Что такое композиция текста
Композиция текста — структура, типы, особенности
Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.
Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.
Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.
Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.
1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.
2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.
3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).
4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.
5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.
6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.
7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.
8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.
Так или иначе, композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.
Более известны в школьной практике такие основные ее части, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка)
Типовая композиция текста по Квинтилиану предполагала последовательное изложение материала речи. Однако одним таким видом построение текстов не ограничивается.
Типы композиции текста
«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»
Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);
Жанровые виды композиции
В зависимости от жанра текста она может быть:
Наша краткая презентация по этой теме
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)
Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении
Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.
Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.
Работа над композицией текста.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.
Композиционные элементы
Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок. В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, чтобы передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?
Описание – это картинка. Здесь ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?
Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).
Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности.
Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы. Каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).
Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.
Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.
Сюжет повествования – это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.
Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.
Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.
Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста
Содержание:
Текст кажется сложной композиционной структурой, многослойной и неделимой на отдельные части. Однако, если знать несколько секретов, будет понятнее и легче анализировать авторский текст и писать самому.
Членимость – ключевой признак текстов. Абсолютно любой текст современной и классической литературы можно расчленить на темы, предложения, слова.
С другой стороны, текст целостен. Тема – вот что объединяет текст. Текст повести или романа часто сложно составить по одной теме, поэтому автор делит текстовое полотно на микротемы. Их легко найти – это абзацы, сложив которые, читатель приходит к пониманию макротемы. Тема выражается в заголовке, если такового нет, можно пересказать текст, что называется, в двух словах определить, это и будет тема.
Определиться с темой поможет метод ключевых слов. Они также на поверхности – автор регулярно повторяет их в тексте. Простой подсчет частотности, однако, не самый надежный метод.
Композиционная целостность
В структуре композиции всегда выделают:
Именно предложения делят текст на отрезки и в то же время обеспечивают его связность. В каждом предложении есть уже известная читателю информация и новая. Это заметно на примере способов связи предложений в тексте. Способов два – цепной и централизованный. А средств три: лексическое, морфологическое, синтаксическое.
Практика ЕГЭ по русскому языку:
ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА
• линейная — последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку;
• ступенчатая — последовательный переход от одного элемента текста к другому,
• концентрическая — переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спираль);
• параллельная — сопоставление положений, фактов, событий;
• дискретная — изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий;
• кольцевая — возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное;
• контрастная — резкое противопоставлении двух частей текста.
Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами.
Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.
Основная мысль — это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».
Проблема текста — это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.
Проблематика — несколько проблем, затронутых в тексте.
Ключевые слова текста — наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свёртывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.
1. Прочитайте текст.
Ценность искусства, как и ценность мистических восторгов, познаётся по результатам. Если оно может доставить только удовольствие, пусть даже духовного порядка, значение его не велико, вернее — не больше, чем значение дюжины устриц и бутылки бургундского. Если оно утешает, это другое дело: мир полон неизбежного зла, и хорошо, если у человека есть убежище, куда он время от времени может скрываться, но не затем, чтобы уйти от зла, а затем, чтобы набраться новых сил и сносить зло более стойко. Ибо искусство, если мы хотим его числить среди великих ценностей жизни, должно учить смирению, терпимости, мудрости и великодушию. Ценность искусства — не красота, а правильные поступки.
Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.
А1. Темой текста является:
2) ценность искусства;
А2. Какова основная мысль текста?
1) Красота спасёт мир;
2) искусство — великая ценность жизни;
3) ценность искусства в том, что оно учит правильным поступкам;
4) искусство ценно не более хорошей еды.
2. Прочитайте текст.
Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение.
Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.
Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.
Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.
А1. Темой текста является:
2) красота и безобразие;
4) красота всех возрастов.
А2. Какова основная мысль текста?
1) Красивыми бывают лишь юные;
2) всё в жизни относительно;
3) у каждого возраста своя красота;
4) красота тела с возрастом уходит.
3. Прочитайте текст и выполните задания.
А1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
1) Футурологи говорят, что климатические изменения на Земле не только могут носить постепенный характер, но и характеризоваться катастрофическими сдвигами, которые потребуют чрезвычайных мер реагирования.
2) Двадцать лет назад представители группы ООН по изучению климата объявили, что начиная с 2000 года климатические изменения станут заметными.
3) Некоторые скептики относят потепление климата, наступившее в результате деятельности человека, к числу мифов.
4) Из-за сложностей анализа глобальных изменений температуры некоторые учёные до сих пор не признают потепление фактом.
А2. 1 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении?
4. Прочитайте текст.
На протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры необходимы были как минимум два человека. И лишь совсем недавно в этом вопросе произошла, без преувеличения, грандиозная революции: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения. Практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры и стали доступны любому как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.
Основы новых игровых возможностей были заложены и созданы в основном усилиями специалистов технического плана.
В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?
1) Автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.
2) Практически все придуманные за тысячи лет игры были в последние годы перенесены на компьютеры и стали доступны как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.
3) Долгое время для игр необходимы были как минимум два человека, но в недавнее время все игры были перенесены на компьютер и стали доступны любому.
4) Усилиями специалистов технического плана практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры.
5. Прочитайте текст.
(1) Моё знакомство с Анастасией Ивановной Цветаевой длилось почти семнадцать лет.
(2) А в начале апреля 92 го, когда ей было 97, за полтора года до её смерти, возникла идея ехать летом в Голландию, откуда прислали приглашение на конгресс писательниц-женщин и международную книжную ярмарку.
(3) Всё дальнейшее напоминало сказочный сюжет. (4) Перелёт из Москвы на борту королевского авиалайнера, с красным вином в небесах, её чтением стихов. (5) Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и верёвкой. (6) Почтительный портье внёс его в номер, и вещи, нисколько не страдающие комплексом неполноценности, были извлечены оттуда и заняли место на полках шкафов. (7) Смуглая индонезийка, прибиравшая ежедневно, только таращила от изумления ореховые глаза, не зная, как поступить с рассыпанными на коврах гомеопатическими шариками или алюминиевой мятой кружкой, должно быть привезённой ещё из ссылки.
(8) И вот огромный выставочный зал с тысячами книг, среди которых мелькнула обложка с лицом Марины. (9) И главный сюрприз: зрительный зал человек на пятьсот на втором этаже, где ей предстояло выступать.
(10) Как сейчас вижу её чуть согбенную фигуру. (11) Постукивая палкой, в элегантном светлом костюме она поднялась по крутым деревянным ступеням на сцену. (12) Проводив её, я поспешил занять место в зале, но она настойчиво попросила, чтобы я сидел рядом. (13) Так я оказался перед тысячью глаз, в фокусе телекамер. (14) Неуютностъ моего положения возмещалась, однако, возможностью наблюдать реакцию зала.
(21) Мне казалось, что зал она не видит и мощное его дыхание едва ли слышит. (22) Скорее только догадывается о том, что она в центре внимания, — по яркому свету юпитеров. (23)Как передать эту атмосферу разрастающейся любви? (24) Слушая её, публика неистовствует, руки будто сами по себе аплодируют, тогда как лица просветлены и всем уже ясно, что если Марина гениальна, то Анастасия по меньшей мере феноменальна.
(25) Больше часа продолжалось её выступление. (26) Лента в моём магнитофоне остановилась, и в напряжённой тишине, с которой зал слушал её, неловко было щёлкать крышкой и переворачивать кассету. (27) Теперъ жалею об этом, потому что шквал аплодисментов остался незаписанным. (28) Но до сих пор в ушах звучат неутихающие плещущие звуки. (29) Люди стояли в проходах, не расходились, а потом возникло стихийное движение к сцене, словно каждому хотелось убедиться, что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения, а вполне реальный человек. (30) Возможно, это был час её триумфа.
Выполните задания А1 — А7.
А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор говорит, что «. Анастасия по меньшей мере феноменальна»?»
1) У неё были разные оттенки голоса.
2) Она не стеснялась пользоваться старыми, но дорогими для неё вещами.
3) Она обращалась «на Вы» к собакам.
4) Вокруг неё создавалась «атмосфера разрастающейся любви».
А2. Почему рассказчик, говоря о вечере выступления Анастасии Цветаевой, назвал своё положение «неуютность»?
1) Анастасия Ивановна настояла на том, чтобы рассказчик сидел рядом с ней на сцене.
2) Его смущала бурная реакция зрителей на выступление Анастасии Ивановны.
3) Ему неудобно было поменять ленту в магнитофоне.
4) Люди вокруг не говорили по-русски.
А3. Как характеризует реакцию публики на выступление Анастасии Цветаевой информация, заключённая в предложениях 23—30?
1) Публика была весьма сдержанна.
3) Люди восхищались Анастасией Цветаевой больше, чем её сестрой Мариной.
4) Публика мало поняла из её выступления, так как мало кто говорил по-русски.
А4. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 29 называет Анастасию Ивановну «комком жизни и стойкости»?»
1) о желании автора передать впечатление от выступления А. Цветаевой более образно.
2) о стремлении показать, что этот человек прожил очень трудную жизнь, но выстоял и не сломался.
3) о том, что далеко не каждый в возрасте 97 лет отважится на перелёт в другую страну, что и восхищает автора.
4) о том, что именно стойкость характера помогала А. Цветаевой выступать публично, что и хотел выразить автор.
А5. Почему, рассказывая о выступлении А. И. Цветаевой в Амстердаме, Ю. Гурфинкель говорит: «Возможно, это был час её триумфа»?
1) Автор думал, что более удачных выступлений у Анастасии Ивановны не было.
2) Автор понимает, что в этот час публика ликовала.
3) Автор допускает, что это было самое яркое выступление в жизни писательницы.
4) Автор считает А. И. Цветаеву человеком, преодолевшим все невзгоды.
А6. Какие слова в тексте можно считать ключевыми?
1) атмосфера любви, аплодисменты, сцена;
2) выставочный зал, книги, публика;
3) 97 лет, писательница, Амстердам;
4) А. И. Цветаева, конгресс, триумф.
А7. Как характеризует А. И. Цветаеву информация, заключённая в предложениях 5—7?
1) Анастасия Ивановна дорожила своими вещами.
2) Она была независимой, не думала о мнении окружающих, а делала то, что любила.
3) Писательница была консервативной.
4) Она была надменной и могла не подчиняться общепринятым нормам.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.