Что такое эмоциональный шок
Экстренная психологическая помощь
Экстренная психологическая помощь
оказание помощи одному человеку, группе людей или большому количеству пострадавших после экстремального или чрезвычайного события;
регуляцию актуального психологического, психофизического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с этим событием, при помощи профессиональных методов, которые соответствуют требованиям ситуации.
Основная цель экстренной психологической помощи — предупреждение патологической эволюции личности человека, волею судеб вовлеченного в чрезвычайную ситуацию.
Общепринятый подход при кризисном вмешательстве — выслушивание переживаний и помощь в «нормализации чувств». Как правило, такая поддержка сразу приносит облегчение.
Психологу необходим анализ ситуации (особенности травмирующих воздействий, количество людей, нуждающихся в помощи, и др.), а также знакомство с информацией об условиях предполагаемой работы (дислокация пострадавших и их родственников; место, где можно работать с пострадавшими, информация о порядке таких организационных действий, как размещение пострадавших, порядок выплаты компенсаций, места, где расположены пункты питания, где сосредоточена информация о пострадавших и т.д.).
Особенности оказания экстренной психологической помощи
Если человек находится на стадии шока, его нельзя оставлять одного, так как при выходе из шока возможны острые реактивные состояния. На стадии шока у человека нарушены контакты с внешним миром, поэтому разговаривать с ним или пытаться утешать его бесполезно. Если же необходимо, чтобы человек совершил какое-либо простое действие (ушел с опасного места, поел и т.п.), надо говорить с ним четким голосом, употреблять короткие фразы с утвердительной интонацией. При этом необходимо избегать глаголов с частицей «не».
Однако как бы ни была нарушена у человека, находящегося в состоянии шока, связь с миром, сохраняется возможность тактильной связи с ним. А раз так, возможно использовать тактильный контакт (прикосновение, поглаживание по спине, голове). Иногда этого бывает достаточно, чтобы вывести из шока.
Если фаза шока продолжается довольно долго (ее длительность может составлять от нескольких минут до девяти дней), необходимо, чтобы близкие следили за приемом пищи, помогали принимать необходимые решения (Крюкова М.А. и др., 2001).
Вывести человека из шока помогают какие-либо сильные чувства. Если удается вызвать у человека слезы, значит, он начинает выходить из фазы шока и переходит в следующую фазу. В это время возможны острые реакции (истерика, двигательное возбуждение, нервная дрожь, агрессия и т.д.), которые, как правило, пугают близких, но для чрезвычайной ситуации являются вполне адекватными.
Если человек смог заплакать, необходимо установить физический контакт с ним (взять за руку, положить свою руку на плечо или спину, положить его руку на свое запястье). Все эти бесхитростные приемы на бессознательном уровне помогают человеку почувствовать присутствие другого, его заботу, что способствует нормализации физиологического состояния, помогает расслабиться и выплакаться (тем самым отреагировать, выплеснуть накопившиеся боль и отчаяние).
На этом этапе полезными становятся приемы активного слушания, которые ориентированы на сферу эмоциональных переживаний. Следует избегать излишне настойчивых вопросов, а тем более советов. Главное — просто выслушать и обеспечить возможность «выхода горя».
Говоря о целительности слез, сделаем небольшое дополнение. Во-первых, не нужно стремиться к тому, чтобы человек перестал плакать. Ведь слезы — это выход внутренней боли на телесном уровне, они приносят некоторое облегчение. Объяснение этого феномена лежит в области физиологии: при плаче в организме вырабатываются определенные вещества, которые способствуют успокоению.
Во-вторых, очень важно различать плач и истерическую реакцию (внешне они очень похожи). Основное отличие истерики от плача состоит в том, что истерика протекает значительно более бурно; она может сопровождаться криками, угрозами в свой адрес или адрес других.
Так как истерика — демонстративная реакция, первое, что нужно сделать — это удалить зрителей и создать спокойную обстановку. Известный прием, помогающий остановить истерику, — совершить какое-либо неожиданное действие, которое выходит за
рамки «привычного» для данной ситуации (к примеру, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть, а в некоторых случаях даже дать пощечину). Говорить следует короткими, императивными фразами, уверенным тоном («Выпей воды!», «Дыши глубоко и медленно!»). Поскольку обычно после завершения истерической реакции человек испытывает упадок сил, его необходимо уложить спать.
Может возникнуть вопрос о том, что делать при агрессивной реакции. Если агрессия выражается только в вербальной форме, не стоит ее останавливать. Если же гнев приобретает излишне активный характер, то главная задача не «задавить его» (это может вызвать физические симптомы или аутоагрессию), а направить в безопасное русло.
Задача специалиста в условиях крупной ЧС — выявить этих людей, а затем «канализировать» их активность, направив ее в другое русло (посильная деятельность). Если же этого сделать не удается, необходимо под любым предлогом удалить их из мест массового скопления людей.
Неконтролируемая нервная дрожь — еще одна реакция, возможная во время острой фазы. Человек не может удерживать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету. Нередко «непрофессиональные помощники», видя подобную реакцию, пытаются согреть человека и успокоить его (прижать к себе, укрыть и т.п.). Не стоит этого делать.
Такая дрожь — это способ, которым тело пытается «сбросить напряжение». Поэтому психологически грамотными здесь будут абсолютно противоположные действия: нужно помочь пострадавшему усилить дрожь. К примеру, можно взять его за плечи и сильно, резко потрясти в течение 10 — 15 минут. Одновременно нужно разговаривать с человеком, чтобы он понимал смысл ваших действий и не воспринимал их как нападение.
Эмоциональное омертвение (психический шок)
После почти восьмилетнего заключения в ливийской тюрьме болгарская медсестра Кристина Валчева потеряла способность «что-либо чувствовать». Когда наши эмоции отключаются? И вернутся ли они?
Кристина Валчева (48 лет) и четверо ее коллег провели много лет в камерах ливийской тюрьмы размером 1,80 х 1,50 метра. У них не было контакта друг с другом, за исключением редких встреч на допросах. Все пятеро подвергались пыткам электрическим током, и в конечном счете признали, что осознанно заразили 393 младенцев ВИЧ – при том, что имеются научные доказательства того, что младенцы были инфицированы еще до прибытия болгарских медработников. Их дважды приговаривали к смерти. Одна из медсестер пыталась покончить жизнь самоубийством. В июле 2007 по дипломатическим каналам удалось добиться их освобождения, и Валчева написала книгу «С поднятой головой».
Психиатры и психологи в один голос говорят, что без эмоций человек функционировать не может. Но слишком много эмоций тоже не дело, и поэтому в экстремальных, угрожающих жизни ситуациях, организм «отставляет» эмоции.
Очевидно, что болгарская медсестра Кристина Валчева прошла именно через такую экстремальную и угрожающую жизни ситуацию. Восемь лет в ливийской тюрьме. Восемь лет пыток по ложному обвинению. Сейчас палестинский врач и медсестры на свободе, но их испытания на этом не закончились. Им надо научиться жить со своими переживаниями и эмоциями, которые они вызывают.
Или не вызывают. На прошлой неделе, давая интервью газете, Кристина Валчева сообщила, что она теперь ничего не может прочувствовать. Она даже прыгала с тросом с большой высоты, и это не повлияло на частоту ее сердечного ритма. Она потеряла контакт со своими чувствами.
У эмоций есть четкая сигнальная функция. Так, боль сообщает о том, что у организма есть проблемы, влюбленность – о том, что пора производить потомство, а страх – что мы должны «биться или бежать». Но все эти чувства должны регулироваться. Мы же не набрасываемся на первого встречного, кто нам покажется привлекательным, а конфликт мы пытаемся разрешить через обсуждение, а не через драку, и подчас исполнения желания приходится ждать не один год.
На психиатрическом языке это называется «психическим шоком», замечает психиатр Ruud Jongedijk из Национального центра диагностики и лечения сложных психотравм. «В зависимости от ситуации, он может длиться от нескольких минут до нескольких часов, а потом чувствительность возвращается».
Психиатры отказались давать какой-либо прогноз по случаю Кристины Валчевой, но Ruud Jongedijk считает хорошим признаком то, что она так быстро смогла изложить свою историю в книге. «Очевидно, что это разумная женщина, которая в состоянии осмыслить произошедшее с ней. А это уже шаг в нужном направлении». К тому же ее прыжки с большой высоты с тросом с целью пробудить эмоции говорят о том, что она очень хочет вернуться к тем временам, когда она была в состоянии переживать. А само это желание – тоже эмоция.
Следует отметить, что не каждый защищает себя таким отключением переживаний на неограниченный период времени. Есть примеры людей, которые в нечеловеческих условиях становятся еще сильнее (Нельсон Мандела).
Возможности такого контроля над нашей эмоциональной жизнью очень ограничены, и такой контроль носит всегда временный характер. Отключение чувств после болезненного переживания, с одной стороны, помогает, но, с другой стороны, со временем само становится источником проблем. Эмоции можно долго игнорировать, но они все равно – рано и поздно – потребуют внимания к себе. Термометра эмоционального накала, увы, не существует. Есть только кнопка аварийного отключения. И лучше, если она вам никогда не понадобится.
По материалам публикации:
Emotioneel flauwvallen. – de Volkskrant, 01.12.07, Sect. Hart en Ziel, p. 1
(на нидерландском языке)
(по материалам западноевропейских средств массовой информации)
— NOS, 18.10.07 (Нидерланды)
Rolhuisartsbijkindermishandeling / Роль домашнего врача в случаях жестокого и несоответствующего обращения с детьми
Домашний врач станет центром поступления сигналов о жестоком обращении с детьми. Об этом договорились домашние врачи, физиотерапевты и зубные врачи. Теперь о своих подозрениях, возникших во время приема, они будут сообщать именно домашнему врачу. Ранее такая информация поступала лишь на специальный пункт сбора информации о жестоком обращении с детьми. При этом не отводилось никакой особой роли физиотерапевтам и зубным врачам. Сигналами жестокого обращения может быть отсутствие у ребенка реакции на боль, чрезмерно выраженное обкусывание ногтей, зубовный скрежет. В последнее время организации, связанные с оказанием помощи, заметно усилили сотрудничество в противодействии жестокому обращению с детьми.
— BBC World, 09.04.07 (Соединенное Королевство)
Pain link to post-trauma stress / Связь боли с посттравматическим стрессом (ПТСР)
Что такое эмоциональный шок
Общая психопатология
Аффекты, или аффективно-шоковые реакции — предельно выраженные эмоциональные реакции, возникающие у человека при столкновении с экстремальными (в том числе угрожающими жизни) ситуациями и отличающиеся большой силой, способностью тормозить другие психические процессы (в том числе рациональное мышление), навязывая определенный, закрепленный эволюцией способ «аварийного» преодоления ситуации. Такие реакции, как правило, кратковременны и завершаются по мере минования опасности. Выделяют как минимум три варианта такого инстинктивного поведения, которые можно выразить формулой «бей, беги или замри».
Подобное реагирование на события чрезвычайной значимости досталось человеку от животных. В широко известных примерах поведения животных мы можем увидеть такие реакции с особой наглядностью. Например, если кошка поймала мышь и играет с ней, то жертва обычно попеременно выбирает два варианта поведения — либо замирает, чтобы кошка ее не видела или сочла мертвой и потеряла интерес, либо, наоборот, хаотично мечется, стремясь каким-то случайным отчаянным образом вырваться из создавшегося положения, избежать своей участи. А если к самой кошке вплотную подошла угрожающая ей собака, то теперь уже кошке нужно будет выбирать между тем, чтобы наброситься на собаку или убежать от нее.
Так же как и у животных, у человека в момент серьезной опасности происходит подготовка к действию за счет активации гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы, выброса адреналина и норадреналина в кровь с соответствующими эффектами: расширением зрачков, повышением частоты сердечных сокращений и дыхания, повышением артериального давления и изменением сосудистого тонуса (расширение кровеносных сосудов в мышцах, сужение сосудов во внутренних органах и кожных покровах), мышечного тонуса, повышением уровня глюкозы крови и пр. Сознание человека в этот момент называют суженным (аффективно-суженным состоянием сознания): в этом состоянии воспринимаются только раздражители, непосредственно связанные с текущей угрозой, другие раздражители игнорируются (наиболее наглядно видно в феномене туннельного зрения — сужении полей зрения при сильных эмоциях, человек воспринимает только то, что находится непосредственно в центре его взора), снижается способность рационально рассуждать, рассматривать альтернативные варианты действий, оценивать их последствия, нарушается способность к самоконтролю, на первый план выходят очень быстрые, интуитивные решения и реакции, направленные на скорейшее избавление от опасности.
Переживание серьезной опасности у человека возникает в ситуациях, несущих непосредственную угрозу жизни, здоровью и привычному укладу его жизни и близких ему лиц, например во время природных и техногенных катастроф, пожаров, при несчастных случаях, боевых действиях, террористических атаках, насилии со стороны преступников, сексуальном насилии и др.
Варианты аффективно-шоковых реакций:
· Агрессивное поведение, направленное на активное устранение угрозы (реакция «бей»). В судебной практике особо рассматриваются состояния «внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)», вызванные внешней угрозой и приводящие к чрезмерному использованию силы и в отношении лиц, представлявших такую угрозу. В этих случаях состояния, которые сопровождаются суженным, но не помраченным сознанием, называют физиологическим аффектом. Считается, что такое состояние снижает способность к самоконтролю и оценке последствий своих действий, тем не менее эти способности полностью не утрачены, поэтому человек, совершивший в таком состоянии правонарушение, не освобождается от уголовного наказания. Физиологический аффект необходимо дифференцировать с аффектом патологическим (см. таблицу ниже).
· Двигательный ступор (обездвиженность), «мнимая смерть» (реакция «замри»). Случаи, когда эмоции «парализуют» действия человека, необходимые для того, чтобы избежать или минимализировать последствия грозящей ему опасности. Будучи не в состоянии справиться с охватившими его эмоциями, человек остается лишь пассивным наблюдателем происходящих вокруг него угрожающих событий. Например, мать, услышав зов о помощи своего тонущего сына, останавливается «как вкопанная», «руки и ноги не слушаются», в ужасе смотрит на то, как сын тонет у нее на глазах, хотя находится всего в нескольких десятках метров от него.
Эмоции в некоторых случаях мешают людям справляться и с менее чрезвычайными ситуациями. Например, некоторые студенты, отвечая на экзамене, могут быть напуганы ситуацией экзамена и вопросами экзаменатора до такой степени, что также впадают в крайние состояния:
Такие же состояния возможны и у врачей (особенно малоопытных), в том числе во время оказания неотложной помощи. При развитии жизнеугрожающих состояний у пациентов недостаточно подготовленный врач опять же склонен впадать в крайние состояния — «двигательной бури» (когда выполняет все лечебные и диагностические манипуляции, которые в данным момент доступны, вместо того, чтобы действовать согласно необходимому для спасения жизни пациента алгоритму) или «мнимой смерти» (когда врачом не предпринимается никаких, даже простейших действий). Помочь врачам справляться со своими эмоциями ради спасения их пациентов могут:
Дифференциальная диагностика патологического и физиологического аффектов
Физиологический аффект
Патологический аффект
Сознание не помрачено, но сужено.
1. Кратковременность (секунды-минуты)
2. Соответствие силе переживания (адекватность раздражителю)
3. Возникает сразу в ответ на действие раздражителя (реакция «короткого замыкания»)
4. Действия носят целенаправленный характер
5. Как правило, после помнят все
6. После — эмоциональное облегчение
7. Не освобождает от уголовной ответственности, но может являться смягчающим вину обстоятельством («состояние сильного душевного волнения»)
Представляет собой вариант сумеречного помрачения сознания (часто в виде галлюцинаторно-бредового варианта)
2. Несоответствие реакции силе раздражителя
3. Нет реакции «короткого замыкания»
4. В действиях отражаются психотические переживания
Аффективно-шоковые реакции
Аффективно-шоковые реакции (острые реактивные транзиторные психозы) – кратковременные психотические состояния, возникающие в критических обстоятельствах, представляющих исключительно высокую значимость для субъекта. Чаще развиваются при появлении непосредственной угрозы для жизни, однако могут наблюдаться и в ситуациях, обуславливающих внезапные негативные изменения социальной или личной жизни больного. Проявляются в виде двигательной заторможенности, психомоторного возбуждения или эмоционального ступора. Длятся от нескольких минут до нескольких суток. Завершаются выраженной астенией.
Общие сведения
Аффективно-шоковые реакции – острые психические расстройства, возникающие при внезапной угрозе физическому, реже социальному существованию пациента. Проявляются сужением сознания, частичной потерей контакта с окружающим, аффективными, вегетативными и соматическими нарушениями. Вероятность развития и выраженность расстройства обусловлены значимостью ситуации, типом нервной системы, текущим физическим и психологическим состоянием больного.
Аффективно-шоковые реакции не являются признаком хронического психического заболевания. Они могут возникать у психически нормальных людей, внезапно испытавших запредельно высокую психологическую нагрузку, превышающую способности нервной системы к адаптации путем выстраивания психологических защит либо путем анализа и переработки информации. Вместе с тем, вероятность развития таких реакций повышается при акцентуациях личности, пограничных состояниях, депрессивных расстройствах, субдепрессиях, неврозах и т. д. Лечение аффективно-шоковых реакций осуществляют специалисты в области психиатрии, психологии и психотерапии.
Причины развития аффективно-шоковых реакций
Острые психотические реакции на стресс возникают в ситуациях чрезвычайно высокой значимости. Обязательными условиями являются внезапность и субъективное восприятие ситуации, как угрожающей дальнейшему физическому, социальному или психологическому существованию пациента. Чаще всего подобные реакции развиваются в обстоятельствах, связанных с непосредственной угрозой для жизни: во время военных действий, криминальных инцидентов, техногенных и природных катастроф, при сообщении о тяжелой болезни.
Вероятность развития кратковременного реактивного психоза зависит от типа характера и особенностей личности больного. Расстройство чаще возникает у эмоционально лабильных, чувствительных пациентов, тяжело воспринимающих перемены. Имеет значение физическое и психологическое состояние больного на момент психической травмы. К числу предрасполагающих факторов относятся предшествующие острые соматические заболевания и обострения хронических заболеваний, физическое переутомление, длительное психическое и эмоциональное напряжение.
Дети воспринимают мир «в моменте» и слабо видят перспективу, у них сильно развито эмоционально-образное восприятие, но еще отсутствуют способности к критическому анализу, поэтому «порог» появления шоковых реакций в детском возрасте гораздо ниже. Аффективно-шоковые реакции у детей могут быть спровоцированы любым сильным испугом. В подростковом возрасте устойчивость к стрессогенным факторам повышается, пациенты пубертатного и постпубертатного возраста в критических обстоятельствах демонстрируют практически те же реакции, что и взрослые.
Симптомы аффективно-шоковых реакций
Гипокинетический вариант проявляется оцепенением, обездвиженностью и потерей способности к продуктивному контакту с другими людьми. Пациенты не замечают изменений окружающей обстановки, не пытаются что-то предпринять, даже чтобы избежать смертельной опасности, не отвечают на вопросы и никак не дают понять, что слышат обращенную к ним речь. Кожа бледная, холодная, на лице застыло выражение ужаса. Отмечается гипергидроз. Возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. Продолжительность данного состояния – от нескольких минут до нескольких часов. При затянувшейся шоковой реакции пациенты лежат в позе эмбриона, не замечая ничего вокруг, не принимают воду и пищу. В последующем наблюдается полная или практически полная амнезия – больные не могут вспомнить ни произошедших событий, ни собственного поведения во время этих событий.
Гиперкинетический вариант проявляется возбуждением и бессмысленной, нецеленаправленной двигательной активностью. Пациенты кричат, мечутся, рыдают, порываются бежать (порой – в сторону опасности). Наблюдается гипергидроз, учащение сердцебиения, покраснение или побледнение кожных покровов. Как и в предыдущем случае, возможны непроизвольные дефекация и мочеиспускание. После выхода из шокового состояния развивается амнезия.
Гипокинетический и гиперкинетический вариант являются наиболее примитивными способами реагирования на запредельно сильный острый стресс. У детей развиваются только эти два типа аффективно-шоковых реакций. У подростков и взрослых наряду с перечисленными способами реагирования может возникать состояние эмоционального ступора или эмоционального паралича. Это состояние также может проявляться в двух вариантах.
При первом варианте, несмотря на грозящую опасность, больной становится апатичным, проявляет безразличие к окружающему, пассивно подчиняется любым указаниям и требованиям, не оценивая их рациональность и собственные перспективы в случае выполнения этих требований. При втором варианте больной демонстрирует активность, его поведение сложное, гибкое, целенаправленное, позволяющее эффективно устранить опасность как для себя, так и для окружающих, но полностью лишенное эмоциональной окраски. После выхода из этого состояния наблюдается астения, апатия и частичная амнезия. Собственные действия достаточно четко сохраняются в памяти, а обстоятельства, в которых они совершались, забываются или «размываются».
Диагностика аффективно-шоковых реакций
Диагностика острого реактивного шокового психоза обычно не представляет затруднений для психиатра. Выявляется четкая связь с предшествующей острой психической травмой. Переживания пациента центрированы на травматическом событии. На выходе из этого состояния при упоминании травматического события наблюдаются характерные аффективные и вегетативные реакции: покраснение или побледнение кожи, учащение дыхания, изменение выражения лица, темпа, громкости и содержания речи.
При затяжном течении реактивного психоза требуется дифференциальная диагностика с шизофренией, биполярным расстройством и некоторыми другими хроническими психическими заболеваниями, манифестировавшими под влиянием травмирующего события, а также с острым истерическим психозом. Диагноз уточняют по результатам наблюдений за пациентом. О наличии психического заболевания свидетельствует отсутствие четкой связи переживаний с травматическим событием, поведение и высказывания, подтверждающие наличие бреда и галлюцинаций.
Прогноз благоприятный. После снижения актуальности травмирующей ситуации проявления реактивного психоза полностью исчезают, сменяясь более или менее выраженной астенией, за которой следует выздоровление. Иногда после шоковой реакции на стресс развивается реактивная депрессия, возможно – с выраженным истерическим компонентом. В редких случаях полного выздоровления не наступает, на смену острым ситуативным реакциям постепенно приходят изменения характера, сопровождающиеся психопатизацией или нарушением развития личности.