Что такое этногенез в истории казахстана
Кто такие казахи и откуда они появились?
Народ, который не помнит своего прошлого, не достоин будущего. Эта фраза, как никакая другая, подходит, чтобы разобраться в теме статьи. Мы поговорим о становлении казахского народа. Расскажем, кто такие казахи и откуда они появились, кем были предки людей Великой Степи, а также о происхождении термина «казах». Читайте дальше: будет интересно.
Кто такие казахи: происхождение казахов
Образование народности, или этногенез, — это длительный и чрезвычайно сложный процесс. Необходимо, чтобы сформировался общий язык, внешние, духовные и культурные черты. Кроме того, нужна собственная территория.
Это интересно! Термин «казах» происходит от тюркского слова «казак», что означает ‘свободный’, ‘вольный’, ‘независимый’ или ‘скиталец’.
По мнению историков, главное событие в формировании казахского народа произошло в середине XV века. Тогда первые казахские ханы Жанибек и Керей увели в Семиречье около 100 тысяч человек. Это произошло во время восстания против узбекского хана Абулхаира.
Поиск лучшей жизни прикрепил к людям термин «узбек-казак», что в переводе — ‘вольный узбек’ или ‘узбек, ушедший скитаться’. Через сто лет термин «узбек» стали применять к населению Средней Азии, а люди, оставшиеся на территории западного Семиречья, стали зваться казахами.
В начале ХVI столетия к казахам присоединились несколько тюркских племен и кочевников, которые окончательно сформировали этническую группу. Это был завершающий этап этногенеза казахского народа. Теперь предлагаем подробнее разобраться в процессах, которые предшествовали становлению современных казахов.
Образование казахской народности
Откуда произошли казахи? Этот вопрос охватывает почти тысячу лет истории. Условно процесс этногенеза можно разделить на три этапа:
Берет начало в бронзовом веке. В это время по территории Центральной Азии расселяются различные племена. Их основу составляли европеоидные народности, и внешний вид их был соответствующим.
По мнению ученых, именно здесь зародилось скотоводческое кочевничество. Тут же приручили и объездили первого коня. Заметный след в зарождении культуры казахов в то время сыграли андроновские племена. На территории Казахстана сохранилось немало их построек и захоронений. А на найденных горшках и кувшинах проглядываются узоры, которые можно встретить на казахских коврах.
На начало железного века Казахстан населяли саки, сарматы, усуни и кангюи. Согласно записям Геродота, саки отчаянно боролись с персами, отстаивая границы своих земель. Известно, что велась война с царями Дарием I и Киром II.
Сильное влияние на образование казахского народа оказали тюркские племена. Союз усуней и кангюев привел к возникновению государства Кангюй и заселению Восточного Туркестана. В Старшем жузе до сих пор сохранились роды Канлы и Сары уйсын. К концу железного века внешний облик предков казахов оставался европейским. Однако переселение гуннов внесло монголоидный элемент в облик представителей древних племен Казахстана.
Начался в VI веке н. е. с массового расселения тюркских племен. Они смешивались с потомками скифских племен, усуней и кангюев. Изменился язык и культура древнего народа. С приходом арабов среди оседлых племен распространился ислам, а также исламский календарь.
С VI по XIII века на территории современного Казахстана возникают крупные тюркские государства. Тюргешский каганат был мощной державой, однако со временем он распался на Карлукский и Кимакский каганаты, а также Огузскую державу. После них образовалось Караханидское государство, впервые среди тюркских стран принявшее исламскую религию.
В XI веке объединение тюркских племен привело к появлению исторического региона Евразии — Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). В российской истории его называют Половецкой степью. Развитие и взаимосвязь скотоводческого кочевничества, земледелия и городского уклада в то время серьезно повлияли на становление казахской этнической группы.
Значительный вклад в облик современных казахов внесли завоевания Чингисхана и возникновение Золотой Орды. Монголоидные черты обусловлены ассимиляцией тюрками разрозненных монгольских племен.
Завершающий этап формирования казахского народа связывают с объединением всех родов и племен тюрков, которые уже обрели единый облик. Это произошло в период с XIV по XV века, после распада Золотой Орды. После нее возникли отдельные государства: Ак-Орда (Белая Орда), Ногайская Орда и Узбекское ханство.
В 1458 году Жанибек и Керей, недовольные правлением узбекского хана, увели людей с Сырдарьи в восточное Семиречье, где основали Казахское ханство. На тот момент уже сформировался единый язык, названный впоследствии казахским. Под предводительством хана Касыма казахи отбили у ногайцев Сарайчик — столицу Ногайской Орды — и расширили территорию государства от Иртыша до Урала. К 1521 году численность казахов достигла миллиона человек.
Кто же такие казахи? Это народ с самобытным языком и культурой, который формировался почти тысячу лет. Многие народности сгинули с течением времени, но казахи выжили и основали страну с огромным потенциалом. Сейчас в Республике Казахстан живет более 18 миллионов человек, и каждый год эта цифра растет. Казахстанцы воспевают Великую Степь в память о державе Дешт-и-Кипчак — колыбели независимого Казахстана, который мы поздравляем с Днем Конституции.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Этногенез казахского народа: основные этапы
Этногенез казахского народа: YouTube/Express Analysis
Казахи, возможно, и не сформировались как народ, если бы не вмешательство монголов. От такой версии отталкивается профессор Абдижапар Абдакимов, описывая этногенез казахского народа. Как повлияли монголы на формирование казахов, ведь из истории известно несколько этапов их становления?
Казахи в древние века
Казахский народ имеет длинную историю и очень тяжелую судьбу. Во многом это связано с монгольскими налетами. Так ли сильно монголы повлияли на судьбу казахского народа? До встречи казахских предков с монгольским врагом произошло множество событий, повлиявших на образование народности.
Формирование казахского народа берет свое начало между II и I тысячелетием до нашей эры. Это железный век на территории Казахстана. В то время на казахских землях и приближенных регионах проживали андроновцы. Об этих племенах достоверных сведений нет.
Но некоторые историки считают, принимая во внимание расово-генетические признаки, что этногенез казахов начинается именно с конца бронзового века. Ученые пришли к такому заключению из-за общих жизненных устоев древних андроновских племен и казахского народа:
Также казахский народ имеет некоторые сходства и с другими народами, которые проживали позднее: сарматами, гуннами, саками, кангюями и другими.
Остановимся на племени уйсунов. Некоторые ученые утверждают, что их общий жизненный уклад сильно похож на кочевой образ жизни казахов. Вероятно уйсуны составили казахский этнос.
Вот характерные признаки этого родоплеменного объединения:
В общественно-социальном устройстве уйсунов тоже было сходство с казахами. В социальном строении племен прослеживалось деление на левое, центральное и правое крыло. Ученые проводят параллели с казахскими жузами — был младший, средний и старший жузы.
Племя казахских предков: YouTube/Express Analysis
Этногенез казахского народа: тюркские племена
Считается, что казахская народность берет начало с тюркского этногенеза. Это важный период, поскольку уйсуны и канглы смешались с гуннами, которые вторглись с востока.
С тех пор начался процесс языковых и внешних изменений. Благодаря этому появилось множество родственных черт, которые присущи тюркским народам: казахам, башкирам, туркменам, ногайцам, киргизам, каракалпакам, алтайцам и тувинцам.
В состав казахского народа вошли канглы, которые проживали на южных территориях Казахстана. Затем они смешались с северо-западными племенами — сарматами. Все это первые этносы Казахстана, впоследствии сформировавшие современный казахский народ.
Заселение территорий современного Казахстана тюркскими племенами — второй этап становления казахского народа. По истечении времени появились ягмы, дулаты, болаты, карлуки и большое количество других племен. Этнический состав Казахстана только увеличивался.
Формирование казахской народности происходило на основе близости разных жизненных аспектов поселений и племен. Родственные черты наблюдались в:
Тюркские племена готовы были объединиться в единую нацию, но все испортили монголы.
Монгольский период
Третий период формирования казахского народа охватывает X–XIII века — расцвет Средневековья. Тюркские племена объединялись, из-за чего увеличивалась численность населения. Параллельно на востоке развивалась Монгольская империя. Появились такие племенные народы: кереи, жалаиры, меркиты, найманы.
Последний период формирования этнической структуры казахов охватывает время с XIII по XIV века. Это период, когда казахские предки находились под гнетом монгольского врага. Регулярные нападения стали катализатором возникновения новых этнических групп. Этот период был самым тяжелым и трудным в истории казахов.
Образование казахской народности ускорилось, поскольку тюркоязычные племена были вынуждены объединяться, чтобы противостоять сильному врагу. Но везло далеко не каждому:
Вот эти последние постепенно сближались друг с другом, что привело к формированию единого народа.
Из очерка авторитетного ученого Абдакимова «История Казахстана (с древнейших времен до наших дней)» известно, что к 1218–1219 годам монголы подчинили почти все соседние страны, включая енисейских киргизов, бурятов и тангутов.
Все это повлияло на то, что очагами становления казахского народа были юго-восток, юг и центральная часть Казахстана. До этого зарождение казахской народности происходило на территории восточного Казахстана на основе кыпчакских племен и в Семиречье, где проживали усуно-карлукские племена.
Монгольские вторжения только замедлили процесс формирования единого тюркоязычного народа. Монголы внесли путаницу в географическое расположение племенных поселений. Таким образом, появлялись не только новые тюркские этносы, но и монгольские.
Вмешательство моголов разрушило уже имеющиеся социально-политические связи, культуру и этнос, хозяйственный и экономический уклад тюркских племен. Древние жители были разобщены. Монголы изменили систему руководства племенами, а также повлияли на хозяйственную деятельность, традиции, обычаи и так далее.
Монгольская система управления имела свои особенности:
Теперь были такие этнические группы: татары, ногайцы, конраты, толенгуты, чингизиды. Последние больше всех сопротивлялись вражескому правлению, пытаясь сохранить свои особенности. Чингизиды со временем стали частью народности Казахстана.
На территории Казахстана в этот период происходило множество этномиграционных процессов: древние казахи объединялись с разными этническими представителями. Монголы занимались тем же самым.
В XIV–XV веках на территории Казахстана и приграничных землях сформировались такие государства:
В то время жителей называли узбеками, узбеками-казахами, моголами (могулами), ногаями.
Этногенез казахского народа: конец формирования казахской народности
На финальное образование казахской народности ушло несколько веков. Период начался в XIV веке и закончился в начале XVI века. За это время было достигнуто важное условие, при котором формируется любая народность, — придумали название собственному государству.
Постепенно монгольские устои начали ослабевать, а казахское этническое сознание только крепчало. Тюркские племена объединялись с монгольскими, поскольку имели похожие представления о кочевом образе жизни, духовности и культуре. Затем зародилась идея создания единого государства с национальным названием. Так предки современных казахов стали на путь формирования нации.
Хоть и присутствовало стремление создать единую нацию, но у казахов по-прежнему было разделение на жузы. В свою очередь жузы делились на рода, среди которых были большие объединения, деленные на подрода. Каждое объединение отличалось боевым кличем и знаменем, но также был общий клич «Алаш».
Знамя — родовой знак, который называли «тамга» или «танба». Каждый род имел свой знак, которым клеймили животных, использовали на предметах быта, оружии, в архитектуре.
Тамга — это не просто родовой знак, а символ, который имеет собственную историю происхождения. До сих пор достоверно не известно происхождение каждого родового знака. Это свидетельствует о том, что историю казахского народа еще предстоит изучить, поскольку современным историкам известно далеко не все. Каждая тамга — сокровище мировой культуры.
Также есть шежире (родословная). В таких сводах описана история становления племен, которые раньше обитали на территории Казахстана.
Представленные этапы формирования народности Казахстана известны благодаря открытиям, социально-политологическим анализам. По известным данным видно, как тяжело далось казахским предкам становление национальной культуры. Поэтому современным казахам нужно беречь то, что формировалось веками.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Образование казахского народа
Среди множества аспектов происхождения казахского народа можно выделить два стержневых: лингвистический и антропологический. Есть все основания полагать, что оба процесса на рассматриваемой территории развивались параллельно, главным образом по исторической вертикали. Такой подход позволяет проследить преемственность и сохранившиеся «предковые» черты. Правда, в отдельные исторические эпохи определенную роль сыграло и развитие по горизонтальной линии.
Примечательно, что в древности коренные насельники региона имели общую лингвистическую и антропологическую основу, и у современных потомков генетическая кластеризация в основном соответствует лингвистической.
При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен, населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад.
Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности. Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века.
Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: андроновцами, саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д. По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д.
Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность. Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза.
Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов). Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации.
Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосров называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи.
Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях. Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана.
С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов.
Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков.
Об этом в XIV веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.
В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом. Для того чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан.
Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.
Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XV в. и началом XVI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.
В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна».
Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах».
Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район – Казахский. Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками.
Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам. Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.
Во второй половине XV века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.
Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения.
Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах». Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XV века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.
Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно.
Этногенез казахов
Формирование народа – проблема очень сложная. Для формирования народности необходимы следующие условия:
1. определенный уровень развития культуры;
2. территория с обозначенными границами;
3. сформированное общественно-этническое сознание;
4. сформировавшийся язык;
5. определенный характерный внешний облик, присущий большинству этнических представителей;
6. название государства, отражающее главные этнополитические или историко-географические признаки этноса.
При изучении проблемы возникновения казахского народа надо обратить внимание на историю жизни древних племен населявших земли Казахстана. Хотя однозначно нельзя сказать, что прямыми предками казахского народа являются племена, которые кочевали по территории современного Казахстана 3-2 тысячелетия назад. Тем не менее, если возникновение народа напрямую связано с развитием хозяйственной деятельности, появлением самобытной культуры, формированием языка, то эти племена имели непосредственное отношение к формированию казахской народности.
Изучение жизни племен, населявших Казахстан в древние времена, традиционно начинается с бронзового века. Племена, которые проживали на территории Казахстана и в приграничных регионах между 2-1 тысячелетиями до нашей эры, соответственно их культуре называют андроновцами. Об андроновских племенах точных сведений нет. Однако ученые считают, что расово-генетическое развитие казахского этноса берет свое начало с бронзового века. Это подтверждается некоторыми сходствами казахской национальной и древней андроновской культур. На территории Казахстана сохранились многочисленные памятники андроновской культуры в виде различных построек – захоронений. Узоры андроновцев на гончарных изделиях сочетаются современными узорами казахских ковров, украшений, в убранстве юрт.
Поклонение огню, духам предков, выращивание большое количество овец, лошадей и использование их продукта в пищу свидетельствуют о родственной близости жизненного уклада андроновцев и казахов.
Существует этногенетическая связь казахов с более поздними племенами: саками, гуннами, уйсунями, кангюями, сарматами, и т.д.
По мнению некоторых ученых, существует прямая связь между племенами уйсуней и позже сформировавшимся казахским этносом, о чем свидетельствуют общие черты жизненного уклада. Это определяющая роль скотоводства в сочетании с кочевым образом жизни, использование юрты в качестве жилища, комплексное хозяйство (скотоводческо-земледельческое), молочно-мясное питание, выпекание хлеба из зерна и т.д. Кроме того, наблюдается сходство и в общественно-социальном устройстве. По данным источников уйсунское общество делилось на три части: левое крыло, центральное крыло и правое крыло, что можно провести параллель с тремя казахскими жузами. Это подтверждает этногенетическую преемственность.
Ученые считают, что непосредственное сложение казахской народности относится к началу тюркского этногенеза. Образцы хозяйственно-культурной жизнедеятельности тюркского периода позже стали общими для многих тюркских народов (казахов, киргизов, каракалпаков, башкир, ногайцев, алтайцев, тувинцев, туркменов).
Тюркские племена, населявшие территорию Казахстана перед монгольским завоеванием, были готовы к образованию единого народа. Примером является союз кимако-кипчакской конфедерации. Территорию от Алтая до Волги, занимаемая кипчаками, персидский поэт, путешественник и государственный деятель Насир Хосроу называет Дешт-и-Кипчак (Степь кипчаков). Этногенез казахов
Однако нашествие монгольских войск замедлило это процесс, фактически отодвинув его на несколько веков назад. Было разрушено сложившиеся хозяйственно-экономические и культурно-этнические связи. Многие тюркские племена были разобщены, лишены были прежней сплоченности. Под влиянием монголов произошли изменения и в системе руководства племен, в хозяйственной деятельности, обычаях, традициях.
Вместе с тем захватнические действия монголов внесли значительные изменения в этнический состав населения Казахстана. С монголами на территорию Казахстана прибыли с востока и обосновались такие племена как киаты, мангиты, барласы, коныраты, татар и др. Этногенез казахов
Территория Казахстана постоянно подвергалась миграции различных этнических групп. Интенсивное этническое смешение, особенно в эпоху великого переселения гуннов, затем тюркских племен и в эпоху монгольского нашествия, наложило отпечаток на внешний вид казахов. Кроме того, в период бурных этномиграционных процессов, предки казахов смешивались с представителями других этнических групп, зачастую ассимилируя их в свой этнос. Это касается также и монголов. Они постепенно переняли традиции и обычаи, переняли язык, религию тюрков. Об этом в XIY веке писал арабский географ Эль-Омари: «Раньше это государство (Алтын Орда) было страной кыпчаков, но когда их завоевали татары, кыпчаки оказались их подданными. После этого победители смешались с ними, стали родственниками, а природные и наследственные качества местных оказались более высокими, и прибывшие стали сами похожими на настоящих кипчаков». Поэтому надо считать, что предками казахов являются выходцы из племен, для которых территория Казахстана была своей родной землей.
Для того, чтобы народ стал единым в этническом и политическом отношении, он, прежде всего, должен иметь собственную независимую государственность. Племена, стремящиеся к единению, были раздроблены в политическом отношении на различные государства, как Белая орда, ханство Абулхаира, Ногайская орда и Могулистан. Однако эти государства стали основой формирования казахской государственности, становления собственного этнического пространства. Хотя, все казахские племена и роды ушли в различные государства, говорили они на одном языке.
Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности – название собственного государства.
Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.
Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.
Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных – скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.
Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.
Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».
Завершающий этап формирования казахской народности – это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.