Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста

Виды смысловой связи предложений в тексте

Лекция

ТЕКСТ. ТИПЫ РЕЧИ

Из всех знаний и умений самым важным, самым

необходимым для жизни является, конечно, умение

ясно, понятно говорить на своём языке.

Л.Н.Толстой

Целью и конечным результатом речевой деятельности человека – и устной, и письменной – является связное высказывание или текст, в котором реализуется коммуникативное намерение адресанта речи (автора высказывания).

Обратимся к интернет-источнику за пояснениями некоторых терминов:

Речевая коммуникация – это общение между людьми, обмен информацией,

процесс, который поддерживает функционирование общества и

Речевая коммуникация происходит тогда, когда человек, владеющий языком и

имеющий коммуникативные намерения, вступает в речевое

взаимодействие с собеседником. Условия речевого общения (тема,

собеседник, место, атмосфера общения и т.п.) определяют характер

речевой ситуации. Таким образом, для моделирования и оценки

коммуникативного акта (речевой коммуникации) необходимы:

— средство общения, — предмет общения, — коммуникативное

намерение, — участники речевого общения.

Коммуниканты (адресант и адресат) – это участники речевого общения.

Адресант, или коммуникаторэто тот, кто говорит.

Адресат, или перцепиент, или реципиентэто тот, кому предназначено

В процессе коммуникативного акта роли Адресанта и Адресата постоянно

Монологэто речь одного человека, которая не предполагает обмена репликами с

Диалогэто общение, обмен информацией между двумя людьми.

Полилогэто обмен высказываниями между тремя и более людьми.

Итак, в процессе речевой коммуникации (деятельности) рождаются высказывания-тексты.

Т Е К С Т

Понятие о тексте

Если сравнить кусочек хлопчатобумажной ткани и лист бумаги с напечатанным на нем текстом, то можно увидеть сходство в следующем: кусочек ткани состоит из множества нитей, сплетенных между собой ; = а текст состоит из сплетенных по смыслу и грамматически предложений. Если из куска ткани вынуть одну нитку, то ткань испортится – но если из текста изъять предложение, он тоже «испортится»: может потерять смысл. Иными словами, создавая текст, мы выполняем трудную и сложную работу, подобную работе ткачихи, которая из разрозненных тонких нитей создает прочную и красивую ткань. Текст – это словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

В современной лингвистической литературе нет однозначного представления о тексте. Одни ученые считают, что текст может состоять даже из одного предложения. Например, пословицы, крылатые выражения, афоризмы, лозунги, призывы:

Поспешишь – людей насмешишь.

Ищите женщину ( Cherchez la femme ) (А.Дюма-отец, «Могикане

Парижа»: излюбленная поговорка героя – парижского полицейского

чиновника. Дюма использовал выражение, которое действительно

употреблял реальный чиновник французской полиции, но крылатым оно

стало благодаря роману Дюма)

К добру и злу постыдно равнодушны (М.Ю.Лермонтов,«Дума»,1839)

Да здравствует мир на земле!

Другие же рассматривают текст как коммуникативную единицу (развернутое высказывание), которая представляет собой совокупность предложений, расположенных в определенной последовательности и объединенных между собой смысловыми и грамматическими связями.

В школьной практике используется второе представление о тексте.

Смысловая организация текста

Всякое развернутое высказывание (текст) создается для того, чтобы представить перед адресатом речи некую информацию. Эта информация определяет тему текста.

Тема может делиться на подтемы –микротемы.

Микротема — это составная часть общей темы текста. Условно её можно назвать главной мыслью абзаца.

Абзац – часть текста, в котором раскрывается смысл микротемы. На письме абзац выделяется отступом вправо (красная строка). Каждая микротема включена в новый абзац.

Составить план текста – это значит перечислить микротемы в том порядке, в котором они расположены в тексте.

Адресант речи представляет свою информацию не «просто так», а «ради чего-то». Замысел автора воплощается в основную мысль текста.

Основная мысль текста – это определенная идея, замысел речевого произведения, ТО, РАДИ ЧЕГО оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Собственно, высказывание создаётся для того, чтобы донести до перцепиента (собеседника, читателя) то умозаключение, которое формулируется его основной мыслью.

Но в тексте, кроме основной идеи, могут быть затронуты отдельные проблемы.

Проблема текста – это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть неоднозначный вопрос («Бывает ли абсолютное счастье?»), разрыв между желаемым и действительным (например, хотелось бы, чтобы рождаемость преобладала над смертностью, но это не так – «проблема смертности-рождаемости») и проч. Проблемапредполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и реальностью.

Проблематика – несколько проблем, затронутых в тексте.

Ключевые слова текста – наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чем текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свертывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.

Композиция текста – это его строение, соотношение и взаимное расположение его частей. Как правило, композиция текста включает три части:

Вступление- начало, основную часть и концовку (заключительную часть). В идеале композиция текста характеризуется стройностью и завершенностью, логической связностью и соразмерностью частей. Завершенность – важный признак текста. Если её нет, следует говорить об отрывке из текста, его фрагменте. Завершенность же возникает благодаря заключительным (итоговым) словам концовки.

Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло. Каждый человек при оценке своего поведения от других людей пользуется этой системой правил. В основу это системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и т.д.

В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в поведении, и определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда выбор, самостоятельный выбор человека.

Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение человека.

Микротемы – их 3, им соответствуют 3 абзаца. В 1 абзаце даётся определение

нравственности: это некая система правил нашего поведения, в основе которой —

важные для человека ценности. Во 2 абзаце мысль развивается: нравственность —

самостоятельный выбор определённых ценностей. А в 3 абзаце содержится

утверждение: сделать нравственный выбор человека заставляет совесть.

Опираясь на микротемы текста, можем составить его план:
План

1. Нравственность – система правил поведения человека, в её основе – значимые для человека ценности.

2. Нравственность – самостоятельный выбор этих ценностей.

3. Сделать правильный выбор человека заставляет совесть.

нравственное – безнравственное поведение, самостоятельный выбор, совесть

определяет, что есть нравственность, что она значит для человека; совесть – важная

сила, которая обеспечивает нравственное поведение». Концовка создает впечатление

Типы композиции текста

к уже сказанному (спираль);

отдельных моментов изложения событий;

Структура текста и тип его композиции зависят еще от типа речи (текста), от его жанра и стиля.

Виды смысловой связи предложений в тексте

Особенностью текста является его связность. Каждое следующее предложение строится на базе предыдущих. Причем, связанными могут быть не только предложения, расположенные рядом, но и отделенные друг от друга одним или несколькими предложениями. При этом смысловые отношения между предложениями различны: одно предложение может быть противопоставлено содержанию другого, или второе раскрывает смысл первого предложения, или следующее предложение поясняет один из членов предыдущего – и т.д. Т.о., любой текст представляет собой соединение предложений по определенным правилам.

Различают такие виды связи между предложениями в тексте:

последовательная или цепная;

— параллельная;

Ассоциативная.

Последовательная (цепная) связь. При этой связи каждое следующее предложение по содержанию зависит от предыдущего: мысль, высказанная в предыдущем предложении, развивается, конкретизируется, расширяется в следующем. Предложения же связываются между собой путем повтора ключевого слова, несущего основную информацию, замена его синонимом, синонимическим оборотом, местоимением; повтор того или иного члена предложения.

Например: 1.Ежей на территории Украины известно четыре вида. 2.Из этих четырех видов самый известный европейский ёж. 3.Его часто можно встретить в лесу, роще, в парке. 4.Зверек мил и доверчив, чем вызывает симпатию у человека.

В этом тексте каждое следующее предложение последовательно дополняет информацию предыдущих, при этом используются повторы и замены местоимением и синонимом:

ёж (повтор ключ.слова). – 3. Его (замена ключ.слова местоимением)

Параллельная связь. При этой связи предложения не сцепляются одно с другим, а сопоставляются (или противопоставляются). Ключевая информация содержится в первом предложении, а несколько последующих уточняют и дополняют её (т.о., последующие предложения зависят по смыслу от первого).

Особенности этого вида связи: одинаковый порядок слов в предложениях, соотнесенность форм сказуемых.

Например: 1. Белка – очень красивое животное. 2. Летом она рыжая. 3. Зимой белка серая. 4. Но зверек всегда хорош: ловкий, грациозный, изящный.

Параллельная связь между частями текста может сочетаться с элементами цепной связи, которые в таких случаях не являются основными. И наоборот, при цепной связи иногда используются элементы связи параллельной, которые в этом случае тоже носят частный характер.

Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 3004 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Средства связи предложений в тексте

Содержание:

Традиционно текст понимается как часть письменного или устного материала в его первичной форме (в отличие от перефразирования или резюме). Это может быть 1-2 слова (табличка-указатель) или объемное произведение, такое как роман.

Чтобы объединить все предложения в текст, используются два способа связи:

Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть картинку Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Картинка про Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста

Часто в больших текстах оба вида связи не встречается поодиночке, выбор делается исходя из целей и задач автора. Для создания используются лексические, морфологические и синтаксические средства.

Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть картинку Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Картинка про Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста

Лексические средства

Морфологические средства

Синтаксические средства

Теперь стало понятно, что средства связи – служебные части речи, так и самостоятельные. Рассмотрим их подробнее.

Служебные части речи

Частица

Конкретизирует, выделяя оттенки значения, нужна для образования степеней сравнения прилагательных и наречий, а также условного и повелительного наклонения глагола. Различают несколько видов частиц:

Союз

Необходим для связи слов в предложении или простых предложений в составе сложного. Союзы разделяют на:

Самостоятельные части речи

Местоимения

Наречия

Неизменяемая часть речи, обозначающая признак действия, иногда предмета.

Источник

Средства связи предложений в тексте

теория по русскому 🐻 культура речи

Смысловая и грамматическая связность – один из важнейших признаков текста. Она проявляется в последовательности и логичности изложения, обеспечиваемой специальными средствами связи между отдельными частями текста.

Выделяются лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте.

Лексические средства

Далее тропинка обрывалась. Деревья, казалось, стояли сплошной стеной.

Зависть развивается прежде всего там, где вы сам себе чужой. Зависть развивается прежде всего там, где вы не отличаете себя от других. Завидуете – значит, не нашли себя. (Д.С. Лихачёв)

Повторы формы слова

Над посёлком плыло тёмное небо с яркими иглистыми звёздами. Такие звёзды бывают только осенью. (В.П. Астафьев)

Повтор однокоренных слов

На суде убийца упорно отрицал свою вину. Всё говорило против него, и убедиться в его виновности было так же нетрудно, как в том, что земля чёрная. (А.П. Чехов)

Синонимы и синонимические замены (контекстуальные синонимы, синонимические и описательные обороты и родо-видовые обозначения)

Построили шоссе. Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей. (Ф.А. Абрамов)

Антонимы (в том числе контекстуальные)

На работе этот человек был серой мышкой. Дома же в нём просыпался лев.

Слова и словосочетания со значением логических связей предложений и резюмирующие слова: вот почему, поэтому, из этого следует, в заключение и т.п.

Морская вода содержит много соли. Вот почему она непригодна для питья.

Морфологические средства

Союзы, союзные слова и частицы в начале предложений

Перестанешь учиться – не сможешь и учить. ИБО знания всё растут и усложняются. (Д.С. Лихачёв)

Всем очень понравился спектакль. Только Ирина, как всегда, была чем-то недовольна.

Личные, притяжательные и указательные местоимения

Призыв об охране лесов должен быть обращён прежде всего к молодёжи. Ей жить на этой земле, ей и украшать её. (Л.М. Леонов)

Может ли злодей-убийца Сальери быть гением? Оттого что он отравитель, разве музыка его стала хуже? (Д.А. Гранин)

Далёким, милым дёрганьем кричали коростели. Эти коростели и закаты незабываемы; чистым видением сохранились они навсегда. (Б.К. Зайцев)

Наречия времени и места

Образ уточняет своё значение благодаря контексту и становится полностью понятным только в конце стихотворения: «Потому что над всем, что было, колокольчик хохочет до слёз». Здесь вступает в силу тема иронии судьбы – судьбы, смеющейся над преходящими явлениями человеческой жизни. (Д.С. Лихачёв)

Единство временных форм глаголов-сказуемых

Показалось солнце. Листья заблестели в его лучах.

Использование степеней сравнения прилагательных и наречий

Поле было огромным. Больше него я в своей жизни ничего не видел.

Синтаксические средства

Синтаксический параллелизм (сходное построение рядом стоящих предложений)Мария сидела в кресле. Собака лежала на полу рядом.
Парцелляция (членение одного большого предложения на несколько неполных)Чтобы быть счастливым в жизни, нужно иметь доброе сердце, высокую душу. Хороший характер.
Неполные предложения – Знаете, о чём мы спорили? – О литературе, музыке, живописи.
Вводные словаВо-первых, он лучший в городе врач. А во-вторых, он великолепно играет на фортепьяно.
Прямой и обратный порядок словЭтот день ему никогда не забыть. Не забыть никогда, как вся его жизнь в одно мгновенье полетела под откос.

Стоит помнить, что указанные средства связи варьируются в зависимости от темы текста, формы повествования, авторского стиля и т.д. Связь между предложениями может быть как между рядом стоящими предложениями, так и удалёнными друг от друга. Связь между отдельными членами предложения следует отличать от связи между частями сложного предложения.

Смысловые и грамматические средства связи предложений в тексте являются основой для разграничения двух основных видов связи предложений в тексте: цепной и параллельной.

Цепная (последовательная) связь отражает последовательное развитие мысли, действия, события. Подобная связь обеспечивается в тексте за счёт «сцепки» между новым и предшествующим предложениями. Средствами связи в таком случае выступают повтор, синонимические замены, местоимения, союзы.

Каждое последующее предложение связывается с предыдущим с помощью синонимической замены и использования личных местоимений.

При параллельной связи предложения не связываются между собой, а сопоставляются или противопоставляются. Параллельная связь основывается на схожих по структуре предложениях, в которых обычно употребляются одинаковые по времени и виду глаголы-сказуемые. Первое предложение при параллельной связи становится «зачином» для всех последующих, которые будут раскрывать мысль первого, конкретизировать его. Основными средствами связи будут синтаксический параллелизм, вводные слова, наречия места и времени.

Оба приятеля нисколько не походили друг на друга. Хорь был человек положительный, практический, административная голова, рационалист; Калиныч, напротив, принадлежал к числу идеалистов, романтиков, людей восторженных и мечтательных. Хорь понимал действительность, то есть: обстроился, накопил деньжонку, ладил с барином и с прочими властями; Калиныч ходил в лаптях и перебивался кое-как. (И.С. Тургенев «Хорь и Калиныч»)

Все последующие предложения раскрывают значение первого и имеют схожую структуру, подчёркивая противоположность героев.

Источник

Разновидности средств связи предложений в тексте

Синтаксис рассматривает текст как несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Средства связи предложений в тексте выражаются несколькими категориями.

Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Смотреть картинку Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Картинка про Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста. Фото Что такое грамматическая связь между смысловыми частями текста

Смысловая связь между предложениями определяется основной мыслью (идеей). Грамматическая связь бывает цепной и параллельной. Часто встречается сочетание цепной и параллельной связи — параллельно-цепная. Рассмотрим подробнее.

Цепная связь предложений в тексте

Цепной (последовательной) называется такая связь между предложениями в тексте, когда они образуют смысловую цепочку, при этом каждое следующее «звено» (т. е. предложение) продолжает по смыслу предыдущее.

В таких случаях предложения могут быть связаны с помощью лексических и грамматических повторов: повторения каких-либо слов, замены их синонимами, местоимениями, перифразой, каким-либо соответствием, ассоциацией, одинаковыми формами членов предложения и т. п.:

Москва очень похорошела. К ней не применим печальный закон времени — она делается старше по возрасту, но моложе и красивее по внешнему виду. Мне это особенно приятно: я провёл в Москве своё детство и юные годы (А. Куприн).

Характерные признаки цепной связи

(1) Прошло несколько лет, и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (2) Я вспомнил дочь старого смотрителя и обрадовался при мысли, что увижу её снова. (3) Но, подумал я, старый смотритель, может быть, уже сменён; вероятно, Дуня уже замужем. (4) Мысль о смерти того или другого также мелькнула в уме моём, и я приближался к станции *** с печальным предчувствием (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Вывод: связь между предложениями — цепная.

Параллельная связь предложений в тексте

Параллельной называется такая связь между предложениями в тексте, когда они содержат перечисление, сопоставление или противопоставление взаимосвязанных действий, событий, явлений:

В полночь, когда я закончил все сборы и вышел во двор посмотреть на погоду, над кровлей ровно гудел ветер. Ярко и чисто сияло далёкое созвездие из пяти белых холодных звёзд. Прозрачные белёсые облачка быстро набегали, и казалось, что весь двор несётся куда-то в чёрную тьму в гудении ветра (По Н. Никонову).

Характерные признаки параллельной связи

(1) На другой день, ни свет ни заря, Лиза уже проснулась. (2) Весь дож ещё спал. (3) Настя за воротами ожидала пастуха. (4) Заиграл рожок, и деревенское стадо потянулось мимо барского двора (А. Пушкин).

Определим средства связи между предложениями:

Большую роль в образовании связи между предложениями в тексте играют союзы, различные частицы, вводные слова и др.

Как определить идею текста?

Поскольку смысловая связь между предложениями определяется идеей, то нужно уметь находить основную мысль.

Идея – это то, что хотел сказать автор по выбранной теме.

Проведем аналогию. Предположим, вы хотите построить дом. Дом – предмет вашего авторского внимания, то есть тема, которая включает в себя и задачу: дом надо построить. Далее вы продумываете, какой будет внешний вид дома, какие функции он должен выполнять, сколько денег будет стоить.

И это обдумывание соотносится с целью, которую вы себе поставили, решив строить дом. Чего вы хотите: тепла? красоты? удивить соседей? Вот эта поставленная цель вместе с задачей и будет идеей постройки дома.

Так и с текстом: автор должен наперед знать тему и поставить себе задачу высказаться по этой теме. В эту задачу может входить передача информации, или же автор хочет показать свое отношение к определенному предмету или явлению действительности, или же поставить злободневные вопросы.

Решая задачу, автор одновременно обозначает для себя круг проблем, которые волнуют его по данной теме, и формулирует свое, лично ему присущее отношение к этим проблемам — авторскую позицию. Представление читателю круга проблем в оформлении авторской позиции есть цель автора и идея его текста.

Чтобы увидеть идею, нужно научиться анализировать авторскую позицию, выходя таким образом в круг проблем, которые есть в тексте. Для этого надо:

Идея может содержать четкую основную мысль текста как некий авторский вывод.

Идея объемных и композиционно сложных публицистических и художественных произведений вытекает из комплекса проблем, которые писатель ставит перед собой и читателем, или проблематики произведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *