Что такое эрзя и мокша
Кто же мы? Эрзя, мокша, шокша.
В междуречье рек Оки и Волги (Рав) живет очень древний и красивый народ Эрзя, благородное имя которого происходит от эрзянских слов «эрий», «арий» (житель), «эриця», (живущий, жизнеспособный), «эряза» (быстрый, проворный).
Об эрзянах писали древнегреческие ученые-географы Страбон («Аорсы») и Птолемей («Арсииты»). О народе Arsaja (Ersaja), царь которого «находится в Arsa (Ersa), откуда вывозятся черные соболи, черные лисицы и свинец», сообщал арабский географ и путешественник Ибн-Хаукаль (X в.).
История эрзян уходит в глубокую древность и ее можно проследить по городецкой, поздняковской, волосовской, фатьяновской, верхневолжской и бутовской культурам, а также ямочно-гребенчатой керамике. Географические границы распространения перечисленных культур фактически совпадают, почти в центральной части, а именно недалеко от города Владимир, на левом берегу р. Клязьма обнаружена сунгирьская стоянка, стоянка современного (европеоидного), человека эпохи позднего палеолита.
Исследования находок, в том числе и радиоуглеродный анализ, проводились лабораториями Геологического института РАН, университетов Гроннингена, Оксфорда, Аризоны. Результаты свидетельствуют, что поселение Сунгирь возникло от 20 тыс. до 29 тыс. лет назад. Стоянка существовала или регулярно посещалась людьми на протяжении 2 – 3 тысяч лет.
В 8-13 веках Эрзя с родственными ей по происхождению и языку народами была расселена на Волге по верхнему и среднему её течению, по Оке, Цне, Суре, Мокше, озеру Илмеру (Ильменю), занимала территории, где возникли Ярославское, Владимиро-Суздальское, Рязанское, Московское, Тверское, Нижегородское княжества, Булгарское и Казанское царства. В 8-9 веках значительная часть эрзян проживала в составе Новгородского княжества, в лице Чуди и Мери приняла участие в призвании варягов, в создании Древнерусского государства и русской азбуки, на которой написаны некоторые берестяные грамоты.
Чудь и Меря (Шокша) приняли участие в походе Олега на Киев и таким образом стали в числе других русских народов создателями Киевской Руси. В процессе формирования Древнерусской государственности, а затем Московской Руси Эрзя приняла прямое участие в этногенезе древнерусской народности. Об интегрированности Эрзи в Русь и о её роли в формировании Руси свидетельствует русский былинный эпос: глава русских богатырей Илья Муромец из эрзянского села Карачарово из-под эрзянского города Мурома, Добрыня Никитич из эрзянского города Рязани, Алеша Попович из меряно-эрзянского города Ростова.
С эрзянской реки Сура прибывает в Великий Новгород самый поэтичный персонаж русского эпоса Садко.
Всё это указывает на то, что эрзяне были народом воинственным, героическим, свободолюбивым, ни в чем не уступавшим славянам. Именно эрзяне и другие «робкие» финны, основатели Руси, были и являются самыми надежными и сильными её защитниками, той опорой, на которой она возвышалась и завоёвывала славу великого государства.
Сознательное исключение русской историографией Эрзи, Мери, Муромы, Мещёры и других из русской истории не только является её фальсификацией, но и величайшей исторической ошибкой, ибо заставляют русских мыслить себя не теми, кем они являются.
«Славяне» на рязанских и московских землях – собственно русские мерянского, муромского, мещерского, эрзянского происхождения. Никакие восточные славяне в пределы современной центральной России в масштабах этнического значения не переселялись. Русские здесь не пришельцы, а коренные жители. На эрзянской земле возникло в середине 12 века Московское княжество, собравшее вокруг себя все русские земли. В 1147 г. Москва носила эрзянское имя Москов.
В конце 16-начале 17 века, когда поляки пришли завоевывать Москву и Россию, эрзяне выдвинули из своей среды Козьму Минина и освободили их от интервентов. В 17 веке эрзянин патриарх Никон духовно оздоровил Россию, укрепил её государственность.
В начале 20 века эрзянин (по отцовской линии) Ленин совершил социалистическую революцию и вывел Россию на дорогу прогресса и процветания, на которой она стала самой совершенной цивилизацией на земле, а русский народ – самым великим и сильным народом в мире.
И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.
И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!
Пока верховный Бог эрзян – Инешкипаз, слышит наши молитвы, мы – живущий, жизнеспособный народ эрзя, будем жить. Мы соединим разорванную связь времен, восстановим единство и взаимодействие поколений земле пришли в мир самые выдающиеся персонажи русского этноса: князья Рюрик и Олег, Козьма Минин, Иван Сусанин, Аввакум, Никон, С.Т.Разин, Е.И.Пугачев, А.Суворов, Ф.Ф.Ушаков, А.Н.Радищев, Г.Р.Державин, И.А.Крылов, Н.М.Карамзин, А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.И.Буслаев, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов, Г.В.Плеханов, В.О.Ключевский, А.А.Шахматов, В.И.Ленин, А.Ф.Керенский, А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.Д.Эрьзя, Л.А. Русланова, С.А.Есенин, В.И.Чапаев, И.С.Кутяков и мн. др.
Современные эрзяне являются хранителями древних знаний своего народа, и в очередной раз колесо истории может быть раскручено именно эрзянским народом.
И пока цветут священные рощи эрзян, пока жива наша Эрзянская Вера, мы помним о связи и взаимодействии всех трех времен: прошлого, настоящего и будущего.
Крона дерева – это будущее, наши потомки: дети, внуки, правнуки.
Ствол дерева олицетворяет настоящее время – нас самих.
Корни дерева олицетворяют прошлое время – наших предков, это отец с матерью, дедушки и бабушки, многие поколения всех наших предков, животные, растения, запахи, звуки, стихии, духи и, наконец, Боги.
И всё это находится внутри каждого из нас, в наших генах, в нашем подсознании, в нашей душе. Мы знаем себя такими, какие мы есть, мы не знаем, какими мы можем быть!
Что такое эрзя и мокша
Вчера вышла статья в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Выпуск № 159 от 27.08.2009
«Ни мордвины, ни мордва. Их настоящее имя – эрзя и мокша.»
В августе во всем мире празднуется день коренных малочисленных народов. Почему-то в России привыкли эти два определения отождествлять: мол, если коренной, то обязательно малочисленный. В особенности это касается финно-угорских народностей, которые исторически населяли всю северную и центральную Россию от Уральских гор до Балтийского моря.
Валентина Алемайкина и Петрянь Андю
Как известно, со временем они ассимилировались с пришедшими с запада славянами и татарами с востока, многие перешли в православие и сегодня могут считаться прямыми предками современного русского человека. Так исчезли (как самостоятельный этнос) меря, мещера и мурома. Но и поныне остались народы, сохранившие свою уникальную культуру и родной язык.
Самые многочисленные коренные финно-угорские народы России – эрзя и мокша. По переписи населения 2002 года их суммарная численность составила более 800 тысяч человек. Большинство россиян знают эрзян и мокшан по более известному экзоэтнониму (т. е. внешнему названию) «мордвины» или «мордва». Однако считают, что это название ненаучное и неправильное. Более того – оно изначально носило пренебрежительную оценку сродни обидному прозвищу «чухна».
Вообще на практике весьма распространена ситуация, когда самоназвание народа и имя, под которым его знает весь мир, сильно различаются. Так, сами жители Финляндии никогда себя финнами не называли. Страна их именуется Суоми, а население – суомаляйсет. С мордвой ситуация совершенно иная. Дело в том, что как такового мордовского народа с субэтносами не существует вообще. Самое основное тому подтверждение – отсутствие мордовского языка. Более того, несмотря на безусловное родство эрзи и мокши и некую схожесть грамматических и лексических конструкций, эрзянин мокшанина никогда не поймет. Разница в языках примерно такая же, как у русских и поляков.
История эрзи и мокши началась задолго до начала новой эры. Вместе с другими племенами поволжских финнов они формировались в междуречье Волги и Оки. Впервые описаны еще древнегреческим историком Геродотом, который назвал их андрофагами и тиссагетами. Долгое время они испытывали влияние других уральских, а также тюркских, германских и иранских народов, позже – славянских и татарских.
Известно, что эрзяне основали город Обран ош, на месте которого сейчас стоит Нижний Новгород. Примерно с XII века эрзяне и мокшане стали воевать с новгородскими и муромскими князьями и начали постепенно отходить на восток. Кроме того, эрзянские и мокшанские цари долго враждовали между собой. Так, изввестно, что мокшанский князь Пуреш в союзе с муромским князем Юрием разгромил эрзянина Пургаса. Нельзя утверждать точно, но, вероятнее всего, именно во время территориальных войн к эрзе прикрепилось русское название «морд-ва», которое позже распространилось и на мокшу. Окончательно покорил финно-угорских соседей русский царь Иван Грозный в 1540-х годах. Тогда знатные мордовские роды перешли в христианство и присягнули московскому царю. Из эрзян и мокшан происходят древнейшие российские дворянские династии Баюшевых, Разгильдеевых, Еникеевых, Мордвиновых и многих других.
В дореволюционной России, чтобы избежать путаницы, разделяли эрзянскую и мокшанскую мордву. А в статус государственного обидный экзоэтноним перешел при советской власти, когда в 1928 году образовался Мордовский округ, который сейчас именуется Республика Мордовия с центром в Саранске. Тогда-то и началась путаница с национальностями. Большинство эрзян и мокшан живут в отрыве от народной культуры (три четверти общей популяции – за пределами Мордовии). По незнанию они причисляют себя к несуществующей национальности – мордве.
Выходцы из эрзи и мокши сыграли немалую роль в истории России. Мало кто знает, что непримиримый православный реформатор патриарх Никон, гроза старообрядцев и скоморохов, по национальности был эрзянин. Из эрзян происходят русские певицы Лидия Русланова и Надежда Кадышева, а также модель Наталья Водянова. Среди известных мокшан – писатель, актер и режиссер Василий Шукшин, многократная чемпионка по легкой атлетике Светлана Хоркина, скандально известный бизнесмен Евгений Чичваркин.
На основании указа президента России от 11 января этого года в 2012 году готовится празднование 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства, учитывая духовную и культурную общность. Дата хоть и весьма условная, но тем не менее важная.
Значительную роль эрзя и мокша сыграли и в истории Санкт-Петербурга. Вместе с другими поволжскими народами они были среди первостроителей Петербурга при Петре I. Позже, правда, они почти ассимилировались с русскими. Еще в 1834 году корреспондент газеты «Санкт-Петербургские ведомости» Максим Попов ездил в мокшанскую деревню описывать быт этого народа. Несмотря на то что мокшане в статье были выставлены совершенными варварами, их современные потомки на газету не в обиде. Как говорит мокшанская писательница Валентина Дмитриевна Алемайкина, «наши осторожные крестьяне, скорее всего, просто не открылись журналисту и оттого показались ему дикарями. Но ценной информации в статье очень много, и это радует».
Основные беды эрзи и мокши – те же, что и у большинства коренных народов. Все меньше людей учат родной язык, все меньше помнят свои корни. И тем не менее энтузиасты работают над тем, чтобы эрзянская и мокшанская культуры были максимально приспособлены к современным реалиям. В 2004 году краеведом и собирателем фольклора Александром Шароновым было закончено составление народного эпоса «Масторава». На мировой этносцене известны эрзянские нео-фолк-группы «Торама» и «Морденс».
В Петербурге живет и работает Петрянь Андю, главный редактор Эрзянского народного сайта в Интернете и эрзянской версии свободной энциклопедии «Википедия». Последняя была составлена при активном содействии амерканского энтузиаста Джака Рютера, который эмигрировал из США специально для изучения эрзи, много лет прожил в Мордовии, а сейчас занимается наукой в Финляндии.
К сожалению, эрзянских и мокшанских краеведов иногда обвиняют в национализме. На самом деле в их деятельности нет ни грамма политики. Как говорит Андю, «мы не националисты, мы просто спасаем родную культуру от полной ассимиляции».
СТАТЬЯ + ФОТО тут
Андрей ЧЕПЕЛЕВ
ФОТО Дианы ГИБАДУЛИНОЙ
Эрзяне — кто он, непокорный народ Мордовии?
Представители народа эрзя, или эрзяне, как называют себя они сами, принадлежат к одной из ветвей мордвы. Их история представляет собой богатый калейдоскоп событий, но знают её немногие. Возможно, именно потому, что основное внимание уделялось мордовской народности, которую эрзянские исследователи называют “несуществующей”. Почему?
Дело в том, что понятие “мордва” появилось не слишком давно, а вот эрзя и мокша (о них будет рассказано в отдельной статье), составляющие две группы этого этноса, являются древнейшими племенами Мордовии. Они значительно отличаются друг от друга. Эрзян называют вечными борцами за свободу и свои права, что и демонстрирует их история. Когда же появились эрзяне? Как создавали они свои племена и культуру?
Что значит название эрзя?
У эрзян, одной из групп мордовского народа, весьма интересное название. Оно принадлежит к древним этнонимам и, как считает подавляющее большинство учёных, происходит от “эрсемс”, эрзянского глагола. Если использовать русскую интерпретацию перевода, получим — “жить”, “живущий”. Вероятно, эрзя отмечали, что они те, кто живёт издавна на исконных землях (а это восточные регионы Мордовии).
Впрочем, о происхождении названия есть и иные версии. Существует предположение о том, что слово восходит к древнеиранскому “аршан”, а именно — “человек”. От себя хочу отметить, что многие древние народы в своём самоназвании использовали именно такое определение, указывая, что они — люди этих территорий.
Кроме того, в подтверждение теории говорит и язык эрзян, в котором имеется значительный процент иранских заимствований. Существует и ряд старинных обычаев, которые явно перекликаются с зороастрийскими верованиями иранских племён (например, почитание собаки и похоронные ритуалы).
Автор А. О. Вяйсянен
Эрзянская женщина в «сороке» (женский головной убор).
Шентала, Бугульминский район, Россия, 1914 год
Первые упоминания об эрзя относятся к XIV веку и встречаются в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он рассказывал об “арджанах”, населявших земли современной Мордовии.
Позднее ногайский правитель Юсуф в своей грамоте, отправленной в Москву, говорит о народе “рзань”, под которым подразумевает эрзя. Как вы могли заметить, впоследствии это название стало основой для появления именования одного из крупных русских городов — Рязани.
Версии происхождения эрзян
Как уже было сказано, эрзя и мокша являются двумя составляющими мордвы, однако их различия до сих пор вызывают массу вопросов у историков. Именно этот аспект и стал причиной споров вокруг происхождения эрзян. Существует несколько гипотез относительно этого, и вот несколько из них:
Интересные данные были представлены исследователями в ходе изучения генетического набора каждой народности. Несмотря на внешние общие черты, значительная часть генов у эрзя и мокши различается. И если мокшане приходятся родственным народом лишь племенам Средней Волги, то у эрзян более широкий спектр родства. Генетически они близки белорусам, полякам, словакам, русских из южных и центральных регионов страны.
Анвар Камилевич Сайфутдинов «Девушка в мордовском костюме»
Вечная борьба народа
Эрзя стали одним из самых свободолюбивых народов России, они вынуждены были постоянно отстаивать свою независимость. В Средние века эрзянские общины дают отпор хазарам, печенегам, происходит ряд столкновений с половцами. Когда к их землям начинают переселяться славяне, эрзя отступают к Арзамасу, двигаясь в восточном направлении и сужая свои владения.
В 1237 году соседи эрзян, мокша, признали власть Золотой Орды. Но сами эрзя не собирались подчиняться монголам. Они отступали в северные леса, скрывались от преследования, оказывали сопротивление монголо-татарским завоевателям. После распада Орды земли эрзян перешли к Нижегородско-Суздальскому великому княжеству.
Это способствовало распространению христианства на эрзянских территориях. Но и здесь свободолюбивые эрзя не спешили уступать новой власти. Немалая их часть отправилась дальше на восток, не собираясь принимать христианскую веру. В XVII веке эрзяне уже занимали значительную часть Заволжья и Южного Приуралья.
Павел Алешин «Инязор Пургас — национальный герой эрзян»
Хранители наследия предков
Постоянные столкновения с ногайцами и калмыками превратили народ в серьёзную военную силу. В дальнейшем продвижению эрзя способствовало создание линии крепостей, благодаря чему племена оказались на Урале. Хочу отметить, что немало эрзянских поселений Урала появились уже после появления в этих местах русских.
Немецкий учёный-энциклопедист Пётр Симон Паллас в XIX столетии отмечал в своих работах о двух мордовских народностях:
“Они и сами себя отличают от оных, и присваивают себе особливое имя Мокша, в множественном числе Мокшадь… напротив того, происшедших от другого колена называют они Ерзад или Ердзат; и они сами себя также именуют…”.
Эрзяне — не только создатели богатейшего культурного наследия. Их сопротивление насаждению чужих верований и традиций помогло сформировать особый колорит Волжско-Вятского района и Поволжья, что значительно отличаются от других областей России.
Эрзяне танцуют в хороводе на Троицу
Село Пазелки Городищенского уезда Пензенской губернии
Фото Н. И. Спыгиной.
Также не стоит забывать, что многие эрзя повлияли на ход истории России, сыграв важнейшую роль в становлении государства, став личностями, о которых никогда не перестанут говорить.
Эрзя — народ, среди представителей которого множество известных исторических личностей. Патриарх Никон, Степан Разин, Владимир Ленин, Фёдор Шаляпин, Максим Горький, Лидия Русланова — это далеко не полный список великих эрзян. Ими и своей богатейшей историей гордятся потомки этого поистине необыкновенного народа гордых и свободолюбивых людей.
Что такое эрзя и мокша
Большая и многонациональна наша страна, наша Великая Родина, и главной силой в любом историческом отрезке был народ, который «творил» историю! Если посмотреть на карту расселения народностей в Поволжье, среди чувашей и мари жили племена эрзя и мокша. Я думаю, многим будет интересно узнать о финно-угорских народах Поволжья — Мокша и Эрзя. BR> Эти народы является одним из крупных народов волжской подгруппы финно-угорской языковой группы уральской семьи (В финно-угорскую языковую семью, кроме мокшы, эрзи, шокшы, каратев, входят: венгры, финны, эстонцы, марийцы, удмурты, коми, саамы, карелы, ханты, манси, вепсы, ливы, ижорцы).
Эрзя проживает в восточных районах Мордовии, компактные ареалы ее находятся также в Самарской, Оренбургской областях, Башкирии, Татарии, а также в прилегающих к Мордовии районах Нижегородской и Ульяновской областей и Республики Чувашия.
Мокша расселена в юго-западных районах Республики Мордовия, а также в Пензенской и Саратовской областях, где она проживает как отдельными ареалами, так и вперемешку с эрзей. В других регионах ее численность незначительна.
Группа эрзи, которую в научной литературе принято называть шокша, проживает в западной части Мордовии, то есть в мокшанской зоне: это 15 селений Теньгушевского и 5 селений Торбеевского района. Находясь длительное время в окружении мокшанского населения, указанная группа эрзян подверглась значительному ее влиянию в языке, некоторых элементах быта и культуры. Но это не привело к утрате эрзянского самосознания.
В Камско-Устьинском районе Татарстана в трех деревнях Мордовские Каратаи, Заовражные Каратаи и Шершалан проживает небольшая группа каратаев. В результате длительного проживания среди татар они восприняли их язык, некоторые элементы культуры и быта, но не утратили финно-угорского самосознания. В наши дни так называемая, «каратайская эрзя» все более сближается с русскими, чему способствует их тесное общение, смешанные браки и др.
Возрождению старинных традиций и укреплению языковых позиций во многом способствовала деятельность фольклорного коллектива «Торама». Участники коллектива смогли восстановить ряд древних музыкальных инструментов, возродили стариные музыкальные и песенные традиции. Желающих услышать музыку 500-летней (!) давности находилось всё больше. Благодаря их усилиям традиционная музыка волжских финнов нашла своих слушателей в Европе. В последнее время в музыке всё более популярными становятся джазовые и поп-проекты на родном языке.
Молодёжь проявляет большой интерес к изучению обычаев и традиций своих предков. Клуб ратоборств, созданный в Мордовии молодёжным движением «Од вий», скоро отметит свой пятилетний юбилей. В рамках фольклорных фестивалей всё чаще проводятся традиционные дохристианские праздники и моления,к примеру, Раськень Озкс, — об этом празднике я ранее писал Эрзянь Раськень Озкс, привлекающие зрителей и участников из других регионов России и из Европы. Всё больше людей узнают о языке волжских финнов, об их национальном герое Соловье и о том, что русским так называемый этнонимом «мордва» называют два различных народа, традиционно живших по соседству: мокша и эрзя.
Если вы захотите узнать больше о языке, истории, традициях и культуре мокшан, обратитесь к информации, размещённой на сайте Ансамбль «Торама».
Кроме этого хотелось бы напомнить, что очень научнои поучительно написал про так называемую кличку «мордва» Кастень Серьгу. Читайте его материал здесь К вопросу об иранских заимствованиях в эрзянском языке.
Мокша — “мокрые” племена Мордовии
Современные этнографы считают народ мокша и их соседей, эрзян, двумя группами одного народа — мордвы. Несмотря на это, сами представители этносов не поддерживают эту идею, ведь в их культуре и даже истории немало различий. Мокша имеют с эрзянами ряд общих предков, проживают в непосредственной близости от их земель, но многие ритуалы, духовные особенности народов заметно различаются друг от друга.
Более того, генетические исследования также показали, что это два отдельных народа, которые не стоит рассматривать в едином контексте мордвы. Мокшане бережно хранят память о прошлом, свою богатую историю, о которой и пойдёт речь. Что же значит название народности? Как складывалась судьба мокшанского этноса?
Название мокшан
В топонимическом словаре Евгения Поспелова отмечается, что язык прародителей народности имел немало общего с балтийскими наречиями. Более того, название реки Мокша имеет очевидную связь с индоевропейским словом “мекша”, значившего “пролившийся, мокрый”.
Существуют гипотезы о том, что название мокшан могло происходить от ныне вымершего финно-угорского языка. Кроме того, ряд исследователей склоняется, что корни слова “мокша” следует искать в санскрите, где оно имело значение “освобождённый”. Возможно, предки мокшан считали себя освобождённым и свободолюбивым народом.
Елизавета Аркадьевна Куликова (жена художника Ивана Семеновича Куликова) в костюме мордвы-мокши, 1900-е
Фото сделано во Владимирской губернии, Муромского уезда
Источник: Муромский историко-художественный музей
Происхождение народа мокша
Впервые о заметных различиях между мокшанами и эрзянами в научной среде заговорил Пётр Симон Паллас. Он отметил внешние особенности, указав, что среди мокшан больше темноглазых и темноволосых людей, а вот эрзя отличались светлыми волосами и глазами.
В прошлых веках немало историков поддержали гипотезу о родстве мокшан и андрофагов, древние племена Восточной Европы. Впрочем, современные исследователи подвергли предположение жесткой критике, указав на ряд серьёзных ошибок и неточностей.
Семья мокшан, Краснослободский уезд, Пензенская губерния
Вот только к единому мнению учёные так и не пришли. Одни считают, что мокша и эрзя некогда были едины с финно-угорскими народностями, однако впоследствии разделились на две ветви. В трудах академика Петра Кёппена среднее течение Волги и бассейн Оки отмечены как исконные земли финских народов, что подтверждает предположение о родстве с мокшанами.
А вот российский историк В. Н. Татищев придерживался иных взглядов: он отмечал, что мокша — потомки одного из сарматских племён. Подобную гипотезу высказал и филолог А. Шаронов, что не исключал иранское происхождение народа мокша. Особенно это заметно в его языке, где имеется значительная часть иранских заимствований.
Из глубин истории
Одно из первых упоминаний о мокшанах встречается в записях иранского учёного Рашида ад-Дина. Он указывает, что в сентябре 1236 года монгольские завоеватели объявили войну народам, на земли которых пришли — мокшанам, эрзянам, буртасам.
В 1237 году мокша потерпели поражение у Чёрного леса неподалёку от границ Рязанского княжества. Местный народ и монголы заключили союз, согласно которого мокшанский царь Пуреш должен был возглавить свой отряд и присоединиться к завоевателям в продвижении на западные земли. В 1241 году монгольские отряды уже перешли через Карпаты. Известно, что мокша участвовали в походе, а также находились в войске монголов при взятии Люблина и Завихоста.
Выступления в военном походе на стороне монголов не уберегли мокшан от больших потерь. Царь Пуреш вынужден был вести переговоры с немцами, пытаясь выйти из-под власти Батыя.
Гийом де Рубрик в своих работах пишет:
“Именно Татары вели их (мокшан) вместе с собою до вступления в Германию, поэтому Моксель очень одобряет Германцев, надеясь, что при их посредстве они ещё освободятся от рабства Татар…”
Узнав об этом, монгольские воины перебили ночью многих спящих мокшан, в том числе и царя, продемонстрировав, что служение врагу никогда не гарантирует безопасности. Возвратившаяся на родину часть мокшанского отряда сообщила о произошедшем дочери царя, Нарчатке. Царевна руководила войском, ударив монголов с тыла.
Художник А. Ежов «Монгольское нашествие на Русь»
Мокша и русские
В дальнейшем мокшане, уже в составе Темниковского войска, участвовали в захвате Казани, организованном Иваном Грозным. Этот же период ознаменовался христианизацией мордовских земель.
Многие мокшанские князья сменили веру, что помогло им укрепить своё положение. Однако среди народа мокша и эрзя было немало тех, кто не захотел отвергать религию предков. Большинство таких людей ушло в северные леса, отдалённые регионы Мордовии.
Взаимодействие русских и мокшан происходило достаточно сложно. Об этом свидетельствовали многочисленные бунты, что вспыхивали в мордовских землях. Многие мокшане присоединились к восстанию Емельяна Пугачёва во второй половине XVII века. Несмотря на все протесты, происходило постепенное обрусение народа.
Девушка и молодуха (молодая замужняя женщина) в традиционных праздничных костюмах, Пензенская губерния, 1927 год
Источник: Кунсткамера
Многие национальные обычаи, старинные традиции навсегда ушли в прошлое. Даже в народном костюме мокша, в отличие от эрзянского, проявилось влияние русской культуры. Тем не менее, говорить об исчезнувшем культурном наследии не приходится.
Мокша — древний народ с богатой историей. Мы пока не можем наверняка сказать, как происходило его формирование: был ли он отделён от одного этноса мордвы или же изначально являлся самобытной этнической группой. Несмотря на это, нельзя не восхищаться мужеством и стойкостью предков современных мокшан, которым довелось воевать с сильнейшими народами мира, смиряться перед натиском врага и снова оказывать отчаянное сопротивление.