Что такое эмоции определение для детей
Презентация к уроку
Материалы: презентация «эмоции», мяч, карточки с названиями эмоций.
1. Обсуждение домашнего задания (Слайд 1)
Психолог проводит опрос учащихся по кругу.
Психолог. Вспомните, какие эмоции чаще всего вы испытывали за эту неделю?
При обсуждении эмоционального опыта учащихся желательно добиться информации от каждого участника. Чем больше будет проанализировано чувств и жизненных ситуаций, тем лучше.
После обсуждения ребята приходят к выводу: все люди иногда бывают злыми и раздражительными, а иногда добрыми и веселыми, «внутри нас живут» наши друзья и наши враги — эмоции.
2. Работа по теме
Обсуждение понятия «эмоции»
Психолог. Попробуйте дать определение понятия «эмоции».
Обобщая ответы детей, психолог дает следующее определение: эмоции — это выражение нашего отношения (чувства) к происходящему вокруг нас или внутри нас (Слайд 2).
Учащиеся рассматривают слайд с изображением эмоций (Слайд 3).
Психолог. Итак, эмоции могут быть положительными и отрицательными (Слайд 4).
Перечислите, какие эмоции можно назвать нашими врагами (Слайд 5). На слайде хорошо видно, что даже выражение лица становится неприятным, если человек является рабом своих внутренних врагов. Общаться с такими людьми тоже неприятно.
Положительные эмоции помогают бороться с нашими врагами, поэтому положительные эмоции можно назвать нашими друзьями.
Назовите положительные эмоции (Слайд 6).
Игра «Угадай эмоцию»
Участники угадывают, какие эмоции изображены на пиктограммах (Слайды 7-31).
Игра «Назови эмоцию»
Передавая мяч по кругу, участники называют эмоции, мешающие общению.
Затем мяч передается в другую сторону, и называются эмоции, помогающие общению.
Игра «Изобрази эмоцию»
Эмоции можно выражать с помощью движений, мимики, жестов, интонации.
Всем участникам раздаются карточки: на каждой написана та или иная эмоция (радость, обида, страх, удивление и др.). Водящий пытается изобразить доставшуюся ему эмоцию без слов. Остальные должны угадать, какую эмоцию пытался изобразить водящий.
3. Анализ занятия
Психолог. Что для вас было новым на занятии? Что было уже известно?
Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
4. Домашнее задание
Психолог. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением в разных ситуациях общения и отметить, как вы владеете своими эмоциями, а о том, как научиться владеть своими эмоциями мы поговорим с вами на следующем занятии (Слайд 33).
При подготовке к занятию использованы материалы развивающей программы «Уроки общения» Н.П.Слободяник.
Консультация для воспитателей «Что такое эмоции?»
Детские эмоции влияют и на будущее поведение человека. Эмоции способствуют также социальному и нравственному развитию, которое начинается с известных большинству родителей и воспитателей вопросов
«Что такое хорошо? Что такое плохо?». Так, если с точки зрения норм данного общества или сообщества ребёнок поступает плохо, ему становится стыдно, он испытывает эмоциональный дискомфорт. Кроме того, эмоции являются источником радости и страдания, а жизнь без эмоций – как положительных, так и отрицательных – пресна и бесцветна.
Люди различают шесть основных эмоций – радость, грусть, гнев, удивление, отвращение и страх. В младшем и среднем дошкольном возрасте дети очень эмоциональны. Эмоции у них выражаются более бурно и непосредственно со взрослыми, придавая их жизни особую выразительность. Одна из причин возникновения тех или иных переживаний ребёнка – его взаимоотношения с другими людьми, взрослыми и детьми. Когда ласково относятся к ребёнку, признают его права, а сверстники хотят с ним дружить, он испытывает эмоциональное благополучие, чувство уверенности, защищённости. Обычно в этих условиях у ребёнка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.
Эмоции выполняют оценочную роль, побуждают человека к деятельности, влияют на накопление и актуализацию его опыта. При изучении эмоциональных явлений психологи разделяют их в зависимости от того, какое место занимают они в регуляции поведения и деятельности. К первой группе относятся настроения – более или менее длительные эмоциональные состояния, образующие исходный фон жизнедеятельности. Ко второй –чувства: устойчивые эмоциональные отношения к определённому человеку или предмету. К третьей – собственно эмоции, реализующие психическое отражение и состояние организма. Так ребёнок старшего дошкольного возраста, ощущая потребность в положительной оценке окружающих его взрослых и сверстников, стремится к общению с ними, раскрытию своих способностей. У получившего признание окружающих ребёнка преобладает радостное настроение. Если же со стороны близких людей ребёнок не находит отклика, то настроение у него портится, он становится раздражённым, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха. Это свидетельствует о том, что его потребность не удовлетворена. И тогда можно говорить о эмоциональном неблагополучии ребёнка, под которым понимается отрицательное эмоциональное самочувствие. Эмоциональное неблагополучие может возникать в разных ситуациях, например при переживании неуспеха в каком – либо виде деятельности, особенно в спортивных и других соревнованиях, на занятиях или в ситуациях жёсткой регламентации жизни в детском саду.
Наиболее острые и устойчивые отрицательные эмоции ребёнок испытывает при негативном отношении к нему окружающих людей, особенно воспитателя и сверстников. Отрицательные эмоции, вызванные взаимоотношениями с окружающими,выступают в виде различных переживаний: разочарования, обиды, гнева или страха.
Большое влияние на эмоции и чувства детей оказывает игра. Игра представляет интерес для детей только тогда, когда она реализуется в эмоционально насыщенной форме.
Наблюдая определённые игровые ситуации, воспитатель может понять, какие эмоции испытывает ребёнок и какое влияние могут иметь обнаруженные эмоциональные состояния на развитие его личности. В процессе наблюдения за детской игрой воспитателям необходимо обращать внимание на следующее. Хотят ли дети поиграть вместе или стараются избегать друг друга? Как включаются в игровое обучение? Принимают ли чужую инициативу или сопротивляются ей? Кто всегда находится в центре игры, а кто молча наблюдает издали? Какие отношения преобладают в игре – доброжелательные или конфликтные? Какие эмоции преобладают – положительные или отрицательные?
Положение ребёнка в группе, характер его взаимоотношений со сверстниками существенно влияют на его эмоциональное состояние и психическое развитие в целом. От этого зависит, на сколько ребёнок чувствует себя спокойным, удовлетворённым, находится в состоянии эмоционального комфорта.Известные детские психологи предлагают следующие типы детей в зависимости от их положения в группе сверстников:
«Предпочитаемые» дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние; за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным; за уверенность в себе; за способность не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр.
«Пренебрегаемые, изолированные» часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их снисходительность. Их принимают в игру на роли, которые другие не захотели играть. Они обидчивы, зачастую восстают против навязанных условий жизни в группе, становятся агрессивными или идут по пути беспрекословного подчинения лидеру, превращаются в его тень и, таким образом, получают его защиту, купаются в отблесках его славы.
Эмоциональное благополучие детей зависит не только от того, как их оценивают взрослые, но от мнения сверстников. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении, может приводить к различным типам поведения.
Первый – это неуравновешенное, импульсивное поведение, характерное для быстро возбудимых детей. Их эмоциональная несдержанность и импульсивность приводят к разрушению игры, к конфликтам и дракам. Однако эти проявления ситуативные, представления о других детях остаются положительными и не препятствуют общению.
Второй тип поведения характеризуется негативным отношением к общению. Обида, недовольство, неприязнь надолго задерживаются в памяти, но они более сдержаны, чем дети первого типа. Эмоциональное неблагополучие этих детей связано с неудовлетворённостью отношением к ним воспитателя, недовольством детьми, нежеланием посещать детский сад.
Основной чертой поведения детей третьего типа является наличие у них многочисленных страхов. Начиная с первого года жизни у них может развиться множество страхов. Некоторые возникают в ответ на реальные обстоятельства. В других случаях виноваты сами взрослые,которые пугают детей возможным наказанием типа: «Если ты себя будешь себя плохо вести, я отдам тебя плохому дяде». При нормальном эмоциональном развитии страх бывает связан с какими – либо пугающими предметами, животными, иногда с неопределённостью ситуации. В этом страх является необходимым эмоциональным звеном в поведении, мобилизующим действия, направленные на самосохранение или преодоление опасности.
У детей с эмоциональным неблагополучием страх, как правило, не связан с какими – то предметами или ситуациями и проявляется в форме тревоги, беспричинного, беспредметного страха. Если пугливый ребёнок попадает в трудную ситуацию, он начинает вести себя непредсказуемым образом. Чем сильнее эмоциональное неблагополучие ребёнка, тем больше возможность возникновения ситуаций, вызывающих трудности взаимодействия ребёнка с внешним миром. Ребёнок становится малоконтактен, тревожен, испытывает разнообразные стойкие страхи; у него неадекватная самооценка. Другие дети, наоборот, начинают проявлять агрессивное поведение, однако сила и форма их действий могут быть совершенно неадекватной реакции на ситуацию.
Повышенная агрессивность не означает, что ребёнок злой и жестокий, потому что он такой от природы. Такое его поведение провоцируется, как правило, отношением к нему взрослых или сверстников. Он боится получить отрицательную оценку своих действий со стороны родителей, воспитателей или других детей. Может быть, такой ребёнок боится не справится с заданием, а гнев и раздражительность являются его поведенческими реакциями на конкретную жизненную ситуацию.
Создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психического развития, будь то регуляция поведения, когнитивная сфера, овладение ребёнком средствами и способами взаимодействия с другими людьми, поведение в группе сверстников, усвоение и овладение им социальным опытом.
Классный час для 7–9 классов «Что такое хорошо и что такое плохо» Сценарий внеклассного мероприятия для учащихся 7-9 классов «Что такое хорошо и что такое плохо» 1. Расширение знаний о вреде курения. 2.
Конспект НОД для детей старшей группы «Что такое хорошо, а что такое плохо» (5–6 лет) Цель: 1. Учить детей быть внимательными друг к другу, замечать в себе и друзьях положительные и отрицательные качества характера,.
Консультация для педагогов «Что такое вебинар?» Общаясь с друзьями и коллегами по цеху, пришла к выводу, что многие интересуются такой формой общения и обучения как вебинар, но не все.
Консультация для родителей «Азбука безопасности: что такое хорошо и что такое плохо» Бывают ситуации, когда лучшие грани детского характера — доверчивость, открытость, дружелюбие, любознательность — приводят к неприятностям,.
Консультация для родителей «Что такое мелкая моторика?» Что такое мелкая моторика и почему важно ее развивать Так что же такое мелкая моторика и почему она так важна? Сенсомоторное развитие.
Консультация для родителей «Что такое музыкальность?» «Музыкальность — не врождённый талант, а способность, которая, как и каждая способность может быть развита» «… Любой ребенок, обученный.
Консультация для родителей «Что такое дисциплина» Возможно использовать, как памятку в родительском уголке ДОУ. Что такое дисциплина и с чем её едят? Дисциплина – это, прежде всего, бесконфликтные.
Консультация для воспитателей: «Как помочь ребенку преодолеть негативные эмоции?» С раннего возраста ребенок посещает детский сад, где получает много новых впечатлений, испытывая различные чувства. Эти чувства часто противоречивы.
Как научить ребенка распознавать эмоции: 5 игр между делом
Виды эмоций: картинки, ситуации. Развиваем эмоциональный интеллект ребенка
Анна Быкова педагог, практикующий психолог, арт-терапевт и мама двух сыновей
В последние годы от психологов часто можно услышать: не спешите учить ребенка буквам и счету — лучше развивайте эмоциональный интеллект. Действительно, умение распознавать свои и чужие эмоции — очень важный навык, а в эпоху засилья гаджетов овладевать им становится все труднее. Тем более, что сами родители часто не могут определить свои эмоции — их этому не учили, а выражать отрицательные эмоции долгое время считалось вообще неприличным. На помощь придет книга-тренинг психолога Анны Быковой «Как подружить детей с эмоциями»: читая ее вместе с ребенком, выполняя веселые задания, родители и сами станут «подкованнее», и детям помогут разобраться с их эмоциями. Вот одна из глав книги.
Зачем нужны эмоции?
— А что было бы, если бы эмоций не было? — спросил Андрей.
— И правда, — сказала мама. — Давай вместе подумаем. Представь, что у человека нет эмоции страха. Совсем нет.
— Это будет самый смелый человек, — восторженно воскликнул Андрей.
— Не-a, это будет самый глупый человек, — скептически заметила Настя, — он будет лезть куда не надо, перебегать дорогу на красный свет, дразнить злую собаку, гнать машину на бешеной скорости. В общем, не будет понимать, что опасно, а что — нет.
— Ты права, эмоция страха бережет нас от опасности. А зачем нужен гнев? Вспомните, когда гнев вам чем-то помог?
Настя начала первой:
— В школе девчонки решили надо мной посмеяться и на перемене спрятали мой пенал. Я разозлилась и сердитым голосом сказала: «А ну отдайте!». Они поняли, что мне не до шуток, и вернули пенал.
— А у меня в садике на прогулке Гриша отнял машинку, я разозлился и обратно ее забрал.
— Ну хорошо, а отвращение? — Насте было любопытно узнать: неужели есть какая-то польза от такой неприятной эмоции?
— Если бы я тебе предложила сейчас съесть гнилое яблоко или прокисший суп, что бы ты сказала?
— Фу-у-у! — Настя даже скривила лицо от отвращения.
— Ага! — радостно заметила мама. — Я вижу на твоем лице эмоцию отвращения, которая предостерегает тебя от того, чтобы есть всякую гадость. Отвращение и разные его формы: брезгливость, неприязнь — защищают нас от того, что нам не нужно, неприятно или даже вредно.
— Печаль, как и радость, — это то, что помогает нам почувствовать важность, ценность кого-то или чего-то. Когда ты приходишь в детский сад и встречаешь там ребят, ты всем радуешься одинаково?
— Нет, я Виталику больше всех радуюсь, потому что он мой друг.
— А если Виталик болеет и не ходит в садик, что ты чувствуешь?
— Мне тогда грустно. Я люблю играть с Виталиком.
— Через грусть и через радость ты понимаешь, что Виталик тебе дороже всех остальных ребят из группы. Если бы не было этих эмоций, тебе было бы все равно, с кем играть. И тогда не было бы дружбы. И не было бы любимой игры, любимого занятия, любимой сказки, любимого блюда. Было бы вообще «все равно». Печаль и радость очень связаны. Для них есть правило: чем больше ты чему-то радуешься, тем сильнее огорчишься, если это потеряешь. Вот, например, если я сейчас принесу тебе новый конструктор, ты обрадуешься?
— А потом скажу: «Ой, это не тебе» и унесу обратно. Ты расстроишься?
— Конечно. Даже поиграть не успел.
— А если я принесу в комнату пачку соли, ты обрадуешься?
Андрей пожал плечами:
— Зачем мне соль? Я бы, может быть, просто удивился, но не обрадовался.
— А потом я так же внезапно унесу соль. Ты расстроишься?
— Нет. Удивлюсь. И скажу: «Странная мама: соль туда-сюда носит».
— И по твоим эмоциям я могу понять, что конструктор для тебя важен, а соль — нет. А вот для бабушки, когда она варит суп, наоборот, соль имеет ценность, а конструктор — нет.
— То есть по эмоциям человека мы можем понять, что для него ценно, а что нет, — подытожила разговор Настя.
— Да, верно, — мама согласно закивала.
— А интерес зачем?
— Когда ты задаешь мне вопрос, тобой движет эмоция интереса. Без интереса человек бы не хотел узнавать что-то новое, он бы тогда не умнел, не развивался.
Кстати, в примере про соль ты упомянул эмоцию удивления. Удивление человек ощущает, когда что-то идет не так, как обычно, не как он привык, когда возникает неожиданная ситуация. А чтобы ситуация оказалась неожиданной, должны быть какие-то ожидания.
Например, ты заглядываешь в кастрюлю, чтобы узнать, что у нас на ужин, тобой движет эмоция интереса. Но если ты там увидишь синие макароны, то ты удивишься, потому что ты уже знаешь, что макароны обычно другого цвета. У тебя были определенные ожидания того, что ты увидишь в кастрюле. А синие макароны ты никак не ожидал. Поэтому и возникла эмоция удивления.
— Я поняла, — оживилась Настя, — если я увижу на улице летающего голубя, я не удивлюсь, потому что я уже знаю, что голуби могут летать, и ожидаю этого. А если увижу летающую корову, то удивлюсь, потому что это неожиданно. А какой-нибудь малыш, который еще не знает, что бывают животные летающие и нелетающие, увидев парящую по небу корову, нисколечко не удивится. Подумает, что так и надо.
— Точно! Еще хочу сказать, что удивление очень быстрая эмоция. Она стремительно сменяется другой эмоцией:
— А я могу показать удивление, которое переходит в радость!
Андрей высоко поднял брови, открыл рот, а потом начал смеяться. Настя тоже засмеялась:
— У тебя было такое же лицо, когда ты открыл коробку, которую принес папа, и увидел там щенка!
Андрей увлекся игрой с показом эмоций:
— А сейчас я покажу отвращение! У тебя такое лицо бывает, когда тебе в манной каше комочек попадается!
Настя тоже подключилась к игре:
— А я покажу твое лицо, когда ты включил телевизор, а одновременно с этим соседи стали сверлить стену и тебе показалось, что это телевизор так зашумел и сейчас взорвется! Теперь я знаю, что это было удивление от неожиданности, которое перешло сначала в испуг, а потом в радость, когда ты понял, что опасности нет.
Ребята долго еще изображали разные эмоции и вспоминали события из жизни, с которыми эти эмоции были связаны. Давайте и мы поиграем в игры, которые помогут нам научиться лучше распознавать эмоции.
Учимся распознавать эмоции
Давай-ка вспомним! Вспомните вместе с ребенком его удивление и чем оно сменилось. Что в тот момент показалось таким неожиданным?
Я удивлюсь, если. В эту игру можно играть где угодно. По дороге в школу или в садик, во время поездки в транспорте, во время ожидания очереди в поликлинике. Количество участников может быть любым. По очереди каждый приводит свой вариант окончания фразы «Я удивлюсь, если. «.
Например:
«Я удивлюсь, если наш кот заговорит человеческим голосом».
«Я удивлюсь, если папа придет с работы в костюме клоуна».
«Я удивлюсь, если встречу на улице инопланетян».
Эта игра не только объясняет, что же такое удивление, — она смешит, развивает фантазию и потихоньку приближает к пониманию того, что такое «ожидаемое» и «неожиданное».
Изображаем эмоции. Дайте ребенку зеркало и попросите изобразить на лице эмоцию:
Потом сделайте это сами. Еще раз — вместе! Понравилось?
Угадай эмоцию. Можно играть вдвоем или в компании. Один изображает какую-нибудь эмоцию, а остальные должны угадать.
Читаем эмоции. Посмотрите на лица на картинке. Обсудите с ребенком, какие эмоции они выражают?
Умение читать по лицу эмоции очень помогает в общении. Вы можете не ограничиваться этими заданиями, а придумывать свои.
Например, повести ребенка в музей, в зал, где представлены портреты или картины бытового жанра, рассматривать лица, строить предположения о том, какие эмоции изобразил художник.
Можно рассматривать семейные фотографии или составить свой альбом эмоций, вырезая картинки из журналов.
Можно пойти на прогулку в компании друзей, прихватив фотоаппарат, и устроить «эмоциональную фотосессию». Каждый будет по очереди изображать «я злюсь», «я боюсь», «я радуюсь», «я удивляюсь», «я грущу», «я испытываю отвращение», «я интересуюсь», «я обижаюсь». Чем больше людей в этом поучаствует, тем больше возможностей увидеть сходства и различия в проявлении эмоций.
Конспект урока «Что такое эмоции?»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Выбранный для просмотра документ Конспект урока Что такое эмоции.docx
План-конспект внеклассного занятия
Предмет: «Твое здоровье»
Тема: «Что такое эмоции?»
Педагог дополнительного образования
Лапкина Любовь Григорьевна
«Школа №17 имени Веры Белик»
города Керчи Республики Крым
Урок № 2 Дата: _________
Тема: «Что такое эмоции?»
Цели :
— обеспечить в ходе занятия знания детей о чувствах и эмоциях человека и важности их в жизни;
— развивать коммуникативные навыки учащихся, руководствуясь принципами доверия, поддержки, творчества и успеха;
— развивать речь детей и обогащать словарный запас.
— создать положительного эмоционального настроя.
— развать мыслительных операций, умения быстро отвечать на поставленный вопрос, понимать инструкции ведущего с первого раза.
Раскрыть понятие «эмоции».
Развить способности всегда управлять своими эмоциями, умение выдержать напор в сложных и экстремальных ситуациях.
Обучить способам хорошего настроения.
1)самостоятельно предполагать, какая нужна информация для решения учебной задачи;
2)развивать умение извлекать информацию из иллюстраций, собственных наблюдений;
3)перерабатывать полученную информацию и использовать для решения учебной задачи.
1)развивать умение слушать и понимать других;
2)высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
3) развивать умение работать в паре и группе;
4)оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом учебной задачи.
1)формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
1)самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;
2)учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;
3)под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы в соответствии с задачами урока.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки со словами, мультимедиа оборудование, маркеры, лист формата А3
Формы организации работы на занятии: индивидуальная, групповая (2 группы по 4-5 чел.)
Ход урока :
1. Организационный момент (Слайд 1)
• психологический настрой «Давайте поздороваемся»;
— проверка настроения детей;
• сообщение темы занятия, цели: сегодня мы узнаем что такое « чувства» и « эмоции». (Слайд 3)
А что же такое чувство ? – правильно, это способность ощущать, воспринимать что-то или кого-то. Что же происходит с нашим лицом, когда у нас веселое настроение и мы чувствуем радость? – конечно, у нас появляется улыбка и глаза радостно блестят. Такое состояние, чувство, которое может переживать человек, называется эмоция . Какие эмоции вы знаете? ( дети перечисляют эмоции)
• Наше занятие посвящается нашим эмоциям. Сегодня мы продолжим разговор об
эмоциях, которые испытывает человек. Будем учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.
— Установление правил работы в группе (Слайд 4)
Быть активными
Говорить по одному
Отвечать при поднятой руке
Не обижать друг друга.
— Упражнение « Угадай эмоции» (Слайд 5) Приложение1
У каждого обучающегося карточка с изображением эмоций, которые надо подписать в соответствии с рисунком. После выполнения проверить. (Слайд 6)
Действия детей и педагога: А чтобы проверить, какие вы внимательные, мы с вами проведем разминку. Пришел, ребята, нам черед сыграть в игру «Наоборот». (Слайд 7)
Я буду называть вам разные слова, при этом бросать мяч кому-нибудь из вас, тот, кто поймает мяч, будет говорить их противоположные значения. Давайте потренируемся: скажу я слово высокий, вы скажете мне: низкий.
Поняли задание? (учитель кидает ребенку мяч и называет слово, ребенок говорит слово наоборот)
веселый — грустный
бодрый — усталый
довольный — сердитый
спокойный — взволнованный
смелый — трусливый
медленный — быстрый
злой — добрый
радостный — печальный
Что же такое эмоции? (Слайд 8)
— Это душевное волнение. Это яркие и бурные переживания.
— Человек не может оставаться равнодушным в окружающем мире, человек в своей жизни плачет и смеётся, радуется и злится, охвачен гневом или восторгом, страхом и яростью.
Эмоции – это то, что мы с вами переживаем и чувствуем!
— При помощи чего выражаются эмоции? ( бровей, глаз, рта)
— Верно, т.е. при помощи мимики лица.
— А ещё при помощи чего? ( при помощи жестов, интонации человека и различных выразительных движений)
• «Назови эмоцию» (слайд 9)
Цель: Закрепление понятий, обозначающих различные эмоциональные состояния (радость, злость, грусть, страх).
(радость, страх, злость, грусть, удивление, любопытство, печаль, стыд, гнев, восхищение).
Давайте, спрячем их в карман ( подальше).
А положительные эмоции полезны для здоровья человека, они наши друзья. Они продлевают жизнь, поднимают нам настроение.
— А теперь, идёмте в круг
— А теперь, давайте поиграем в игру “Угадай эмоции”.
Я буду произносить фразу, а вы – отгадывать какой эмоции она может принадлежать.
Ты не любишь мороженое? (Удивление).
Я злой и страшный серый волк! (Злость).
Зачем ты меня толкнул? (Обида).
Как темно в лесу! (Страх).
Какое теплое море! (Радость).
Никто со мной не играет ( обида, грусть)
Упражнение « Найди настроение» (Слайд 10) Приложение 2
Пособия и материалы: Карточки с изображением эмоций.
Молодцы, давайте назовем, какие эмоции у вас нарисованы. Кто всех быстрее нашел свою пару? Кто ошибся? Кому было трудно выполнить задание?
Обсуждение в группах. (слайд 11)
Составление памятки «Секреты хорошего настроения». (Слайд 12) приложение 3
— Существуют секреты хорошего настроения. Составим их, продолжив совместную работу у доски.
(Дети читают полученные составленные предложения)
Упражнение « Закончи предложение»
Продолжить фразу : « Я радуюсь, когда ……
« Мне грустно, когда ….. рядом
— А теперь, я предлагаю вам испечь пирог только с хорошими эмоциями и угостить всех собравшихся в классе. Повторяйте за мной. ( встать в круг) (Слайд 13)
Цели: Снятие эмоционального напряжения, преодоление барьеров невербального общения, развитие групповой сплоченности.
Взяли мы немножко смеха
И немножечко успеха,
Удивления на ложке,
Любопытства поварешку,
Много радости налили,
Тесто быстро замесили.
Испекли пирог мы в печке,
Остудили на крылечке.
А потом пирог делили
И гостей всех угостили.
Все ладошки подставляйте,
Угощенье получайте!
(Дети делятся воображаемыми кусочками пирога друг с другом и с гостями).
Ребята, вам понравилось угощать друг друга, а наших гостей? Кому было трудно подойти к незнакомому человеку? Что вы испытываете сейчас, угостив гостей, сделав им приятное? Как вы считаете, приятно дарить радость?
— Что больше всего понравилось вам сегодня, было интересно?
— Что было сложно, не понравилось?
Я хочу вам подарить притчу . В чем состоит ее смысл, вы решите каждый сам для себя».
«… В одном древнем городе жил мудрец. Его никто не мог перехитрить. Один молодой человек решил проверить мудреца. Однажды, гуляя по полю, он увидел бабочку, и ему в голову пришла идея. «Я поймаю бабочку в ладони. И пойду к мудрецу. Спрошу у мудреца: «Жива ли бабочка в моих руках или нет?» Если он скажет, что бабочка жива, я сожму кулак, и она погибнет. Если мудрец скажет, что бабочка мертва, открою ладонь, и она вылетит на свободу. В любом случае, мудрец окажется не прав.
Поймал бабочку в ладони и пришел к мудрецу. И спросил он мудреца: «Ты великий мудрец и все знаешь, скажи, жива ли бабочка, которую я держу в ладонях?» И мудрец ответил ему: «Все в твоих руках…»
— Ребята, Ваше здоровье, тоже в Ваших руках!
Действия детей и педагога: Ребята, а сейчас встаньте, пожалуйста, в кружок. Я желаю, чтобы вам хорошего настроения и положительных эмоций. Каждому из вас я дарю медаль с изображением радостного человечка. А сейчас, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу, и скажем: «До свидания!». (слайд 14)
Список использованной литературы:
1..Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5-10 лет. / И. О. Карелина; худож. Н.В. Павлычева – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144 с.: ил.Практическая психология в школе).
3. Г. Доман»Гармоничное развитие ребенка».»Аквариум» Москва, 2006г