Что такое этническое самосознание есть ли оно у вас а по вашему мнению
Этническое самосознание
Этническая психология как явление по содержанию представляет собой компонент общественной психологии. Специфика общественно-психологических явлений состоит в принадлежности человека как к определенной социальной, так и этнической группе. Это проявляется как в социальной, так и в этнической солидарности людей, принадлежащих к разным социальным и этническим общностям. У одного и того же человека могут быть как социальные, так и этнические приоритеты. Если первые обусловлены социальными интересами, то вторые — более глубокими этнонациональными интересами, этническими особенностями и установками личности.
Этническое самосознание — сознание и чувство принадлежности к определенному этносу, осознание своего отличия и сходства при соотношении с другими этническими общностями, важный признак этнической общности, являющийся отражением объективного бытия этой общности.
Внешне этническое самосознание проявляется в форме самоназвания — этнонима. Действительно, даже в том случае, если, например, отдельные группы русских, французов, армян, поляков проживают в разных странах, любая из этих групп осознает определенную общность со всеми группами, носящими то же самоназвание. Кроме того, представители каждой из таких одноименных совокупностей людей обычно отличают себя от членов всех иных подобных общностей. При этом особую роль играет антитеза «мы — они».
Центральное место в этническом самосознании занимает представление об общности происхождения и исторических судеб, опирающееся на общие генеалогические предания, участие в исторических событиях, на связь с родным языком и родной землей и т. п. Осознание своей этнической принадлежности, идентификация себя со своей группой, отличной от всех других, пробуждают целую гамму чувств: сопричастность к судьбам своей этнической общности, любовь к исторической этнической родине, к своему народу, его этническим особенностям, культуре, чувство гордости или тревоги за судьбы своего народа, готовность к жертвам и т. п. Катализаторами, стимулирующими и ускоряющими развитие этнического самосознания, обычно служили такие факторы, как внешняя агрессия, порабощение, колонизация, несущие в себе угрозу ассимиляции, культурного или полного физического уничтожения этнической общности.
Этот психологический феномен играет существенную роль в этнической мобилизации, консолидации, социальном контроле, стремлении к партнерству или доминированию, и может быть использован как для преуспеяния народа, так и для агрессивного национализма.
На основе подобного комплекса чувств и переживаний возникает соответственно эмоционально окрашенное и целеустремленное в поведенческом плане состояние психики в целом, выражающееся, например, в волевом устремлении к борьбе за счастье и не¬зависимость своего народа, за его свободу, суверенитет и процветание. Однако этническое самосознание при определенных условиях может играть и негативную роль, обернуться своей противоположностью.
С теоретической точки зрения можно выделить два уровня этнического самосознания — социально-психологический и идеологический.
Психологический уровень, являясь составным элементом обыденного сознания, включает когнитивные представления, стереотипы, установки, в том числе на солидарность, потребность в этнической безопасности, фрустрации, агрессию и т. п.
К идеологическому уровню относятся идеологемы этнического самосознания, которые функционируют на уровне идеологий и создаются творческой интеллигенцией. Однако все, что создается на идеологическом уровне этнического самосознания, не всегда и не во всем совпадает с представлениями людей, конкретных социальных групп. Люди различаются способностями, в том числе критически воспринимать идеологизированную информацию, и, кроме того, в повседневной жизни они обычно руководствуются более актуальными для них идеями и интересами, поэтому многие первоначально декларируемые идеи теряют свою привлекательность.
Этническое самосознание выступает как основной определитель национальности в переписях и других формах массового статистического учета населения. При этом этническая принадлежность (национальность) человека и его язык могут не совпадать, если он усвоил язык и культуру другой национальности.
На уровне личности этническое самосознание меняется и порой довольно радикально на основе возрастных характеристик или жизненного опыта, уровня образования, а также в связи с разными жизненными ситуациями, в которых оказывается человек. Например, этническое самосознание человека, долгие годы прожившего в иноэтнической среде или в тесном соприкосновении с ней, резко отличается от показателей самосознания недавно попавшего в подобную ситуацию.
