Что такое этикетные слова

Что такое этикетные слова

Автор: Кострюкова Евгения Анатольевна

Организация: ГБОУ школа №336 Невского района Санкт-Петербурга

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Цель: Дать понятие речевого этикета, познакомить обучающихся с этикетной лексикой, расширить их знания о речевых формах этикета

Задачи:

1. Познакомить обучающихся с понятиями: этикет, этикетные слова, речевая ситуация.

2. Способствовать развитию умения уместного использования этикетных слов в речи; развивать умения анализировать свои поступки и поступки окружающих людей; расширить кругозор обучающихся.

3. Воспитывать любовь и уважение к богатству, красоте, правильности русской речи; совершенствовать коммуникативные умения обучающихся.

Планируемые результаты

Предметные результаты:

Метапредметные результаты:

Формирование универсальных учебных действий

Регулятивные УУД:

Познавательные УУД:

Личностные УУД:

Коммуникативные УУД:

Оборудование урока

Добрый день, ребята! Присаживайтесь. Ребята, сегодня на уроке мы будем работать с маршрутными листами, поэтому возьмите ручки, запишите свою фамилию, имя.

Учитель: Поэт Б. Пастернак написал такие строки:

Предполагаемый ответ: ( Язык не только бесценный дар, которым наделён человек, но и орудие человека).

Об этом мы будем говорить сегодня на уроке.

Предполагаемый ответ: (темы урока)

Учитель: Действительно. Тему урока вам предстоит определить самим.

Внимание на экран. Перед вами высказывание. Прочитаем его.

«Во все времена и во всех сложившихся обществах поведение людей регламентируется правилами, которые соответствуют конкретной ситуации общения»

Предполагаемый ответ: (О правилах этикета)

А ситуация общения – это и есть речь.

Итак, тема нашего урока: « Речевой этикет. Умеем ли мы употреблять в речи этикетные слова?»

2. Открытие новых знаний

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях.

Само слово этикет пришло к нам из французского языка, где имеет значение «ярлык», «этикетка». А в свое время это слово появилось на основе греческого ethos – обычай», «характер».

Учитель: Обратимся к толковому словарю и запишем, какое значение имеют понятие этикет

Задание 1. Запишите определения следующих понятий

Этикет – это установленный порядок поведения, форм обхождения.

— А какие этикетные слова вы знаете?

(называются этикетные слова). Дадим определение.

Этикетные слова – это слова приветствия, прощания, благодарности, извинения, утешения, просьбы.

Задание 2. Прочитайте слова, распределите их по группам. По желанию дополните своими примерами.

Здравствуйте, сочувствую, приношу извинения, пожалуйста, до свидания, будьте добры, разрешите представиться, спасибо, не огорчайтесь.

Источник

Речевой этикет

К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения. Речевой этикет и культура общения — не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в его повседневной жизни.

Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.

Понятие речевой этикет

Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.

Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.

Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, как формулы речевого этикета

Формулы речевого этикета

Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать разговор с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.

Формулы речевого этикета — это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий разговора:

Начало разговора и его завершение

Любой разговор, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина — женщину, молодая девушка — взрослого мужчину, младший по должности — старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:

Формы приветствия в речевом этикете

Форма приветствияПример
Пожелание здоровьяЗдравствуйте!
Указание на время встречиДобрый день!
Эмоциональные пожеланияОчень рад!
Уважительная формаМоё почтение!
Специфическая формаЗдравия желаю!

В завершение разговора используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).

Основная часть разговора

Вслед за приветствием начинается разговор. Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть разговора состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.

Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в разговоре.

Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете

ПриглашениеПоздравление
Позвольте вас пригласитьРазрешите вас поздравить
Приходите, будем радыПримите наши поздравления
Приглашаю васОт имени коллектива поздравляем
Могу ли я пригласить васОт всей души поздравляю

Скорбная атмосфера в связи с событиями, приносящими горе, предполагает соболезнование, выраженное эмоционально, не дежурно или сухо. Помимо соболезнования, собеседник часто нуждается в утешении или сочувствии. Сочувствие и утешение могут иметь формы сопереживания, уверенности в благополучном исходе, сопровождаться советом.

Примеры соболезнования, утешения и сочувствия в речевом этикете

СоболезнованиеСочувствие, утешение
Позвольте выразить глубокие соболезнованияИскренне сочувствую
Приношу вам искренние соболезнованияКак я вас понимаю
Я вам сердечно соболезнуюНе падайте духом
Скорблю вместе с вамиВсе будет в порядке
Разделяю ваше гореВам не стоит так волноваться
Какое несчастье постигло вас!Вам надо держать себя в руках

В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.

Примеры просьб и советов в речевом этикете

ПросьбаСовет
Сделайте одолжение, выполните…Позвольте вам дать совет
Если вас не затруднит, …Разрешите предложить вам
Не сочтите за труд, пожалуйста, …Вам лучше поступить таким образом
Могу ли я попросить васЯ бы хотел предложить вам
Убедительно прошу васЯ посоветовал бы вам

Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой — деликатным. При обращении с просьбой желательно избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.

Примеры согласия и отказа в речевом этикете

СогласиеОтказ
Сейчас будет сделаноЯ не в силах помочь вам
Пожалуйста, не возражаюЯ не могу выполнить вашу просьбу
Готов вас выслушатьСейчас это невозможно
Поступайте, как сочтёте нужнымЯ вынужден отказать вам

За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении разговора. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.

Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете

БлагодарностьКомплимент
Позвольте выразить благодарностьВы прекрасно выглядите
Фирма выражает благодарность сотрудникамВы так сообразительны
Я вам очень благодарен за…Вы прекрасный собеседник
Большое вам спасибоВы отличный организатор

Ситуации речевого этикета

Ключевую роль в культуре речевого этикета играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наш разговор может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:

Личности собеседников. Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата — человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения — на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая — на уважение и большую формальность в разговоре.

Место общения. Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места. Такими местами могут быть: деловое совещание, светский ужин, театр, молодёжная вечеринка, уборная и др.

Точно также, в зависимости от темы разговора, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для разговора могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким, или к развёрнутой беседе. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом.

Национальный речевой этикет

Любой национальный речевой этикет предъявляет определенные требования к представителям своей культуры, и имеет свои особенности. Само появление понятия речевой этикет связано с древним периодом в истории языков, когда каждому слову придавалось особое значение, и сильной была вера в действие слова на окружающую действительность. А появление определенных норм речевого этикета обусловлено стремлением людей вызвать к жизни определенные события.

Но для речевого этикета разных народов характерны также и некоторые общие черты, с различием лишь в формах реализации речевых норм этикета. В каждой культурно-языковой группе присутствуют формулы приветствия и прощания, уважительного обращения к старшим по возрасту или положению. В замкнутом обществе представитель чужой культуры, не знакомый с особенностями национального речевого этикета, представляется необразованным, плохо воспитанным человеком. В более открытом социуме люди подготовлены к различиям в речевом этикете разных народов, в таком обществе нередко практикуется подражание чужой культуре речевого общения.

Речевой этикет современности

В современном мире, и тем более в городской культуре постиндустриального и информационного общества, понятие культуры речевого общения изменяется коренным образом. Скорость изменений, происходящих в современности, ставит под угрозу сами традиционные основы речевого этикета, основанные представлениях о незыблемости социальной иерархии, религиозных и мифологических верований.

Изучение норм речевого этикета в современном мире превращается в практическую цель, ориентированную на достижение успеха в конкретном акте коммуникации: при необходимости обратить на себя внимание, продемонстрировать уважение, вызвать доверие у адресата, его симпатию, создать благоприятный климат для общения. Однако роль национального речевого этикета остается важной — знание особенностей иностранной речевой культуры является обязательным признаком свободного владения иностранным языком.

Русский речевой этикет в обращении

Основной особенностью русского речевого этикета можно назвать его неоднородное развитие на протяжении существования российской государственности. Серьёзные изменения норм русского языкового этикета происходили на стыке 19 и 20-го веков. Прежний монархический строй отличался разделением общества на сословия от дворян до крестьян, что определяло специфику обращения в отношении привилегированных сословий — господин, сударь, барин. При этом отсутствовало единое обращение к представителям низших сословий.

В результате революции были упразднены прежние сословия. Все обращения старого строя были заменены на два — гражданин и товарищ. Обращение гражданин приобрело негативную окраску, оно стало нормой в применении заключенными, судимыми, арестантами по отношению к представителям органов правопорядка. Обращение товарищ, напротив, закрепилось в значении «друг».

Во времена коммунизма всего два типа обращения (а по сути, только одно — товарищ), образовали своего рода культурно-речевой вакуум, который был неформально заполнен такими обращениями, как мужчина, женщина, дяденька, тётенька, парень, девушка и пр. Они остались и после развала СССР, однако в современном обществе воспринимаются как фамильярность, и свидетельствуют о низком уровне культуры того, кто их использует.

В посткоммунистическом обществе постепенно стали вновь появляться прежние виды обращения: господа, сударыня, господин и др. Что касается обращения товарищ, то оно законодательно закреплено в качестве официального обращения в силовых структурах, вооруженных силах, коммунистических организациях, в коллективах заводов и фабрик.

Источник

Употребление в речи этикетных слов

Средства обучения: мультимедийный проектор, ПК.

Сказка С.Маршака “Двенадцать месяцев”, этимологический словарь.

I. Организационный момент. Вступительное слово, сообщение цели, задач.

II. У. В русском языке есть особая группа слов, которые помогают установить доброжелательный контакт с собеседником. Такие слова называются этикетными.

– Приветствия (добрый день, привет, здравствуй);
– прощания (всего доброго, желаю удачи, до свидания);
– просьбы (будьте любезны, пожалуйста, не затруднит ли вас);
– благодарности (спасибо, благодарю вас);
– извинения (извините, не сердитесь).

Происхождение слова ЭТИКЕТ от фр. Etiguette “ярлык на чем– либо”, “этикетка” – правила поведения.

У. Чем чаще, к месту и искренне употребляет человек этикетные слова, тем приятнее с ним общаться, тем доброжелательнее к нему относятся окружающие!

У. Ребята, этикетные слова родились не сегодня, а пришли к нам из древности. Может кто – то знает, как образовались эти слов?

Здравствуйте – желание здоровья.

Спасибо – спаси бог.

Благодарю – благо дарю.

Пожалуйста – пожалей меня.

Извините – изгнание вины, из – древнерусский предлог.

III. У. Русский народ давно создал правила речевого этикета и выразил их в пословицах и поговорках. Прочитайте пословицы, вставьте пропущенные буквы и разъясните стоящие за ними правила речевого поведения.

Сформулируйте и запишите правила речевого поведения, выраженные в пословицах.

Вывод: Сначала подумай, а потом говори; умей слушать.

У. В самом деле, чтобы возникла речь, должен появиться кто – говорящий. Он говорит кому, – рассчитывая на адресата. Должна быть и тема беседы – о чём. Речевое общение происходит в пространстве и времени – где, когда. Наконец, должен быть мотив речевого действия – почему и цель – зачем.

Этикетные слова используются в зависимости от того, как мы отвечаем на все эти вопросы. Одного мы поприветствуем словом привет, другого – здравствуй. К кому – то обратимся – Здравствуйте! В русском языке есть ещё немало слов, которые подходят для этой цели: Рад вас приветствовать! Добро пожаловать! Я так рад вам! Доброе утро! Добрый вечер! Привет! Лёгок на помине! Приветствую вас! Моё почтение! Салют! Доброго здоровьица! Здравия желаю!

Речевую ситуацию можно представить в виде схемы – рисунка:

Кто? – Кому? – О чем? – Где? – Когда? – Почему? – Зачем?

IV. У. Язык и литература. Найдите этикетные слова в сказке С. Я. Маршака “Двенадцать месяцев”

– Кто их произносит?
– Как они характеризуют этого героя?

V. Физкультминутка. Необычная зарядка русского языка.

У. Я называю слово, а вы определяете, какая это часть речи.

Существительное – влево.
Прилагательное – вправо.
Глагол – вперед.

Существительное – левая рука вверх.
Прилагательное – правая рука вверх.
Глагол – вперед обе руки.

Доктор: Проходите, пожалуйста, в кабинет. Почему же не здороваетесь, молодой человек?

Доктор: На что вы жалуетесь?

Вася: Прихворнул я, что – то горло дерет, бащка болит.

Доктор: Температуру измеряли?

Вася: Да я градусник вчера кокнул!

Доктор: А как же лечились вчера, например?

Вася: Дрыхнул весь день, аж надоело.

Доктор: Да. Тяжелый случай. Но лекарствами здесь не поможешь. У вас болен язык. Его срочно нужно лечить.

У. Какие слова, по – вашему, совершенно неуместны в данной речевой ситуации? Объясните почему? Какими синонимами их лучше заменить?

Какое чувство вызывает у вас речь мальчика?

VII. У. Этикетные слова есть, конечно, в каждом языке. Расскажите, какие этикетные слова и выражения используются в том языке, который вы изучаете в школе. В какой речевой ситуации они применяются?

Немецкий – Гутен так – Ауфидерзейн

Англ. – Хай! Хеллоу! – Гуд! Бай!

Французский – Бон Жур! – Аревуар!

Итальянский – Чао! – Арнведерче!

Японский – Конитева! – Саё пара!

VIII. Разыграйте сценку “В автобусе”. Проследите, умеете ли вы и ваши одноклассники пользоваться этикетными словами для выражения просьбы.

IX. Вспомните, какие этикетные слова вы используете в речевой ситуации приветствия,, обращаясь ко взрослым (родителям, учителям, соседям).

По рядам:
I ряд – родителям,
II ряд – учителям,
III ряд – соседям.

Запишите эти слова, продумайте, чем объясняется выбор каждого из них.

X. Есть еще и неречевой этикет. Между речевым и неречевым этикетом существует прямая связь. Речь в таких случаях может сопровождаться соответствующими жестами.

Так, естественно, если человек, который встретил друга после долгой разлуки, скажет: “Здравствуй, дорогой!” – распахнет руки, чтобы обняться.

Нередко жесты заменяют словесные формулы. Например, здороваясь, двое молодых мужчин молча пожимают руки друг другу руки. Или двое пожилых, проходя мимо друг друга, кланяются и приподнимают шляпы.

– Провожая подругу, которая побежала к автобусу и вошла в него, девушка помахала ей рукой.

XI. Стихотворение французского поэта Робера Десноса.

Я – черепаха,
Поэтому ясно.
Что я и умна,
И собою прекрасна.
А то, что. как ласточка,
Я не крылата.
Так в этом не я,
А судьба виновата.
Но быть недовольной
Своею судьбой
Не значит ведь быть
Недовольной собой.

У. В одном предложении сформулируйте ответ на вопрос: О чем рассуждает черепаха? “Она хвалит себя, она довольна собой. Может быть, нам нужно себе говорить: “Молодец!”

(Нужно всегда сохранять присутствие духа, не отчаиваться, подбадривать себя.)

Этикетные слова есть смысл жизни. Чем больше мы говорим хорошего, тем лучше и для нас.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *