Что такое основная мысль текста 5 класс литература
Урок развития речи в 5-м классе «Текст. Тема и микротема»
1. Тема нашего урока: Текст. Тема и микротема.
Сегодня на уроке мы будем учиться правильно определять тему текста, основную мысль текста, делить текст на абзацы. Это очень важное умение, оно вам поможет успешно сдать экзамены в старших классах. Мы с вами уже знакомились с понятием текст и тема текста. Давайте вспомним, что же такое текст. А для этого выполним следующее задание. Перед вами разноцветные листочки. Скажите, можем ли мы назвать их текстом? Докажите свою точку зрения. Что нужно сделать, чтобы эти предложения стали текстом? Разложите листочки так, чтобы получился текст. (Текст предлагается на отдельных разноцветных листочках).
I. Осенью певчие птицы улетают на юг.
II. Перед дальней дорогой скворцы посидят немного у своих домиков, даже споют на прощание.
III. Хотя в чужих краях и тепло, и сытно, но ни один скворец не будет петь, ни одна скворчиха не будет выводить птенцов.
IV. Все они будут ждать возвращения на родину.
Текст – это группа предложений, связанная темой и основной мыслью.
А что же такое тема текста? Где может быть отражена тема?
2. О чём этот текст? Какова тема данного текста, попробуйте определить. Как можно озаглавить текст?
3. Какова основная мысль данного текста?
Основная мысль текста – то, что хотел сказать нам автор.
Что хотел сказать нам автор Евгений Чарушин? Где может находиться основная мысль текста? Как её можно сформулировать?
Основная мысль текста может находиться:
В чужих краях тепло и сытно, а скворцы не поют и не выводят птенцов. Почему? Докажите свою точку зрения.
Какие пословицы подтверждают наши мысли?
Выпишите по две пословицы, которые отражают основную мысль текста Евгения Чарушина.
Мы с вами определили тему текста и основную мысль. А что же такое микротема? Вспомните слова, которые начинаются с микро.
Микро – это слово греческого происхождения, обычно первая часть сложных слов, обозначает что-то малое, часть чего-то большого. Микроорганизм – маленький организм, микрорайон – часть района, микроклимат – климат на небольшом участке земли в городе, в горах и т.д.
А как вы думаете, что такое микротема?
Запишите в тетрадь
Микротема – часть темы, все микротемы подчинены общей теме, раскрывают её.
Если в тексте есть несколько частей, то каждая из них имеет свою тему, Часто микротема выделяется в отдельный абзац. То есть начинается с красной строки, графически выделяется в тексте. По количеству абзацев можно определить количество микротем.
Прочитайте текст, определите его тему, озаглавьте.
Сколько можно в этом тексте выделить микротем?
Разделите текст на абзацы.
Родиной мы зовём нашу страну потому, что в ней мы родились, потому, что в ней говорят родным для нас языком и всё в ней для нас родное. Родина – это память обо всём, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней, это родная земля со всем, что растёт и дышит на ней. В жизни человека огромную роль играет любовь. Это любовь к своим родителям, к своей семье. Потом это любовь к своей школе, к своему классу, городу или селу. Ещё одна важнейшая ступень – любовь к своему народу, к своей стране. Мы любим нашу Родину. Мы любим её бесконечные равнины, её величавые леса, её большие и малые реки, её города и сёла. Каждый её уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам.
Вывод: Автор текста говорит нам о том, что любовь к родине начинается с любви к своей семье, своему селу, своей школе.
Конспект урока развития речи в 5 классе «Основная мысль текста»
Урок развития речи в 5 В классе
«Тема, основная мысль и структура текста»
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
3. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
конкретизация полученных знаний о тексте;
закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;
обогащение речи обучающихся
Развитие мышления (логического, критического), внимания, памяти.
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
1. Организационный момент
— Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради
2.Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:
(На партах у детей карточки с текстом 1)
— Прочтите текст? Почему записанные на карточках предложения образуют текст?
Тропинка. (название закрыто)
Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.
Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.
Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.
Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.
— Прежде чем ответить на поставленный вопрос, давайте вспомним:
(Эти предложения, связанные по смыслу и грамматически).
(Озаглавить можно «Тропинка»)
Что же отражается в заглавии?
(В заглавии отражается тема текста)
А какова основная мысль данного текста?
Найдите предложение, в котором отражена эта главная мысль. (Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста)
3.Определение темы урока детьми
— Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?
( «Тема, основная мысль и структура текста»)
Да, мы с вами будем обобщать и расширять знания о тексте.
4. Работа по теме урока.
Ответьте на следующие вопросы по записанному тексту:
Тема и основная мысль текста раскрываются постепенно, поэтому он обычно делится на части. В нашем тексте три части. Определите их.
1. Начало (1-е предложение).
2. Основная часть (2-е и 3-е предложения – что
мы видим и слышим, гуляя по тропинке).
3. Заключение (последнее предложение. Оно же
Вывод: все части текста связаны между собой по смыслу (все они раскрывают одну и ту же тему и основную мысль.)
Основные признаки текста (Запись в тетради)
Делимость на части
Работа с текстом 2 (письменно ) (тексты на партах )
Цель: озаглавить, списать текст; определить тему и основную мысль текста.
На самом кр…ю оврага среди ольховых кустов ст..яла м..л..дая верба. Её темно-красные ветки были украшены белыми шелковистыми комочками. Это было самое весёлое, самое наря…ное дер..вце (во) всём переле…ке.
Работа с текстом (устно)
Можно ли этот отрывок назвать текстом?
Назовите основные признаки текста.
Заглавие (Цветущая верба)
тема ( цветущая верба)
связность (верба – она- деревце)
10. Рефлексия.
1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
6.Материал урока мне был
7.Домашнее задание мне кажется
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Урок развития речи в 5В классе по теме «Основная мысль текста». Открытый урок дан в рамках мероприятия «День открытый дверей» в 5-х классах.
Цель урока
Предметная
Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте
Метапредметные задачи
Развитие универсальных учебных действий обучающихся:
Познавательных
Общеучебных:
1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы
2. Искать и выделять необходимую информацию
Логических:
3. Устанавливать причинно-следственные связи
5. Выдвигать гипотезы
6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера
Личностных
1. Уметь слушать и вступать в диалог
2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст
Коммуникативных
1.Проявлять любознательность при получении знаний
2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.
Регулятивных
1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»
2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата
5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели
Предметные задачи
Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку, учебник развития речи Никитиной.
Номер материала: ДБ-260143
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык. 5 класс
Конспект урока
Текст. Тема и основная мысль текста
Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:
Текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью.
Тема текста – это предмет речи; то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить.
1. Рыбченкова Л. М. Русский язык 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. // Рыбченкова Л. М., Александрова О. М., Глазков А. В., Лисицын А. Г. – М.: Просвещение, 2014. – С.10-13.
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вам известно, что текст – это речевое произведение, которое состоит из предложений, объединённых темой и основной мыслью. Все предложения выражают развёрнутую мысль.
У текста есть определённые признаки. Прочитаем стихотворение Владимира Орлова «Живой букварь» и подумаем, почему перед нами текст.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
Пчёлы в поле и в саду
И к тому же в их труде
Всё по справедливости.
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Солнце учит доброте:
Каждый день, зимой и летом,
Дарит нас теплом и светом.
И взамен ни у кого
Не попросит ничего!
У природы круглый год
Нас деревья всех пород,
Весь большой лесной народ
Учат крепкой дружбе.
Все предложения в этом стихотворении объединены общей темой (темой дружбы); раскрывают определённую идею (у природы мы учимся терпению, труду, правдивости, чистоте, доброте, бескорыстности и настоящей крепкой дружбе); предложения расположены в определённой последовательности и связаны между собой (например, первое предложение связано с остальными изменением формы слова учит – учат, однокоренными словами учит – обучает).
Рассмотрим подробнее основную мысль текста (идею). Владимир Орлов объясняет нам, что учиться дружбе нужно у природы, настоящая дружба ничего не требует взамен, то есть бескорыстна, она должна быть чистой, доброй, справедливой. Именно этому нас учит природа: все деревья и весь большой лесной народ.
Проведем лингвистический эксперимент для проверки последовательности и связности предложений. Переставим местами первые два предложения стихотворения:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа:
В этих строках потерялся смысл. Следовательно, предложения в тексте действительно расположены в определённом порядке и связаны языковыми средствами.
Текст может быть большого объёма. В тексте бывает несколько тем. Чтобы раскрыть тему, используют подтемы (по ним мы можем составить план текста). В каждой подтеме есть ключевые слова и предложения, которые являются основными для раскрытия темы (они содержат главную информацию). Остальные предложения (относятся к второстепенной информации) уточняют, поясняют и конкретизируют тему.
Текст бывает не только письменным, но и устным. Строить любое высказывание нужно с учётом основных признаков текста:
При написании изложения и сочинения необходимо опираться на план текста. План помогает структурировать мысль и не позволит отойти от темы.
В подробном изложении необходимо воспроизвести содержание текста, пересказать его точно, последовательно, раскрыть тему так, как это сделал автор, по возможности сохранив языковые особенности текста. Если план составлен хорошо, то он отражает основное содержание текста, помогает сохранить его последовательность; по удачно составленному плану ясно, о чём пойдет речь в тексте, какова тема высказывания.
Составим план по рассказу Михаила Пришвина «Берестяная трубочка».
«Я нашёл удивительную берестяную трубочку. Когда человек вырежет себе кусок берёсты на берёзе, остальная берёста около пореза начинает свёртываться в трубочку. Трубочка высохнет, туго свернётся. Их бывает на берёзах так много, что и внимания не обращаешь. Но сегодня мне захотелось посмотреть, нет ли чего в такой трубочке.
И вот в первой же трубочке я нашёл хороший орех, так плотно прихваченный, что с трудом удалось палочкой его вытолкнуть. Вокруг берёзы не было орешника. Как же он туда попал?
«Наверно, белка его туда спрятала, делая зимние свои запасы, – подумал я. – Она знала, что трубка будет всё плотнее и плотнее свёртываться и всё крепче прихватывать орех, чтоб не выпал».
Но после я догадался, что это не белка, а птица ореховка воткнула орех, может быть, украв из гнезда белки.
Разглядывая свою берестяную трубочку, я сделал ещё одно открытие: под прикрытием ореха поселился – кто бы мог подумать! – паучишко и всю внутренность трубочки затянул своей паутинкой».
В начале текста Пришвин сообщает об удивительной берестяной трубочке, но сразу не говорит почему. Речь идёт об обычной сухой берестяной трубочке, каких много на берёзах. Рассказчику интересно, «нет ли чего в такой трубочке».
Во второй части, которая разделена на два абзаца, писатель размышляет, каким образом орех попал в трубочку, поскольку «возле берёзы не было орешника» (сначала предполагает, что это белка, потом догадывается, что это птица ореховка).
В третьей части сообщается о ещё одном открытии, изумившем писателя: «в этой трубочке поселился – кто бы мог подумать! – паучишко».
По составленному плану можно догадаться, о чём пойдёт речь в изложении, кто действующие лица этой истории, а также узнать, что будет еще одно открытие, связанное с берестяной трубочкой.
Теоретический материал для углубленного изучения
Тему текста необходимо отличать от сюжета. Сюжет – это событие или ряд связанных между собой и последовательно развивающихся событий, которые составляют содержание художественного произведения. Вы, вероятно, слышали такие связанные с этим понятием выражения, как «остросюжетный фильм», «видеосюжеты», «сюжетные картинки».
То, что мы можем пересказать, – это сюжет. Изложение текста – это и есть пересказ порядка событий в том виде, в котором они описаны в художественном произведении.
Тема – это предмет изображения, отправная точка создания любого произведения. Например, тема дружбы, тема предательства, тема счастья. Темы есть в параграфах учебника, сочинения пишутся тоже на определённую тему, есть тема рисунка, тема выступления и так далее.
Примеры разбора заданий из Тренировочного модуля
Основная мысль – это…
а) предмет речи; то, о чём говорится в тексте;
б) главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить;
в) несколько предложений, объединённых по смыслу.
Разбор задания. Вспоминаем, что основная мысль – это главное, в чём хочет убедить автор, что хочет объяснить. Ответ: Б.
Разбор задания. Внимательно читаем первую строчку. Находим связность – один из признаков текста. Затем внимательно читаем вторую строчку. Последовательность – второй спрятанный признак текста.
Урок «Тема и основная мысль текста» 5 класс
Раздел: Текст. Типы речи.
Тема: Текст. Тема и основная мысль текста.
— узнают: что такое текст, его тема и основная мысль, признаки текста, средства связи предложений;
— будут развивать мышление, память, речь.
Приветствие и сообщение целей урока.
Основная часть урока.
Повторение по теме «Виды речи».
Какие виды речи вы знаете?
Из чего состоит наша речь?
Для чего нужна людям речь?
Вы уже сказали, что наша речь состоит из слов, словосочетаний, предложений. Если соединяются два слова по смыслу, то получается словосочетание. Из словосочетаний можно составить предложения. А если соединить предложения, то, что может получиться?
Да. Получится текст. Сегодня мы и поговорим о тексте.
Формирование новых знаний.
А как вы думаете: любые предложения можно объединять в текст?
Да. Только предложения, в которых говорится о чём-то общем, могут образовать текст. Но всегда ли?
Например, сравните два текста.
Книги – наши друзья. Друг в беде познаётся. У тебя есть любимая книга? Читай книги! Книги надо беречь. Много удивительных открытий таит в себе книга.
Книга! Много интересного таят её страницы! Открой книгу! И ты войдёшь в мир сказок, легенд, открытий, путешествий. Книга – настоящее чудо. И это чудо надо беречь.
Ответьте на вопросы:
В каком тексте предложения связаны друг с другом по смыслу?
Какой из них можно назвать текстом?
Вывод: Текст – это совокупность предложений, связанных по смыслу и грамматически.
Смысл определяет основную тему текста. Тема текста – это то, о чём (о ком) говорится в тексте и обычно выражается в заголовке. Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит. Она так же может быть выражена в заглавии текста.
Закрепление знаний и развитие умений и навыков.
Выполнение упражнения № 116.
Задание: Составьте из предложений текст «Случай в лесу». Используйте для его составления такое средство связи, как порядок предложений.
1) Только слышу, как кто-то фыркает и сопит.
2) На опушке леса я отыскал кучу осенних листьев, набил ими полную сумку и отправился домой.
3) Развязываю сумку и заглядываю внутрь.
4) Вдруг слышу: листья в сумке шелестят.
6) Отшатываюсь, а из сумки выскакивает и убегает ёжик.
Подчеркните глаголы, укажите их лицо, число и время.
После выполнения задания предлагается ключ (порядок предложений в тексте): 2), 4), 3), 5), 1), 6).
Отыскал, набил, отправился – ед.ч., прош.вр.;
слышу, развязываю, заглядываю, не вижу, отшатываюсь – 1л., ед.ч., наст.вр.;
шелестят – 3 л., мн.ч., наст.вр.;
фыркает, сопит, выскакивает, убегает – 3 л., ед.ч., наст.вр.
Обсуждение, как составлялся текст.
При построении текста используются основные средства связи предложений в тексте:
— порядок слов в предложениях;
— предложения в нём связаны по смыслу;
— использованы средства грамматической связи предложений: порядок слов в предложениях, повтор слов, местоимения, синонимы и др.
Докажите, что предложения из упражнения № 118 являются текстом.
Признанный мастер реактивного способа передвижения – медуза. Она распускает зонтик, втягивает в него воду, а сама продвигается вперёд или вверх.
Тем же реактивным способом передвигается другое морское животное – кальмар . Он всасывает воду в жабры , затем с силой выталкивает её через особое отверстие. При этом его скорость настолько огромна, что в погоне за добычей кальмар выскакивает из воды и проносится несколько метров над поверхностью.
Объяснить значение выделенных слов.
*** Понятие о ключевых словах.
Отметьте в тексте слова, которые вы считаете главными в тексте.
Почему вы отметили именно эти слова?
Такие слова называются ключевыми .
Что такое текст. Каковы его признаки. Средства связи предложений в тексте. Что такое тема текста и основная мысль.
Составлять текст из предложений, соблюдая все признаки текста. Доказывать: текст это или не текст.
Оценивание работы учащихся на уроке.
В графе «Повторение» ставятся «+» или «-».
В графе «Актуализация» ставится один «+».
В графе «Формирование» ставятся «+» или «-».
В графе «Закрепление» «Упр 116» ставится «+», если задание выполнено верно или «-», если выполнено не верно; «Упр 118», если принимал участие в доказательстве.
Оценка «4» ставится, если учащийся работал лучше чем на «3», но хуже чем на «5».
Домашнее задание: выполнение упражнения № 120; знать, что такое текст, основная мысль текста, основные средства связи предложений в тексте.
З.К.Сабитова, В.К.Павленко «Русский язык» Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. Рекомендовано Министерством образования и науки Республики Казахстан. 3-е издание, переработанное. Алматы «Атам ұ ра» 2015. С.32-35.
М.Р.Кондубаева, В.К.Павленко, Т.А.Абжанова, Ф.Г.Брулева «Русский язык» Методическое руководство для учителей 5 класса Общеобразовательной школы. Алматы «Атам ұ ра» 2015.
«Руководство для учителя» Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. Центр педагогического мастерства. 2014 г.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-501363
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.