Что такое этюд в шахматах
Шахматный этюд
Содержание
Этюдное искусство [ ]
Художественные принципы [ ]
Скрытность и трудность решения этюда достигаются путём маскировки основной идеи при помощи вступительной игры и предоставления чёрным возможности активной контригры. В этюде необходимо соблюдать основные принципы этюдной шахматной композиции:
Этюдная тематика [ ]
Тематика шахматных этюдов чрезвычайно разнообразна. Ниже перечислены самые популярные темы.
Связанные термины [ ]
История этюда [ ]
В ходе развития этюдного творчества требования к его форме и содержанию претерпевали изменения.
Мансубы [ ]
Этюд возник как самостоятельная форма композиции из мансуб и при анализе окончаний партий. Первые дошедшие до нас этюды — арабские и среднеазиатские мансубы — составлены ещё по правилам шатранджа, часто громоздки по построению, однако принципиально не отличаются от современных этюдов.
Средневековая Европа [ ]
Шаблон:Шахматная диаграмма Первые европейские сборники шахматных этюдов датируются XIII веком (см. « Бонус Социус »). Значительная часть включённых в них этюдов — это мансубы из исламских рукописей. С XV века старые правила шатранджа начали постепенно заменяться на современные; игра становилась гораздо более динамичной и богатой.
Решение этюда Лолли: 1.Крd6 Крf8! (чтобы на 2.Крe6 ответить 2…Крe8) 2.f7! Кр:f7 3.Крd7 Крf8 4.Крe6 Kpg7 5.Kpe7 Kpg8 6.Kpf6, далее выигрыш прост.
Становление этюдного творчества (XIX век) [ ]
Как уже упоминалось выше, вначале этюды имели преимущественно аналитический характер и форсированное решение, красоте комбинации или манёвра уделялось недостаточное внимание.
Историю современного этюда принято начинать со сборника этюдов И. Клинга и Б. Горвица ( 1851 ). Они стали не только крупнейшими этюдистами своего времени (более 200 этюдов), но и родоначальниками значительного количества этюдных тем. Кроме того, им принадлежит сам термин «этюд» ( Шаблон:Lang-de ; в русский язык, по инициативе М. И. Чигорина, вошёл его французский аналог [1] ). В творчестве Клинга и Горвица ещё немало чисто аналитических позиций, но немало и ярких, зрелищных этюдов, красота которых заслуживает быть отмеченной и с современной точки зрения.
Решение этюда Клинга и Горвица: 1.Крa6! (см. 7-й ход белых) [2] Фg6+ 2.Крa7! Фg1+ 3.Крa8! Фb1 4.Фe5+ Фb2 5.Фe1+ Фb1 6.Фc3+ Фb2 7.Фa5+ Крb1 8.Сe4+ Крc1 9.Фe1#
В 1862 году в Лондоне был проведен первый в мире конкурс составления задач и этюдов; треть призов по разделу этюдов получили Клинг и Горвиц. Благодаря подъёму интереса к шахматам такие конкурсы вскоре стали массовым явлением. Начали выходить шахматные журналы и газеты, образовались национальные школы шахматных композиторов (немецкая, чешская, русская и другие).
Мастера этюда конца XIX века [ ]
К концу XIX века в творчестве ряда этюдистов начинают формироваться отдельные творческие принципы современного этюда (датчанин Йесперсен, латыши Зеверс, Амелунг и др.). Принцип экономичности построения, утвердившийся в задаче, становится ведущим и в этюде. Постепенно изживается форсированность решения, разрабатываются новые технические приёмы, расширяется этюдная тематика.
Австрийский этюдист Герман Нейштадтль (Hermann Neustadtl, 1862—1909) оставил в истории этюда несколько ярких классических произведений. Решение его этюда: 1.Сh5!! Крg3 2.С:g6! Крf4 3.h7 Далее два варианта:
Первый русский мастер Александр Петров составлял только задачи, но его ученики Карл Яниш и Илья Шумов стали первыми русскими этюдистами. Одновременно сильная школа шахматных композиторов появилась в российской Прибалтике: Фридрих Амелунг, братья Янис Бетиньш и Карлис Бетиньш и др. Первый в России этюдный конкурс был проведен в 1895 году газетой «Rigaer tageblatt».
Школа Троицкого [ ]
Подлинным основоположником художественного этюда явился Алексей Троицкий, первые работы которого относятся к 1895 году. Он не только дал законченное теоретическое и творческое определение принципов этюдной композиции, но и виртуозно продемонстрировал их на примере собственного творчества.
Главная заслуга Троицкого состоит в том, что он перенёс в этюд свойственную практической партии борьбу во всей её красоте и разнообразии и выразил эту борьбу в художественной, то есть чистой и экономичной форме. Троицкий ещё более укрепил связь этюда с практической игрой. Эта связь заключается в естественности и жизненности начальной позиции (этюд должен быть как бы эпизодом из партии), в обоюдоострой, полной эмоционального содержания борьбе с неожиданными эффектными жертвами, манёврами, интересными, подчёркивающими основную идею ложными следами, в красивом, запоминающемся финале.
Решение этюда 1: 1.Сh6+ Крg8 2.g7 Крf7 3.g8Ф+!! Кр:g8 4.Крe6 Крh8 5.Крf7 e5 6.Сg7#
Решение этюда 2: 1.Сb4+! Крb3! (1…Кр:b4 2.Кd3+ Крc3 3.К:f2 fe 4.Кe4+ Крd3 5.Кf2+ Крe3 6.Кg4+ с вечным шахом) 2.К:f3!! f1Ф+ 3.Сe1 Фg2 (другого выхода у ферзя нет) 4.Сg3 Крc3 5.Крd1 — ферзю из клетки не вырваться.
Решение этюда 3: 1.Сc6! Лb1+ 2.Крe2 Л:h1 3.Сg2+!! Кр:g2 4.Кf4+ Крg1 5.Крe1 g2 6.Кe2#
Советский шахматный этюд [ ]
В СССР шахматное творчество пользовалось мощной государственной поддержкой. Ежегодно проводились конкурсы составления и решения этюдов, массовым тиражом выпускались этюдные сборники. Первый конкурс составления этюдов в СССР объявил частный журнал «Шахматы» (выпускавшийся в 1922 — 1929 годах ); в дальнейшем такие конкурсы стали регулярными во многих изданиях, и прежде всего в главном советском шахматном журнале «Шахматы в СССР».
Решение этюда Селецкого: 1.Фg5!! Крe6+ (1…С:d7 2.Кf4 и 3.Сh5+) 2.Крg1! Кр:d7 3.Кc5+ Крc8 (3…Крd6 4.Фg3+ Крd5 5.Сc4+! Кр:c4 6.Фb3+; не лучше в этом варианте и 4…Крe7 5.Фe5+ Крf7 6.Сc4+ Крg6 7.Сd3+ Крh6 8.Фh2+ с выигрышем ферзя) 4.Сa6+ Крb8 5.Фg3+ Крa8 6.Сb7+! С:b7 7.Кd7!! Фd8 8.Фb8+!! Ф:b8 9.Кb6#
Решение этюда Диментберга: 1.Лd3+ Сf3+! (1…Крg4 2.Л:d1) 2.Л:f3+ Крg2 3.Лf1 Кc3+ 4.Крe1 Кe4! 5.Лh1!! Кр:h1 6.Крf1, и ничья.
Решение этюда Тявловского: 1. g7 Далее этюд разветвляется на два варианта.
(A) 1…Сd1 2.g4+! Крh6 3.g8К+!! Крg6 4.Кf6 Крg5 5.Кd5! с выигрышем.
(Б) 1…Сe2 2.Крd5 Сd1 3.Крc4 Сg4! 4.g8С!! с выигрышем.
Помимо уже перечисленных имён, советская этюдная школа прославилась такими выдающимися мастерами этюда, как: [6]
Этюдная композиция в XX—XXI веках [ ]
В период после А. А. Троицкого его принцип яркой, остроумной, обоюдоострой борьбы как основы этюда утвердился и воплотился в лучших произведениях российских и зарубежных мастеров композиции.
Решение этюда Вильнёв-Эсклапона:
1.Крh5! (проигрывает 1. Крg5? Кe6+ и 2…Л:g7) Кf5 2.С:b2 Л:h6+ 3.Крg5! Лh2! 4.Сe5! Лf2 5.Сf4 Кd4! 6.Сe3 Лf5+ 7.Крg4 Лd5 8.Крf4! Крb6 9.Крe4 Крc5 10.Крd3!, и чёрные, имея лишнюю ладью, не могут усилить свою позицию.
Решение этюда Королькова:
1.d7 Крe7 2.Лb8! (рассчитывая на 2…f1Ф 3.d8Ф+! Кр:d8 4.Сa6+ Крc7 5.С:f1 с быстрым выигрышем) С:g3!! 3.Лa8!! f1Ф 4.d8Ф+ Кр:d8 5.Сa6+ Сb8!! 6.С:f1 Крc7 7.Сa6! e2 8.С:e2 Крb7 9.Сf3! Кр:a8 10.С:c6#
Решение этюда Либуркина:
1.Лc7+ Крb8 2.Лb7+ Крa8 3.Сe8 К:c6 4.Л:b6 Кb4!! (4…Крa7 5.Лb1 и 6.Лa1) 5.Сf7! Сe8! 6.Кр:b4 С:f7 7.Лh6! Сd5 8.Крc5 и 9. Крb6 с выигрышем.
Среди известных этюдистов XX века можно назвать следующие имена.
Большинство этюдистов, знаменитых своими композициями, практически неизвестны как игроки. Следует отметить, однако, успешное участие Генриха Каспаряна в чемпионатах СССР по шахматам 1931 и 1937 годов. Среди известных шахматистов, составлявших этюды — Эммануил Ласкер, Рихард Рети, Ян Тимман. Одним из признанных мастеров составления этюдов является экс-чемпион мира Василий Смыслов.
этюд шахматный
Смотреть что такое «этюд шахматный» в других словарях:
ЭТЮД ШАХМАТНЫЙ — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов … Большой Энциклопедический словарь
этюд — а, м. 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Акварельный этюд. Этюд к картине. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак). 2)… … Популярный словарь русского языка
ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… … Толковый словарь Ушакова
Шахматный этюд — У этого термина существуют и другие значения, см. Этюд (значения). Шахматный этюд (от фр. étude, буквально изучение, исследование) составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается … Википедия
Этюд (шахматы) — Этюд (от французского étude, буквально изучение, исследование) в шахматах, составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества… … Википедия
этюд — а; м. [франц. étude] 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э. 2. Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое частному вопросу.… … Энциклопедический словарь
этюд — а; м. (франц. étude) см. тж. этюдный 1) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Этю/д к картине. Писать этю/д. 2) Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое… … Словарь многих выражений
Аналитический этюд — шахматный этюд, в решении которого элементы анализа преобладают над художественными достоинствами. Разрабатывает преимущественно простые эндшпильные позиции, имеющие значение для теории окончаний; варианты аналитического этюда, лишённые эффектных … Википедия
шахматы — мат; мн. [от перс. выражения šāh māt шах умер] 1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш.… … Энциклопедический словарь
Словарь шахматных терминов — Эта страница глоссарий. Словарь шахматных терминов Приведены основные шахматные понятия и термины, часто встречающиеся в шахматной литературе … Википедия
ЭТЮД ШАХМАТНЫЙ
Смотреть что такое «ЭТЮД ШАХМАТНЫЙ» в других словарях:
этюд шахматный — составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания числа ходов. * * * ЭТЮД ШАХМАТНЫЙ ЭТЮД (от франц. tude, буквально изучение, исследование) в шахматах… … Энциклопедический словарь
этюд — а, м. 1) В изобразительном искусстве: произведение, исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. Акварельный этюд. Этюд к картине. Всю зиму пишет он этюды, и у прохожих на виду я их переношу оттуда, таю, копирую, краду (Пастернак). 2)… … Популярный словарь русского языка
ЭТЮД — ЭТЮД, этюда, муж. [франц. étude от лат. studium усердие, старание]. 1. Произведение (рисунок, скульптура и т.п.), представляющее собою первоначальный набросок, эскиз, который может служить частью какого нибудь композиционного целого. Этюд к… … Толковый словарь Ушакова
Шахматный этюд — У этого термина существуют и другие значения, см. Этюд (значения). Шахматный этюд (от фр. étude, буквально изучение, исследование) составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается … Википедия
Этюд (шахматы) — Этюд (от французского étude, буквально изучение, исследование) в шахматах, составленная шахматным композитором позиция, в которой одной из сторон (обычно белым) предлагается выполнить задание (выиграть или сделать ничью) без указания количества… … Википедия
этюд — а; м. [франц. étude] 1. Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Э. к картине. Писать э. 2. Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое частному вопросу.… … Энциклопедический словарь
этюд — а; м. (франц. étude) см. тж. этюдный 1) Рисунок, картина или скульптура, выполненные с натуры, обычно часть будущего произведения. Этю/д к картине. Писать этю/д. 2) Небольшое по объёму произведение (литературное, критическое и т.п.), посвящённое… … Словарь многих выражений
Аналитический этюд — шахматный этюд, в решении которого элементы анализа преобладают над художественными достоинствами. Разрабатывает преимущественно простые эндшпильные позиции, имеющие значение для теории окончаний; варианты аналитического этюда, лишённые эффектных … Википедия
шахматы — мат; мн. [от перс. выражения šāh māt шах умер] 1. Игра на доске, разделённой на 64 чередующиеся светлые и тёмные клетки, между 16 белыми и 16 чёрными фигурами по установленным для каждой из них правилам передвижения. Любитель играть в ш.… … Энциклопедический словарь
Словарь шахматных терминов — Эта страница глоссарий. Словарь шахматных терминов Приведены основные шахматные понятия и термины, часто встречающиеся в шахматной литературе … Википедия
Изобразительные (скахографические) задачи и этюды
Изобразительные (скахографические) задачи и этюды — это такой вид шахматной композиции, когда расположение фигур на доске или символика их движения и взаимодействия изображают различные буквы, цифры, рисунки, предметы.
ПОСВЯЩАЕТСЯ СОВЕТСКОМУ ШАХМАТИСТУ М.М. ЮДОВИЧУ
В нижней части шахматной доски изображена буква «Ю». Мат ставится в 3 хода: 1. Фс2!, и чёрные в цугцванге. На любой ход слоном решает 2.С:b2+ Ф:b2+ 3. Ф:b2x.
ПОСВЯЩЕНА СОВЕТСКОМУ ШАХМАТИСТУ Р.Г. НЕЖМЕТДИНОВУ
Везде мат в 2 хода
Один из ветеранов шахматной композиции в Грузии кандидат экономических наук, доцент Тбилисского университета Г. Басилая составил задачу и посвятил её чемпионке СССР Нане Александрии. Автор символически демонстрирует силу шахматной королевы.
1. Фa1 Kp:b7 2. Фa8x. 1. Kpd7 2. Фa4x. 1. Kpd5 2.Фh1x.
Символический этюд «Месяц» на шахматном небосклоне
1. c7 Rxa4+!
[1. Bxc5+? 2. Kb5! ]
2. Kxa4
[2. Kb5? Ra5+! 3. Kxa5 Bb6+! 4. Kxb6 (4. cxb6 ) ]
2. b5+! 3. cxb6 Bb8! 4. c8=R!
[4. c8=Q? ]
4. Kb7 5. Rd8!
[5. Re8? Ka6! 6. Kb4 Bd6+ ]
5. Ka6! 6. Kb4!
[6. Rxb8? ]
6. Bg3 7. Kc5 Bf2+ 8. Kc6 Bxb6 9. Rd1 или другие отступления 1-0
А. КУЗНЕЦОВ и Б. САХАРОВ
1. Ba3!
[1. fxg6? Kxe6+ 2. Kg2 f5 3. Ba3 d6 ]
1. Bxf5
[1. Kd5+ 2. Nf4+! Bxf4+ 3. Kg2 d3 (3. Bb8 4. fxg6 Ke6 5. Bxc5 ) 4. Bc1! Bb8 5. fxg6 Ke6 6. Bd2 f5 7. g7 Kf7 8. g8=Q+ Kxg8 9. Ba5 c4 10. Bb6 c3 11. a7 Bxa7 12. Bxa7 c2 13. b8=Q+ ]
2. a7!
[2. Bxc5+? Kxe6+ 3. Kg2 d3 4. a7 Bxa7 5. Bxa7 d2 6. b8=Q d1=Q 7. Qg8+ Ke5 8. Qg3+ Kd5 ]
2. Bxa7 3. Bxc5+! Bxc5 4. b8=Q+ Kxe6 5. Qg8+!
[5. Qb3+? d5! ]
5. Ke5 6. Qg3+ Kd5 7. Qb3+ Kd6 8. Qb8+
[8. Qg3+? e5 ]
1/2-1/2
ПОСВЯЩЕНА К. ЦИОЛКОВСКОМУ
А. КУЗНЕЦОВ и А. ЯРОСЛАВЦЕВ
Задача посвящена памяти Константина Эдуардовича Циолковского и освоению космоса. 1. R2xc4 топливо загружено Nxd6
[1. dxc4 2. Qe4 Nxb6 3. Bc2+ dxc2+ 4. Qxc2# ]
2. Rc1+ bxc1=Q+ 3. Rxc1+ dxc1=Q+ 4. Qxc1# 1-0
ЗАБАВНЫЙ ЭТЮД «БЕЛКИ В КОЛЕСАХ»
1. c8=N+! Kb7
[1. Ka6 2. Ra5+ Kb7 3. Rxa7+ ]
2. Rc7+ Ka6 3. Rxa7+ Kb5 4. Ra5+ Kc6 5. Rc5+ Kd7
[5. Kb7 6. Rc7+ Ka6 7. Ra7+ Kb5 8. Ra5+ Kc6= ]
6. Rc7+ Ke6 7. Re7+ Kd5
[7. Kf5 8. Re5+ ]
8. Re5+ Kc6 9. Rc5+ Kd7 10. Rc7+ Ke6 11. Re7+ Kf5 12. Re5+ Kg6 13. Rg5+ Kf7 14. Rg7+ Ke6 15. Re7+ Kf5 16. Re5+ Kg4 17. Rg5+ Kf3 18. Rg3+ Ke4 19. Re3+ Kd5
[19. Kf5?? 20. Ne7+ Kg5 (20. Kg4 21. Rg3+ ) 21. Rg3+ Kxh5 22. Rg5# ]
1/2-1/2
ЗАПУСК РАКЕТЫ НА ЛУНУ
Задача посвящена запуску советской ракеты на Луну 12 сентября 1959 года.
1. Лf8 Крg7 2. Л2f7+ Крh8 3.Фf6x
А.Д. ПЕТРОВ. БЕГСТВО НАПОЛЕОНА ИЗ МОСКВЫ В ПАРИЖ
Книга Петрова «Шахматная игра, приведенная в систематический порядок, с присовокуплением игор Филидора и примечаний на оные, изданные Александром Петровым. Санкт-Петербург, в типографии Н.Греча, 1824» заканчивается задачей под названием «Бегство Наполеона из Москвы в Париж».
1. Nd2+ Ka2 2. Nc3+ Ka3 3. Ndb1+ Kb4 4. Na2+ Kb5 5. Na3+ Ka6 6. Nb4+
[6. Qa8# ]
6. Ka7 7. Nb5+ Kb8 8. Na6+ Kc8 9. Na7+
[9. Qa8+ ]
9. Kd7 10. Nb8+ Ke7 11. Nc8+ Kf8 12. Nd7+ Kg8 13. Ne7+ Kh8 14. Kg1#
[14. Kg2# ;14. Kg3# ]
Эта задача сыграла заметную роль в судьбе самого Петрова, тогда мелкого чиновника сенатской канцелярии. Однажды Петров показал её графу Михаилу Андреевичу Милорадовичу, страстному охотнику до шахматной игры. Восхищённый замыслом составителя, граф решил продемонстрировать «Бегство Наполеона» матери царя Марии Фёдоровне, интересовавшейся шахматами. Однако здесь произошло досадное для графа недоразумение. Храбрый герой Отечественной войны позицию запомнил, а вот решение забыл, не смог вспомнить манёвров «конницы Платова». За шахматной доской граф был менее решителен, нежели на поле боя. Кстати, любители истории, вероятно, помнят, что во время выступления (декабрь 1825 года) Милорадович не побоялся в одиночку выехать на Сенатскую площадь навстречу восставшим и был застрелен Каховским. А тогда пришлось ему перед императрицей извиниться, а затем пригласить в Павловск Петрова и представить императрице.
Знакомство с сильными мира сего не повредило Петрову: через несколько лет он стал тайным советником. Чуть ли не единственный случай, когда шахматы помогли служебной карьере. Чаще всего бывает наоборот».
Шахматная композиция
В шахматах тоже есть своя Поэзия. И называется она Шахматной композицией.
Шахматная композиция – это составление и решение задач и этюдов. Это особая форма шахматного творчества, которая базируется на средствах и правилах практической игры.
Различают два основных вида шахматной композиции – задачи и этюды.
Шахматная задача — это искусственная позиция, в которой задание должно быть выполнено в определённое число ходов. Например: «мат в 2 хода». Обычно решение задачи максимально замаскировано. По умолчанию – везде начинают белые.
В обеих позициях: мат в 3 хода
Шахматный этюд — это искусственная позиция, похожая на эндшпиль из практической партии. Заданием является достижение выигранной позиции (либо позиции, в которой очевиден ничейный исход борьбы). В отличие от задач, в этюдах количество ходов заданием не обуславливается. И в этюдах, и в задачах, по умолчанию, начинают белые, и решением является неожиданный, парадоксальный, «красивый» ход.
Знаменитый «Этюд Рети»: ничья
Этюд Троицкого: выигрыш
В этой области творчества правят фантазия, яркие идеи, красивые комбинации, что придает этюдному искусству особую эстетическую ценность. Неслучайно, что среди шахматистов экстра-класса были и есть составители этюдов – международные гроссмейстеры: О. Дурас, Р. Рети, Ю. Авербах, П. Керес, Д. Бронштейн, П. Бенко, Я. Тимман, Дж. Нанн, Дж. Спилмен, А. Морозевич и другие. Отметились своими работами в области этюда практически все чемпионы мира: В. Стейниц, Э. Ласкер, Х.Р. Капабланка, А. Алехин, М. Эйве, М. Ботвинник, В. Смыслов, М. Таль, Т. Петросян и А. Карпов.
7-й чемпион мира Василий Смыслов (кстати, автор двух сборников по этюдам) в книге «В поисках гармонии» (1979 г.) пишет: «Увлечение этюдным творчеством принесло большую пользу: оно способствовало развитию эстетического понимания шахмат и совершенствованию моей игры в эндшпиле».
А вот мнение 10-го чемпиона мира Бориса Спасского: «Для меня, шахматиста-профессионала, красота шахмат прежде всего связана с гармонией содержания замысла и формой его осуществления. Становясь старше, все больше ценю экономичность, четкость, сжатость и законченность формы. Возможно, что красота шахмат ярче всего проявляется в шахматной композиции, в частности – в этюдах».
Также существуют особые виды композиции. К ним относят задачи со специфическими заданиями: например, восстановление шахматной партии, приводящей к заданной позиции из начальной расстановки фигур, различные математические и конструкционные задачи и прочее.
История
Шахматная композиция зародилась на рубеже VIII—IX веков, когда впервые были сделаны попытки составления так называемых «мансуб» (в переводе с арабского: «то, что было воздвигнуто, учреждено, устроено»). С тех пор и до наших дней шахматная композиция прошла долгий путь развития.
Первыми неофициальными первенствами мира по шахматной композиции считаются заочные матчи-турниры ФИДЕ, которые проводились с 1972 года. В настоящее время существуют официальные чемпионаты мира по шахматной композиции: командные и личные.
Основные принципы
К позициям, создаваемым в шахматной композиции, предъявляется набор общих технических и художественных требований. К техническим требованиям относятся:
— легальность начальной позиции, то есть возможность получения её из начальной позиции шахматной партии последовательностью ходов, не противоречащих правилам;
— решаемость во всех вариантах, то есть отсутствие у гипотетического противника возможности избежать достижения цели, поставленной перед решающим;
— единственность решения — позиция допускает лишь один, задуманный автором, путь достижения требуемого результата, который и требуется найти решающему.
К художественным требованиям относятся экономичность формы и содержания, выразительность замысла, красота решения. Два последних требования сложно определить кратко, первое же заключается в том, чтобы в решении задачи были использованы, тем или иным образом, все имеющиеся на доске фигуры (не должно быть лишних, «неработающих» фигур или пешек, решение должно достигаться за минимальное число ходов).
Взятие на проходе вступительным ходом решения считается возможным только тогда, когда с помощью ретроанализа можно совершенно точно установить, что именно на предыдущем ходу ходила на два поля именно та пешка, которую предполагается взять на проходе.
Рокировка по ходу решения по умолчанию всегда считается возможной, если только нельзя совершенно точно установить с помощью ретроанализа, что король или ладья уже ходили.
В Шахматной композиции существует два раздела: Ортодоксальная композиция (мат чёрному королю, выигрыш или ничья, правила игры и шахматные фигуры заимствованы из практических шахмат). И Неортодоксальная композиция (кооперативный и обратный мат). В Сказочной композиции используются измененные правила игры или шахматные фигуры.
Шахматного композитора называют «проблемист», если он составляет шахматные задачи, и «этюдист» – если он составляет этюды.
Крупнейшие шахматные композиторы в истории шахмат
Йоханан Афек (р.1952). Израильский шахматист и составитель этюдов и задач. Международный мастер по шахматной композиции (1989). Опубликовал около 120 этюдов и получил множество наград.
Иери Акобия (р.1937). Грузинский этюдист, автор более 300 этюдов, автор многих книг по композиции, среди которых 4332 этюдов на тему пата, 4492 этюдов на тему мата, 4324 этюдов на тему позиционной ничьи.
Фридрих Людвиг Бальтазар Амелунг (1842-1909). Эстонский композитор, составитель около 230 этюдов.
Юрий Авербах (р.1922). Русский гроссмейстер, автор более 200 работ, многие из которых являются важным вкладом в теорию эндшпиля. В соавторстве с Виталием Чеховером опубликовал в 1956 году четырехтомную энциклопедию окончаний.
Юрий Базлов (р.1947). Русский композитор, создал около 120 этюдов, обладатель 16 первых призов. В 2005 и 2006 годах выиграл премию «Этюд года»
Александр Белявский (р.1953). Украинский гроссмейстер и композитор. Победитель многих конкурсов, создатель 40 этюдов.
Пал Бенко (р.1928). Гроссмейстер, аналитик, композитор. Родился во Франции от венгерских родителей, затем эмигрировал в США. Сочинил множество этюдов, выиграл 24 первых приза.
Чарльз Бент (1919-2004). Английский композитор. Ему принадлежат более 800 этюдов, обладатель семи первых премий.
Иоганн Бергер (1845-1933). Австрийский шахматный мастер, композитор и автор многих шахматных изданий, создатель около 250 этюдов.
Ринальдо Бьянкетти (1882-1963). Итальянский композитор и исследователь эндшпиля.
Филип Бондаренко (1905-1993). Украинский композитор, создатель более 400 этюдов, обладатель 19 первых призов. Автор многих книг.
Владимир Брон (1909-1985). Русский композитор, составитель более 400 этюдов и обладатель 29 первых призов. Гроссмейстер по шахматной композиции и автор многих книг.
Милан Вукчевич (1937-2003). Американский шахматист и композитор, родился в Югославии. Был первым американским гражданином, получившим звание гроссмейстера ФИДЕ по композиции (1988). На протяжении многих лет считался сильнейшим в мире решателем этюдов и задач. По профессии – инженер-электрик, в течение многих лет был научным сотрудником компании General Electric.
Виталий Гальберштадт (Одесса 1903 – Париж 1968). Шахматный композитор украинского происхождения, эмигрировал во Францию в 1925 г. Международный мастер и судья международной категории. Автор около 200 этюдов и 25 задач, некоторые из них – в соавторстве с Куббелем (20 были отмечены первыми призами на конкурсах).
Александр Гербстман (1900-1982). Русский (позднее – шведский) композитор, международный арбитр по шахматной композиции. Создатель более 300 этюдов, 150 из которых отмечены призами в различных конкурсах (в том числе 24 первых приза). Разрабатывал темы «замурования», «позиционной ничьи», «ложного следа». Поэт, литературный критик, литературовед, доктор филологических наук, профессор.
Тигран Горгиев (1910-1976). Советский композитор, создатель около 500 этюдов. Считается одним из главных представителей гротескного жанра, в котором начальное положение не может быть достигнуто в практической игре. Выиграл 31 первых призов.
Николай Григорьев (1895-1938). Русский шахматный мастер и автор более 300 работ. Считается крупнейшим исследователем эндшпиля ладьи против пешки.
Александр Гуляев-Грин (р.1908). Российский композитор, составитель задач и этюдов. Принял псевдоним «Грин» для турниров в западных странах. Автор около 200 работ и победитель многих крупных соревнований.
Давид Гургенидзе (р.1953). Грузинский композитор, гроссмейстер по композиции. Опубликовал более 600 этюдов, выиграл 32 первых приза. Часто работал в соавторстве с Иери Акобией.
Абрам Гурвич (1897-1962). Русский композитор, которого называли «Поэтом» за красоту его произведений. Большинство из них – так называемые «миниатюры» (максимум семь фигур). Автор книги «Советские шахматные этюды» (1955). По профессии был театральным и литературным обозревателем.
Эмилиан Добреску (р.1933). Румынский композитор и автор многих книг, исследователь темы борьбы ферзя против ладьи и легкой фигуры. Опубликовал около 400 работ, завоевав 64 первых приза. По профессии – экономист, преподаватель Университета экономических наук.
Олдржих Дурас (1882-1957). Гроссмейстер, композитор, журналист. В 1914 году ушел из профессиональных шахмат и полностью посвятил себя композиции. Обладатель 10 первых призов.
Александр Казанцев (1906-2002). Русский композитор (около 120 этюдов), обладатель 11 первых призов. Он был также успешным писателем-фантастом.
Велимир Каландадзе (р.1935). Грузинский композитор (около 250 этюдов), обладатель шести первых премий.
Игнацио Кальви (1797-1872). Итальянский шахматист и композитор. Он был первым композитором, который использовал тему превращения пешек.
Оскар Карлссон (р.1929). Аргентинский международный судья по шахматной композиции, автор около 80 этюдов.
Пол Фараго (1886-1970). Родился в Венгрии, затем переехал в Румынию в возрасте 24 лет, где и прожил всю жизнь. Инженер по профессии, с 1936 года был редактором румынского шахматного журнала. Создал более 200 этюдов, выиграл 19 первых призов.
Йиндржих Фриц (1912-1984). Чешский композитор, составитель более 500 задач и этюдов, 26 из которых завоевали первые призы. Вместе с Рихардом Рети был последователем знаменитой «Богемской школы». Адвокат по профессии.
Гарольд ван дер Хейден (р.1960). Голландский композитор, создал около 130 этюдов, 28 из которых завоевали различные призы. Считается крупнейшим в мире коллекционером этюдов: в 2014 году его коллекция насчитывала 83000 работ.
Йегуда Хок (р. 1946). Израильский композитор (около 150 этюдов), три из которых выиграли первый приз.
Дэвид Винсент Хупер (1915-1998). Английский игрок и композитор, автор «Карманного справочника по эндшпилю».
Бернхард Хорвиц (1807-1885). Немецкий композитор (около 400 этюдов). В соавторстве с Йозефом Клингом написал первую антологию эндшпиля – «Шахматный Этюд» (1851).
Виталий Чеховер (1908-1965). Русский шахматный мастер и композитор (около 150 этюдов). Считается крупнейшим специалистом по коневому эндшпилю. Вместе с Юрием Авербахом опубликовал в 1956 году четырехтомную энциклопедию окончаний.
Андре Шерон (1895-1980). Французский шахматист и автор более 300 работ. Выиграл чемпионат Франции в 1926-27-29, а затем посвятил себя композиции. Многие из его работ считаются классикой теории эндшпиля. Автор многих книг и трехтомного сборника этюдов (1952).
Жюльен Гюстав Вандиест (р. 1919). Бельгийский композитор (398 этюдов), обладатель 10 первых призов.
Витольд Якимчик (1911-1977). Советский шахматный композитор, мастер спорта СССР по шахматной композиции, международный арбитр по шахматной композиции. Опубликовано 85 этюдов, 7 из которых удостоились различных призов. Финалист личных чемпионатов СССР. По профессии инженер-проектировщик.
Глеб Заходякин (1912-1982). Русский композитор, автор около 200 работ (преимущественно этюды и задачи-миниатюры), 25 из которых отмечены на конкурсах в том числе 8 – первыми призами. Участник личных чемпионатов СССР и множества конкурсов. Обладал своеобразным стилем: искал оригинальные идеи и комбинационные эффекты в простых позициях. Его композиции отличаются близостью к практической партии. Ряд этюдов Заходякина способствовали развитию теории эндшпиля. Любимый жанр – миниатюра. По профессии техник-связист.
Михаил Зинар (р.1951). Украинский композитор и шахматист (мастер спорта СССР), теоретик. Автор около 280 этюдов, большинство из которых посвящены пешечным эндшпилям. 20 из них завоевали призовые места на конкурсах. Считается величайшим экспертом пешечного эндшпиля, его так и назвали – Король пешечного эндшпиля. Постоянный автор журнала «Проблеміст України». Автор книги «Гармония пешечного этюда», Киев 1990.
Генрих Каспарян (1910-1995). Армянский шахматист (десять раз становился победителем чемпионата Армении) и композитор. Он был первым, кому присвоено звание гроссмейстера по шахматной композиции (1972). Автор около 600 работ, многие из которых на тему доминации. Обладатель 57 первых призов.
Пауль Керес (1916-1975). Легендарный советский (эстонский) гроссмейстер, создатель около 60 этюдов.
Йозеф Клинг (1811-1876). Немецкий мастер и композитор (около 400 этюдов, большинство из которых – в соавторстве с Бернхардом Хорвицем).
Теодорус Кок (1906-1999). Голландский композитор (около 300 этюдов). Победитель двух первых премий.
Виктор Кондратьев (1945-2001). Русский композитор (более 200 этюдов, многие из которых – в соавторстве Алексеем Копниным).
Николай Копаев (1914-1978). Советский композитор (около 80 этюдов). Являлся одним из крупнейших исследователей эндшпиля «ладья против пешки».
Аттила Коран (1934-1997). Венгерский композитор (около 150 этюдов), международный судья по шахматной композиции (1984), обладатель 34 первых призов.
Владимир Корольков (1907-1987). Русский композитор (более 300 этюдов), был главным представителем «парадоксального» и «романтического» жанров. Гроссмейстер по композиции и обладатель 27 первых призов.
Владимир Кос (1928-2007). Чешский композитор (около 60 этюдов), международный судья по композиции (1991). Был инженером по профессии.
Николай Кралин (р.1944). Российский гроссмейстер по композиции. Автор около 300 этюдов, завоевал более 30 первых призов. Директор Центра шахматной культуры и информации ГПНТБ России.
Йосиф Крихели (1931-1988). Грузинский композитор (около 70 этюдов), обладатель шести первых премий на международных турнирах.
Леонид Куббель (1891-1942). Великий русский и советский композитор. Получил свыше 500 призовых мест на различных российских, советских и международных соревнованиях, в том числе 120 высших призов. При создании шахматной композиции он видел свою задачу, в первую очередь, в придании ей парадоксальности, зрелищности. А. А. Троицкий называл Куббеля «Алехиным в шахматах». Оба его брата, Арвид (1889-1938) и Евгений (1894-1942) также были шахматными композиторами. Как и брат Евгений, Леонид Куббель умер от истощения во время блокады Ленинграда.
Александр Петрович Кузнецов (1913-1982). Русский композитор, более 490 опубликованных работ.
Марк Либуркин (1910-1953). Русский и советский композитор, создатель около 110 этюдов, 53 из них отмечены отличиями на конкурсах, в том числе 33 удостоены призов (12 — первых). Любимая область — миниатюры.
Гарольд Ломмер (1910-1980). Британский шахматист и автор более 100 работ.
Ян Хендрик Марвиц (1915-1991). Голландский композитор (около 150 этюдов, обладатель 16 первых призов).
Герман Мэтисон (1894-1932). Латвийский игрок и композитор.
Эмиль Мельниченко (р. 1950). Чехословакия / Новая Зеландия, автор более 200 работ, победитель шести первых премий.
Леопольд Митрофанов (1932-1992). Русский композитор, более 200 этюдов, обладатель 40 первых призов.
Гия Надареишвили (1921-1991). Грузинский композитор, международный гроссмейстер и международный арбитр по шахматной композиции. Автор нескольких сотен этюдов, многие из которых в соавторстве с Юрием Акобия. Редактор антологии «312 этюдов» и ряда других книг. Обладатель 27 первых призов. Заслуженный врач Грузии.
Вергилий Нестореску (р. 1929). Румынский гроссмейстер по композиции. Автор около 200 этюдов, выиграл 26 первых призов.
Джон Нанн (р. 1955). Легендарный английский гроссмейстер, автор более 300 работ по композиции, крупный специалист в составлении эндшпильных позиций для шахматных программ. Автор нескольких уникальных учебников по эндшпилю. Двукратный чемпиона мира по решению этюдов и задач (2004 и 2007). Математик, доктор наук. В 15 лет стал студентом Оксфордского университета (самым юным студентом в Великобритании за 400 лет).
Энрико Паоли (1908-2005). Итальянский международный мастер, «почетный» гроссмейстер, международный арбитр, шахматный композитор (около 150 этюдов). Автор многих книг по эндшпилю.
Эдмунд Пековер (1897-1982). Английский / американский композитор (более 100 этюдов).
Паули Перконоя (р. 1941). Финский композитор, международный мастер композиции с 1969 и чемпион мира по решения этюдов 1995 года.
Олег Перваков (1960) Русский гроссмейстер по шахматной композиции, двукратный чемпион мира по шахматной композиции (раздел «этюды»). Всего опубликовал более 130 этюдов, 90 из них отмечены отличиями, более 20 первых призов. Шахматный журналист, ответственный секретарь российского шахматного журнала «64-Шахматное обозрение». Директор отдела этюдов журнала «Шахматная композиция». Активно работает также как судья и организатор шахматных конкурсов. Закончил МВТУ им. Баумана.
Платовы Михаил (1883-1938) и Василий (1881-1952). Латвийские братья, составители более 300 этюдов, большинство из них в соавторстве.
Эрнест Погосянц (1935-1990 гг). Советский композитор. Гроссмейстер и международный арбитр по шахматной композиции. Рекордсмен по числу составленных композиций: опубликовал свыше 4000 этюдов и 800 задач различных жанров. Восьмикратный финалист личных чемпионатов СССР, участник многих конкурсов, где удостоен около 550 отличий, в том числе 230 призов (70 первых).. Составитель большого числа миниатюр и малюток. В композиции стремился выразить максимальное содержание минимальными средствами, добиться эффектных решений, следуя, по возможности, классическим канонам.
Ладислав Прокеш (1884-1966). Чешский композитор (1159 опубликованных этюдов).
Франтишек Прокоп (1901-1973). Чешский композитор (около 300 этюдов). Автор многих книг, в том числе «Магия шахматных диаграмм» (1968 г.).
Рихард Рети (1889-1929). Легендарный чешский гроссмейстер и композитор (100 этюдов). Один из этюдов (где у обеих сторон по королю и по пешке: Крh8, п.с6; Кр.а6, п.h5) является одним из самых известных этюдов в истории шахмат.
Анри Ринк (1870-1952). Французский композитор, эмигрировал в Испанию в 1910 году, опубликовал 1670 этюдов, завоевав 58 первых призов. Автор нескольких книг. Химик по профессии
Пьетро Росси (р.1924). Итальянский композитор (свыше 100 этюдов). Обладатель золотой медали в 2007 году (от Итальянской шахматной федерации) за заслуги в области шахматной композиции.
Джон Ройкрофт (р.1929). Английский Почетный мастер по шахматной композиции. Автор многочисленных публикаций, редактор отдела этюдов и задач журнала New in chess. Основатель (1965) и главный редактор главный ежеквартального журнала ЕG, посвященного шахматной композиции.
Ян Русинек (р.1950). Известный польский математик и композитор-этюдист, гроссмейстер и арбитр по шахматной композиции, создатель более 100 этюдов, к 1990 году завоевал 25 первых призов, 15 вторых. Журналист, редактор отделов композиции в различных журналах. В 1990-е годы – член комиссии ФИДЕ по шахматной композиции.
Фернандо Сааведра (1847-1922). Испанский католический священник и шахматист, впоследствии поселившийся в Великобритании. Автор одного из самых известных этюдов, где пешка превращается не в ферзя, а в ладью (Крb6, п.с6; Кра1, Лd5).
Борис Сахаров (1914-1973). Советский композитор, автор около 70 этюдов. По профессии инженер-электронщик. Был первым вице-президентом комиссии ФИДЕ по шахматной композиции.
Александр Сарычев (1909-1987). Советский композитор, автор более 100 этюдов, в большинство которых – идея нахождения блестящих неожиданных идей стороны, обладающей гораздо меньшим количеством фигур. Обладатель 10 первых призов.
Алексей Селезнев (1888-1967). Советский шахматист и композитор.
Луиджи Сенчерини (1820-1900). Итальянский шахматист и композитор, внес большой вклад в теорию эндшпиля, таких, как: слон против ладьи и пешки, ферзь против ладьи и др.
Василий Смыслов (1921-2010). Советский гроссмейстер, 7-й чемпион мира по шахматам (1957-58). Шахматный теоретик, композитор и международный арбитр по шахматной композиции. Автор книг и сборников этюдов. Некоторые этюды создал в соавторстве с Григорием Левенфишем.
Эдвард Сесил Таттерсалл (1877-1957). Британский композитор и автор первой коллекции тысячи избранных этюдов (1910 г.).
Ян Тимман (р.1950). Легендарный голландский гроссмейстер и композитор (145 этюдов).
Алексей Троицкий (1866-1942). Русский и советский композитор, считается основоположником художественного шахматного этюда и «отцом» современной школы шахматной композиции. Заслуженный деятель искусств РСФСР, мастер спорта СССР по шахматной композиции. Автор более 1000 этюдов, которые являются важнейшим вкладом в теорию эндшпиля, особенно легкофигурных эндшпилей. Автор одних из самых известных этюдов в истории шахматной композиции.