Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Электронная подпись для физических лиц: как ее получить в 2021 году

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Сегодня электронные сервисы все чаще используются не только для ведения бизнеса, но и для личных нужд. Для работы с онлайн-сервисами необходима электронная подпись. Так, она нужна, чтобы вернуть НДФЛ через сайт налоговой, получить полноценный доступ к порталу госуслуг, не выходя из дома зарегистрировать сделку с недвижимостью, оформить онлайн-кредит и так далее. В настоящей статье мы расскажем, что такое электронная подпись и как физическое лицо может получить ее в 2021 году.

Что такое ЭЦП для физических лиц

Согласно определению, которое дано в статье 2 Федерального закона от 06.04.11 № 63-ФЗ «Об электронной подписи», электронная подпись — это информация в электронной форме, которая используется для определения лица, подписывающего другую информацию в электронной форме. Проще говоря, электронная подпись (ЭП, ЭЦП) — специальный блок электронной информации, который идентифицирует физическое лицо без его личного присутствия и используется как аналог собственноручной подписи.

Электронные подписи бывают двух видов: простые и усиленные. Последние могут быть квалифицированными и неквалифицированными. Отличаются они степенью защиты и областью применения.

Простая ЭП — это обычная комбинация логина и пароля, либо код подтверждения, который приходит на заранее указанный адрес электронной почты, номер телефона или в установленное приложение. Перед использованием такой подписи необходимо заключить отдельное соглашение о ее признании. Без этого соглашения простую ЭЦП можно применять только в случаях, прямо указанных в нормативных правовых актах (п. 2 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). Простая электронная подпись широко внедрена в различных закрытых системах (банковских организациях, приложениях, порталах и т.п.). Она нужна для подтверждения действия, совершенного одной из сторон (клиентом, заявителем). При этом сам подписываемый документ (заявление, платежное поручение и т.д.) во внешнюю среду не попадает и, следовательно, не может быть изменен злонамеренно.

Усиленная неквалифицированная ЭП устроена сложнее. Она предполагает формирование двух уникальных последовательностей связанных между собой символов: ключ подписи и ключ проверки подписи. При этом используются средства шифрования и криптографии. Такая подпись защищена более надежно, чем простая, однако все равно не является полным аналогом собственноручной. Чтобы документы, завизированные неквалифицированной подписью, обрели юридическую силу, требуется либо прямое указание на это в нормативном правовом акте, либо заключение между сторонами отдельного соглашения (п. 2 ст. 6 Закона 63-ФЗ).

Усиленная квалифицированная электронная подпись является полным аналогом собственноручной (п. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ). При создании УКЭП используются средства шифрования и криптозащиты, прошедшие государственную сертификацию. Для ее признания не требуется заключать какие-либо дополнительные соглашения. Выдавать такую подпись физическим лицам вправе только аккредитованные удостоверяющие центры (УЦ).

Для чего нужна цифровая подпись и где ее использовать

Больше всего возможностей дает усиленная квалифицированная электронная подпись. Так, с ее помощью физлицо может подтвердить учетную запись на портале госуслуг без личного визита в соответствующий центр. После этого ему будет открыт доступ ко всем функциям портала и связанным с ним сервисов, включая подачу электронных документов в суд.

Также физлицо, на которого оформлена УКЭП, может, не выходя из дома:

Некоторые банки дают владельцам УКЭП возможность дистанционного оформления кредитов, в том числе ипотечных.

Усиленная квалифицированная ЭП пригодится также для участия в торгах и аукционах, проводимых государственными и муниципальными органами (к примеру, по продаже квартир, машиномест и т.п.).

Помимо этого, наличие УКЭП позволит сэкономить на услугах нотариуса. Электронные документы, завизированные такой подписью, в большинстве случаев не нуждаются в заверении у нотариуса.

Где получить ЭЦП физическому лицу

Усиленную квалифицированную электронную подпись физлицо может получить только в аккредитованном удостоверяющем центре.

Получение электронной подписи для физических лиц

ВНИМАНИЕ

Подать документы на выдачу сертификата квалифицированной подписи через представителя нельзя. Человек, который намерен получить сертификат на свое имя, должен лично приехать в удостоверяющий центр, либо пригласить к себе сотрудника центра (если УЦ оказывает подобную услугу). Любые способы идентификации заявителя посредством видеосвязи запрещены.

Как сделать УКЭП

На основании перечисленных документов формируется заявка на оформление УКЭП. Сотрудник удостоверяющего центра проверяет предоставленную физлицом информацию, сверяет ее с документами и подтверждает личность заявителя.

Если физлицо уже имеет сертификат УКЭП, то заявку на оформление новой подписи можно подать дистанционно. Личная явка в удостоверяющий центр в этом случае не нужна (подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ).

СПРАВКИ

Также закон предусматривает возможность идентификации заявителя-физлица без личного присутствия посредством единой биометрической системы или загранпаспорта нового образца (подп. 1 п. 1 ст. 18 Закона № 63-ФЗ). В настоящее время разрабатываются технологии, необходимые для применения этих способов идентификации на практике.

После того, как сотрудник удостоверяющего центра подтвердит заявку, физлицу будет выставлен счет на оплату. Далее придет уведомление о готовности УКЭП. Останется только забрать сертификат и ключи электронной подписи. Как правило, они записываются на электронный носитель (токен, флешку).

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Так выглядит токен с сертификатом электронной подписи

Также нужно приобрести средства криптозащиты информации для использования УКЭП на персональном компьютере.

Срок действия ЭЦП

Сама электронная подпись не имеет срока действия. Однако если речь идет об усиленной квалифицированной ЭП, то у соответствующего сертификата есть срок действия. Он составляет один год. Это обусловлено особенностями применяемых алгоритмов шифрования.

ВАЖНО

Подписанные документы действительны и после окончания срока действия сертификата ключа проверки электронной подписи.

У неквалифицированной усиленной подписи, как правило, также есть срок действия. Он определяется исходя из параметров средств криптозащиты, используемых при создании сертификата.

Как видно из статьи, получить электронную подпись для физлиц в 2021 году совсем несложно. Простую и неквалифицированную ЭП выдадут бесплатно. Что касается квалифицированной подписи, то ее придется покупать. Но она открывает уникальную возможность подписывать дистанционно любые электронные документы, а также дает доступ к торгам, безбумажной регистрации недвижимости и расширенным возможностям госпорталов.

Источник

Как сделать электронную подпись для налоговой и работать с ней

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Из нашей статьи вы узнаете:

С 1 января 2021 года Налоговый орган обязан принимать и включать в информационный ресурс документы, поданные только в электронном виде. Предоставленная бухгалтерская отчётность в ФНС на бумажном носителе, будет являться основанием для отказа в приёме. Для данных операций понадобится квалифицированная электронная цифровая подпись (ЭЦП) и сервис для организации электронного документооборота.

Как получить и зарегистрировать ЭЦП для налоговой

Существуют различные виды получения электронной подписи для ФНС. Всё зависит от деятельности налогоплательщика. Физлица могут получить неквалифицированную ЭЦП на сайте ведомства или в ближайшем МФЦ. Такой подписи гражданину будет достаточно для получения налогового вычета, подачи декларации о доходах и использования других возможностей сайта.

Оформление на сайте ФНС

Для начала необходимо завести личный кабинет на сайте nalog.ru и выполнить следующие операции:

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Перед генерацией портал предлагает пользователю 3 варианта хранения ЭЦП:

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Сертификат ключа действует в течение одного года. Новый сертификат налогоплательщик получает самостоятельно через «Личный кабинет». Если пароль от подписи физлица утерян, необходимо:

Оформление в МФЦ

В многофункциональный центр физлица предоставляют:

Могут понадобиться копии документов, заверенные нотариально. Оформление подписи занимает от 1 до 2 недель.

Оформление в Удостоверяющем центре

ИП и организации могут использовать только квалифицированную ЭЦП на портале налоговой службы. Получить такую подпись можно в удостоверяющем центре, аккредитованным Минкомсвязи России, и соответствующем требованиям Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. Следует собрать пакет документов, обратиться в выбранное учреждение и заказать ЭЦП. С квалифицированной подписью можно работать на электронных торговых площадках, осуществлять передачу финансовой отчётности и заверять запросы через налоговую службу. Стоимость зависит от вида подписи и набора дополнительных опций.

После получения документов специалисты удостоверяющего центра оформляют ЭЦП для налоговой и сообщают заявителю о готовности в течение 24 часов. После приобретения понадобится установка сертификата подписи на компьютер.

Установка квалифицированного сертификата подписи для налоговой

Чтобы установить сертификат электронной подписи на компьютер, необходимо выполнить следующие шаги:

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Как войти в личный кабинет налогоплательщика с ЭЦП

При входе на сайт «Налог.ру», в шапке ресурса находится три вкладки для различных видов налогоплательщиков:

При работе в каждом из них существуют свои нюансы.

Физлицам

Выполнить вход можно тремя способами:

Так же как и у физлиц, для ИП существуют несколько способов входа:

Юрлицам

Юрлицам предоставлен доступ через квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи или по сертификату ЕГАИС на аппаратном ключе. При использовании любого из представленных вариантов входа перед началом работы на площадке необходимо выполнить диагностику подключения.

Для входа в «Личный кабинет юридического лица» необходимо:

Регистрация в «Личном кабинете юридического лица» зависит от статуса сотрудника, использующего квалифицированный сертификат ЭЦП. Особенности регистрации представлены на сайте ФНС.

Проверка ЭЦП в налоговой через квалифицированный сертификат ключа

Понадобится квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, соответствующий ГОСТ-2012. Он должен быть оформлен на одного из представленных сотрудников:

Доступ с сертификатами ключей с ГОСТ-2001 ограничен.

Потребуется проверка совместимости всех используемых компонентов программного обеспечения:

Далее необходимо скачать и установить сертификаты ключей проверки электронной подписи и выполнить дополнительные настройки. Подробную инструкцию по установке и настройке программного обеспечения можно изучить по данной ссылке. Здесь же можно проверить готовность налогоплательщика пользоваться сервисом.

Проверка ЭЦП в налоговой через сертификат ЕГАИС

Необходимо использовать«Рутокен ЭЦП 2.0» — это носитель, который хранит ключи квалифицированной подписи и формирует её «на борту» устройства.

Условия подключения к личному кабинету следующие:

Диагностику готовности подключения необходимо выполнить по ссылке.

Ошибки при работе на портале налоговой

Ошибка «Не удалось обратиться к серверу с использованием защищённого соединения. Возможно, не установлено доверие между клиентом и сервером. »

Существует множество вариантов решения данной проблемы:

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

При работе в личном кабинете физлица появляется требование ввести пароль, при его отсутствии на контейнере, или стандартный пин-код от токена не подходит
Ошибка «У вас отсутствуют полномочия действовать от лица организации без доверенности» при регистрации Юрлица

Необходимо проверить корректность указанных данных и полномочия сотрудника в выданной квалифицированной электронной подписи.

Для управляющей компании сертификат ЭЦП содержит ФИО руководителя и реквизиты организации, управление которой осуществляет. Перед первым входом по сертификату дочерней организации доверенность на руководителя управляющей компании регистрируется в ФНС.

Как разблокировать ЭЦП в налоговой

Для начала необходимо убедиться, кто и по какой причине заблокировал электронную подпись:

Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Смотреть картинку Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Картинка про Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021. Фото Что такое эцп в налоговой для физических лиц в 2021

Необходимо устранить все возможные причины, приведшие к блокировке. Уточнить срок действия сертификата ЭЦП, возможно, потребуется оформить его перевыпуск. Проверить, совпадает ли регион прописки руководителя компании и фирмы, достоверность юридического адреса и изменения в ЕГРЮЛ.

Риск аннулирования сертификата ключа цифровой подписи возникает при отсутствии подтверждения владения соответствующим ключом от владельца. Если обстоятельство доказано, то налоговая инспекция имеет право заблокировать инструмент.

Для разблокировки подписи понадобится:

Чтобы избежать блокировки, достаточно отслеживать достоверность и актуальность информации об организации, срок годности сертификата ЭЦП и работу с подписью уполномоченным лицом.

По всем вопросам можно обратиться в службу поддержки портала налоговой, заполнив форму обращения в техподдержку

Источник

Как получить электронную подпись физическому лицу для налоговой

Чтобы взаимодействовать с налоговой службой дистанционно, физлицу нужна электронная подпись. Расскажем, какую подпись можно использовать в личном кабинете налогоплательщика и как ее получить.

Зачем нужна электронная подпись для налоговой

С налоговой инспекцией можно взаимодействовать в электронном виде — это быстрее и проще, чем отправлять документы по почте или посещать налоговую лично.

Для такого взаимодействия на официальном сайте ФНС создали сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физического лица». В личном кабинете (ЛК) можно контролировать расчеты по имущественному и транспортному налогам, следить за ходом проверки поданных деклараций 3-НДФЛ, просматривать сведения о доходах.

Чтобы отправить электронные документы в ФНС через личный кабинет, нужна электронная подпись (ЭП). Для этого подойдут два вида ЭП: усиленная неквалифицированная (НЭП) от налоговой и усиленная квалифицированная электронная подпись (КЭП). Рассмотрим ниже, чем они отличаются.

Какая ЭП подойдет для налоговой: НЭП и КЭП

Оба вида ЭП придают документам юридическую силу и приравнивают их к документам с собственноручной подписью. Но есть и отличия, главное из которых в том, что НЭП от налоговой можно использовать только в личном кабинете налогоплательщика, а КЭП — и в налоговой, и в других системах, и для любого электронного документооборота.

Где и как можно использовать НЭП налоговой

НЭП можно бесплатно выпустить в ЛК, но подписывать неквалифицированной подписью заявления и документы в ФНС можно только через личный кабинет на сайте налоговой.

Какие документы можно подписать НЭП

Любой документ, который отправляете в ФНС через личный кабинет, надо подписывать ЭП. Например, в налоговую можно отправить:

Где еще можно использовать НЭП

Ключ НЭП работает только при взаимодействии с налоговой службой через сервис личного кабинета налогоплательщика. В других информационных системах и сервисах его использовать нельзя.

Чем КЭП отличается от НЭП для налоговой

Оба вида подписи можно применять на сайте ФНС в личном кабинете: подавать заявления, налоговые декларации, получать льготы. Но КЭП можно использовать в других государственных сервисах и коммерческих организациях, а не только при взаимодействии с налоговой

Например, с помощью КЭП можно:

Как оформить электронную подпись через личный кабинет налогоплательщика

Чтобы получить НЭП, сначала нужно зарегистрироваться в личном кабинете налогоплательщика.

Как получить доступ в личный кабинет

Подключиться к ЛК можно несколькими способами:

Как выпустить сертификат НЭП

Заявку на выпуск подписи оформляют в профиле личного кабинета в разделе «Получить ЭП». Чтобы перейти в профиль, кликните на свою фамилию в верхней части экрана. Сайт откроет страницу с разделами профиля, среди которых — раздел про электронную подпись.

Форма заявки предложит два варианта оформления:

Форма автоматически заполнит ваши реквизиты: ФИО, адрес регистрации, ИНН, СНИЛС. Останется только придумать пароль и отправить заявку.

Примерно за полчаса система сгенерирует сертификат электронной подписи. Им можно пользоваться сразу или скачать его на компьютер — в зависимости от того, какой вариант хранения ключа вы указали в заявке.

Такая подпись действует один год. После окончания срока действия можно выпустить новую НЭП по такой же схеме.

Как физическому лицу получить электронную подпись для налоговой в УЦ «СКБ Контур»

Подписывать налоговые документы в личном кабинете можно не только НЭП, но и усиленной квалифицированной электронной подписью (КЭП). Такую подпись выдают аккредитованные УЦ.

Как получить КЭП в УЦ Контура

Какие документы нужны для выпуска подписи

Чтобы выпустить сертификат КЭП физлицу нужно предоставить в УЦ документы:

КЭП для физлица выпускают на один год. Стоимость сертификата зависит от набора дополнительных услуг. Узнайте, сколько стоит сертификат КЭП, на нашем сайте.

В стоимость услуги включено:

Для работы электронной подписи нужна программа криптографической защиты информации, например, КриптоПро CSP и лицензия на нее. В УЦ Контура можно приобрести встроенную лицензию, чтобы использовать КриптоПро CSP на любом компьютере в течение срока действия сертификата.

Как управлять налогами физическому лицу через личный кабинет налогоплательщика

Чтобы управлять налогами в ЛК, подойдет любая подпись — и КЭП, и НЭП. Оба вида ЭП работают одинаково во всех разделах сервиса.

Из каких разделов состоит главная страница ЛК

Раздел хранит персональные данные пользователя, его контакты, историю действий на сайте. Еще в профиле можно:

Здесь отражаются начисления и задолженности по налогам на землю, недвижимость и транспорт. Там же хранится история по оплаченным суммам.

Страница отображает сведения о расчетах по страховым взносам и справки о доходах по форме 2-НДФЛ, которые направил в ФНС работодатель или другой налоговый агент.

Здесь же можно подать заявление о дополнительном доходе, который не был учтен. Например, доход от сдачи жилья в аренду и продажи имущества.

Раздел показывает информацию о всех видах вашей собственности:

В карточке каждого объекта можно посмотреть его характеристики и стоимость и выбрать объект как льготный.

Если вы нашли ошибку в характеристиках, отправьте в налоговую сообщение об ошибке из этого же раздела. Форма заполнит все поля автоматически. Нужно только исправить ошибочные данные на верные, прикрепить подтверждающие документы и отправить сообщение.

По такой же схеме можно отправить в ФНС сообщение, если личный кабинет показывает имущество, которое вам не принадлежит.

5. Жизненные ситуации.

Раздел включает в себя все варианты взаимодействия с налоговыми органами. Например, можно:

Здесь хранится электронная переписка с ФНС: заявления, сообщения пользователя и ответы и уведомления налогового органа.

Как заплатить налог

Неоплаченные начисления и задолженности отражаются в разделе «Налоги» или на главной странице ЛК. Заплатить их можно двумя способами.

ЕНП — это виртуальный кошелек налогоплательщика. Когда пользователь ЛК пополняет кошелек, деньги поступают на счет казначейства. Налоговая спишет деньги, когда наступит срок платежа, и сама распределит эту сумму по разным видам налога.

ФНС пришлет уведомление о сумме и времени оплаты налога. Сведения об оплате отразятся в личном кабинете.

Заплатить налоги через личный кабинет можно тремя способами:

Заплатить налог через личный кабинет налогоплательщика может и другой человек своей банковской картой. Но он не сможет вернуть деньги из бюджета, если перечислил больше, чем требуется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *