Что такое композиция текста

Композиция текста — структура, типы, особенности

Композиция – строение, расположение и соотношение составных частей текста, обусловленное его содержанием, проблематикой, жанром и назначением.

Композиция текста — это способ его построения, связи его частей, фактов, образов.

Знаменитому римскому ученому Марку Фабию Квинтилиану принадлежит честь разработки теории композиции речи. Квинтилиан выделил восемь частей в речи оратора. Композиция речи, им разработанная, вошла в практику позднейшей риторики.

Итак, восемь частей композиции по Квинтилиану.

1. Обращение. Его цель — привлечь внимания аудитории и расположить ее к оратору.

2. Именование темы. Оратор называет то, о чем будет говорить, настраивает слушателей на предмет, заставляет их вспомнить то, что им известно, и готовит их к углублению в предмет.

3. Повествование состоит из описания истории предмета (как возник вопрос, который подлежит разрешению, и как сложилось само дело).

4. Описание. Рассказ о том, каково дело в настоящий момент.

5. Доказательство состоит из логических аргументов, обосновывающих решение проблемы.

6. Опровержение. Доказательство от противного. Допускается иная точка зрения на предмет, которую оратор и опровергает.

7. Воззвание. Обращение к чувствам слушателей. Цель- вызвать эмоциональный отклик аудитории. Занимает предпоследнее место в структуре речи, потому что люди обычно более склонны выносить суждения, основываясь на эмоциях, а не на логике.

8. Заключение. Краткое изложение всего сказанного и выводы по обсуждаемому делу.

Так или иначе, композиция устной речи, предложенная Квинтилианом, с устных текстов перешла на письменные и в какой-то степени вошла в практику многих жанров публицистических, научных, художественных текстов.

Более известны в школьной практике такие основные ее части, как вступление (зачин) — основная часть — заключение (концовка)

Типовая композиция текста по Квинтилиану предполагала последовательное изложение материала речи. Однако одним таким видом построение текстов не ограничивается.

Типы композиции текста

«Чацкий и Молчалин», «Онегин и Ленский», «Сестры Ларины»

Так, например, неполный повтор зачина в стихотворении А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» дает возможность осмыслить сказанное поэтом как жизненное противоречие словам «И повторится все как встарь» в концовке текста.);

Жанровые виды композиции

В зависимости от жанра текста она может быть:

Наша краткая презентация по этой теме

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша Библиотека»)

Источник

Композиция в литературе: что это такое, виды, элементы композиции в литературном произведении

Что такое композиция текста. Смотреть фото Что такое композиция текста. Смотреть картинку Что такое композиция текста. Картинка про Что такое композиция текста. Фото Что такое композиция текста

Что такое композиция текста. Смотреть фото Что такое композиция текста. Смотреть картинку Что такое композиция текста. Картинка про Что такое композиция текста. Фото Что такое композиция текста

Сначала описываются финальные сцены сюжета. Дальнейшие эпизоды помогают понять, что к этим событиям привело. Такой прием Н. Г. Чернышевским использовал в произведении «Что делать?». Нередко инверсионная композиция используется авторами детективов. Книга открывается сценой преступления, а расследование следует далее. Рассказчик как бы замыкает петлю, проводя читателя сквозь подробности — и обратно, к изначальным событиям, которые теперь могут восприниматься совсем иначе.

Автор знакомит читателя с миром каждого из персонажей; причем каждый из этих миров равноценен и не может быть исключен из текста. Яркий пример полифонии — «Имя Розы» Умберто Эко. Родоначальником полифонической композиции в литературоведении считается Ф. М. Достоевский.

Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Например, в конце «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина старуха остается у разбитого корыта — с чем, собственно, она и была в начале истории.

Источник

Работа над композицией текста.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В переводе с латыни «композиция» означает «сочинение» или «составление». Композиция – это расположение частей художественного произведения в определённом порядке. Это также совокупность различных форм и способов художественного изображения, которая обусловлена непосредственно содержанием того или иного текста. Именно поэтому ошибочно называть композицией просто цепочку эпизодов и сцен, которые образуют повествование.

Композиционные элементы

Повествование – это некий рассказ, включающий в себя действия. Это то, что можно пересказать и проиллюстрировать серией картинок. В этой части произведения будет много глаголов и деепричастий, чтобы передать динамику происходящего? Ключевой вопрос: что случилось?

Описание – это картинка. Здесь ничего не меняется и ничего не происходит. Однако вы детально вместе с автором исследуете лицо героя или помещение, в котором он находится. Автор выступает в качестве художника, у которого вместо привычных красок – могущественное слово. Ключевой вопрос: какой?

Диалог – разговор двух персонажей (или разговор с самим собой при условии, что кто-то кому-то отвечает). Через диалоги хорошо передаётся столкновение двух точек зрения. Через них же раскрывается и личность того или иного героя (существует ещё такое понятие, как речевая характеристика).

Монолог – речь одного персонажа, которая не получает или не требует ответа. Классический вариант – плач Ярославны. Именно через монолог передаются мысли героя, его потаённые желания и потребности.

Система образов – это все образы произведения, которые между собой взаимосвязаны и взаимодействуют. Сюда можно отнести главных героев и второстепенных, ищущих счастья и спешащих ответить на важные вопросы. Каждое произведение обладает своей уникальной системой, которую автор выстраивает в зависимости от своего замысла (целей, которые он перед собой ставит).

Вставные рассказы – это то, что называется рассказом в рассказе. Например, притча, которую рассказывает Пугачёв Петру Гринёву из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Обычно вставной рассказ не только помогает узнать что-то в плане событий, но и раскрывает личность героя, помогает понять его внутренний мир. Так с помощью уже упомянутой притчи мы понимаем, почему Пугачёв выбрал отчаянный и разгульный образ жизни: лучше отведать свежей крови, нежели всю жизнь питаться мертвечиной. Вечный выбор: тлеть долго или сгореть быстро.

Авторские отступления (или лирические отступления) – это те места в тексте, где автор несколько уклоняется от общего повествования и начинает поднимать глубоко личные вопросы. Например, Н.В.Гоголь вписывает в «Мёртвые души» свои известные строки о Руси и тройке, которая всё куда-то несётся. А.С.Пушкин часто увлекается в «Евгении Онегине» и тоже позволяет читателю немного перевести дух и развеяться другими мыслями. В таких отступлениях очень хорошо просматривается личность самого автора, читателю легче понять его, узнать, почувствовать. Да и потом… те же самые лирические отступления бывают не только очень красивыми, но и крайне мудрыми. Лишний повод о чём-то призадуматься.

Сюжет повествования – это цепочка событий, которые и являются содержанием художественного текста.

Пейзаж – уникальное средство для создания воображаемого мира. Мы можем описывать вымышленные города и страны, планеты и галактики. Данный элемент композиции обычно выступает вне сюжета, однако с помощью него передаются главные мысли, создаётся соответствующая атмосфера и раскрывается определённый эпизод.

Портрет – это описание не только внешнего облика героя, но и его внутреннего мира. Без грамотного портрета произведение будет откровенно слабым, а персонажи – картонными.

Источник

Смысловая и композиционная целостность текста. Анализ текста

Содержание:

Текст кажется сложной композиционной структурой, многослойной и неделимой на отдельные части. Однако, если знать несколько секретов, будет понятнее и легче анализировать авторский текст и писать самому.

Членимость – ключевой признак текстов. Абсолютно любой текст современной и классической литературы можно расчленить на темы, предложения, слова.

С другой стороны, текст целостен. Тема – вот что объединяет текст. Текст повести или романа часто сложно составить по одной теме, поэтому автор делит текстовое полотно на микротемы. Их легко найти – это абзацы, сложив которые, читатель приходит к пониманию макротемы. Тема выражается в заголовке, если такового нет, можно пересказать текст, что называется, в двух словах определить, это и будет тема.

Определиться с темой поможет метод ключевых слов. Они также на поверхности – автор регулярно повторяет их в тексте. Простой подсчет частотности, однако, не самый надежный метод.

Композиционная целостность

Что такое композиция текста. Смотреть фото Что такое композиция текста. Смотреть картинку Что такое композиция текста. Картинка про Что такое композиция текста. Фото Что такое композиция текста

В структуре композиции всегда выделают:

Именно предложения делят текст на отрезки и в то же время обеспечивают его связность. В каждом предложении есть уже известная читателю информация и новая. Это заметно на примере способов связи предложений в тексте. Способов два – цепной и централизованный. А средств три: лексическое, морфологическое, синтаксическое.

Практика ЕГЭ по русскому языку:

Источник

ТИПЫ КОМПОЗИЦИИ ТЕКСТА

• линейная — последовательное изложение фактов и событий по хронологическому признаку;

• ступенчатая — последовательный переход от одного элемента текста к другому,

• концентрическая — переход от одного положения к другому с возвращением к уже сказанному (спираль);

• параллельная — сопоставление положений, фактов, событий;

• дискретная — изложение с пропуском, разрывом для создания интриги отдельных моментов изложения событий;

• кольцевая — возврат в конце текста к уже сказанному в его начале, что позволяет читателю по-новому осмыслить сказанное;

• контрастная — резкое противопоставлении двух частей текста.

Абзац — это композиционно-стилистическая единица текста, выделяемая отступом в начале строки (красная строка), отрезок текста между двумя такими отступами.

Анализ текста — разбор воспринятого речевого произведения с целью глубокого и полного понимания его идейного содержания, особенностей языка и стиля, извлечения из него информации о мире, природе, обществе, познании и др., постижения авторского замысла.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте, что описывается, о чём развёртывается рассуждение, это смысловое ядро текста. Текст может включать несколько микротем, то есть составных частей общей темы. Например, темой текста могут быть «Интернет-сообщества», «Телевидение», «Здоровье нации» и др.

Основная мысль — это определённая идея, замысел речевого произведения, то, ради чего оно создаётся. Основная мысль передаёт авторскую позицию, оценку изображаемого. Например, основная мысль текста может быть такой: «Литература запечатлевает образ времени».

Проблема текста — это сложный вопрос, задача, которые требуют разрешения. Проблемой может быть такой вопрос, который не допускает однозначного ответа, например: «Бывает ли абсолютное счастье?», «В чём смысл жизни?», «Что определяет успех в жизни?». Проблемой может быть и разрыв между желаемым и действительным: проблема алкоголизма (мы желаем, чтобы люди не страдали алкогольной зависимостью, но число подверженных этому недугу не снижается); демографическая проблема (мы желаем, чтобы численность россиян не снижалась, рождаемость преобладала над смертностью, в семьях было 2 и более ребёнка, но пока это не так). Таким образом, проблема предполагает наличие противоречия во взглядах, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, между желаемым и действительным.

Проблематика — несколько проблем, затронутых в тексте.

Ключевые слова текста — наиболее важные в содержательном плане лексические единицы. По их перечню можно догадаться, о чём текст, какую тему затрагивает автор. Ключевые слова часто повторяются в данном тексте. Вокруг них группируются синонимы, слова, ассоциативно с ними связанные, и однокоренные слова. Они способны свёртывать информацию, выраженную целым текстом, объединять его основное содержание.

1. Прочитайте текст.

Ценность искусства, как и ценность мистических восторгов, познаётся по результатам. Если оно может доставить только удовольствие, пусть даже духовного порядка, значение его не велико, вернее — не больше, чем значение дюжины устриц и бутылки бургундского. Если оно утешает, это другое дело: мир полон неизбежного зла, и хорошо, если у человека есть убежище, куда он время от времени может скрываться, но не затем, чтобы уйти от зла, а затем, чтобы набраться новых сил и сносить зло более стойко. Ибо искусство, если мы хотим его числить среди великих ценностей жизни, должно учить смирению, терпимости, мудрости и великодушию. Ценность искусства — не красота, а правильные поступки.

Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.

А1. Темой текста является:

2) ценность искусства;

А2. Какова основная мысль текста?

1) Красота спасёт мир;

2) искусство — великая ценность жизни;

3) ценность искусства в том, что оно учит правильным поступкам;

4) искусство ценно не более хорошей еды.

2. Прочитайте текст.

Что касается красоты, то она различна для каждого возраста. Красота юности заключается в обладании телом, способным переносить труды, будут ли они заключаться в беге или в силе, и в обладании наружностью, своим видом доставляющей наслаждение.

Красота зрелого возраста заключается в обладании телом, способным переносить военные труды, и наружностью приятной и вместе с тем внушительной.

Красота старца заключается в обладании силами, достаточными для выполнения необходимых работ, и в беспечальном существовании благодаря отсутствию всего того, что позорит старость.

Выполните задания А1 — А2, выбрав правильный вариант ответа.

А1. Темой текста является:

2) красота и безобразие;

4) красота всех возрастов.

А2. Какова основная мысль текста?

1) Красивыми бывают лишь юные;

2) всё в жизни относительно;

3) у каждого возраста своя красота;

4) красота тела с возрастом уходит.

3. Прочитайте текст и выполните задания.

А1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Футурологи говорят, что климатические изменения на Земле не только могут носить постепенный характер, но и характеризоваться катастрофическими сдвигами, которые потребуют чрезвычайных мер реагирования.

2) Двадцать лет назад представители группы ООН по изучению климата объявили, что начиная с 2000 года климатические изменения станут заметными.

3) Некоторые скептики относят потепление климата, наступившее в результате деятельности человека, к числу мифов.

4) Из-за сложностей анализа глобальных изменений температуры некоторые учёные до сих пор не признают потепление фактом.

А2. 1 Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в четвёртом предложении?

4. Прочитайте текст.

На протяжении многих веков для осуществления полноценного процесса игры необходимы были как минимум два человека. И лишь совсем недавно в этом вопросе произошла, без преувеличения, грандиозная революции: автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения. Практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры и стали доступны любому как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.

Основы новых игровых возможностей были заложены и созданы в основном усилиями специалистов технического плана.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Автоматизация игрового процесса, начавшись с рулетки и «одноруких бандитов», в наши дни дошла до мощных игровых компьютеров, способных обеспечить невиданный ранее цифровой уровень виртуального развлечения.

2) Практически все придуманные за тысячи лет игры были в последние годы перенесены на компьютеры и стали доступны как в виде специальных игровых приставок, подключаемых к обычному телевизору, так и в виде программ, устанавливаемых на персональный компьютер.

3) Долгое время для игр необходимы были как минимум два человека, но в недавнее время все игры были перенесены на компьютер и стали доступны любому.

4) Усилиями специалистов технического плана практически все придуманные за тысячи лет игры были в считанные годы перенесены на компьютеры.

5. Прочитайте текст.

(1) Моё знакомство с Анастасией Ивановной Цветаевой длилось почти семнадцать лет.

(2) А в начале апреля 92 го, когда ей было 97, за полтора года до её смерти, возникла идея ехать летом в Голландию, откуда прислали приглашение на конгресс писательниц-женщин и международную книжную ярмарку.

(3) Всё дальнейшее напоминало сказочный сюжет. (4) Перелёт из Москвы на борту королевского авиалайнера, с красным вином в небесах, её чтением стихов. (5) Номер в фешенебельной гостинице в центре Амстердама, куда бежевый «Мерседес» доставил из аэропорта обшарпанный московский чемодан, перевязанный ремнями и верёвкой. (6) Почтительный портье внёс его в номер, и вещи, нисколько не страдающие комплексом неполноценности, были извлечены оттуда и заняли место на полках шкафов. (7) Смуглая индонезийка, прибиравшая ежедневно, только таращила от изумления ореховые глаза, не зная, как поступить с рассыпанными на коврах гомеопатическими шариками или алюминиевой мятой кружкой, должно быть привезённой ещё из ссылки.

(8) И вот огромный выставочный зал с тысячами книг, среди которых мелькнула обложка с лицом Марины. (9) И главный сюрприз: зрительный зал человек на пятьсот на втором этаже, где ей предстояло выступать.

(10) Как сейчас вижу её чуть согбенную фигуру. (11) Постукивая палкой, в элегантном светлом костюме она поднялась по крутым деревянным ступеням на сцену. (12) Проводив её, я поспешил занять место в зале, но она настойчиво попросила, чтобы я сидел рядом. (13) Так я оказался перед тысячью глаз, в фокусе телекамер. (14) Неуютностъ моего положения возмещалась, однако, возможностью наблюдать реакцию зала.

(21) Мне казалось, что зал она не видит и мощное его дыхание едва ли слышит. (22) Скорее только догадывается о том, что она в центре внимания, — по яркому свету юпитеров. (23)Как передать эту атмосферу разрастающейся любви? (24) Слушая её, публика неистовствует, руки будто сами по себе аплодируют, тогда как лица просветлены и всем уже ясно, что если Марина гениальна, то Анастасия по меньшей мере феноменальна.

(25) Больше часа продолжалось её выступление. (26) Лента в моём магнитофоне остановилась, и в напряжённой тишине, с которой зал слушал её, неловко было щёлкать крышкой и переворачивать кассету. (27) Теперъ жалею об этом, потому что шквал аплодисментов остался незаписанным. (28) Но до сих пор в ушах звучат неутихающие плещущие звуки. (29) Люди стояли в проходах, не расходились, а потом возникло стихийное движение к сцене, словно каждому хотелось убедиться, что этот комок жизни и стойкости не плод их воображения, а вполне реальный человек. (30) Возможно, это был час её триумфа.

Выполните задания А1 — А7.

А1. Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему автор говорит, что «. Анастасия по меньшей мере феноменальна»?»

1) У неё были разные оттенки голоса.

2) Она не стеснялась пользоваться старыми, но дорогими для неё вещами.

3) Она обращалась «на Вы» к собакам.

4) Вокруг неё создавалась «атмосфера разрастающейся любви».

А2. Почему рассказчик, говоря о вечере выступления Анастасии Цветаевой, назвал своё положение «неуютность»?

1) Анастасия Ивановна настояла на том, чтобы рассказчик сидел рядом с ней на сцене.

2) Его смущала бурная реакция зрителей на выступление Анастасии Ивановны.

3) Ему неудобно было поменять ленту в магнитофоне.

4) Люди вокруг не говорили по-русски.

А3. Как характеризует реакцию публики на выступление Анастасии Цветаевой информация, заключённая в предложениях 23—30?

1) Публика была весьма сдержанна.

3) Люди восхищались Анастасией Цветаевой больше, чем её сестрой Мариной.

4) Публика мало поняла из её выступления, так как мало кто говорил по-русски.

А4. Выберите верное продолжение ответа на вопрос: «Почему рассказчик в предложении 29 называет Анастасию Ивановну «комком жизни и стойкости»?»

1) о желании автора передать впечатление от выступления А. Цветаевой более образно.

2) о стремлении показать, что этот человек прожил очень трудную жизнь, но выстоял и не сломался.

3) о том, что далеко не каждый в возрасте 97 лет отважится на перелёт в другую страну, что и восхищает автора.

4) о том, что именно стойкость характера помогала А. Цветаевой выступать публично, что и хотел выразить автор.

А5. Почему, рассказывая о выступлении А. И. Цветаевой в Амстердаме, Ю. Гурфинкель говорит: «Возможно, это был час её триумфа»?

1) Автор думал, что более удачных выступлений у Анастасии Ивановны не было.

2) Автор понимает, что в этот час публика ликовала.

3) Автор допускает, что это было самое яркое выступление в жизни писательницы.

4) Автор считает А. И. Цветаеву человеком, преодолевшим все невзгоды.

А6. Какие слова в тексте можно считать ключевыми?

1) атмосфера любви, аплодисменты, сцена;

2) выставочный зал, книги, публика;

3) 97 лет, писательница, Амстердам;

4) А. И. Цветаева, конгресс, триумф.

А7. Как характеризует А. И. Цветаеву информация, заключённая в предложениях 5—7?

1) Анастасия Ивановна дорожила своими вещами.

2) Она была независимой, не думала о мнении окружающих, а делала то, что любила.

3) Писательница была консервативной.

4) Она была надменной и могла не подчиняться общепринятым нормам.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2021 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *