Что такое эстетическая функция
эстетическая функция
Смотреть что такое «эстетическая функция» в других словарях:
эстетическая функция художественной литературы — пробуждение и развитие эстетического чувства, умения воспринимать действительность по законам красоты, мыслить художественными образами; формирование у личности и общества эстетического идеала. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Синоним … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Эстетическая функция языка — См.: Поэтическая функция языка … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
эстетическая функция слова — назначение слова служить средством художественной выразительности … Толковый переводоведческий словарь
эстетическая роль художественной литературы — см. эстетическая функция художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эстетическая (поэтическая) функция языка — Назначение языка выступать как средство выражения творческих потенций человека, соотносимое с эстетическими категориями прекрасное безобразное. См.: поэтическая функция языка … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
функция слова — цель и назначение воспроизведения в речи лексической единицы, ее актуализация (коммуникативная, номинативная, эстетическая) … Толковый переводоведческий словарь
Функция эстетическая — – см. Стилевые функции речевых разновидностей; Художественный стиль речи, или художественно изобразительный, художественно беллет … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Поэтическая функция языка — (Эстетическая функция языка) Производная от эмоциональной функции языка предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, наиболее полно реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии. См. также:… … Словарь социолингвистических терминов
поэтическая функция языка — (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ЯЗЫКА) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило
Поэтическая функция языка — (эстетическая функция языка) Предназначение языка быть выразителем художественной творческой потенции, реализуемой в художественной литературе, особенно в поэзии … Общее языкознание. Социолингвистика: Словарь-справочник
Эстетическая функция языковых характеристик и примера
эстетическая функция языка это свойство, которое должно привлекать к себе внимание, которым оно приобретает самостоятельную ценность. В этом смысле слово является одновременно значением и выражением. То есть оно имеет объективное значение, которое является внешним по отношению к нему, и в то же время имеет субъективное значение, которое превышает объективное.
Поэтому слово может сказать одно и одновременно показать другое совершенно иначе. Эта эстетическая функция языка широко изучается разделом философии: эстетика.
Термин получен из древнегреческого термина aistesis, что означает ощущение или восприятие, знание, приобретенное через сенсорный опыт..
С другой стороны, это конкретное использование языка гораздо более очевидно в области литературы. Например, в поэзии литературные словесные структуры интенсивно используются для передачи множества значений. Среди них можно выделить цвет, звук, эмоции и образы материального и конкретного мира..
Это не для исключительного использования литературы. Диапазон возможностей, в которых развивается эта эстетическая функция языка, включает фильмы, телевизионные программы и повседневный язык..
Характеристика эстетической функции языка
Акцент на выразительную ценность
Язык имеет несколько функций. Это может быть использовано для убеждения (функция апелляции), передачи информации о конкретном мире (функция ссылки), ссылки на аспекты языка (металингвистическая функция) и других..
В случае эстетической функции языка приоритет отдается выразительной ценности языка. То есть это относится к их способности выражать чувства или привязанности, которые пробуждают объект, идею или существо.
Это означает, что он не оставляет значимой ценности языка (его способность ссылаться на внешний мир).
Предпочтение формы над содержанием
Когда читается роман или стих, эстетическая функция языка переживается. Во всех этих типах выражений цель состоит в том, чтобы дать эстетическое удовольствие.
Это достигается с помощью самих слов и сознательного и обдуманного расположения, которое имеет приятный или обогащающий эффект.
По этой причине эта эстетическая цель дает преобладание форме, а не содержанию. Таким образом, часто, особенно в литературных контекстах, используется образный, поэтический или лудический язык.
Как уже упоминалось, среди ресурсов, используемых для этой цели, есть сравнения, метафоры, ирония, символика и аналогии..
С другой стороны, при использовании слов в художественных целях, обычно выбирают определенные слова и открывают их заново, чтобы обеспечить достижение желаемого эффекта..
С учетом культурных норм
В целом язык находится во взаимосвязи с культурой общества. Он отражает убеждения, обычаи, ценности и деятельность определенной группы в данный момент времени. Неудивительно, что его эстетическая функция зависит от всего этого культурного фона..
Присутствие во всех языковых контекстах
Хотя эта оценка эстетической функции языка более очевидна в литературе, она также встречается в разговорной речи. В последнем оно воспринимается в виде метафор, каламбур и других выразительных средств повседневной речи.
примеров
Эстетическую функцию языка можно увидеть сильнее в поэзии. Фактически, поэтическая и эстетическая функция обычно используются как синонимы..
Таким образом, чтобы проиллюстрировать эту функцию, два стиха представлены ниже. Обратите внимание на то, как авторы с помощью определенного набора слов и способов их сочетания могут улучшить красоту самого языка, описывая собственные настроения..
Молодой мертвый спортсмен
(А. Э. Хаусман, перевод Хуана Бониллы)
«День, когда вы выиграли гонку в своем городе
Мы все гуляем по площади.
Мужчины и дети скандировали твое имя
и на плечах мы отведем вас к вам домой.
Сегодня все спортсмены идут по дорожке
и на плечах мы приводим вас к вашему дому.
В преддверии мы депонируем вас,
гражданин самого спокойного города.
Хитрый мальчик, ты скоро ушел
Где слава не имеет значения.
Знаете ли вы, что лавр быстро растет
задолго до того, как роза засохла.
Закрыты и твои глаза ночью
вы не сможете увидеть, кто ваш рекорд бьет «.
«Избавь нас от жестокой тирании
из людей, Jove всемогущий
вручая руно ножницам?
что в наших бедных людях
пастух наносит больше урона
в неделю, в месяц или год
коготь тигров заставил нас.
Приди, общий отец живых,
и дать нам укрытие в тенистом лесу,
позволяя нам жить независимо,
где мы никогда не слышим зампоньу
ненавидят, это дает нам мошенничество,
давайте не увидим вооруженных
разрушающий человек, который плохо с нами обращается,
и стрижет нас, и убивает от ста до ста.
о том, что он любит, и идет туда, куда ему нравится,
без загала, без ручки и без колокольчика;
и грустные овцы трудный случай!
если мы должны сделать шаг,
мы должны попросить лицензию у собаки.
Одень и приюти мужчине нашу шерсть;
и когда злишься, ты посылаешь на землю,
за их преступления, голод, чуму или войну,
Кто видел, как бежит человеческая кровь??
в твоих алтарах? Нет: только овцы
Эстетическая функция языка: характеристика и пример
Содержание:
В эстетическая функция языка Это свойство привлекать к себе внимание, тем самым приобретая самостоятельную ценность. В этом смысле слово одновременно является значением и выражением. Другими словами, он имеет объективное значение, которое является внешним по отношению к нему, и в то же время имеет субъективное значение, выходящее за рамки объективного.
Следовательно, слово может говорить одно и одновременно показывать совершенно другое. Эта эстетическая функция языка широко изучается отраслью философии: эстетикой.
Термин происходит от древнегреческого термина аишис, что означает ощущение или восприятие, знание, полученное посредством чувственного опыта.
С другой стороны, это конкретное использование языка гораздо более очевидно в области литературы. В поэзии, например, литературные вербальные структуры интенсивно используются для передачи множества значений. Среди них можно отметить цвет, звук, эмоции и образы материального и конкретного мира.
Это не для исключительного использования литературы. Диапазон возможностей, в которых развивается эта эстетическая функция языка, включает фильмы, телевизионные программы и повседневный язык.
Характеристики эстетической функции языка
Акцент на выразительной ценности
У языка есть несколько функций. Это может быть использовано для убеждения (апеллятивная функция), передачи информации о конкретном мире (референциальная функция), ссылки на аспекты языка (металингвистическая функция), среди прочего.
В случае эстетической функции языка приоритет отдается выразительной ценности языка. То есть это относится к их способности выражать чувства или привязанности, которые пробуждает объект, идея или существо.
Это означает, что он не игнорирует значительную ценность языка (его способность обращаться к внешнему миру).
Предпочтение формы над содержанием
Это достигается за счет самих слов, а также посредством сознательной и преднамеренной аранжировки, которая имеет приятный или обогащающий эффект.
По этой причине эта эстетическая цель дает преобладание форме, а не содержанию. Таким образом, часто, особенно в литературном контексте, используется образный, поэтический или игровой язык.
Как уже упоминалось, среди ресурсов, используемых для этой цели, есть сравнения, метафоры, ирония, символизм и аналогии.
С другой стороны, при использовании слов в художественных целях определенные слова часто выбираются и повторно используются, чтобы гарантировать достижение желаемого эффекта.
В соответствии с культурными нормами
Эстетическая функция языка связана с конкретным использованием определенных языковых структур. Однако именно культурные нормы в конечном итоге определяют преобладание этой функции.
В целом язык находится во взаимосвязи с культурой общества. Это отражает убеждения, обычаи, ценности и деятельность определенной группы в данный момент. Неудивительно, что его эстетическая функция зависит от всего этого культурного фона.
Присутствие во всех лингвистических контекстах
Хотя такая оценка эстетической функции языка наиболее ярко проявляется в литературе, она также встречается в разговорной речи. В последнем он воспринимается в виде метафор, словесных игр и других выразительных средств повседневной речи.
Примеры
Эстетическая функция языка может быть оценена с большей силой в поэзии. Фактически, поэтическая и эстетическая функции обычно используются как синонимы.
Таким образом, чтобы проиллюстрировать эту функцию, ниже представлены два стихотворения. Обратите внимание на то, как авторам с помощью определенного набора слов и способов их комбинирования удается усилить красоту своего собственного языка, описывая собственное состояние души.
Мертвому молодому спортсмену
(А.Е. Хаусман, перевод Хуана Бониллы)
«В тот день, когда вы выиграли гонку в своем городе
мы все проводим вас через площадь.
Мужчины и мальчики скандировали твое имя
и на своих плечах мы возьмем вас к себе домой
Сегодня все спортсмены идут по тропе
и на наших плечах мы доставим вас домой.
На пороге мы вас депонируем,
Житель самого тихого города.
Хитрый мальчик, ты ушел рано
где слава не важна.
Знаете ли вы, что быстрорастущий лавр
задолго до увядания розы.
Твои глаза закрыты ночью
Вы не сможете увидеть, кто побил ваш рекорд ».
Овца
«Избавь нас от лютой тирании
людей, всемогущий Юпитер
отдавая флис ножницам?
что в наших бедных людях
приносит ли пастору больше вреда
в неделю, чем в месяц или год
коготь тигров сделал нас.
Приди, общий отец живых,
наступит холодная зима,
и приютит нас тенистый лес,
позволяя нам жить самостоятельно,
где мы никогда не слышим свирель
ненавидят, кто нас задевает,
давай не будем видеть вооруженные
деструктивному человеку, который плохо обращается с нами,
и стрижет нас, и убивает сотню за сотней.
Отпустите заячью шагу
того, что ему нравится, и идет, куда ему заблагорассудится,
без мальчика, без овчарни и без колокольчика;
и грустная овца, тяжелый случай!
если нам нужно сделать шаг,
мы должны попросить у собаки лицензию.
Наши шерстяные платья и приюты для мужчин;
и когда в гневе посылаешь на землю,
за их преступления, голод, чуму или войну,
Кто видел человеческую кровь?
на ваших алтарях? Нет: только овца
Интересные темы
Металингвистическая функция языка.
Референтная функция языка.
Эмоциональная функция языка.
Убедительная функция языка.
Поэтическая функция языка.
Ссылки
Ледяное сердце: почему некоторым людям трудно выразить привязанность
4 ключа к преодолению уныния во времена коронавируса
Слово «искусство» и в русском, и во многих других языках употребляется в двух смыслах:
Искусство — особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.
Первоначально искусством называли высокую степень мастерства в каком-либо деле. Это значение слова присутствует в языке до сих пор, когда мы говорим об искусстве врача или учителя, о боевом искусстве или ораторском. Позже понятие «искусство» стали все чаще использовать для описания особой деятельности, направленной на отражение и преобразование мира в соответствии с эстетическими нормами, т.е. по законам прекрасного. При этом первоначальное значение слова сохранилось, так как для создания чего-то прекрасного требуется высочайшее мастерство.
Предметом искусства являются мир и человек в совокупности их отношений друг с другом.
Форма существования искусства — художественное произведение (поэма, картина, спектакль, кинофильм и т.д.).
Искусство также использует особые средства для воспроизведения реальной действительности: для литературы это слово, для музыки — звук, для изобразительного искусства — цвет, для скульптуры — объем.
Цель искусства двойственна: для творца — это художественное самовыражение, для зрителя — наслаждение красотой. Вообще красота так же тесно связана с искусством, как истина с наукой и добро — с моралью.
Искусство — важная составная часть духовной культуры человечества, форма познания и отражения окружающей человека действительности. По потенциалу осмысления и преобразования действительности искусство не уступает науке. Однако способы осмысления мира наукой и искусством различны: если наука использует для этого строгие и однозначные понятия, то искусство — художественные образы.
Искусство как самостоятельная форма общественного сознания и как отрасль духовного производства вырастало из производства материального, было первоначально вплетено в него в качестве хотя и эстетического, но сугубо утилитарного момента. Человек по натуре художник, и он всюду так или иначе стремится вносить красоту. Эстетическая деятельность человека постоянно проявляется в труде, быту, общественной жизни, а не только в искусстве. Происходит эстетическое освоение мира человеком общественным.
Теории происхождения искусства
Г.В. Плеханов (1856–1918) писал, что в первобытном обществе «искусство есть непосредственный образ процесса производства». Например, пляски представляют собой изображение производственных процессов. Поэтому «практически полезное предшествовало эстетически приятному».
Искусство выполняет ряд общественных функций.
Функции искусства можно выделить, обобщая сказанное:
Познавательная функция
Прежде всего это познавательная функция. Произведения искусства являются ценными источниками информации о сложных общественных процессах.
Разумеется, не все в окружающем мире интересует искусство, а если и интересует, то в разной степени, да и сам подход искусства к объекту своего познания, ракурс его видения весьма специфичны по сравнению с другими формами общественного сознания. Главным объектом познания в искусстве всегда был и остается человек. Вот почему искусство в целом и, в частности, художественную литературу именуют человековедением.
Воспитательная функция
Воспитательная функция — способность оказывать важное воздействие на идейное и нравственное становление человека, ею самосовершенствование или падение.
И все-таки познавательная и воспитательная функции не являются специфическими для искусства: другие формы общественного сознания тоже выполняют эти функции.
Эстетическая функция
Специфической функцией искусства, делающей его искусством в подлинном смысле слова, является его эстетическая функция.
Воспринимая и постигая художественное произведение, мы не просто усваиваем его содержание (подобно содержанию физики, биологии, математики), но пропускаем это содержание через сердце, эмоции, даем чувственно-конкретным образам, созданным художником, эстетическую оценку как прекрасных или безобразных, возвышенных или низменных, трагических или комических. Искусство формирует в нас способность давать подобные эстетические оценки, отличать подлинно прекрасное и возвышенное от всевозможных эрзацев.
Гедонистическая функция
Познавательное, воспитательное и эстетическое слито в искусстве воедино. Благодаря эстетическому моменту мы наслаждаемся содержанием художественного произведения и именно в процессе наслаждения просвещаемся и воспитываемся. В связи с этим говорят о гедонистической (в переводе с греческого — удовольствие) функции искусства.
Много веков в социально-философской и эстетической литературе продолжается спор о соотношении прекрасного в искусстве и действительности. При этом обнаруживаются две основные позиции. Согласно одной из них (в России ее поддерживал Н. Г. Чернышевский) прекрасное в жизни всегда и во всех отношениях выше прекрасного в искусстве. В гаком случае искусство предстает копией с типических характеров и предметов самой действительности и суррогатом действительности. Предпочтительнее, очевидно, альтернативная концепция (Г. В. Ф. Гегель, А. И. Герцен и др.): прекрасное в искусстве выше прекрасного в жизни, поскольку художник видит точнее и глубже, чувствует сильнее и ярче и именно поэтому может вдохновить своим искусством других. В противном случае (будучи суррогатом или даже дубликатом) искусство было бы не нужно обществу.
Виды искусства
Первичной формой искусства был особый синкретический (нерасчлененный) комплекс творческой деятельности. Для первобытного человека не существовало отдельно музыки, или литературы, или театра. Все было слито вместе в едином ритуальном действе. Позднее из этого синкретического действа стали выделяться отдельные виды искусства.
Виды искусства — это исторически сложившиеся формы художественного отражения мира, использующие для построения образа особые средства — звук, цвет, телодвижение, слово и т.д. В каждом из видов искусства имеются свои особые разновидности — роды и жанры, которые вместе обеспечивают многообразие художественного отношения к действительности. Коротко рассмотрим основные виды искусства и некоторые их разновидности.
Литература использует словесно-письменные средства для построения образов. Имеются три основных рода литературы — драма, эпос и лирика и многочисленные жанры — трагедия, комедия, роман, повесть, поэма, элегия, рассказ, очерк, фельетон и т.д.
Музыка использует звуковые средства. Музыку делят на вокальную (предназначенную для пения) и инструментальную. Жанры музыки — опера, симфония, увертюра, сюита, романс, соната и т.п.
Танец использует для построения образов средства пластических движений. Выделяют ритуальные, народные, бальные,
современные танцы, балет. Направления и стили танца — вальс, танго, фокстрот, самба, полонез и др.
Живопись отображает реальность на плоскости средствами цвета. Жанры живописи — портрет, натюрморт, пейзаж, а также бытовой, анималистический (изображение животных), исторический жанры.
Архитектура формирует пространственную среду в виде сооружений и зданий для жизни человека. Ее делят на жилую, общественную, садово-парковую, промышленную и т.д. Выделяют также архитектурные стили — готику, барокко, рококо, модерн, классицизм и т.п.
Скульптура создает художественные произведения, имеющие объем и трехмерную форму. Скульптура бывает круглой (бюст, статуя) и рельефной (выпуклое изображение). По размеру делится на станковую, декоративную и монументальную.
Декоративно-прикладное искусство связано с прикладными нуждами. Сюда относят художественные предметы, которые могут применяться в быту, — посуду, ткани, орудия труда, мебель, одежду, украшения и др.
Театр организует особое сценическое действо посредством игры актеров. Театр может быть драматическим, оперным, кукольным и т.д.
Цирк представляет зрелищно-развлекательное действо с необычными, рискованными и смешными номерами на спе- циальной арене. Это акробатика, эквилибристика, гимнастика, джигитовка, жонглирование, фокусы, пантомима, клоунада, дрессировка животных и проч.
Кино является развитием театрального действа на основе современных технических аудиовизуальных средств. К видам киноискусства относят игровое, документальное кино, анимацию. По жанрам выделяют кинокомедии, драмы, мелодрамы, приключенческие фильмы, детективы, триллеры и т.п.
Фотография фиксирует документальные зрительные образы с помощью технических средств — оптических и химических или цифровых. Жанры фотографии соответствуют жанрам живописи.
К перечисленным видам искусства можно добавить графику, радиоискусство и т.д.
Классификация видов искусства
Для того чтобы показать общие черты разных видов искусства и их различия, предложены различные основания для их классификации. Так, выделяют виды искусства:
Каждый вид, род или жанр отображает особую сторону или грань человеческой жизни, но собранные вместе, эти составляющие искусства дают всеобъемлющую художественную картину мира.
Потребность в художественном творчестве или наслаждении произведениями искусства увеличивается вместе с ростом культурного уровня человека. Искусство становится тем нужнее, чем дальше человек отстоит от животного состояния.
эстетическая функция художественной литературы
Смотреть что такое «эстетическая функция художественной литературы» в других словарях:
эстетическая роль художественной литературы — см. эстетическая функция художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
эстетическое значение художественной литературы — см. эстетическая функция художественной литературы … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
функции художественной литературы — см. дальнейшее раскрытие словарной статьи. Рубрика: Литература и ее функции в обществе Вид: Воспитательная функция художественной литературы Гедонистическая функция художественной литературы Коммуникативная функция художественной литературы… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Язык художественной литературы — – 1) важнейшая составляющая художественной формы лит. произведений, наряду с композицией выражающая их содержание (см. концепцию В.В. Одинцова, 1980); 2) худож. беллетристический стиль как одна из функц. разновидностей лит. языка, имеющая свои… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
функциональные стили — Стили, выделяемые в соответствии с основными функциями языка, связанными с той или иной сферой деятельности человека (см. функции языка). Функциональные стили не образуют замкнутых систем, между стилями существует широкое взаимодействие, влияние… … Словарь лингвистических терминов
Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… … Литературная энциклопедия
Художественный стиль речи, или художественно-изобразительный, художественно-беллетристический — – один из функциональных стилей (см.), характеризующих тип речи в эстетической сфере общения: словесных произведений искусства. Конструктивный принцип Х. с. р. – контекстуальный перевод слова понятия в слово образ; специфическая стилевая черта –… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка
Критика — ТЕОРИЯ. Слово «К.» означает суждение. Не случайно слово «суждение» тесно связано с понятием «суд». Судить это, с одной стороны, значит рассматривать, рассуждать о чем нибудь, анализировать какой либо объект, пытаться понять его смысл, приводить… … Литературная энциклопедия
Плеханов — 1. Биография. 2. Эстетические взгляды Плеханова в свете его общих политических и философских взглядов. 3. Природа и сущность искусства. 4. Трактовка Плехановым проблем художественного процесса. 5. Принцины марксистской критики в понимании… … Литературная энциклопедия