Что такое эсо в санпине

Роспотребнадзор напомнил о необходимости ограничения времени, проводимого школьниками за гаджетами

Что такое эсо в санпине. Смотреть фото Что такое эсо в санпине. Смотреть картинку Что такое эсо в санпине. Картинка про Что такое эсо в санпине. Фото Что такое эсо в санпине
AllaSerebrina / Depositphotos.com

В ведомстве напомнили, что от 30 % до 50% школьников приобретают близорукость ко времени окончания школы и в дальнейшем вынуждены носить очки в течение всей жизни. Это связано с тем, что в эпоху цифровых технологий существенно повышается нагрузка на орган зрения как в школе, так и за ее пределами (Информация Роспотребнадзора от 7 сентября 2021 г.).

В качестве мер профилактики рекомендуется рациональное дозирование времени работы с электронными средствами обучения и гаджетами и ежедневное выполнение гимнастики для глаз. Не менее важно для сохранения зрения и удобное рабочее место с левосторонним освещением. При этом расстояние от монитора до глаз должно быть не менее 70 см, а от рабочей поверхности до глаз не менее 25 см.

Кроме того, в сообщении ведомства приведены нормы для использования электронных средств обучения на уроке, а также нормы суммарной ежедневной продолжительности использования ЭСО в школе и дома. При этом Роспотребнадзор напомнил, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Источник

Что такое ЭСО? Памятка для учителя

Что такое ЭСО?

Памятка для учителя

Электронные средства обучения (далее – ЭСО) – программные средства, в которых отражается некоторая предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. По своему методическому назначению электронные средства обучения можно подразделить на следующие виды:

обучающие программные средства – обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала;

программные средства (системы) – тренажёры, обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала;

контролирующие программные средства – программы, предназначенные для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом;

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства позволяют осуществить выбор и вывод необходимой информации. Их методическое назначение – формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации;

моделирующие программные средствапредоставляют учащимся основные элементы и типы функций для моделирования определенной реальности. Они предназначены для создания модели объекта, явления, процесса или ситуации (как реальных, так и виртуальных) с целью их изучения, исследования;

демонстрационные программные средстваобеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами;

учебно-игровые программные средствапозволяют «проигрывать» учебные ситуации (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия);

досуговые программные средства используются для организации деятельности учащихся во внеклассной работе.

ЭСО, используемые в образовательном процессе, должны соответствовать общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, системности и последовательности предъявления материала, сознательности обучения, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Источник

Санитарно-эпидемиологические требования к работе с интерактивными досками и иными электронными средствами обучения (ЭСО)

Вторник, 26 Январь 2021

С 01.01.2021 г. введены в действие новые санитарно-эпидемиологические правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», в соответствии с которыми при оборудовании учебных помещений интерактивной доской (интерактивной панелью), нужно учитывать ее размер и размещение, последние должны обеспечивать обучающимся доступ ко всей поверхности. Диагональ интерактивной доски должна составлять не менее 165,1 см. На интерактивной доске не должно быть зон, недоступных для работы.

Интерактивная доска должна быть расположена по центру фронтальной стены классного помещения.

Активная поверхность интерактивной доски должна быть матовой. Размещение проектора интерактивной доски должно исключать для пользователей возможность проникновения слепящего эффекта.

Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).

Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального компьютера и ноутбука – не менее 39,6 см, планшета – 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, должны быть выполнены мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появления бликов на экране.

При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз.

При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 – 7 лет – 5 – 7 минут, для учащихся 1-4х классов – 10 минут, для 5-9х классов – 15 минут.

Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет 30 минут; компьютера – для детей 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов – 30 минут, 10-11 классов – 35 минут.

Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.

Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.

Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30 градусов.

Материалы подготовлены ООСН и Э по ГДиП в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

Источник

Новые СанПиН в детском саду

Что такое эсо в санпине. Смотреть фото Что такое эсо в санпине. Смотреть картинку Что такое эсо в санпине. Картинка про Что такое эсо в санпине. Фото Что такое эсо в санпине

После вступления в силу новых санитарных правил СП 2.4.3648-20* (далее – санитарные правила, СанПиН) многих педагогов волнует вопрос о правомерности использования в образовательном процессе дошкольной образовательной организации электронных средств обучения в целом, и цифровых ресурсов цифровой образовательной системы «МЭО – Детский сад», в частности.

Понятие электронные средства обучения (далее – ЭСО) сформулировано в пункте 2.4.5. санитарных правил. К ЭСО отнесены интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения.
В пункте 2.10.2 определены возможности использования ЭСО в процессе специально организованных занятий.

Так, в части (абзаце) четвертой указанного пункта установлено, что при использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет – 5-7 минут. Отметим, что в «МЭО – Детский сад» нет заданий для детей, которые они должны были бы списывать, срисовывать с экрана, фиксировать их в тетрадях с помощью знаково-символических изображений. Кроме того, речь идет о непрерывном использовании информации на экране. Следовательно, во время занятия мы можем не единожды обращаться к интерактивной доске или экранам ноутбуков с длительностью их использования до 5-7 минут, предусмотрев перерыв и гимнастику для глаз.
Поскольку все занятия в «МЭО – Детский сад» построены в технологии смешанного обучения и предусматривают использование цифровых ресурсов наряду с традиционными видами детской деятельности (продуктивной, конструкторской, поисково-экспериментальной, игровой, двигательной активностью и др.), то контент «МЭО» полностью соответствует данному требованию СанПиН

Последняя часть (абзац) пункта 2.10.2 СанПин устанавливает, что занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся. Данное положение налагает запрет на использование в младшей и средней группах не только детских девайсов (компьютеров, ноутбуков), но также интерактивных досок, панелей. При этом запрета на использование электронных ресурсов воспитателем нет. Равно как нет запрета на использование ЭСО в других формах организации образовательного процесса.

Исходя из данного положения СанПиН, рассматривая его буквально (дословно), можем рекомендовать:

1. В младшей и средних группах дошкольной образовательной организации электронный контент цифровой системы «МЭО – Детский сад» может и должен использоваться прежде всего как методическое пособие для воспитателя. Воспитатель получает грамотно построенный сценарий занятия, в котором он может заменить цифровые ресурсы на бумажные средства обучения или традиционные игровые средства.

2. Образовательный процесс в дошкольной организации не исчерпывается только занятиями. Согласно пункту 2.5 ФГОС дошкольного образования образовательная программа в детском саду реализуется в течение всего времени пребывания в нем детей. Это происходит в разнообразных формах взаимодействия педагогов с детьми (игровой деятельности, чтении художественной и познавательной литературы, конструировании, моделировании, решении проблемных ситуаций, беседах, игровых упражнениях и др.), а также в самостоятельной деятельности детей и во взаимодействии с их семьями.

В любых формах образовательной деятельности кроме занятий использование цифрового контента детьми возможно. Цифровые ресурсы педагог может использовать в индивидуальной работе с детьми; дети могут самостоятельно пообщаться с компьютером, используя цифровые ресурсы контента МЭО; мы можем использовать электронный контент при проведении досуговых мероприятий, совместных мероприятий с родителями.

Безусловно, педагог должен ограничить время нахождения ребенка за компьютером (ноутбуком). Поскольку в старшем возрасте рекомендовано не более 5-7 минут непрерывного использования компьютера, для младшей и средней группы целесообразно установить время не более 4-5 минут. Еще раз повторим – единовременного использования. После перерыва (во второй половине дня) можно разрешить ребенку вернуться к понравившейся ему игре, к интересной презентации.

И, конечно же, воспитатель может рекомендовать родителям позаниматься с детьми дома с использованием ресурсов «МЭО – Детский сад».

Предлагаемый подход позволит использовать цифровую образовательную систему «МЭО – Детский сад» во всех дошкольных группах (начиная с младшей) дошкольной образовательной организации, не нарушая положений санитарных правил.

*О применении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020г. № 28, зарегистрировано Минюстом России 18.12.2020, регистрационный № 61573)

Источник

26.01.21 О реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения в соответствии с новыми СанПиН

Согласно Постановлению Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28 сентября 2020 года:

Правила вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года

В документе детально прописаны многие аспекты школьной жизни, в том числе определены требования к использованию электронных средств обучения и применению дистанционных образовательных технологий и электронного обучения при реализации образовательных программ.

Так, в пунктах 2.4.4. и 2.4.5. новых правил устанавливаются требования использованию электронных средств обучения, таких как интерактивная доска, сенсорный экран, информационная панель и другие средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки и другие электронные средства обучения, которые должны использоваться в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом и иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.

Согласно пункту 2.10.2 при использовании электронных средств обучения с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать:

Общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке не должна превышать:

для интерактивной доски

компьютера

В соответствии с пунктом 2.10.3. расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов. Этот пункт касается, в том числе, уроков с использованием электронных средств обучения, т.е. количество уроков с использованием электронных средств обучения устанавливается в соответствии с графиком учебного процесса.

Пункт 3.5. новых правил посвящен требованиям при реализации программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения.

Обращаем внимание, что:

Для примера, распределение времени при организации и проведении урока в дистанционном формате, в частности, онлайн-урока для обучающихся 4 класса может выглядеть следующим образом:

Таким образом, при максимально возможном для данной возрастной группы времени использования компьютера в течение 25 минут, оставшиеся 15 минут должны предусматривать другие виды деятельности на уроке, не связанные с использованием электронных средств обучения, например, работа в тетрадях, с учебником. При этом, согласно пп.2.10.2, 3.5.13 в течение урока необходимо проводить гимнастику для глаз и выполнять физические упражнения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *