Что такое эрец исраэль

Эрец Исраэль

Полезное

Смотреть что такое «Эрец Исраэль» в других словарях:

Эрец Исраэль — О стране, наиболее тесно связанной с Землёй Израильской, см. «Израиль». См. также «История Израиля». Спутниковый снимок Земли Израильской, включая части Государства Израиль, Иордании, Египта и Ливана. Январь 2003 года. Земля Израильская (ивр.… … Википедия

Эрец-Исраэль — О стране, наиболее тесно связанной с Землёй Израильской, см. «Израиль». См. также «История Израиля». Спутниковый снимок Земли Израильской, включая части Государства Израиль, Иордании, Египта и Ливана. Январь 2003 года. Земля Израильская (ивр.… … Википедия

Эрец Исраэль Шелану — ивр. ארץ ישראל שלנו‎ Страна … Википедия

Мудрецы Эрец Исраэль — (Хахмей Эрец Исраэль) Сказал р. Пинхас от имени р. Ошайи: Четыреста восемьдесят синагог было в Иерусалиме, и при каждой из них была школа для изучения Св. Писания и дом для изучения Мишны. И все это [и Храм] сжег Аспасианос [Веспасиан] (ТИ.,… … Энциклопедия иудаизма

Музей Эрец-Исраэль — Не следует путать с Музеем Израиля. Музей Эрец Исраэль[1] … Википедия

Исраэль Меир Лау — Рав Исраэль Меир Лау на выступлении в ООН Исраэль Меир Лау (ивр. ישראל מאיר לאו‎; род. 1 июня 1937, Пётркув Трыбунальски, Польша) главный раввин Тель Авива, в 1993 2003 гг. главный ашкеназский раввин Израиля. Содержание 1 Биография … Википедия

Эльдад, Исраэль — Исраэль Эльдад, публицист, историк, философ В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Эльдад. Эльдад (Шайб) Исраэль (ивр. י … Википедия

Агудат Исраэль — (ивр. אֲגֻדַּת יִשְׂרָאֵל‎, «Союз Израиля»; в принятом в ультраортодоксальных кругах ашкеназском произношении Агудас Исроэл) всемирное еврейское религиозное движение ортодоксальных евреев, объединённое в политическую партию, целью которой… … Википедия

Коль Исраэль — קול ישראל … Википедия

Лау, Исраэль Меир — раввин Исраэль Меир Лау … Википедия

Источник

Земля Израиля (Эрец-Исраэль)

В ней он сформировался как нация из различных племен общего происхождения, в ней процветало его суверенное государство, в ней сложился его духовный и религиозный облик, в ней он создавал ценности национальной и общечеловеческой культуры и завещал миру Книгу книг — Библию, мировоззрение которой легло в основу не только иудаизма, но и двух наиболее распространенных религий мира — христианства и ислама. Страна Израиля как независимая геополитическая культурная единица не существует вне контекста еврейской истории. До обоснования в ней израильских племен она представляла собой мозаику ханаанских городов-государств, зачастую подвластных мощному Египетскому царству.

После потери независимости еврейского государства страна на протяжении долгих веков была одной из незначительных провинций различных держав: Рима, Византии, Арабского халифата и Турецкой империи. Эрец-Исраэль, прежде всего, — святая страна иудаизма; но она священна также для христианства и ислама. Однако ее святость и для этих двух религий неотделима от процессов еврейской истории и древней духовной культуры еврейского народа.

Связь еврейского народа со Страной Израиля — беспримерный феномен в истории человечества. Библейское предание начинает жизнеописание родоначальника еврейского народа, уроженца Ура Халдейского в Месопотамии, словами: «И сказал Господь Аврааму: пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1), то есть в Землю Израиля, обетованную Богом потомкам Авраама.

Народ, изгнанный из своей земли и веками рассеянный по всему миру, никогда не утрачивал связи с исторической родиной. Мировоззрение еврейского народа основывалось на мессианстве, то есть вере в избавление человечества и возвращение евреев в Эрец-Исраэль. Этим упованием проникнуто всё духовное творчество еврейского народа в многовековой диаспоре, и неоднократно возникавшие мессианские движения стремились свершить чудо избавления. В Стране Израиля, несмотря на жесточайшие преследования и перемещения еврейских демографических и культурных центров, всегда оставалось ядро еврейского населения. Чаяния политической независимости всегда были прочно связаны в еврейском сознании с Эрец-Исраэль, и за всю многовековую историю галута не было предпринято ни одной попытки обрести политическую независимость в какой-либо из стран рассеяния.

В середине 20 в., после двух тысяч лет изгнания, в Эрец-Исраэль было возрождено Государство Израиль, быстро занявшее второе место в мире по численности проживающих в нем евреев.

Тема «Земля Израиля (Эрец-Исраэль)» раскрыта в следующих статьях:

Источник

Святая земля — Эрец Исраэль

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Наш наследный удел — Тяга к земле. К Святой земле. [↑]

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

Предыстория [↑]

«О Сионе скажут: этот человек и тот человек родились там…» (Теилим 87:5). «Этот человек» относится к уроженцам Израиля, а «тот человек» к тому, кто стремится увидеть свое святое отечество. Он получает такое же благословение, как и те, кто родился там.

Независимо от того, является ли ишув аарец [букв. «заселение Земли»] обязательной заповедью для еврея или нет (этот вопрос будет рассмотрен ниже), само пребывание в Эрец Исраэль приносит большую радость. Но вместе с тем оно накладывает на человека определенные обязанности и требует определенных жертв. Святость Земли оказывает на людей глубокое воздействие, придавая дополнительное значение каждой мысли, каждому поступку. Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку, к какой бы сфере он ни относился — светской или религиозной. В конечном счете, Святая Земля — это сад Всевышнего, а Иерусалим — Его крепость. А от подданных, которые живут во дворце, царь требует безупречного поведения и особой преданности.

Заповедь ишув аарец уникальна во всех отношениях: тот, кто исполняет эту мицву, целиком погружается в нее. Когда еврей приезжает в Израиль, его тело, душа, все его имущество, религиозные и светские обязанности, мысли и действия, мечты и реальность — все это сразу становится частью мицвы. При погружении в микву мы чувствуем, как воды омывают тело, давая духовное очищение всему организму и душе. Такое же действие на человека оказывает пребывание в Израиле. И даже больше: в микву погружаются лишь на несколько мгновений, в то время как живущий в Израиле постоянно испытывает на себе его влияние… даже во сне… и даже после смерти.

Хроника 250-летней давности [↑]

Одно из самых печальных последствий нашего двухтысячелетнего изгнания состоит в утрате связи с нашей древней родиной и в отсутствии стремления к возвращению. Еще в начале восемнадцатого века рабби Яаков Эмден писал:

«Мы почти забыли Святую Землю — источник постоянной надежды в нашем тягостном и горестном скитании по чужим краям. Перенесенные потери и страдания не могут не сказываться на нашем поведении. Мы так заняты борьбой за существование, что забываем о необходимости вернуться в Эрец Исраэль. Сегодня мы с трудом найдем из тысячи евреев хотя бы одного, который захотел бы переехать в Святую Землю. А может, их еще меньше? Один — в целом государстве, двое — в поколении. Никто не жаждет увидеть Землю и прикоснуться к ней. Устроив себе тихое и безопасное гнездышко за пределами Земли, мы забываем, что это лишь временная наша обитель. Или того хуже: воображаем, будто обрели для себя “свою” Эрец Исраэль, “свой” Иерусалим. Именно поэтому несчастья не покидают нас. Мы селимся в чужих землях, к нам поначалу хорошо относятся, и самодовольство одолевает нас. Нам бы тосковать по Эрец Исраэль, а мы высокомерно и бездумно отвергаем ее. Но вот политические тенденции меняются, и снова нас изгоняют, и снова мы рассеяны по всему свету. Так случается всякий раз, когда мы перестаем слышать зов Земли нашего наследия, колыбели еврейского народа, святого места, где покоятся наши великие праотцы и праматери».

Начало возвращения [↑]

И все же на протяжении долгих веков изгнания истинные евреи по одиночке и небольшими группами приезжали в Святую Землю, чтобы выполнить мицву ишув аарец и соблюдать заповеди, связанные с пребыванием в Эрец Исраэль. Среди них были известные раввины и простые люди, выходцы из самых разных стран. Все они услышали зов родной земли и пошли на этот зов, не побоявшись тягот пути и трудностей вживания в новую среду. Среди ранних переселенцев было много выдающихся людей:

Триста Баалей Тосефот — талмудистов из средневековой Франции и Германии во главе с рабби Ионатаном Акоэном, прибывших в Эрец Исраэль в 1210 г.; Рабби Иштори Апархи (ок. 1300 г.) — автор первого топографического исследования Святой Земли, ставшего классическим — Кафтор веФерах; Рабби Овадия из Бартеноры, автор до сих пор пользующегося популярностью комментария на Мишну; Рабби Иосеф Каро, составитель и кодификатор Шулхан Аруха и ряда других алахических комментариев; Рабби Ицхак Лурия, святой каббалист, известный также под именем Аризаль, Рав Моше Альших; Рав Моше Хаим Луцатто, автор классических трудов по еврейскому мировоззрению Месилат Ешарим и Дэрех Ашем.

В восемнадцатом веке началось переселение хасидов и учеников Виленского Гаона, положившее начало первым волнам репатриации, которые продолжают нарастать вплоть до наших дней.

Благодаря этим отважным людям, их убежденности и готовности к самопожертвованию, еврейское присутствие в Эрец Исраэль никогда не прекращалось. Этот факт очень важен по целому ряду причин.

Во-первых, право евреев на Землю Израиля как на законную родину в большой степени обосновано именно тем, что они практически никогда не уступали эту землю целиком другим народам.

Во-вторых, еврейский календарь и другие установленные раввинами мицвот остаются обязательными для евреев, живущих в хуц лаарец [вне Земли Израиля], лишь до тех пор, пока в самом Израиле есть еврейское население. И, наконец, мицвот, которые исполняют религиозные евреи, служат залогом существования не только всего еврейского народа, но и всех остальных народов мира. Но поскольку некоторые мицвот могут исполняться только в Израиле, там обязательно должна присутствовать хотя бы горстка евреев, соблюдающих законы Торы; иначе может пострадать весь мир.

Почему мы стремимся к Эрец Исраэль [↑]

Присущее каждому еврею стремление к Израилю — часть наследия, полученного от Авраама. Б-г повелел ему пройти по Эрец Исраэль, а затем вернуться в Месопотамию и ждать там разрешения на возвращение в Землю Обетованную. Все эти годы вынужденного изгнания Авраам тосковал по Израилю и молил Всевышнего, чтобы Он позволил ему вернуться и поселиться там. «Кто даст мне крылья, как у голубя! Улетел бы я и успокоился» (Теилим 55:7). И вот долгожданный момент настал. «И пошел Авраам, как сказал ему Ашем» (Берешит 12:4). Мудрецы говорят, что он, горя нетерпением исполнить мицву, отправился в путь в тот же день, когда получил разрешение, и не успел даже как следует подготовиться к путешествию.

Жизнь Ицхака сложилась необычно. Когда в Эрец Исраэль установилась долгая засуха и условия жизни резко ухудшились, Ицхак собрался в Египет. Он хотел последовать примеру своего отца, который при схожих обстоятельствах прожил там некоторое время. Но Всевышний остановил Ицхака, лишь только тот дошел до Герара. «Живи в этой земле, — сказал ему Б-г, — и не выходи из нее. Отдав тебя Мне в жертву, Авраам освятил тебя, и теперь тебе нельзя покидать пределы Святой Земли, ибо нечистота идолопоклонников осквернит тебя, даже если душа твоя сохранит Мне верность. Поэтому останься здесь.» Так Ицхак провел всю жизнь в Эрец Исраэль, не покидая ее ни на один день; он преданно любил эту землю и верно служил Б-гу.

Яаков продолжил традицию отца и деда. Когда он вернулся в Эрец Исраэль из Арама, где скрывался от своего брата Эсава, в его жизни начался новый этап, отмеченный еще более тесной связью с Б-гом. Сказал ему Ашем: «Возвратись в землю отцов твоих и на родину твою, и буду Я с тобой» (Берешит 31:3). В этой фразе содержится одновременно и приказ, и обещание. Яаков долго размышлял над ее смыслом. Почему во все годы, проведенные в Арам Наараим, я ни разу не удостоился Б-жественного Присутствия? Наверное, потому, что жил в хуц лаарец. Теперь, когда Б-г велит мне вернуться в Святую Землю, обещая сопровождать меня, я смогу вновь приблизиться к Нему.

Теперь Яаков понял, какая прочная связь существует между пребыванием в Эрец Исраэль и близостью к Б-гу. Но когда он вместе со всей семьей и имуществом собирался перейти границу Святой Земли, перед ними во главе большого войска возник жаждавший мести Эсав. Яаков не на шутку испугался. Здесь некоторые комментаторы задают вопрос: не проявил ли Яаков неверие в силу Творца, испугавшись Эсава? Ведь брат его был обыкновенным смертным из плоти и крови. Одно из объяснений состоит в том, что Яаков боялся не самого Эсава, а его заслуг, накопленных им за годы жизни в Эрец Исраэль. У самого Яакова таких заслуг перед Б-гом не было, поэтому он всерьез опасался, что месть Эсава приобретет такую духовную силу, которая превзойдет его физические силы. Опасения Яакова подтвердились той же ночью, когда ему пришлось вступить в схватку с ангелом Эсава. Следовательно, страх Яакова был совсем не беспочвенным.

Но ничьи чувства нельзя сравнить со страстной любовью к Эрец Исраэль, которая переполняла душу Моше Рабейну. Он просил Ашема разрешить ему хотя бы «перейти и посмотреть на эту землю» (если уж он не заслужил поселиться на ней — Дварим 3:25). Им овладела такая сильная тоска, что, по словам мидраша, он «истаял, как моль» (Теилим 39:12). Почему Моше так жаждал войти в Израиль? Потому что он прекрасно понимал: именно там Б-жественное Присутствие проявляется наиболее полно и ощутимо, и ему, преданно любившему Б-га, очень хотелось испытать Его близость. Кроме того, он стремился исполнять заповеди, относящиеся к Эрец Исраэль.

«Пребывающий в Эрец Исраэль как будто обрел Б-га», — учит нас Талмуд. Это на первый взгляд чересчур категоричное суждение основано на стихе из книги Ваикра: «Я дам вам землю Ханаанскую, чтобы быть вам Б-гом» (25:38). Отсюда мудрецы делают вывод: еврею предпочтительнее жить в Эрец Исраэль в окружении неевреев, чем в хуц лаарец среди евреев.

Источник

Что такое эрец исраэль

Что такое эрец исраэль. Смотреть фото Что такое эрец исраэль. Смотреть картинку Что такое эрец исраэль. Картинка про Что такое эрец исраэль. Фото Что такое эрец исраэль

Историческая область Эрец-Исраэль включает в себя, как непосредственно Израиль, так и ряд районов, в него на данный момент не входящие, а именно земли Южного Ливана, Западная Иордания, некоторые регионы Сирии, Сектор Газа, Иудея и Самари.

Что такое эрец исраэль. Смотреть фото Что такое эрец исраэль. Смотреть картинку Что такое эрец исраэль. Картинка про Что такое эрец исраэль. Фото Что такое эрец исраэль

Именно эти земли были заповеданы Богом потомкам Израиля (до определенного времени – библейскому патриарху Иакову), и уже как Земля Израильская фигурируют в Книгах Царств, пророка Иезекииля, а также в более поздних библейских текстах.

То есть, Эрец Исраэль – это земля, обещанная Богом 12 коленам Израилевым. И как бы впоследствии не делились эти территории, кому бы они ни принадлежали, они всегда оставались Землей Обетованной с четко очерченными границами.

Но как же там образовалась Палестина? Истоки ее также уходят в далекое прошлое. Некогда, еще на заре становления Израильского царства, часть прибрежных территорий были захвачены филистимлянами. Это были крайне воинственные племена, с которыми не мог справиться ни один властитель. Евреи называли их плиштим, то есть, пришельцы, захватчики. Очень долго иудеи и филистимляне воевали между собой, пока точку в противостоянии не поставил царь Давид.

Однако во времена владычества Римской империи последний еврейский оплот на Ближнем Востоке, каковым являлось Иудейское царство, было полностью уничтожено. На месте Иерусалима по велению императора Адриана возвели город Элия Капитолина. А для всех некогда еврейских земель от Средиземного моря до реки Иордан было придумано название Палестина – латинский вариант греческого слова, обозначавшего филистимлян. Так Эрец-Исраэль на определенном уровне превратился в Палестину.

Однако это наименование было не больше чем географическим понятием. В памяти евреев, а затем и христиан, Палестина оставалась Землей Израиля. Дело в том, что христианство является религией, отпочковавшейся от иудаизма, поэтому большая часть библейских понятий и терминов из Ветхого Завета перекочевали в Новый Завет. Возможно, для христиан только понятие Эрец-Исраэль мало что значило, но это уже детали.

С легкой руки императора Адриана название Палестина существовало до самой середины ХХ века. Интересно, что до определенного времени все люди, проживавшие на этой земле, именовались палестинцами, невзирая на этнос, к которому они принадлежали. Но после 1948 года это понятие изменилось. Палестинцами оказались исключительно арабские жители региона, а евреи стали именоваться израильтянами.

Что такое эрец исраэль. Смотреть фото Что такое эрец исраэль. Смотреть картинку Что такое эрец исраэль. Картинка про Что такое эрец исраэль. Фото Что такое эрец исраэль

Тем не менее, название Эрец Исраэль не исчезло. Этим словом продолжают пользоваться всевозможные политики сионистского и антисионистского толка, религиозные деятели и простые люди. К примеру, в Советском Союзе граждане еврейской национальности в разговорах между собой очень часто Израиль именовали Эрец-Исраэль. Примерно так же поступали и некоторые религиозные деятели. Они не признавали окончательными нынешние границы Государства Израиль и оперировали формулировками Земли Израиля в ее первоначальных границах.

Некоторые современные политики утверждают, что еврейский суверенитет должен распространяться на весь Эрец-Исраэль в границах, заповеданных Богом. Ныне существующие рубежи они не считают полноценными, ведь после подписания мирных договоров с рядом мусульманских государств часть земли Эрец Исраэль оказались вне юрисдикции Израиля.

Источник

Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк. Объединенное царство

Введение

Приблизительно в середине 11 в. до н. э. произошли значительные перемены в политическом положении израильских племен. Филистимляне, после некоторого периода политической и военной консолидации, перешли к систематическому наступлению на центральный Ханаан.

По библейскому преданию (I Сам. 13:19), производство железных орудий на всей территории поселения израильских племен полностью находилось под контролем филистимлян. Пользуясь превосходством в военной организации и в вооружении, они захватили плодородные долины Иудеи и южного Эфраима (см. о наделе колена в статье Эфраим), все более расширяя свои владения. Тогда против филистимлян выступила коалиция израильских племен центрального Ханаана. Чтобы придать борьбе характер священной войны, Ковчег завета был привезен из Шило и сопровождал войска. Однако израильская армия была разбита. Ковчег завета был захвачен в плен, и филистимляне прорвались в глубь Эфраима и разрушили центр амфиктионии в Шило. Эта война, приведшая к порабощению большей части Израиля, была воспринята израильтянами как тяжелая национальная катастрофа и в конечном счете стала поворотным пунктом в истории народа.

Период между разрушением Шило и началом освободительной войны против филистимлян под предводительством царя объединенного Израиля, Саула, является также периодом деятельности судьи-пророка Самуила, которая, в сущности, распространилась лишь на территории колен Эфраим и Биньямин. Именно в эти годы в народе возникает сознание необходимости постоянного политического руководства для обороны от внешних врагов и для создания мощного межплеменного политического объединения. Первым царем Израиля был избран доблестный воин Саул из колена Биньямина, который незадолго до своего избрания освободил осажденный аммонитянами город Явеш-Гил‘ад в Заиорданье, разбив в неожиданной атаке войска Нахаша, царя аммонитян.

Саул (1025–1004 гг. до н. э.)

Вскоре после воцарения Саул провел успешную кампанию против филистимлян: разбив вражеский гарнизон в наделе Биньямина, он затем нанес сокрушительное поражение предпринявшим карательную экспедицию силам филистимлян. Вытеснив филистимлян из горных районов Иудеи и Эфраима, Саул сосредоточил свои военные силы в пограничных областях, стремясь расширить территорию, контролируемую израильтянами, и достичь рубежей, которые могли бы служить эффективной линией обороны против экспансии соседей: филистимлян с запада, амалекитян с юга, заиорданских царств и кочевых племен с востока.

В царствование Саула начинает разрушаться традиционная родоплеменная структура израильского общества и формируются основы государственных институтов, в первую очередь — регулярной армии. Резиденцией Саула был его родной город Гив‘а (с того времени — Гив‘ат-Шаул) в наделе Биньямина, однако его власть не была ограничена территориально-племенными рамками. Вместе с тем в личности и образе действий Саула сохраняются черты, характерные для судей; Саул — не только первый царь Израиля, но и последний израильский судья.

Оправившись от поражения, нанесенного им Саулом, филистимляне предприняли попытку восстановить свой контроль над центральными районами Эрец-Исраэль, однако были разбиты Саулом в долине Ха-Эла (I Сам. 17:52–53). В этом сражении впервые проявил себя Давид из Бет-Лехема в наделе Ие худы, ставший вскоре приближенным царя и его зятем.

Давид (примерно 1010 г. до н. э. — 970 г. до н. э.)

Гибель царя и фактическое распадение царства побудили старейшин колена Ие худы вручить Давиду власть над Иудеей, столицей которой стал Хеврон. Воцарение Давида над Иудеей сделало неизбежным конфликт между ним и Эшба‘алом, сыном и наследником Саула. Убийство Эшба‘ала собственными военачальниками положило конец вооруженной борьбе между сторонниками династии Саула и Давидом. Старейшины израильских племен прибыли в Хеврон и передали Давиду власть над всем Израилем (около 1004 г. до н. э.).

Став царем, Давид оказался перед лицом тех же задач, которые в свое время стояли перед Саулом: консолидация израильских племен и освобождение страны от филистимлянского господства.

По-видимому, первым шагом Давида был захват ханаанского анклава в центре страны — иевуситского Иерусалима — и превращение его в царскую резиденцию. Таким образом Давид не только устранил географическую помеху единению северных и южных племен, но и формально отделил царскую власть от гегемонии того или иного колена: Иерусалим фактически не принадлежал ни одному из племен, а захват города исключительно силами царских отрядов обеспечил Иерусалиму статус царской собственности.

Филистимляне, видевшие в консолидации израильских племен угрозу своему господству над южной и центральной частью Эрец-Исраэль, начали военные действия против Давида. После ряда ожесточенных сражений, наиболее значительное из которых произошли у Бет-Лехема и в Эмек-Рефаим на подступах к Иерусалиму, Давиду удалось вытеснить противника из горных районов, а затем, окончательно сломив военную мощь филистимлян, отторгнуть от Филистеи Гат и сократить ее территорию до узкой прибрежной полосы к югу от реки Яркон.

За ослаблением Филистеи и установлением западной границы царства последовал ряд кампаний, целью которых было покорение ханаанских анклавов на севере страны — городов-крепостей в Шаронской и Изреельской долинах и в Галилее (Мегиддо, Та‘анах, Бет-Шеан, Хацор и других) и их интеграция в Объединенном Израильском царстве. На следующем этапе Давид овладел территориями с еврейским и смешанным населением в Заиорданье — в Гил‘аде и Башане, что привело царство к конфликту с Аммоном и Моавом. Военные действия закончились присоединением к царству Давида не только Аммона, Моава и Эдома, но и арамейских государств центральной и южной Сирии, пытавшихся оказать поддержку Аммону. Царство Давида превратилось теперь в обширное государство, северная граница которого достигала Евфрата, а южная проходила у Синайского полуострова.

Основным внутриполитическим достижением Давида было создание государственного аппарата, превратившее царский двор в административный центр страны. Возникает новое сословие — царское чиновничество, проводится преследующая цели фиска (налоги) перепись населения, укрепляется регулярная армия. Во главе управленческого аппарата Давида стоит военачальник царя; важную роль играют софер, мазкир и ашер ал ха-мас (писец, секретарь и лицо, ведавшее сбором налогов и отбыванием трудовой повинности). При организации государственного аппарата Давид, по-видимому, следовал некоторым ханаанским образцам, а также привлекал на службу опытных ханаанских чиновников.

При Давиде вся гражданская и военная администрация, а также высшая судебная власть (поскольку царь был верховным судьей) сосредоточивается в Иерусалиме. Когда же в Иерусалим был перенесен Ковчег завета, за которым прибыли обслуживающие его священники и левиты, город превратился и в культовый центр. В этот период в стране зарождается новая идеология, согласно которой личность царя наделяется священническими прерогативами и трактуется как содержащая в себе элементы святости. Эта древняя ближневосточная традиция царя-жреца отчетливо выражена в Пс. 110 (в русской традиции 109), где утверждается преемственность между полулегендарным древнейшим царем-жрецом Иерусалима Малки-Цедеком и Давидом. В этом контексте зарождается идея (окончательно сформировавшаяся при преемниках Давида) о «нерушимом завете Сиона». Бог заключает с Давидом договор, согласно которому династия Давида будет править народом вечно, а столица Давида, Иерусалим, будет во веки веков святым городом, единственной обителью Бога (Пс. 89 [88]). Завет Сиона — клятва, данная Богом Давиду, — и неразрывная связь между домом Давида и Иерусалимом легли в основу мессианизма: праведный царь-избавитель воцарится в Иерусалиме и будет принадлежать к дому Давида. Последние годы царствования Давида были омрачены рядом печальных событий: засухой, эпидемией чумы, восстаниями и дворцовыми интригами в борьбе за престолонаследие.

Административные реформы Давида, проведенные в короткий срок, естественно вызвали противодействие приверженцев патриархального строя, в частности старейшин израильских колен, традиционную власть и авторитет которых эти реформы подрывали; в некоторых коленах, особенно Биньямина и Эфраима, возникло острое недовольство, вылившееся в два восстания: мятеж сына Давида Авшалома и восстание под руководством Шевы, сына Бихри, из колена Биньямина, призывавшего к свержению династии Давида. Оба восстания были подавлены лишь ценой огромных усилий.

В результате убийства старшего сына Давида, Амнона, и гибели Авшалома при подавлении возглавленного им восстания наследником Давида становится один из младших сыновей царя, Соломон.

Соломон (967–928 гг. до н. э.)

Соломон унаследовал обширную империю, включавшую кроме территорий с еврейским населением вассальные арамейские царства Сирии и заиорданские царства Моав, Эдом и Аммон. Свидетельством превращения царства Соломона в доминирующую политическую силу на Среднем Востоке является тот факт, что египетский фараон, нарушив вековую традицию, дал в жены Соломону свою дочь, приданым которой был пограничный город Гезер.

Продолжая политику отца, направленную на ослабление племенной организации и концентрацию власти в руках царя, Соломон разделил страну на 12 округов, границы которых не совпадали с границами племенных наделов; во главе округов были поставлены царские наместники. Колено Ие худы заняло привилегированное положение, находясь под непосредственным управлением самого царя.

Соломон значительно увеличил регулярную армию и ввел в употребление боевые колесницы. Отряды колесниц сосредоточивались в нескольких городах, где были построены конюшни, колесничные парки и продовольственные склады.

Спокойствие на границах и упорядоченная власть благоприятно отразились на экономике страны. При Соломоне значительно расширяются обрабатываемые площади и происходит интенсификация земледелия. Излишки сель­ско­хо­зяй­ст­вен­ной продукции, взыскиваемые в виде налогов, пополняют царскую казну, позволяя осуществлять широкие строительные программы. Контроль над торговыми путями между Малой Азией, Сирией, Месопотамией и Египтом превращает царство Соломона в центр транзитной торговли, доходы от которой также поступают в казну: внешняя торговля была объявлена царской монополией и велась царскими купцами. Стремясь к расширению торговых связей, Соломон вместе с царем Тира Хирамом снарядил в Эцион-Гевере на берегу Эйлатского залива суда для экспедиции вдоль берегов Аравии и Восточной Африки. Свидетельством успеха торговой экспедиции на юг является визит, нанесенный Соломону царицей южноаравийского царства Сабы.

Кульминацией принявшего при Соломоне небывалый размах строительства является сооружение финикийскими мастерами по финикийскому образцу Иерусалимского храма. Рядом с Храмом был построен царский дворец, к которому примыкали дома царских сановников и знати. Вокруг Иерусалима была возведена мощная стена с несколькими монументальными воротами. Крепостные стены были возведены и в ряде других городов (Мегиддо, Хацор, Гезер, Бет-Хорон, Кирьят-Ие‘арим).

Вторая половина царствования Соломона ознаменовалась все усиливавшимися признаками экономического и политического кризиса царства. Широкие строительные мероприятия царя истощили государственную казну настолько, что в уплату за дорогие строительные материалы, понадобившиеся для возведения Храма и дворца, Соломон вынужден был передать царю Тира Хираму «двадцать городов в земле Галилейской» (I Ц. 9:11). Восшествие в 935 г. до н. э. на египетский престол фараона новой, XXII династии, видевшего в усилении царства Соломона угрозу интересам Египта, заставило Соломона развернуть широкое и дорогостоящее оборонное строительство на южных и юго-западных границах страны. Наряду с денежными затратами строительство требовало увеличения бремени тягловой повинности, возложенной на население царства. Освобождение арамейского царства и Эдома (Идумеи) от израильского господства, произошедшее, как полагают исследователи, еще в правление Соломона, не только уменьшило налоговые поступления, но и ослабило роль царства Соломона как страны посреднической торговли, что также отрицательно сказалось на доходах казны. В то же время содержание Храма, царского дворца и большой армии требовало огромных средств, которые взыскивались в виде налогов с податного населения страны. Росло также и политическое недовольство против царя и его колена, освобожденного от денежных податей и трудовых повинностей: северные колена чувствовали себя порабощенными царем и его племенем. Это недовольство вылилось в открытое восстание, возглавленное Иоров‘амом из колена Эфраим. О восстании Иоров‘ама не сохранилось подробных сведений, и потому трудно установить, являлось ли оно сепаратистским мятежом, подобным восстанию Авшалома, или протестом против налоговой политики Соломона, сопровождавшимся публичным непослушанием. Согласно библейскому повествованию, восстание было инспирировано пророком Ахией ха-Шилони (I Ц. 11:29–39), выражавшим недовольство священнических кругов, которые не хотели смириться с централизацией культа в Иерусалиме и требовали восстановления авторитета старинных культовых центров, в частности Шило, оспаривая в культурно-религиозном плане гегемонию колена Ие худы.

Что такое эрец исраэль. Смотреть фото Что такое эрец исраэль. Смотреть картинку Что такое эрец исраэль. Картинка про Что такое эрец исраэль. Фото Что такое эрец исраэльСм. Земля Израиля (Эрец-Исраэль)
Что такое эрец исраэль. Смотреть фото Что такое эрец исраэль. Смотреть картинку Что такое эрец исраэль. Картинка про Что такое эрец исраэль. Фото Что такое эрец исраэльСм. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *