Что такое эпо в психологии
Экспериментально-психологическое исследование
Экспериментально-психологическое исследование (сокращенно ЭПИ), предполагает применение тестов для исследования психической деятельности человека. Оно помогает лучше понять специфику определенной личности, ее познавательной деятельности, эмоциональной сферы, внутреннего мира.
Такое исследование позволяет найти источник проблем в жизни, дисгармонии, разладов в психологическом плане, и т.д. У детей данная диагностика определяет развитие психики, и насколько ее уровень соответствует возрасту. Если ребенок отстает от сверстников в развитии, то ЭПИ подскажет, что стало причиной этого: издержки воспитания или все дело в природной незрелости центральной нервной системы.
Благодаря экспериментально-психологическому исследованию можно вовремя провести коррекцию личности подростков. В этот период важно на ранних стадиях выявить дисгармонию в ее формировании, нарушения в психосексуальном становлении.
По результатам ЭПИ специалисты разрабатывают реабилитационную программу, которая дает положительные результаты в короткие сроки.
Методы исследования
Тестовые методики при этом используются разные:
•стандартизированные, т.е. опросники разного типа, психометрическое тестирование;
•нестандартизированные – оценивающие деятельный процесс пробы, а не сам результат
•нейропсихологические, диагностирующие местные поражения головного мозга
•проективные, отражающие внутренний мир индивидуума – цветовые, рисунки и другие тесты.
Психолог подбирает набор методов исследования индивидуально для определенного испытуемого, и обязательно находит общий язык с испытуемым, чтобы тесты проходили в форме живого, доверительного общения, во взаимодействии.
Исследование длится для взрослых не более двух часов, причем, вряд ли процесс можно назвать утомительным для пациента, так как все методики совсем не скучные и, как правило, вызывают интерес.
Дети проходят ЭПИ 30-45 минут. Их заинтересовывают тем, что все происходит в форме игры.
ЭПИ психосексуальной сферы уделяется особое внимание при обследовании пациентов сексолога.
Проводить ЭПИ психосексуальной сферы может только медицинский психолог, который имеет специальную подготовку в данной области. Состоит оно из двух составляющих: общего исследования и психосексуальной сферы. Общего протокола для первого исследования не существует – все зависит от особенностей пациента.
Экспериментально-психологического исследование психосексуальной сферы имеет цель составление картины индивидуальных особенностей человека в плане полового самосознания, направленности сексуального влечения, установок в области половых отношений, а также постановку диагноза.
Обязательными компонентами такого исследования является наблюдение за пациентом и беседа с ним. В качестве методик применяются такие:
•цветовой тест отношений
•маскулинность и фемининность (МиФ)
•тест «руки»
•кодирование
•рисуночные
•возрастная модификация
•фигура-поза-одежда.
Это лишь минимальный набор методик, который может быть расширен.
Заключение ЭПИ психосексуальной сферы
По результатам исследования составляется стандартное заключение, начинающееся с введения. В нем указывается характеристика пациента и описывается его поведения в ходе исследования, особенности мышления и эмоциональных реакций.
Вторая часть – основная. В ней описываются конкретные результаты, которые показало ЭПИ, то есть дается характеристика личности в плане полового самосознания по следующим пунктам:
1.Идентичность половой роли.
2.Сексуальные предпочтения.
3.Собственное представление о поведениях женщины и мужчины и об их функциях, принятых в обществе.
4.Установки пациента по отношению к представителям противоположного пола, их эмоциональное восприятие.
5.Стандартное поведение индивида в соответствии с его возрастом и полом.
6.Особенности усвоения половой роли.
Далее идет резюме, подводящее черту и делающее обобщения-выводы из всего вышесказанного.
Роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации
*Пятилетний импакт фактор РИНЦ за 2020 г.
Читайте в новом номере
При оценке состояния здоровья гражданина в бюро медико-социальной экспертизы (МСЭ) важно исследование медицинским психологом состояния психических процессов, наличия их изменений с указанием типа этих изменений. Для определения психологической составляющей реабилитационного потенциала, а также установления факта и степени выраженности ограничений жизнедеятельности человека психологу важно определить стойкость и степень выраженности нарушений психологического статуса, нередко сопровождающих соматическую патологию.
В процессе медико-психологического исследования важное значение имеет оценка состояния личности освидетельствуемого: является ли он психически здоровой личностью или нет, страдающей умственной отсталостью (олигофренией различной степени выраженности, различными девиациями или патологиями). Оценка реабилитационного потенциала освидетельствуемого лица и формирование психологического аспекта индивидуальной программы реабилитации или абилитации − важная составляющая комплексной программы реабилитации или абилитации. Для психологического обследования в бюро МСЭ направляются больные с разными заболеваниями, но чаще всего с неврологическими нарушениями различного генеза.
Ключевые слова: психические процессы, личность, экспериментально-психологическое обследование.
Для цитирования: Косенкова Т.В., Куприна Н.П., Хабарова Т.Ю. Роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации. РМЖ. 2016;24:1630-1633.
The role of psychological testing for the assessment of functional disorders in medical social examination and rehabilitation
Kosenkova T.V., Kuprinа N.P., Khabarova T.Yu.
N.N. Burdenko Voronezh State Medical University
The examination of mental processes, the identification of mental disorders and their types by medical psychologist are important for health assessment by Medical and Social Examination Service. Psychologist should determine the stability and severity of psychological disorders which often accompany somatic conditions to assess psychological component of rehabilitation potential, to reveal disability, and to evaluate its severity.
Personality assessment (psychological health and mental retardation, i.e., oligophrenia, deviations, or other disorders) is important for medical psychological examination. The evaluation of rehabilitation potential and the development of personalized rehabilitation strategy are of crucial importance for complex rehabilitation. Patients with various (including neurological) disorders are referred to the Medical and Social Examination Service for psychological examination.
Key words: mental processes, personality, experimental psychological examination.
For citation: Kosenkova T.V., Kuprina N.P., Khabarova T.Yu. The role of psychological testing for the assessment of functional disorders in medical social examination and rehabilitation // RMJ. 2016. № 24. P. 1630–1633.
В статье представлена роль психологического тестирования в оценке функциональных нарушений у больных при осуществлении медико-социальной экспертизы и реабилитации
Исследование психических процессов
Анализ личности
Роль психолога в формировании индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида
Собственный опыт применения метода
Вывод
Таким образом, определение психологического статуса у больных и инвалидов с применением метода психологического тестирования при осуществлении МСЭ, особенно у больных неврологического профиля, необходимо для выявления степени выраженности функциональных нарушений, ограничения жизнедеятельности и нуждаемости в мерах комплексной реабилитации или абилитации.
ЭПО в комплексной МСЭ у лиц пожилого возраста
astra71 | Дата: Воскресенье, 12.05.2013, 15:34 | Сообщение # 1 | |||||||||||
С.М. Милютин, В.Г. Саковская ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА В КОМПЛЕКСНОЙ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТИЗЕ ПРИ НЕПСИХОТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЯХ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ Как известно, медико-социальная экспертиза (МСЭ) осуществляется для определения потребности болеющего человека в мерах социальной защиты, включая инвалидность и мероприятия реабилитации [1]. В последнее время значительно повысилась комплексность такой экспертизы [2], к ее осуществлению широко привлекаются психологи и другие специалисты. Вместе с тем, в последние годы в числе актуальных рассматриваются проблемы МСЭ при непсихотических нервно-психических нарушениях церебрального сосудистого и органического генеза, зачастую встречающихся у пожилых людей [3]. Увеличение числа пожилых пациентов в популяции обостряет вопросы своевременного оказания лечебно-диагностической и реабилитационно-экспертной помощи страдающим указанной патологией [4–11]. Только по данным наблюдений в психоневрологическом диспансере, не менее чем у 23% обратившихся выявляется нервно-психическая патология сосудистого генеза, преимущественно непсихотического уровня [4, 5]. Однако результаты обследования не учтенных диспансером лиц пожилого возраста из общей популяции указывают на то, что неглубокие («непсихотические») психические нарушения сосудистого происхождения в действительности встречаются у них значительно чаще [4, 5]. Такие больные, как правило, пользуются поликлинической помощью общего профиля, и редко попадают в поле зрения психиатра. Малое число обращений пожилых психически больных за необходимой психиатрической помощью, как и недостаток ориентированных на оказание помощи пожилым пациентам специализированных психиатрических служб, обусловливают недостаточную выявляемость непсихотической нервно-психической патологии у пожилых людей, несвоевременность ее диагностики и прогностической оценки, недостатки в лечении и реабилитации, неоправданно высокий процент ухудшения состояния при отсутствии своевременной и достаточной помощи, рост нарушений социального функционирования, развитие инвалидности [5, 7, 8, 11, 12]. В этой связи значительно возрастает актуальность вопросов своевременного распознавания, а также повышения эффективности диагностики и экспертной оценки при рассматриваемых нарушениях у пожилых пациентов. Представляется важным использование при этом комплексного характера современной МСЭ, с психологом в составе экспертной комиссии. Данная работа предпринята с целью определения пути повышения точности диагностики и медико-социальной экспертизы при непсихотических нарушениях различного генеза в пожилом возрасте на основе комплексного обследования, включающего экспериментально-психологическую оценку. На кафедре социальной психиатрии и психологии Санкт-Петербургского института усовершенствования врачей-экспертов обследованы 36 больных (27 мужчин и 9 женщин), в работе с которыми возникли диагностические и экспертные сложности при освидетельствовании в бюро МСЭ. Возраст обследованных составил от 50 до 73 лет, в среднем — 55,1 года. По результатам обследования, в отношении 35-ти из 36-ти пациентов было рекомендовано определение третьей либо второй группы инвалидности. Социальная недостаточность и ограничения жизнедеятельности, приведшие к необходимости определения инвалидности, у обследованных были связаны с непсихотическими нервно-психическими нарушениями церебрально-органического и сосудистого генеза, в числе которых были неврозо- и психопатоподобные расстройства, а также психоорганический синдром. У 1-го обнаружен посттравматический генез непсихотических нарушений, у 5-ти — сосудистый генез. У 23-х выявлен смешанный (включая сосудистую патологию) церебрально-органический генез нарушений, еще у 4-х при смешанном церебрально-органическом генезе нарушений церебральная сосудистая патология не диагностирована. В 3-х случаях диагностирован иной и неуточненный генез нарушений церебрально-органической природы. В этой связи следует отметить существенные отличия имевшихся этиологических подгрупп, в том числе, по представленности и роли сосудистой патологии. Эти различия использованы нами для исследования значимости различных диагностических методик, применявшихся в работе с обследованными больными. В частности, пациенты были обследованы клинически, экспериментально-психологически, а также с помощью психобиографической методики. При обследовании использовались данные, полученные ранее при помощи лабораторно-инструментальных методик — электроэнцефалографии (ЭЭГ) и др. Среди клинических показателей изучены данные о клинических вариантах психоорганического синдрома (ПОС), имевшегося у 34-х из 36-ти обследованных. Астенический вариант ПОС имелся у 4-х обследованных, амнестический вариант — у 22-х, идеаторный — у 11-х, эксплозивный — у 2-х, эйфорический — у 1-го, апатический — у 6-ти. Психоорганический синдром, брадифренический по темпу, имелся у 2-х обследованных. Следует отметить, что у ряда больных ПОС диагностирован с двумя компонентами клинического варианта: идеаторно-амнестическим и астено-апатическим. Установлена статистически значимая зависимость встречаемости амнестического и идеаторного вариантов ПОС от различий в этиологии: значения критерия Фишера, соответственно, 32,4 и 4,6. Таким образом, в настоящем исследовании определены возможности дальнейшего повышения эффективности диагностики и медико-социальной экспертизы при непсихотических расстройствах церебрального сосудистого и органического генеза в пожилом возрасте. Полученные данные свидетельствуют в пользу дальнейшей оптимизации медико-социальной экспертизы таких больных при условии комплексного подхода к ней и дополнения методами традиционной клинической и лабораторно-инструментальной диагностики, экспериментально-психологическим обследованием состояния когнитивных психических процессов. Психиатрическое обследование по запросу учреждения (а также по самообращению, заявлению родственников или иных лиц)Общая информацияКраткое описаниеНазвание протокола: Психиатрическое обследование по запросу учреждения (а также по самообращению, заявлению родственников или иных лиц). Психиатрическое обследование с целью установления наличия\отсутствия психического расстройства. Код протокола: Код МКБ-10: Сокращения, используемые в протоколе:
Дата разработки протокола: 2015 год. Категория пациентов: взрослые, дети, беременные. Пользователи протокола: – врачи-психиатры (детские психиатры, наркологи, психотерапевты). Оценка на степень доказательности приводимых рекомендаций.
Автоматизация клиники: быстро и недорого!— Подключено 300 клиник из 4 стран Автоматизация клиники: быстро и недорого!Мне интересно! Свяжитесь со мной КлассификацияКлиническая картинаCимптомы, течениеДиагностические критерии: Жалобы и анамнез: не применимо. Физикальное обследование: – негативная диагностика – исключение текущего соматического и\или неврологического заболевания. ДиагностикаДиагностические исследования: Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: Дополнительные диагностические обследования, проводимые на амбулаторном уровне: нет. Минимальный перечень обследования, который необходимо провести при направлении на плановую госпитализацию, согласно внутреннему регламенту стационара с учетом действующего приказа уполномоченного органа в области здравоохранения. Основные (обязательные) диагностические обследования, проводимые в стационаре: Дополнительные диагностические обследования, проводимые в стационаре: нет. Инструментальное обследование: специфических диагностических признаков нет. Показания для консультации специалистов: Цели обследования: Установление наличия\отсутствия психического расстройства. Лабораторная диагностикаЛабораторное обследование: специфических диагностических признаков нет. ПРИЛОЖЕНИЕ А. Дата. Экспериментально-психологическое обследование Т-а И.ИДата. Экспериментально-психологическое обследование Т-а И.И. 20___ г.р. Испытуемый активно жалоб не предъявляет. В беседе и во время ЭПО контакту доступен, спокоен, немногословен, медлителен, инструкции к заданиям понимает не всегда, иногда требуются дополнительные разъяснения. Темп деятельности низкий, продуктивность ниже среднего. Фон настроения ровный. Внимание: по м-ке Шульте выявляются расстройство функции произвольного и активного внимания легкой степени, данных за истощаемость нет. (Время просчитывания 3 таблиц в начале ЭПО 1’20”,1’20”, 1’30”, в конце ЭПО 1’25”, 1’30”, 1’30”). Память: по м-ке запоминания 10 слов выявляются расстройства кратковременной памяти и процесса запоминания умеренной степени выраженности, оперативной памяти легкой степени выраженности (динамика запоминания 3,6,5,5,6 ч/з 30 мин – 4 слова). Мышление: по методикам на исключение предметов и явлений, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц и поговорок выявляется легкое снижение уровня обобщения в мышлении. Испытуемый не всегда вычленяет главные существенные признаки предметов и явлений, иногда оперирует конкретно-ситуационными и второстепенными признаками (катушка, пуговица, крючок, пряжка, правильно исключает катушку, но объясняет это тем, что все остальное пришивается к одежде; воздушный шар, машина, самолет, пароход, исключает воздушный шар, объясняет – что это устаревшее средство передвижения; и др.). Также отмечается недостаточность уровня абстрагирования по степени между легкой и умеренной (учитывая социальный и образовательный уровень испытуемого), испытуемый не вычленяет переносного смысла пословиц средней степени сложности, а также не может объяснить смысла сложных и незнакомых пословиц, трактует их буквально, опираясь на конкретные примеры («куй железо…» – «в игре, пока идет фортуна», «не плюй в колодец…» – «нельзя плевать»). Интеллект: по м-ке Равенна невербальная составляющая оценивается в рамках легкой степени легкой интеллектуальной недостаточности (IQ=75), вербальная составляющая по м-ке Векслера – легкая степень легкой интеллектуальной недостаточности (IQ=78), у испытуемого невелик запас общих знаний, способность к логическому обобщению снижена, некоторые суждения носят примитивный, легковесный характер, однако в ряде случаев способен построить умозаключение на основе жизненного опыта с опорой на здравый смысл. Итоговая оценка интеллекта (IQ = 77) – легкая степень легкой интеллектуальной недостаточности. Заключение: проведенное ЭПО выявляет у Т.И.И. снижение интеллекта, достигающее легкой степени легкой интеллектуальной недостаточности. При оценке состояния психических процессов определяется недостаточность уровня обобщения в мышлении легкой степени, уровня абстрагирования от степени выраженности ближе к умеренной, также выявляются расстройства мнестических функций умеренной степени и легкие расстройства произвольного и активного внимания. Дата. Экспериментально-психологическое обследование Г-ва И.В 20г.