как к пешеходам, так и к мопедам в зависимости от мощности двигателя.
Очевидно, что такая нестыковка приводит к возникновению конфликтных ситуаций на дорогах между прохожими и райдерами, между райдерами и автомобилистами. Это отражено и в статистике МВД, согласно которой за 2020 г. было зафиксировано 331 ДТП с участием средств индивидуальной мобильности, в том числе 6 со смертельным исходом.
Необходимость поправок в ПДД, касающихся СИМ (средств индивидуальной мобильности), давно очевидна. Поэтому Министерство транспорта еще в 2020 г. начало разработку масштабного проекта по изменению существующих правил. Но он пока еще не прошел всех необходимых этапов согласования и не вступил в силу.
Одно из самых важных положений этого проекта связано с уточнением понятия СИМ. Теперь к средствам индивидуальной мобильности предлагается относить все устройства для передвижения, работа которых осуществляется с помощью электродвигателя, либо которые едут за счет использования мускульной энергии человека. То есть под это понятие попадают не только электротранспорт, но и механические самокаты, ролики, скейтборды. Из определения СИМ выводятся лишь велосипеды и инвалидные кресла, которые вынесены в отдельные категории.
СИМ по новым правилам выделяются в независимую категорию. В некоторых случаях они следуют тем же правилам, что и пешеходы, в некоторых – тем же правилам, что велосипедисты. Но в целом это самостоятельная категория устройств.
Основной упор в проекте сделан на правила, регулирующие передвижение лиц, управляющих СИМ. Они зависят от возраста райдера:
Согласно проекту, взрослые райдеры должны передвигаться по велосипедным дорожкам. При их отсутствии им разрешается ехать по тротуару. Но скорость при этом не должна превышать 20 км/ч. При отсутствии велодорожек и тротуара можно ехать на электросамокате по обочине.
В самом крайнем случае, если нет ни велодорожек, ни тротуаров, ни обочин, электросамокатам разрешено выезжать на проезжую часть и двигаться по крайней правой полосе, при соблюдении ряда условий:
В проекте также предусмотрено регулирование скорости электросамоката. Что касается езды по проезжей части и велодорожкам, то здесь ограничений нет. На тротуарах и других дорогах, где они пересекаются с пешеходами, скорость электросамоката не должна превышать 20 км/ч.
Важен и еще один пункт проекта: на тротуарах приоритет имеют пешеходы. Владелец СИМ даже обязан спешиться, если возникает опасность для идущих рядом людей. Если поправки будут приняты, для владельцев самокатов это фактически будет означать, что в случае ДТП с участием пешехода, вина ляжет на владельца устройства.
Поскольку райдеры по новым правилам приравниваются к водителям транспортных средств, предполагается ужесточение наказания по отношению к ним за вождение в пьяном виде. Какие именно санкции будут применены и какова будет сумма штрафа пока не прописано.
Разработанный проект поправок в ПДД пока не принят. Он был отправлен рабочей группой экспертов на доработку. Больше всего споров возникло по поводу разрешенной скорости передвижения электросамокатов по тротуарам и пешеходным зонам. По мнению экспертов, 20 км/ч – это слишком большое значение. Такая скорость опасна для прохожих.
Можно ли ездить на электросамокате без прав
По действующим правилам водительское удостоверение на маломощные электросамокаты не нужны. На нем можно передвигаться по тротуару или велосипедным дорожкам.
Если мощность самоката выше 250 Вт, он приравнивается к мопеду. При этом не важно, с какой скоростью Вы едете на самокате. Имеют значение лишь технические характеристики.
Райдер в этом случае подчиняется тем же правилам, что и водитель скутера. Ему необходимы водительские права. На электросамокате разрешается двигаться по правому краю дороги. Обязательным является ношение защитного шлема.
Инспектор ГИБДД вправе в любой момент остановить райдера и проверить документы. При отсутствии водительского удостоверения, владельца мощного электросамоката ждет наказание:
Также предусмотрено наказание за езду без шлема. Штраф составит 1 тыс. рублей.
Как получить права на электросамокат
Чтобы получить водительские права категории «М», необходимо пройти обучение в автошколе. После чего придется подтвердить полученные знания и навыки, сдав экзамен в ГИБДД, который включает теоретическую и практическую часть. Права выдаются только лицам старше 16 лет, прошедшим медицинскую комиссию.
При наличии водительских прав другой категории, «М» проставляется автоматически. Многие, проходя обучение в автошколе, по этой причине предпочитают сразу получить категорию «В», дающую право на управление легковым автомобилем. По стоимости обучение на обе категории не сильно отличается. Но получение категории «В» открывает больше возможностей.
Таким образом, нужны ли права на электросамокат, зависит от технических характеристик транспортного средства. На моделях с низкой мощностью (до 250 Вт) можно передвигаться без водительского удостоверения. Электросамокаты мощностью более 250 Вт приравниваются к мопедам. Управлять ими можно только получив права категории «М» и соблюдая ПДД.