Наряду с этим существует феномен двойного этнического самосознания. Обычно это имеет место в тех нациях, этнический состав которых составляют выходцы из разных стран. К числу таких наций, представляющих собой по происхождению этнический конгломерат, относится большинство «новых» наций Америки, в том числе и самая крупная из них — собственно американцы США. Этнический состав населения США отличается значительной пестротой. Процесс «перемалывания» переселенцев из различных стран в общем «американском котле» тормозится устойчивостью этнических традиций иммигрантов, а также религиозными, языковыми, этнопсихологическими и другими барьерами, возникающими уже в США. По меньшей мере пятая часть современного населения США имеет двойное этническое самосознание, причисляя себя к американцам и в то же время сохраняя многие культурно-бытовые и языковые черты своего коренного этноса.
Отсюда понятны широко распространенные в США определения вроде «американцы ирландского или соответственно еврейского, русского, итальянского и т. п. происхождения».
Такие же явления двойного этнического самосознания обычны и в других странах Северной и Южной Америки, где сложились новые народы, в состав которых вошли разнообразные местные — (американские) и пришлые (преимущественно европейские и африканские) этнические элементы. Так, в латиноамериканских странах сохранились крупные индейские народы, говорящие на двух языках — своем родном и европейском (чаще всего испанском). Например, в Мексике такими двуязычными народами являются ацтеки, майя и некоторые др.; в Перу, Эквадоре и Боливии — кечуа. Ясно, что двойное этническое самосознание у перечисленных народов закономерно сочетается с двуязычием, вообще характерным для многих стран со сложным этническим составом населения.
Этническое самосознание личности и его формирование на разных возрастных этапах
Самосознание этноса являет собой сложное и многофакторное духовно-социальное явление, имеющее свою структуру и внутренние связи. Исследованиями этнического самосознания занимались и занимаются философия, психология, этнология, социология, биология и другие науки.
В.И. Козлов отмечает, что «этническое самосознание возникает в процессе длительной совместной жизни людей под воздействием ряда факторов. Сильное воздействие на его формирование оказывает социальная среда, представление об общем происхождении и общих исторических судьбах и т.д. «.
Этническое самосознание представляет собой целостное образование, проходящее в своём развитии и становлении два уровня: типологический, направленный на формирование представлений об этнических особенностях общности и идентификационный — уровень становления этнической самоидентификации (В.Ю. Хотинец).
В психологическую структуру самосознания входят осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности, осознание её психологических особенностей, осознание тождественности с ней, осознание своих этнопсихологических особенностей, осознание себя субъектом своей этнической общности, самооценка этничности с социально-нравственных позиций.
Большинство учёных склоняется к трёхаспектной структуре этнического самосознания личности с выделяемыми содержательным (этническая идентичность, этностереотипы и т.д.), эмоциональным (осознание значимости членства в этнической группе, ценностное отношение к ней), поведенческим-динамическим (аттитюды, межгрупповые стратегии, ценностные ориентации) компонентами.
Растущая личность приобщается к этнической культуре на протяжении всего периода детства, подростничества и юношества. Уже в дошкольный период дети приобретают знания о различиях между этническими группами, хотя эти знания отличает нестабильность и несистемность (О.Л. Романова), проявляющиеся в трудности обозначения ребёнком своей национальности и национальности родителей, наличие проблем с обозначением национальностей.
Младшие школьники обладают более зрелым уровнем этнических знаний. В это время этническое самосознание находится на стадии активного формирования (Ж.В. Топоркова) — дети знают свою этническую принадлежность, выделяют все её значимые признаки.
Ключевым периодом становления этнической идентичности личности является подростковый возраст. Он наиболее сензитивен для формирования ядра этнического самосознания, укрепления этнического статуса, обуславливая во многом прохождение его дальнейших стадий.
Юношеский возраст позволяет закреплять этническое самосознание, предоставлять широкую дорогу для развития его как динамического образования, готовности к последующей трансформации в зависимости развития условий жизнедеятельности этноса — этнокультурных, социально-политических, экономических.
Успешное этническое становление личности связано с формированием этнической толерантности — принятием этнокультурных различий и исключением этнофобий и межэтнических конфронтаций (Н.М. Лебедева), где её основой является позитивная этническая идентичность.
самосознание этническое
самосозна́ние этни́ческое, одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической группе (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Самосознание этническое является основным условием возникновения и существования этнической общности. Оно имеет различное содержание и меняется исторически, его основным компонентом служат признаки, которыми члены общности определяют границы своего отличия от других. Это может быть общее название (этноним), язык, религия, представление об общих происхождении, истории, территории (см. Этническая территория), государственности и др. Самосознание этническое представляет собою результат социализации индивида, особенно семейного воспитания, образования и последующего свободного или навязанного выбора. Оно формируется под воздействием внутригрупповых или внешних факторов, в том числе влияния государственной политики и идеологии. Самосознание этническое может усиливаться или ослабляться в зависимости от социально-политической ситуации, носить множественный невзаимоисключающий характер, особенно среди потомков смешанных браков и лиц, проживающих в смешанной среде или сменивших этническую среду проживания. В зависимости от ситуации и интереса индивид может менять самосознание этническое (см. Ассимиляция). Самосознание этническое сосуществует с другими формами социальной идентичности, в том числе гражданской и территориальной (например, индивид может считать себя в этнокультурном отношении кубачинцем и даргинцем, в территориальном дагестанцем, в общегражданском россиянином. См. также Нация.
Смотреть что такое «самосознание этническое» в других словарях:
Самосознание этническое — Этническое самосознание одна из форм социальной идентичности, чувство принадлежности к этнической общности (народу), проявляющееся на индивидуальном и групповом уровнях. Источник: ПРИКАЗ Минобрнауки РФ от 03.08.2006 N 201 О КОНЦЕПЦИИ… … Официальная терминология
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — – осознание людьми своей принадлежности к определенному этносу, этнической группе, один из неотъемлемых компонентов самоидентификации личности. Не осознав себя представителем одного из многих этносов, носителем одной из др. культур, человек будет … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
САМОСОЗНАНИЕ ЭТНИЧЕСКОЕ — чувство принадлежности к определенному этносу, важный признак этноса, являющийся отражением в сознании людей реально существующих этнич. связей и внешне проявляющийся в форме самоназвания или этнонима. С.э. связано с этнич. самоопределением людей … Российская социологическая энциклопедия
Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия
Национальное самосознание — Самосознание есть сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей. В психологии самосознание понимается как психический… … Википедия
Православие и русское национальное самосознание. — Этническое (национальное) самосознание является сложным и многогранным компонентом духовной жизни русского народа. В его структуре выделяются: во первых, осознание людьми своего группового единства, этнической принадлежности; во вторых,… … Религии народов современной России
Национальное самосознание — самосознание нации; сущностью (в более широком смысле этнического) Н.с. является внутригрупповая идентификация; члены этнического коллектива осознают собственную идентичность, определенную тождественность, одинаковость всех членов этноса и в… … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Национальное (этническое) и религиозное — В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации, их классификации. Автор исходит из того, что этнос исторически устойчивая социальная общность, образовавшаяся на базе общности территории, языка, материальной и духовной… … Религии народов современной России
ЭТНОС — (от греч. ethnos народ) особый, возникший исторически вид соц. группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией или др. образованиями. Основным условием возникновения Э. является общность территории как естественная база для… … Российская социологическая энциклопедия
ассимиляция — (от лат. assimilatio подражание, уподобление, сходство) этническая, частичная или полная утрата культуры в пользу другой, обычно доминирующей культуры, включая и смену этнической идентичности (см. Самосознание этническое).… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Понятие и сущность этнического самосознания
Возрастающая роль этнического сознания и самосознания в современном мире делает актуальной задачу их всестороннего изучения, условий сохранения и развития.
Изучение возникновения и развития этнического самосознания началось задолго до появления самого термина. Введенное в XVIII в. французскими просветителями понятие «дух народа» объясняло особенности и специфику национально психологических особенностей этносов.
В XIX в. немецкие ученые М. Лацарус и Х.Штейнталь трактовали «народный дух» как психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, и одновременно их самосознание, содержание которого может быть раскрыто путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
И. Гердер вводит понятие «народ», как сообщество людей, языки и исторические традиции которых формируют их сознание. Чувство идентичности, чувство сопричастности к чему-то общему, обеспечивают народные традиции.
В 50-70-ые годы в Америке и Западной Европе появляются труды, посвященные проблемам этничности, этнического самосознания и этнической идентичности.
Согласно конструктивистскому подходу к пониманию этнической общности, порождаемое на дифференциации культур этническое чувство и формулируемые в его контексте представления и «доктрины» представляют собой интеллектуальный конструкт писателей, ученых, политиков (Б. Андерсон, Р. Бурдье, Э. Хобсбам, В.А. Тишков и др.).
Представители инструмеиталистского подхода понимают этническую группу как общность, объединяемая интересами, а этичность как средство для достижения групповых интересов, мобилизации в политической борьбе (Н. Глезер, Д. Мойнихин, Дж. Дэвис и др.).
Тем не менее, хотя в указанных концепциях этничность рассматривается по-разному, авторы самых разных направлений включают понятие идентичности. Существует множество психологических и этнографических данных о подвижности и непрерывной изменчивости этничности, однако невозможно отрицать факт долговечности этнических привязанностей.
Работы Э. Эриксона, как показал анализ литературы, явились основой для многолетнего изучения проблемы этнического самосознания, его роли в этнических процессах. Автор, опираясь на психоаналитический подход, рассматривал идентичность как процесс личностных мнений, носящих неизменный и стадиальный характер, которые претерпевают члены той или иной этнической или культурной общности. В рамках психоаналитических исследований основной акцент делался на наличие раннего бессознательного опыта детства в формировании идентичности. Так, в разработанной Э.Эриксоном теории идентичности указывается, что «формирование идентичности предполагает процесс одновременного отображения и наблюдения, процесс, протекающий на всех уровнях психической деятельности посредством которого индивид оценивает себя с точки зрения того, как другие, по его мнению, оценивают его в сравнении с собой и в рамках значимой для них типологии; в то же время он оценивает их суждение о нем с точки зрения того, как он воспринимает себя в сравнении с ними и с типами значимыми для него». Иными словами, совпадение контуров индивидуального сознания и этнического сознания приводят к высокой степени отождествления индивида с этносом. В этой точке исследований пересекаются интересы ученых, разрабатывающих теорию идентичности кросскультурной психологии, в особенности его когнитивного направления, которое представлено Вудвортом, Гервином, Берри, Сигаллом и другими.
Анализ научной литературы позволяет заключить, что дальнейшее изучение проблемы идентичности и этнического самосознания осуществлялось в рамках когнитивного подхода. К числу первых работ когнитивного направления, в которых изучался вопрос о том, как происходит формирование этнического самосознания, можно отнести исследование Ж.Пиаже. Он анализировал процесс формирования у детей таких понятий, как «родина», «другая страна» и «иностранец».
Кроме этого можно выделить социально-психологические теории самокатегоризации и теорию социальной идентичности, в рамках которых также рассматривалась проблема этнической идентичности. В данных теориях делается акцент на том, что многие феномены в сфере этнической идентичности имеют когнитивное происхождение. Обе теории берут за отправную точку когнитивные категории, которые используют индивиды для категоризации социального мира. Поскольку индивид определяет себя в одну или более категорий, то, вследствие смешений, вызванных когнитивной обработкой, имеют место различные когнитивные эффекты.
Аффективные компоненты включают в себя субъективные чувства привязанности, эмоциональное отношение к своей национальной группе, к родной земле, другим национальным группам и общностям, а также такие социальные эмоции, как чувства национальной гордости или стыда, позора или восхищения и т.д. Формирование этих компонентов этнического самосознания происходит в течение многолетнего периода, охватывающего раннее детство и до подросткового возраста.
Иные, на наш взгляд, трактовки процессов формирования идентичности предлагает социокультурный подход. В рамках этого подхода, развитие идентичности рассматривается как продукт воздействия со стороны социального окружения ребенка, в частности родителей, школы и средств массовой информации. Представители данного направления Спенсер, Кросс, М. Колл и др. рассматривают этническое самосознание как социокультурно обусловленную, семиотически опосредованную деятельность. В контексте данного подхода, повествования, различные истории, которые рассказывают люди, продукты культуры являются специфическими инструментами, играющими важную роль в формировании различных форм идентичности (этнической, личностной, профессиональной и т.д.).
Другим подходом к определению этнической идентичности является подход с позиции теории социальных представлений, разработанной Р.М.Фарром и С.Московией. За отправную точку они берут систему идей, установок, ценностей и практик, которые разделяются членами данной социальной группы. Эти социальные представления порождаются социально, социально поддерживаются и социально передаются индивидам в группе. Согласно этому подходу процесс развития этнического самосознания состоит из передачи этих социальных представлений ребенку. Представления, которые имеют члены той или иной социальной группы, могут помочь группе установить свою отличительную групповую идентичность.
Анализ феномена этнического самосознания привел американских исследователей к выводу, что этническая идентичность индивида является настолько же социальным конструктом, насколько им является «индивидуальное сознание». Р. Винч, следуя интеракционистскому подходу, определяет идентификацию как более или менее продолжительное влияние одной личности на другую, осуществляемое в условиях интер- и интрагруппового взаимодействия.
Целевая модель предполагает наличие у индивида набора установок на то, каким он должен быть.
Адаптационная (социальная) модель соответствует тому, как личность идентифицирует себя через отношения с другими.
Интеграционная (персональная) модель соответствует тому, как личность 11дентифицирует себя посредством уникальности только ей свойственных признаков.
Латентная модель учитывает то, как личность относится к себе.
Исследуя данный вопрос, мы отмечаем, что современная этнология выделяет основные фазы этнической идентичности:
Фаза этнодифферснциацин. На этой фазе происходит осознание особенностей своей общности, отличий «мы» от «они». Речь идет об определении этнонима (самоназвания), мифолоппации прошлого общности, ее «почвы» (территории, языка, культуры, религии).
Фаза выработки авто- и гетеростереотипов. В рамках данной фазы складываются представления о национальном характере, психическом складе, темперамента типичного представителя общности.
Фаза формирования национального идеала. Эта фаза является синтезом двух предыдущих, поскольку включает в себя не только оценку своего этноса, но и представление о его социально-исторических задачах, предназначении, а также о господствующих ценностных ориентациях, специфических для данной общности. Основной функцией национальных идеалов является интеграция общности, остальные же функции носят вспомогательный характер.
Следует отметить, что этнический статус чаще всего остается неизменным на протяжении всей жизни человека. Но все-таки этническая идентичность не статичное, а динамичное образование, поэтому внешние социальные обстоятельства, могут толкать человека любого возраста на переосмыслению роли этнической принадлежности в его жизни, приводить к трансформации этнической идентичности, особенно в случае межэтнического брака.
Ситуация межэтнического общения дает человеку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, способствует развитию межэтнического понимания и формированию коммуникативных навыков. Свою этническую принадлежность быстрее осознает русский ребенок, живущий в многонациональной Москве, чем житель отдаленной деревни с моноэтническим составом. Отсутствие опыта межэтнического общения обусловливает и меньшую предрасположенность к подобным контактам, и меньший интерес к собственной идентичности.
Наш подход связан с пониманием того, что этническая идентичность сильнее выражена у тех людей, которые живут в культурной среде, значительно отличающейся от собственной. Важную роль играет то обстоятельство, к какой группе этнического большинства или меньшинства принадлежит человек. Представления об этнических группах быстрее и острее формируется у представителей этнического меньшинства, но порой в детстве представители меньшинств предпочитают не свои группы, а хотели бы быть в группе этнического большинства. В этом случае может сформироваться ложная идентичность, т. е. ребенок воспринимает себя в качестве членов доминирующей этнической группы, а не в составе своей реальной этнической группы.
С возрастом и развитием этнической идентичности у членов этнических меньшинств обычно происходит сдвиг к «внутригрупповой ориентации на свою этническую группу».
Анализ литературы позволяет заключить, что человек с разной степенью интенсивности может идентифицировать себя как с одной, так и двумя этническими общностями. Берри была предложена модель двух измерений этнической идентичности.
Для большинства индивидов характерна моноэтническая идентичность, совпадающая с официальной этнопринадлежностью. Но ее интенсивность может быть различной: от позитивной этнической идентичности, до этнической гиперидентичности, которая сопровождается восхвалением своего народа и нетерпимостью в межэтническом взаимодействии.
Модель двух измерений этнической идентичности (Берри) Высокий уровень идентификации со своей этнической группой.
Моноэтническая идентичность с чужой этнической группой (измененная идентичность) возможна в том случае, когда чужая группа расценивается как имеющая более высокий экономический, социальный статус, чем своя. Конечным результатом идентификации с чужой группой является полная ассимиляция, т.е. принятие традиций, ценностей, языка чужого народа. Сильная, хотя и разного уровня интенсивности, идентификация с двумя группами ведет к формированию биэтнической идентичности. Эти люди обладают психологическими особенностями обеих групп, осознают свое сходство с ними и соблюдают компетентность в культурах обоих народов, владеют обоими языками.
При взаимодействии человека с чужой культурой иного народа можно выделить три этноцентристских этапа (отрицание различий; защита от различий с их оценкой в пользу своей группы; минимизация различий) и три этнорелятивистских этапа (принятие различий; адаптация к культурным или групповым различиям, т.е. способность не только их признавать, но и действовать соответствующим образом; интеграция, т.е. применение этнорелятивизма к собственной идентичности). Позицию человека на высшем этапе развития М. Беннетт называет конструктивной маргинальностью, т.е. это человек-посредник между культурами, человек мультикультуры.
Но чаще встречаются люди с негативной маргинальной этнической идентичностью, которые балансируют между двумя культурами, не овладевая в должной мере нормами и ценностями ни одной т них, испытывают внутриличностные конфликты, отчужденность и неприятие обоих народов и культур, отчаяние, неприспособленность, агрессию. В ряде случаев возможна очень слабая, четко не выраженная этническая идентичность или даже ее полное отсутствие на осознаваемом уровне, когда человек отрицает значимость этнической принадлежности как в своей жизни, так и в обществе в целом, указывая, прежде всего на свою уникальность как личности, или декламирует свою космополитическую идентичность, причисляя себя к гражданам мира.
Как показало изучение проведенных исследований, к проблемам этнического самосознания отечественные ученые подходят с различных позиций. Это определяет наличие ряда методологических подходов и принципов, выявляющих природу и сущность данных феноменов.
Из анализа литературы следует, что первоначально в России изучением этнического самосознания занимались литераторы, этнографы и языковеды. Познавательный интерес к этническому самосознанию русского народа появился в эпоху русского Просвещения. Это нашло отражение в трудах М.В. Ломоносова, Н.И. Новикова, Д.И. Фонвизина, Н.М. Карамзина, А.Н. Радищева.
В 30-50 годы XIX в. вопросы этнического самосознания активно развиваются в работах Д.В. Веневитинова, А.С. Хомякова, И.В. Киреевского.
Как отмечается в литературе, особое место в развитии идей этнического самосознания в России принадлежит русской этнографии. В своих исследованиях К.М. Бэр, Н.И. Надеждин и др. отмечали, что главной задачей является изучение особенностей народа, его способов жизни, нравов, религии, предрассудков, языка, сказок, песен, музыки, т.е. всего того, что составляет основу этнического самосознания человека.
Д.Н. Овсянико-Куликовский рассматривал этническую идентичность и этническое самосознание через призму развития языка. По его мнению, ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков, он «интернационален». В наибольшей степени национальный уклад проявляется в мышлении и творчестве талантливых мыслителей, поэтов, писателей. Трактуя язык как инструмент этнической идентификации, он видел в нем фактор национального самоопределения личности.
Носителями значений этнического самосознания могут выступать такие социально-нормированные формы поведения, как язык, танец, ритуал, устойчивые визуальные символы и жесты, т.е. любые этнокультурные элементы действительности. Осознание смысла этих элементов при включении их в сферу собственной жизнедеятельности означает принадлежность индивида к этносу и понимание его этнического самосознания. Последнее рассматривается как система представлений об этнической общности, о ее этнокультурных и этнопсихологических особенностях, формирование которых происходит в ходе взаимодействия с другими этническими группами. Природа этнического самосознания заключается не только в способности этнической группы к самоотражению, но н в способности отдельного человека осознавать себя в этническом мире.
В ретроспективном направлении изучения самосознания исходной базой явились фундаментальные открытия Б.Т. Ананьева, вошедшие в интегральное исследование «Человек как предмет познания», в котором он обобщил данные всех антропологических наук.
Некоторые аспекты проблемы этнического самосознания рассматриваются в работах Л.С. Выготского.
Разработкой концептуальных оснований категории «этническое самосознание», в которых этническому самосознанию отводится роль решающего, в конечном счете, этноопределителя, способного отражать различные социальные связи, к которым принято относить «общность происхождения, языка, территории, в ряде случаев государственной принадлежности, экономических связей, общности культуры и религии», занимались С.А. Токарев и П.Н. Чебоксаров. Историческую обусловленность этнического самосознания как составной части этнического сознания подчеркивал С.А. Токарев, полагая, что соотношение социальных связей порождает этническое самосознание. Данная трактовка категории «этническое самосознание» охватывает социально-экономическую, политическую и духовную сферы жизни этноса, что в научном плане представляется верным, так как нельзя роль этнического самосознания сводить только лишь к способности этноса соотносить себя по отношению к представителям иноэтничных общностей (самоидентификации).
В.Б. Иорданский в своих работах утверждает, что в самосознании этноса находит отражение совокупность исторических преданий, мифологических образов, культурных традиций, поведенческих стереотипов, религиозных убеждений, представлений о мироздании, о национальном характере и отличиях от других народов.
Анализ трудов Ф.С. Файзулина показывает, что он определяет самосознание этноса как важнейший структурный элемент этнической культуры. Причем в этническом самосознании находит отражение осознание представителями этнической общности себя как субъектов действия, осознание своих интересов, потребностей, своего места в общественном прогрессе, истории и культуре своего народа.
А.Б. Багдасарова анализирует понятие этнического самосознания с мировоззренческих позиций: «Национальное сознание представляет собой совокупность социальных, политических, экологических, просветительских, эстетических, философских, религиозных и других взглядов, отражающих содержание, уровень и особенность духовного развития различных национальных общностей. Следовательно, этническое самосознание отражает социально-экономическую, политическую, духовную стороны жизнедеятельности национального образования».
Опираясь в своем исследовании на подходы Ю.В.Бромлея, В.И.Козлова, мы определили этническое самосознание как непременное условие функционирования этноса, характеризующееся не только осознанием этнической принадлежности, этноопределяющих элементов материальной, социальной и духовной культуры, но и суждениями членов этноса о характере действий своей общности, ее свойствах и достижениях, которые связаны с представлениями о другах этносах.
Феномен этнического самосознания связан с осознанием этноопределяющих элементов материальной, социальной и духовной культуры. Ключевым моментом этнического самосознания является идентификация индивидов с определенной этнической общностью, которая проявляется в самоназвании. К нему примыкает комплекс идей или представлений, образующий субсистему этнодифференцирующих символов.
Мы согласны с мнением А.Б. Богдасаровой, что по своей направленности и назначению этническое самосознание выполняет ряд, функций: консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмоционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую.
Консолидирующая функция подчеркивает факт объединения, который происходит на основе освоения собственно этнических интересов, выступающих важнейшим элементом этнического самосознания.
Познавательная функция этнического самосознания выступает, по сути, в форме самопознании. Основная суть познавательной функции заключается в осознании своего «мы» и своего отличия от других подобных общностей.
Ценностная функция определяет совокупность идейных установок, взглядов, убеждений, формирует идеалы, принципы, которые признаются стоящими на всем остальном и к которым стремятся представители этнической общности. Ценностная функция составляет сущность и условие полноценного бытия этноса.
Социально-психологическая функция подчеркивает взаимосвязь и взаимообусловленность общественно-психологических особенностей этнического самосознания, проявляющихся в поведении, темпераменте, манере общения и психике. Функциональные особенности этнического самосознания непосредственно связаны с практической деятельностью представителей этнической общности.
Заслуживают внимание вычлененные Хабибулиным и Н.Г.Скворцовым следующие функции самосознания: приспособительная, защитная, познавательная, функция самоконтроля.
Приспособительная функция обнаруживается в привыкании индивида к национально-специфическим особенностям жизнедеятельности. Особую роль в данном процессе играет язык, который содержит в себе информацию о системе значимых ценностей, исторически сложившихся и утвердившихся в жизнедеятельности поколений. При этом происходит опора на исторические события, героев, деятелей национальной культуры, память о которых живет в общественном сознании. Обучение языку способствует процессу вхождения личности в среду национальной культуры. Приспособительная функция этнического самосознания отражает действие принципа исторической преемственности национальной жизни. Эта функция способствует сплочению или поддержанию сплоченности нации, этнической общности.
Защитная функция проявляется, когда возникает необходимость сохранить культурные ценности, защитить интересы национально-культурного функционирования и развития, оградить национальное достоинство от ущемления извне или изнутри. Данная функция не подразумевает опасность национального влияния. Она направлена на заботу о потребностях национального развития, предупреждения возможного или действительного его игнорирования со стороны других в условиях взаимной зависимости нации и этнических общностей. Объектом защиты являются социально и национально значимые ценности духовной жизни, не утратившие способности удовлетворить эстетические и нравственные потребности личности. Защитная функция выступает, как реакция на необходимость устранить надвигающуюся опасность притеснения тех или иных потребностей и проявляет себя эмоционально в форме ущемленного чувства национального достоинства.
Познавательная функция направлена на поддержание памяти не только о предках, но и о жизни в целом. Этническое самосознание участвует в передаче из поколения в поколение обычаев, традиций, ценностей исторической, духовной и материальной культур, навыков трудового и бытового поведения в семье.
Функция самоконтроля и ответственности необходима, так как этническое самосознание не свободно от предрассудков. Нарушение основы самосознания способно оказывать регулирующее влияние на социальное поведение. Ответная реакция зависит от уровня внутренней культуры поведения.
Ценностная ориентированность этнического самосознания определяется комплексом убеждений, принципов, установок идеалов.
Важным компонентом этнического самосознания является память. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее. Память человека формирует его совесть, отношение к предкам, родным и друзьям. Историческая память нации, народа определяет нравственный климат, в котором живет народ, так как из нее проистекает все многообразие форм культурного развития.
Проанализировав основные составляющие этнического самосознания, следует отметить, что все элементы структуры тесно взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом на различных уровнях. Важно подчеркнуть тот факт, что они на различных этапах развития этноса приобретают ведущее положение, роль доминанты.
Таким образом, можно говорить о том, что характер этнического самосознания не остается неизменным на протяжении всей истории человечества. Но меняются лишь элементы в его структуре, роль и значение того или иного элемента в зависимости от этапа, на котором находится этническая общность.
В современной науке накоплен достаточный исследовательский материал, раскрывающий отдельные аспекты этнического самосознания (Ю.В.Арутюнян, Л.М.Дробижева, Е.И.Клементьев, А.А.Кожанов, В.С.Мухина, В.В.Пименов, Г.У.Солдатова, Г.В.Старовойтова). В разные периоды этнической истории вперед выдвигались те или иные компоненты и отдельные составляющие, элементы этнического самосознания. Ряд работ посвящен формированию и функционированию этнического самосознания в различных социально-экономических формациях.
На сегодняшний день нет единства во взглядах на проблему этнического самосознания и системы компонентов ее составляющих. До сих пор в научных кругах идет спор о сущности этнической идентификации и ее связи с этническим самосознанием. Но во всех концепциях отмечается, что чувство этнической принадлежности является важным и необходимым условием существования и развития этноса. Поэтому развитие этнического самосознания у подрастающего поколения является необходимым моментом образовательного процесса.