Что такое нелинейные тексты

Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Михайлова Тамара Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»

Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».

Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».

Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».

Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).

2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).

3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).

4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.

К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:

– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);

– наличие в тексте визуальных акцентов;

– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).

Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.

Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:

Понимание содержания текста;

Примеры работы с нелинейными текстами:

1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.

Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:

В каком направлении едет пассажир?

Какой номер маршрута автобуса?

Какова стоимость билета?

Какое место занимает пассажир?

Укажите дату и время отправления автобуса?

Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:

Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?

Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?

Вопрос для интерпретации и обобщения информации:

Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?

Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:

Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.

3. Определите, что объединяет изображения.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.

О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.

4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Где находится Литературный квартал?

Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?

Как называется мероприятие?

Найди способы доехать до Литературного квартала.

Как попасть на городской праздник книги и чтения?

Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?

Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Какой вид текста перед нами?

Докажите, что данный текст – это комикс?

Чему обрадовался котенок?

Как ты думаешь почему?

Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?

Особенности нелинейного текста позволяют:

– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);

– работать с разными компонентами текста отдельно;

– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;

– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;

– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;

– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;

– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;

– обучать интепретации текста.

Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.

1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).

2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.

Комментарии

Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020

Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020

Источник

Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Михайлова Тамара Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МБОУ СОШ № 92 г. Новосибирска

Работа с нелинейным текстом как один из способов формирования и развития «смыслового чтения»

Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».

Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».

Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».

Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).

2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).

3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).

4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.

К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:

– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);

– наличие в тексте визуальных акцентов;

– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).

Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.

Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:

Понимание содержания текста;

Примеры работы с нелинейными текстами:

1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.

Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:

В каком направлении едет пассажир?

Какой номер маршрута автобуса?

Какова стоимость билета?

Какое место занимает пассажир?

Укажите дату и время отправления автобуса?

Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:

Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?

Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?

Вопрос для интерпретации и обобщения информации:

Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?

Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:

Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.

3. Определите, что объединяет изображения.

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.

О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.

4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Где находится Литературный квартал?

Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?

Как называется мероприятие?

Найди способы доехать до Литературного квартала.

Как попасть на городской праздник книги и чтения?

Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?

Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Какой вид текста перед нами?

Докажите, что данный текст – это комикс?

Чему обрадовался котенок?

Как ты думаешь почему?

Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?

Особенности нелинейного текста позволяют:

– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);

– работать с разными компонентами текста отдельно;

– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;

– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;

– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;

– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;

– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;

– обучать интепретации текста.

Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.

1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).

2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.

Комментарии

Наталья опубликовано 18:51 18.08.2020

Михайлова Тамар. опубликовано 15:52 20.08.2020

Источник

Разница между линейным и нелинейным текстом

В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте пу

Содержание:

В ключевое отличие между линейным и нелинейным текстом находится их путь чтения. В линейном тексте читатель может понять текст, читая последовательно, от начала до конца. Однако в нелинейном тексте путь чтения нелинейный и непоследовательный; таким образом, читатель может выбрать свой собственный путь чтения.

Что такое линейный текст?

Что такое нелинейный текст?

Нелинейный текст противоположен линейному тексту. Как следует из названия, он нелинейный и непоследовательный. Другими словами, читателям не нужно просматривать текст последовательно, чтобы понять его смысл. Этот тип текста имеет множество способов чтения, поскольку последовательность чтения определяют читатели, а не автор текста.

Существует множество определений термина «нелинейный текст». Большинство людей рассматривают тексты с изображениями или графиками вместе с ними как примеры нелинейных текстов. Некоторые примеры включают блок-схемы, диаграммы и графики (например, круговую диаграмму, гистограммы), графические организаторы, такие как карты знаний и карты-истории. Фактически любой текст, который не читается от начала до конца, относится к категории нелинейного текста. Например, рассмотрите энциклопедию или телефонный справочник. Мы не читаем их от начала до конца; мы просматриваем их, чтобы получить нужную нам конкретную информацию.

В чем разница между линейным и нелинейным текстом?

Линейный текст относится к традиционному тексту, который необходимо читать от начала до конца, в то время как нелинейный текст относится к тексту, который не нужно читать от начала до конца. Как следует из их названий, линейные тексты бывают линейными и последовательными, в то время как нелинейными и непоследовательными. Таким образом, в линейных текстах существует только один путь чтения, определяемый автором. Однако у нелинейных текстов может быть несколько путей чтения в зависимости от читателей.

Чтобы четко понять разницу между линейным и нелинейным текстом, взгляните на некоторые примеры обоих способов чтения. Некоторые примеры линейных текстов включают романы, стихи, письма, учебники и т. Д. Напротив, блок-схемы, карты знаний, цифровые тексты с гиперссылками и энциклопедии являются некоторыми примерами нелинейного текста. Кроме того, нелинейность позволяет читателям быстрее и эффективнее находить конкретную информацию.

Разница между линейными и нелинейными текстами в основном зависит от их пути чтения. Поскольку линейные тексты имеют последовательный порядок, у них есть только один путь чтения. Однако у нелинейных текстов есть несколько путей чтения, поскольку они не являются последовательными.

Изображение предоставлено:

Источник

Что такое нелинейные тексты

Ожидайте

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊

Что такое нелинейные тексты. Смотреть фото Что такое нелинейные тексты. Смотреть картинку Что такое нелинейные тексты. Картинка про Что такое нелинейные тексты. Фото Что такое нелинейные тексты

Аннотация: Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы.

Статья:

Работа с текстом является одним из основных видов деятельности на уроках русского языка и литературы. Важно сформировать «идеального» мыслящего читателя. Так, в документах образования ПООП ООО «Метапредметные результаты» говорится о том, что «они (обучающиеся) смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

– систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

– выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно- символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

– заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты».

Я считаю, что «нелинейный текст» или «несплошной текст» как раз один из таких способов формирования и развития УУД «смысловое чтение».

Что же такое «нелинейный текст»? Это текст, который состоит из нескольких составляющих (вербальной и невербальной: звук, формула, иллюстрация и др.), представляет собой целостный информационный объект и может читаться с «разных точек».

Виды и формы нелинейных текстов разнообразны. Рассмотрим 4 основных группы нелинейных текстов:

1. Графики и диаграммы (графики температуры, изменения климата, диаграмма распространения языков в мире, курсы валют и др.).

2. Таблицы (расписание уроков, таблица данных, прайс, классный журнал).

3. Сочетание текста и иллюстрации (комикс, афиша, реклама, объявление, плакат, инфографика).

4. Другие информационные объекты такие как карты, билеты, буктрейлеры и прочее.

К внешним характеристикам нелинейного текста относятся:

– нетрадиционное представление информации (непоследовательное);

– наличие в тексте визуальных акцентов;

– составляющие: вербальные (текст, подпись, отдельные фразы или слова); невербальные (знак, формула, фотография, рисунок, эмоджи).

Важно, чтобы различные формы представления текста, например, таблицы, схемы и так далее, давались не только в качестве иллюстраций явлениям, законам и теориям, но и требовали осмысления их формы.

Алгоритм работы с нелинейным текстом включает в себя как обязательные компоненты, так и необязательные:

Понимание содержания текста;

Примеры работы с нелинейными текстами:

1. Работа с облаком слов. Для создания Облака слов можно использовать сервис Облако слов или Word.Pro.

Составить облако слов по произведению, выразив свои чувства, или наоборот, дать облако слов и кто больше найдет произведений или угадает, о каком произведении идет речь. Варианты заданий по облаку слов можно варьировать, применяя их как к урокам русского языка, так и литературы. Например, составьте предложения из облака слов или текст.

2. Учебная задача: Изучите внимательно билет, постарайтесь ответить на вопросы.

Вопросы на нахождение информации, данной в явном виде:

В каком направлении едет пассажир?

Какой номер маршрута автобуса?

Какова стоимость билета?

Какое место занимает пассажир?

Укажите дату и время отправления автобуса?

Вопросы для формулирования выводов на основе фактов, данных в тексте:

Из какого города выезжает автобус? Какова конечная остановка?

Определите, сколько времени было у пассажира с момента покупки билета до его посадки в автобус?

Вопрос для интерпретации и обобщения информации:

Каким номером закончится купленный билет последнего пассажира, если известно, что данный билет приобрел шестой пассажир, а вместимость автобуса составляет 34 места?

Вопрос для анализа и оценки содержания, языковых особенностей и структуры текста:

Составь текст СМС сообщения, чтобы пассажира встретили в пункте прибытия.

3. Определите, что объединяет изображения.

Составить словосочетания таким образом, чтобы было понятно значение слова «обращение» в каждом отдельном случае.

О каком языковом явлении свидетельствуют нам изображения.

4. Рассмотри афишу, ответь на следующие вопросы:

Где находится Литературный квартал?

Что будет происходить в Литературном квартале 21 мая?

Как называется мероприятие?

Найди способы доехать до Литературного квартала.

Как попасть на городской праздник книги и чтения?

Составь план своей поездки на городской праздник книги и чтения?

Достаточно тебе информации для того, чтобы посетить мероприятие?

5. Какой вид текста перед нами?

Докажите, что данный текст – это комикс?

Чему обрадовался котенок?

Как ты думаешь почему?

Придумай свой текст описание или повествование на основе данных изображений?

Особенности нелинейного текста позволяют:

– читать текст непоследовательного (т. е не по порядку от начала и до конца);

– работать с разными компонентами текста отдельно;

– использовать фоновые знания школьников, полученные при изучении разных учебных предметов или вне школы, для чтения и понимания нелинейного текста;

– применять разные виды чтения (просмотровое, поисковое, изучающее), как и при работе с линейным текстом;

– преобразовывать как целый текст, так и его части в линейный текст или наоборот;

– использовать нелинейный текст для обучения монологической или диалогической речи;

– использовать нелинейный текст для обучения письменной речи;

– обучать интепретации текста.

Предлагая разнообразные виды текстов, мы задействуем разные мыслительные способности. При работе с нелинейными текстами ученики, прежде всего, учатся понимать разные типы текстов, сопоставлять визуальные знаки с информацией текста, выражать эту информацию в виде записей. Полученные умения, конечно же, пригодятся им в будущем.

1. «Примерная основная образовательная программа основного общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 №1/15) (ред. От 04.02.2020).

2. Галкина Е.А. Работа учащихся с несплошными текстами / Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2014. № 3 (29). с. 36-40.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *