Что такое эллэй боотур
Эллэй Ботур
Эллэй Ботур — новатор, культурный герой, основавший традиционное скотоводческое хозяйство якутов, создавший материальные ценности вплоть до домашней утвари. Эллэй Ботур — основатель праздника Ыcыах, на котором впервые из якутов произнес моление-алгыс к Создателю и Айыы.
Легенды
По одним вариантам преданий Эллэй Ботур представлен выходцем из татарских (тюркских) племен, убежавшим на север от преследований владыки его племени или от жестокой долгой войны. По другим, он убежал, спасая своего престарелого отца от смерти.
Есть и версия, описывающая прибытие отца Эллэя Ботура на Лену подобно Омогой Баю. А именно, что отец Эллэя Ботура Татар Тайма, cпасаясь от войны монгольских племён, вместе с несколькими людьми и своими богатствами переселился на север, в край Уранхай.
В преданиях подчеркивается глубокая нравственность Эллэя Ботура, его любовь к отцу, уважение к советам старика, сметливость. Он точно выполняет его заветы. Эллэй Ботур по прибытию к Омогой Баю поступает в работники и своим трудолюбием и поведением заслуживает уважение патриарха, который предлагает ему жениться на одной из его дочерей. Эллэй Ботур по чудесным приметам избирает своей женой нелюбимую, некрасивую, но физически крепкую, плодовитую дочь Омогоя Сыспэй-Сысыах (Растрёпанная коса) — к великому неудовольствию Омогоя, который держал в уме выдать за Эллэя свою любимую дочь красавицу Нурулдан-ко. С этого момента противопоставляются в преданиях характерные черты образов Омогой Бая и Эллэя Ботура.
В некоторых преданиях утверждается, что Эллэй Ботур живым вознесся на небеса и что он был сыном Бога, Айыы Тойона.
Омогой Баай и Эллэй Боотур (якутский миф)
Омогой, Эллэй — имена легендарных прародителей якутов, переселившихся на Север. В вариантах они могут звучать различно: Омогой, Оно- хой, Номогон Баай, Оконом; Эллэй, Элдьэй, Эт уос, Мясогубый Эльдэй.
На юге, в стране бурят, жил человек по имени Омогой Баай. Один местный шаман, камлавший у Омогой Баая, оборотился в птицу-лебедя, полетел вниз по трехрусловой Лене-реке до устья Вилюя, потом, провидев, рассказал: «Там, где расширяется Лена- река, находятся две горы Ытык Хая [Южная почтенная гора, высокий горный мыс на р. Лене в 28 км к югу от Якутска, местное русское название: Табагинский мыс. Хотугу Ытык Хайа — Северная почтенная гора, 25 км севернее Якутска, местное название: Кангаласский камень, в старину его назвали Сур- гуев камень»]. Южная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения лошадей, а Северная Ытык Хая создана (с предназначением) для размножения рогатого скота. Немного ниже Ытык Хая выросли три прекрасные ели. Там стоят старик со старухой и приветствуют [всех] словами: “Мы — духи-иэйэхситы [«Иэйэхсит — общее название божеств женского пола, покровительствующих людям, лошадям и рогатому скоту»] этой страны, мы кормим и одариваем каждого приходящего” Если поедешь ты в эту страну, видимую мною [говорит шаман Омогою], то найдешь там счастье и благополучие, и впоследствии размножится и распространится твое потомство».
Приняв этот совет, Омогой Баай со своей женой, с двумя дочерьми и десятком парней-домочадцев [Кэргэн — здесь в старинном значении «домочадец, работник», близком к значению слова ча$ар — ча^ырдар — «рабы»] снялся со своего местожительства и пустился в далекий путь. Каким-то образом, попав по ошибке к верховьям Вилюя, спустился по нему на плоту вниз по течению. Приплыв к устью Вилюя, сделал остановку. Омогой Баай затем один, верхом на бревне, переправился через Лену и, поднявшись на высокую гору, сопку, говорят, пригляделся к очертаниям [раскинувшейся перед ним] страны и сказал: «Почему-то с северной стороны заметно веют холодные ветры, по-видимому, здесь страна, лишенная счастья, в которой люди и скот не могут размножаться. Только с Юга отдает горячим, теплым воздухом, наверно, там находится благодатная страна». Поэтому они потянули свой плот бечевой вверх по Лене и пришли на нынешнюю Кильдемскую равнину.
Действительно, как было сказано бурятским шаманом, наяву и взаправду иэйэхситы и айыысыты в образе старика со старухой стояли и приветствовали [их] у трех елей. Омогой и его люди остановились здесь и установили берестяную урасу [берестяная ураса, старинное летнее жилище якутов]. На другой день отправились к Северной Ытык Хая и нашли там пеструю, как шмель, трехлетнюю стельную корову и привели ее. На следующий день пришли к Южной Ытык Хая, разыскали три ели и оттуда, с левого склона горы, привели четырехлетнюю темногривую, темнохвостую жеребую кобылу. Здесь они и остановились на постоянное жительство, стали заниматься охотой, добывали диких оленей, лисиц, развели скот и зажили как постоянные жители.
У Омогоя были две взрослые незамужние дочери: старшая Дэкэй Дэпсэ, младшая Ньыкы Даххан. У обеих все больше росло желание стать женой Эллэя. Однажды утром жена Омогоя, поднося Эллэю кумыс в чоронеп, обратилась к нему с просьбой: «Одну, лучшую из наших дочерей бери себе в жены, положи начало роду, размножай скот. Мы Для тебя предназначаем Ньыкы Даххан». Эллэй выпил кумыс, поданный ему старухой, но ничего не ответил, только молча выслушал. Он промышляет-охотится, и добыча его отменно велика, и в работе он хорош. Обе девушки ходили по своим надобностям обычно на запад. Во время работы Эллэй тайком, спрятавшись, наблюдал за ними и заметил, что у нелюбимой дочери Дэкэй Дэпси моча белой пеной вспучивалась наподобие горшка, а у младшей избалованной дочери Ньыкы Даххан впитывалась в землю быстро, без пены, как вода. Заметив это, Эллэй рассудил: «Старшая дочь будет иметь детей, оставит потомство, а у младшей не будет потомства и недолго она проживет» [«Этот фольклорный мотив встречается во всех преданиях об Эллэе. По народным приметам пенящаяся моча девушки свидетельствует о ее плодовитости»].
Однажды Омогой Баай позвал Эллэя к себе и спросил: «Ну, как ты надумал, кого из наших детей возьмешь себе в жены и станешь основателем рода, потомства?» Эллэй ответил: «Возьму вашу нелюбимую, худшую вашу дочь Дэкэй Дэпсэ». Не понравилось Омогою Бааю, что Эллэй берет нелюбимую дочь, и он в отместку за это выделил им из своего богатства лишь одну безрогую, бесхвостую рыжую корову [такую корову не давали в приданое невесте, ее в старину приносили в жертву при болезнях, для умилостивления злых духов»], сказав при этом: «Уходите поскорее, не показывайтесь на глаза, устраивайтесь там, где вы задумаете, как отдельно растущий лес» [доcл, «будьте как отдельно растущий лес», в значении «живите отдельно, обособленно и размножайтесь»]. С этими словами и проклятиями прогнал их.
Эллэй с женой поселились на широкой Иэнэйской равнине у нынешнего озера Сахсары [озеро на территории г. Якутска], поставили урасу, натянули веревку для жеребят — сэлэ, развели дымокур и стали жить самостоятельно. Изготовили посуду для кобыльего молока, стали доить кобыл и приготовлять кумыс. Спустя много лет стали они жить в богатстве-довольстве, обзавелись детьми-потомством. В одно лето, накопив кумыса, устроили ысыах, называемый «жеребячий кумыс», пригласили своих родственников, омогойских. На приглашение явились только старуха с парнями-домочадцами. Омогой со своей избалованной дочерью не пришел.
