Что такое этран ржд

Понятие ЭТРАН и его функции.

«Этран» — функциональность электронной обработки документов, которая взаимодействует с жд транспортом и клиентом для организации грузоперевозок.

Этран — электронные документы для сопровождения жд перевозок

В основе решения положен устав жд транспорта России и правила оформления заявок на грузоперевозки жд транспортом.

Как работает такая система

Система этран работает по всей территории России.

Функциональность программы дает возможность клиенту:

Оформление договора регламентирует обмен данными пользователя с организацией. В них указывается юридическая ответственность сторон, права клиентского доступа к функциям программы и информация по перевозкам.

Принципы функционирования программного комплекса

Основные принципы системы ЭТРАН:

Общая база данных дает пользователям одни информационные данные.

ЭТРАН взаимосвязан с системой финансовых расчетов (СФР). Между ними подписано соглашение об ответственности функциональным обязанностям:

Этран значительно экономит время как грузоотправителю, так и грузополучателю

Клиент, пользуясь автоматической системой этран, сводит к минимуму время на оформление грузоперевозок.

Клиент в электронном режиме может:

Товарный кассир использует функции разнообразных проверок:

На станции назначения кассир оформляет документы по прибытии:

Этран позволяет сотрудникам ДЦФТО получать информацию о ходе выполнения заявок для того чтоб контролировать их исполнение.

Система осуществляет контроль за жд перевозками внутри страны и за границей

ЦФТО получает данные по всем видам деятельности системы:

Система этран работает со смежными программными комплексами и дает доступ к данным:

В системе этран проводятся данные по грузоперевозкам, которые пересекают границу. Это позволяет контролировать ход грузоперевозок за рубежом, рассчитывать бюджет следующей перевозки и проверять финансовое состояние экспедиторов.

Программный комплекс защищен от взлома. Имеет необходимые лицензии с сертификатами.

Базовые функции ас этран позволяют:

Электронная транспортная накладная является полнофункциональной системой с обеспечением защиты информации, сертификатами и наличием электронных подписей, которые соответствуют государственным органам.

Источник

ЭТРАН — Незаменимая программа на железных дорогах

Чтобы оформить документы на перевозку груза по железной дороге, надо быть «немного» железнодорожником. Предоставляемая клиентом информация, подразумевает знание устава железных дорог и правил перевозки грузов. Но есть легкий путь. Установка специализированной программы – ЭТРАН.

Данное ПО полностью исключает:

Заказать вагоны и отправить груз можно и без использования ЭТРАНа. Но намного удобнее один раз приобрести программный комплекс и пользоваться им со своего ПК. А для отправителей массовых грузов установка такого ПО – необходимость. Далее посмотрим, кто, как, зачем и что делает в АС ЭТРАН.

Для чего нужен ЭТРАН

АС ЭТРАН – платформа, для оформления железнодорожных документов на перевозку груза. Задача данного комплекса заключается в ускорении организации преддоговорных отношений между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Дело в том, что вся информация, которая нужна для оформления документов, находится на едином сервере.

На этот сервер загружены все законы, нормативы и сборники, которые нужны для подачи заявки и заполнения перевозочных документов. В программную оболочку установлена автоматическая проверка правильности заполнения всех граф документа. Если пользователь допустит ошибку, программа об этом информирует.

Возможности ЭТРАН

Такой подход в корни меняет процесс оформления документов на перевозку. До 2002 года клиенты РЖД подавали рукописную заявку на бумажном носителе в СТЦ. Там документ проверялся на правильность заполнения, и, если нет ошибок, отправлялся на рассмотрение. При неправильном заполнении заявки, она возвращалась клиенту на исправление, и процедура повторялась снова.

В ЭТРАНе заявка проверяется автоматически при заполнении, после отправки сразу попадает в нужный отдел ОАО «РЖД», где ее рассматривают. При таком способе заключение договора перевозки происходит быстрее.

Для кого предназначен ЭТРАН

Для всех организаций, которые отправляют и получают груз по железной дороге. Конечно, если клиенту необходима разовая услуга, покупать АС ЭТРАН нет смысла. А вот для тех предприятий, которые работают с ОАО РЖД по договору на эксплуатацию, или их пути примыкают к жд путям ППЖТ – необходимо оформление электронной транспортной накладной.

Также ЭТРАНом пользуются экспедиторы и операторы подвижного состава. Экспедитор, выступая плательщиком за отправителя или получателя, может:

Собственники вагонов, посредством данного программного комплекса, быстро оформляют «порожняк» отправителям массовых сырьевых грузов. При наличии в собственности большого количества вагонов, ЭТРАН позволяет исключить простои вагонов на промежуточных станциях, а это хорошая экономия на плате по занятости жд пути.

Источник

Электронная транспортная накладная (ЭТРАН)

Автоматизированная система централизованный информационный ресурс, обеспечивающий оформление услуг по перевозкам грузов и сопутствующих услуг, оказываемых ОАО «РЖД» своим клиентам.

В системе ЭТРАН реализовано:

• формирование единой централизованной базы перевозочных документов. Обеспечение единства сведений о документе на всем протяжений его жизненного цикла, однократности ввода информации и многократности ее использования;

• оформление документов по единым для всех пользователей и для всех клиентов правилам, в том числе в электронном виде и с электронной подписью. Обеспечение полного соответствия оформляемых документов всем требованиям Устава, Правил перевозок грузов, внутренних нормативных документов ОАО «РЖД». Обеспечение полного персонифицированного документирования действий пользователей в системе;

• возможность подключения к системе внешних пользователей-клиентов ОАО «РЖД» (грузоотправителей, грузополучателей, экспедиторов, плательщиков, операторов подвижного состава, собственников подъездных путей и т.д.). При наличии договора об электронном обмене документами АС ЭТРАН обеспечивает разделение выполняемых операций при оформлении документов между ОАО «РЖД» и клиентом в полном соответствии с Уставом и Правилами перевозок грузов;

• единый порядок и алгоритм расчета платежей и сборов;

• единый лицевой счет клиента по оплате услуг в области перевозок грузов, обеспечивающий полноту, точность и своевременность начисления и взыскания с клиентов сумм, причитающихся ОАО «РЖД» в качестве оплаты за оказанные услуги;

• единый центр управления, позволяющий оперативно изменять логику работы системы для решения текущих сбытовых и производственных задач ОАО «РЖД»;

• взаимодействие с внешними организациями (ФТС, ФНС, иностранные железнодорожные администрации, МорЦентр-ТЭК) при согласовании заявок и при оформлении перевозочных документов. Реализация полностью электронного трансграничного документооборота при перевозках грузов. Реализация концепции электронного международного перевозочного документа.

Система ЭТРАН является первой централизованной системой оформления документов в ОАО «РЖД», работающей в режиме реального времени на производственной базе ГВЦ ОАО «РЖД». При проектировании архитектуры программно-технического комплекса системы были учтены требования надежности и бесперебойной работы в режиме «7х24».

На сегодняшний день к АС ЭТРАН подключено свыше 40 тысяч пользователей из 11 тысяч организаций, в том числе 17,5 тысяч пользователей из 8 тысяч предприятий–клиентов, не являющихся подразделениями ОАО «РЖД».

В периоды максимальной активности в системе насчитывается до 10 тысяч одновременно работающих пользователей. В месяц оформляется свыше 5 миллионов электронных документов, в том числе свыше 136 тысяч заявок и более 1,6 миллионов накладных.

На сегодняшний день автоматизирован полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок грузов (заявка на перевозку грузов, перевозочные документы (накладные) всех видов, включая международные, по отправлению на основе заявки, раскредитованные документы по прибытию и т.д.). Среднемесячные поступления денежных средств по услугам ОАО «РЖД» по перевозкам грузов, оформленным в АС ЭТРАН, составляют около 118 миллиардов рублей. АС ЭТРАН является единственной системой, автоматизирующей весь процесс сбыта основных и сопутствующих услуг и расчетов с клиентами при осуществлении перевозок грузов.

За счет реализации проекта трансграничного обмена данными на базе АС ЭТРАН обеспечивается обмен электронными накладными на следующих направлениях: Россия- Финляндия, Россия-Эстония, Россия-Латвия, Россия-Украина, Россия-Белоруссия.

Что такое этран ржд. Смотреть фото Что такое этран ржд. Смотреть картинку Что такое этран ржд. Картинка про Что такое этран ржд. Фото Что такое этран ржд

Система ЭТРАН является первой централизованной системой оформления документов, в ОАО «РЖД», работающей в режиме реального времени на производственной базе ГВЦ ОАО «РЖД»

Источник

Электронный документооборот с железной дорогой

Что умеет ЭТРАН, в каких случаях стоит подключаться в режиме АСУ-АСУ, какие перспективы использования электронно-цифровой подписи и многое другое.

Основные функции

ЭТРАН позволяет выполнять множество функций. В первую очередь – оформлять заявку на перевозку груза. Действующий порядок подразумевает, что грузоотправитель должен подавать заявку на перевозку груза на дорогу отправления груза. Нужно заполнить заявку на бумажном носителе, отвезти ее в управление дороги, либо в региональное агентство, либо на близлежащую станцию. После этого приходится ждать ее рассмотрения, согласования и результатов этого согласования. ЭТРАН позволяет грузоотправителю оформить заявку, никуда не выезжая, прямо со своего компьютера. В ЭТРАН виден текущий статус этой заявки: находится ли она на рассмотрении, либо согласована, либо отклонена, либо согласована с какими-либо изменениями и т. д. То есть грузоотправитель может видеть все, что происходит с его заявкой, в режиме реального времени.

Для разовых отправок сама железнодорожная накладная является публичным договором перевозки. Если клиент желает осуществлять перевозки на постоянной основе, то необходимо иметь договорные отношения с той железной дорогой, на которой он производит отправление либо получение грузов.

Существуют нормативные сроки рассмотрения заявок, которые, как правило, соблюдаются. Для случаев несоблюдения разработан порядок претензионной работы. Система ЭТРАН построена в полном соответствии с законами, на основании которых работает железнодорожный транспорт и полностью обеспечивает весь документооборот, которые ведется железной дорогой по организации перевозки грузов.

Дополнительные функции

Сейчас проходят работы по внедрению в ЭТРАН нескольких функций. Например, скоро клиент сможет посмотреть в режиме он-лайн состояние своего лицевого счета. Железная дорога работает на условиях предоплаты, и каждому клиенту заводится лицевой счет, который он пополняет деньгами. С этого лицевого счета в последующем происходит списание средств за перевозку либо за оказание дополнительных услуг.

Реализована функция «Накопительная карточка». В железнодорожных перевозках есть тариф от станции отправления до станции назначения – это те деньги, которые берет железная дорога за перемещение груза от точки до точки. Но есть еще множество дополнительных услуг: погрузка/выгрузка, пломбирование, взвешивание и пр. Они учитываются в отдельном документе, который называется «Накопительная карточка». Вот эта карточка доступна пользователям системы.

Еще одна электронная форма, которой в последующем смогут пользоваться клиенты, – «Учетная карточка». Это своего рода отчет об исполнении заявки. Учетная карточка составляется по каждой поданной клиентом заявке и в ней фиксируется результат: заявка выполнена/не выполнена, у клиента есть претензии/нет претензий; если заявка не выполнена, то по чьей вине: либо клиент не привез груз, либо железная дорога не подала вагоны, либо наступили еще какие-то форс-мажорные обстоятельства.

Кроме того, частично введена функция «Корпоративный клиент». Сейчас в России немало компаний, имеющих головной офис в Москве, а на местах работающих с 5-6 железными дорогами. Естественно, неразумно заставлять такие фирмы из Москвы взаимодействовать с каждой дорогой в отдельности, когда можно действовать через центральный офис. В плане информационных систем подобные решения уже есть – корпоративные клиенты могут заключать договор на установку системы ЭТРАН непосредственно с ОАО «РЖД» в лице Центра фирменного транспортного обслуживания и подавать заявки на перевозку из Москвы.

Кому это интересно

В первую очередь в ЭТРАН заинтересованы те клиенты, которые осуществляют регулярные масштабные перевозки по железной дороге, то есть грузоотправители. Спектр услуг системы по автоматизации подачи заявок о оформлению перевозочных документов ориентирован исключительно на них.

Безусловно, ЭТРАН представляет интерес и для экспедиторов. Им система позволяет видеть и отслеживать перевозки, которые они экспедируют и по которым являются плательщиками. Их интересует в первую очередь возможность контроля оплаты перевозок. Ведь для железной дороги экспедитор – это тот, кто платит за перевозку, и чьи реквизиты указаны в железнодорожных документах в графе «Плательщик». У экспедиторов есть возможность видеть состояние своего лицевого счета и следить за тем, как происходит начисление и списание средств. Также им будет доступен ряд услуг, связанных с пересечением грузом границы и т. п.

Грузополучатели отслеживают подход грузов в свой адрес. Если с какой-то станции оформился документ в адрес грузополучателя, последний увидит это в системе. Он может отслеживать его приближение и рассчитать, когда его ждать груз.

Как установить ЭТРАН

Организацией-разработчиком системы ЭТРАН является компаний «ИнтэлЛекс». Возможностей подсоединения к системе несколько.

Самый простой – установка ЭТРАН на предприятии грузоотправителя либо экспедитора. Подразумевается непосредственная установка физических автоматизированных рабочих мест (АРМ), связь посредством Интернет при соблюдении необходимой защиты информации. Этот вариант удобен для мелких и средних компаний. Если речь идет о серьезных промышленных предприятиях, грузоотправителях, которые имеют собственные автоматизированные системы, то встает вопрос интеграции – пакетного обмена данными между системами ЭТРАН и системой грузоотправителя.

В системе не требуется обновления версий. Ее принципиальное отличие от других программных продуктов в том, что она построена на принципе «клиент-сервер». ЭТРАН находится» в Главном вычислительном центре в Москве. С рабочих мест железнодорожных агентов, товарных кассиров либо с компьютеров внешних пользователей– грузоотправителей идут всего-навсего обращения к этой центральной базе.

Электронно-цифровая подпись

До недавнего времени каждую поданную заявку нужно было обязательно распечатать, заверить печатью и доставить на железную дорогу. Но это требование действовало до принятия Федерального закона «Об электронно-цифровой подписи» (ЭЦП). Сейчас проведены технические и технологические работы, и клиенты могут подключаться к системе ЭТРАН с электронно-цифровой подписью. Поэтому бумажного подтверждения заявки в этом случае уже не требуется. Пока, правда, ЭЦП действует только в заявках на перевозку.

Для конечного пользователя использование электронно-цифровой подписи никак не изменяет процедуру подачи заявки – он заполняет на компьютере форму и в конце кликает «Заверить ЭЦП». Система сличает шифровые коды у грузоотправителя и у железной дороги. В случае судебного разбирательства, если окажется, что они не совпадают, значит, либо одной, либо другой стороной в документ были внесены изменения, то есть кто-то недобросовестно отнесся к сотрудничеству.

В ближайшее время в ЭТРАН планируется переход к оформлению перевозочных документов с использованием ЭЦП. То есть клиент сможет сначала оформить заявку на перевозку, получить ее согласование, после чего создать в системе заготовку накладной, в которой указать конкретный груз, станции отправления и назначения, дату. Накладная, оформленная в электронном виде, появится на рабочем месте у того товарного кассира/агента, со станции которого нужно осуществить перевозку. И в тот момент, когда грузоотправитель с грузом приедет на станцию, заготовка его накладной уже будет находиться у товарного кассира, которому остается только сверить оригинал с уже имеющейся электронной версией и поставить соответствующие отметки.

Следующим шагом является переход на безбумажный документооборот с применением ЭЦП. Эта технология уже адаптирована на ряде российских железных дорог.

История и перспективы

Первоначально ЭТРАН создавался как единая система оформления перевозочных документов ОАО «РЖД». Информационная система, построенная 25-30 лет назад, представляла собой совокупность локальных АРМов, которые обменивались данными между собой. Скажем, клиент подает заявку со всеми необходимыми характеристиками: станция отправления, станция назначения, груз и т.д. После этого появляется накладная, содержащая все те же самые параметры и дополняемая некоторыми другими. Затем заводится вагонный лист, в который переходят многие реквизиты из накладной. Потом создается накладная на выдачу груза – опять-таки реквизиты в большинстве своем одни и те же. Следующий документ – это лицевой счет, в который переходят суммы из предыдущего документа. Один АРМ обеспечивал заявку, второй – накладную, третий – вагонный лист и т. д. В лучшем случае они между собой взаимодействовали, в худшем – просто передавался от одного сотрудника к другому бумажный носитель, и каждый сотрудник перебивал из него данные в свой документ. Стоит ли говорить, что при этом были неизбежны ошибки, в том числе серьезные – например, неверно указанный вес груза влечет за собой неправильный расчет тарифа, что приводит соответственно к ошибочному выставлению счета клиенту.

На постоянном перебивании одних и тех же данных на железной дороге было задействовано огромное количество персонала. То есть товарный кассир на станции отравления оформил документы. Ему приносили бумажный перевозочный лист, он его полностью перебивал, проводил все необходимые регламентные процедуры – и вот груз поехал и прибыл на станцию назначения вместе с бумажной копией (которая едет вместе с ним). Товарный кассир станции назначения брал этот документ и начинал его перебивать – вводить в свою базу, чтобы оформить груз как прибывший.

После того как появилась система ЭТРАН, единожды оформленный документ автоматически попадает в общую базу и хранится там. Когда груз приходит на станцию назначения, товарный кассир, вместо того чтобы набирать документ полностью, по его номеру получает его из базы. Если раньше на оформление уходило 10 мин., то сейчас 1 мин.

Возможности ЭТРАН позволяют прогнозировать, что в будущем все крупные, а также средние клиенты начнут взаимодействовать с железной дорогой через эту систему.

На кого в первую очередь ориентирована система ЭТРАН?

Набор функций, которые предоставляет система ЭТРАН, достаточно широк, поскольку она призвана обеспечить как собственный документооборот Системы фирменного транспортного обслуживания (СФТО) ОАО «РЖД», так и информационное взаимодействие с внешними клиентами железной дороги. Если говорить о внешних клиентах, то условно их можно разделить на три категории: грузоотправители, собственники подвижного состава и экспедиторы.

Для грузоотправителя основным преимуществом при подключении к системе ЭТРАН станет возможность ускорить вопросы согласования и оформления перевозки. Причем в зависимости от объема отправляемых грузов организация может выбрать один из двух вариантов подключения: установка автоматизированного рабочего места или интеграция ERP-системы предприятия с системой ЭТРАН посредством шлюзовых решений.

Экспедитору система ЭТРАН позволяет в режиме реального времени получать информацию о выполненных перевозках, счета за которые будут впоследствии предъявлены ему к оплате.

Для собственников преимущества использования автоматизированной системы ЭТРАН состоят в том, что они получают возможность самостоятельно оформлять документы на порожний рейс. С развитием механизма Электронной Цифровой Подписи возможности собственников будут расширяться.

В каких случаях имеет смысл производить интеграцию системы ЭТРАН и автоматизированной системы управления предприятием?

Использовать систему ЭТРАН отдельно или интегрировать с другими информационными системами, – это зависит от задач, которые ставит перед собой предприятие, и от объемов транспортируемых грузов. Если объем грузов небольшой (заявок меньше 10 в месяц) и понимание преимуществ оформления документов в электронном виде очевидно, то нужно установить одно или несколько автоматизированных рабочих мест (АРМ) с подключением к системе ЭТРАН. Если же объемы перевозок в компании достаточно большие (от 10 заявок и/или 100 вагонов в месяц) и уже есть ERP-система, то интеграция этой ERP-системы с ЭТРАН станет следующим закономерным шагом. Работу в режиме АСУ-АСУ обеспечит интеграционное решение ИС УЖДП (Интегрированная Система Управления Железнодорожными Перевозками) – инструмент для объединения в единое информационное пространство АСУ грузоотправителя и системы ЭТРАН ОАО «РЖД». Оформление железнодорожных перевозочных документов будет происходить автоматически, на основании планов производства (отгрузки, поставки и т.п.), и уже готовые документы будут передавать из АСУ грузоотправителя в ЭТРАН, что существенно упростит процесс оформления перевозок.

Подобная интеграция позволит экономить время на оформление перевозочных документов, прогнозировать загрузку мощностей предприятия, корректировать технологический процесс для достижения максимальной эффективности.

Какие возможности представляет интеграция с системой ЭТРАН в режиме АСУ-АСУ?

В режиме АСУ-АСУ возможен электронный документооборот по всем видам документов, оформляемых клиентами совместно с ОАО «РЖД». Можно также получать информацию из смежных систем (например, из Электронной Торговой Площадки Транспортных Услуг), а также на основании данных первичных документов строить сводные аналитические отчеты о состоянии железнодорожных перевозок и взаиморасчетов за перевозки.

Что касается заявок, интеграция АСУ грузоотправителя с системой ЭТРАН позволяет автоматически экспортировать в ЭТРАН заявки на перевозку, подготовленные в АСУ грузоотправителя, и импортировать из ЭТРАН в АСУ грузоотправителя результаты согласования этих заявок на стороне ОАО «РЖД», включая информацию о подразделении, должности и ФИО сотрудника, согласовавшего заявку, а также причину отказа в согласовании и предложения железной дороги по корректировке заявки.

Накладные, подготовленные в АСУ грузоотправителя, также можно автоматически экспортировать в ЭТРАН. Кроме того, можно импортировать из ЭТРАН результаты обработки этих накладных на стороне ОАО «РЖД», включая номер визы (накладные будут визироваться в электронном виде), провозные платежи и сборы.

Среди дополнительных функций существует возможность автоматически импортировать из ЭТРАН в АСУ грузоотправителя электронные данные других документов: учетные и накопительные карточки, остатки на лицевых счетах, конвенционные запреты и другую информацию, необходимую грузоотправителю.

Если говорить о смежных системах, то, например, ЭТП ТУ предлагает пользователям услуги по информированию о дислокации и операциях с грузами, вагонами, контейнерами, предварительному расчету провозной платы в оперативном режиме, проверке достоверности заполнения номера контейнера, вагона и т.д. Всю эту информацию можно получать автоматически в режиме АСУ-АСУ.

Есть ли ограничения на ERP-систему, с которой ЭТРАН может взаимодействовать в режиме АСУ-АСУ?

Мы не знаем таких ограничений. У нас есть опыт в интеграции с большинством ERP-систем, представленных на российском рынке: SAP R/3, Oracle e-Business Suite, Парус, Альфа, Axapta, Малахит, несколькими «самописными» системами.

Источник

Электронная ТРАнспортная Накладная

Структура и информационные связи ЭТРАН

Система ЭТРАН рассматривается как трехуровневая иерархическая корпоративная система, состоящая из центра обработки информации (ЦОИ), вспомогательных (или технологических) центров обработки информации (ВЦОИ) и автоматизированных рабочих мест грузоотправителей (грузополучателей), работников железнодорожного транспорта различных уровней управления (от линейного до сетевого). Центр обработки информации реализует технологические и информационные процессы (включая электронный оборот перевозочных и других документов) на закрепленных территориях по обслуживанию клиентуры и обеспечению функционирования низового уровня сквозной вертикали системы ЭТРАН.

Система ЭТРАН должна допускать количественное изменение элементов второго уровня иерархии (количество ВЦОИ на дорогах, укрупнение агентств и увеличение числа отдельных агентов на железнодорожных станциях и подключаемых АРМ клиентуры) и изменение количества частей линейного уровня. ЦОИ системы ЭТРАН использует часть программно-технических средств на уровне ОАО «РЖД» (на базе локальной сети КИВС, включающей серверы различных назначений, рабочие станции персонала департаментов и руководства ОАО «РЖД», принтеры и другие устройства); ВЦОИ используют часть программно-технических средств на уровнях зональных структур федеральных округов и железных дорог (на базе сети управлений дорог, обеспечивающей обслуживание руководства дороги, ДЦФТО, служб НН, НФ и т.п.).

Центры обработки информации предназначаются для обеспечения доступа к информационным и вычислительным ресурсам отрасли со стороны клиентуры и персонала железных дорог, регистрации первичных операций в процессе оформления перевозок, формирования электронных документов и их обработки в масштабе реального времени. Это условие вытекает из необходимости обеспечить:

• непрерывность выполнения технологических операций и взаимодействия с внешними автоматизированными системами;

• последовательность выполнения операций обработки информации в соответствии со сбором заявок;

• осуществление процессов планирования;

• контроль за подготовкой процесса перевозок;

• подготовку перевозочных документов;

• расчет провозных платежей;

• контроль оплаты перевозок и осуществления самой перевозки в соответствии с договорными условиями;

• своевременные расчеты с клиентурой.

Другие составные части системы ЭТРАН могут также функционировать в псевдореальном времени, включая интерактивные режимы работы, а также работать по установленным циклам и периодам (режим регламента).

Основные функциональные подсистемы ЭТРАН

1. Подготовка перевозочных документов по отправлению, прибытию и в пути следования.

1.1. Реализация технологии подготовки перевозочного документа в ЭВМ по мере осуществления информационных и технологических операций (оформление заявки, заполнение накладной грузоотправителем, визирование, заполнение накладной грузовой станцией отправления, назначения, в пути следования и т.п.). Во всех операциях используется единая информационная база из ЦОИ — центра НСИ.

1.2. Обеспечение такого порядка ввода информации, при котором контроль и обработка первичной информации перевозочных документов исключает появление ошибок благодаря использованию логических моделей достоверности перевозочных документов; эти модели задаются сверху и используются всеми прикладными комплексами.

1.3. Соблюдение правил заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте.

1.4. Использование при вводе заданных допустимых тарифов, запрещений и разрешений на перевозки, учет и использование которых обеспечивают фиксацию правильной информации в базах данных.

1.5. Осуществление предварительного и окончательного расчета провозной платы за перевозку.

1.6. Отнесение начислений по перевозкам по видам платежей в момент оформления документов.

1.7. Получение информации из автоматизированных (электронных) систем клиента непосредственно в ЦОИ.

1.8. Обработка информации по прибытии (передаче) груза как уточнение информации по отправлению.

1.9. Предъявление электронных расчетных документов клиенту из ЦОИ в удобном для него месте.

Формирование перевозочного документа выполняется:

• с использованием технологии централизованной БД НСИ;

• при соблюдении конвенционных запрещений и ограничений на перевозку груза с использованием информационной системы ведения базы данных конвенционных запретов (БД КЗ);

• с применением реестра БД ПУЖТ, базы данных заявок, что предполагает:

а) выбор для включения в перевозочный документ грузоотправителя (грузополучателя), плательщика (экспедитора) по базе данных пользователей услугами железной дороги (БД ПУЖТ);

б) контроль реквизитов заявки на основе нормативно-справочной информации централизованной базы данных (БД НСИ) в части особых условий перевозки для опасных грузов (БД ОГ) и на предмет наличия конвенционных запрещений (БД КЗ);

• с условием проверки наличия средств на едином лицевом счету плательщика через ПЦ ТКК, а при отрицательном сальдо — в базе данных разрешения перевозок грузов в условиях дебиторской задолженности (БД РПГДЗ) — проверка платежеспособности клиента;

• с учетом правил приема груза к перевозке на железнодорожном транспорте.

2. Съем информации с перевозочных документов на пограничных станциях со странами СНГ.

2.1. По приему (импорт и транзит):

• ввод и передача информации с перевозочного документа в реальном масштабе времени в ЦОИ (ВЦОИ);

• жесткий контроль полноты и достоверности, качества информации внутри документа;

• присвоение системой ЭТРАН уникальных номеров документам;

• в случае обнаружения ошибок в оформлении документов составление и печать соответствующих актов в качестве приложений к комплекту перевозочных документов;

• формирование записи в базе отправочной модели (возможно, с признаками недостоверной информации);

• передача информации в требуемом объеме в АСУ СП В для оформления передаточной ведомости.

2.2. По сдаче (экспорт и транзит):

• проверка по уникальному номеру наличия информации по данной отправке в базе данных отправочной модели;

• ввод, контроль и передача информации с перевозочного документа, если информация об отправке отсутствует в базе данных отправочной модели (что возможно на этапе внедрения);

• передача информации в требуемом объеме в АСУ СПВ для оформления передаточной ведомости.

3. Съем информации с перевозочных документов на пограничных станциях с третьими странами.

• прием файлов в электронном виде с пограничных станций иностранных дорог (в том числе в стандарте ЭДИФАКТ) для последующей обработки и записи в отправочную модель;

• ввод и передача информации с перевозочного документа в реальном масштабе времени в ЦОИ (ВЦОИ);

• проверка достоверности и качества информации, выдача ошибок;

• печать перевозочного документа.

• проверка наличия информации об отправке в отправочной модели;

• визуальная проверка соответствия информации в документе (прообразе электронного);

• фиксация факта завершения перевозки по территории России;

• передача информации по сдаче в электронном виде (в том числе в стандарте ЭДИФАКТ).

4. Централизованный учет дополнительных сборов.

4.1. На линейном уровне:

• ввод информации для формирования ведомости подачи и уборки вагонов;

• ввод информации для формирования накопительных карточек;

• ввод информации по квитанциям разных сборов;

• составление актов общей формы и т.д.;

• расчет, учет, формирование и печать ведомости подачи и уборки вагонов;

• формирование и печать накопительных карточек и т.д.

5. Тарифы и централизованный расчет провозных платежей:

• расчет провозной платы для всех видов перевозки, предусмотренных Прейскурантом 10-01 и тарифной политикой (Международным железнодорожным транзитным тарифом № 8100);

• определение расстояний между любыми станциями как внутри страны, так и между странами Балтии и СНГ с распределением расстояний между железными дорогами и странами в соответствии с объявленными транзитными расстояниями;

• ведение переходных пограничных станций стран в соответствии с руководящими документами железнодорожной администрации;

• определение маршрута следования вагонов по входным станциям железных дорог и пограничным станциям.

6. Оформление и учет услуг, оказанных клиенту.

7. Учет выполнения заявки на перевозку грузов:

• использование единой базы согласованных заявок грузоотправителей из АКС ФТО;

• ведение учетной карточки выполнения плана погрузки ГУ-1;

• закрытие учетной карточки по конкретному грузоотправителю по окончании выполнения заявки;

• формирование и печать учетной карточки (с указанием причин невыполнения).

8. Взаимодействие с таможенными органами при таможенном оформлении грузов:

• передача прообраза электронного перевозочного документа в органы таможни для рассмотрения и согласования;

• прием информации из таможни — электронная подпись и номер грузовой таможенной декларации либо обоснованный отказ;

• дооформление (программное) перевозочного документа для печати необходимыми реквизитами от таможенных органов.

9. Ведение оперативной отчетности на всех уровнях управления:

• формирование и печать станционной отчетности по клиентам, железнодорожной станции, грузам, а также сетевой отчетности.

10. Ведение статистической отчетности по перевозкам на всех уровнях управления:

• формирование и печать документов установленной статистической отчетности.

11. Хранилище данных по перевозкам и состоянию расчетов за перевозки:

• анализ исполнения заявок на перевозку грузов;

• анализ базы данных исполненных перевозок для получения оценок распределения объемов перевозок грузов и доходов по видам тарифов;

• анализ тарифно-экономических показателей перевозок отдельных грузов по типам вагонов и контейнеров, в том числе собственных и арендованных, в отправительских и кольцевых маршрутах, по дорогам и направлениям;

• анализ структуры и направлений грузопотоков, сопоставление показателей по периодам;

• предоставление информации о состоявшихся перевозках со скидкой с действующего тарифа или со спецставками с различной степенью детализации с использованием графических средств;

• анализ информации по конкретным грузоотправителям, экспедиторам, работающим в условиях предоставленных льгот;

• создание на основе централизованного хранилища региональных (на уровне дорог) и тематических витрин данных;

• создание программных средств загрузки и очистки данных из оперативной системы сетевого уровня;

• разработка технологии и реализация процедур доставки консолидированной информации руководству ОАО «РЖД» и дорог.

12. Аналитическая обработка баз данных.

13. АРМ работников дороги, связанных с оформлением и обработкой перевозочных документов:

• сбор заявок от грузоотправителей на перевозку грузов;

• ведение договоров с грузоотправителем на оказание транспортных услуг;

• ввод и формирование паспортов клиентов;

• ведение лицевых счетов плательщиков-экспедиторов;

• формирование разрешающих телеграмм на перевозку грузов (при осуществлении предоплаты за перевозку);

• ввод заявок на перевозку;

• ведение договорных отношений с клиентами.

14. АРМ ППД (реализуется на базе АРМ работника станции):

• первоначальный ввод заявок на перевозку;

• информирование клиента о приеме заявки;

• контроль за собственными перевозками.

15. Взаимодействие с действующим комплексом ЕК ИОДВ сетевого уровня (на переходный период):

• получение информации об отправке в режиме реального времени из базы данных отправочной модели ЕК ИОДВ;

• формирование достоверных сообщений из системы ЭТРАН для записи в базу отправок ЕК ИОДВ.

По мере внедрения новой системы прекратится функционирование комплекса ЕК ИОДВ.

16. Взаимодействие с ЕК АСУФР-ПЦ ТКК:

• использование единого НСИ в части идентификации плательщиков с тем, чтобы установить однозначное соответствие между данными о плательщике в системе ЭТРАН и его лицевым счетом в ЕК АСУФР;

• передача в ПЦ запроса на бронирование суммы, рассчитанной по заявке;

• передача в ПЦ запроса на списание суммы, начисленной по услуге;

• получение из ПЦ в режиме реального времени информации о состоянии лицевого счета;

• обеспечение доступа в режиме чтения к справочникам плательщиков;

• обеспечение доступа в режиме чтения к данным начислений за перевозки и услуги по плательщикам.

17. Взаимодействие с АСУПГ:

• обеспечение для АСУПГ доступа в режиме чтения к базе данных заявок с целью своевременного планирования подачи вагонов под погрузку;

• получение от системы ДИСПАРК формируемой ею информации о заказах, не обеспеченных подвижным составом (дефицит конкретного требуемого типа подвижного состава с учетом коммерческого и технического состояния по заказам, а также задержки обеспечения заказов подвижным составом);
• обеспечение доступа к базам данных подхода и подачи порожних вагонов для решения задач контроля и анализа выполнения заявок;

• необходимая информационная поддержка систем ДИСПАРК и модели перевозочного процесса (МПП) в ГВЦ в объеме формируемой в существующей АСУ СПВ (передаточной ведомости);

• формирование отправки в МПП на основании оформленного документа;

• получение из МПП и обработка событий, произошедших с грузом в пути следования;

• формирование вагонного листа на отправку соответствующей формы.

18. Взаимодействие с АСОУП:

В течение переходного периода от АСОУП к АСУПГ система ЭТРАН должна обеспечить:

• доступ к базе данных перевозочных документов (БД ПД) для необходимой информационной поддержки задач действующей АСОУП;

• доступ в режиме чтения к электронной картотеке вагонов и контейнеров АСОУП для получения достоверной информации при оформлении перевозочного документа;

• передачу в АСОУП необходимой исходной информации в объеме, обеспечиваемом ЕК ИОДВ в настоящее время;

• необходимый уровень достоверности исходной информации методом логического контроля по требованиям АСОУП, взаимное использование информации БД ПД и отправочной модели на сетевом уровне.

1. Нормативно-справочная информация.

Нормативно-справочная информация формируется на основе действующих нормативных документов президента России, правительства России, ОАО «РЖД», международных соглашений в области транспортировки грузов и др.

Идентификация реквизитов нормативно-справочной базы должна осуществляться с использованием классификаторов технико-экономической информации общегосударственного и общеотраслевого рангов, что должно обеспечить единство действующих в ОАО «РЖД» автоматизированных систем управления.

I.1. Перечень справочников и классификаторов. Справочники с 1-го по 10-й не используются.

II. Отрасли народного хозяйства (ОКОНХ).

12. Предприятия и организации (ОКПО) — предприятия и организации ОАО «РЖД».

13. Страны мира (ОКСМ).

14. Пункты погрузки и выгрузки (ОКППВ) — на железнодорожном транспорте.

15. Пункты погрузки и выгрузки (ОКППВ) — на воздушном транспорте.

16. Пункты погрузки и выгрузки (ОКППВ) — на морском транспорте.

17. Пункты погрузки и выгрузки (ОКППВ) — на речном транспорте.

18. Экономические районы (ОКЭР).

19. Виды грузов, упаковки и упаковочных материалов.

20. Гармонизированная номенклатура грузов.

21. Железные дороги.

22. Расстояния по сети железных дорог.

23. Дополнительные, таможенные и другие сборы.

24. Отметки об уплате провозных платежей.

25. Тарифы международного грузового сообщения.

26. Съемные запасные части или специальное оборудование вагонов.

27. Вид обработки груза или грузового вагона.

28. Форма, вид и опасность груза.

29. Средства погрузки.

30. Единая тарифно-статистическая номенклатура грузов.

31. Междорожные пункты учета и стыковые пункты железных дорог.

32. Стыковые пункты.

33. Сводная номенклатура грузов.

34. Род грузовых вагонов.

35. Грузовые операции с вагонами.

39. Отличительный признак погрузки.

42. Вид негабаритное™.

44. Виды операций с отправкой.

45. Виды штемпелей перевозочного документа.

46. Причины недогруза.

47. Признаки пригодности вагонов под погрузку.

48. Владельцы средств выгрузки.

49. Станции сети железных дорог.

50. Тарифные отметки.

51. Причины отцепки вагонов.

52. Признаки печати отметок.

53. Способы определения массы.

2. Реестр пользователей услугами железнодорожного транспорта (БД ПУЖТ):

• предоставление актуальных данных по клиенту, плательщику, экспедитору для оформления перевозочных документов, проверки и выдачи справочных, отчетных и расчетных документов;

• группировка и выборка по различным критериям при оформлении документов или поиске в справочных и проверочных режимах;

• предоставление сведений о порядке и способах оплаты перевозок (безналичные расчеты, взаиморасчеты, ценные бумаги и др.).

3. Квоты на перевозки при дебиторской задолженности.

4. Конвенционные запреты:

• оперативное ведение информации о существующих на сети железных дорог запрещений и ограничений по приему груза к перевозке;

• своевременное информирование клиента о невозможности выполнения заявки либо о возобновлении перевозки;

• контроль на разрешение перевозки для конкретного грузоотправителя.

5. Условия перевозки грузов:

• создание баз данных по условиям перевозки грузов;

• проверка правил транспортировки грузов;

• информирование клиента о мерах по обеспечению перевозки;

• оформление сопроводительных документов.

6. Условия охраны грузов:

• оперативное ведение информации о грузах, подлежащих охране, для различных видов сообщений;

• ведение договоров на охрану грузов;

• контроль исполнения договоров с клиентами.

7. Защита информации.

8. Распределение функций АРМ и прав доступа (представляется необходимым использование единой модели авторизации пользователей и разграничение прав доступа к ресурсам в рамках всей СПД ОАО «РЖД»):

• динамическое разграничение функций и прав доступа в зависимости от пользователя ИС;

• разрешение работы с документами по различным признакам, по определенным клиентам, железнодорожным станциям;

• однократная регистрация пользователя во всех подсистемах.

9. Администрирование системы:

• обеспечение централизованного администрирования;

• ввод пользователей ИС;

• загрузка программного обеспечения в ЦОИ;

• контроль за всеми действиями пользователей, подсистем и взаимодействием с другими системами;

• проверка работоспособности подсистем;

• обеспечение архивирования и резервирования данных.

Обмен информацией между функциональными разделами системы ЭТРАН должен осуществляться методом репликаций баз данных, а также с помощью процедур чтения (записи) таблиц баз данных. Допускается обмен с использованием файлов данных определенной структуры, а также с помощью специализированных процедур ввода (вывода) информации через программные интерфейсы. В основу проектирования средств взаимодействия должна быть положена обработка данных в режиме реального времени с использованием протокола TCP/IP, архитектуры клиент-сервер, возможно, сетей Интернета и Интранета, веб-технологии с центральной базой сетевого уровня.

Аппаратура связи должна обеспечивать виртуальное, прозрачное для приложений системы ЭТРАН IP-соединение. Допустимо использование любого типа подобного оборудования, например, того, которое используется при построении СПД отрасли, — маршрутизаторы фирмы «Cisco» и аппаратура фирмы «Siemens».

Каналы связи должны обеспечивать следующие физические скорости связи в зависимости от соединяемых абонентов:

1. Клиент—О—ВЦОИ — не менее 14,4 Кбит/с.

2. ВЦОИ—О—ЦОИ — не менее 2 Мбит/с.

Система ЭТРАН должна обеспечивать взаимодействие с ЕК АСУФР, процессинговым центром ТКК и моделью перевозочного процесса (МПП) в соответствии с нижеприведенной схемой (рис. 5.8.1).

Сокращения и пояснения:

п/д — перевозочный документ;

е-магазин — электронный магазин.

Плательщик или экспедитор вносит деньги в банк. В ЕК АСУФР фиксируется поступление средств на лицевой счет (стрелка 1) и осуществляется выделение расходного лимита в процессинговом центре (стрелка 2). Грузоотправитель подает заявку на совершение перевозок (стрелка 3), которая согласовывается системой АКС ФТО.

Грузоотправитель готовит перевозочный документ (стрелка 5). Система ЭТРАН для контроля условий перевозки осуществляет запрос в МПП о возможности погрузки (стрелка 6). Плательщик заносит перевозочный документ в электронный магазин и производит запрос в ПЦ на списание суммы провозной платы через систему ЭТРАН (стрелка 7).

Перевозочный документ печатается и скрепляется подписями (стрелка 8). После чего происходит окончательное списание суммы провозной платы с расходного лимита л/с (стрелка 9). Система ЭТРАН сообщает о факте отправки в МПП (стрелка 10). Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 11), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 12). В процессе перевозки происходят различные операции с грузом и подвижным составом, которые фиксируются в МПП (стрелка 13), события, связанные с отправкой, передаются в ЭТРАН (стрелка 14). Факт прибытия груза фиксируется в ЭТРАН (стрелка 15). По прибытии производится окончательный расчет суммы провозной платы (стрелка 16). Плательщик, оплачивающий перевозку по прибытии, через электронный магазин акцептует сумму начислений и производит запрос в ПЦ на списание сумм, начисленных по прибытии (стрелка 17). Оформляется выдача груза (стрелка 18). После чего происходит окончательное списание суммы начислений. Реестр операций по лицевому счету передается из ПЦ в ЕК АСУФР (стрелка 19), в ЕК АСУФР также передается реестр документов из ЭТРАН (стрелка 20).

Что такое этран ржд. Смотреть фото Что такое этран ржд. Смотреть картинку Что такое этран ржд. Картинка про Что такое этран ржд. Фото Что такое этран ржд

В том случае, когда плательщиком является грузоотправитель или грузополучатель, акцепт перевозочных документов производится посредством электронно-цифровой подписи.

Поскольку развертывание единой сети передачи данных займет определенное время, в этот переходный период какое-то количество станций может оказаться вне системы электронного документооборота. Для такого случая в системе ЭТРАН должна быть реализована следующая схема оформления перевозочных документов:

1) служащий грузовой станции, получив от грузоотправителя сведения, необходимые для оформления перевозочных документов, по телефону, факсу, или электронной почте передает эти сведения на опорную станцию, которая работает в условиях электронного документооборота;

2) на опорной станции полученная информация вводится в систему (преобразуется в электронную накладную) и обрабатывается в соответствии с вышеприведенной схемой;

3) вся информация с электронной накладной факсом или электронной почтой передается на грузовую станцию;

4) на грузовой станции на основании полученной информации перевозочный документ печатается и скрепляется подписями.

Аналогичным образом происходит и оформление выдачи груза в том случае, если станция прибытия груза не работает в условиях электронного документооборота.

Схема распределения подсистем между ЦОИ, ВЦОИ и пользователями приведена на рис. 5.8.2.

Сокращения и пояснения:

БД ПД — база данных перевозочных документов (отправочная модель).

БД НСИ — база данных нормативно-справочной информации.

БД КИТ — база данных кодов исключительных тарифов.

БД ПУЖТ — база данных пользователей услугами железнодорожного транспорта.

БД заявок — база данных заявок на перевозки от грузоотправителей.

БД КУВЗ (ф. ГУ-1) — база контроля и учета выполнения согласованных заявок.

Что такое этран ржд. Смотреть фото Что такое этран ржд. Смотреть картинку Что такое этран ржд. Картинка про Что такое этран ржд. Фото Что такое этран ржд

БД КЗ — база данных конвенционных запретов.

БД ОГ — база данных опасных грузов.

БД условий охраны — База данных условий охраны грузов.

БД РУК — база данных реестра услуг клиента.

БД РПГДЗ — база данных разрешений перевозок грузов при дебиторской задолженности грузоотправителя.

БД ПСИ — база данных пользователей информационной системой.

БД РД — база данных рабочих документов, временных данных, локальных настроек.

ХД — хранилище данных для получения статистической отчетности.

АРМ ППД — АРМ подготовки перевозочных документов.

АРМ клиента — АРМ для предоставления информационных услуг внешним клиентам (грузоотправителям, грузополучателям, плательщикам, экспедиторам).

АРМ 00 — АРМ оперативной отчетности.

АРМ СО — АРМ статистической отчетности.

ЦРПП — программа для централизованного расчета провозной платы.

АРМ АИС — АРМ администратора информационной системы.

Сервисы репликации — программы для автоматической рассылки (получения) информации и программ между ЦОИ и ВЦОИ, а так же во внешние комплексы.

Центр обработки информации (ЦОИ) располагается на сетевом уровне ГВЦ, содержит в себе главную БД перевозочных документов (БД ПД) и ряд вспомогательных баз данных под управлением СУБД Oracle на одном или нескольких компьютерах, а также ряд компьютеров — серверов приложений, имеющих доступ ко всем или части БД, в зависимости от выполняемых задач. Вспомогательные центры обработки информации (ВЦОИ) располагаются на линейном, дорожном или зональном уровнях и обслуживают группы клиентов на закрепленных территориях. ВЦОИ служат для уменьшения нагрузки на ЦОИ и каналы связи и выполняют часть его функций. Доставка ПСИ и необходимых программ осуществляется в автоматическом режиме по скоростным каналам связи. Любые пользователи системы (дорожные, линейные или внешние) могут обращаться к серверам приложений как ЦОИ, так и ВЦОИ, в зависимости от состояния каналов связи. Такая структура системы ЭТРАН позволяет обслуживать клиентов в реальном режиме без необходимости организации очередей, также исключается потеря данных в пределах одной главной БД в ЦОИ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *