Что такое эйдетика для дошкольников

Эйдетика в дошкольном образовании

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольников Ольга Рябинина
Эйдетика в дошкольном образовании

Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «», которое переводится как «образ, вид, облик». Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение. Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения.

Эйдетика – это не только развитие внимания, воображения, памяти, различных видов мышления, но и способ подачи учебного материала.Она привлекает все анализаторы ребенка: позволяет не только увидеть, но и потрогать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы. Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

В эйдетике утверждается, что не бывает плохой памяти, а мы просто часто не умеем ею пользоваться. А причина этого – недостаточно развитое ассоциативное мышление. Методы обучения, которые предлагает эйдетика, опираются на образное мышление ребенка, они соответствуют законам природы. Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше. Эйдетика, способствуя гармоничному развитию обоих полушарий, делает более гармоничным и самого ребенка. Он становится более работоспособным, лучше учится, его память и способность концентрировать внимание возрастают. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее.

Если эйдетизм — это способность мыслить образами, то эйдетика — это комплекс упражнений, который помогает развитию образного мышления у детей и взрослых. Эта методика помогает создать яркий зрительный образ в воображении ребенка. Так становится на порядок легче запоминать слова, названия, картинки. Также, благодаря таким занятиям развитие малыша становится более гармоничным. Улучшается память и способность к концентрации, повышается работоспособность.

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников, это принесёт отличные результаты. Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Что дает эйдетика для детей: стимулирует образное мышление; улучшает память и навыки запоминания большого количества информации; развивает речь; тренирует воображение; обогащает запас слов и ассоциаций; помогает раскрытию творческих способностей; укрепляет ассоциативную память. С помощью специальных тренировок ребенок с первых же лет учится систематизировать информацию, объединять ее тематически, описывать собственными словами и сочинять образы, фантазируя и развиваясь. Самое ценное, что все это происходит непосредственно во время игры. Все это с удовольствием, без дополнительного напряжения и стресса. Давайте познакомимся с некоторыми основными методами. Их можно использовать не только педагогам и воспитателям, но и родителям во время ежедневных игр и общения.

Метод зрительной прорисовки. Пригодится при изучении цифр и букв. Суть в том, что контур знака или буквы дополняется деталями, и он превращается в какой-то более известный и понятный ребенку предмет. К примеру, цифру 8 можно перевернуть и она становится похожа на очки. Цифру семь можно представить в виде кочерги. Чем нестандартнее образ, тем легче и прочнее он фиксируется в памяти. ”Рисуя” таким образом ребенок запоминает написание цифр или букв.

Метод запоминания точной информации.Этот метод состоит из трех различных техник: мнемоники, акровербальной техники и цепного метода. Мнемоника — это способы запомнить информацию путем смены типа информации. Звучит необычно,а на деле выглядит так: вместо цифр запоминаете слова, вместо слов можно запоминать места и т. д. Акровербальная техника — в основе этой техники трансформирование материала, который нужно запомнить в интересные тексты, стихи, песни. Цепной метод — базируется на цепных ассоциативных связях. Запоминая новую информацию придумываются различные ассоциации, которые ”цепляются” одна за другой. При необходимости вспомнить что-то, достаточно припомнить начало, а затем шаг за шагом распутывая клубок связанных ассоциаций вспомнить все остальное. Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Словарный запас. Запоминание новых слов — это постоянная игра с образами и их комбинация между собой. Порой чтобы запомнить одно новое слово нужно использовать несколько уже знакомых. Например, нужно запомнить слово ”Пароход”. В этом случае можно по комбинировать образы слов ”пар” и ”ход”. Вот и получается пар, который ходит — ”пароход”. Весьма необычная ассоциация, но именно так это и работает. Для расширения словарного запаса можно использовать метод нового образа на основе имеющихся слов. Суть в том, что мы берем группу новых слов и комбинируем с уже известными словами, например придумываем небольшой шутливый рассказ. Такой рассказ может быть весьма абсурдным по смыслу, но не в этом главное. Важно, чтобы новые слова стали частью этого рассказа. Таким образом они смогут укрепиться в памяти. Чтобы разнообразить процесс можно перейти от зрительных ассоциаций к динамическим. Это значит, что если нужно запомнить название предметов, то лучше ребенку дать поиграть с ними.

Сочиняем. Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы. Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее. Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Ищем, что пропало. Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться,и шкодим: убираем одну-две карточки. Их- то и нужно вспомнить.

Запоминаем стихи. Традиционный и проверенный метод заучивания стихов — это зубрежка. Ребенок раз за разом повторяет тексты, пытаясь, зафиксировать содержимое в памяти. Это стоит значительных усилий и нервов. Как можно сделать этот процесс более легким и эффективным? Ответ — визуализация произведения. Сделать это можно с помощью карандашей и бумаги, красок и кисточек, пластилина и круп для аппликаций. Достаточно выбрать подходящий материал и последовательно воспроизвести содержание произведения. Т. е. можно нарисовать, слепить, вырезать происходящее, чтобы хорошо запомнить суть. Это будет интереснее обычной зубрежки, а также будет способствовать развитию некоторых других смежных навыков.

Озвучиваем картинку. В отличие от звуковой информации, которую нужно визуализировать, происходящее на картинке нужно озвучивать. Это не значит, что необходимо раскрывать замысел художника. Речь о том, чтобы ребенок обратил внимание на элементы изображения и сам решил как именно описать каждый из них и картинку в целом. Лучше всего предложить ему составить небольшой рассказ и помочь его сформулировать.

Слушаем. Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем. По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

«Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании» (из опыта работы) Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию свой доклад на тему «Исследовательские проекты в условиях ФГОС в дошкольном образовании».

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольников3D-принтер в образовании в школе 8 вида D в образовании: наступающее будущее В нашей школе каждый может найти занятие по душе. Для нужд детей есть швейная мастерская, и типография.

Психолингвистика в дошкольном образовании Доклад: «Психолингвистика в дошкольном образовании». Содержание. Введение. Глава 1 Психолингвистика как наука и её место среди наук о человеке.

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольниковИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольниковФотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Источник

Мастер-класс для педагогов «Эйдетика для дошкольников, как путь развития интеллекта, с элементами тренинга»

1) Дать педагогам понятие о том, что такое эйдетика.

2) Совершенствовать знания педагогов в развитии психических процессов дошкольников и в применении приемов для их развития.

3) Познакомить с методами и приемами эйдетики на основе игр и их использование в работе.

4) Развивать мышление, воображение, фантазию.

5) Закреплять положительные, доверительные отношения между педагогами.

Именно, с логического мышления начинается формирование мировоззрение ребенка.

Развиваются такие качества,как: любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность, самостоятельность, память, внимание.

Развивается и формируется речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Овладение логическими формами в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей, что необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.

У педагогов формируются представления об эйдетике в целом, о необходимости применять методы эйдетики в своей работе с дошкольниками.

Педагоги познакомятся с вариантами игр, которые можно использовать в работе с детьми.

Педагоги придумывают новые сюжеты для развивающей игры, основанной на методике эйдетике, для закрепления имеющихся у детей знаний.

В: На мольберте расположен круг от солнца, на котором написаны ваши имена. У вас на столах лежат его лучики. На лучах солнца напишите свои положительные качества, то, что вы любите, цените, принимаете в себе.

Посмотрим, какими лучшими качествами вы обладаете. Солнце получилось доброе, лучистое, замечательное, терпеливое, веселое, жизнерадостное, умное…

Кто может объяснить, что такое эйдетика? (высказывание педагогов).

Сегодня мы будем играть, и говорить о этой методике.

• Термин «Эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученным Виктором Урбанчичем в 1907 году, который выяснил, что это специфический вид памяти, который способен на образном уровне воспроизводить предметы или явления.

• В России в 20х и 30х годах изучением и применением этого вида памяти занимались ученные Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, Г. С. Фейман и другие.

Применяя в работе методику эйдетики, мы развиваем:

Хочу вас познакомить с играми, которые основаны на методах эйдетики. Все обучение должно проходить в игре.

(в ряд стоят геометрические фигуры разного цвета и одинакового размера).

Время для запоминания фигур 1 минута.После этого вам нужно ответить на вопросы:

Сколько всего было фигур?

Сколько было треугольников, прямоугольников, кругов?

Какого цвета круги и квадраты?

Постепенно задание можно усложнять: использовать геометрические фигуры разные по размеру, или цвету, форме, количеству.

Колобок (кол, лоб, бок, Яков (як, солонка (соло, ирис (рис, грузовик (груз, волк (вол, сон (он, Карабас (бас, раб, кара, олень (лень, крот (рот, комар (ком, омар, рыбак (рыба, бак, дубрава (дуб, бра, прибор (бор, мельник (мель, ель, ельник, косынка (косы, осы, сын, собака (бак, ножницы (нож, жницы, обложка (ложка, подстаканник (стакан).

В методике «Найди слова» существуют разные способы проведения игр.

Разминка №3 «Найди спрятанные слова и обведи их».

Перед вами квадраты с набором слов. Из общего количества написанных слов в квадратах, нужно выделить такое слово, какое вы считаете правильным, и обвести ее.

Игра «Придумай символы» лежит в основе игры «Графические пентаграммы». В игре «Пентаграммы», педагог читает короткие предложения или четверостишия, хорошо понятные детям. Для маленьких

детей педагог рисует сам, и дети по рисункам составляют рассказ. Сейчас мы с вами попробуем составить пентаграмму по небольшому стихотворению. Перед вами лист бумаги, разделенный на квадраты. Нужно в каждом квадрате нарисовать изображение по стихотворению по своему художественному вкусу.

1. «На полянке колобок,

2. Нитки сматывал в клубок.

3. Ниток желтых, алых

5. И пошел домой устало».

Следующий тренинг нашей темы игра «На что похожа цифра».

Перед вами лежат листы, на которых написаны цифры. Попробуйте нарисовать по представлению, как можно больше предметов, похожих на данную у вас цифру, или с каким предметом ее можно сравнить.

Наступила переменка и мы отдохнем. Вспомним игру нашего детства «Морской бой». Принцип игры «Зачеркни клетки по адресам» такой же. Называю букву и цифру, а вы ставите крестик на пересечении этих точек. Называть адрес буду быстро без повторов. У кого нет ошибок, тот и победил.

Игра на внимание «Найти в предложении слова и раздели их» линией. Сколько слов у вас получилось?

Игра «Соедини башенки, построенные

из одинаковых наборов деталей».

Эта игра требует более точного внимания,

усидчивости, анализа и синтеза.

Предлагаю вам несколько

интересных вопросов.

— В названии какой конфеты чувствуется холод? (Лединец).

— В каком слове «Нет» употребляется сто раз? (Стонет).

— Стоит богатый дом и бедный. Они горят. Какой дом будет тушить полиция?

(Полиция пожары не тушит).

— У квадратного стола отпилили один угол. Сколько теперь углов у стола? (5).

Скажите, что помогло вам, правильно ответить на вопросы? (сообразительность, внимание, сравнение, обобщение, умение анализировать и сопоставлять).

В: Вашему вниманию представлен рассказ на тему «Вот и осень наступила».

Задание такое, в каждом предложении, любое слово заменить на соответствующую картинку, не нарушая смысл предложения.

Рассказ «Вот и осень наступила».

Итак, мы с вами, поиграв в разнообразные игры, используя метод эйдетики, пополнили свои знания в развитии интеллекта, и тем самым узнали, как можно и нужно развивать его у дошкольников.

Эйдетика способствует гармоничному развитию ребенка. Ребенок становится более работоспособным, лучше занимается, его память, и способность концентрировать внимание возрастает. Эйдетиказадействует все анализаторы ребенка: разрешает не только увидеть, но и пощупать, услышать, попробовать, понюхать; подает новое через хорошо знакомые детям образы и ассоциации. Восприятие мира и окружающих у ребенка становится более позитивным, а психика устойчивее. Улучшается взаимоотношения ребенка с окружающими. Нет плохой памяти, есть только неумение ею правильно пользоваться.

Консультация с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Саморегуляция» Цель: формировать у педагогов навыки саморегуляции. Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «саморегуляция»;.

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольниковМастер-класс для педагогов «Сенсорное воспитание как средство развития познавательных процессов у детей-дошкольников» Цель: Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по сенсорному развитию. Повысить.

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольниковМастер-класс для педагогов «Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ОВЗ» Мастер-класс для педагогов Тема: Песочная терапия как средство эмоционально-волевого развития дошкольников с ограниченными возможностями.

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольниковМастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Мастер-класс «Путь развития интеллекта у дошкольников с использованием метода эйдетики» Составитель: воспитатель Ходос Полина Викторовна.

Мастер-класс с элементами тренинга психолога для педагогов ДОУ «Гиперактивный ребенок, синдром СДВГ» Добрый день, коллеги. Сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о наиболее насущной проблеме в наши дни, о гиперактивных детях. Все чаще.

Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Мастер-класс с элементами тренинга «Синельная фантазия» Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе освоения опыта.

Семинар-практикум с элементами тренинга для молодых педагогов Психологическое сопровождение молодого специалиста – это формирование будущего профессионала педагогической деятельности. Очень важно помочь.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Сплочение коллектива» Цель: создать условия для сплочения педагогического коллектива. Задачи: • Способствовать улучшению эмоционального контакта между членами.

Конспект занятия с элементами тренинга для педагогов «Пирог времени» Занятие с элементами тренинга для педагогов на тему «Пирог времени». • Цели и задачи: • Повышать коммуникативные навыки педагогов; • Снять.

Источник

Эйдетика — методика, позволяющая хранить в памяти тонны информации: правда или миф?

Чтобы быть успешным, современный человек должен уметь удерживать в памяти огромное количество информации. Никакие записные книжки, заметки и «напоминалки» в смартфонах не способны охватить всё. Особенно, если дело касается некоторых мелочей. Они могут быть не только визуальными (например, какой режим работы указан на входе в новый магазин), но и вкусовыми (какой вкус был в прошлый раз у ликёра), слуховыми (кому принадлежит этот голос, доносящийся из телевизора в другой комнате), а также обонятельными, двигательными и тактильными.

Думаете, все эти мелочи невозможно удерживать и воспроизводить при необходимости? На самом деле современные техники и приёмы развития памяти позволяют это делать. При регулярных тренировках человек способен надолго запоминать самые незаметные детали в больших объёмах. Имя методики, которая помогает всё это реализовать на практике, — эйдетика.

Общая информация

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольников

Что это такое

Эйдетика — это методика для развития памяти, мышления и воображения посредством ярких образов. Она позволяет активно запоминать и быстро воспроизводить любые детали. Но самое главное — она признана одним из ведущих направлений, способствующих формированию неординарного мышления. К ней можно обратиться в любом возрасте. Конечно, больших результатов добьются те, кто регулярно занимается с малых лет. Но, как показывает практика, для взрослых она тоже полезна.

Из истории

Повышенный интерес к эйдетике возник в последнее десятилетие. Многие думают, что это инновационная методика, разработанная учёными XXI века. На самом деле это ошибочное мнение.

Ещё в Древней Греции человек-эйдетик, обладающий идеальной зрительной (эйдетической) памятью, привлекал внимание учёных, философов и мыслителей того времени. Уже тогда они задумывались над тем, как её можно максимально развить. В античных манускриптах есть даже простейшие упражнения — они и положили начало эйдетике.

Всплеск интереса к данному учению наблюдался в начале ХХ века в Западной Европе. Первые подробные описания содержатся в работах сербского учёного Виктора Урбанчича (1907 год). Его идеи подхватил немецкий психолог и философ Эрик Йенш (20-е гг.). Большой вклад в развитие эйдетики внесла марбургская школа психологии, основателем которой был Йенш. В России её теорией и практикой занимались П. П. Блонский, А. Р. Лурия, Л. С. Выготский. Однако после Второй мировой волна пошла на спад.

На сегодняшний день в России она неразрывно связана с именем И. Ю. Матюгина — доктора педагогических наук. В своих трудах он обосновал основные принципы метода, подробно описал её инструментарий и применяемые техники. Благодаря ему, по всей стране открываются Школы эйдетики, предлагающие заниматься людям все возрастов.

Основные понятия

Следует понимать разницу между понятиями «эйдетика» и «эйдетизм».

Эйдетизм — способность запоминать мельчайшие детали увиденного, нередко сопровождаемые при этом дополнительными образами — визуальными, вкусовыми, слуховыми, обонятельными, двигательными, тактильными. Например, известный русский композитор Николай Рахманинов мог лишь один раз взглянуть на ноты и отыграть записанное в них музыкальное произведение от начала до конца. Подобным даром обладали многие знаменитости.

Эйдетическая память по-другому называется зрительной или фотографической. Она может быть врождённой или приобретённой, т. е. сознательно развитой в течение жизни. В первом случае люди, обладающие такой способностью, воспринимаются окружающими как феномены. Но в психологии это обычный вид памяти — наряду с сенсорной, пространственной и социальной. А психотерапевты утверждают, что это и вовсе патология, так как люди, обладающие такой сверхъестественной способностью, часто страдают галлюцинациями, эпилепсией и прочими тяжёлыми психическими расстройствами.

Эйдетический образ (ЭО) — субъективное представление предмета спустя некоторое время после непосредственного контакта с ним. Отличается отчетливостью, деталями, стабильностью (сохраняется в памяти на продолжительный срок). Чаще всего бывает зрительным или акустическим. Именно его формирование происходит во время занятий эйдетикой.

Эйдетическое мышление (ЭМ) — способность при обработке информации любого рода (синтезе, анализе, обобщении, сравнении) обращать внимание на мельчайшие детали и сохранять их в памяти для дальнейшего активного использования. Выдающиеся математики, для которых важна каждая цифра, стараются развивать ЭМ на протяжении всей жизни. И помогает им в этом эйдетика.

Эйдетическое воображение (ЭВ) — яркая фантазия, позволяющая человеку в деталях представить всё у себя в сознании, хотя на самом деле такого никогда не происходило. Причём эти образы настолько чёткие, что возникает некое дежавю. Ощущаются запахи, дуновение ветра, слышатся голоса, произносящие что-то с разной интонацией, кожа чувствует прохладу или прикосновения, словно это было наяву.

Развитию всех этих психических категорий успешно способствует эйдетика. Если ею заниматься долго и всерьёз, итогом станет эйдетическое восприятие, которое полностью преображает жизнь человека. Он начинает осознавать окружающий мир в виде ярких, запоминающихся образов. Это упрощает повседневные задачи, способствует быстрому реагированию даже на самые неожиданные ситуации, помогает быть успешным в разных сферах.

Происхождение. Термин «эйдетика» восходит к древнегреческому слову «εἶδος», которое переводится как «образ, вид, облик».

Польза

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольников

Основная задача эйдетики — развитие памяти и внимания. Однако этим её польза для личностного совершенствования не ограничивается. Она способна оказать гораздо более многогранное воздействие:

Эйдетика добивается всего этого тем, что при запоминании материала активно используются яркие, часто неожиданные образы и эмоциональные компоненты. Тем самым процесс становится интересным, мотивированным и существенно упрощается.

Поэтому эйдетический метод развития памяти сейчас так активно внедряется в детские сады и школы. Воспитатели, учителя и родители прекрасно знают, как трудно заинтересовать маленького непоседу учёбой и выучить с ним что-то. Игровой деятельности надолго не хватает. Если в сочетании с ней использовать наглядные образы, дело пойдёт проще и гораздо быстрее.

Ещё более полезным метод эйдетики становится в старших классах и в студенчестве, когда приходится учить огромное количество материала. Если умело использовать наглядно-эмоциональные образы, это перестанет быть проблемой и существенно облегчит подготовку к экзаменам.

Методы

Главные инструменты эйдетики — ассоциации и акровербальная техника.

Работа с ассоциациями

Ведётся по двум направлениям: цепной метод и метод зрительных ассоциаций.

Цепной метод

Суть: связать между собой логическими цепочками можно даже самые отдалённые друг от друга предметы.

Упражнение: подбираются 10-15 совершенно разных слов (абсолютно любых: пуговица, фастфуд, правительство, закон, кактус, дедушка, палец, удовольствие, грамота, скотч). Задание: составить из них связный рассказ или просто логическую цепочку. Примерный текст: Правительство издало закон получать от фастфуда максимум удовольствия, за что будут выдавать грамоты с кактусами. Дедушка этому так обрадовался, что порезал палец — пришлось перематывать скотчем.

Согласно эйдетике, чем несуразнее получится логическая цепочка, тем ярче будут эйдетические образы. Забыть серого зайчика и жёлтое солнышко легко, потому что они типичны и будничны. А вот грамота с кактусом, закон о фастфуде, дедушка с пальцем, перемотанным скотчем, — это свежо и необычно. Результат — все 10 слов останутся в памяти.

Зрительные ассоциации

Суть: привязка той информации, которую необходимо запомнить, к конкретному месту, человеку, ситуации. Своеобразное «якорение» из НЛП.

Применение на практике. Например, при объяснении тем по русскому языку «Этимология» или «Однокоренные слова». Учитель демонстрирует классу веретено и часы и просит найти между ними что-то общее. Естественно, это два совершенно разных предмета, никак не связанных между собой. Но оказывается, что веретено вертится, как стрелки на часах. Поэтому исторически слова веретено, вертеться и время — близкородственные и однокоренные. В дальнейшем ученику достаточно будет вспомнить эти две вещи, чтобы воспроизвести данную информацию.

Акровербальный метод

Без него редко обходится тренировка памяти с помощью эйдетики, хотя его активно используют мнемотехника, нейробика, НЛП и другие направления.

Суть: чтобы облегчить запоминание учебного материала, он «зашифровывается» в стихотворения, различные аббревиатуры, коды, песни и даже анекдоты. Во-первых, получается наглядно. Во-вторых, увлекательно и познавательно. В-третьих, легко запоминается. Ученик легко выучивает две строчки весёлого стишка, который в нужный момент вызывает в его подсознании необходимые образы и ассоциации. И вместо рифмы он рассказывает правило по русскому языку.

Эйдетика имеет в своём арсенале множество и других методик для развития идеальной зрительной памяти, образно-ассоциативного мышления и повышения концентрации внимания:

Регулярно занимаясь эйдетикой, можно неплохо развить способность быстро и без принуждения запоминать максимальное количество самой разной информации.

Эйдетика для детей

Особую значимость эйдетика приобретает на занятиях с детьми. Их психика и когнитивные способности подобны пластилину. Если работать над развитием зрительной памяти и образно-ассоциативного мышления, начиная с раннего возраста (например, регулярно организовывать такие занятия для дошкольников), это принесёт отличные результаты.

Такие дети быстро сменяют игровую ведущую деятельность на учебную, активно втягиваются в процесс школьного обучения. У них редко возникают проблемы с заучиванием материала. Это позволяет им быть успешными в учёбе и реализовывать своё творческое начало (под воздействием хорошо сформированного эйдетического воображения).

Программа занятий (в качестве примера)

Примерная образовательная программа для воспитателей дошкольных образовательных учреждений и преподавателей начальной школы и «Развитие памяти детей методами эйдетики».

Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть фото Что такое эйдетика для дошкольников. Смотреть картинку Что такое эйдетика для дошкольников. Картинка про Что такое эйдетика для дошкольников. Фото Что такое эйдетика для дошкольников

Упражнения

Упражнения по эйдетике могут включать в свои занятия воспитатели детского сада, учителя начальных классов и психологи, работающие с маленькими детьми. Также их обязательно должны взять на вооружение родители, желающие всесторонне развить своего малыша.

Основные упражнения по эйдетике для детей дошкольного возраста позволят понять, как правильно организовать занятие и вести дальнейшую работу в данном направлении.

Зрительная прорисовка

Техника используется при изучении цифр. Детям раздаются листы бумаги с объёмными контурами изучаемой цифры. Они должны увидеть в ней фигуру какого-либо животного, человека, вещи и дорисовать. Например, ноль — зеркало, восьмёрка — кукла-неваляшка, тройка — змейка и т. д. В дальнейшем при воспроизведении цифры они будут вспоминать именно этот образ и быстро называть то, что требует учитель.

Мысленная прорисовка

При заучивании какого-либо стихотворения нужно, чтобы ребёнок максимально представил то, что в нём описывается. Можно воссоздать звуки леса или шум прибоя, брызнуть на кожу капельки воды, включить слайды на проекторе с нужными иллюстрациями. Дайте задание подробно описать, что он чувствует, ощущает, думает. Такое проговаривание закрепит эйдетические образы в памяти.

Эйдетика — уникальная современная методика для развития внимания, памяти и особого типа мышления. Она показывает отличные результаты и позволяет работать не только с детками. Это прекрасная возможность самосовершенствоваться, чтобы не стоять на месте и постоянно добиваться всё новых высот.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *