Что такое этюды в актерском мастерстве
Этюд (театр)
Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники, основанное на импровизации. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности.
Задача этюдов — научить актёра работать в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену. В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Этюд (театр)» в других словарях:
Петербургский «Этюд-Театр» — Файл:Аватар Этюд Театра Квадрат.jpg Логотип Петербургского «Этюд Театра» Место нахождения Санкт Петербург Основан 28.03.2011 Директор Данил Вачегин Художественный руководитель Вениамин Михайлович Фильштинский Главный режиссёр Дмитрий Егоров Сайт … Википедия
Театр без декораций — «Театр без Декораций» (ТБД) аматорский театр при Украинском физико математическом лицее Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Содержание 1 История 2 Режиссеры театра разных лет 3 … Википедия
Театр юношеского творчества — Эта статья или раздел нуждается в переработке. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей … Википедия
Театр-музей Дали — Вход в музей Дали … Википедия
Учебный театр «На Моховой» — Учебный театр На Моховой … Википедия
Добрый театр — «Добрый театр» международный театральный фестиваль. Проводится раз в два года в городе Энергодаре. Создан Михаилом Изосимовым в 1992 году. Главный приз «Серебряный колокольчик» за самый добрый спектакль. Содержание 1 I фестиваль (1992) 2 II … Википедия
Добрый театр (фестиваль) — Эмблема фестиваля. Художник Т. Шалашова «Добрый театр» международный театральный фестиваль. Проводится раз в два года в городе Энергодаре. Создан Михаилом Изосимовым в 1992 году. Главный приз «Серебряный колокольчик» за самый добрый спектакль … Википедия
Лирический театр в Констанце — ЛИРИ́ЧЕСКИЙ ТЕÁТР В КОНСТÁНЦЕ (Teatrul liric din Constanţa), рум. театр. Создан в 1958 (балетная группа под рук. М. Савопол). Первые работы: Коппелия (1959) и Бахчисарайский фонтан (1961) оба балетм. Савопол. В 1962 специалист по фольклору … Балет. Энциклопедия
Фильштинский, Вениамин Михайлович — Вениамин Фильштинский Имя при рождении: Вениамин Михайлович Фильштинский Дата рождения: 11 июля 1937(1937 07 11) (75 лет) Место рождения: Ленинград … Википедия
Егоров, Дмитрий Владимирович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Егоров. Дмитрий Егоров Дата рождения: 9 июня … Википедия
Что такое сценический этюд, и в чем его отличие от упражнения?
Тема дистанционного занятия « Основы актерского мастерства.
Создание спектакля: писатель, сценарист, режиссер. Техника сцены»
Составитель : педагог дополнительного образования Марковникова Л.В.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Композитор — автор музыкальных произведений.
Сценарист — автор сценария для спектакля, художественного фильма, мультфильма.
В процессе эволюции спектакля как художественной формы, с одной стороны, происходило разделение творческих функций между его создателями, с другой — по мере роста сценической культуры постепенно утверждался принцип ансамблевости, предполагавший согласованность игры всех исполнителей и обдуманное использование выразительных средств.
Сценические этюды на воображение
Изображение различных звуков и шумов, «иллюстрируя» чтение отрывков текста.
Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации (5 человек одновременно). Общение как процесс отдачи и восприятия чувств и мыслей двух или нескольких лиц. Организация этюдов на оценку различных ситуаций.
Методические рекомендации для работы над этюдами детей среднего школьного возраста
Театральный этюд — это упражнение для развития актёрской техники. Этюды — необходимый элемент в занятиях по актёрскому мастерству. Они могут быть разные по содержанию, стилистике, задачам, сложности. С помощью этюдов в актерском мастерстве, учат начинающих как строить историю, работать над собой, а также с партнером. Для начала используются такие этюды как «безпредметка» и «животные».
Задача этюдов — научить актёра работать не только в неожиданных условиях, например, если на сцене актёр или его партнёр забыли текст или происходит другая непредвиденная ситуация, то актёр должен не растеряться, а быстро подхватить, действием или словом, сцену, но и в предлагаемых обстоятельствах.
В этюде актёр учится ощущать пространство, видеть партнера. Также благодаря импровизационной практике можно познать свои способности и недостатки игры на сцене.
Театральный этюд — это совокупность упражнений (простейших действий), связанных между собой по смыслу. Этюд состоит из:
1. Завязки (знакомство с персонажем, местом и условиями)
2. События
3. Основной части (преодоление препятствий при помощи актерских приспособлений)
4. Кульминации (наивысшей эмоциональной точки этюда)
5. Развязки (исход, разрешение ситуации).
Театральный этюд как источник творческого воображения детей
Театральные этюды имеют свои правила и композицию. Этюд длится, как правило, около 3-х минут, однако в зависимости от сюжета эта цифра может варьироваться от тридцати секунд до пяти минут.
Композиция этюда (для примера возьмем этюд «В маникюрном салоне») такова:
• Экспозиция. В нашем случае: стоит стол, два стула (настоящие, поскольку беспредметное изображение сидения на стуле требует серьезной физической подготовки), на одном сидит маникюрша, читает журнал.
• Завязка. К примеру: в зал входит дама-клиентка, садится за столик… Далее в зависимости от замысла будет показываться отношение героев к происходящему и друг к другу и т.п., что существенного отношения к композиции этюда не имеет. Начинается сеанс маникюра.
• Развитие событий. Работница салона обслуживает клиентку, попутно ведя разговор с воображаемой подругой за стенкой, время от времени убегает «поговорить с ней» за кулисы. Клиентку такая ситуация раздражает.
• Кульминация. Маникюрша в очередной раз убегает за кулисы, клиентка встает и, не заплатив деньги, покидает помещение. Можно предварительно захватить с собой пару лаков.
• Развязка. Работница возвращается на место и видит, что клиентка испарилась.
Часто в этюдах кульминация может совпадать с развязкой. Например, в вышеупомянутом этюде развитием событий могут послужить подозрительные скрипы откуда-то сверху во время сеанса, кульминация может быть абсурдной: скажем, на девушек падает люстра. Разумеется, что в таком случае она является одновременно развязкой. Главное правило кульминации – она должна в корне изменить происходящее, отношение героев и т.д., т.е. кульминация должна быть главным событием этюда.
Что такое сценический этюд, и в чем его отличие от упражнения?
В тренировочных упражнениях на овладение элементами артистической техники еще нет ясно выраженной сверхзадачи. Ее заменяет на первых порах доведенная до сознания учащихся творческая цель: овладеть в совершенстве техникой своей будущей профессии.
В основе же этюда непременно лежит художественный замысел и хотя бы простейшая сверхзадача, определяющая сквозное действие. Тем самым из этюда, в отличие от упражнения, исключается элемент случайности в развитии события. Поэтому сценический этюд обладает многими признаками искусства, которые в упражнениях либо совсем отсутствуют, либо возникают как исключение.
В упражнениях импровизационного характера действия будут первичными, в этюдах, где логика действия фиксирована, они носят повторный характер. Поэтому этюд ставит новую задачу. При каждом повторении этюда нужно уметь относиться к хорошо известным фактам, событиям и действиям как к чему-то возникающему впервые, то есть создавать органический процесс в более! сложных условиях.
В упражнениях внимание учеников последовательно фиксируется то на одном, то на другом элементе сценического действия, в этюдах же необходимо одновременное участие всех элементов.
«Кастинг сказочных героев». В воображении нам легко представить себе Бабу-ягу, Кощея Бессмертного, Иванушку-дурачка, Лягушку-царевну… А представим себе, что мы делаем отбор детей для съемок фильма, и вдруг к нам зашел, узнав о кастинге, один из перечисленных персонажей. Это возможность проверить себя в яркой характерности, отступить от привычной пластики, бросить свое тело и фантазию в непривычную форму.
Техника сцены
Знакомство с мастерской художника-декоратора, художника-костюмера. Сценография. Знакомство с эскизами к различным детским спектаклям известных художников (например: С. Бархин, О. Шентис).
С ценография — этовид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве. В спектакле к искусству сценографии относится все, что окружает актера (декорация), все, с чем он имеет дело – играет, действует (материально-вещественные атрибуты) и все, что находится на его фигуре (костюм, грим, маска, другие элементы преображения его внешности).
При этом в качестве выразительных средств сценография может использовать: во-первых, то, что создано природой, во-вторых, предметы и фактуры быта или производства, и, в-третьих – то, что рождается в результате творческой деятельности художника (от масок, костюмов, вещественного реквизита до живописи, графики, сценического пространства, света, динамики ).
Игровая функция – выражается в непосредственном участии сценографии и ее отдельных элементов (костюм, грим, маска, вещественные аксессуары) в преображении облика актера и в его игре. Функция обозначения места действия заключается в организации среды, в которой происходят события спектакля.
Техника сцены
Дата добавления: 2020-12-22 ; просмотров: 112 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Театральный этюд
Изучение театрального этюда как одного из способов выяснения возможностей актерского «аппарата воплощения». Упражнения для развития актёрской техники. Определение и фиксация событийного ряда этюда. Виды тренировочных этюдов, законы их построения.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 23.09.2016 |
Размер файла | 16,2 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Актер должен не только иметь полноценный аппарат воплощения, но и постоянно его совершенствовать. Однако для того, чтобы совершенствовать аппарат воплощения, нужно знать его возможности, законы управления этим аппаратом, законы движения на сцене.
Одним из способов выяснить возможности своего «аппарата воплощения» может явиться этюд.
— средство «вспомнить жизнь» и на основе этого создать правду сценической жизни; театральный этюд актёрский
— средство постижения творческих законов органической природы и приемов психотехники;
— средство обучения (постижение основ профессии: погружение в предлагаемые обстоятельства, освоение понятия «действие» и событие);
— средство проявления творческой инициативы и самостоятельности.
На понимании этюда как места безраздельного творчества актера и его постоянной импровизации в обстоятельствах без фиксации действий и событий основана актерская школа В. М. Фильштинского. В его понимании «правда жизни» актера на сцене самоценна и поэтому актер, импровизируя, следуя внутреннему чувству правды может абсолютно законно менять ход событий, не фиксируя его и ни разу не повторяясь в своем сценическом поведении.
Законы построения этюда
Сценический этюд имеет определенные законы построения:
Выход на сцену Уход со сцены
Место для импровизации
Исходное событие Главное событие
Факт, который побудил Факт, который побудил мен меня выйти на сцену уйти со сцены
Выше приведена схема построения одиночного этюда, где не предполагается завязки, кульминации и развязки драматического конфликта, что имеет место быть в парных и групповых этюдах.
Виды тренировочных этюдов
· Этюд на знакомое дело (этюд с воображаемыми предметами). Это первое этюдное задание. В этюдах особенно важна вера, непрерывность и последовательность линии физической жизни. После выполнения упражнения и показа работы на знакомое дело оказывается, что это фактически сыгранный этюд.
· Этюд на музыкальный момент (путем использования музыкальной фразы или фонограммы, пробуждает у учащегося способность к офантазированию и переживанию жизненных обстоятельств, из которых эта фраза вытекает)
· «Впервые в жизни» провоцирует острые, личные, волнующие воображение обстоятельства
· Этюд «Молча вдвоем» (зтюдное задание, не позволяющее разговаривать. Оно дает сильный толчок к освоению навыков общения и взаимодействия с партнером. К тому же оно подводит к следующей серии этюдов на органичное возникновение и рождение слова)
· ^ Этюд на рождение слова (адекватное поведение рождает адекватное слово в ситуации. Ведь слово рождается не само по себе, а в зависимости от того или иного факта или события).
· Этюд на «цепочку физических действий» на основе литературного материала
· Этюд-наблюдение (бессловесный, с текстом) (на основе упражнения «Наблюдение»)
· Этюды на определенное (заданное событие)
· Этюды на основе басни.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Характеристика функций режиссера в театре, театральная этика. Собственный анализ при работе над этюдом. Действие как основа театрального искусства, умение пользоваться действием как единым процессом. Специфические особенности театрального искусства.
контрольная работа [32,8 K], добавлен 18.08.2011
реферат [25,1 K], добавлен 30.05.2010
К.С. Станиславский как известный российский театральный режиссер, актер и преподаватель. Система Станиславского как теория сценического искусства, метода актёрской техники, ее сущность и содержание, этапы и принципы разработки. Биография Мейерхольда.
контрольная работа [25,3 K], добавлен 14.06.2011
Актерское мастерство как ключевой момент в театральном представлении. Психолого-педагогические методы воздействия на юных актеров, развитие творческого мышления и умения раскрепощаться на сцене. Игровой тренинг на занятиях в театральной студии «Этюд».
реферат [41,7 K], добавлен 23.10.2014
Основные вехи развития белорусского театрального искусства. Международные проекты в области театрального искусства. Театральные фестивали как формы международного сотрудничества. Обоснование проекта международного фестиваля пантомимы «МимАрт».
дипломная работа [128,8 K], добавлен 02.06.2014
Методическая разработка «Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» Володарского района города Брянска.
«Этюды и упражнения на занятиях по актёрскому мастерству».
педагог дополнительного образования
Дети, придя в театральное объединение, горят желанием выступать, быстрее получить роль и воплотить её, но делая первые творческие шаги на сцене, появляется робость, неуверенность, неумение взаимодействовать на сцене, куда-то исчезает та эмоциональность, которая была несколько минут назад в общении со сверстниками. Перед педагогом стоит задача подготовить ребёнка психологически и физически к работе на сцене и выступлению. В этом процессе большую помощь педагогу оказывают этюды и упражнения. Напрасно некоторые педагоги избегают их, приступая сразу к постановкам. Ребята с интересом выполняют этюды и упражнения, которые способствуют развитию актёрских способностей, учат импровизировать, воспитывают фантазию, внимание, наблюдательность, творческое мышление, эмоционально-пластическую выразительность и становятся более увереннее в своих силах. Это одна из ступенек подготовки детей в объединении к изучению роли и перевоплощению. Существует огромное количество этюдов, упражнений, тренингов. В этой разработке предлагается ряд практических заданий по направлениям: этюды и упражнения на память физических действий, на внимание,фантазию, освобождение мышц, движение, на органическое молчание для двоих, нескольких человек, общение, музыкальные этюды, действия ради чего-нибудь.
Главное, чтобы ребёнок выполнял их не ради того, чтобы угодить педагогу или показать себя лучшим – это связывает свободу ребёнка, а постараться вдуматься, для начала мысленно проиграть. Необходимо делать действия не ради действия, а ради определённой цели. Здесь помогают «Если бы» и предлагаемые обстоятельства.
Зашиваю кофту (взять иголку, нитки, оторвать определённой длины нить, вдеть в иголку, взять вещь и зашить, затем, оторвать нить, вернуть иголку с ниткой на то место, где взяли, посмотреть на вещь, оценить).
Собираю чемодан. Достать чемодан, если он долго стоял, то наверняка на нём будет пыль, стереть пыль, а дальше определите в каком темпе укладываются вещи в него: человек спешит, боится опоздать или от кого хочет сбежать, или собирается в приятное путешествие и для сборов есть много времени. В данной ситуации позвольте ребёнку пофантазировать. Это действия при различных обстоятельствах.
Пью чай. Каждый день мы пьём чай, казалось бы, чего проще показать, как берём чайник, завариваем чай, достаём из шкафа чашку, наливаем чай, кладём сахар, размешиваем. Но это всё не так-то и просто. А ещё чай горячий, ребёнку необходимо попытаться это передать. Замечательно будет, если он сделает и бутерброд.
Ловлю рыбу. Ловить рыбу – это не просто взять удочку, сесть и сидеть какое-то время. Пусть возьмёт наживку, наденет на крючок, а потом ждёт.
Ситуации могут быть разными: долго не клевала, а потом поймалась большая рыба или вначале поймал несколько рыбёшек, а потом клевать рыба перестала, необходимо передать эмоции. Предложите обстоятельства: пошёл дождь или жарко, постоянно кусают комары.
Примерные темы этюдов.
Обедаю в кафе. Занимаюсь рисованием и меняю перегоревшую лампочку. Поливаю и пересаживаю цветы. В лесу летом. Принимаю лекарство от боли в животе. Головная боль и приём лекарства. Стираю. Перелезаю через забор, трясу яблоки и ворую их. Играю на скрипке, виолончели, пианино, гитаре, ударных инструментах. Ловлю бабочек. Глажу.Пишу письмо. Мою окно. Колю дрова. Летом читаю книгу, жарко, мешает пчела. Кормлю птиц. Чищу зубы, умываюсь, вытираю лицо и руки полотенцем. Играю с кошкой. Просыпаюсь. Читаю книгу, засыпаю. Смотрю по телевизору передачу и засыпаю, пробуждаюсь от внезапного стука или звонка. Смотрю футбол, команда забивает гол, пропускает гол. Играю в компьютере. Хожу босиком по стёклам. Плету венок из полевых цветов. Чищу картошку, варю суп. Нахожу муху в тарелке с супом.
После нескольких занятий и выполнения этюдов на заданную тему, предложите ребятам попробовать придумать новые этюды на любую тему. Пусть фантазируют. Но не забывайте контролировать и ненавязчиво корректировать точность передаваемых действий.
Этюды на внимание. Внимание важно не только актёрам, а всем людям, как взрослым, так и детям. Поэтому этюды и задания на внимание могут взять на вооружение все. Но всё будет завесить от возрастных особенностей детей. Маленький ребёнок не запомнит все предметы, которые находятся в незнакомой комнате, что порой бывает не под силу и подросткам. В тесной взаимосвязи с вниманием находится память. Поэтому мы сразу работаем в двух направлениях.
Для начала предложите такие задания, как запомнить, что находится на столе, что поменялось, какой предмет, или какая вещь исчезли, может быть появилась новая вещь, определить какая именно. Осмотреться и запомнить, что находится в комнате, перечислить, или задаются определённые вопросы, например, сколько стульев находится в данном помещении, что нарисовано на картине, которая висит на стене и т.д.
Дальше предложите быть внимательными друг к другу. Посмотреть друг на друга, запомнить, кто в чём одет, какая обувь, какая причёска, заколки, серёжки и другие детали. Через несколько минут приглашайте к себе ребёнка, пусть повернётся спиной к остальным ребятам и задавайте вопросы. Например, у скольких девчонок сегодня заплетены косички, сколько человек сегодня пришли в джинсах, что нарисовано на футболке у Вани и т.д.
Рассматриваю предмет и рассказываю о нём, Показываем группу предметов ученикам, закрываем их, просим рассказать порядок. Рассматриваем двух человек, находим сходство и различия.
Поставить за ширму всех участников занятия, только, чтобы была видна обувь. Один из участников пытается назвать, как можно имён ребят, кому из них принадлежит обувь.
Показать на плакате несколько написанных цифр или букв, дайте несколько секунд на запоминание, затем пусть перечислят очередность написанного на плакате. Чтобы проверить долгосрочную память ребят, отложить плакат в сторону, в течение всего занятия не напоминайте про него, а в конце занятия попросите назвать, то, что там написано и последовательность.
Пью горячий чай, пью кислый напиток,ем невкусную кашу, выпиваю напиток с ядом, определить вкус во рту.
Слушаю только то, что в данной комнате. Два человека читают вслух, одна группа слушает одного, другая – другого. Слушаю, что за дверью. Определить звук на слух. Определить по голосу участника.
Определить на ощупь предметы, вещи. Углубиться в осязание одного предмета.
Сравнить запахи двух предметов. Неприятный запах, ароматный запах. Нюхаем лук.
Я неодушевлённый предмет, вещь, мебель: история жизни предмета, вещи, мебели. Например, башмаки, сапоги: два участника, один из них играет роль старого башмака, другой-только что купленная пара обуви. Между ними происходит диалог, как живётся старому предмету, какое у него настроение, что с ним происходит, что с ним может в дальнейшем произойти, какая участь его ожидает. Вот новый башмак, какой он по своему «характеру». Заносчивый, ни во что не ставит старый башмак, не обращает на него ни какого внимания, брезгливо посматривает на него и сторонится, отворачивается. А может быть издевается над ним, и говорит, что он ни кому уже ненужный башмак, с оторванный подошвой, посмеивается над ним.Но может быть и другой вариант, новый башмак с сожалением разговаривает со старым башмаком, сочувствует ему и думает о том, что рано или поздно и его такая же участь ждёт, поддерживает его, как может. Какова реакция старого башмака будет. Пусть дети придумают истории жизни старого башмака: как ему жилось, заботливый ли был у него хозяин, чистил ли он обувь, ухаживал ли ней, или наоборот.
Старый и новый карандаши, старое и новое кресло, телефоны, планшеты.
Несколько предметов: фантазировать картину и события по поводу их. Фантазировать в заранее данных условиях: обусловливается время, место и количество действующих лиц.
Упражнения на освобождение мышц. Дети на занятиях зажаты не только психологически, но и физически, или наоборот очень «раскрепощены», что порой не могут себя остановить и сконцентрироваться.
Постепенно напрягать тело, например, от ступней до колен, потом освобождать. Напряжение и освобождение рук. Менять расположение тела по сигналу. Кулак-сосредоточить всю энергию в кулаке, стараясь ударить. Злость: напряжение и освобождение мышц тела. «Красим забор». «Достаём предмет с высоко расположенной полки», «Марионетки».
Этюды и упражнения на движение.
«Походка на пружинных ногах». «Хромота». «Не разбудить» (пройтись по комнате, взять предмет и тихонько выйти из комнаты). «Вор» (пройтись крадучись, с опаской оглядываясь, схватить предмет и скрыться).
«Движение» обучающихся по комнате, стараясь не задеть друг друга. «Перемещение» с предметами в руках (со стульями, не задевая друг друга). Можно попросить выстроиться в определённой последовательности. Наметить ряд движений и добиться лёгкости и чистоты перехода.
Этюды на органическое молчание для двоих.
1) Девочка хочет сказать свой подружке очень неприятную новость, но не решается.
2) На остановке встретили два человека, которые когда-то были знакомы, каждый не хочет подать виду, что узнал другого, и боится, что тот его узнает.
3) Два друга поругались. Оба хотят помириться, но не решаются сделать первыми шаг на примирение.
Этюды на органическое молчание для нескольких человек.
1) В коридоре больницы, у кабинета к зубному врачу очередь.
2) Каждый знает, что среди них, есть вор, каждому хочется узнать, кто он.
3) ЕГЭ. Все сдали экзамен, ждут результатов.
4) Большая очередь в магазине, касса сломалась.
1) В школе девочка обвиняет другую за то, что из-за неё она получила двойку.
2) В автобусе. Кондуктор и пассажир.
3) Занять деньги. Один просит в долг, другой сомневается в том, отдаст он или нет.
4) Двойка. Ребёнок получил двойку, оправдывается, родители ругают.
5) Разбитое окно. Директор, ученик, родитель.
6) Телефонный разговор. Ошиблись номером, завязывается разговор.
7) В магазине. Продавец покупателю продал испорченный продукт.
Упражнения «действие ради чего-нибудь».
— чтобы спрятаться, притаиться, чтоб не нашли,
— чтобы слушать, что делается в соседней комнате,
— чтобы смотреть, что делается на улице,
— ожидать своей очереди к доктору,
— чтобы умножить 268 на 47,
— встретиться с близкими,
— обдумывать или вспоминать что-нибудь,
— считать шаги, измеряя помещение,
— умерить свой гнев, волнение, попробовать успокоится,
— взбодриться и не заснуть.
— чтобы притаиться и не обращать на себя внимание,
— никого не пропускать,
— чтобы лучше видеть.
Существует огромное количество упражнений и этюдов, которые помогают педагогу в работе с детьми раскрывать и развивать творческие способности. Творческий процесс становится разнообразным и полезным для обучающихся, главное, чтобы не было муштры и занятия были в удовольствия детям, а соответственно и педагогу. Системность выполнения тренировочных упражнений принесут свои плоды.