р. Испытуемый контакту доступен. Активно жалоб не предъявляет, но в процессе выполнения заданий жалуется на плохую память. В беседе монотонен, однообразен, считает, что к нему плохо относятся; рассказывая о взаимоотношениях с сослуживцами, употребляет ненормативную лексику, чувство дистанции снижено, эмоционально невыразителен. В речи испытуемого встречаются высказывания, которые могут указывать на наличие идей отношений, воздействия: «Я работал, старался, а они платили столько же, сколько и всем, ко мне всегда плохо относились работодатели, сослуживцы обсуждали меня по их глазам определял, что обсуждают, специально не давали работу, руководитель пытался мной управлять, внушал мне мысли, что я должен уволиться, но я не слушал, следил за мной, приходил и на меня смотрел». Во время ЭПО отношение к выполнению заданий формальное, к факту исследования его умственной работоспособности остается совершенно безучастным, ни о чем не спрашивает, результатами не интересуется, торопится поскорее закончить выполнение предложенных заданий, ссылаясь на то, что «пропустит обед в больнице», ситуацию экспертизы недоосмысляет. Инструкции к заданиям в целом понимает, но в ряде случаев отмечается потеря целенаправленности мышления (испытуемый правильно усваивает инструкцию, начинает правильно выполнять задание, но затем меняет её, при повторении инструкции не всегда возвращается к правильному выполнению задания). Часто дает отказные реакции, которые не всегда удается преодолеть. Отказы объясняет тем, что не знает правильного ответа. Темп деятельности средний, продуктивность при выполнении снижена. Внимание: по м-ке Шульте расстройств произвольного, активного внимания не выявляется (время просчитывания 3-х таблиц в начале и конце ЭПО в пределах 45”). Память: по м-ке запоминания 10 слов выявляются снижения кратковременной памяти – выраженной степени, оперативной памяти – легкой степени, процесса запоминания – легкой степени (динамика запоминания 2, 4, 7, 8, 7, ч/з 40 ‘ – 4 слова), пиктограмму воспроизводит хуже (из 13 правильно воспроизвел только 2 понятия). Мышление: при исследовании абстрактно-логической стороны мышления с помощью м-к на обобщение предметов и явлений, сравнение и классификацию понятий, понимание переносного смысла пословиц и поговорок, при исключении 4-го лишнего в большинстве случаев оперирует главными существенными признаками предметов и явлений, но в некоторых случаях отмечается искажение логики суждений, разноплановость, потеря целенаправленности («замок – постройки» – объединяет замок и замок, т.к. «…название одно и то же, только вещи разные, а вообще замок – все остальное крыши» и др.) при классификации предметов наряду с правильно обобщенными группами в первой части задания, во второй и третьей части обобщение проводит по слабым латентным признакам, иногда по конкретно-ситуационным признакам, также отмечается разорванность и разноплановость, парологичность мышления. (Объединяет группы «посуда», «овощи», «грибы», – «их готовить», при этом из группы «грибы» убирает мухомор и переносит его в группу «животных» – «кто нибудь и съест», далее в эту же группу из группы «растений», убирает дерево, т.к. «слон и медведь могут питаться деревьями»; так же объединяет группы «рабочие», «меры», «одежда», «транспорт», «посуду», «овощи», т. к «рабочие работают с мерами, их можно одеть в одежду, а транспорт потому, что это транспорт, а в посуде из овощей можно поесть приготовить и в машине, и на самолете, и на пароходе»). При сравнении понятий общее между карандашом и ботинком видит в том, что «их можно чистить карандаш до грифеля, обувь щеткой». При объяснении пословиц и поговорок отмечается искажение абстрактной стороны мышления в виде соскальзывания, резонерства: «Шило в мешке…» – «Можно говорить много, а можно мало говорить, много это много, а мало это мало… », «Не все то золото…» – «у которого голова есть, умная и красивая, про золотую голову…». Ассоциативная сторона мышления оценивалась с помощь м-ки «пиктограмм»; мышление характеризуется как образно-символическое, с элементами неадекватной абстрактной символики, отмечается непрямой характер ассоциаций, образы стереотипны, формальны, некоторые из них эмоционально неадекватны, объяснения парологичны, выхолощены с элементами резонерства. («Сердитая учительница», не вспомнил – рисует человечка, обведенного в кружок – «… она не такая, как все, ее не так легко запомнить, поэтому ее в кружок и обвел…»; «мечта», не вспомнил, – человечек с улыбающимся лицом и волосами» – «слишком слабо обозначил, волосы стоят, это мечтает, они за головой, глаза и улыбка – дополнительные обозначения мечты», «надежда», не вспомнил, – человечек без лица с волосами и цветком в руке – «волосы в голове и цветок в руке, а лицо здесь не нужно»). Заключение: проведенное ЭПО выявляет изменение мышления по эндогенному типу (искажение ассоциативно-логической стороны мышления) в виде разноплановости, разорванности, потери целенаправленности мышления. Также отмечается актуализация латентных признаков, стереотипии, формализм, парологичность суждений, элементы резонерства и соскальзывания, выхолощенность, неадекватность ассоциативных связей. Дата добавления: 2015-02-09 ; просмотров: 18 ; Нарушение авторских прав
|