Что такое эргономика детской деятельности

Эргономика детской мебели: удобство и практичность

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

К организации пространства детской комнаты нужно отнестись серьёзно: ведь именно там ребёнок проводит больше всего времени, играет, читает, отдыхает. Выбирая мебель, необходимо учитывать некоторые важные моменты эргономики.

Зонирование пространства является едва ли не главным пунктом при продумывании планировки комнаты. Для всех видов деятельности (учёба, игры, сон) должно быть выделено определённое место, и для каждой зоны необходимо подобрать подходящую мебель. Лучше всего избегать острых углов и выступающих деталей, отдавая предпочтение обтекаемым формам.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Сейчас на рынке представлен широкий ассортимент двухъярусной мебели, позволяющей экономить пространство. Модели могут различаться по комплектации, например, совмещать спальную и рабочую зоны или же место для сна и шкаф.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Большое значение имеет правильная расстановка мебели. Шкафы для хранения одежды размещают ближе к зоне отдыха. Игрушки и книжки удобнее держать в игровой зоне.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Многие родители предпочитают покупать мебель-трансформер. Детская кроватка, становящаяся спальным местом для подростка или раздвигающаяся и превращающаяся в столик, это удобно и практично. И не требует дополнительных финансовых трат.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Отдельное внимание следует уделить цветовой гамме. Не стоит использовать при оформлении детской комнаты чересчур много ярких оттенков: это будет действовать на психику ребёнка возбуждающим образом. Лучше выбрать спокойную палитру и добавить интересные акценты.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельностиЧто такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Ребёнок проводит в детской значительную часть своего времени, поэтому оформлению комнаты стоит уделить особое внимание. Создавая интерьер, можно привлечь к этому занятию ребёнка, добавив элементы игры.

Источник

Эргономические особенности организации среды для детей

Проектирование среды и предметного мира для детей имеет свою специфику. С точки зрения эргономики к детской среде предъявляются достаточно жесткие требования. Особенно много проблем возникает в жилище, поскольку жилище традиционно строится как среда обитания взрослы со своей специфической размерностью и все увеличивающимся количеством сложных и опасных бытовых приборов.

Поэтому, организация жизни детей в доме — важнейшая задача любой семьи. Как бы ни складывались обстоятельства — есть ли у семьи возможность выделить детскую комнату или только детский уголок в спальне либо в общей комнате — это пространство должно быть персональным, «своим» для ребенка.

Есть предположение, что наличие у ребенка в жилище своего места, «уголка» определенной «контролируемой территории» формирует у него соответствующие личностные качества — такие, как самостоятельность, способность самому принимать решения, активность, коммуникабельность, и наоборот, отсутствие такого места делает его склонным к нерешительности, зависимости, пассивности.

Детское место должно отвечать общим требованиям — быть светлым, с достаточным временем инсоляции, хорошо проветриваемым, что одинаково важно для детей всех возрастов. Частные требования к детскому интерьеру определяются психологическими особенностями детей, которые зависят от их возраста и являются специфичными для каждой возрастной группы. Выделяют следующие возрастные группы: младенчество (от рождения до одного года); раннее детство (1—3 года); дошкольное детство (3-6 лет); младший школьный возраст (6-10 лет); подростковый возраст (10-15 лет).

Психологи установили, что каждая возрастная группа отличается своим характером отношений между взрослыми и ребенком и что каждому возрасту соответствует своя ведущая деятельность. Так, в младенческом возрасте ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение со взрослыми. В раннем детстве (2-3 года) ведущей является предметная деятельность. В дошкольном возрасте особое внимание уделяется ролевым играм.

В младенческом возрасте у ребенка формируется нормальная работа зрительного анализатора – глаза, поэтому важно продумать положение светильников в комнате. Надо обеспечить такое расположение светильников и такой тип и конструкцию экранирования, чтобы прямой свет от источника освещения не попадал в глаза ребенка.

Основные виды деятельности для детей второго и третьего года жизни — это сон, игра, еда. Для детей 3-6 лет эти виды деятельности сохраняются в несколько трансформированном виде. Игры становятся самостоятельными, возникают некоторые формы целенаправленной деятельности: рисование, моделирование и т. п. Набор мебели для детей обеих возрастных групп один и тот же. Он включает в себя кроватку для сна, бельевой и платяной шкафы, стульчик, соответствующий росту ребенка, стол или доску для игр и работы со строго выверенной отметкой, устройство для хранения игрушек и книжек (полки и ящики), спортивный инвентарь.

К третьему году жизни ребенок постоянно экспериментирует, самостоятельно сидит за столом вместе со взрослыми. К шести годам он уже способен самостоятельно застелить постель. Хорошо продуманный тип мебели и оборудования позволяет привить ребенку навыки ухода за собой, приучает к порядку. Если в детском уголке или комнате предполагается хранить игрушки в ящиках, а они достаточно легки и безопасны и могут переставляться самим ребенком, то ребенок достаточно легко приобретает трудовые навыки. Простая и легкая для перестановки мебель обеспечивает смену впечатлений, эффект новизны. Мебель может приобретать «игрушечные» черты за счет ее художественного оформления.

Хорошо, если ребенок имеет в комнате специальное пространство для игр, работы, увлечений. Возможность вычленить подобное пространство с помощью декоративных тканей, легких экранов или элементов передвижной мебели является не просто данью моде или прихотью дизайнера, но и средством сделать пространство соразмерным ребенку, дать ему возможность сосредоточиться, действовать, подчиняясь своим биологическим ритмам.

Хорошо, если у детей данной возрастной группы появляется возможность свободно рисовать и писать красками. А для этого на стене, боковой стенке кровати или на полу можно закрепить плоскость для рисования мелом или пастелью. Можно установить для ребенка мольберт.

Детский уголок или комната для детей школьного возраста призвана обеспечивать следующие виды деятельности: работу (в том числе школьные занятия), игры, увлечения, уборку, отдых (кратковременный и долговременный), физические упражнения (они могут рассматриваться как одна из форм отдыха). Требования к мебели в общих чертах сохраняются те же. Мебель для работы и игр остается «растущей». Мебель, как и раньше, должна иметь такое покрытие, которое позволяло бы ее мыть и дезинфицировать.

Важным психологическим условием является создание эмоционального фона. Характер декора и сам образ комнаты должен быть выбран ребенком (речь идет о детях среднего и старшего возраста) — уголок или комната могут быть оформлены как жизненное пространство будущего спортсмена, художника, путешественника и т. п. Очень важной составляющей эмоционального комфорта является тонко использованный цвет.

Цветовое предпочтение на протяжении всей школьной жизни ребенка изменчиво и импульсивно. Данные многих исследований показывают, что цветовое предпочтение изменяется с возрастом, но изменяется не беспорядочно. По мере роста дети все чаще в качестве излюбленных цветов называют более холодные и более сложные тона.

Практика применения цветов в детских помещениях непосредственно связана с возрастом ребенка.

Яркие игрушки, разнообразные по форме и цвету, сопровождают ребенка с первых месяцев жизни, и применение первых цветов предпочтения — красного, синего, желтого — оказывается вполне оправданным. Зато цветовое окружение в этот период жизни должно быть предельно нейтральным — цвет стен, потолка, мебели должен быть очень мягким и разделенным. Для нормального развития цветоразличения необходимо, чтобы яркий фон не отвлекал ребенка, не ослаблял цветового воздействия игрушек.

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Приведенные в таблице данные о характере цветовых предпочтений могут подсказать родителям, как пользоваться цветом.

Цвета предпочтений у детей разного возраста

Возраст (лет)Излюбленные цветаОтвергаемые цвета
4-10Красный, пурпурный, розовый, оранжевыйСерый, черный, темно-коричневый
11-12Зеленый, желтый, красныйОливковый, фиолетовый
13-16Синий, зеленый, фиолетовый.Пурпурный

Тем не менее, не стоит забывать о том, что цветовые предпочтения не означают, что тот или иной цвет должны доминировать в интерьере детской комнаты. Это цвета, которые нравятся детям. Для общего колористического решения комнаты, как и для жилых комнат взрослых важна уравновешенная гармоничная цветовая среда, поскольку работа зрительного аппарата ребенка, как и у взрослых, в значительной степени определяется врожденными алгоритмами.

Если в яркие цвета предпочтения окрашены подвижные элементы детской комнаты (ящики для игрушек, мебель для сидения и т. п.), которые можно переставлять и перегруппировывать, то они будут обеспечивать и поддерживать эффект новизны.

По мере взросления ребенка желательно изменять общий цветовой колорит детского помещения, привлекая к этому своего ребенка и используя цветовые предпочтения каждого нового периода его жизни.

Учет изложенных выше гигиенических, психологических, эстетических предпосылок определяет основные пути формирования детского интерьера, оправдывает необходимость гибко реагировать на каждое изменение в развитии ребенка.

При недостаточно большой площади детского уголка или комнаты выполнение. всей функциональной программы, обеспечение условий для протекания всех видов деятельности возможно лишь при многовариантном использовании имеющейся площади и за счет применения различных методов трансформации мебели и оборудования.

Первый путь — путь многофункционального использования одного и того же мебельного комплекта.

Разработка того или иного метода трансформации зависит от возраста детей. Школьникам по силам выполнять все виды трансформации самостоятельно. Эту же задачу приходится решать при необходимости разместить в детской комнате двух и более детей.

Отмеченная выше необходимость вычленить в общей комнате соразмерное ребенку пространство относится и к зоне сна, и к зоне игр, работы и отдыха.

Важным условием удобства и полноценности детского интерьера является учет физиологических особенностей ребенка, обеспечение гигиенических требований. К ним, в первую очередь, относится необходимость учитывать рост и остальные антропометрические данные, обеспечение условий для нормальной зрительной работы, нормальных условий для физического развития.

Первое из названных условий требует, чтобы родители контролировали размеры мебели (прежде всего расстояние от пола до рабочей плоскости стола, низа столешницы, сиденья) и проверяли, соответствуют ли они физическим данным ребенка.

Важным показателем удобства детской мебели являются правильные размеры сиденья, т. е. достаточная опорная плоскость способствует нормальному развитию ребенка.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки как горизонтально, так и под углом 7-16°.

При наличии в ученических столах полки высота ниши должна быть более 60 мм.

Есть еще один показатель, который может служить для дополнительной проверки правильности принятой отметки сиденья. Удобство и правильность сиденья определяется тем, что ноги упираются в пол, не перенапрягая седалищные мышцы.

Параметры детского сиденья

Возраст (годы)
Рост (см)71-7778-889-989-106107-116117- 126
Н (высота)
В (глубина)
t (ширина)

С первого года жизни ребенка необходимо обеспечить условия для физических упражнений, постепенно меняя характер тренажеров. После 1-2 лет устанавливается шведская стенка, закрепляется в дверном проеме турник, подвешивается канат. Для детей старшего возраста устанавливаются стационарные или трансформирующиеся тренажеры, способные освободить место для другой деятельности.

По мере роста ребенка увеличивается емкость шкафов. Появляется библиотека, увеличивается объем школьных принадлежностей и учебников, что требует дополнительных шкафов.

Каждое помещение квартиры нуждается в определенной доработке с учетом роста ребенка. Уже говорилось о необходимости расположения крючков на удобном для ребенка уровне в прихожей. Но также необходимы подставки для удобства мытья посуды ребенком и для работ в кухне, нужны простейшие устройства для ребенка в ванной комнате и т. п.

Свою специфику имеют и другие типы среды, где проходит жизнь, игра, обучение детей. Эту специфику имеют детские и спортивные площадки, интерьеры и игровые площадки детских дошкольных учреждений, детские медицинские учреждения. И, конечно, очень специфичным является проектирование предметного мира детей, от игрушек – до одежды, обуви, мебели, и специальных устройств различного назначения. Следует учитывать и то, что ребенок, в процессе своего развития проходит стадии от младенца – до, фактически, взрослого человека, что определяет серьезную возрастную специфику.

Если вы проектируете детскую площадку для игр, то вам, кажется, ясно, что для нее требуется. Вы легко представляете себе детей, бегающих, метающих какие-то предметы, качающихся, прыгающих, карабкающихся, борющихся, вращающихся, кувыркающихся, балансирующих, ползающих, прячущихся, копающих землю, катающихся на коньках, досках и велосипедах. Но одно дело – общее представление, а другое – конкретный, хорошо организованный и рациональный проект. Каждая игра и оздоровительное мероприятие требуют включения в рассмотрение дополнительных особенностей окружающего пространства, необходимых для обеспечения этих занятий.

В проектировании для детей, как ни в какой другой области необходим системный подход с учетом эргономических особенностей. В распоряжении проектировщика имеются многочисленные эргономические справочные данные. Необходимо только понимать, что проектирование для детей – зона особой ответственности.

Практическое занятие по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения задания – 1 ч.

Самостоятельная работа по теме:

Использование принципов эргономического проектирования при решении различных проектных ситуаций по заданию преподавателя.

Время выполнения – 3 ч

Рекомендуемая литература по теме:

1. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер. – М.: АСТ: Астрель, 2006.

Вопросы для самоконтроля:

1. Возможности эргономики в повышении качества жизни в жилище.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Эргономика в образовательном учреждении

Санитарные требования к организации учебной среды. Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием. Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника, особенности освещения, микроклимата, цветового оформления.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления12.12.2016
Размер файла26,8 K

Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть фото Что такое эргономика детской деятельности. Смотреть картинку Что такое эргономика детской деятельности. Картинка про Что такое эргономика детской деятельности. Фото Что такое эргономика детской деятельности

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Контрольная работа по «Теории и технологиям экологического образования дошкольников»

Тема: «Эргономика в образовательном учреждении»

1. Учебная среда в образовательном учреждении

1.1 Санитарные требования к организации учебной среды

1.2 Требования к учебному помещению

1.3 Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием

1.4 Соблюдение рациональной организации рабочего места учащихся

2.1 Эргономические требования к учебному помещению

2.2 Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника

2.3 Параметры оборудования

2.4 Обеспечение благоприятных эргономико-педагогических условий труда учащихся

2.7 Влияние растений на учебную среду

3.2 Учебного оборудования

3.3 Других помещений учреждения

Таким образом, объектами эргономики в образовательном учреждении выступают компоненты его образовательной системы и вся система в целом. Роль эргономико-педагогической составляющей учебного процесса заключается в создании благоприятных условий для реализации психологического и социокультурного потенциалов, сохранения и укрепления здоровья участников образовательного процесса, для обеспечения высокого качества обучения, развития творческих способностей обучающихся, оздоровления педагогического труда.

1.Учебная среда в образовательном учреждении

учебный среда эргономический санитарный

Основные группы факторов учебной среды

физико-химические (температура, влажность, химический состав, физическое состояние,; освещение, наличие шумов)

структуры пространства (размеры, форма, ориентация элементов пространства)

времени (продолжительность и ритм воздействия факторов среды)

технико-эстетические (красота форм, линий, окраски школьного оснащения и оборудования, эстетическое использование цвета)

социально-психологические (взаимоотношения между одноклассниками, общая социально-психологическая атмосфера в классе, организация внеклассной работы и т.п.)

По характеру воздействия на педагога и учащихся учебная среда может быть:

Правильно организованная учебная среда позволит каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться Комфортная учебная среда обеспечивает оптимальную динамику работоспособности, хорошее самочувствие и сохранение здоровья субъектов учебного процесса

Относительно комфортной средой считают такое, которое в течение определенного времени обеспечивает нужный уровень работоспособности и сохранения здоровья учителя и учеников, но вызывает у них неприятные субъективные ощущения и функциональные изменения, которые не выходят за пределы норм.

Экстремальная учебная среда приводит к снижению работоспособности субъектов учебного процесса и вызывает функциональные изменения, выходящие за пределы нормы, но не приводят к патологическим нарушениям

1.1 Санитарные требования к организации учебной среды

Надлежащее оформление помещений учебных заведений обеспечивает нормальное физическое и психическое здоровье учеников и учителей. Для этого их оборудуют в соответствии с требованиями эргономики, психологических, физиологических, возрастных и других особенностей детей и взрослых. Правильно организованная среда помогает сформироваться школьнику как личности.

В зависимости от конфигурации помещения, количества учащихся, организации их деятельности допускают другие варианты расстановки столов, например в 5-6 рядов, полукругом, кругом, группами от 2-6 рабочих мест.

1.3 Требования к оснащению кабинета средствами обучения и учебным оборудованием

Стол педагога должен быть удобен для работы, по площади достаточно для размещения на нем необходимых дидактических материалов (нескольких учебников), для расположения тетрадей и необходимого материала.

1.4Рациональная организация рабочего места учащихся предусматривает соблюдение следующих условий

— рабочая поверхность парты или стола должна быть достаточно большой и удобной для письма и чтения;

— стол и стул должны соответствовать антропометрическим данным ученика для обеспечения удобной рабочей позы, которая предусматривает правильное положение туловища, грудной клетки, рук, плеч, локтей по крышки стола Удобная рабочая поза, в свою очередь, обеспечит нужную работоспособность

2.1 Эргономические требования к учебному помещению

Планирование учебных помещений должно соответствовать их функциональному назначению, характера и режима учебного процесса. Размеры и форма этих помещений определяются общими размерами и формой учебного оборудования и потребностями школьников. Кроме того, при планировании учебных помещений учитывают возможности зрительных и слуховых коммуникаций.

Обязательно наличие в учебном кабинете необходимых инструкций и предупредительных знаков для работы с техническими средствами обучения с целью грамотной их эксплуатации и соблюдение правил безопасности

2.2 Эргономические основы организованного рабочего места дошкольника

Рабочее место ребенка по всем параметрам, в частности окраской, должно полностью соответствовать возрастным особенностям детского организма и эстетическим нормам. Мебель и другие элементы оборудования рабочего места следует изготавливать из экологически безопасных материалов. Их необходимо разместить по эргономичными требованиями, которые предусматривают, прежде всего, удобство для осуществления учебно-воспитательного процесса.

С физиолого-гигиенической точки зрения оптимальные условия для работы ученика обеспечивают соответствие учебного оборудования длине и пропорциям его тела, сохранение наименее утомительной позы и осуществления экономных рабочих движений Для обеспечения этих условий руководствуются общими педагогическим, гигиеническим и психолого-эстетическим принципами.

Часто обеспечения оптимальной рабочей позы осложняется несоответствием параметров школьной мебели размерам тела ребенка. Основной недостаток в конструкции современных парт заключается в том, что недостаточно хорошо рассчитаны эргономические (в отличие от классических) размеры тела школьника. Однако следует учитывать, что в результате процессов акселерации нужно постоянно обновлять данные.

2.3 Параметры оборудования должны соответствовать следующим требованиям

— высота сиденья должна соответствовать средним размерам длины голени со стопой детей с определенным ростом с увеличением на 2 см на толщину подбора;

— глубина сиденья должна равняться 3/4 длине бедра для предотвращения сжатия кровеносных сосудов и нервов нижних конечностей;

— дистанция спинки должна равняться средней величине передне-заднего диаметра грудной клетки школьника соответствующего роста с и увеличением на 3-5 см

Организация рабочих мест должна способствовать снижению утомляемости учащихся, исключать бесцельное расходование их сил, так как проведение упражнений в то время, когда учащиеся утомлены, сильно замедляет формирование навыков. На каждом рабочем месте должны быть обеспечены безопасные условия труда. Многолетний опыт обучения свидетельствует, что правильная организация рабочих мест учащихся способствует повышению производительности и культуры их труда, соблюдению техники безопасности. При надлежащем порядке на рабочем месте экономится мышечная энергия учащихся, лучше сохраняется оборудование.

Научная организация труда на рабочем месте предполагает прежде всего рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащихся, устранение лишних и неудобных движений, что обеспечивает высокую производительность труда и качество работы.

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последнее время стала объектом внимания медиков, педагогов, родителей, широкой общественности.

В условиях школы можно рассматривать деятельность учащихся как трудовую, что позволяет наложить системный подход эргономических методов на организацию труда учителя и обучение школьников. Для устранения факторов статической физической нагрузки в процессе занятия педагога могут применяться различные формы активизации деятельности учащихся:

— устная работа, сопровождаемая поднятием рук учениками, желающими ответить на поставленный вопрос;

— ответ с места (с непременным вставанием ученика);

— выход одного или нескольких учеников к доске при решении математических задач или доказывании теорем;

— работа в парах (при этом дети поворачиваются друг к другу).

Такая доска позволяет оптимизировать урок, вызвать к доске сразу несколько учащихся, быстро сменить задания.

Современное оборудование позволяет педагогу очень быстро менять задания, переключать внимание учеников с доски на боковую стену и обратно.

Наличие грамотно подобранных тематических наглядных учебных пособий в кабинете позволяет задействовать зрительный канал памяти опосредованно и непосредственно во время урока при объяснении нового и закреплении пройденного материала.

Главная задача учителя грамотно разрядить обстановку на уроке. Заметив усталость детей, можно сменить форму работы, предложить учащимся нестандартные занимательные задачи, да и просто вовремя пошутить. Суровый педагог, который всё время держит класс в напряжении тревожного ожидания, добьётся меньших результатов, чем учитель с чувством юмора и позитивным взглядом на жизнь.

2.4 Обеспечение благоприятных эргономико-педагогических условий труда учащихся

Педагогическая эргономика сосредоточена на оптимизации условий труда школьников, поскольку от их качества зависит здоровье учащихся, заинтересованность и способность усваивать учебный материал. Значительное влияние на формирование и поддержания качества условий обучения школьников могут осуществляться учителем.

Они охватывают следующие элементы:

— освещение (естественное, искусственное);

— микроклимат (физические параметры: температура, относительная влажность, скорость движения воздуха)

Учебные помещения и рабочие места максимально благоприятно освещают, что имеет большое значение для обеспечения работоспособности учащихся Недостаточное освещение угнетает психику ребенка и остроту зрения и слуха, а следовательно, работоспособность и качество учебной деятельности.

Школьное освещение устраивают при соблюдении следующих критериев:

— равномерность во времени и пространстве;

— отсутствие теней на рабочем месте и вероятности ослепления;

— избежание перегрева помещения

Для освещения школьных помещений используют естественное и искусственное освещение

1) Естественное освещение. Оно является лучшим по биологическим свойствам для глаз человека, однако для создания оптимальных условий обучения естественное освещение тоже нормируют.

2) Искусственное освещение. Им пользуются для освещения школьных помещений в пасмурные дни и темное время суток. Искусственное освещение имеет недостатки по сравнению с естественным, например, лишено ультрафиолетового и других составляющих спектра.

В учебных помещениях рекомендуется использовать люминесцентные лампы. При необходимости естественное и искусственное освещение используют одновременно При этом ряды ламп у окна и противоположной стены включают зависимости от интенсивности естественного освещения Использование открытых ламп (без светильников) запрещено, так как это вызывает головную боль и быструю усталость

В холодном помещении движения учащихся недостаточно координированы, значительное количество энергии расходуется на поддержание оптимальной температуры тела. Если в классе жарко, дети тоже дополнительно тратят энергию результате физиологического противостояния перегрева При этом сердечно-сосудистая система функционирует с напряжением, нарушается водно-солевой обмен, что приводит к быстрой утомляемости школьников.

Большое значение для терморегуляции организма имеет относительная влажность воздуха. Повышенная влажность воздуха вредно влияет на организм вследствие затруднения терморегуляции тела через потоотделение при повышенной температуре воздуха.

Основной задачей педагога при подготовке и во время занятий является осуществление мероприятий, направленных на обеспечение температурного режима, скорости циркуляции и влажности воздуха в классе. Обновление воздуха в помещениях осуществляют естественным и искусственным путями.

Работа учащихся в условиях шума негативно отражается на их здоровье. Под воздействием шума усиливается газообмен, ускоряется пульс, частота дыхания, повышается кровяное давление Шум неблагоприятно влияет на функции нервной системы, вызывает головокружение, головная боль, шум в ушах.

В системе улучшения условий труда большое значение имеет подбор оздоровительной флоры, способствует нормализации состава воздуха, снятию нервно-эмоциональной и зрительной усталости, эстетическому оформлению интерьера. Комнатные растения в помещениях улучшают микроклимат. Правильно подобранные и размещенные растения положительно влияют на взрослых и детей, придают помещению своеобразный колорит и создают комфорт. Подбирая комнатные растения для школьных помещений, следует придерживаться следующих критерий:

— запах растений не может быть сильным, отвлекающим;

— растения не должны вызывать аллергическую реакцию;

— растения не должны закрывать проходы, затемнять окна или светильники эргономика школьный педагогический санитарный

Комнатные растения располагают на специальных стойках, трубчатых подставках, рельсовых конструкциях, пластмассовых полочкам, настенных стеллажах. При этом растения не занимают много места и имеют эстетический вид. Однако, чрезмерное озеленение классных комнат может ухудшить не только освещенность рабочих мест учащихся, но и качество воздушной среды вследствие повышения влажности.

Поскольку до 90% информации о внешнем мире человек воспринимает через орган зрения, многообразие цветов имеет важное значение их физические свойства, закономерности соотношений, физиологическое и психических влияние на человека изучает цветоводство.

Чтобы максимально усилить состояние комфорта, увеличить работоспособность педагога и школьников и одновременно сохранить их здоровье, необходимо при оформлении учебного интерьера учитывать особенности восприятия цветовой палитры людьми с разными типами темперамент.

Итак, уместно использование различных цветов дает возможность влиять на психическое состояние человека

3.2 Цветовое оформление учебного оборудования

Оно должно гармонизировать с цветами помещения. Красить школьную мебель в белые тона нельзя, поскольку это повышает их яркость, отвлекает внимание учащихся и утомляет глаза. Поверхность мебели должна быть матовой, потому блеск ослепляет, резко снижает остроту зрения, скорость реакции и ускоряет утомляемость.

Зрительную работоспособность обеспечивают светло-зеленые цвета и тона натурального дерева Хорошо, если столы отличаются по окраске от доски, ведь чередование цветов предотвращает зрительной усталости.

Декоративное оформление важно в школе, но его не следует размещать на передней стене, потому что оно отвлекает внимание учащихся от доски. Главное внимание детей должно направляться на нее, поэтому нужно, чтобы доска была самой насыщенной и темным пятном учебной комнаты. Цвет ее по яркости не имеет излишне контрастировать с окраской передней стены, поскольку это утомлять глаза из-за резкого контраста между этими предметами. Благоприятным с физиологической точки зрения является темно-зеленый цвет, на котором пишут ярко-желтой мелом, для того, что бы этом острота зрения повышалась. Коричневая доска вызывает угнетение и сонливость.

Коридоры и рекреации рекомендуется красить в такие цвета, которые не использовали в оформлении групповой комнаты, выходит в этот коридор, с целью обновления зрительных впечатлений. Однако, не стоит нарушать общей цветовой гармонии. Цветовое оформление пола поможет школьникам ориентироваться в учебном заведении. Например, определенные фигуры на полу укажут детям, как найти определенный этаж или комнату.

Для актового зала целесообразно выбрать белый цвет, является прекрасным фоном для экспозиций и оформления, создает рассеянное освещение, придает помещению торжественности, не утомляет зрение. Желательно, чтобы завесы и мебель тоже имели холодную палитру.

Положительный эмоциональный эффект оптимальной цветовой обстановки необходимо широко использовать и на занятиях физической культурой. Гимнастический зал не должен быть темным, Маловыразительные цветов кажется тесным, неуютным им, а светлая гамма создает впечатление привлекательного пространства, прохладной свежести.

Говоря об эргономике учебного процесса, не следует забывать, что учебно-познавательная деятельность ребёнка не ограничена рамками школьных занятий и стенами школы. И дома, в собственной квартире необходимо создавать эргономичные условия. В этом важна любая мелочь, включая качество ремонта, проведённого в комнате ребёнка. Примечательно, что многие ремонтно-строительные фирмы, рекламируя свои услуги, подчёркивают свои возможности в обеспечении благоприятных условий для домашней подготовки ученика.

Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. 2006.

Воронина, Е.В. Педагогическая эргономика. 2006.

Николаева Н.С. Методика экологического воспитания дошкольников. 2000

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Общая характеристика учебной деятельности дошкольника, условия, необходимые для ее развития. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению. Формы обучения, используемые в дошкольном образовательном учреждении.

контрольная работа [20,6 K], добавлен 23.02.2011

Влияние творчества на преобразование окружающей среды и решение задач эстетического воспитания, требования к развитию культуры личности к концу пребывания в дошкольном учреждении. Особенности обучения детей на примере детского сада «Солнышко».

отчет по практике [29,4 K], добавлен 18.09.2013

Значение живописи в развитии дошкольника, особенности восприятия произведений детьми в исследуемом возрасте. Требования к отбору произведений живописи для организации совместной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, критерии их оценки.

дипломная работа [342,2 K], добавлен 15.03.2014

Теоретические основы работы с учебной книгой как метода обучения школьников в современной педагогике. Определение понятия метода обучения и учебной книги в современной педагогике. Дидактические требования к работе с учебной книгой. Функции учебника.

курсовая работа [24,6 K], добавлен 12.11.2008

Теоретические основы процесса профессионального обучения по профессии «Повар». Совершенствование профессионального мастерства студентов. Учебное занятие как основная форма организации педагогического процесса в профессиональном образовательном учреждении.

курсовая работа [145,6 K], добавлен 22.09.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *