Что такое эмпатия в музыке

Что такое эмпатия в музыке

Музыка и жизнь/1. Музыка: изучение и преподавание

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва, Россия

Эмпатия как принцип художественно-педагогического

общения в преподавании фортепиано

Ведущей функцией профессионального труда каждого педагога – музы­канта (и, в частности, педагога – пианиста) является общение, взаимодействие, коммуникации. (Остальные функции – гностическая, конструктивно-творческая и организационная – в данном случае рассматриваться не будут). О важной роли межличностного общения писали многие ученые, педа­гоги, музыковеды, композиторы. Но именно включение художественных парамет­ров личности педа­гога – музыканта в воспитательный процесс обеспечи­вает реальному обще­нию со студентами мощный творческий импульс, ярко освещает мир художест­венной действительности, мир музыки, мир Прекрас­ного.

Понимание художественного музыкального образа и любовь к нему воз­можны только благодаря психологическому механизму переноса обобщенного в интонациях содержания музыки в личностный план и его переживания как собст­венных художественных эмоций (чувств). «Понимать искусство – значит чувствовать его» – говорил К. Станислав­ский. Проблема сегодняшнего поколе­ния в том, что ему свойственна так называе­мая «эмоциональная глухость». Эта проблема и общей и музыкальной школы, и средне специальных и даже выс­ших учебных заведений. Развитие чувст­венного восприятия, способности к сопере­живанию воплощенных в му­зыке чувств, мыслей, эмоций, образно-эмоцио­нального, интонационного содержа­ния – важнейшая задача и музы­канта – исполнителя и педагога. Любой вид музыкально-творческой деятельно­сти (в частности, занятия по фортепиано) должны активизировать чувства и ра­зум, способствовать музыкальному, художест­венному развитию студентов на уровне переживания – понимания.

Эмпатия, как способность к сопереживанию, наилучшим и кратчайшим путем воспитывается именно через музыку, где последняя выступает как искус­ство общения. В этом плане у музыки нет конкурентов, она – модель человече­ского общения, модель всех вариантов отношений человека к окружающей дейст­вительности (от самого нежного до самого агрессивного). Общение с музы­кальными образами обогащает личность сублимированным эмоциональ­ным опытом человечества, образами чувств и состояний в их динамике, с их ампли­тудой, логикой и парадоксами развития. Это множество отношений раскрыва­ется во множестве интонаций, а иррациональное сопричастие к ним формирует духовный облик личности, особенно её сферу общения с другими людьми.

Здесь смыкаются уже три сферы знаний – музыкознание, музыкальная психо­логия и социальная психология. Если природа музыки интонационна, если интонация – это смысловая единица музыки, то основной «единицей» музы­кальности как системы общения с музыкой должно быть определенное интона­ционное чутье или способность улавливать содержательный смысл интона­ций, их художественно-образный обобщающий смысл. Музыкальность рождается именно тогда, когда слуховоразличительные ощущения пережива­ются как смысловое содержательное обобщение отдельных звуков в осмыслен­ную интонацию. Язык интонаций в их многослойности образует музыкально-интонационную систему или тот самый «интонационный словарь», о котором в свое время говорил В. Асафьев. Овладение художественным языком музыки озна­чает овладение её художественной сущностью, т.е. проникновение в содержа­тельность каждой значимой интонации и музыкальных образов. Если человек ощущает смысл интонаций, переживает и сопереживает этот смысл – он музыкален. А музыкальность как качество системы общения с музыкой раскры­вается прежде всего в способности сопереживания содержательности музы­кального образа, поэтому в музыкально-художественном сознании музыкаль­ную эмпа­тию можно считать также индикатором музыкальности.

В музыкальной эмпатии можно разграничить две фазы: фазу распознава­ния эмоциональной экспрессии в музыке и фазу сопереживания или эмоциональ­ной идентификации. Первая содержит «прочтение», распознание различных интонаций, образов чувств, а вторая – фаза сонастройки, соприча­стия и сопереживания, фаза определенного поведения (слушательского, исполни­тельского и т.д.). Ярким примером музыкальной эмпатии в жизни мо­жет служить поведение молодежи в дискотеке, на шоу – концерте, где происхо­дит свободная и активная эмоциональная идентификация с любимыми исполните­лями. Другим примером активного переживания музыки является поведе­ние дошкольников при встречах с музыкой – от слез горя до полного вос­торга и упоения. Таким образом, музыкальная эмпатия – это способность к прочувствованному восприятию музыки, сопереживанию ее образно-эмоциональ­ного содержания в разнообразии жизненных связей и опосредова­ний. Наличие музыкальной эмпатийности в профессиональной деятельности педагога – музыканта является индикатором профессионального уровня преподава­теля.

В отечественной педагогике разработаны ряд специфических принципов и методов, направленных на развитие эмпатии в контексте формирования куль­туры музыкального восприятия. Это принципы единства эмоционального и рацио­нального, художественного и технического, интонационного, культурологиче­ского, диалогического подходов; методы «осознания интонацион­ного смысла произведения» (А.А. Пиличяускас), «совместного рожде­ния образа» (Э.Б. Абдуллин), «моделирования художественно – творче­ского процесса», «выхода за пределы музыки» (М.С. Красильникова) и др.

Необходимость применения принципа единства эмоционального и рациональ­ного обусловлена спецификой музыки как вида искусства. Воспри­ятие музыки требует осознания вызываемых ею эмоций и сопутствующим им выразительных средств. Образно-эмоциональное содержание музыкальных произ­ведений, отражающих многогранность жизненных реалий, внутреннего мира человека – всегда «прочувствованная мысль», «осознанное чувство», един­ство эмоционального и сознательного.

В сочетании двух типов общительности и эмпатийности – музыкальной и че­ловеческой – находится ключ к музыкально-педагогическому мастерству, по­скольку они отвечают основной функции труда педагога – функции общения. Только в единстве педагогически целенаправленного общения со студентами и ху­дожественно-осмысленного и эмоционально-насыщенного общения с музы­кой возможен полноценный процесс музыкального воспитания.

Источник

Исследование: эмпаты воспринимают музыку как разговор с друзьями

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Согласно исследованию, проведенному Южным методическим университетом и Калифорнийским университетом Лос-Анджелеса, люди, остро чувствующие боль и радость окружающих людей, иначе воспринимают музыку, чем их менее восприимчивые собратья.

Для исследования люди с разным уровнем эмпатии слушали музыку во время МРТ-сканирования. На снимках можно видеть, что в зависимости от уровня эмпатии на музыку реагировали различные участки мозга. Наиболее сочувствующие окружающим участники эксперимента задействовали при прослушивании музыки те участки мозга, которые обычно реагируют на социальное взаимодействие с живыми людьми. Вероятно, эти испытуемые воспринимали эмоции, передаваемые музыкой, как диалог с человеком.

В музыкальной психологии сейчас находят все больше подтверждений тому, что уровень эмпатии влияет на то, как индивид реагирует на музыку, какой стиль и какие жанры предпочитает. Например, среди эмпатов оказались популярны «красивые, но грустные» мелодии. Также выяснилось, что эмпаты в целом получают от музыки больше удовольствия.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыкеОбласти мозга, которые активируются у людей с более высоким уровнем сочувствия, когда они слушают знакомую музыку

«Люди с высоким и низким уровнем эмпатии во многом похожи в своих реакциях на музыку, включая примерно одинаковые отклики в отделах мозга, отвечающих за аудиоинформацию, эмоции и распознавание движений», — объяснил Закари Уоллмарк (Zachary Wallmark), музыколог, заведующий лабораторией музыкальной науки в Школе искусств SMU Meadows.

Однако оказалось, что люди с более высоким уровнем эмпатии сильнее вовлекают отделы мозга, отвечающие за социальные взаимодействия, при прослушивании знакомой музыки, которая им нравится или не нравится. Такая реакция схожа с той, которую человек испытывает при общении со своим знакомым. Уоллмарк считает, что музыку можно назвать «виртуальным присутствием человека» для таких людей. Хотя многие и видят в музыке только искусство, Уоллмарк и его коллеги воспринимает ее как универсальный язык, помогающий людям взаимодействовать друг с другом, общаться и понимать своих собратьев.

Источник

Что такое эмпатия в психологии, как ее определить и развить в себе самостоятельно

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Доброго дня, уважаемые читатели!

Мало кто знает, что первоначально понятие эмпатии употреблялось лишь в научных философских кругах и имело совсем другое название. Только многим позже оно вошло в психологию и повседневный обиход. Кроме того, чаще всего ему приписывают синоним “сочувствие”, в то время как термин куда более объемный.

Сегодня я расскажу, что такое эмпатия, как возникло и развивалось это понятие. Вы сможете проверить себя на эмпатичность и узнаете, как ее развить.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Определение

Слово “эмпатия” происходит от греческого empatheia, что переводится как “страдание, чувство”. С точки зрения психологии термин означает осознанное сопереживание текущему состоянию собеседника, при котором человек осознает, что его чувства являются отражением чувств другого.

Стоит обратить внимание на завершающую часть этой трактовки. Эмпат осознает, что эмоции, которые он сейчас испытывает, не являются его собственными, а исходят от собеседника. В противном случае такой процесс будет уже не эмпатией, а идентификацией, то есть когда происходит уподобление себя другому человеку.

Еще один важный нюанс. Эмпатия не имеет привязки к каким-то определенным эмоциям и перенимает любые из них. В то время как сочувствие, сопереживание и сострадание являются лишь аспектами эмпатии и отражают только состояние страдания другого человека.

У эмпатии есть множество других определений, зависящих от контекста, в котором этот термин применяется:

Эволюция понятия

Первоначально феномен, который сейчас мы именуем эмпатией, появился в философии. Вышеупомянутый Теодор Липпс задался вопросом о том, как человек может познать окружающую реальность и сознание людей, обладая при этом лишь собственным сознанием? Он сделал вывод, что когда мы видим состояние другого человека, в нашем сознании возникает некая имитация реальности, которая может вызвать у нас ощущения и эмоции, схожие с объектом наблюдения. Иными словами, именно через собственные чувства мы можем познавать чувства других.

Такой феномен Липпс назвал словом einfühlung, что переводится как “вчувствование”. Чуть позже немецкий психиатр К. Ясперс выделил данное понятие в один из ведущих методов феноменологической психиатрии. Эту идею также поддерживали историк и философ В. Дильтей и американский психоаналитик Х. Кохут.

Вскоре интерес к понятию “вчувствование” в научных кругах затих, но стала популяризироваться теория симпатии, т. е. теория существования чувств, которые связывают людей в процессе взаимодействия. Именно симпатия стала прообразом будущей эмпатии. Слово einfühlung стало переводиться уже как “эмпатия”. А благодаря психологу К. Роджерсу понятие эмпатического понимания прочно укрепилось в сфере психотерапевтической работы и личностного развития.

Как возникает эмпатия

С научной точки зрения способность к эмпатии объясняется наличием зеркальных нейронных сетей. Они способствуют возбуждению отделов мозга, которые отвечают за ощущение определенных состояний при наблюдении за ними со стороны. Согласно основной гипотезе, такие нейроны сформировались в ходе эволюции в целях ускорения адаптации новорожденных организмов: оценивая отношение к себе более старших сородичей, они получают возможность оценить окружающую среду в целом.

Ключевое развитие эмпатии, т. е. понимания человеком чувств и эмоций окружающих, происходит у детей дошкольного возраста. Примерно с трех лет малыши начинают сопереживать близким людям, а уже к 4–6 годам проявляют эмпатию ко всем остальным. В пять лет ребенок может не только чувствовать чужие эмоции, но и сам воспроизводить аналогичные состояния. Особенно ясно ребенок способен распознавать негативные эмоции.

Примерно в том же дошкольном возрасте приходит понимание того, что человек может испытывать одновременно два противоречивых чувства. И на это могут влиять не только внешние факторы, но и внутренние, субъективные причины.

Особую роль в развитии эмпатии играет социум. Наши эмоции приобретаются в процессе взаимодействия с окружающими, на базе чего и формируются социальные нормы и эмоциональные стандарты. А ведь именно это лежит в основе того, как человек всю свою жизнь будет относиться к самому себе, вести себя в обществе и общаться с другими людьми.

По результатам многих исследований были озвучены две причины, по которым уровень эмпатии может снижаться: это собственный внутренний мир ребенка и неблагоприятные отношения с окружающими. Кроме того, есть ряд патологий вроде аутизма или нарциссического расстройства, которые тоже приводят к нарушениям или отсутствию эмпатичности.

Источник

Что такое эмпатия и как она влияет на креативность

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Термин эмпатия ввела писательница и переводчица Вернон Ли. Скрывавшуюся под этим псевдонимом Вайолет Паже называли одной из самых умных женщин викторианской Англии. Однажды Вайолет заметила, что ее подруга Клементина оказалась полностью поглощена красотой висевшей на стене картины. Чтобы описать состояние девушки, автор не одного десятка эссе об искусстве подобрала немецкое слово Einfühlung, в переводе означающее «проникновение». На английском термин превратился в empathy — эмпатию.

В XIX веке связь творческими способностями и склонностью к сочувствию называли нравственным воображением. Эстетики считали, что сопереживание активизирует мыслительные процессы, в результате человек не просто оперирует известными ему фактами, но и пытается прочувствовать состояние другого. Так формируется образ и рождаются мечты.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Как развить креативность

Ирландский поэт Уильям Йейтс, лауреат Нобелевской премии 1923 года, считал, что все достойные мысли, вещи и дела — суть произведения искусства. Его английский коллега Перси Шелли утверждал, что человек может развивать эмпатию, так же как он тренирует мышцы физическими упражнениями. По его мнению, надежным источником творческого начала служит поэзия.

Сопереживание литературным героям помогает развить воображение. В книге Hortus Vitae («Сад жизни») Вернон Ли писала, что наибольшее удовольствие человек получает, перечитывая уже известное понравившееся ему произведение. К тому же внимательное чтение развивает критическую эмпатию — умение мыслить нейтрально по отношению к ценностям другого человека.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Американская писательница Урсула Ле Гуин считала, что походы в кинотеатр — прекрасное упражнение для развития творческих способностей. Фильмы, в отличие от книг, воздействуют на воображение несмотря на то, что зрителю не нужно представлять, как выглядят герои и обстановка действия. Что смотреть этим летом? Читайте здесь.

В 2018 году в журнале Frontiers появилась статья об эксперименте, участники которого слушали музыку, находясь не в мягком кресле, а в магнитно-резонансном томографе. Произведения, понравившиеся слушателям, вызывали активность в сенсорной и когнитивной областях мозга. В результате нейрофизиологи заключили, что звуковые волны влияют на эмпатические способности на физическом уровне. Самый простой способ проверить научный факт на себе — пойти на концерт любимого исполнителя.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Неважно, на танцполе или дома перед зеркалом: танец — одна из разновидностей творчества. Ритмичные движения развивают кинестетическую эмпатию, которую психологи и педагоги используют для преодоления барьеров. Полезно не только танцевать самому, но и стоять в толпе во время батла или смотреть балет: зрители сопереживают танцорам и мысленно моделируют их движения.

Дайте волю чувствам

Мэри Ричардс, автор книги Opening Our Moral Eye ( «Открытие нашего морального взгляда»), утверждает, что творческое поведение и мышление ведут к созданию реальных произведений искусства. Чтобы осознать, какая творческая активность вам наиболее приятна, стоит прислушаться к себе. Можно развивать навыки в пении, ремеслах, живописи, попутно активизируя воображение чтением и просмотром фильмов. Как говорила американская поэтесса Эмили Дикинсон: «Только воображение может ускорить проявление того, что скрыто».

Источник

8 упражнений для развития эмпатии

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Работодатели все чаще среди необходимых характеристик сотрудников указывают soft skills («мягкие навыки»): это те качества, которые помогают «вписаться» в коллектив и решать рабочие вопросы без конфликтов. Одна из важных составляющих soft skills — умение понимать чувства других — эмпатия.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

Анастасия Батхина,
психолог, основатель компании InMind

Что такое эмпатия — простыми словами

Эмпатия — это осознанное сопереживание эмоциональному состоянию других людей, способность распознать, что они чувствуют, и выразить сострадание. Она осуществляется в том числе при помощи зеркальных нейронов, которые находятся в коре головного мозга и позволяют отражать чувства и эмоции других живых существ.

Умение сочувствовать помогает нам ощутить сопричастность тому, что происходит с человеком, а сам человек поймет: его эмоции важны для вас, вы его принимаете.

Этот навык необходим при построении межличностных отношений: найти общий язык, договориться и выработать стратегию, которая удовлетворит обе стороны, можно лишь тогда, когда мы сумеем поставить себя на место другого.

Эмпатия — мост между мирами, в котором каждый из нас живет: он помогает чувствовать единение с окружающими.

Чтобы построить мост, необходимо следовать ряду правил.

Правила эмпатии

1. Искреннее желание понять любого человека и посочувствовать ему

Эмпатия — это сложная внутренняя работа, требующая большого ресурса. Но часто нам проще судить о других, используя стереотипы и ярлыки, отмахиваться от их чувств, мотивируя это нежеланием вникать в чужие проблемы.

Совет: нам должно быть искренне не все равно, что происходит с человеком, — только так можно создать глубокие конструктивные отношения.

2. Cопереживать, а не оценивать

Если другой человек попадает в неприятную ситуацию, обычно возникает желание сказать: «Ты совершил глупость и сам виноват во всем». Но таким образом мы даем оценку происходящему, навешиваем ярлык и пытаемся обесценить чувства другого: мол, ничего страшного, что ты переживаешь, это все ерунда. Так включаются защитные механизм психики: мы не хотим сталкиваться с сильными негативными эмоциями других людей. Однако важно понимать, что такое отношение не позволит выразить сочувствие, оказать помощь, установить контакт.

Совет: отказываться от автоматических реакций и занимать безоценочную позицию.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

3. Принимать тот факт, что каждый человек живет в своей психологической реальности

Помните: у каждого из нас — свои взгляды, представления, убеждения, правила.

Совет: следует уважительно относиться к этим различиям. Даже если мы не разделяем мировоззрение человека, надо признать, что он имеет право на свою точку зрения.

Упражнения для развития эмпатии

Люди обладают различной способностью испытывать сопереживание: у одних это заложено с рождения, а другим – сложно представить себя на чужом месте. Но ситуацию можно изменить, ведь эмпатия — навык, который развивается: для этого необходимы желание и регулярные тренировки.

1. Люди вокруг нас

Когда стоите на остановке, гуляете или едете в транспорте, посмотрите на людей вокруг: постарайтесь представить, что они чувствуют, о чем размышляют в данный момент, был ли у них сегодня хороший день или сложный. А общаясь, задавайте себе вопрос: «Что сейчас чувствует человек, с которым я говорю?»

Результат: таким образом сначала вы только строите гипотезы, но с развитием навыка будете более точны в своих оценках.

2. Активное слушание

Основа эмпатии — умение выслушать человека. Поставьте себе задачу: услышать и понять, что он хочет донести. Когда общаетесь с другими, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела: отложите телефон, поддерживайте зрительный контакт, не перебивайте, дайте высказаться.

Результат: это позволит лучше налаживать контакты с другими людьми, потому что каждый из нас особенно ценит тех собеседников, которые обладают искусством не только рассказчика, но и слушателя.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

3. Отражение

Отзеркаливайте эмоции другого человека: выслушайте его и перескажите то, что он вам рассказал, с акцентом на его чувства. Например: «Я понимаю, что сейчас у тебя напряженная ситуация на работе, вижу, как ты встревожен».

Результат: сумеете установить контакт, выразить сочувствие. Такой подход избавит от необходимости подбирать какие-то особенные слова (что часто вызывает затруднение).

4. Общайтесь с «другими»

Не секрет, что многие любят собирать вокруг себя команду единомышленников — людей со схожим мировоззрением, потому что в таком обществе мы чувствуем себя наиболее комфортно. Но это замыливает взгляд, делает наше мышление туннельным, а нас — неспособными понять и посочувствовать тому, чьи взгляды отличаются от наших. Поставьте перед собой задачу общаться с теми, с кем бы вы по разным причинам не стали поддерживать отношения в обычной жизни.

Результат: умение понимать «других» (людей с иным мировоззрением) и их мотивы.

5. Читай и смотри

Чтение художественной литературы и просмотр психологических фильмов — отличный тренажер для развития эмпатии. Постарайтесь отслеживать и анализировать, что чувствует герой, в какие моменты он вызывает сопереживание и почему.

Результат: часто при соприкосновении с произведениями искусства возникает эмпатия на автоматическом уровне (этот элемент заложен в самом произведении), что помогает тренировать навык.

Что такое эмпатия в музыке. Смотреть фото Что такое эмпатия в музыке. Смотреть картинку Что такое эмпатия в музыке. Картинка про Что такое эмпатия в музыке. Фото Что такое эмпатия в музыке

6. Играй

Существует большое количество настольных игр (в том числе для взрослых), создающих возможность поставить себя на место других людей и выстроить с ними отношения. Одна из них — «Имаджинариум».

Результат: такие игры тренируют умение лучше понимать собеседника и предсказывать ход мыслей разных людей.

7. Карты эмоций

Найдите в интернете и скопируйте перечень эмоций, состоящий более чем из 30 пунктов, напротив каждой напишите те ситуации из своей жизни, в которых вы ее испытывали.

Результат: карта эмоций будет подсказывать различия между эмоциями и то, в какие моменты вы их ощущаете. Сопоставляя эту карту с реакциями других людей, сможете более точно понимать и отражать их чувства. Ведь чтобы научиться сочувствовать кому-то, надо разобраться в своих ощущениях.

8. Я на месте другого

Детские психологи проводят такой эксперимент: в противоположном углу комнаты усаживают куклу, а ребенка просят представить и рассказать, что она видит. Вы можете использовать тот же прием: в ситуации, когда хотите проявить эмпатию, попробуйте стать на место другого человека, спросите у себя: «Если бы со мной произошло то же самое и я испытывал бы такие эмоции, какую поддержку я бы хотел получить? Что бы мне хотелось услышать? Как бы я себя чувствовал в такой ситуации?»

Результат: способность увидеть мир с позиции другого.

Упражнения помогут развить один из самых полезных навыков, необходимых в повседневной жизни: он позволяет считывать эмоциональное состояние другого человека, осознавать, что им движет, чтобы успешно вести переговоры, выстраивать отношения в коллективе, создавать гармоничные отношения в семье.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *