Что такое этноконфессиональная община в истории
Что такое этноконфессиональная община в истории
Кодина И.Н. (ИВГУ)
Этноконфессиональные общности в России
на рубеже XX- XXI вв.
Рабочая программа спецкурса
Особую актуальность при чтении данного курса приобретают вопросы терминологии. В российском обществознании нет общепринятого понимания этноса, нации и их классификаций. Часто они используются как синонимы; национальное трактуется в качестве общегосударственного («национальный интерес России»). В данном случае автор придерживается точки зрения М. П. Мчедлова, понимающего этнос как исторически устойчивую социокультурную общность, образовавшуюся в древности на базе общности территории, языка, материальной и духовной культуры, единого самосознания. С развитием цивилизации из одного или группы этносов складывается более сложное образование – нацию, имеющую наряду с этническим также и социально-политическое содержание. В отличие от распространенного на Западе и разделяемого рядом отечественных ученых политического гражданского понимания нации (как совокупности граждан одного государства) в данном случае речь идет о национальных традициях, имеются ввиду их исконные устои.
При рассмотрении взаимосвязи этнического и религиозного автор обращает внимание на то, что нет их полного совпадения. Даже в случае мононациональной религии (таковыми в России являются иудаизм, армяно-григорианская церковь) немало представителей данной нации являются последователями других религий, индифферентными, скептикам, неверующими. Речь может идти только о доминантной для данной нации религии, доминантной религиозной традиции (для русских – православие, для татар – ислам, для бурят – буддизм).
Особое внимание в курсе уделяется роли мировых и национальных религий в развитии отдельных этносов, делается упор на данные статистики (переписи населения, статистические сборники) и социологических исследований (например, ИЦ «Религия в современном обществе») последних лет, позволяющих в динамике проследить рассматриваемые процессы и явления, а также представить возможные тенденции развития этнорелигиозной ситуации в России.
Курс рассчитан на социологов и психологов, имеющих базовую подготовку по религиоведению и социологии и психологии религии.
Курс состоит из трех разделов: первый раздел отражает теоретико-методологические проблемы исследования взаимосвязи веры и этноса, второй раздел посвящен мировым религиям и этносам, третий раздел затрагивает национальные, локальные религии и этносы.
Общее количество аудиторных часов – 24. Форма итогового контроля – зачет. Лекционная часть курса
РАЗДЕЛ 1.
Методологические проблемы исследования этноконфессиональных общностей в современной России
Тема 1. Этноконфессиональные общности в современной науке – 2 ч.
Взаимосвязь религии и этноса. Концепция этноконфессиональных групп Н. Н. Чебоксарова, С. И. Брука, А. Н. Ипатова и П. И. Пучкова. Разновидности этноконфессиональных общностей: суперконфессиональные общности и метаэтноконфессиональные общности. Типологии религий и конфессий по степени их распространения в мире. Исследования этноконфессиональных группы в России и за рубежом. Этническое объединение и этническое разделение населения.
Тема 2. Религиозный и национальный факторы: проблемы взаимосвязи – 2 ч.
Религиозные страты в структуре общества. Взаимодействие и взаимовлияние религии и культуры. Роль традиции в сохранении самосознания этнической общности. Особенности восприятия религии как образа жизни. Процесс христианизации различных социальных слоев древнерусского общества. Процесс этнизации религии в современной России. Религия как составная часть этнической культуры. Позитивная роль традиционных религий в современном обществе. Межконфессиональные и межрелигиозные противоречия в современной России. Этноконфессиональная политика России.
Тема 3. Динамика этнорелигиозной структуры населения Российской Федерации (на основе данных переписей 1989 и 2002 гг.) – 4 ч.
Рост этнического разнообразия российского населения. Религиозный комплекс как системообразующий элемент этногенеза. Данные переписи 1989 и 2002 гг. под углом зрения изменения численности суперэтнических культурно-религиозных общностей. Динамика численности православной суперэтнической религиозно-культурной общности. Динамика численности мусульманской этноконфессиональной общности. Динамика численности буддийской этноконфессиональной общности. Динамика численности национальных и локальных этнорелигиозных общностей. Динамика численности этнорелигиозных общностей в отдельных регионах Российской Федерации. Факторы изменения этнорелигиозного баланса населения Российской Федерации.
РАЗДЕЛ 2.
Мировые религии и этносы в России
Тема 4. Православие и русская этническая общность – 2 ч.
Принятие христианства и идея об особой ответственности русского народа. Идея «Москва – Третий Рим». Роль РПЦ как транслятора христианских ценностей. Значение русской литературы XIX века и тема покаяния.
Тема 5. Ислам и национальные общности – 2 ч.
Тема 6. Буддизм и этнические общности в России – 2 ч.
Буддийские народы России: история и современность. Визиты в буддийские регионы России буддийских деятелей (1989) и Далай-Ламы XIV Тензин Гьяцо (1991, 1992, 2004 гг.). Отличительные особенности российского буддизма. Специфика буддиского учения вне влияния культурного ареала. Буддизм у этносов юга России.
Тема 7. Национальные и локальные религии и этносы в России – 4 ч.
Армянская апостольская церковь и армянский народ. Условия формирования армянской церкви. Современное состояние Армянской Апостольской церкви. Караимы как религиозная и этническая общность. Крымские караимы как этнорелигиозный изолят. Критерии принадлежности к караимскому народу. Религия в национальной жизни литовских караимов.
Этноконфессиональная сущность общества. Этнос и религия как доминанты цивилизации
Термин «этнос» обозначает народ как специфический вид социальной общности, которая сложилась в условиях территориального и социально-экономического единства, имеет особое самоназвание, свой язык и культуру, общее этническое самосознание, включающее и представление об общем происхождении. Одинаковая вероисповедная принадлежность — не обязательно признак этнической общности. Как правило, этнические связи прочнее конфессиональных. Большинство крупных общностей охватывает разные народы.
Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации (церковь, религиозную общину); одна из форм общественного сознания; совокупность духовных представлений, основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (богов, духов), которые являются предметом поклонения; организованное поклонение высшим силам.
Различия между этносом и религией: религию, ввиду ее идеологического характера, необходимо проповедовать, в то время как этническое проповедовать нельзя. У этноса есть единство языка, у религий нет. Этнос на протяжении своей истории может менять религиозную ориентацию.
Существуют разнообразные подходы к определению религии, но доминирует точка зрения о наличии тройственной структуры религии. Это религиозные организации, комплекс верований и представлений, к которому у человека эмоциональное отношение и, наконец, ритуал, поведенческая сторона религии. На двух последних структурных уровнях осуществляется воздействие религии на личностные характеристики людей; происходит воздействие религий на этнопсихологию личности в условиях различных культур.
Религия строит схему солидарности этносов независимо от различных уровней социально-экономического, политического и культурного развития наций. Основой солидарности считаются религиозно-моральные принципы социальной справедливости, общего блага. Выступая за мир между народами, религиозные организации считают социально-классовое сотрудничество фундаментом цивилизации. В ряде современных стран господствующие религии имеют мощные исторические и этнокультурные традиции. Конкретная религия представляется основой единства данного этноса, носителем его культуры, то есть внеисторическим способом его этнического бытия. Так объясняется и пропагандируется равенство этнической и конфессиональной принадлежности.
Религия, религиозные организации и их лидеры представляются источниками, носителями и хранителями этнических консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных основ. Важнейшими сферами жизни этноса, через которые воспринимается конфессия, являются семья, школа, обыденная культура.
Миссионеры разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этноконфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой этноконфессиональной культуры.
Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается этноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессиональной общности является длительное обособленное существование группы людей.
Феномен народонаселения как предпосылка и субъект исторического процесса. Мальтузианство и неомальтузианство
Мальтузианство, система буржуазных воззрений на народонаселение, согласно которой положение трудящихся определяется не социальными условиями капиталистического строя, а «вечными» законами природы, заключающимися в том, что якобы рост средств существования отстаёт от роста народонаселения. Получила название по имени английского буржуазного экономиста Т. Р. Мальтуса. Одно из основных направлений в буржуазной демографии. Мальтус подчёркивал определяющее значение биологических факторов в воспроизводстве населения, считая, что в силу биологических особенностей людей население имеет тенденцию размножаться в геометрической прогрессии, в то время как средства существования могут увеличиваться лишь в арифметической прогрессии. Соответствие между численностью населения и количеством средств существования, по Мальтусу, должно регулироваться эпидемиями, голодом, войнами, непосильным трудом, истребляющим огромные массы людей. Эти человеконенавистнические концепции Мальтузианство тесно смыкаются с расистскими измышлениями о мнимой угрозе человечеству, проистекающей из высоких темпов роста населения народов стран Азии и Африки. Их активно использовали агрессивные империалистические круги при развязывании захватнических войн. В настоящее время мальтузианство служит целям усиления эксплуатации трудящихся и борьбы с национально-освободительным движением. Положения мальтузианства и неомальтузианства являются ярким подтверждением реакционности буржуазной идеологии, поэтому классики марксизма-ленинизма неоднократно подчёркивали необходимость решительной, бескомпромиссной и беспощадной борьбы против мальтузианства, неомальтузианства во всех его разновидностях.
Феномен власти
Источник власти (авторитет, сила, закон).
Субъект власти. Субъект власти воплощает в себе активное, направляющее начало. Им может быть личность, opган, организация, социальная общность, государство и др. Субъект определяет содержание властного отношения через: приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти; подчинение, как подведение частной воли под всеобщую волю власти; наказание (санкции) как средство воздействия на отрицание господствующей воли; нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.
Функции власти: интегрирующая (направлена на объединение, сплочение народа в целом); регулятивная (направляет энергию масс на создание механизмов, регулирующих жизнедеятельность общества); мотивирующая (формулируется приоритетными мотивами политической деятельности); репрессивная (предназначена для поддержания порядка и законности); стабилизирующая функция способствует устойчивому развитию общества.
Философский анализ феномена власти предполагает также выделение видов власти по сферам её функционирования, при этом выделяются следующие виды власти: экономическая; военная; семейная; политическая и др.
45.Философское содержание политики и права
Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая – от Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным – соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов.
Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т. д.
Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны.
Очевидно, что философия политики изучает, прежде всего, такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология.
Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле – учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое пространство; политическая антропология – место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология – политическое действие; политическая эпистемология – объяснение и понимание в политике и т. д.
Философия права — раздел философии и юриспруденции, который занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
В античной философии (Сократ, Платон, Аристотель) обсуждались такие проблемы, как соотношение права и справедливости, права и закона, права и силы, о месте права в иерархии социальных ценностей и др. С конца 19 в. философия права чаще понимается более узко, как автономная дисциплина, отличная от общей теории и социологии права, призванная изучать не само действующее право, а идеальные, духовные начала, лежащие якобы в основе права.
В середине 20 в. доминирующую роль в буржуазной философии права играют течения, основанные на неореализме, экзистенциализме, а также неотомизме. Наряду с апологией капиталистического права и правопорядка в буржуазной философии права имеются критические реформистские течения, считающие необходимой «модернизацию» капитализма с помощью права.
Значение слова «этноконфессиональный»
этноконфессиона́льный
1. книжн. связанный с этническими и конфессиональными аспектами, обусловленный этническими и конфессиональными факторами
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: проветрить — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Синонимы к слову «этноконфессиональный»
Предложения со словом «этноконфессиональный»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словом «этноконфессиональный»
– Отныне эволюция русского социума становилась мозаичной, ибо каждый входящий в неё этноконфессиональный коллектив (или система таковых) обретал собственный темп и скорость развития (или, напротив, стагнации), – ситуация, в конце XV в. оказавшаяся в целом благоприятной для централизующейся монархии, с её совершенствующимися механизмами регуляции внутренней жизни и осложнившимися программами поведения на международной арене.
Этноконфессиональный сепаратизм создаёт серьёзную угрозу внутригосударственной и региональной стабильности и международной безопасности.
Синонимы к слову «этноконфессиональный»
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
этноконфессиональный
Смотреть что такое «этноконфессиональный» в других словарях:
этноконфессиональный — этноконфессион альный … Русский орфографический словарь
Этноконфессиональный конфликт — Этноконфессиональный конфликт одна из форм этнических конфликтов, в которых конфессиональное различие усугубляет этническое. Особо выраженные формы проявляет в регионах, населенных народами, сложившимися в разных цивилизациях (Кавказ,… … Википедия
Этнополитический конфликт — Этнополитический конфликт одна из форм этнических конфликтов, которая связана с политизацией этнической общности. А.Р. Аклаев в своей работе «Этнополитическая конфликтология»[1] дает более развернутое определение: Этнополитические конфликты … Википедия
Сепаратизм — Проверить нейтральность. На странице обсуждения должны быть подробности … Википедия
Межэтнический конфликт — Межэтнический конфликт конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком либо государстве. Так как «национальность» в русском языке обычно означает то же, что и «этническая… … Википедия
БЛИЖНИЙ И СРЕДНИЙ ВОСТОК. НОВАЯ ИСТОРИЯ — От экспедиции Наполеона до смещения хедива Исмаила (1798 1879). В 18 в. ослабление Османской и Персидской империй (как и империи Великих Моголов в Индии) совпало с наращиванием усилий Великобритании, Франции и России по коренному изменению… … Энциклопедия Кольера
Ближний и Средний Восток — обширный регион на стыке Азии, Африки и Европы, включающий также акватории Средиземного и Красного морей и Персидского залива. На юге он отделен от Тропической Африки пустыней Сахара, на севере его границы проходят на широте Черного к Каспийского … Географическая энциклопедия
Грузино-абхазский конфликт — Грузино абхазский конфликт этнополитический конфликт между центральной властью Грузии и руководством автономной республики Абхазия. В более широком смысле, является одним из проявлений геополитического конфликта в кавказском регионе,… … Википедия
Этнос — (греч. ἔθνος народ) группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии (этнографии) включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания,… … Википедия
Билингвизм — (двуязычие) способность тех или иных групп населения объясняться на двух языках. Людей, владеющих двумя языками, называют билингвами, более двух полилингвами, более шести полиглотами. Так как язык является функцией социальных… … Википедия
Глава 2. РЕЛИГИЯ И ЭТНОС.
Глава 2. РЕЛИГИЯ И ЭТНОС
Концепции места религии в этнической культуре. Религия и этническая динамика. Этноконфессиональные общности. Этноконфессиональная характеристика современного мира.
Теоретическое религиоведение исследует религию в её многообразных связях и объектах. Конкретные формы религии и связанные с ними социальные движения вплетаются в социокультурную жизнь разных народов. Так возникает очень важный вопрос о месте и роли религии в этнической структуре общества, в этнической культуре.
Бытие этносов соотносится с семьей. Сохранить семью значит сохранить народ. Термин «семья народов» имеет глубоко символическое значение в христианской теологии. Место семьи в социальной структуре этноса образно выразил Н. Бердяев: этнос есть расширенная семья, а семья – сжатый этнос. Обязательным элементом семьи и этноса является религия, признаваемая теологами ведущим естественным признаком этноса и метаэтноса. Нация – это религиозно оформленное обычное право и религия; на эту идею опираются концепции панисламизма, христианской семьи народов, православного народа, католических наций. Светски ориентированные концепции этноцентризма (пантюркизм, панславянизм и прочие) включают и религию, но отличаются от теологических концепций приоритетом этнического и метаэтнического. Интеллектуалы, как правило, выбирают в религии теоретико-культурный аспект и те обряды, которые подчеркивают этническое.
Теологический вариант дуализма человека переносится на этнос: в каждой нации основой, источником признаётся дух народа – идеальная субстанция, обеспечивающая бытие этноса независимо от внешних обстоятельств. По Гегелю, мировой дух воплощается в духе народов. Народный дух стремится к гегемонии, но сыграть всемирно-историческую роль удаётся лишь тем народам, которые сумели создать государственность и возглавить исторический процесс бытия человечества на какое-то время. Ведущая роль в мировом развитии перешла к европейским народам уже в античности. Взлёты философской мысли, возвышающейся над религией в гегелевской системе, наблюдаются в эпохи, когда дух народа, а с ним и мировой дух стоят на пороге нового качественного рывка в развитии.
Концепция Гегеля прозрачно присутствует во многих современных националистических концепциях, в том числе богословских. Но в теологии доминирует иная точка зрения: приоритет государственности, как и оттеснение религии на периферию жизни могут стать губительными для этноса. Гегеля считают пророком и теологом тоталитаризма и обожествления идеи государства. В германском нацизме видят отрицательный пример подмены нации политической категорией (Ж. Маритен).
Религиозные философы относят дух народа к сфере культуры или психологии этнической общности. Народ есть духовная и культурная характеристика (И. Месснер). Следовательно, ни территория, ни этническое и расовое происхождение, ни государственная власть не являются решающими факторами существования нации (С. Яроцкий). Этносу придаётся духовно-нравственная характеристика. Соответственно, признаётся наличие «добрых» и «злых» наций (Августин).
Религия и этническая (национальная) динамика.
Концептуально теология занимает преимущественно негативную позицию по отношению к этническим движениям. Борьбе за национальную независимость противопоставляется бытие человека на принципах телеологии и провиденциализма. Национальный патриотизм подчиняется патриотизму религиозному (небесному). Основная часть теологов и духовенства ориентируется на взаимодействие с господствующим слоем против радикалов. Религиозные объединения являются участниками социокультурного творчества этносов. Примеры прошлого и современности свидетельствуют, что религиозные лидеры одновременно могут быть выдающимися деятелями национальной (этнической) культуры. Переводом Библии на национальный язык и введением богослужения на немецком языке Лютер и Мюнцер ускорили реформацию, создали основу для развития национальной духовной культуры, в том числе светской.
В связи с переплетением этнических, социальных и конфессиональных интересов религия может оказаться влиятельной стороной этнических движений. Конкретно-исторический анализ свидетельствует, что её воздействие может быть как гуманистическим, так и антигуманным. В частности, религиозная концепция, опирающаяся на библейскую и кораническую версию отношений христиан и мусульман к иудаизму и евреям, способствовала некоторой обособленности иудаистских общин и народов в целом. Эти же причины явились предпосылкой этнических проявлений, которые, паразитируя на идее исключительности и фактической обособленности евреев, приняли форму антисемитизма и (или) сионизма. Эта концепция продолжает служить своеобразным обоснованием исключительности евреев среди народов и находит определённый резонанс в современном иудаизме. В современных этносоциальных процессах религиозные организации, как правило, избегают конфронтации, отдавая приоритет реформированию, и проявляют активность в социально-политической сфере с помощью религиозных партий и общественных движений.
В условиях глобального кризиса традиционная активность религии в духовно-культурной, нравственной жизни народов и соответствующее осуждение фетишизации материально-экономического и научно-технического прогресса содействуют относительному росту авторитета религиозного фундаментализма. В решении глобальных проблем, в деле сохранения культуры и цивилизации фундаменталисты и модернисты взаимодействуют с различными светскими организациями независимо от их социально-политической ориентации. Религия строит универсалистскую схему солидарности этносов независимо от различных уровней социально-экономического, политического и культурного развития наций. Основой солидарности считаются религиозно-моральные принципы социальной справедливости, общего блага. Выступая за мир между народами, религиозные организации считают социально-классовое сотрудничество фундаментом цивилизации.
Религия, как правило, непоследовательна в отношении этноцентризма и дискриминации людей на этнической основе. Культурно-исторический анализ свидетельствует о противоречивых вариантах отношения религии к этноцентризму и его следствиям. Религия выступает против этноцентризма, как правило, в том случае, когда его проявления вступают в противоречие с интересами религиозной организации. Космополитический характер идеологии христианства и ислама, конфессиональные интересы могут приводить религиозные центры к теоретическому обоснованию антигуманизма и соответствующей практике. Так, религиозные организации, выступая против советской формы атеизма, не стали препятствием переориентации верующих Италии, Германии и других стран в сторону нацизма, принятия культа вождя, обожествления своей нации и принижения других этносов.
Историческая интеграция этносовв христианстве и исламе объясняются как реализация сверхъестественного замысла по объединению людей в первую очередь через религиозные институты. Космополитизм христианства и ислама, а также представительство религий на всех континентах планеты являются основанием для утверждения, что религиозно-конфессиональное решение межэтнических проблем является самым эффективным и проверенным временем способом. Идея равенства всех перед Богом представляется универсальной моделью межэтнической интеграции. Концептуально религиозный космополитизм подчиняет национальную культуру религиозным, то есть наднациональным ценностям. На практике любая мировая религия приобретает национальные формы народов, исповедующих ислам, христианство, буддизм. Это противоречие углубляется в связи с современными мобильными этническими процессами, особенно с бурным ростом национального самосознания людей из полиэтничных стран, получивших независимость в конце прошлого века. Религиозные организации в теории и на практике взаимодействуют с современными светскими вариантами сочетания этнического и общечеловеческого.
Одним из вариантов взаимодействия являются разнообразные концепции «религиозных наций». В ряде современных стран господствующие религии имеют мощные исторические и этнокультурные традиции. Применительно к народам этих стран оперируют понятием «религиозная нация». Конкретная религия представляется основой единства данного этноса, носителем его культуры, то есть внеисторическим способом его этнического бытия. Так объясняется и пропагандируется идентификация этнической и конфессиональной принадлежности, формируется модель обетованной родины, согласно которой принадлежность к религиозной общине отождествляется с этнической принадлежностью и наоборот. В «теологии нации» конкретная религия содействует консолидации этноса, формированию государства. В связи с этим особое значение придаётся осмыслению начала проникновения религии в этнос. Так, в документах Русской православной церкви тысячелетие крещения Руси рассматривается как юбилей поворотного момента в исторических судьбах русского, украинского и белорусского народов, начала подлинной культуры, цивилизации, государственности восточных славян в единстве православного и национального.
Совпадение национальной и конфессиональной принадлежности фиксируется в государственно-правовой сфере, в сфере образования и художественной культуры, в обыденном сознании. Эта фиксация является одновременно результатом и средством закрепления взаимодействия национального и религиозного факторов, управления ими. На этой основе складываются привилегии и дискриминации по религиозному или этническому признакам. Факт господства конкретной конфессии в обществе нередко закрепляется конституцией страны. Роль той или иной религии в национальной жизни народа абсолютизируется и идеализируется. Религия, религиозные организации и их лидеры представляются источниками, носителями и хранителями этнических консолидации, культуры, языка, письменности, духовно-нравственных основ. В религиозной философии и теологии религиозное и этническое «религиозных наций» соотносятся как содержание и форма. Религия является содержанием бытия человека, выступающим в национальной (этнической) форме.
Представляется, что реальный процесс симбиоза этнического и религиозного в так называемых религиозных нациях происходит в нескольких плоскостях. Во-первых, мировая религия утверждается в единстве преодоления и усвоения элементов прежних верований народа. Во-вторых, новая конфессия, несущая в себе элементы культуры других этносов, содействует проникновению этнического в сферу быта, традиций, обычаев. В-третьих, взаимовлияние происходит в сфере искусства. В-четвёртых, этноконфессиональной визитной карточкой становится какой-нибудь элемент культа, удачно вписавшийся в этнокультурную сферу бытия народа.
Важнейшими сферами жизни этноса, через которые воспринимается, поддерживается и в чём-то отторгается конфессия, являются семья, школа, обыденная культура. В семье происходит первичная социализация, а вместе с ней усвоение этнического и религиозного компонентов. Религия, как правило, активнее в массовой общеобразовательной, в том числе социальной школе, где взаимодействует с этническим в сферах воспитания и организации досуга. В обыденной культуре религиозное переплетается с этническим в традициях, обрядах, праздниках, в языке и фольклоре. Конфессии активно используют возможности средств массовой информации, этнокультурных центров, удовлетворяя, в частности, социокультурные потребности в этнической форме. Религиозные объединения имеют большой опыт организации общественных и политических структур с конфессионально-этнической и духовно-нравственной направленностью.
Этноконфессиональные общности.
В процессе вхождения религии в этническую культуру ряд специфических особенностей быта, языка впитываются культом или освящаются вне культа. С другой стороны, такие части культа как ритуалы, обычаи и традиции приобретают этническое значение. Таков объективный механизм приобретения религией этноконфессиональной специфики.
Миссионеры разных религий, распространяя конфессию среди других этносов, адаптируют её к новым этнокультурным условиям и пытаются изменить те стороны традиционной этноконфессиональной среды, которые могут стать оппозиционными или, наоборот, опорными в закреплении новой этноконфессиональной культуры. В процессе длительного и сложного переплетения нового и старого формируется своеобразная этническая религия, воспринимаемая народом как самобытное национальное явление. В таком виде ей суждена долгая культурная жизнь.
Наряду с этноконфессиональной спецификой религии складывается этноконфессиональная общность как форма общности людей. Ведущим условием формирования этноконфессиональной общности является длительное обособленное существование группы людей. Важнейшими предпосылками её формирования называют: миграционные процессы; интегрирующее воздействие религии; внутренние браки (эндогамия); локальный способ поселения в иноязычной, иноконфессиональной или иноэтнической среде. Общность исторического бытия отражается в самосознании и самоназвании социума. Почти классическими этноконфессиональными общностями можно считать субкультуры евреев. Среди этноконфессиональных общностей в истории России наиболее известны духоборы, молокане, старообрядцы, в истории Европы – меннониты.
Этноконфессиональная общность является широко распространённым явлением. Её правомерно рассматривать яркой иллюстрацией реального со-бытия таких феноменов, как этнос, религия, культура.
Секуляризация этноконфессионального.
Процесс секуляризации (освобождение от влияния религии) распространяется и на сферу этноконфессионального. Противоречивые внерелигиозные факторы ведут к разделению этнического и конфессионального, дезинтеграции полиэтнических общностей, национальной консолидации, интеграции этносов в метаэтнические и государственно-политические общности. Культурная динамика современности оказывают воздействие и на религию. В ряду интеграционных процессов на основе элементов современных и исторических форм религий происходит образование и развитие нетрадиционных культов. В зависимости от конкретных обстоятельств бытия этноса и религии формируются симбиозы этноконфессионального на уровне сознания (особенно его эмоциональной стороны), поведения и организаций, в том числе политических. Насколько они жизненны, покажет время.
Утверждающийся жёсткими условиями выживания принцип гуманизма подчиняет классовый, этнический и другие локальные принципы. Сама жизнь диктует приоритет оптимизма в оценках перспектив человечества. Люди разных убеждений хотят надеяться, что взамен острой борьбы между государствами, этносами, мировоззрениями за господство группы-элиты утвердится взаимодействие во имя личности.
Этноконфессиональная характеристика современного мира.
Логика анализа взаимодействия религии и этноса приводит к проблеме распространённости религии среди народов планеты.
В Азии распространены разнообразные религии. Ислам значительно преобладает во всех странах Передней Азии (кроме Израиля, Кипра и Ливана), а также в Пакистане, Бангладеш, на Мальдивских островах и в Индонезии. Более половины населения принадлежит к мусульманам в Малайзии и Ливане, значительное число последователей ислама имеется на Кипре, в Восточном Тиморе, в Индии, Шри-Ланке, на Филиппинах. В Иране, Ираке преобладают шииты, а в Йемене и на Бахрейне суннитов и шиитов примерно поровну. В Иране, Индии, Пакистане имеются небольшие группы зороастрийцев, а в Иране, Ираке и Турции – йезидов. Основными районами распространения индуизма являются Индия и Непал. В странах Индокитая подавляющее большинство религиозного населения придерживается буддизма. Буддизм взаимодействует с конфуцианством в Китае, культом предков и христианством в Корее, синтоизмом – в Японии. Верующее население Монголии, а также Бурятии, Тувы, Калмыкии – буддисты в форме ламаизма. Христианство преобладает только на Филиппинах (преимущественно католики) и на Кипре (православные). Почти половина верующих Ливана – христиане. Последователи племенных культов сохранились лишь в труднодоступных горных районах Южной и Юго-Восточной Азии.
Во всех арабоязычных странах Африки господствует ислам. В Центральной Африке, наряду с другими конфессиями, есть последователи ислама, на юге континента – христианства. За исключением севера, в странах Африки распространены приверженцы местных по происхождению верований: здесь сосредоточено до 80% последователей традиционных культов планеты.
В Америке христианство преобладает почти во всех странах, причем в США и Канаде протестантов больше, чем католиков. В странах Латинской Америки господствует католичество. В Гайане, Суринаме и на Тринидаде и Тобаго кроме христиан имеется значительное число индуистов и мусульман. Индейское население Америки частично сохраняет традиционные верования.
В Австралии и Океании протестантов больше чем католиков. Приверженцев традиционных верований больше всего осталось среди аборигенов Австралии.