Что такое эстетические переживания

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Полезное

Смотреть что такое «ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» в других словарях:

переживание эстетическое — см. эстетическое переживание … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое … Эстетика: Словарь

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

эстетическое восприятие — процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

эстетическое переживание — эмоциональное состояние, возникающее у человека в процессе эстетического восприятия окружающей действительности и произведений искусства. Рубрика: Эстетические категории в литературе Антоним/коррелят: Эстетическое восприятие Некоторые… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы … Педагогический словарь

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического… … Эстетика: Словарь

Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь

КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К эстетически… … Эстетика: Словарь

Источник

Что такое эстетические переживания

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Что такое эстетические переживания. Смотреть фото Что такое эстетические переживания. Смотреть картинку Что такое эстетические переживания. Картинка про Что такое эстетические переживания. Фото Что такое эстетические переживания

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ – базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности. Оно не тождественно ни реальным жизненным, ни элементарным эстетическим чувствам (удовольствие – неудовольствие, приятное и др.). Это – чувства высшего уровня, одухотворенные, культивированные в процессе общественно-исторического развития. Огромную роль в их становлении сыграл (и продолжает играть) эстетический опыт искусства.

Эстетическое переживание имеет сложное внутреннее строение. Соотнесенность с определенными объектами – реальными или идеальными – составляет его предметно-смысловой аспект. Содержательное наполнение эта сфера получает через представления и (или) знаки, создаваемые творческой силой воображения. Одновременно оно содержит в себе оценочное отношение к объектам. Ценностный (аксиологический) аспект связывает его с эстетическими нормами, художественным вкусом и эстетическим идеалом.

Эстетическое переживание есть форма культурного освоения как предметов природного и социального мира, так и стихии вызываемых ими жизненных чувств. Основным способом собственно эстетического овладения ими является неутилитарное, «умное» их переживание сразу в двух измерениях: целостности и внутренней противоречивости. Диалектикой единства и многообразия, созвучий и контрастов проникнуты все виды эстетического переживания (чувства красоты – безобразия, возвышенного – низменного, трагического, комического и др.). Оно вбирает в себя и переплавляет в новое качество другие человеческие чувства и эмоции – познавательные, нравственные и т.д.

Источник

эстетическое переживание

Смотреть что такое «эстетическое переживание» в других словарях:

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ базисный уровень эстетического сознания человека, исходное и конечное звено всех видов полноценной эстетической деятельности. Оно не тождественно ни реальным жизненным, ни элементарным эстетическим чувствам… … Философская энциклопедия

переживание эстетическое — см. эстетическое переживание … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

эстетическое восприятие — процесс приема и преобразования эстетической информации, предполагающий способность человека чувствовать красоту окружающих предметов, различать прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, возвышенные и низменные черты в реальной… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — в самом общем смысле формирование восприимчивости человека к иск ву и прекрасному, существующему в творениях человека и в природе. Иск во понимается при этом как нечто уже созданное и воспринимаемое в его данности. В разные эпохи подчеркивалось… … Философская энциклопедия

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — см. Чувство эстетическое … Эстетика: Словарь

Эстетическое чувство — субъективное эмоциональное переживание, рожденное оценочным отношением к эстетическому предмету. Э. ч. выражается в духовном наслаждении или отвращении, сопровождающем восприятие и оценку предмета в единстве его содержания и формы … Педагогический словарь

ЧУВСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — не посредственное эмоциональное переживание человеком своего эстетического отношения к действительности, закрепляемое эстетической деятельностью во всех ее видах, включая худож. творчество, и сопутствующее им в качестве активного энергетического… … Эстетика: Словарь

Богословие эстетическое — условное название всей сферы библейских идей, понятий, проблем, образов, имеющих непосредственное отношение к миру искусства, а также всех тех художественноэстетических ценностей, которые так или иначе связаны с библейской проблематикой и… … Эстетика. Энциклопедический словарь

ВОСПРИЯТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ — (художественное) вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и. целостном В. произв. иск ва как эстетической ценности, к рое сопровождается эстетическим переживанием. Нек рые исследователи обозначают этот процесс как «худож.… … Эстетика: Словарь

КРАСИВОЕ — эстетическое понятие, определяющее красоту внешнего облика предметов и явлений. Если прекрасное обозначает высшую степень красоты (этимологически «прекрасное» «очень К.») как во внешнем проявлении, так и во внутреннем выражении, то К эстетически… … Эстетика: Словарь

Источник

Что такое эстетические переживания

There is no unique emotion which we can label
the aesthetic emotion
C.W. Valentine: The experimental Psychology of Beauty

I. Минувшая история

Большинство публикаций о прекрасном и искусстве в последние сто лет носило, пожалуй, психологический характер, их темой было то переживание прекрасного в искусстве, которое называется эстетическим переживанием (или восприятием, или опытом). Изучалось, какие у него свойства, как оно протекает, каковы его составляющие, какой оно требует психологической установки. В нем видели главную проблему эстетики, считали даже – преувеличивая – что это ее единственная проблема, что все прочие лишь видимость и ненаучны.

Исследователи девятнадцатого века воображали себя новаторами, зачинателями психологической эстетики. Это убеждение также было преувеличением: уже в далеком прошлом некоторые авторы высказывались о психологии прекрасного и искусства. Правда, это было уделом не многих. Широко распространенная сегодня тематика ранее редко рассматривалась. Отчасти потому, что проблема казалась уж чересчур простой: на свете есть прекрасное и чтобы его наблюдать нужно лишь иметь глаза и смотреть. Несколько точнее: нужно обладать способностью наблюдать прекрасное и занимать по отношению к нему соответствующую позицию.

Названия эти принялись, хотя не сразу и не полностью, покамест в Германии, в начале только в школе Вольфа, в других же школах они считались варварством. Кант, который в совершенстве знал произведения Баумгартена, вначале проигнорировал (в Критике чистого разума ) его словотворчество, но в конечном счете принял его (в Критике способности суждения ). Этот факт был переломным. В начале XIX века название эстетики использовали даже в заглавиях своих работ как Гербарт, так и Гегель. И эстетика стала названием большой философской дисциплины, третьей наряду с логикой и этикой, образующей вместе с ними систему философии.

Вместе с существительным получило распространение и прилагательное. «Эстетическими» начали называть психические состояния, переживания, чувства, воспринимаемые под воздействием прекрасного и искусства, вообще говоря, безымянные до сих пор.

Переживание, которое начиная с XVIII века стало называться эстетическим, в предыдущих столетиях чаще всего называлось просто наблюдением прекрасного. Но и сегодня распространенно убеждение, что эстетическое переживание и переживание прекрасного означают одно и то же, что стремясь дать определение эстетическому переживанию достаточно сказать: это переживание прекрасного. Поэтому с тех пор, как возникло понятие «эстетического» переживания, ученые не заботились о его дефиниции, а только о его теории, т.е. они считали, что его легко распознать, трудно только сказать, в чем состоит его особенность и сущность.

В. Сосредоточенность. Это ранняя пифагорейская характеристика эстетического переживания не была случайной. Она соответствовала взгляду, который кажется естественным: переживание прекрасного является попросту его обозрением. Древнее понятие рассматривания и обозрения (по гречески thea ) было широким: оно охватывало как позицию исследователя, который изучает вещь, так и позицию того, кто ее попросту рассматривает. Мысль Пифагора можно выразить и так: что бы воспринять прекрасное (в природе или искусстве) следует на нем сосредоточить взгляд.

Теория Аристотеля сложна, в ней можно найти шесть особенностей переживания, которое мы чувствуем, занимая «позицию зрителя».

1) Это, говорит Стагирит, переживание интенсивного удовольствия, черпаемого из рассматривания и слушания; это удовольствие столь интенсивно, что человеку трудно от него оторваться.

2) Это переживание вызывает прекращение действия воли до такой степени, что человек становится «подобен очарованному сиренами, как бы безволен». 3) Это переживание имеет различные степени напряжения, случается даже «чрезмерного», все же в отличие от иных видов удовольствия, чрезмерность которых порицают как разнузданность, никто не порицает чрезмерности такого переживания. 4) Это переживание присуще человеку и только ему; прочие живые существа также получают свое удовольствие, но черпают его, пожалуй, из вкуса и прикосновения, чем при помощи зрения и воспринимаемой гармонии. 5) Это переживание берет свое начало в чувствах, однако не зависит от их остроты; ведь звери обладают более острыми чувствами, чем человек, а такие переживания им неизвестны. 6) Удовольствие такого вида происходит от самого восприятия (а не от того, что сегодня называется ассоциациями); дело в том, что можно или радоваться ощущениям как таковым, или учитывать и то, с чем они ассоциируются, что напоминают и предвещают, например, запахи блюд и напитков радуют потому, что предвещают удовольствие от еды и питья, а рассматривание и слушание радуют сами по себе. Удовольствие от еды и питья обоснованы биологически; биологическому удовольствию Аристотель противопоставлял то иное, которое, правда, не назвал эстетическим (нужно было ждать две тысячи лет, прежде чем греческое выражение получило свое настоящее значение), но своим описанием он показал, что имел в виду то, которое мы так называем. Он видел обособленность эстетических переживаний.

Из старогреческой литературы об эстетическом переживании сохранилось не слишком много высказываний, однако благодаря Платону, Аристотелю, Плотину эти высказывания являются исторически важными. Они содержат первое (а в своей меткости едва ли не лучшее) описание эстетического переживания, а также первые мысли о способностях души, делающих возможным такое переживание.

Фома Аквинский воспринял и развил аристотелевскую теорию своеобразных эстетических переживаний, сделав это в главной своей работе, Summa theologiae (II-a, II-ae, q. 141 a 4 ad 3). Его текст в переводе звучит следующим образом: «Лев радуется, когда видит или слышит оленя, являющегося его пищей. Человек же наслаждается благодаря иным ощущениям, а не только, связанным с едой, но также по поводу согласия чувственных ощущений ( propter convenientiam sensibilium ). Ощущения, происходящие от других чувств, пробуждают удовлетворение в виду своей согласованности, например, когда человек увлечен хорошо гармонизированными звуками ( sono bene harmonizato ), но такое удовлетворение не связано с его сохранением в личности». Подобно Аристотелю, но еще выразительнее, Фома отделил эстетическую позицию от биологически обусловленной и такую позицию находил только в человеке, а не у зверей. Он писал: «Только человек находит удовлетворение в самой красоте чувственных вещей» ( in ipsa pulchritudine sensibilium secundum se ipsam ).

Обе концепции нашли выражение в одной и той же флорентийской среде Quattrocentо : равно, как платоновская, делающая переживание зависимым от идеи, так и аристотелевская, требующая только поддаться воздействию красивых вещей. Обе концепции и позже будут иметь сторонников.

И лишь в позднем Барокко был услышан голос противоположной стороны, но услышан во всей силе. А именно, позицию противоположной стороны выразил Джан Винченцо Гравина в работе Ragion poetica в 1708 г. (I. 1), и выражение это было крайним. Гравина утверждал, что переживание прекрасного и искусства именно тем отличаются, что иррациональные чувства овладевают в них душой, приводя ее в состояние вдохновения, нарушая обычный ее ритм. Это состояние упоения на грани безумия, когда «люди спят с открытыми глазами», Гравина назвал бешенством, delirio.

Теории Дюбо, как и Гравины возникли на рубеже XVIII века и сразу же затем началась значительная переориентация научных интересов и привязанностей. Эти перемены привели к тому, что проблема эстетических переживаний оказалась на первом плане. Проблема, по поводу которой до сих пор высказывались сравнительно немногие – Платон и Аристотель, Эриугена и Фома, Гравина и Дюбо – сейчас стала темой бесчисленных трактатов.

II. Эпоха Просвещения

А. Англия в то время являлась главной территорией исследований. У исследований там была двойная родословная, два родоначальника. Родоначальником исследователей был Локк, который во все разделы философии последовательно ввел психологическую точку зрения, заменив анализ бытия анализом души. Но родоначальником был также лорд Шефтсбери, который вопросам чувств и ценностей придавал еще больший вес, чем вопросам познания и бытия. От первого эстетики XVIII века взяли трезвый интеллектуализм, зато от второго – поэтический антиинтеллектуализм; эти две тенденции соединялись между собой в новой английской эстетике в разных пропорциях, однако пожалуй с преобладанием тенденции, начало которой положил Локк.

1. Одним из главных вопросов был вопрос: каким качествам души мы обязаны эстетическими переживаниями [1]. Издавна платоновская и неоплатоновская доктрины считали, что мы обязаны не только способности воспринимать и рассуждать, но еще и другим, интуитивным органам души, служащим распознаванию прекрасного и истины. Сейчас, в XVIII веке, возникла мысль об особой способности, служащей исключительно распознаванию прекрасного. Особенно излюбленным понятием века было понятие вкуса ( taste, gout, gusto ), используемое философами и психологами, а еще чаще людьми искусства, литераторами, широкими кругами интеллигенции. Кант определял его как » sensus communis aestheticus «, как способность познавать то, что каждому нравится по необходимости. Другие, например, Дидро, делали акцент на том, что вкус не дан людям в равной степени и что дан редко ( il a y mille gens de bon sens contre un homme de gout ). Английские философы постулировали особую способность чувствования и распознавания прекрасного, которую назвали » чувством прекрасного «, » sense of beauty «. Они считали, что это чувство дано каждому. Теория брала начало у Шефтсбери, который однако способность распознавания прекрасного соединял со способностью чувствовать добро и обе вместе называл «моральным чувством», » moral sense «. Но уже в следующем поколении, в 1725 г. преемник Шефтсбери Ф.Хатчесон отделил моральное чувство от «чувства прекрасного». Он определял его как «пассивную способность чувств воспринимать прекрасное». Название и определение говорили, что – вопреки традиции – прекрасное не является предметом рационального знания. А также, что знание о нем достигается не путем сравнения, рассуждения, использования принципов; оно схватывается непосредственно, при помощи особого чувства. Позже даже дошло до размножения «чувства прекрасного»: А.Жерард, 1759, насчитывал семь «внутренних чувств»: чувство прекрасного, новизны, возвышенного, воображения, гармонии, смеха и добродетели. Однако не это размножение, но единственное чувство для широко понятого прекрасного было типичным понятием раннего Просвещения.

Психологический анализ переживаний прекрасного или эстетических переживаний, как сказали бы сегодня, начало которому положили в Англии Шафтсбери, а также Аддисон и Хатчесон, культивировался там интенсивно на протяжении всего столетия. Наибольшие его достижения приходятся на середину столетия. Это были публикации Э.Берка в 1757 г., Г.Хома в 1762 г. Но психологическая проблематика и метод продержались до конца столетия, и даже заметны у авторов начала следующего столетия (Р.Пейн-Найт, 1810) [2].

2. Важнейшим событием в эстетической теории восемнадцатого века был переход к объяснению эстетического переживания без предположений Шефтсбери и Хатчесона, т.е. без гипотезы об особом чувстве прекрасного. Это переживание стали объяснять иначе: просто некоторые вещи в состоянии вызывать чувства эстетического удовлетворения. Существенную же роль в появлении эти чувств играют ассоциации. Согласно Хатчесону для эстетического переживания они были не существенны, безразличны, зато для многих авторов середины столетия, начавши от Юма и Хартли, именно ассоциации предрешали появление эстетического переживания. Бёрк занимал срединую позицию. Согласно ему, некоторые вещи способны сами по себе вызывать эстетические преживания, другие же делают это посредством ассоциаций. Англичане в XVIII веке были теми, кто обосновал ассоционизм в эстетике, но следует помнить, что начало положил ему уже в предыдущем столетии француз К.Перро.

3. Название «эстетический» в современном понимании было продуктом XVIII века, однако те авторы, которые в то время более других занимались эстетическими переживаниями, а именно, англичане, этого названия не употребляли. Выражением, которое чаще других у них появлялось, было «чувство прекрасного». У Д.Юма с точки зрения содержания и объема оно соответствовало эстетическим переживаниям, однако не у всех английских эстетиков оно обладало этим смыслом.

Об этом свидетельствует, например, такой текст Бёрка: «Быстрая езда в легком экипаже по гладкой, волнистой траве дает, пожалуй, самое лучшее представление о прекрасном и лучше показывает его настоящую причину, чем что-либо другое». Для Берка единственно вещи маленькие, гладкие, ласково воздействующие могли быть прекрасными; это означает, что у него было суженное понятие прекрасного. Чувство прекрасного и чувство возвышенного совместно значили у него то, что сегодня называется «эстетическим переживанием». У других английских авторов XVIII века эта область еще более распадалась: на чувства прекрасного, возвышенного, новизны, великолепия и прочие; для многих это была сумма различных переживаний. Можно высказать парадоксальную мысль, что те, кто создал фундамент нашего знания об эстетических переживаниях, не имел ясного понятия об этих переживаниях.

В. Германия была страной, в которой изучение эстетических переживаний в XVIII веке были почти столь же интенсивным, как и в Англии, но проходило иначе и привело к иным результатам.

Такое определение эстетического переживания соответствовало естественной, издавна распространенной концепции, этакой позиции «зрителей», о которой говорил уже Пифагор; все же – как это часто случается с естественными концепциями – долгое время она не была отчетливо, explicite сформулирована. Таким образом, это была в некотором смысле новая концепция, хотя и извечная. Ее имели в виду Аристотель и Фома, не давая ей однако названия и отчетливой формулировки. Во всяком случае, никто ее не сформулировал так выразительно, как Шопенгауэр. Но интересно, что в своей простой теории он был зависим от сложной теории Канта, из которой взял такие мотивы, как незаинтересованность и формальность эстетического переживания.

Шопенгауэр свою теорию обременил, вплетя ее в метафизическую систему; ценность созерцания он объяснял тем, что оно является утешением вечно беспокойной воли; эстетическую теорию созерцания он погрузил в метафизику. Одних это привлекло к теории, других отвратило.

III. Последние сто лет

В больших философских системах первой половины XIX века прекрасное было главным понятием эстетики, однако продолжалось это недолго. Во второй половине столетия эстетическое переживание (восприятие или опыт, как звучат его синонимы) вышло на первый план эстетики еще более решительно, чем в эпоху Просвещения. Эстетика (в значительной мере) стала разделом психологии; тем самым она стала эмпирическим знанием, а с шестидесятых годов, начиная с работ Г.Т.Фехнера – экспериментальным. Эта психологическая эстетика берет начало в Германии, позже ее центр сместился в англосаксонские страны.

Что послужило причиной того, что из эстетики тема прекрасного оказалась исключенной, а эстетическое переживание стало главной ее темой? Прежде всего наблюдение, что красивые предметы не имеют общих черт, слишком они для этого разнообразны; поэтому не может быть общей теории прекрасного, науки о прекрасном; зато можно обнаружить общие черты того, что мы переживаем по отношению к красивым предметам, иначе – общие черты эстетических переживаний [5].

Благодаря психологическому методу эстетика получила много подробного, фактического материала, а амбиции исследователей XIX и ХХ веков заключались в построении общей теории, включающей этот материал. Однако насколько этот подробный материал в значительной степени был бесспорен, настолько не были бесспорны теории, выходящие в своих обобщениях за материал фактов. Эти теории, по крайней мере, наиболее типичные из них, должны быть здесь названы. Большей частью они появлялись как новые измышления нашего времени, но историк видит, что многие из них были возвращением старых идей, рожденных тогда, когда еще не было речи об экспериментальной психологии и эстетике.

Гедонистическая теория была одной из тех извечных теорий, которые появились, когда еще не было и речи об эмпирической психологии и эстетике. Гедонистическая теория Гиппия появилась в самом начале эстетической рефлексии. Но и позже гедонизм находил сторонников, хотя в общем-то его оттеснила – как в древности, так в средневековье и Возрождении – платоновская и аристотелевская традиции. Зато он вернулся в новое время, по крайней мере начиная с великого Декарта; этот (в известном Письме к Мерсенну от 18.3.1630 ) прекрасное попросту отождествил с удовольствием. Потом, в эстетике XVIII века, а именно, в английской гедонистическая трактовка эстетических переживаний была почти самим по себе разумеющимся делом. (Аддисон прямо называл эти переживания «удовольствиями воображения»). В XIX и XX столетиях гедонистическая теория уже не занимала того положения, что в XVIII, была уже только одной из проповедуемых теорий, и пожалуй, более примитивной, нежели другие. Прочие теории эстетического переживания, появившиеся в последние сто лет, предпринимали попытки более подробного его определения, и делали это различным, иногда прямо противоположным образом. В соответствии с одной теорией переживание – это познание, с другой – иллюзия; для одной – активное переживание, для другой – пассивное; для одной – это рациональное переживание, для другой – эмоциональное.