На ысыахе Эллэй, высоко подняв украшенный конской гривой чорон, встал на одно колено и произнес заклинание. Он заклинал вышние божества — айыы и духа-хозяйку земли поименно, вознося им чорон с кумысом, потчевал-угощал их. [В ответ] на это из глубины восточного неба выплыл пучок волос из конского хвоста и пролетел по направлению движения солнца. Вдруг в середине ысыаха прибежала работница Омогоя и сообщила: «Любимая дочь Ньыкы Даххан волочится по земле, привязавшись недоуздком жеребенка к хвосту кобылы. Пойдемте скорее!» Все собравшиеся пошли и увидели, что Ньыкы Даххан умерла, привязавшись недоуздком к кобыле и заставив волочить себя. Когда пришли люди, она была уже мертва.
С тех пор Эллэй разбогател, потомство его размножилось, он стал предком людей, прародителем якутов. Говорят, что нынешние пять якутских улусов: Кангаласский, Мегинский, Ботурусский, Борогонский и Намский произошли от потомков Эллэй Боотура.
Со слов Николая Саввича Оконешникова, 40 лет, I Нерюктейский наслег Мегино-Кангаласского района. Записал С.И. Боло 15 июля 1933 г., местность Улуу-Сысыы [ИПРЯ, ч. 1, с. 57—59].
Якутская мифология
Эллэй Боотур
По преданиям первопредок якутов.
Эллэй Боотур — новатор, культурный герой, основавший традиционное скотоводческое хозяйство якутов, создавший материальные ценности вплоть до домашней утвари. Эллэй Боотур — основатель праздника Ысыах, на котором впервые из якутов произнёс моление-алгыс к Создателю и Айыы.
По одним вариантам преданий Эллэй Боотур представлен выходцем из тюркских племен, убежавшим на север от преследований владыки его племени или от жестокой долгой войны. По другим, он убежал, спасая своего престарелого отца от смерти.
Есть и версия, описывающая прибытие отца Эллэя Боотура на Лену подобно Омогой Баю. А именно, что отец Эллэя Боотура Татар Тайма, спасаясь от войны монгольских племён, вместе с несколькими людьми и своими богатствами переселился на север, в край Уранхай.
Все предания сходятся в том, что именно от детей Эллэя Боотура произошёл народ саха. А именно, у Эллэя было шесть сыновей: Намылга Силик, Хатан Хатамаллай, Харах Нал, Мэнгнэх Бэкичэл, Джуон Джангы, Лангха Силик. От сыновей Эллэя произошли пять якутских улусов.
В преданиях подчеркивается глубокая нравственность Эллэя Боотура, его любовь к отцу, уважение к советам старика, сметливость. Он точно выполняет его заветы. Эллэй Боотур по прибытию к Омогой Баю поступает в работники и своим трудолюбием и поведением заслуживает уважение патриарха, который предлагает ему жениться на одной из его дочерей. Эллэй Боотур по чудесным приметам избирает своей женой нелюбимую, некрасивую, но физически крепкую, плодовитую дочь Омогоя Сыспэй-Сысыах («Растрёпанная коса») — к великому неудовольствию Омогоя, который держал в уме выдать за Эллэя свою любимую дочь красавицу Нурулдан-куо. С этого момента противопоставляются в преданиях характерные черты образов Омогой Бая и Эллэя Боотура.
В некоторых преданиях утверждается, что Эллэй Боотур живым вознёсся на небеса и что он был сыном Бога, Айыы Тойона.
Что такое эллэй боотур
Эллэ́й Боо́тур
Эллэй Боотур — новатор, культурный герой, основавший традиционное скотоводческое хозяйство якутов, создавший материальные ценности вплоть до домашней утвари. Эллэй Боотур — основатель праздника Ысыах, на котором впервые из якутов произнёс моление-алгыс к Создателю и Айыы.
По одним вариантам преданий Эллэй Боотур представлен выходцем из тюркских племен, убежавшим на север от преследований владыки его племени или от жестокой долгой войны. По другим, он убежал, спасая своего престарелого отца от смерти.
Есть и версия, описывающая прибытие отца Эллэя Боотура на Лену подобно Омогой Баю. А именно, что отец Эллэя Боотура Татар Тайма, спасаясь от войны монгольских племён, вместе с несколькими людьми и своими богатствами переселился на север, в край Уранхай.
Все предания сходятся в том, что именно от детей Эллэя Боотура произошёл народ саха. А именно, у Эллэя было шесть сыновей: Намылга Силик, Хатан Хатамаллай, Харах Нал, Мэнгнэх Бэкичэл, Джуон Джангы, Лангха Силик. От сыновей Эллэя произошли пять якутских улусов.
В преданиях подчеркивается глубокая нравственность Эллэя Боотура, его любовь к отцу, уважение к советам старика, сметливость. Он точно выполняет его заветы. Эллэй Боотур по прибытии к Омогой Баю поступает в работники и своим трудолюбием и поведением заслуживает уважение патриарха, который предлагает ему жениться на одной из его дочерей. Эллэй Боотур по чудесным приметам избирает своей женой нелюбимую, некрасивую, но физически крепкую, плодовитую дочь Омогоя Сыспэй-Сысыах («Растрёпанная коса») — к великому неудовольствию Омогоя, который держал в уме выдать за Эллэя свою любимую дочь красавицу Нурулдан-куо. С этого момента противопоставляются в преданиях характерные черты образов Омогой Бая и Эллэя Боотура.
В некоторых преданиях утверждается, что Эллэй Боотур живым вознёсся на небеса и что он был сыном Бога, Айыы Тойона.
Омогой, Эллэй — имена легендарных прародителей якутов, переселившихся на Север. В вариантах они могут звучать различно: Омогой, Оно-хой, Номогон Баай, Оконом; Эллэй, Элдьэй, Этуос, Мясогубый Эльдэй. На юге, в стране бурят, жил человек по имени Омогой Баай. Один местный шаман, камлавший у Омогой Баая, оборотился в птицу-лебедя, полетел вниз по трехрусловой Лене-реке до устья Вилюя, потом, провидев, рассказал: «Там, где расширяется Лена- река, находятся две горы Ытык Хая [Южная почтенная гора, высокий горный мыс на р. Лене в 28 км к югу от Якутска, местное русское название: Табагинский мыс. Хотугу Ытык Хайа — Северная почтенная гора, 25 км севернее Якутска, местное название: Кангаласский камень, в старину его назвали Сур-гуев камень»]. Южная Ытык Хая создана для размножения лошадей, а Северная Ытык Хая создана для размножения рогатого скота. Немного ниже Ытык Хая выросли три прекрасные ели. Там стоят старик со старухой и приветствуют словами: “Мы — духи-иэйэхситы [«Иэйэхсит — общее название божеств женского пола, покровительствующих людям, лошадям и рогатому скоту»] этой страны, мы кормим и одариваем каждого приходящего” Если поедешь ты в эту страну, видимую мною [говорит шаман Омогою], то найдешь там счастье и благополучие, и впоследствии размножится и распространится твое потомство».
Приняв этот совет, Омогой Баай со своей женой, с двумя дочерьми и десятком парней-домочадцев снялся со своего местожительства и пустился в далекий путь. Каким-то образом, попав по ошибке к верховьям Вилюя, спустился по нему на плоту вниз по течению. Приплыв к устью Вилюя, сделал остановку. Омогой Баай затем один, верхом на бревне, переправился через Лену и, поднявшись на высокую гору, сопку, говорят, пригляделся к очертаниям [раскинувшейся перед ним] страны и сказал: «Почему-то с северной стороны заметно веют холодные ветры, по-видимому, здесь страна, лишенная счастья, в которой люди и скот не могут размножаться. Только с Юга отдает горячим, теплым воздухом, наверно, там находится благодатная страна». Поэтому они потянули свой плот бечевой вверх по Лене и пришли на нынешнюю Кильдемскую равнину.
Действительно, как было сказано бурятским шаманом, наяву и взаправду иэйэхситы и айыысыты в образе старика со старухой стояли и приветствовали у трех елей. Омогой и его люди остановились здесь и установили берестяную урасу. На другой день отправились к Северной Ытык Хая и нашли там пеструю, как шмель, трехлетнюю стельную корову и привели ее. На следующий день пришли к Южной Ытык Хая, разыскали три ели и оттуда, с левого склона горы, привели четырехлетнюю темногривую, темнохвостую жеребую кобылу. Здесь они и остановились на постоянное жительство, стали заниматься охотой, добывали диких оленей, лисиц, развели скот и зажили как постоянные жители.
У Омогоя были две взрослые незамужние дочери: старшая Дэкэй Дэпсэ, младшая Ньыкы Даххан. У обеих все больше росло желание стать женой Эллэя. Однажды утром жена Омогоя, поднося Эллэю кумыс в чоронеп, обратилась к нему с просьбой: «Одну, лучшую из наших дочерей бери себе в жены, положи начало роду, размножай скот. Мы Для тебя предназначаем Ньыкы Даххан». Эллэй выпил кумыс, поданный ему старухой, но ничего не ответил, только молча выслушал. Он промышляет-охотится, и добыча его отменно велика, и в работе он хорош. Обе девушки ходили по своим надобностям обычно на запад. Во время работы Эллэй тайком, спрятавшись, наблюдал за ними и заметил, что у нелюбимой дочери Дэкэй Дэпси моча белой пеной вспучивалась наподобие горшка, а у младшей избалованной дочери Ньыкы Даххан впитывалась в землю быстро, без пены, как вода. Заметив это, Эллэй рассудил: «Старшая дочь будет иметь детей, оставит потомство, а у младшей не будет потомства и недолго она проживет».
Однажды Омогой Баай позвал Эллэя к себе и спросил: «Ну, как ты надумал, кого из наших детей возьмешь себе в жены и станешь основателем рода, потомства?» Эллэй ответил: «Возьму вашу нелюбимую, худшую вашу дочь Дэкэй Дэпсэ». Не понравилось Омогою Бааю, что Эллэй берет нелюбимую дочь, и он в отместку за это выделил им из своего богатства лишь одну безрогую, бесхвостую рыжую корову [такую корову не давали в приданое невесте, ее в старину приносили в жертву при болезнях, для умилостивления злых духов»], сказав при этом: «Уходите поскорее, не показывайтесь на глаза, устраивайтесь там, где вы задумаете, как отдельно растущий лес». С этими словами и проклятиями прогнал их.
Эллэй с женой поселились на широкой Иэнэйской равнине у нынешнего озера Сахсары, поставили урасу, натянули веревку для жеребят — сэлэ, развели дымокур и стали жить самостоятельно. Изготовили посуду для кобыльего молока, стали доить кобыл и приготовлять кумыс. Спустя много лет стали они жить в богатстве-довольстве, обзавелись детьми-потомством. В одно лето, накопив кумыса, устроили ысыах, называемый «жеребячий кумыс», пригласили своих родственников, омогойских. На приглашение явились только старуха с парнями-домочадцами. Омогой со своей избалованной дочерью не пришел.
На ысыахе Эллэй, высоко подняв украшенный конской гривой чорон, встал на одно колено и произнес заклинание. Он заклинал вышние божества — айыы и духа-хозяйку земли поименно, вознося им чорон с кумысом, потчевал-угощал их. В ответ на это из глубины восточного неба выплыл пучок волос из конского хвоста и пролетел по направлению движения солнца. Вдруг в середине ысыаха прибежала работница Омогоя и сообщила: «Любимая дочь Ньыкы Даххан волочится по земле, привязавшись недоуздком жеребенка к хвосту кобылы. Пойдемте скорее!» Все собравшиеся пошли и увидели, что Ньыкы Даххан умерла, привязавшись недоуздком к кобыле и заставив волочить себя. Когда пришли люди, она была уже мертва.
С тех пор Эллэй разбогател, потомство его размножилось, он стал предком людей, прародителем якутов. Говорят, что нынешние пять якутских улусов: Кангаласский, Мегинский, Ботурусский, Борогонский и Намский произошли от потомков Эллэй Боотура.
Расписание массового катания
Расписание массовых катаний до Нового года
РАСПИСАНИЕ СЕАНСОВ
День недели | Время сеанса |
Среда | 12:45 — 13:30 (45 минут) |
Суббота | 11:00-12:00 |
12:30-13:30 | |
14:00-15:00 | |
15:30-16:30 | |
17:00-18:00 | |
Воскресенье | 11:00-12:00 |
12:30-13:30 | |
14:00-15:00 | |
15:30-16:30 | |
17:00-18:00 | |
18:30-19:30 |
Стоимость входного билета Взрослый – 300 руб Детский — 200 руб | Стоимость проката коньков Взрослый – 250 руб Детский — 150 руб |
Расписание сеансов массового катания (с 29 сентября по 3 октября 2021 г.)
Среда (29 сентября 2021 г.)
12:45 — 13:30 (45 минут)
Суббота (02 октября 2021 г.)
11:00-12:00
12:30-13:30
14:00-15:00
15:30-16:30
17:00-18:00
18:30-19:30
Воскресенье (03 октября 2021 г.)
11:00-12:00
12:30-13:30
14:00-15:00
15:30-16:30
17:00-18:00
18:30-19:30
Расписание сеансов (с 22 сентября по 26 сентября)
Среда (22 сентября 2021 г.)
12:45 — 13:30 (45 минут)
Суббота (25 сентября 2021 г.)
14:00-15:00 (инд. фигурное катание)
Воскресенье (26 сентября 2021 г.)
Стоимость входного билета Взрослый – 300 руб. Детский — 200 руб. | Стоимость проката коньков Взрослый – 250 руб. Детский — 150 руб. |
Уважаемые гости и жители города Якутска!
Ледовый дворец «Эллэй Боотур» открывает сезон катания на коньках и приглашает на сеансы массового катания по расписанию:
– Среда: 12.45-13.30 ч. (45 мин.)
– Суббота, воскресенье: 11.00-12.00 ч., 12.30-13.30 ч., 14.00-15.00 ч., 15.30-16.30 ч., 17.00-18.00 ч., 18.30-19.30 ч.
Стоимость:
– Вход на сеанс: для детей 200 рублей,
для взрослых 300 рублей.
Прокат коньков: для детей 150 рублей,
для взрослых 250 рублей.
– Вход на 45-минутный сеанс: для детей 150рублей,
взрослых 230 рублей.
Прокат коньков: для детей 100 рублей,
взрослых 150 рублей.
Справки по телефону 43-35-96
Расписание сеансов массового катания (с 8 по 12 сентября)
Среда (08 сентября 2021 г.)
12:45 — 13:30 (45 минут)
Суббота (11 сентября 2021 г.)
11:00-12:00
12:30-13:30
14:00-15:00
15:30-16:30
17:00-18:00
18:30-19:30
Воскресенье (12 сентября 2021 г.)
11:00-12:00
12:30-13:30
14:00-15:00
15:30-16:30
17:00-18:00
18:30-19:30
Расписание сеансов массового катания – Июнь 2021
1 июня
11:30-12:30
ДЕТЯМ ВХОД БЕСПЛАТНЫЙ
Стоимость входного билета
Взрослый – 300 руб.
Стоимость проката коньков
Взрослый – 250 руб.
Детский — 150 руб.
В субботу и воскресенье касса работает с 11:00 ч.
РАСПИСАНИЕ СЕАНСОВ МАССОВОГО КАТАНИЯ
Вторник | 12:00-13:00 |
Среда | 12:00-13:00 |
Суббота |
15:30-16:30
15:30-16:30
17:00-18:00
Стоимость входного билета
Взрослый – 300 руб
Детский — 200 руб
Стоимость проката коньков
Взрослый – 250 руб
Детский — 150 руб
В субботу и воскресенье касса работает с 11:00 ч.