Что такое элотмент и комитмент
Что такое Элотмент и комитмент
Элотмент и комитмент понятия близкие, под которыми понимают два основных вида сотрудничества между туроператорами и гостиницами. Поэтому логично рассмотреть их в одной статьей, чтобы лучше проиллюстрировать их различия, а также достоинства и недостатки.
Итак, понятие элотмент, как и большинство специальных терминов имеет английское происхождение. В переводе с английского allotment означает «часть, доля, квота», зная перевод данного термина легко уловить и его суть. А суть его состоит в том, что туроператор получает блок мест в гостинице, не оплачивая его заранее, а расплачиваясь с гостиницей непосредственно перед заселением гостей. Данная форма сотрудничества является для отеля более рискованной, а для туроператора наоборот более выгодной. Чаще всего на условиях элотмент соглашаются сотрудничать не самые популярные отели, у которых есть проблемы с загрузкой. Также часто отели практикуют данную форму сотрудничества в наиболее низкие туристические сезоны.
Разобраться с комитмент также может помочь перевод этого термина с английского. Поэтому полезно помнить, что переводится commitment, как «обязательство». А в туристическом бизнесе он описывает форму сотрудничества туроператора и гостиницы, когда туроператор часть номеров на определённый период времени выкупает на условиях предоплаты, не имея права в дальнейшем отказаться от этого блока номеров. Учитывая, что для гостиниц комитмент гораздо выгоднее, чем элотмент, то и цена для туроператора в случае комитмент оказывается гораздо выгоднее. Однако и риски существенно выше, ведь не распродав выкупленный блок, туроператор может понести существенные финансовые убытки. Кстати, попытка минимизации финансовых потерь связанных с термином комитмент и породило такое популярное явление в туризме, как «горящие номера» или «горящие туры».
На практике, чем более солидные объёмы туристических потоков имеет туроператор, тем проще ему договориться об элотменте с отелями.
Покупка блока мест на условиях «мягкого» и «жесткого» блока
В зависимости от условий продажи блоки подразделяют на несколько видов:
— строго фиксированные – ТО приобретает конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору покупки блока. В результате оператор знает не только категорию и вместимость номера, но и этаж, на котором номер расположен, куда выходят окна этих номеров, специфику номеров и т. д.;
В зависимости от степени принимаемого ТО риска блоки можно классифицировать на жесткие и мягкие:
1. жесткий блок мест в отеле подразумевает полную материальную ответственность ТО за продажу заявленного и оплаченного блока в течение всего срока договора. В случае ухудшения конъюнктуры туристкого рынка, повлекшего снижение объемов продаж туроператора и простой номеров, убытки целиком ложатся на ТО, а его отказ от блока до истечения срока действия договора без штрафных санкций невозможен;
2. мягкий блок мест подразумеваются условия работы ТО, дающие возможность отказа за определенное время до планируемого заезда (обычно 7-14 дней) от части или от целого блока в случае, если реальный объем продаж ТО оказался значительно меньше планировавшегося. Уведомленный об изменении размера блока хотельер имеет возможность с меньшими убытками реализовать номера на месте, либо через других, более успешно работающих ТО, не требуя при этом оплаты «сгоревших» номеров с отказчика.
В международной практике условия договора по жесткому и мягкому блоку называются комитмент и элотмент.
Риск реализации комнат целиком ложится на ТО. Простой номеров хотельером не компенсируется, а выплаченная оператором сумма не возвращается ни в каком виде (ни в форме денежной компенсации оператору, ни в форме продления комитмента либо переноса стоимости непроданных номеров на следующий сезон).
Комитмент-условия выгодны для хотельера, так как дают ему возможность получения наличных средств за будущие продажи своих комнат еще до наступления сезона, что позволяет ему более продуктивно приготовить отель ко встрече постояльцев (набрать необходимый штат работников, провести ремонтные работы, закупить необходимое оборудование) и снимают возможный риск простоя номеров. С другой стороны, комитмент позволяет туроператору получить довольно крупный дисконт на стоимость койко-дня в отеле, в обмен на принимаемый им в полном объеме риск хотельера.
Работа на элотмент-условиях менее выгодна хотельеру (владельцы популярных отелей в пиковые сезоны никогда не соглашаются на элотмент), поскольку риск простоя комнат остается на нем, следовательно, и размер дисконта с каждого койко-дня в сравнении, например, с комитментом, сильно уменьшится. С другой стороны, элотмент позволяет работать с отелями мелким туроператорам, не имеющим финансовой и рыночной возможностей для аренды гостиницы или приобретения комитментов, давая им возможность зарабатывать пусть гораздо меньшие, но все-таки деньги.
В практике работы ТО с отелями комитмент- и элотмент-условия зачастую сочетаются и дополняют друг друга. Так, оценивая собственные возможности по отправке туристов, оператор, обычно, приобретает комитментов на 20-30% от размера регулярных отправлений, добирая остальной объем элотментами. Это хоть и приводит к некоторому удорожанию покупаемых гостиничных услуг, зато значительно снижает риск туроператора и не требует от него «замораживания» крупных денежных сумм перед сезоном (что было бы, например, при покупке комитментов на все 100% отправлений). В дальнейшей работе оплату гостиничных услуг, входящую в турпакет, он либо полностью оставляет себе (если турист отправляется в номера, приобретенные на комитмент-условиях), либо перечисляет хотельеру перед заездом туриста (если постоялец будет проживать в номерах, приобретенных на условиях элотмента).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Комитмент, как возможный подарок туристу
Это выгодно отельеру, так как даёт ему возможность получения наличных средств за будущие продажи своих комнат еще до наступления сезона и снимают возможный риск простоя номеров.
С другой стороны, комитмент позволяет туроператору получить довольно крупный дисконт на стоимость койко-дня в отеле, в обмен на принимаемый им в полном объеме риск отельера.
При этом туроператор не может отказаться от заявленного блока до окончания сезона.
Попытка минимизации финансовых потерь туроператора связанных с простоем уже оплаченных, но не проданных номеров и связано с таким популярным явлением, как «горящие туры».
А если к этому прибавить ещё и оплаченные «оптом», но не проданные кресла в самолёте, мы получаем «полноценный подарок туристу».
Элотмент
На комитменте туроператоры работают, как правило, либо с популярными отелями, либо с отелями, которые собираются «раскрутить» сами.
Но с большинством отелей объектов сотрудничество проходит на т. н. элотменте, при котором оператор лишь заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, но оплачивает его, как правило, перед каждым заездом туристов.
А если запланированное число номеров продать не удалось, оператор может уменьшить размер блока без штрафных санкций со стороны отеля.
Способы бронирования мест в гостиницах. Комитмент и элотмент
Одним из ведущих направлений работы туроперейтинга являются взаимоотношения с предприятиями гостиничной индустрии, деятельность которых направлена на оказание людям двух основных услуг – размещение и питания.
Существует несколько схем технологии сотрудничества туроператора и хотельера (бронирования мест):
— приобретение блоков комнат на условиях комитмента и элотмента;
— работа на условиях повышенной комиссии;
— разовые заявки на условиях стандартной комиссии
Покупка блока мест на условиях комитмента
Это наиболее распространенная форма работы туристического оператора и отеля, ее популярность объясняется гораздо меньшими, по сравнению с арендой отеля расходами и риском туроператора. В случае приобретения блоков мест, оператор имеет возможность выбирать количество комнат, риск за продажи которых он готов принять на себя, регулируя его, основываясь на собственном опыте работы, возможности продаж, эффективности функционирования своей агентской сети.
В зависимости от условий продажи, блоки подразделяют на несколько видов:
строго фиксированные — туроператор приобретает конкретные номера, список которых указывается в приложении к договору покупки блока. В результате оператор знает не только категорию и вместимость номера, но и этаж, на котором номер расположен, куда выходят окна этих номеров, специфика номеров и т. д.
свободно фиксированные — туроператор приобретает комнаты конкретной категории или вместимости без указания их номера. Это означает, что клиенты туроператора могут расселяться в различных номерах, на различных этажах отеля по распоряжению хотельера, но при условиях полного совпадения категории и вместимости номеров.
. Покупка блока мест на условиях элотмента
Данная схема взаимной работы туроператора и хотельера специфична для операторов, либо не имеющих возможности для оплаты комитмента, а тем более для аренды отеля, либо реально осознающих собственный риск, связанный с необеспечением рентабельной загрузки приобретенных комнат. В случае элотмента оператор заявляет о размерах и длительности собственного блока мест, однако не оплачивает его предварительно, а получает возможность вносить оплату хотельеру непосредственно перед каждым заездом поставляемых туристов. Работать на условиях элотмента обычно соглашаются либо малоизвестные, либо непопулярные среди туристов отели, либо отели в низкий сезон. При элотменте стороны договариваются о планируемом блоке, хотельер ставит номера оператора в постоянную резервацию, однако деньги за зарезервированные комнаты отель получает непосредственно перед каждым новым заездом туристов
Получение блока мест на условиях договора элотмента
Получение блока мест на условиях договора комитмента
Commitment – дословно «передача». В этом варианте получения мест в Отеле туроператором речь идет не обо всех местах, а только о части мест, называемых «жестким блоком мест».
Жесткий блок мест характеризуется:
— количеством номеров и их категорией;
— длительностью периода использования этих номеров туроператором;
— размером скидки, предоставляемой отельером оператору.
В зависимости от условий договора блок мест может быть
— строго фиксированный (в этом случае оператор выбирает не только категорию номеров, но и конкретные номера, то есть продавая туристу турпродукт, оператор может досконально описать тот номер, в котором будет жить турист);
— свободно фиксированный (в этом случае оператор приобретает только номера выбранной категории, но не знает, в каком именно номере будет размещен турист).
Условия комитмента предполагают полную или частичную, но как правило не менее 50%, предоплату до начала сезона за взятый блок мест, а также невозможность отказа туроператора от заявленного блока до истечения срока договора. Таким образом, и в этом варианте вся ответственность и весь риск переносится с плеч хотельера на плечи оператора. Но эта ответственность меньше в количественном отношении, так как распространяется не весь Отель, а только на часть мест. С другой стороны, комитмент позволяет оператору получить довольно большую скидку на стоимость услуги размещения во взятых номерах.
Allotment – дословно «доля, часть». В этом варианте получения мест в Отеле туроператором речь также идет не обо всех местах, а только о части мест, но в данном случае называемых «мягким блоком мест».
В этом варианте получения мест применяются следующие условия:
— туроператор берет блок мест, но не оплачивает его предварительно, а делает это непосредственно перед очередным заездом туристов (часто, отельеры в виде гарантии блока требуют предоплату за последний заезд).
— туроператор за определенный срок (release period) до заезда туристов, как правило, это 1-2 недели, может отказаться от части блока мест или от всего блока без каких-либо штрафных санкций. Видим, что условия элотмента еще менее выгодны Отелю, чем комитмент или аренда. Поэтому и величина скидок в этом варианте будет меньше, чем в варианте комитмента.
Этот вариант получения мест удобен для небольших операторов, не обладающих достаточными финансовыми ресурсами, чтобы взять Отель в аренду или хотя бы блок мест на условиях комитмента.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет