Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

ИНФОРМАЦИЯ В ТЕКСТЕ

Белокурова С.П.
Учитель русского языка и литературы
Санкт-Петербург

I. Решаем лингвистические задачи

1. Расшифруйте скрытый смысл высказываний хозяина похоронного бюро «Милости просим» Безенчука и владельцев бюро «Нимфа», обращенных к герою романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» Ипполиту Матвеевичу Воробьянинову. На основании чего вы сделали свой вывод?

– Как здоровье тёщеньки, разрешите узнать?
– Мр-мр-мр, – неопределенно ответил Ипполит Матвеевич и, пожав прямыми плечами, проследовал дальше.
– Ну, дай бог здоровьичка, – с горечью сказал Безенчук, – одних убытков сколько несем, туды его в качель!
У врат похоронного бюро «Нимфа» Ипполита Матвеевича снова попридержали. Владельцев «Нимфы» было трое. Они враз поклонились Ипполиту Матвеевичу и хором осведомились о здоровье тещи.
– Здорова, здорова, – ответил Ипполит Матвеевич, – что ей делается!
Три «Нимфы» переглянулись и громко вздохнули.

2. Восстановите «утаенное» авторами рекламного объявления смысловое звено.

«Наши ноутбуки – законодатели моды! Наши ноутбуки – для тех, кто ценит престиж, качество, стиль и надежность. А если Вы не готовы на такие траты, приходите в наш компьютерный салон. Опытные специалисты дадут Вам все необходимые консультации и предложат ноутбуки ведущих мировых производителей на любой вкус».

3. Какой зашифрованный намек содержит пушкинская характеристика Онегина? Какое средство выразительности, позволяющее намекнуть на необходимость извлечения из текста скрытой информации, использует автор?

И снова, преданный безделью,
Томясь душевной пустотой,
Уселся он – с похвальной целью
Себе присвоить ум чужой;
Отрядом книг уставил полку,
Читал, читал, а все без толку…

А.С. Пушкин. Евгений Онегин.

4. Эпиграф, как и заглавие, как правило, представляет собой авторское «указание» для интерпретации текста. Вспомните, каким литературным произведениям предпосланы эти эпиграфы. Попытайтесь определить идеи этих художественных текстов, опираясь на эпиграфы.

«На зеркало неча пенять, коли рожа крива» (Пословица).
«Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю» (1-я Книга Царств).
«…так кто ж ты, наконец?
– Я – часть той илы, что вечно хочет зла, и вечно совершает благо» (И.-В. Гёте. Фауст).
«Береги честь смолоду» (Пословица).

II. Повторяем теорию

Любой текст содержит определённую информацию. Содержание, объем и формы её подачи зависят от того, кто является адресатом этой информации, когда, где и каким образом он получает те или иные сведения.

На качества информации, заключенной в тексте, влияют несколько факторов, в первую очередь, ____________, то есть соответствие или несоответствие сообщаемых сведений действительности.

Источник

Типы информации в публицистическом тексте

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Сведения.

Клевета в лингвистическом аспекте.

Сначала определимся с лингвистическим толкованием основных терминов, заявленных в статье о клевете.

Сведения — тексты, содержащие описание (и оценку) тех или иных со­бытий или их отдельных компонентов. Они могут быть фактологически­ми и оценочными, истинными и ложными;

Сведения можно разделить на следующие классы:

а) сведения о том, что событие произошло/не произошло;

б) сведения, содержащие истинное суждение/ложное суждениео событии. Истинное суждение о событии есть факт или фактологическое суждение;

в) сведения, содержащие только суждения о событии/содержащие оценку этого события (оценочные суждения);

г) оценочные суждения, относящиеся к событию/относящиеся к суждению о событии.

Типы сведений зависят прежде всего от типа информации, которая выражается в сведениях.

Понятие «информация» используется в различных научных дисцип­линах (информатике, биологии, языкознании, истории и др.), а также в повседневном обиходе в различных значениях. Информацияв СМИ представляет собой совокупность языковых высказываний, облеченных в текстовую форму, о мире, о событиях и положении дел в мире, об отно­шениях отправителя информации к этим событиям. За пределами данно­го понятия информации остаются высказывания, направленные на изме­нение положения дел в мире (приказы, приговоры суда и др.). В данном значении одним из признаков информации выступает ее но­визна, поскольку задачей СМИ является ознакомление общественности с неизвестными или недостаточно известными событиями и положения­ми дел в мире.

Информация текста может быть выражена эксплицитно(явно, вербально), т.е. посредством внешней структуры единицы, ее лексико-семантических, фразеологических, грамматических тропеических (с использованием тропов) и других средств, и имплицитно (неявно, невербально, несловесно) в виде добавок к содержанию воспринятого сообщения под влиянием имеющихся в сознании получателя текста знаний о действительности. В соответствии с этим выделяются различные виды информации.

1. Открытая вербальная (словесная) информация, когда сведения даны в виде отдельного высказывания или цепочки взаимосвязанных высказываний, причем новая информация дана в предикативной части высказывания (является предикатом, логическим сказуемым). Например: (Вор) у вора дубинку украл.

Этот вид информации имеет и другое название – фактуальная информация, содержательно-фактуальная информация.Фактуальная информация сообщает о реальных событиях, процессах, фактах. Она всегда словесно,явно выражена.Лексическое значение слов обычно прямое, номинативное. Термин «содержательно-фактуальная информация» использует И. Р. Гальперин. Он отмечает, что данная информация позволяет читате­лю получитьосновные фактические знания о конкретном субъекте или объекте, их действиях, реальных отношениях к другим объектам и т. д.

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Этот тип информации не требует расшифровки. И. Р. Гальперин пи­шет: «Содержателъно-фактуальная информация эксплицитна по своей природе, т. е. всегда выражена вербально. Единицы языка [в данной ин­формации] обычно употребляются в. предметно-логических, словарных значениях, закреплённых за этими единицами социально-обусловленным опытом».

2. Скрытая вербальная информация, когда сведения выражены словесно, но как бы спрятаны, не бросаются в глаза и даются — как что-то уже известное — в группе подлежащего. Например, только что приведенное высказывание содержит не только информацию о краже дубинки у вора, но и информацию о том, что сделавший это — вор!

3. Пресуппозитивная (затекстовая) форма, когда информация о каких-то аспектах события в тексте непосредственно не выражена и подразумевается, что и говорящий (пишущий), и слушатель (читатель) ее знают. Эта информация имеет и другое название – фоновое знание.

Каждый знак, помимо прямого, номинативного значения, содержит ряд дополнительных сведений, обусловленных фактами личной биогра­фии, жизненного опыта, образа жизни носителя данной культуры или зна­комого с ней. Данный знак наводит говорящего и читателя на мысль о фактах истории, искусства, государственного устройства и т. д.

Говоря о фоновых знаниях,О. С. Ахманова утверждает, чтофоно­вое знание — это «обоюдное знание реалий говорящим и слушающим, являющееся основой языкового общения» Следовательно, фоновой оказывается та часть информации, которая является общей для собеседников.

Е. М. Верещагин и Н. М. Костомаров дифференцируют фоновые знания на несколько типов:

• общечеловеческие знания: цикличное время (зима, осень, лето, день, ночь, Солнце, звезды), географические знания, сведения о человеке, о космосе, библейские образы, мифологические, сказочные, научная информация и др.;

• региональные знания: не все люди Земли знают, что такое снег, пустыня, тайфун, белые ночи, северное сияние;

четвёртый тип фоновых знаний— социаль­ные, профессиональные: фоновые знания врачей, педагогов, жителей одного города и т. д. (попробуйте определить, что относится к фоновым знаниям жителей Тольятти ).

3.Подтекстовая информация, когда информация не содержится в самом тексте, но легко «извлекается» из него читателем или слушателем. Здесь могут использоваться различные приемы. Например, прямой оценки нет, но факт дается в таком контексте, что оценка логично из него выводится. Или читателю задается вопрос (типа: интересно, совпадение случайно или нет?, т.е. так называемый риторический вопрос), который на самом деле является скрытым утверждением (конечно, это совпадение не случайно!).

Эта информация неявна (имплицитна) и основана на способности еди­ниц иметь вторые и третьи значения, порождать новую добавочную (коннотативную) и ассоциативную семантику слова, создавать символику язы­кового кода. Такая информационная способность единиц разного уровня контекстуально и концептуально меняет смысл всего произведения.

Подтекст может быть запланирован автором, при этом говорящий всячески старается добиться необходимого заданного впечатления, кото­рое должен получить слушатель. Однако подтекст может оказаться и не предсказанным автором текста.

Известно, что К. Станиславский подтекстовую информацию называл «подводным течени­ем», А. П. Чехов был мастером такого подтекста. Его юмористические про­изведения не смешили читателя, а вызывали у него впечатление грусти, «сумеречное настроение». Поэтому подтекстовую информацию следует усматривать в цельном произведении и улавливать её не только в установке автора, но и в производимом на читателя конечном впечатлении.

Отчётливо обнаруживается подтекст в произведениях «эзоповского языка», в публицистике, и, конечно, в художественных, особенно поэти­ческих произведениях, рассчитанных на эстетико-познавательный эффект.

Не все виды информации может быть подвергнуты процедуре верификации (проверке на истинность) и, соответственно, не всякая информация в публицистическом тексте может служить основанием для возбуждения иска о клевете.Тольковербально выраженная (открытая и скрытая), т.е. содержательно-фактуальнаяинформация может быть истинной и ложной.

Однако и в этом случае не всякая вербально выраженная информация может быть оспорена в суде. Необходим учет еще одного фактора – формы выражения вербальной информации.

Источник

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Технологическая карта занятия «Работа над текстом. Явная и скрытая информация», 9 класс

Вступительное слово. Мотивация.

Мы научились разным видам чтения.

Напомните, каким? (просмотровое, ознакомительное и изучающее)

Научились находить главную и второстепенную информацию.

Давайте проверим, так ли это. Вот небольшой текст (выводится на экран)

1. Основной источник загрязнения атмосферного слоя планеты Земля – выброс отравляющих веществ. 2. Их губительное воздействие на окружающую среду происходит из-за химических изменений в самой атмосфере в результате синтетического взаимодействия с другими компонентами. 3. Плачевным последствием становится отрицательное влияние на человека, представителей растительного и животного мира, водоемы и климат.

Но, кроме главной и второстепенной информации, бывают и другие виды информации. Например, явная и срытая, достаточная и избыточная, истинная и ложная.

Включение в работу.

Выполнение задания по определению темы занятия.

Выбирают ключевые слова, определяют тему. Кратко пересказывают: «Отравляющие вещества отрицательно воздействуют на атмосферу Земли, вызывая в ней химические изменения. Все это сказывается на состоянии климата, водных ресурсов, природы и жизнедеятельности человека».

Технология смыслового чтения, проблемный метод

Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий

Подготовка учащихся к усвоению нового знания

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач;

Постановка цели урока.

Как вы думаете, какие виды информации содержатся в тексте №2

Чего хочет дьявол (выдвижение гипотез, формирование ожиданий по поводу названия рассказа)

Два мальчика стояли и смотрели, как сатана медленно уходит прочь. Блеск его гипнотических глаз все еще туманил их головы.

— Слушай, чего он от тебя хотел?

— Мою душу. А от тебя?

— Монетку для телефона-автомата. Ему срочно надо было позвонить.

— Хочешь, пойдём поедим?

-Хочу, но у меня теперь совсем нет денег.

— Ничего страшного. У меня полно.

Определяют задачи занятия.

Чтение текста № 2 выразительно одним учеником. Выделение ключевых слов карандашом.

Удерживать поставленную задачу

Попробуйте закрыть глаза и нарисовать мысленно портреты двух мальчиков.

3. Как бы вы поступили на месте героев?

4.Какая информация является скрытой? А какая явной?

5. Что такое скрытая информация?

Подтекстовая (скрытая) информация не обозначена словами, а только подразумевается. Эта информация возникает благодаря способности слов, словосочетаний, предложений в отдельных небольших отрезках текста содержать в себе скрытый смысл.

Отвечают на вопросы.

Придумывают свои, например, «Откуда у мальчика появились деньги?», «Если тот, у которого полно денег, не жадничает и хочет угостить товарища, значит, с ним не так уж всё плохо? И душа на месте?»

Самостоятельное выполнение учащимися заданий

Выявление места и причины затруднения; определение способов действий, которые вызывают затруднения

Читать текст с детальным пониманием; извлекать, анализировать и сравнивать информацию из текстов

Прочитайте текст и найдите в нем явную скрытую информацию

Был только один выход, ибо наши жизни сплелись в слишком запутанный узел гнева и блаженства, чтобы решить все как-нибудь иначе. Доверимся жребию: орел – и мы поженимся, решка – и мы расстанемся навсегда.

Монетка была подброшена. Она звякнула, завертелась и остановилась. Орел.

Мы уставились на нее с недоумением.

Затем, в один голос, мы сказали: “Может, еще разок?”

— Итак, находим явную и скрытую информацию. (Явная информация: молодые люди путём жребия хотят выяснить дальнейшее развитие своих отношений: жениться или не жениться. Скрытая информация: каждый уже решил про себя, что пора расстаться, но не может это озвучить)

Читают текст самостоятельно. Записывают вопросы для определения явной и скрытой информации, например, «Каков прогноз дальнейшего развития отношений пары?» Дают ответы на вопросы.

Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий

Выявление границ применимости нового знания

Уметь высказываться по теме по образцу; осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Третий глаз – это что-то, что дает нам возможности для понимания за

гранью очевидности. Двумя глазами мы пользуемся, чтобы читать, третий глаз (условно)– это способность видеть скрытую информацию в

написанном видимом тексте.

Как- то Марина Цветаева сказала: «Что есть чтение – как не разгадывание, толкование, извлечение тайного, оставшегося за строками, пределами слов…»

Сделайте обобщение изученного на уроке материала, опираясь на цитату М.Цветаевой.

Составляют свой ответ на основе цитаты М.Цветаевой.

(стад Технология смыслового чтения;

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Подведение итогов урока

Самооценка на основе критериев успешности

Чем для вас были интересны тексты. Что нового вы узнали на уроке.

Д.з.: Напишите небольшое сочинение – рассуждение «Тайное становится явным для избранных»

Участвуют в обсуждении сформированных умений.

ТРКМ (Стадия рефлексии:

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Номер материала: ДБ-1463455

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Смотреть картинку Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Картинка про Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте. Фото Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

В Петербурге школьникам разрешили уйти на каникулы с 25 декабря

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Что такое открытая информация и скрытая информация в тексте

Чаще всего это басни, притчи, пословицы. А в таких произведениях, как романы, повести, поэмы, многие рассказы и стихи, содержится именно концептуальная информация.

Понять концептуальную информацию иногда не просто.

Во-первых, сам текст может содержать элементы, которые толкуются неоднозначно. Во-вторых, прочтение зависит не только от текста, но и от читателя: от его жизненного опыта, умения читать, настроения. Иногда писатель, создавая произведение, задумывает одно, а получается совсем другое. Так, И.С. Тургенев, написав роман «Отцы и дети», считал, что в Базарове он создал привлекательный образ нового героя, а многие читатели и литературные критики отнеслись к нему воинственно-враждебно. Такие факты говорят о том, что текст, созданный писателем, начинает жить своей жизнью, независимой от автора.

Понять концептуальную информацию помогает и подтекстовая информация, или просто подтекст. Что это такое?

С понятием подтекста еще никто до конца не разобрался. Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, словосочетания, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных

средств. Создать подтекст помогают еще монтаж и «скважины».

Подтекстовая информация как бы «слуга двух господ». Она «обслуживает» и фактуальную, и концептуальную информацию. Все виды информации в произведении тесно связаны.

Для того чтобы лучше понять, как работают различные свойства текста, прочитаем, как И.Р. Гальперин разби­рает стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей».

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бе­жала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с жел­тизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище. но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок оди­чал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казать­ся собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высо­кой, безопасной ветке. Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился. Видно, и он приз­нал эту силу.

Да: не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, ге­роической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Сначала посмотрим, как различные виды информации реализуются в этом произведении.

Концептуальная информация выражена словами: Лю­бовь сильнее смерти и страха смерти. Только любовью держится и движется жизнь. Этими словами Тургенев утверждает свое понимание (концепцию) движущей силы мира.

Как проявляется в рассматриваемом тексте когезия [связность текста]? Сопоставим следующие словосо­четания: уменьшила свои шаги и медленно приближалась; с отчаянным и жалким писком и голосок одичал и охрип: зубастая открытая пасть и громадное чудовище. В этих парах реализуется определенная связь: они по смыслу близки, они почти синонимичны.

Присмотритесь к форме организации текста. Он разбит на небольшие абзацы. Чтение замедляется, поскольку между абзацами пауза всегда больше, чем между предложениями внутри абзаца. Такая структура текста соз­дает впечатление о замедленном течении действия и вре­мени в произведении.

Это повествование прерывается словом вдруг, словами ринулся, сорвавшись, упомянутым выше сочетанием кам­нем упал.

Выявить подтекст иногда бывает довольно трудно, а еще труднее его осмыслить и выразить словами. Однако это занятие может быть очень увлекательным, как и весь про­цесс чтения. Вот что говорит о чтении Марина Цветаева:

Эти тайны можно раскрыть. Но для этого нужно уметь «беседовать» с текстом, вести с ним диалог. Попробуем разобраться, как это делается.

Давайте вместе проделаем эту работу на простом при­мере. Мне надо было идти. У читателя возникает много вопросов: куда? зачем? почему «надо»? Мы не можем здесь выдвинуть гипотезу (область поиска безгранична), а можем только предположить, о чем пойдет речь дальше: наверное, там все это объяснится. Читаем следующее предложение: У меня была назначена встреча с дру­зьями. На основные вопросы ответ получен.

Еще пример, теперь из художественного текста.

В шесть часов вечера меня стало клонить ко сну,

Почему так рано? Личный опыт нам подсказывает, что так бывает, когда человек либо не выспался накануне (причин может быть очень много), либо его организм ослаблен (из-за болезни, старости и т.п.). Ждем, когда нам объяснят, почему героя так рано стало клонить ко сну. Одновременно мы можем выдвинуть несколько гипо­тез относительно того, что будет дальше. Он ляжет спать?

Или будет бороться со сном?

и я решил было улечься,

Раз решил было, значит, не улегся, что-то ему поме­шало. Что именно? Может быть, кто-то пришел? Или он вспомнил о чем-то, что должен был сделать? Ясно одно: дальше будет какое-то «но».

но меня остановило одно обстоятельство,

Значит, мы правильно предположили: что-то помешало ему лечь. Какое же это обстоятельство?

о котором я совершенно забыл.

Наверное, что-то важное, если нельзя спать, не справив­шись с этим «обстоятельством»?

хотя должен был предвидеть его заранее.

Упрек самому себе подчеркивает важность этого обстоя­тельства, но оно само ничуть не проясняется. Ждем сле­дующего предложения.

Если я засну, то кто же будет накачивать воздух в камеру?

«Обстоятельство» наконец прояснилось. Действительно, ничего важнее воздуха в жизни нет. Но зачем же накачи­вать воздух? И что было бы, если бы герой не вспомнил об этом и заснул?

Конечно, наш пример — во многом экспериментальный, мы взяли фрагмент вне контекста специально, чтобы показать вам, как работает сам механизм диалога с текстом. Многие вопросы возникали потому, что мы не знали преды­дущего содержания, где объяснялось, как минимум, что это за камера, в которую надо накачивать воздух.

Такой диалог возможен далеко не после каждого слова или предложения. Довольно часто содержание прочитан­ного мы «принимаем к сведению» и никакого конкретного вопроса задать не можем, кроме «И что же дальше? И что из этого?», а поэтому должны продолжать чтение и ждать следующей информации. Приведем несколько фраз такого типа — ими начинаются рассказы разных авторов.

В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. (А. Пушкин. Барышня-крестьянка.)

Савицкий, наш комдив, забрал когда-то у Хлебникова, командира первого эскадрона, белого жеребца. (И. Бабель. История одной лошади.)

Двадцатилетняя Мария Нарышкина родом из глухого, забросанного песками городка Астраханской губернии. (А. Платонов. Песчаная учительница.)

Диалог с текстом — это вершина общения читателя с художественным произведением. Подготовиться к такому диалогу вам помогут почти все задания в этом пособии. Многие задания и сами построены по принципу диалога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *