Что такое эвристика доступности
Эвристика доступности: что это простыми словами, примеры
Приветствую Вас, друзья!
Человек – существо иррациональное, и это утверждение справедливо в отношении каждого из нас. Ещё в 1957 году американский ученый Герберт Саймон показал, что при принятии решений наша рациональность весьма ограничена. Он указывал на то, что принимая решения, мы часто руководствуемся крайне нелогичными аргументами, придавая максимальное значение одним факторам и недооценивая значимость других. Это явление Саймон назвал «эвристикой доступности», и сегодня мы подробно поговорим о том, что оно собой представляет и как влияет на нашу жизнь.
Что такое эвристика доступности?
Эвристика доступности – это особенность восприятия, заставляющая нас считать наиболее вероятными те варианты развития событий, которые первыми приходят на ум. Обычно человек лучше всего запоминает то, что ему понравилось или, наоборот, сильно испугало его. Вследствие этого он всегда переоценивает вероятность событий, наступления которых он больше всего желает или боится.
Термин «эвристика» происходит от греческого слова εὑρίσκω («эвриско»), которое переводится как «найти» или «нахожу». Обычно им обозначают процесс познания, основанный на наблюдениях. В данном контексте это слово подразумевает мыслительный приём, заключающийся в том, что человек делает определённые выводы (чаще всего неправильные), основываясь на поверхностных наблюдениях, а не на логическом анализе ситуации.
Данное явление часто приводит к необъективности выводов и принятию ошибочных решений. К примеру, в большинстве случаев, когда человек думает, что интуиция что-то ему подсказывает (например, что нужно срочно купить лотерейный билет), на самом деле, это лишь одно из проявлений эвристики доступности.
Такое явление как лудомания также объясняется эвристикой доступности. Человек поддаётся губительной зависимости не просто так, а из-за того, что ему всё время кажется, будто до выигрыша осталось совсем чуть-чуть. Он считает, что следующая ставка обязательно будет выигрышной, ведь он уже практически «раскусил» систему и почти выиграл в прошлый раз.
Делая определенный выбор, мы оцениваем потенциальную пользу для себя (и потенциальные риски, разумеется). При этом мы принимаем во внимание два фактора:
Если ценность результата очень высока (например, Джекпот в лотерее или казино), то мы непроизвольно завышаем свои шансы на удачу (и завышаем очень сильно).
Выводам о доступности выигрыша способствует также систематическая ошибка выжившего – когнитивное искажение, заставляющее нас делать неправильные выводы на основании неполной картины событий. Например, люди, играющие в лотерею, периодически наблюдают счастливые лица победителей, сорвавших Джекпот. При этом они не задумываются о миллионах людей, купивших билет и не выигравших ничего, поэтому они «чувствуют», что их шансы в этой лотерее очень высоки.
Эвристика доступности часто заставляет нас принимать неправильные решения, основываясь на наиболее доступной, свежей и эмоционально окрашенной информации. С точки зрения природы и эволюции, всё логично. Действительно, если что-то вызывает у нас яркие эмоции, значит, это нечто очень важное – более важное, чем всё то, о чём мы вспоминаем позже.
В психологии термин «эвристика доступности» впервые был употреблён в 1973 году. Авторы использовали его, чтобы обозначить психологический феномен, заключающийся в том, что человек судит о вероятности или количестве чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров. Позже данное понятие было расширено, но основной смысл остался тем же.
Примеры проявления эвристики доступности
Рассмотрим несколько наиболее типичных примеров того, как эвристика доступности влияет на восприятие людей, заставляя их делать неправильные выводы и принимать ошибочные решения:
На что влияет эвристика доступности
1. Оценка вероятности события
Собственно, в определении того, что такое эвристика доступности, в первую очередь говорится именно об этом. Человек склонен переоценивать вероятность того вариант развития событий, который первым приходит ему в голову. При этом причины могут быть разными: он раньше узнал о таком варианте, он лучше его понимает, он желает или, наоборот, очень боится этого варианта.
2. Оценка периодичности и распространенности события
Если человека что-то сильно пугает, ему начинает казаться, что это происходит гораздо чаще. Хорошим примером является страх перед полётами на самолётах. По данным ВОЗ, в автомобильных авариях за год погибает более 1,2 миллиона человек (и ещё от 20 до 50 миллионов получают травмы разной степени тяжести). При этом количество погибших в авиакатастрофах обычно составляет не более 1 тысячи человек в год. Несмотря на это, у многих людей после просмотра новостей складывается впечатление, что самолёты падают постоянно, и при этом погибает огромное количество пассажиров.
3. Оценка взаимосвязи событий
Наша психика устроена так, что нам важно находить объяснение происходящим вокруг событиям. И если человек чего-то не понимает, он пытается объяснить это взаимосвязью с другим явлением. При этом чем легче представить определенную взаимосвязь, тем быстрее он в неё поверит. В психологии данное явление называется «иллюзорная корреляция».
По сути, все три варианта основываются на легкости представления или воспроизведения в памяти определенных явлений. Чем проще человеку воссоздать определенную картину или увидеть определенную взаимосвязь, тем сильнее влияние эвристики доступности. Если обобщить, то оно зависит от таких факторов как:
Негативное влияние эвристики доступности
Данное явление может приводить к серьезным ошибкам и заблуждениям. Новостные сюжеты о похищениях детей и авиакатастрофах заставляют людей бояться подобных событий, хотя в реальности многие другие факторы представляют гораздо большую опасность. Такое искажение восприятия часто заставляет людей принимать неправильные решения.
К примеру, если в новостях показывают сюжет о том, что где-то после вакцинации умер человек, люди начинают с опаской относиться к вакцине и прививкам вообще. Они избегают вакцинации сами и отказываются прививать детей. Их пугает тот факт, что человек сам позволил вколоть себе вакцину, и это его убило. При этом они не задумываются о том, что вакцинация ежегодно спасает миллионы жизней, ведь в новостях об этом не говорят.
Заключение
Эвристика доступности – это интуитивный процесс, заключающийся в том, что мы делаем неправильные выводы о вероятности и распространённости событий, которые нам легче всего вспомнить или представить. Это когнитивное искажение, которое сформировалось у наших предков в процессе эволюции. Возможно, когда-то оно было полезным. Но в наше время оно чаще всего приводит к неправильным выводам и принятию ошибочных решений.
Эвристика доступности
Что руководит нашими поступками? Разум, логика, эмоции, механизмы подсознания? Почему, заходя жарким летним днём в магазин с целью купить бутылку холодной воды, мы почти на автомате ищем на полках ту продукцию, рекламу которой неоднократно видели по телевизору и, наоборот, не доверяем неизвестным маркам? Ответить на эти вопросы в небольшой публицистической статье – задача непосильная. Но чтобы приблизиться к ним, мы хотим вас познакомить с понятием эвристики доступности, которая поможет немного лучше понять своё поведение и узнать некоторые уловки нашего мышления.
История исследований
Процесс принятия решений является одним из основных видов деятельности живых существ. И если животными движут инстинкты, в случае с человеком всё не так просто. В частности этим фактом объясняется тот интерес со стороны социальных и поведенческих наук, который сегодня существует по отношению к данной тематике. Выделением зерна истины занимаются учёные из многих сфер – психологии, социологии, политологии, экономической теории, маркетинга.
Исследования в этом направлении ещё в начале 1970-х гг. собрали вместе двух выдающихся учёных: Даниэля Канемана и Амоса Тверски. Первый специализировался на экспериментальной и социальной психологии, второй был психологом-когнитивистом и экономистом, который первым описал когнитивные искажения. Они были убеждены, что пытаться объяснить поведение человека с точки зрения одного только рационализма – неправильно. Так и родилась цель их совместной работы: определить и изучить основные эвристические черты вероятностного мышления.
Основа была следующей. Сталкиваясь с трудной задачей, где нужно оценить вероятность или частоту какого-либо события, человек использует ограниченный набор эвристических стратегий. Делается это для того, чтобы максимально упростить поиск решения. Главное внимание учёные уделили четырём этим стратегиям – доступности, репрезентативности, закрепления, корректировки.
Термин «эвристика доступности» был введён в научный оборот в 1973 г. Им авторы описали психологическую особенность – склонность человека судить о вероятности чего-либо, опираясь на лёгкость нахождения примеров, которые подтвердили бы или опровергли то, о чём идёт речь. Другими словами, эвристика доступности – это построение суждения на основе сопоставления частоты какого-то явления с тем, насколько легко на ум приходят соответствующие примеры. Классический случай, неоднократно обыгранный в фильмах – прочитав историю успеха любимого актёра, толпа наивных провинциалов устремляется покорять Лос-Анджелес. Только есть одно «но». Доступный пример далеко не всегда является синонимом «правильного». Но об этом дальше.
С целью показать правдивость своих выводов, Д. Канеман и А. Тверски провели серию экспериментов. Феномен эвристики доступности был доказан просто и наглядно. Каждый участник эксперимента получил 4 списка имён: два с именами 19 известных мужчин и 20 менее известных женщин, и ещё два с именами 19 известных женщин и 20 менее известных мужчин. Испытуемых поделили на 2 группы. Первых попросили вспомнить максимальное количество имён из списков, вторых – ответить, какие имена более популярны и чаще встречаются. В обоих случаях имена знаменитостей приходили участникам на ум легче и быстрее, хотя списки и были составлены таким образом, что имена звёзд кино, эстрады, политиков были, согласно статистическим данным, не самыми распространёнными.
Зачем это всё знать? Конечно же, не только ради праздного интереса. Дальнейшие исследования Канемана в области поведенческой психологии и находящихся на стыке с нею некоторых аспектов экономики, в начале нового тысячелетия были удостоены Нобелевской премии. Сегодня не только академические учёные, но и те, кто применяет данные знания на практике (пиарщики, рекламисты, политики), осознают важную роль, которую играет в процессе принятия решений зачастую неосознанная рефлексия. Так что в следующий раз, совершая важный шаг, старайтесь обдумать все возможные варианты и подвергайте даже то, в чём более чем уверены, здоровому сомнению.
Примеры и ситуации
В ситуациях, когда на характер принимаемых нами решений влияет эвристика доступности, оказывался, наверное, каждый. Например, когда в газетах или на телевидении выходит репортаж о счастливчике, выигравшем многомиллионный джек-пот в лотерею, продажи билетов значительно вырастают. Что движет нами и заставляет купить заветный лотерейный билет? Несомненно, азарт. Но и наличие близкого примера – вот он, простой трудяга, живущий с семьёй в «двушке» на окраине, такой же, как и я – играет не последнюю роль. Точно так же новостные сюжеты об увеличении количества угонов автомобилей влияют на решение о покупке охранной системы для гаража.
Это всё бессовестно используется производителями различных товаров. Стоит только включить телевизор и посмотреть рекламу. В одном ролике заботливая мама и хорошая хозяйка делится впечатляющими результатами и рекомендует лучший стиральный порошок. В другом – мелодичный голос диктора уверяет, что детское питание чуть ли не такое же полезное, как и материнское молоко.
Но это лишь один пример, так что оставим маркетинг в покое. Он пожинает плоды, проросшие из благодатной почвы заблуждений, виной которых являются привычные колеи нашего мышления. И купив стиральный порошок или шоколадный батончик известной марки немного дороже, чем точно такой же, но менее известной, мы сильно не пострадаем от своего выбора. Но бывают случаи, когда эвристика доступности играет с нами злую шутку и влияет на решения в важных, а то и судьбоносных решениях.
Ещё один интересный пример. В 2012 г. интернет-издание «Business Insider» опубликовало материал с оценкой того, как доступность влияет на поведение игроков инвестиционного рынка, причём как обычных людей, так и крупных компаний. Всплески активности приходятся на период после сообщений об экономическом росте и благоприятных условиях, а падения после отрицательных оценок. Нетрудно догадаться, что даже на таких развитых рынках, как американский, можно сыграть на таких настроениях «правильной» кампанией в медиа.
Сообщения о кризисе и массовых увольнениях, подхваченные СМИ, значительно повышают уровень стресса и тревожности даже среди тех, в чьих компаниях дела идут хорошо. Люди склонны себя «накручивать», что напрямую влияет на продуктивность труда. Как результат, слепая вера, даже если причины нет, её заменяет.
Что более важно, эвристика доступности может определять не только наше поведение или решения, но и изменять представление о чём-либо полностью. Исследования «Hayibor& Wasieleski» показали, что медийные сюжеты или шокирующее поведение знаменитостей или групп обычных людей, при массовом и постоянном воздействии приводят к тому, что меняются представления большинства людей, а, следовательно, и моральные устои, представления о хорошем и плохом, допустимом и противоправном. Сами посудите, что сделали бы с человеком, который перед несколькими тысячами людей откусил голову летучей мыши или помолился сатане ещё 100 лет назад?
Резюмируя, отметим, что эвристика доступности, несмотря на приведённые нами примеры, далеко не всегда явление всецело негативное, создающее простор для манипуляций. Составители пособия «Принятие решений в неопределённости: правила и предубеждения», например, выделяют следующий момент: «Доступность очень полезна для оценки частоты или вероятности событий, потому что события, принадлежащие большим классам, обычно вспоминаются быстрее, чем случаи менее частых классов». Условием при этом является исключение всех других факторов, кроме вероятности и частоты. В бытовой жизни эвристика доступности – это отточенный до автоматизма способ принимать решения в простых и давно известных случаях, без длинных и ненужных раздумий.
Отзывы и комментарии
А как вы считаете, часто ли доступность влияет на характер принимаемых вами и другими людьми решений?
Эвристика доступности — феномен ошибочных решений
Эвристика доступности — это процесс, при котором человек на бессознательном уровне просчитывает частоту или вероятность какого-либо события по простоте, с которой пример либо обстоятельство легче трактуются.
При подобном анализе человек опирается на ограниченный запас примеров и обстоятельств. Это приводит к легкости в оценке риска и прогнозирования важности события до несложных умозаключений, построенных на личном опыте. Вследствие чего данный процесс носит субъективный характер. Например, человек отдаст предпочтение наиболее разрекламированному медицинскому препарату, хотя его аналог неизвестной марки будет стоить на порядок дешевле.
История исследований
До середины прошлого века превалировало представление человека как существа практичного, последовательного. Однако в 1957г. американский ученый Герберт Саймон представил обществу труд, в котором выдвинул теорию, что практичность и рационализм человека во время принятия решений заключены в узкие рамки. Согласно концепции Саймона, человек пытается проявить рационализм в достижении поставленных целей, но ввиду когнитивных ограничений он не проявляется в полном объеме.
Изучение феномена эвристики доступности в 1974г. объединило специалиста в области экспериментальной и социальной психологии Даниэля Канемана и экономиста, ученого, стоящего у истоков когнитивной психологии, Амоса Тверски. Они утверждали, что попытка объяснить поведение человека с позиции одного лишь рационализма неудачна и бессмысленна.
Ученые определили цель их совместной деятельности: вычислить и исследовать основные эвристические особенности вероятностного мышления. Концепция заключалась в том, что при возникновении сложной задачи, в которой требуется просчитать вероятность либо частоту определенного события, человек руководствуется ограниченным набором эвристических принципов. Это объясняется стремлением облегчить поиск решения.
Ученые выделили четыре основные эвристические стратегии:
Эту тему они развили и в других своих совместных работах.
В каких ситуациях нас подводит эвристика доступности
Термин «эвристика доступности» означает психологический феномен, заключающийся в предрасположенности человека оценивать вероятность чего-либо, руководствуясь легкостью нахождения примеров, подтверждающих либо опровергающих то, о чем идет речь.
Эвристики не в состоянии предусмотреть все нюансы ситуации, что влечет за собой совершаемые индивидом ошибки.
Рассмотрим случаи, в которых эвристика доступности оказывает отрицательное воздействие:
Эвристика доступности основывается на легкости воспроизведения в памяти определенных фактов, событий или явлений. Человек расценивает наиболее возможными или обоснованными те события, которые проще воссоздать и представить.
Эвристика легкости воспоминания
Для ознакомления с ошибками, которые люди совершают под воздействием эвристики доступности, рассмотрим эксперимент, проведенный Д.Канеманом и А.Тверски.
Участников эксперимента разделили на две группы. Каждой группе зачитывался перечень, состоящий из 39 женских и мужских имен. В первой группе список состоял из 19 мужских имен и 20 женских. Во второй группе зачитывали 19 женских и 20 мужских имен. Причем в первой группе более известными были мужские имена, а во второй – женские.
При дальнейшем опросе испытуемые из первой группы отмечали, что среди перечисленных имен преобладали мужские, а во второй группе – женские.
Что же поспособствовало легкости вспоминания? Выделяют несколько причин подобного феномена:
Эвристика легкости представления
Во время принятия решения при помощи эвристики доступности в первую очередь задействуется память. При отсутствии в памяти соответствующих ситуации, событий или явлений, подключается воображение. Шанс или интенсивность возникновения какого-либо события не зависит от того, что событие легко воспроизвести в воображении. Однако неосознавание подобного факта лежит в основе возникновения эвристики доступности.
Вред эвристики доступности
В обыденной жизни человек повсеместно применяет эвристику доступности. Например, мы судим о возникновении гипертонии, исходя из количества случаев с подобным заболеванием, произошедших с нашими родными и близкими. Оцениваем частоту разводов, беря за основу количество разводов среди знакомых, близких и друзей. А главное, рассчитываем вероятность события, ссылаясь на легкость его представления. Мы считаем, что событие, которое можем представить, существует на самом деле, а то, что не подвластно нашему воображению — нет.
Примеры
Каждый из нас неоднократно находился в ситуации, когда принимаемые нами решения находились под влиянием эвристики доступности. Например, когда в СМИ появляется информация о человеке, выигравшем крупную сумму денег в лотерею, продажа билетов значительно возрастает. В данном случае в роли движущей силы выступает азарт. Однако также немаловажным фактором является близкий пример: победителем оказался простой обыватель, такой же как и большинство из нас.
Подобное воздействие на человека оказывают новости о возрастающем количестве угонов автомобилей. Это впоследствии приводит к увеличению покупок охранных систем для гаражей.
Подобными маркетинговыми приемами пользуются производители разного рода товаров: от рекламы стиральных порошков, до детского питания.
Увидев по новостям, что в какой-то стране повысились случаи заболевания гриппом, человек будет обращать внимание на людей с симптомами простуды, опасаясь заразиться «страшной» болезнью.
Услышав из СМИ о сокращении штата на одном из предприятий, человек будет опасаться, что и его постигнет такая же печальная участь.
Заключение
Эвристика доступности вынуждает нас совершать ошибки. И с целью минимизирования дальнейших просчетов не следует рассчитывать только лишь на память или воображение. Необходимо стараться провести тщательный анализ. В процессе принятие решений немаловажную роль играет бессознательная рефлексия. Совершая важный шаг, стремитесь просчитать все возможные варианты и подвергайте сомнению даже те факты, в которых были непоколебимо уверенны.
Эвристика доступности: что это такое и как с ней жить
Человек и его разум обычно играют в одной команде, но разум периодически забывает, на чьей он стороне, и с помощью эвристики заставляет нас делать ложные выводы и суждения. Рассказываем, что же из себя представляет эвристика доступности, и на какие аспекты жизни она влияет.
Как она работает?
Многие выводы о жизни мы делаем, опираясь на яркие, запоминающиеся нам примеры. Наверняка вы видели это утверждение, которое часто появляется на различных ресурсах: «Такие успешные люди, как Билл Гейтс и Стив Джобс сделали выдающуюся карьеру, не имея высшего образования!». Подсознательно делаем вывод: «Видимо образование действительно не так важно, чтобы стать состоятельным и успешным». Вспоминая о необразованных миллиардерах, мы совсем не учитываем, что таких счастливчиков едва ли наберется десяток на миллион, а то, что Билл Гейтс не имеет высшего образования, еще не значит, что в дело не пошла его гениальность и преданность любимому делу.
Важно заметить, что данная закономерность присуща почти каждому из нас, но в каких случаях эвристика влияет на нашу жизнь отрицательно, а в каких случаях является поддержкой, хорошо бы понимать. Об этом мы и расскажем ниже.
В медиакультуре и рекламе пиарщики уже давно оценили закономерности эвристики доступности и успешно используют их на благо крупных компаний. Мы можем предположить, какие именно методы в раскрутке заставляют нас раз за разом приобретать одну и ту же продукцию:
— Яркая реклама с присущим вирусным эффектом.
— Простой и запоминающийся лэйбл, образ которого легко воссоздать в памяти. Например, фирменный знак компании, который мы видим у себя дома по пути на работу и во время прогулки по городу.
— Близкие для потребителя ассоциации.
Вспомните банк, в пиар компании которого участвовал популярный актёр Брюс Уилис. Брюс, как никто другой, ассоциируется с доверием, благодаря своим характерным амплуа добропорядочного гражданина, стоящего на страже закона.
Так же в качестве примера можно вспомнить пиар-ход крупного магазина, где продавцы рекомендовали технику, которой пользуется его брат/родители/друзья.
Эвристика доступности в случае с рекламной компанией не обязательно имеет отрицательный оттенок. В большинстве случаев хорошая реклама помогает уловить и запомнить нужный именно нам товар. Но важно осознавать, что продукция, о которой вы слышали меньше, вовсе не обязательно хуже той, что более популярна. Для разнообразия во время следующего своего похода в магазин попробуйте рассмотреть те продукты, на которые раньше вы совсем не обращали внимания. Ведь к тому же экспериментировать в жизни всегда и полезно, и интересно.
Волков не бояться
Где данный феномен точно может помешать, так это в повседневной жизни. Рассмотрим три основные закономерности эвристики доступности, которые могут оказаться источниками беспокойств и проблем.
Страх летать присутствует у 30% людей на земле, что неудивительно, учитывая то, какой сильный отпечаток в нашей памяти оставляют трагические события, связанные с крушением самолетов. Спросите: «И что же из этого следует?». А следует вывод о том, что нам намного проще представить яркое падение, чем яркий полет. Ведь если обратиться к статистике, то вероятность того, что именно ты попадешь в авиакатастрофу равна 1 к 8000000. Для сравнения, такая же вероятность смерти возможна в случае падения рояля с неба после урагана в соседнем городе. Представьте себе, сколько вы потратите времени и усилий, поддавшись своим опасениям, путешествуя сначала на поезде, затем паромом и еще треть пути автобусом. Возможно, на путешествие в одну сторону уйдет половина отпуска, а оставшееся время придется ехать обратно домой. В этом случае эвристика усложняет нам жизнь и не дает мыслить спокойно и логично.
2. Опыт людей из своего окружения
Предположим, что у вашего соседа угнали машину, в свою очередь сосед рассказывает, что и у его приятеля- тоже недавно угнали автомобиль. Страшная мысль поселяется в вашей голове: «Однозначно, это заговор! Я следующий!». Теперь вы не спите ночами и регулярно проверяете из окна квартиры, на месте ли ваше авто. И вновь эвристика доступности активирует наше воображение. Нам намного проще делать выводы на примере близких людей, чем исходить из простой логики. Угон автомобиля не передается воздушно-капельным путем, если ваших знакомых настигла эта участь, то далеко не факт, что вы на очереди.
3. Ярлыки и стереотипы
К эвристики доступности также можно отнести ярлыки, которые родители, сами того не желая, закладывают в наше подсознание с самого детства. Психологи называют такую закономерность- ограничивающие убеждения.
А есть ли у эвристики положительные качества?
Безусловно, закономерности эвристики, порой, не дают нам мыслить рационально, но важно помнить и о плюсах феномена.
В бытовом плане мы выстраиваем жизненно важные логические цепочки: учуяв запах гари, мы понимаем, что это не к добру, а с незнакомым человеком подозрительной внешности не стоит заходить в лифт. Цитаты великих часто успокаивают и дают нам опору в трудных ситуациях. Знаю женщину, которая вышла из депрессии однажды и мгновенно, лишь потому, что ранним утром открыла ноутбук и прочла пост в социальной сети: «Нет повода для печали. Ведь все проблемы лишь в твоей голове.» А дальше, казалось бы, избитое, сто раз слышанное: «Ты сам строишь свою жизнь.» Так что, эвристика доступности часто дает нам ощущение стабильности. Здесь важно суметь различить, в каких случаях она выступает для вас помехой, а в каких надежной поддержкой, дающей уверенность и радость.