Что такое нелинейные тексты
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Михайлова Тамара Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».
Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).
4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
– наличие в тексте визуальных акцентов;
– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:
Понимание содержания текста;
Примеры работы с нелинейными текстами:
1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.
Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.
2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
В каком направлении едет пассажир?
Какой номер маршрута автобуса?
Какова стоимость билета?
Какое место занимает пассажир?
Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
3. Определите, что объединяет изображения.
Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.
О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.
4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:
Где находится Литературный квартал?
Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?
Как называется мероприятие?
Найди способы доехать до Литературного квартала.
Как попасть на городской праздник книги и чтения?
Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?
Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?
Какой вид текста перед нами?
Докажите, что данный текст – это комикс?
Чему обрадовался котенок?
Как ты думаешь почему?
Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
– обучать интепретации текста.
Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.
1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).
2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.
Комментарии
Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020
Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Михайлова Тамара Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска
Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»
Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».
Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).
4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
– наличие в тексте визуальных акцентов;
– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:
Понимание содержания текста;
Примеры работы с нелинейными текстами:
1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.
Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.
2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
В каком направлении едет пассажир?
Какой номер маршрута автобуса?
Какова стоимость билета?
Какое место занимает пассажир?
Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
3. Определите, что объединяет изображения.
Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.
О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.
4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:
Где находится Литературный квартал?
Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?
Как называется мероприятие?
Найди способы доехать до Литературного квартала.
Как попасть на городской праздник книги и чтения?
Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?
Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?
Какой вид текста перед нами?
Докажите, что данный текст – это комикс?
Чему обрадовался котенок?
Как ты думаешь почему?
Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
– обучать интепретации текста.
Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.
1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).
2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.
Комментарии
Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020
Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020
Разница между линейным и нелинейным текстом
В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте пу
Содержание:
В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте путь чтения нелинейный и непоследовательный; таким образом, читатель может выбрать свой собственный путь чтения.
Что такое линейный текст?
Что такое нелинейный текст?
Нелинейный текст противоположен линейному тексту. Как следует из названия, он нелинейный и непоследовательный. Другими словами, читателям не нужно просматривать текст последовательно, чтобы понять его смысл. Этот тип текста имеет множество способов чтения, поскольку последовательность чтения определяют читатели, а не автор текста.
Существует множество определений термина «нелинейный текст». Большинство людей рассматривают тексты с изображениями или графиками вместе с ними как примеры нелинейных текстов. Некоторые примеры включают блок-схемы, диаграммы и графики (например, круговую диаграмму, гистограммы), графические организаторы, такие как карты знаний и карты-истории. Фактически любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста. Например, рассмотрите энциклопедию или телефонный справочник. Мы не читаем их от начала до конца; мы просматриваем их, чтобы получить нужную нам конкретную информацию.
В чем разница между линейным и нелинейным текстом?
Линейный текст относится к традиционному тексту, который необходимо читать от начала до конца, в то время как нелинейный текст относится к тексту, который не нужно читать от начала до конца. Как следует из их названий, линейные тексты бывают линейными и последовательными, в то время как нелинейными и непоследовательными. Таким образом, в линейных текстах существует только один путь чтения, определяемый автором. Однако у нелинейных текстов может быть несколько путей чтения в зависимости от читателей.
Чтобы четко понять разницу между линейным и нелинейным текстом, взгляните на некоторые примеры обоих способов чтения. Некоторые примеры линейных текстов включают романы, стихи, письма, учебники и т. Д. Напротив, блок-схемы, карты знаний, цифровые тексты с гиперссылками и энциклопедии являются некоторыми примерами нелинейного текста. Кроме того, нелинейность позволяет читателям быстрее и эффективнее находить конкретную информацию.
Разница между линейными и нелинейными текстами в основном зависит от их пути чтения. Поскольку линейные тексты имеют последовательный порядок, у них есть только один путь чтения. Однако у нелинейных текстов есть несколько путей чтения, поскольку они не являются последовательными.
Изображение предоставлено:
Что такое нелинейные тексты
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы.
Статья:
Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:
– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);
– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».
Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».
Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».
Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:
1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).
2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).
3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).
4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.
К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:
– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);
– наличие в тексте визуальных акцентов;
– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).
Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.
Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:
Понимание содержания текста;
Примеры работы с нелинейными текстами:
1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.
Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.
2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.
Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:
В каком направлении едет пассажир?
Какой номер маршрута автобуса?
Какова стоимость билета?
Какое место занимает пассажир?
Укажите дату и время отправления автобуса?
Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:
Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?
Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?
Вопрос для интерпретации и обобщения информации:
Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?
Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:
Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.
3. Определите, что объединяет изображения.
Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.
О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.
4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:
Где находится Литературный квартал?
Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?
Как называется мероприятие?
Найди способы доехать до Литературного квартала.
Как попасть на городской праздник книги и чтения?
Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?
Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?
5. Какой вид текста перед нами?
Докажите, что данный текст – это комикс?
Чему обрадовался котенок?
Как ты думаешь почему?
Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?
Особенности нелинейного текста позволяют:
– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);
– работать с разными компонентами текста отдельно;
– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;
– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;
– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;
– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;
– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;
– обучать интепретации текста.
Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.
1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).
2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.