Что такое этичный бизнес
Этические подходы к ведению бизнеса
Деловая этика в широком смысле — это совокупность этических принципов и норм, которыми должна руководствоваться деятельность организаций и их членов в сфере управления и предпринимательства. Она охватывает явления различных порядков: этическую оценку как внутренней, так и внешней политики организации в целом; моральные принципы членов организации, т. е. профессиональную мораль; моральный климат в организации; образцы морального поведения; нормы делового этикета — ритуализированные внешние нормы поведения.
В целом восприятие обществом деловой этики и социальной ответственности за последнее столетие прошло (в развитых западных странах) три этапа:
В экономическом мире вопросы этики особенно сильно связаны с вопросами денег. Сейчас деньги перестают быть универсальным средством расчета с контрагентами, они становятся мерой успеха их обладателя, бизнесмена, который может (или не может) заработать достаточно, чтобы его признали успешным. Как отмечает Евгений Емельянов, «деньги вообще — проблема для бедного, но не для богатого человека. Алчность, жадность и зависть к состоянию других, которые традиционно принято ассоциировать с богатством, означают лишь то, что человек не считает себя достаточно богатым и равняется на других, на тех, у кого денег, вещей или славы, как ему кажется, больше, чем у него самого. И он не может мириться с этим фактом».
Отсюда следует, что проблема — не в том, что денег мало, а в том, что их не хватает. Такой подход сформулировал в свое время отец автомобильной промышленности США, идеолог принципиально новых трудовых отношений Генри Форд I. Он писал: «Алчность к деньгам — вернейшее средство не добиться денег. Но если ты служишь ради самого служения, ради удовлетворения, которое дается сознанием правоты дела, деньги сами собой появляются в избытке. Деньги, вполне естественно, появляются в итоге полезной деятельности. Иметь деньги абсолютно необходимо. Но нельзя забывать при этом, что цель денег не праздность, а умножение средств для полезного служения».
В настоящее время в России постепенно складывается цивилизованное отношение предпринимателей к деньгам: они все реже являются самоцелью и все чаще — инструментом бизнеса и мерилом успеха. Слова известного предпринимателя Кахи Бендукидзе отлично характеризуют современную тенденцию: «Деньги, которые на первом этапе так хотелось заработать, — деньги на личное потребление — сейчас не так важны. Они просто мерило успеха… Разориться страшно не потому, что лишишься средств к существованию, самое страшное — позор, несостоятельность, то, что массы людей, которые сейчас обеспечены, окажутся на улице…» Иными словами, деньги, как и любой инструмент, не есть зло сами по себе — это средство ведения бизнеса, экономической и социальной коммуникации.
Среди множества этических проблем, связанных с деньгами, наиболее остро стоят следующие:
ВНИМАНИЕ!
Завтра на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.
Повысьте свою ценность как специалиста в глазах директора. Смотреть полную программу
Пионер не пример: проблемы «этичных» стартапов
Вопрос этики и морали в бизнесе поднимается не так часто. И если ведение незаконной деятельности влечет за собой вполне конкретные риски для компании, то определить критерии неэтичного бизнеса или оценить его последствия гораздо сложнее.
Сегодня создать этичный стартап – задача не из легких. Во-первых, потому что представления об этичности у каждого человека свои. А потому предугадать, совпадут ли эти представления у фаундеров стартапа с инвесторами, потребителями и даже членами команды, довольно проблематично.
Так, некоторые инвесторы не вкладываются в табачные компании, считая этот бизнес неэтичным. А еще вчера лояльные пользователи приложения могут ополчиться против, если доступ вдруг стал платным. Не так давно в США запустился сервис Cvvl, который зарабатывает тем, что выселяет людей из квартир и домов, если те больше не могут платить аренду. Насколько это этично в условиях сложной экономической обстановки и роста безработицы – вопрос открытый.
В то же время, доля этичных компаний стремительно растет. Вести этичный бизнес – определенный тренд, и такие стартапы быстро привлекают к себе внимание и зарабатывают очки лояльности уже на старте. В новостях регулярно появляются создатели одежды из переработанных материалов, производители растительного мяса и т.д.
Разумеется, существуют и другие критерии этичности. Помимо самой идеи стартапа, определяющим его принадлежность к тому или иному лагерю, является и способ ведения бизнеса. Если в качестве продвижения используется участие в сомнительных колаборациях, сотрудничество с инфлюенсерами, обладающими сомнительной репутацией или агрессивный маркетинг с открытой критикой конкурентов – все это может поставить на бизнесе клеймо «Неэтично».
Немаловажной является и политика выстраивания взаимоотношений внутри команды, а также с инвесторами, партнерами и потребителями. Сознательно введение в заблуждение, искажение фактов и попытки утаить правду могут сказаться самым негативным образом на делах компании и ее репутации.
Тему этики и стартапов недавно поднимали в 4-ом выпуске «Рептилоидов Кремниевой Долины». Своими соображениями со зрителями поделился Максим Скибинский, серийный предприниматель из Кремниевой Долины и бизнес-ангел, а до недавнего времени — инвестиционный партнёр венчурного фонда Andressen Horowitz. Максим иммигрировал в США 20 лет назад, за его плечами — легендарный инкубатор Y Combinator и несколько собственных стартапов. В 2010 году его компания Hive7 была куплена The Walt Disney Company.
Фаундер с пионерской этикой никогда мир не поменяет
— Если какой-то фаундер скажет: «Вот я как пионер, повяжу пионерский галстук, никому никогда не буду врать, искажать реальность и буду все делать как настоящий пионер», то такой фаундер никого не наймёт в команду, не поднимет финансирование, он просто будет биться о гранитную стену свои стандартные 18 месяцев до конца фандинга и все.
Но инвесторы как раз смотрят на силу фаундеров; на то, что мы называем reality distortion field (поле искажения реальности – Прим. редактора).
В этом как раз и заключается магия: мир меняться не хочет, поменять его может фаундер и, конечно, фаундер с чисто пионерской этикой никогда мир не поменяет.
Но не всё так просто, считает Максим Скибинский.
Дров наломал — результата нет
— Есть еще более болезненный аспект, о котором тоже надо знать фаундерам. Когда на каком-нибудь TechCrunch встречаются молодые фаундеры и vc-дедушки, то фаундеры, конечно, начинают спрашивать советов и слышат, что вот это делать не стоит, а это очень опасно.
Но если посмотреть на пример Цукерберга, то с этической точки зрения его история очень спорная: идею спер, кофаундеров уволил, сам закодировал, глядя на чужой code base. Мы видим одну желтую карточку за другой, но это его путь.
И потом эти фаундеры вырастают, сами становятся дедушками и начинают советовать молодым фаундерам: «Не делайте это, это опасно.»
И ведь они на 100% правы. Если ты дернешь чеку от гранаты, то с вероятностью 99% она взорвется и оторвет тебе руки. Но суть стартапов состоит в том, что люди как раз учатся экспериментально отрывать чеку у гранаты, чтобы оказаться в одном проценте выживших. Чтобы в результате сказать: «Вот, я прошел между этими всеми челленджами и умудрился людей набрать, и компанию построить. И теперь все то, что я обещал сколько-то лет назад, стало реальностью».
Поэтому я не могу дать однозначного ответа как правильно. Если ты слушаешь дедушек, то с тобой ничего хорошего не будет, если ты их не слушаешь – тебе оторвет руки гранатой.
Сегодня мы наблюдаем за довольно своеобразной индустрией, в которой все пытаются стать монополистическими капиталистами. Мы осознаем, что капитализм – это попытка заработать деньги, а их зарабатывают лучше всего именно монополисты. Google это удалось, а у какого-нибудь маленького стартапа не факт, что получится. Поэтому фаундеры пытаются заставить инвесторов поверить в их стартап, а инвесторы делают вид, что только они все решают. Тем не менее, ни у тех, ни у других них нет волшебного кристалла, чтобы предугадать итог.
Автор статьи: Мария Майданюк, предприниматель, ко-фаундер IceBox, участник сообщества Startup Kotiki.
Этичный бизнес в России: особенности, трудности и перспективы
Репост
Мы начинаем серию статей об особенностях ведения эко-бизнеса в России. Сегодня мы поговорили с предпринимателями из Москвы из таких сфер, как общественное питание, косметика и бытовая химия и продукты питания.
Идея выше коммерческих целей
Виктория Логунова, совладелец и управляющая Loving Hut (Москва)
Почему вы можете назвать свой бизнес этичным?
Принципы, которые объединяют все кафе и рестораны международной сети Loving Hut – это 100% веганство, отсутствие алкоголя и ГМО. В нашем кафе мы стараемся по максимуму применять принципы этичности – по отношению к гостям, внутри команды, по отношению к планете. Мы сортируем мусор и сдаем его на переработку, устраиваем акции по сбору батареек и люминесцентных ламп, используем перерабатываемую одноразовую посуду. Наше кафе по возможности поддерживает провеганские акции, которые устраивают наши друзья из Альянса Защитников Животных и другие организации. Распространяем листовки в кафе: против использования меха и мясомолочной промышленности. Больше половины наших сотрудников состоят в зоозащитных организациях, поэтому мы всегда за любую активность, ведь мы все веганы по этичным причинам. Мы не боимся потерять гостей, которым не по нраву наша активная позиция, потому что всегда ставим идею выше коммерческих целей.
Как вы лично пришли к этому бизнесу?
По образованию я экономист, начинала строить карьеру в международной аудиторской компании, но быстро поняла, что это не мое. Ушла из офиса с намерением нести что-то полезное в этот мир, и создала свой сайт вег-рецептов, которым занималась 2 года перед тем, как в моей жизни появился Loving Hut.
Успешен ли этичный бизнес во временной перспективе – действительно ли есть развитие?
Конечно, думаю, что в недалеком будущем неэтичный бизнес вымрет, если не перестроится и не станет отвечать экологичности и бережному отношению к природе и живым существам. Ход истории показывает, что постепенно человечество отказывается от плохих идей в пользу хороших, и веганство – это следующая ступенька в развитии нашего общества.
В чем нюансы ведения такого бизнеса в России?
Думаю, сложностей у этичного бизнеса не больше и не меньше, чем у любого другого вида предпринимательской деятельности. Если мы говорим о ресторанном бизнесе, в России быть владельцем ресторана сложнее, чем в других странах из-за огромного количества невыполнимых на практике требований: частых проверок, цель которых – вовсе не защита потребителей, а выкачивание штрафов или взяток, к сожалению. В Европе и Америке такого нет.
Что нужно для успешного развития дела в России?
Смена государственной политики в отношении малого бизнеса и создание института помощи начинающим предпринимателям.
«Об альтернативном вег-питании должен узнать каждый»
Александра Левкова, директор и соучредитель VolkoMolko
Успешен этичный бизнес в России?
Могу отвечать только за нашу компанию: VolkoMolko активно развивается географически и ассортиментно. Для любого растущего бизнеса всегда актуален вопрос нехватки ресурсов, мы – не исключение. Приобретение нового оборудование, укрупнение производства, найм людей, расширение помещения – все это требует ресурсов, как человеческих, так и финансовых.
С какими сложностями приходится сталкиваться?
— Помещение. В России очень мало профильных помещений небольшого масштаба. Чтобы арендовать площадку для пищевого производства со всеми необходимыми коммуникациями небольшого размера, пришлось попотеть. С этим сталкиваются почти все начинающие представители нашей сферы бизнеса.
— Оборудование и финансы. Мы можем перейти на промышленные масштабы производства, но для этого нужны большие вложения в оборудование. Банки не готовы давать кредиты таким как мы. Для банков мы слишком маленькие, у нас нет за спиной чем поручиться и тема вегетарианства, не говоря уже про веганство, в нашей стране пока не принимается обществом. А даже если бы нам и дали кредит – разница в условиях по сравнению с Европой очень существенна.
— Нетерпимость к вегетарианству. Глядя на европейское общество радуюсь, что там есть место любому человеку с любыми особенностями, в том числе и пищевыми. Это показывает наличие продуктов в магазинах. Заходя в продуктовый магазин, я вижу там 10 видов тофу, несколько видов мясных и молочных имитаций. В нашей стране этичная продукция пока может продаваться только в узкоспециализированных магазинах. Люди, которые посещают большие сетевые продуктовые магазины, еще не готовы покупать такую продукцию. Мы замечаем спрос на наши продукты такой категории людей только в Великий Пост.
-Быстрорастущий рынок. Несмотря на перечисленные сложности, заниматься таким бизнесом в России очень интересно и, на мой взгляд, перспективно, потому что рынок развивается. Нашу продукцию употребляют не только веганы, но люди с аллергией. Мы активно разрабатываем новую продукцию (анализируя тенденции в стране и глядя на опыт зарубежных компаний) и увлечены тем, чтобы найти дорогу к нашему потенциальному клиенту. Ведь многие люди, которые не употребляют продукты с животными ингредиентами, еще не знают о наличии продукции, которую мы производим. А еще больше тех, кто не может отказаться от обычной еды, потому что просто не знает, что есть альтернатива. И вот мы хотим, чтобы информация до такого клиента должна. Чем активно и занимаемся.
Что нужно для успешного этичного бизнеса в нашей стране?
Неважно чем занимается человек, важно, чтобы это шло от сердца. Тогда все будет в радость и будет получаться. Наша энергия помогает развивать это направление. Все больше людей благодаря нашей деятельности знает, что есть альтернативное питание, которое соответствует этике и понятиям ЗОЖ и подходит людям с аллергией. Это важно, потому что помогает всем нам не ощущать себя ущербными – в всего лишь заменить обычный продукт на веганский.
Многие не переходят на растительные альтернативы сыру и молоку, потому что не хотят употреблять сою. О ней, как известно, есть разные мнения, как у медиков и диетологов, так и у потребителей.
В основном, наша продукция не содержит сою. Единственный продукт, где она присутствует, – это соевое молоко. Веганские продукты не ограничиваются содержанием сои. Есть популярный пшеничный белок (продукты из сейтана), орехи (растительное молоко), гороховый белок, кокосовое масло и другие ингредиенты, которые, например, используются для наших имитационных сыров VolkoMolko.
Если зайти в интернет и набрать «соя – полезно», то выпадет много статей о пользе сои. Если набрать «соя – вредно», вы увидите соответствующие запросу материалы. Поэтому говорить о том, что наша продукция полезна, я не буду, и то, что вредна – тоже. Каждый человек сам для себя определяет, что нужно его организму в силу его уникальности.
Лично я отказалась от молочной продукции, потому что я плохо чувствую себя от нее. Поэтому наша продукция помогает мне ощутить себя полноценно, заменяя классическое молоко растительным и классические сыры – нашими имитационными сырами VolkoMolko.
Интуитивной веганство через любовь к земле
Лариса Алексеева, владелица магазина Sinitsa Eco-shop
Почему ваш бизнес можно назвать этичным?
Продукция в нашем магазине подобрана таким образом, что даже самые требовательные веганы смогли бы найти для себя необходимое. Наша семья придерживается веганского питания, а так как магазин мы создали согласно своим взглядам на идеальный ассортимент, то это отразилось и на требованиях к продукции, которую мы предлагаем.
Как все начиналось?
Прежде чем открыть свой семейный интернет-магазин sinitsa-eco.ru, мы с мужем Дмитрием трудились в обычных офисах, работали по специальности (он – машиностроение и автомобильное хозяйство, а я – проектирование газонефтепроводов). Веганство и стремление к этичному образу жизни пришли к нам интуитивно, через любовь к земле с появлением собственного участка. Труд на земле укрепил в нас чувство аккуратности и бережливости к собственному окружающему пространству. Мы стали задумываться об «умном», экологичном и чистом земледелии, которое бы не только позволило нам выращивать экологически чистые овощи, зелень и другие плоды, но и достигать этого без излишних трудозатрат. Таким образом мы стали изучать принципы пермакультуры и внедрять их в свою работу, и это дало свой результат.
Через любовь к земле мы подошли к вопросу о личном здоровье. А мой личный нейтралитет к продуктам животноводства позволил шире посмотреть на продукты растительного мира. Так я выбрала для себя веганство, а Дима активно меня поддержал! Шло время, наш взгляд на мир менялся, менялись жизненные принципы и ряд материальных ценностей. Появилась цель – создание семейного бизнеса, который не только мог бы обеспечить нам стабильный доход, но и реализовать потребность в творчестве, создать продукт своими руками, внести свою небольшую лепту в процветание этичного бизнеса в нашей стране. И мы создали интернет-магазин экологичных продуктов питания и товаров для дома, ассортимент которого включает только то, чем мы пользуемся сами и что могли бы от души порекомендовать своим покупателям.
Каково это – иметь подобное дело в нашей стране?
На начальных этапах своего развития приходится непросто. Мы сами являемся активными представителями нужной нам аудитории! На первый взгляд, тенденция на российском рынке ведет к тому, что люди начинают отдавать предпочтение натуральным продуктам питания, средствам гигиены и косметике. Однако в реальности, когда магазинов и производителей экологичной продукции становится все больше и больше, не так-то просто сообщить о себе своей аудитории. И тем не менее, интерес к такой продукции и товарам растет, и численность заинтересованных покупателей тоже, а значит, этичный бизнес, на наш взгляд, просто обречен на успех. Нужно лишь обозначить себе личную стратегию.
В чем, на ваш взгляд, особенности бизнеса в нашей стране по сравнению с другими странами?
В любом направлении бизнеса есть свои сложности и нюансы, необходимо лишь выработать индивидуальную тактику и путь развития. И с этим не будет проблем, когда делаешь свое дело от души. Этичный бизнес в России развивается гигантскими темпами, предложений все больше, интерес к подобной продукции растет с каждым днем. За рубежом все несколько иначе. Например, в Италии и Германии гораздо шире аудитория, которым это интересно. Очень порадовала нас Австралия. В этой стране веганство на государственном уровне признано здоровой системой питания. Условия для развития этичного бизнеса там, как нам видится, крайне благоприятные. Австралийцы придерживаются бережливого отношения к природе, любят свою страну, любуются ее природной красотой, в городах огромные территории выделяются под сказочной красоты цветущие парки и ботанические сады. Каждое дерево подписано, за животными и растениями тщательно наблюдают и ухаживают, местные занимаются спортом с утра до вечера на свежем воздухе, спортивные площадки – на каждом шагу. Масса предложений с веганской кухней, экологичный и здоровый образ жизни очень популярен, сортируются отходы, предусмотрены серьёзные штрафы за нанесение ущерба окружающей среде. В таком обществе этичный бизнес процветает.
Не упускать благородную цель, что была на старте
Станислав Захаров, идейный вдохновитель экомаркета «Свой путь»
Почему выбрали этичный бизнес? В какой сфере работали до этого?
Я бы не сказал, что это был именно выбор. Обстоятельства так складывались, что другим делом я бы уже не смог заниматься. Лет 6 назад я стал вегетарианцем, перестал курить и употреблять алкоголь, обучился практике Рэйки, и мне стала близка тема духовного развития. Когда в жизни, а точнее, в сознании происходят такие изменения, то за другое направление уже и взяться невозможно.
Что такое этичный бизнес, на ваш взгляд?
Лично для меня важно, чтобы в деле была созидательная идея. Нашим детям ещё жить в том Мире, который останется после нас. И я хочу, чтобы моя дочь жила на планете с чистым воздухом, зелёными лесами и голубыми океанами, с адекватными людьми, которым можно доверять. Свое дело мы начали с супругой именно из этих соображений. Еще для нас важно было, чтобы люди смогли подобрать для себя полезные вегетарианские продукты в одном месте. Причём, чтобы это был не просто магазин, а скорее пространство, в котором было бы комфортно находиться, общаться на разные темы, узнавать что-то новое. Иногда покупатели не хотели от нас уходить и возвращались снова и снова, рассказывали про перемены, которые произошли, когда они сменили пищевые предпочтения. Их истории еще больше мотивировали продолжать заниматься любимым делом.
Есть ли развитие у этичного бизнеса в России?
Да, например, в 2011-2012 годах в Москве было всего около 5 магазинов нашей тематики, сейчас их несколько десятков. Тема ЗОЖ очень популярна, о чем говорит огромное количество профилей в Инстаграм, мотивирующих людей заниматься собой. Многие звёзды пропагандируют вегетарианство. До многих доходит информация о том, что без мяса можно очень здорово и полноценно жить и чувствовать себя гораздо лучше. И это несомненно оказывает положительный эффект на развитие. Людей уже даже не удивляет веганская колбаса. А какие появились шикарные raw-vegan сладости?! К моей жене выстраивается очередь на сыроедные торты, причём покупают их даже люди традиционно питающиеся.
Нюансы ведения этичного бизнеса в России?
Нюансы есть везде, но опять же, прелесть этичного дела в том, что это не масс-маркет в полном смысле этого слова. И люди, которые обращаются в этичные компании, едят в вегетарианских кафе, по большей части сами разделяют эти ценности. С ними гораздо комфортнее работать. Сложности, конечно, бывают. Точнее это не сложности, а задачи, которые периодически приходится решать. Опять же, для меня этичный бизнес существует на стыке духовного и материального. С одной стороны, не погрузиться с головой в погоню за прибылью, и с другой стороны не слишком расслабляться.
Что нужно для успешного развития дела в России (возможно, что поменять в сознании общества)?
Мне тяжело судить о сознании общества в целом, но та часть, с которой я пересекаюсь в силу своей деятельности, по большей части настоящие молодцы. Менять надо себя. И на своем примере доказывать, что можно заниматься делом и при этом быть честным человеком, что можно с сотрудниками выстраивать доверительные отношения и относиться к ним, как к Людям, а не как к человеческому ресурсу. Могу сказать, что чем больше будет по-настоящему идейных людей и проектов, тем лучше будет развиваться этичное дело. Главное, чтобы люди не упускали из вида ту цель, которую они закладывали на старте.
Однако, несмотря на все наше глубокое уважение к героям нашей статьи, нельзя не заметить, что планка этичности бизнеса у всех разная. Далеко не все из представителей данной сферы предпринимательства отказались от меда и молока в своих продуктах. Безусловно, это касается не только героев нашей статьи. О неэтичности потребления вышеназванных продуктов есть множество статей, выложенных в свободном доступе в Интернете. В рамках заявленной темы публикации мы не будет останавливаться на них подробно. Хочется лишь надеяться, что начало положено, и этичный бизнес в России будет стремительно развиваться, постепенно создавая конкуренцию мясной, молочной, меховой и прочим индустриям, и более строго подходя к составу собственных продуктов.
Что такое этичный бизнес
Основное отличие этичного человека от неэтичного в том, что первый всегда думает о долгосрочных перспективах и последствиях и для себя, и для своих партнеров. Если этичный человек строит карьеру, он рассматривает как партнеров и работодателей, и подчиненных. Если он ведет бизнес и сам является работодателем, то с сотрудниками у него также партнерские отношения.
Этичный руководитель или бизнесмен исходит из того, что все делают одно общее дело и партнерство, сотрудничество должны быть выгодны обеим сторонам.
Неэтичный же человек не думает далеко наперед. Фокус своего внимания он держит на том, чтобы получить максимальную выгоду прямо сейчас.
Там, где этичный сотрудник будет стараться и для себя, и для всей компании, неэтичный будет искать возможность сделать работу по минимуму, а урвать благ захочет по максимуму.
То же самое касается и отношений с клиентами, не важно, свой это бизнес или работа по найму.
Этичный профессионал будет делать все, чтобы клиент остался доволен обслуживанием и сотрудничеством, ушел в хорошем настроении и потом рекомендовал всем и компанию, и специалиста.
А неэтичный сотрудник постарается побыстрее отделаться, сделать все кое-как, номинально, для галочки, «на отвяжись». Помните тот самый типаж советских продавщиц, которые говорили примерно одно и то же: «Вас много, а я одна! Лучше б вы сюда вообще не приходили!»? Неэтичным людям клиенты всегда мешают.
Вменяемые этичные работники понимают, что покупатели в магазинах, пассажиры в любом виде общественного транспорта или заказчики в сфере услуг — это прежде всего клиенты, которые отдают свои деньги за товары или оказанные услуги, и именно из этих денег идет зарплата, формируется прибыль и платятся накладные расходы.
Люди, лишенные этичности, не мыслят этими категориями. Они искренне уверены, что им дают слишком мало, преступно недоплачивают за их «титанические» усилия, а они, бедолаги, перетрудились. Их можно узнать по фразе: «Как вы мне платите, так я и работаю».
Разумеется, встречаются ситуации, когда в компании оплата действительно меньше среднерыночной стоимости подобных услуг. Но даже в этом случае этичные и неэтичные люди будут вести себя по-разному.
Этичный человек постарается дать компании бóльшую ценность, а затем через какое-то время проведет переговоры о более адекватной оплате за работу такого уровня. Если ему не пойдут навстречу, он спокойно покинет организацию, перейдя в другую на более выгодных условиях. Неэтичный же будет предъявлять претензии, писать какие-нибудь жалобы, поливать компанию грязью на всех углах.
Устроившись на новую работу, этичный человек не перестает развиваться. Он не прекращает думать о долгосрочной перспективе, в том числе своей собственной: где он будет через 5–10 лет, чему еще ему нужно научиться, какие знания, умения и навыки необходимо приобрести.
Такой сотрудник вполне нормально воспринимает мысль о том, что после окончания контракта (если он, например, заключался на один год) будет менять работу на лучшую. Или поговорит с текущим работодателем о повышении оплаты. Разумеется, без эмоциональных манипуляций и «позиции жертвы».
Он приведет рациональные и легко доказуемые доводы. Например, что за этот год приобрел такие-то важные навыки, повышающие качество его работы; принес конкретную измеримую пользу компании; выполняет сейчас, помимо основных, еще и ряд дополнительных, не указанных в договоре функций; внедрил такие-то ценные предложения и т.д. Поэтому его стоимость для компании за этот год стала объективно выше.
Неэтичный же человек в это время в лучшем случае будет «налаживать связи», искать лидеров мнений и всячески им угождать — вместо того чтобы добросовестно выполнять свои основные обязанности.
Если пользоваться схемой психологических возрастов в нашей классификации этичного и неэтичного поведения в бизнесе и карьере, то получается следующая картина.
Психологически взрослый этичный человек, будь он бизнесмен или сотрудник компании, все свои действия и отношения с деловыми партнерами рассматривает с точки зрения долгосрочной перспективы. Он все время растет и прокачивает навыки, необходимые для достижения еще бóльших результатов.
При заключении сделок и каких-либо договоренностей старается придерживаться позиции «я выиграл — ты выиграл». Деловая репутация для такого человека не пустой звук, но одновременно он не позволит никому этим манипулировать.
Психологически незрелый, но изначально этичный, добрый человек просто старается максимально хорошо выполнять свою работу. Он умеет быть благодарным, ценит хорошее отношение, никогда не обманет и не украдет, даже если это невозможно будет никак проверить и доказать. Не позволит себе говорить за глаза гадости и сплетничать о своем работодателе.
Умное руководство умеет ценить таких людей, и в перспективе они могут рассчитывать на долгосрочное сотрудничество и лояльность, проявляющуюся в том числе и при оплате труда.
Неэтичный же, инфантильный сотрудник начнет при первой же возможности красть по-глупому все, что плохо лежит и не прибито гвоздями. Будет целый день болтать с коллегами, играть в игры на компьютере или зависать в соцсетях. А потом к концу дня, так и быть, сделает что-нибудь по работе кое-как, тяп-ляп.
Психологически взрослый неэтичный человек непременно постарается увести базу с клиентами, чтобы воспользоваться самому или слить конкурентам. Если представится возможность, обязательно будет брать взятки по-крупному.
Нередки случаи, когда такие люди, украв все, что можно украсть, навредив в делах, нарушив все обязательства, наговорив сплетен и гадостей, открывают конкурирующий бизнес. И это, к сожалению, очень распространенное явление.
На Западе неэтичные люди достаточно быстро теряют репутацию и оказываются в черных списках у всех известных компаний. А на постсоветском пространстве еще слишком свежи воспоминания 1990-х годов, и у многих неэтичных граждан есть большое искушение повторить этот мошеннический безнаказанный беспредел уже в интернет-пространстве. Что, собственно, сегодня и происходит.
Люди в большинстве своем не понимают, что успешную долгосрочную карьеру или бизнес в современном мире невозможно построить при помощи вранья, воровства, мошенничества, невыполнения обязательств, срыва сроков и т.п.
Так что, если рассматривать долговременные перспективы происходящих сейчас процессов, в будущем этичные люди будут выигрывать в ключевых моментах у неэтичных.