D. Иллюзионизм был крайней противоположностью когнитивной теории. В соответствии с ним эстетические переживания именно тем отличаются, что оторвавшись от действительности они распространяются в мире иллюзий, видимости, имагинации. И эта теория также не была новой: некогда она появилась в самом начале европейской эстетики, а именно, у Горгия и софистов, позже, будучи чужда европейской мысли на протяжении долгих столетий, вновь вернулась в XIX веке и начале XX, вернулась во множестве версий.

Положение этой теории таково: эстетическое переживание успешно только тогда, когда субъект собственную активность переносит на предмет, а тем самым придает предмету эстетические свойства, которыми тот сам по себе не обладает. Тогда имеет место, как писал Фишер, одалживание предметам собственных переживаний субъекта, » ein Leihen, ein Einfuhlen der Seele in unbeseelte Formen «. Это, как доказывал Липпс, является источником особого удовольствия: нахождение себя в отличном от себя предмете; это » ein objektivierter Selbstgenuss «. Возникает «психический резонанс», который приносит особенное удовлетворение. Правда, эстетическое переживание является не единственным, но самым главным видом этого явления.

Чувственное проникновение интерпретировали по-разному: Фишер понимал его как первичный, не поддающийся объяснению инстинкт, Лотце же эмпирически – как результат жизненного опыта и ассоциаций; схожим образом с Лотце думал Фехнер, а вначале и Липпс. Какое-то время эта интерпретация преобладала, однако Й.Фолькельт обратил внимание на тот факт, что индивидуальные ассоциации в чувственном проникновении играют незначительную роль, что это явление наблюдаемо уже у детей, а поэтому оно, пожалуй, является непосредственно унаследованным предрасположением. Спорных вопросов в теории эмпатии было много. Является ли чувственное проникновение проникновением чувств, или же представлений? Проникновением всей личности, или отдельных переживаний? Критика же теории эмпатии указывала, что не каждое проникновение представлений и чувств обладает эстетическим эффектом, и не в каждом эстетическом переживании содержится проникновение воображения и чувств. В свете критики эта теория кажется теорией, которая преувеличивает, которая из явления, имеющего место иногда, делает его повсеместным, которая из условий эстетической позиции делает их сущностью, из явления, подготавливающего эстетическое переживание – само это переживание.

F. Теория созерцания представляет собой крайнюю противоположность теории эмпатии. Она говорит, что в эстетическом переживании мы не черпаем удовольствия, по крайней мере, из себя, из субъекта, но именно из предмета, из рассматриваемых вещей, посредством смирения и впитывания их красоты. Эстетическое переживание является своеобразным переживанием зрителя, переживанием сосредоточенности, пассивной покорности прекрасному.

Эта теория не была новой; она появилась на заре эстетической мысли и на протяжении столетий случалось была наиболее распространенным взглядом как среди простецов, так и среди ученых; часто она считалась взглядом столь очевидным, что и не стоило над ним задумываться. В самом начале XIX века ее классически сформулировал и дал ей название Шопенгауэр. (Это название настолько неудачно, что означает не только эстетическое созерцание внешнего мира, но также совершенно отличное, религиозное содержание внутренних переживаний. Когда, например, у Ж.Ж.Руссо речь идет о «созерцании вселенной» ( contemplation de l’univers ), то можно это понимать двояко).

Время сжато изложить сведения о новейших теориях эстетических переживаний. Излагая же сжато, следует обратить внимание на то, насколько велики расхождения между отдельными теориями. Интерпретация эстетического переживания как переживания активного (как в теории эмпатии) и его же интерпретация как переживания зрителя (как в теории созерцания) полярно противоположны. На этом дело не заканчивается: в теориях эстетических переживаний есть еще и другие полюса.

Так одни теории интерпретируют эстетические переживания как интеллектуальные, другие – как сугубо эмоциональные. Выше обсуждались первые. Их сторонники в девятнадцатом веке не сомневались в наличии чувств в эстетических переживаниях, но не считали их решающим фактором переживания. Лишь к самому концу XIX века появилась мысль, что эстетические переживания являются сугубо эмоциями, чистым упоением. Впрочем, она не была нова; Гравина со своей наукой о » delirio » являл яркий прецедент.

В соответствии с этим взглядом мерилом поэзии являются не ее внешние и формальные свойства, но состояние души, а именно, эмоциональное состояние, трансцендентное, мистическое. Что говорит в пользу такого понимания поэзии? Бремон отвечает: говорит то, что поэзию мы читаем свободно, относительно мало интересуясь ее содержанием, что не всегда читаем все стихотворение, иногда достаточно нескольких слов, чтобы оно оказало воздействие, что иногда подвергаемся ее очарованию, в точности не понимая ее содержания – так народ читает псалмы, что содержание стихотворений, причисляемых к великой поэзии, ничтожно, что стихотворения захватывают и тогда, когда их смысл не понятен; что их ценность зависит от вещей незначительных, достаточно временами изменить одной выражение, чтобы уничтожить впечатление.

IV. Наследие

Перечисленные выше взгляды на эстетическое переживание немало отличаются между собой, но вместе с тем и не всегда касаются одних и тех же проблем.

Дефиниция эстетического переживания имеется у Аристотеля и у Фомы Аквинского; появляется она в их произведениях вместе с описанием типичного переживания. Зато результатом Платона была, пожалуй, теория, особенное внимание которой было направлено на то, какие условия должны быть выполнены, какой орган сознания должен быть дан человеку, чтобы он мог воспринимать эстетическое переживание. Выводы Плотина или Фичино тематически были схожи с выводами Платона. Также и эстетики Просвещения мало заботились о дефиниции, предполагая, что эстетическое переживание является попросту переживанием прекрасного и возвышенного. Зато они пытались исследовать, благодаря каким способностям сознания это переживание возникает. Заметным исключением был Кант: в его произведениях мы находим как дефиницию, так и теорию. Аналогично обстоит дело и с произведениями Шопенгауэра. Эстетики XIX и начала ХХ веков, гедонисты, иллюзионисты или сторонники эмпатии были устремлены скорее к объяснению явлений, чем их определению.

Е. Расхождения здесь слишком велики, чтобы не вызвать попыток согласования. Если минувшее столетие было периодом крайних и взаимно исключающих теорий, то наше скорее ищет плюралистические теории, альтернативные, обещающие согласование противоречий.

Одна из этих теорий принадлежит Р.Ингардену (высказываемая им неоднократно, особенно в книге Przezycie, dzielo, wartosc [6], 1966). Ее основная идея в том, что эстетическое переживание является сложным, многофазовым. Развиваясь во времени, оно проходит ряд этапов различного характера: в одном – проверяется теория активной позиции, в другом – пассивной, в одном – интеллектуальной, в другом – эмоциональной.

Согласно Ингардену, началом переживания является «вступительная эмоция», характеризуемая волнением. Второй этап переживания наступает, когда под влиянием этого волнения все наше сознание мы обращаем к предмету, который его вызвал. Это приводит к торможению обычного процесса осознания, сужению его поля, заинтересованность сосредотачивается на наблюдаемом качестве. На этом третьем этапе эстетическое переживание может закончиться, но может продолжаться и далее; если продолжается, то субъект уже имеет перед собой сформированный им предмет и общается с ним, реагируя волнением на то, что сам сделал. Таким образом, в эстетическом переживании последовательно выступают: чистое волнение субъекта, формирование предмета субъектом и зрительское переживание этого предмета. На ранних этапах переживание имеет впечатлительный и динамический характер, который на конечном этапе угасает, уступая место созерцанию.

[4] Цитата приводится по русскому изданию Собр. соч. И.Канта 1966 г. (прим. перев.)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *