Что такое оценочный вопрос к тексту
Шесть типов вопросов
О выспрашивании глубже и полнее (и примеров много):
Из: Загашев И. Как решить любую проблему. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 72-78.
Развиваем умение грамотно задавать вопросы — делаем еще один важный шаг в сторону эффективного решения проблемы
Еще со времен древности виднейшими философами и ораторами признано, что эффективность решения проблемы в значительной степени зависит от умения правильно задавать вопросы. Грамотно и умело поставленный вопрос позволяет получить всю необходимую информацию о человеке, явлении или предмете, с которым связана ваша проблема. А вопрос, заданный мастером, может даже перевернуть вашу жизнь. В истории имеется немало примеров, когда китайские и японские монахи, практикующие дзен, достигали духовного просветления лишь от одного правильно заданного учителем вопроса. Вот один из таких случаев.
К сожалению, для большинства людей искусство задавать вопросы до сих пор является тайной за семью печатями. А многие не владеют им только потому, что не знают, какие вопросы бывают. Сейчас мы восполним этот пробел и освоим инструментарий мастера, умеющего собирать информацию, — познакомимся с различными типами вопросов, которые помогут успешно справляться с проблемами.
Существует шесть типов вопросов.
Для того чтобы вы лучше поняли, как они работают на практике, рассмотрим их на примере. Допустим, перед вами стоит проблема — купить монитор для компьютера. Вы располагаете ограниченной суммой денег, но хотите, чтобы монитор был таким, чтобы вы, работая на нем, не испортили себе зрение.
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую (74:) информацию. Например, если вы почувствовали, что для решения проблемы вам не хватает данных, вы можете задать эти вопросы окружающим или самому себе. Например: «Где я могу купить подержанный монитор?», «Нет ли у вас (меня) знакомых, которые работают в компьютерных магазинах или занимаются ремонтом мониторов?», «Каков диапазон цен на подержанные мониторы? ».
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, или объясняющие, ВОПРОСЫ начинаются, как правило, со слова «почему». При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей. Например: «Почему я стесняюсь попросить у своего друга денег в долг?», «Почему вы даете на монитор такой маленький гарантийный срок?», «Зачем я трачу столько денег на каталоги, когда можно просто заглянуть в Интернет?».
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. При решении проблемы вы можете задать их себе, когда вам требуются новые идеи, необходим творческий допинг. Например: «Что будет, если я немного повременю с покупкой, подкоплю немного денег, а потом куплю новый современный монитор?», «Что будет, если я попрошу твоих знакомых помочь мне найти нужную модель?», «Что будет, если сейчас я куплю монитор меньшего размера, а через некоторое время, накопив нужную сумму, продам его и куплю тот, который мне нужен?».
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы. Например: «Почему цифровой монитор лучше аналогового?», «Чем отечественный монитор отличается от импортного?», «Почему дождаться следующей поставки разумнее, чем приобрести монитор из этой партии?».
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны: «А что бы ты предпринял на моем месте?», «Объясни, пожалуйста, каким образом это можно осуществить на практике?», «Где ты видел, чтобы мониторы с высокой степенью защиты так дешево стоили?».
С типами вопросов, надеюсь, вы разобрались, а заодно немного отвлеклись, отдохнули. А сейчас мы «обкатаем» эти знания на практике.
Правило «7W» (10-15 минут)
Это правило очень наглядно выражено в фольклорных прибаутках. Например:
На букву «W» в английском языке начинаются вопросительные слова «Зачем?» и «Почему?». Чтобы осознать причины проблемы, можно воспользоваться правилом «7W». Нужно семь раз сформулировать вопросы, начинающиеся с указанных слов. Я не гарантирую, что проблема тотчас решится, но цель своих действий вы осознаете максимально четко. Возьмите на вооружение этот прием и попробуйте применить его, например, в случае, когда к вам пришел друг и просит совета. Просто задавайте ему подобные вопросы — пусть отвечает. А когда вы будете озадачены очередной проблемой, задайте их самому (самой) себе. Поверьте, этот метод работает очень мощно и эффективно! Может случиться так, что проблема сразу решится сама собой. (77:)
«Вопросительные слова» (15-20 минут)
КАКОЙ. КАКАЯ ________________________________________________________?
КАКАЯ ВЗАИМОСВЯЗЬ __________________________________________________?
ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ____________________________________________________?
ЧЕМ ЛУЧШЕ _____________________________________________________________?
Учим детей задавать вопросы. Примеры и приемы работы
Педагоги всех уровней отмечают, что учащиеся и студенты не умеют задавать вопросы. Точнее, вопросы, задаваемые учащимися, являются односложными, в лучшем случае опирающимися только на факты. Но ведь не зря же вопросительный знак похож на рыболовный крючок. Значит, на него можно что-то поймать. Что же это может быть? Правильно — информацию. Логично предположить, что на тоненький вопросик может «клюнуть» информация самая общая, а вот на толстый вопрос можно поймать информацию неординарную, расширенную. Какие же вопросы называют толстыми, а какие тонкими?
Зачем нужны вопросы?
«Хороший вопрос» — это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», — приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:
«Жить — значит иметь проблемы, а решать их — значит расти интеллектуально», — писал американский исследователь интеллекта Джой Пол Гилфорд. С этим трудно не согласиться, жизнь перед всеми ставит свои вопросы. Но именно вопрос ведет нашу познавательную деятельность к решению проблем.
Многие педагоги определяют уровень мыслительной деятельности учащихся по тому, как и какие вопросы они задают. Большинство людей ограничивается примитивными вопросами, умению задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует уделять больше внимания в процессе обучения. Умеющий задавать вопросы будет лучше ориентироваться в окружающем пространстве, чем тот, кто не умеет.
Новые стандарты в обучении направлены на формирование универсальных видов учебной деятельности, так необходимых для развития личности, готовой к постоянному самообразованию, способной ставить цели и искать пути их достижения.
Образовательные технологии развития критического мышления готовы в этом помочь учителю.
Критическое мышление — способность анализировать информацию с позиции логики, умение находить обоснованные решения и применять полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам.
Именно с помощью этих образовательных технологий можно научить детей не бояться задавать вопросы различного характера. Но сначала — несколько советов о создании условий для задавания вопросов.
Необходимые условия для обучения постановке правильных вопросов
Стратегии и приемы, позволяющие развивать умение задавать вопросы
Учащиеся по просьбе учителя записывают в таблицу, состоящую из двух колонок, слова. В правую колонку пишут понятия, связанные с изучаемой темой, а в левую пишут вопросительные слова. Не менее 8-10. После этого ученикам предлагается за 5-7 минут сформулировать как можно больше вопросов, складывая по смыслу слова из двух колонок. Работа может быть как индивидуальная, так и парная.
Лучшие вопросы отмечаются, ученики поощряются.
Этот прием довольно простой. Составляется таблица из двух колонок:
Прием используется в следующих обучающих ситуациях:
Шесть лепестков — шесть типов вопросов
Учащиеся абсолютно всех возрастов, начиная с первоклассников, понимают значение всех типов вопросов. В любом возрасте дети могут привести свои примеры по каждому типу вопросов. Учащиеся любят такого рода занятия, похожие на игру, а игровая деятельность в процессе обучения является движущим фактором в познании
В технологии критического мышления есть очень много стратегий, позволяющих вести обучающую деятельность более интересно и эффективно.
Прием “Ромашка Блума”
Прием “Ромашка Блума”
“Ромашка Блума” состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:
Рассмотрим шесть типов вопросов:
ПРОСТЫЕ ВОПРОСЫ — это вопросы, отвечая на которые нужно получить какие-то конкретные сведения, вспомнить и воспроизвести некую информацию: “Что?”, “Когда?”, “Где?”, “Как?”. Вопросы, которые требуют от нас знания фактического материала и ориентированы на работу памяти.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПРОСТЫХ ВОПРОСОВ
Тем не менее, простые вопросы необходимо использовать, чтобы вовлечь в работу ту сторону мышления, которая отвечает за фактическую информацию.
УТОЧНЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ обычно начинаются со слов:
Цель этих вопросов — уточнить информацию, которую вы только что получили от собеседника. Иногда их задают для получения информации, отсутствующей, но подразумевающейся в сообщении.
ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ:
Необходимы для формирования у ребенка способности выражать свои мысли. Уточняя, мы обобщаем услышанное и возвращаем свое понимание полученной информации собеседнику. Учащийся узнает о том, как он только что выразил свою идею. Он уточняет сказанное, тем самым совершенствуя свои речемыслительные способности.
ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ помогут вам дать предельно точную оценку связанным с вашей проблемой предметам, событиям, фактам. Эти вопросы являются лучшим инструментом выбора наиболее выигрышных из имеющихся у вас идей и вариантов решения проблемы.
Очень важно с детского возраста учить детей отдавать себе отчет в тех эмоциях, которые оказывают влияние на мышление. И осуществлять это призваны так называемые оценочные вопросы. Речь идет о типе вопросов, которые вовлекают в работу эмоциональную сторону мышления.
КОГДА НЕОБХОДИМО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОЦЕНОЧНЫЕ ВОПРОСЫ:
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ОЦЕНОЧНЫХ ВОПРОСОВ:
ТВОРЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ – это вопросы, в формулировке которых присутствуют элементы условности, предположения, прогноза. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу “бы”, элементы условности, предположения, прогноза: “Что изменилось бы …”, “Что будет, если …?”, “Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после…?”.Когда ученик преобразует, видоизменяет учебный материал, он тем самым присваивает его.
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ, ИЛИ ОБЪЯСНЯЮЩИЕ, ВОПРОСЫ Некоторые философы считают, что сущность человеческого восприятия состоит в постоянной интерпретации происходящего. То, что мы воспринимаем, мы перед этим себе объясняем. Просто это происходит так быстро, что мы не успеваем порой отдать себе в этом отчет.
Побуждая учеников к интерпретации, мы учим их навыкам осознания причин тех или иных поступков или мнений. Начинаются, как правило, со слова «почему».
При решении проблем они могут вдохновить вас на свежие идеи, позволят получить развернутую информацию об интересующем вас объекте и выяснить непонятные вам причины действий и поступков людей.
КОГДА ВОПРОСЫ-ИНТЕРПРЕТАЦИИ АКТУАЛЬНЫ
Начинать использовать вопросы-интерпретации можно с первого класса, но наибольшую актуальность они имеют, начиная с пятого класса и старше.
Объясняя поведение персонажей сказок или других произведений, дети развивают вариативность мышления, а также способность к осознанию причин собственных поступков.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ВОПРОСОВ-ИНТЕРПРЕТАЦИЙ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой: “Как можно применить …?”, Что можно сделать из …?”, “Где вы в обычной жизни можете наблюдать …?”, “Как бы вы поступили на месте героя рассказа?”.
Они позволяют трезво оценить ситуацию и степень реальности ваших планов, увидеть проблему со стороны.
Ромашка Блума: примеры вопросов в начальной школе
Критическое мышление – это важная способность, которая должна быть сформирована у каждого ребенка. На его развитие влияет умение задавать вопросы, анализируя полученную информацию. Педагогический прием Ромашка Блума хорошо реализует эту задачу, а игровая форма работы делает процесс интересным и увлекательным.
Что такое Ромашка Блума
Ромашка Блума – это один из приемов технологии развития критического мышления, система вопросов, основанная на таксономии Б. Блума.
Американский психолог Бенджамин Блум создал классификацию уровней познавательной деятельности. Каждому из этих уровней соответствует свой тип вопросов, который ставит перед ребенком определенную проблему:
Ромашка Блума состоит из 6 лепестков, каждый из которых содержит свой тип вопросов. Этот прием широко используется в обучении. Он ценится не только универсальностью (подходит как для начальных, так и для старших классов), но и тем, что способствует мыслительной деятельности детей, учит их слышать мнение друг друга, развивает познавательный интерес и помогает научиться работать с текстом.
Все лепестки ромашки Блума можно разделить на 3 группы по их образовательной цели:
Поэтому такая методика работы не дает детям готовые знания, а ставит перед ними проблему, решение которой они должны найти самостоятельно, используя свой опыт и познания.
Шесть лепестков – шесть вопросов
Рассмотрим подробно особенности каждого из лепестков метода Ромашка Блума.
Простые вопросы
Используются, когда требуется назвать какие-либо факты или воспроизвести конкретную информацию: «Кто?», «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Сколько?». Для ответа на них требуется знать фактический материал и активизировать работу памяти.
Часто формулировка такого типа вопросов начинается со слова: «Назови …».
Уточняющие вопросы
С их помощью устанавливают обратную связь с собеседником, чтобы разъяснить или конкретизировать только что полученную от него информацию. Также они помогают получить сведения, которые не были сообщены прямо, но подразумевались в беседе.
Примеры этих вопросов Ромашки Блума могут быть такими:
Интерпретационные (объясняющие) вопросы
Большинство из них строятся со словом: «Почему …?». Они помогают устанавливать причины и следствия различных явлений и поступков: «Почему зимой выпадает снег?».
Интерпретационные вопросы помогают найти новый подход к проблемам, получить углубленную информацию о различных вещах и выяснить ранее непонятные причины действий и поступков людей.
Важно понимать, что свою функцию такие обучающие вопросы выполняют только тогда, когда ученик еще не знает ответа на него. Если ребенок уже будет знать решение, то вопрос становится простым.
Творческие вопросы
В них всегда присутствует частичная условность, предположение или прогноз, поэтому вопрос обычно содержит в своей формулировке частицу «бы» или начинается со слова: «Придумай …»:
Ответы на такие вопросы не только хорошо развивают фантазию у детей, но и помогают усвоить учебный материал в процессе его преобразования.
Практические вопросы
Задаются с целью проверить связь теории и практики. Они показывают, насколько хорошо ученики умеют привести свои примеры к какой-либо ситуации или явлению. Удобно начинать такой вопрос со слова: «Предложи …»:
Ответы на них помогают посмотреть на проблему со стороны, найти новое решение и проверить, насколько реальна та или иная идея.
Оценочные вопросы
Позволяют выяснить критерии оценки каких-либо событий, фактов и явлений. Они помогают выбрать лучший из вариантов решения проблемы или ситуации. Детям оценочные вопросы можно задавать, начиная со слова: «Поделись …».
Обладают рядом достоинств. Во-первых, они помогают задействовать эмоциональную сторону мышления учеников и способствуют лучшему пониманию своих чувств и мыслей. Во-вторых, такие вопросы помогают приобрести навык спрашивать более глубокие вещи, чем просто факты из текста.
Элемент урока с использованием приема «Ромашка Блума»
Технология Ромашка Блума универсальна и может использоваться на любом из уроков.
Рассмотрим пример, когда дети в 4 классе работают с рассказом М. Пришвина «Лоси», используя Ромашку Блума.
Если ученики знакомы с Ромашкой Блума с первого класса, то к четвертому вопросы задает уже не учитель, а сами дети друг другу. Класс заранее разделен на 6 групп, каждой достается свой тип вопросов. Ребята самостоятельно читают текст и придумывают свои вопросы. Учитель следит за их работой и контролирует время урока, чтобы успеть проверить каждую группу.
Вот какие вопросы получились у детей на основе прочитанного текста:
Кто рассказывает историю про лосей?
Где происходит действие рассказа?
Какими описаны в тексте лоси?
Правильно ли я понял, что дед был охотником?
Действительно ли лосята вели себя как маленькие дети?
Можно ли считать, что лосиха любит своих детенышей?
Как вы думаете, что произошло, если бы дед выстрелил в лосей?
Что могло случиться с лосятами, если бы лосиха убежала, увидев охотника?
Как бы вы поступили на месте деда?
Что бы вы сказали охотнику, если бы сидели у того костра?
Какой урок можно вынести, послушав такую историю?
Как вы оцениваете поступок деда?
Таким образом, каждый из учеников усвоил содержание текста и проработал его на разном уровне познавательной деятельности.
Когда вопросы-интерпретации актуальны?
Вопросы-интерпретации – это хороший помощник для учителя практически на любом уроке. Использовать такие вопросы можно начинать уже с 1 класса, но задавать их должен сам учитель. А вот давать ученикам делать это самим нужно с осторожностью.
Первоклассники не всегда могут понять, какой ход рассуждений от них требуется, а неисчерпаемая детская фантазия может занять много времени урока. Ученики настолько увлекаются этим видом работы, что начинают задавать вопросы ради вопросов, не раскрывая важных идей и фактов.
Начиная с пятого класса, вопросы-интерпретации приобретают наибольшую актуальность. В этом возрасте дети уже более осознаны, имеют довольно большой запас знаний, которые помогут докопаться до многих причин явлений и поступков. К тому же, в старших классах много тем, где ученики должны сами разобраться в материале, чтобы его понять – объясняющие вопросы будут здесь отличным средством обучения.
Мои рекомендации по использованию Ромашки Блума
В своей практике я активно использую этот прием на уроках литературного чтения, чтобы проверить уровень понимания текста и моральные ценности детей. А на уроках русского языка и окружающего мира удобно разбираться в сути различных понятий и явлений (знакомство с частями речи, природными зонами и др.).
При работе стараюсь придерживаться следующих рекомендаций:
Насколько эффективен данный прием для развития критического мышления детей
Критическое мышление – это способность анализировать полученную информацию, находить обоснованные решения и накладывать новые знания на собственный опыт. Такие навыки помогают ребенку усвоить материал на более глубоком уровне – понимания.
Шаблон Ромашки Блума
Скачать шаблон Ромашки Блума для заполнения на уроках можно здесь.
Заключение
Прием Ромашка Блума хорошо впишется в любой тип урока, научит задавать вопросы и осознанно читать тексты. А разные по сложности вопросы помогут выяснить уровень развития критического мышления и понимания материала у каждого ребенка.
Методические советы по использованию приема Ромашка Блума
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Чертовикова Марина Анатольевна, МАОУ Полевского городского округа «СОШ №13 с УИОП » 26
Стратегии чтения на службе ФГОС.
Универсальные и эффективные приёмы осмысления информации.
Сегодня особенно актуальна проблема изучения и применения стратегий чтения, поиска эффективных технологий продуктивного чтения. Почему это так? Существует некоторое противоречие в преемственности между ступенями образования. А именно:
ФГОС НОО : «метапредметный результат – умение пользоваться стратегиями чтения».
ФГОС ООО и СПО не называет умения пользоваться основными стратегиями чтения
ФГОС, «Закон об образовании» (ст.66): чтение как техническое УУД,
1 уровень – освоение техники чтения, 2 – смысловое чтение
ФГОС ООО: смысловой аспект – понимание слова, выражений, текста
ФГОС ООО : понимание литературы как явления национальной и мировой культуры…
Не указаны приемы интерпретации
ФГОС ООО : речь о знании содержания текста произведений.
Равно ли чтение знанию содержания произведения?
Восприятие как эмоциональное освоение,
понимание как осознание причинно-следственных связей, интерпретация как умение рефлексировать – УВЫ!
Многие старшеклассники читают текст как иностранцы: на уровне лексического значения слова, а не как носители языка
Именно такую задачу решает технология развития критического мышления, формирующего такие навыки интеллектуальной деятельности, которые характеризуются высоким уровнем
объективности подхода к информации.
А как развивать в ребенке навыки критического мышления?
Какие приемы и технологии использовать?
На каждом уроке на любом уровне образования учащиеся поставлены перед необходимостью отвечать на поставленные учителем вопросы. Как они себя чувствуют при этом? Как чувствуют себя выпускники, получившие тему итогового сочинения, сформулированную в виде вопроса.
А что такое вопрос, вернее – вопросительный знак?
Исследования, проведенные ИРО Свердловской области, показали, что только 30% педагогов смогли правильно ответить на ими же заданный вопрос (именно потому, что вопрос был неконкретен, заставлял догадываться о том, что учитель задумал получить в качестве ответа).
Учащиеся действительно испытывают затруднения при работе с вопросами: боятся чужих вопросов и не умеют формулировать свои. Нужно ли их учить задавать вопросы? Однозначно – да: умеющие задавать вопросы, умеют мыслить.
Научить ребёнка мыслить – это одна из главных задач образования.
Сегодня мы поговорим об одном из популярных и применяемых в педагогической практике приемов развития критического мышления, разработанных американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности.
Предложенная им теория, или «таксономия», разделяет образовательные цели на три блока :
Если человек учится и при этом не задает вопросы, т.е. не формулирует их самостоятельно, он осваивает основ любой познавательной деятельности. Научив подростков самостоятельно формулировать вопрос, мы помогаем ему открыть горизонты любого знания.
Всем известно, что это в прием включена работа с шестью разновидностями вопросов:
Прием действительно популярный и активно используется на всех ступенях образования. Но сегодня речь не только и не столько о том, что такое «Ромашка Блума», сколько о том, как эффективно использовать этот приём на уроках в основной и старшей школе.
Посмотрим, как прием применяется на начальной стадии работы с ним.
обязательно работайте в группе (5-6 человек)
обсудите вопросы, выберите лучшие (1-2)
задайте ваши вопросы вашим оппонентам
Прочитайте текст. Задайте к нему по 1-2 вопроса каждого вида.
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.
У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном мо ре.
Рассмотрим ошибки, допущенные учащимися при составлении вопросов, на которые важно им указать. То есть, это как раз пример того, что мы называем «вопрос ради вопроса». В чем их смысл – подловить своего одноклассника или оппонентов? А дальше что?
Ошибки при формулировке вопроса
Предполагаемая форма вопроса
У каких камней стояли птенцы?
Что было на голове пингвинёнка? Какой у него хвостик? Почему пингвинёнок долго стоял у края скалы?
Правильно ли я понял, что пингвинёнку было страшно бросаться в море
Правильно ли я понял, что скала была очень высокой? Правильно ли понял, что перед прыжком пингвинёнок долго собирался с духом? и т.д.
Интерпретационный вопрос (объясняющий)
Почему пингвиненок был отважным?
Что было бы, если бы пингвинёнок прыгнул не со скалы?
Что было бы, если бы пингвинёнок не решился прыгнуть в море? Что произойдет после того, как пингвинёнок выберется на берег?
А вам нравится море? Нравятся ли вам пингвины?
Как вы оцениваете поступок пингвинёнка?
Где в жизни можно встретить пингвинов?
Как бы вы поступили на его месте?
Эти вопросы не содержат важных для анализа текста фактов, не раскрывают авторской идеи.
Научившись читать текст с карандашом в руках, задавая подобные вопросы по ходу чтения текста, учащиеся не только проверяют фактологическое понимание содержания текста, но и учатся осмысленно отбирать факты, важные для понимания авторской позиции, авторского замысла, т.е. продвигаются к умению определять проблему текста.
Теперь важно научить обучающихся с помощью «ромашки вопросов» видеть и выявлять причинно-следственные связи текста
Самым простым является вариант работы, когда вопросы формулирует учитель, но и он очень важен, т.к. обучающиеся постигают особенности вопросов и их назначение, осмысляют тот потенциал причинно-следственных связей, который заложен в самих вопросах.
Рассмотрим этот вариант на примере работы со стихотворением И.А.Бунина «Не видно птиц…» (Приложение №2).
Обратим внимание учащихся на уточнения к вопросам
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.
(помогают определить зрительный ряд как факты, важные для понимания авторского мировосприятия).
Что изображено в стихотворении: перечислите зрительный ряд.
Какое время года изображено в стихотворении?
2. Уточняющие вопросы
(помогают выяснить, увидели ли вы предметный ряд стихотворения и убедиться в значимости создающих слов).
В стихотворении действительно изображено поле?
Можно ли утверждать, что одним из персонажей стихотворения можно назвать коня?
Прав ли я, если скажу, что лирический герой видит села и деревни?
(Помогают установить причинно-следственные связи, выявить уровень умения интерпретировать информацию, излагать свою точку зрения и аргументировать её)
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ!
Почему лес больной?
Почему «глушь стала ниже и светлее»
Что значит «в кустах свалялася трава»?
Почему трава тлеет? Почему она чёрная?
Почему день угрюм и свеж?
Почему « скитаюсь я»? Почему степь свободная?
Почему лирический герой «убаюкан шагом конным»?
Почему грусть лирического героя отрадная?
Почему ветер поет «звоном однотонным»?
Почему ветер «гудит-поет в стволы ружья»?
Что чувствует лирический герой, бродя по лесу и полю?
(имеют целью моделирование ситуации, прогнозирование)
Что бы чувствовал лирический герой, если бы день был солнечным?
Что бы вы добавили к описанию леса, поля, ветра?
(имеют целью выявление личностных смыслов, ценностей)
Насколько удачна метафора «лес больной»?
Нравится ли вам это описание осени?
Какое настроение вызывает у вас это описание осени?
(нацеливают на синтез теории и практики)
С какой интонацией бы вы читали это стихотворение?
Где вам пригодится этот прием работы с вопросами?
Однако уже в 5-6 классах на стадии совершенствования умения работы с «ромашкой вопросов» в виде домашнего задания обучающимся предлагается самостоятельно составить вопросы к тексту.
Например, в качестве домашнего задания шестиклассники должны составить блок вопросов к стихотворению Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера.
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле.
Перечислите зрительный ряд, который вы видите, читая стихотворение.
Какие эпитеты подбирает поэт для характеристики осени?
Правильно ли я понимаю, что речь идет о поре золотой осени?
Правильно ли я понимаю, что речь идет о времени после сбора урожая?
Почему день «как бы хрустальный»?
Почему борозда «праздная»?
С какой целью автор употребляет олицетворение «бодрый серп гулял»?
Почему Ф.И.Тютчев наделяет природу чертами живого существа?
Как вы думаете, изменились бы средства выразительности, если бы поэт описывал пору поздней осени?
Что изменилось бы, если бы поэт не любил осень?
Нравится ли вам картина осени, описанная Ф.И.Тютчевым?
Поделитесь, какое настроение вызвало у вас это стихотворение.
В каком месяце можно наблюдать картину, похожую на описанную в стихотворении?
С какой интонацией вы будете читать это стихотворение?
И снова на помощь приходит прием «ромашка вопросов» как средство обучения искусству задавать вопросы и работать с ними.
Наступает этап уточнения требований к их формулировке.
Уточнение к правилу работы с формулировкой вопроса
вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
Эти вопросы определяют интересующие вас факты, задают тему, направление анализа, исследовательской работы с текстом.
Такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?». Цель этих вопросов – получение обратной связи относительно того, что докладчик только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Формулировка «Можно ли утверждать, что…» помогает уточнить информацию, содержащуюся в тексте, но не предъявленную явно. То есть, вопрос помогает сформулировать гипотезу. Именно после этого вопроса логично высказать предположение, выдвинуть гипотезу.
Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос содержится в тексте, это уже простой вопрос. Интерпретационный вопрос «заставляет» извлекать информацию «между строк».
Формулируйте вопросы так, чтобы они были связаны с простыми вопросами (требовали толкования употребленных автором слов), объясняли вашу точку зрения – то есть, ответы на них должны помочь подтвердить или опровергнуть высказанное предположение.
Помогает взглянуть на предмет речи со стороны, понять роль образа, события, явления, композиционной части в тексте.
Эти вопросы направлены на выяснение критериев личностной оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему ЭТО хорошо, а ЭТО плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.
— ваши личные «приращения»;
— нравственное значение образа, ситуации;
— удачность выбора автором средства, приема…
Помогает понять практическое значение полученной информации или приобретенных умений.
Рассмотрим вариант исследовательской работы на уроке с заданным учителем направлением для анализа текста.
Л.Толстой «После бала»
Направление 1. Изображение эпохи в рассказе.
Цель: Определить роль описанных в рассказе социальных условий в становлении личности главного героя.
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде.
О какой эпохе, о каком историческом времени говорится в рассказе?
Какие, значимые с точки зрения Толстого, особенности эпохи изображены в рассказе?
Почему наказывают солдата?
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли считать, что в рассказе идет речь об угнетении нацменьшинств?
Можно ли считать, что жестокость полковника к солдату – это не его личная черта характера, а поведение, обусловленное обстоятельствами, временем, эпохой?
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: сформулируйте ее, используя уточняющий вопрос.
Цель : подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице:
«Хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветин-скими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом. »?
Почему любящий заботливый отец, полковник не может проявить заботливого, гуманного отношения к своему подчиненному?
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию.
Оцените поведение полковника на плацу: оно заслуживает вашего понимания и снисхождения или осуждения?
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации.
Что изменилось бы в поведении полковника, если бы он руководил армией сегодня?
Цель: умение увидеть практичес-кую ценность выполнения задания.
Насколько возможны сегодня ситуации и офицеры, похожие на описанные в рассказе Л.Толстого?
Рассмотрим этот вариант работы на примере рассказа М.Горького «Песня о Соколе».
Учащиеся получили задания с указанием направлений работы по анализу текста произведения:
1 группа – хронотоп рассказа.
2 группа – композиция рассказа.
3 группа – образ Сокола.
4 группа – образ Ужа.
Пример вопросов, составленных обучающимися 8 класса.
Задание 1 групы. Хронотоп рассказа «Песня о Соколе».
Где и когда происходят события рассказа? Перечислите самые значимые детали пространства и времени.
Можно ли утверждать, что хронотоп является средством создания образа романтического мировосприятия героев?
С помощью какого приема создается образ романтического мировосприятия?
Как ночной пейзаж помогает понять романтическое мировосприятие Рагима и его слушателя?
Какие средства выразительности использует автор для описания пейзажа? Для чего он это делает?
Как хронотоп Песни передает ее романтический конфликт?
Что изменилось бы, если бы действие происходило в доме и Рагим зачитал бы своему слушателю газетную заметку?
Насколько удачно для понимания мировосприятия героев автором выбрано место и время?
Назовите произведения, традиции которого перенимает М.Горький, где хронотоп также помогает раскрыть романтическое мировосприятие героя?
Задание слушателям мастер-класса: попробуйте составить «ромашку вопросов» по образам Ужа и Сокола.
Слушателям предлагается по ходу сообщения учителя или учащихся составить вопросы по содержанию информации урока. Для более эффективной работы класс объединяется в группы. После завершения стадии получения информации обучающиеся обсуждают составленные ими вопросы и выбирают самые удачные формулировки.
Затем используем прием «Вертушка»: группы поочередно задают друг другу вопросы каждого вида. В этом случае достигаем сразу нескольких целей:
обучаем умению активного слушания
и осознанного восприятия информации.
Данный вид работы применяется на любой ступени образования.
Прием «ромашка вопросов» может быть успешно применен и на уроке русского языка (этап обобщения и систематизации знаний).
Прочитайте предложения, ответьте на вопросы связным текстом.
Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).
Как опытный повар Иванов был назначен ответственным за банкет .
Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).
Муха как насекомое назойливое особенно часто подвергается преследованию.
Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).
Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Что такое обособленное приложение?
Можно ли утверждать, что выделенные слова являются обособленным приложением? (ГИПОТЕЗА?!)
Почему выделенные слова можно/нельзя назвать обособленным приложением?
Какие условия для обособления соблюдены/не соблюдены?
Легко ли вы определили, каким членом предложения являются выделенные слова?
Что было бы, если бы выделенное словосочетание стояло в другом месте в предложении?
Составьте такое предложение, расставьте в нем, если необходимо знаки, подчеркните члены предложения.
Подводя промежуточные итоги, отметим, что важно нацелить обучающихся формулировать вопросы, определяющие причинно-следственную связь предложенной информации.
Применение приема «ромашки вопросов» доказало его эффективность:
Этапы формирования и совершенствования умения работы с вопросами
Этап совершенствования умения
100% учащихся каждого класса отмечают, что им нравится работать с этим приемом.
Применение этого приема позволяет задать определенный алгоритм при работе учащихся над сочинением-эссе по литературе, над сочинением по русскому языку, над изложением. Причем, несмотря на наличие алгоритма, мы можем быть уверены, что вопросы будут разными и факты каждый ученик отберет свои, но подростку гораздо легче работать с материалом, если он вооружен знаниями об искусстве задавить вопросы.
С удовольствием мы использовали этот прием и во внеурочной работе: на элективном курсе «Читаем вместе», на котором собираются ученики 8-10 классов. Для работы выбирается небольшой по объему художественный текст, о котором учащиеся заранее не знают. Один из видов работы: учащимся раздаются вопросы к тексту произведения, на которые они ищут ответы после его прочтения учителем. Это активизирует внимание, вызывает неподдельный интерес к тексту.
Вопросы на понимание и восприятие информации.
Что такое простые вопросы, как они могут и должны быть сформулированы? Какова их целевая установка?
С какой целью должны задаваться уточняющие вопросы? Как сформулировать вопрос так, чтобы легче было выдвинуть гипотезу?
Как простые и уточняющие вопросы связаны с формулировкой интерпретационных вопросов?
Для чего нужны и важны творческие вопросы? Как они могут быть сформулированы?
На что важно обращать внимание при формулировке практических вопросов?
Составьте ромашку вопросов к отрывку из рассказа Н.Сладкова «Перелет птиц».
Закапало с сосулькиных носов. Холодное небо залила тёмная солнечная дымка.
Каждую весну я с изумлением слежу за великим переселением птиц с юга. Мчат над головой быстрые кулики. Совсем недавно бегали они по отмелям тропических рек, кося глазком на зубастых крокодилов. Летят журавли, может, на перьях их ещё сохранилась пыль берегов Нила.
Все спешат туда, где сами выклюнулись из яйца и впервые увидели синее небо и зелёную землю…
Капают сосулькины простуженные носы. По ночам ещё позванивает мороз. Только крошечные проталинки наклюнулись на белых холмах, а п е р в ы е птицы уже тут.
. Лиловые тучи приподнялись над горизонтом и открыли оранжевую полоску зари. В оранжевую щель со свистом ворвался вихрь: зазвенела на ветру упругая жёлтая стерня. На чёрной маслянистой пашне вспыхнули от зари лужи, будто в подземных окнах включили свет. На север, борясь с вихрем, мелькая белым брюшком, пролетела п е р в а я ласточка.
. На белую степь смотреть нельзя. Снег занастился и полыхает на солнце литым стеклом. Редко-редко чёрные точки − первые проталинки. В полдень над проталинками струится парок. И, как рождённая из пара, поднимается вверх на трепещущих крыльях птица. Льётся над снежной степью её ветряная песенка. Это п е р в ы й жаворонок.
На много дней полёта впереди своих стай, терпя голод и холод, страстно рвутся вперёд первые вестники весны − п е р в ы е птицы. (По Н.Сладкову).
Прочитайте текст. Задайте к нему по 1-2 вопроса каждого вида.
(применение приема на стадии ознакомления)
Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка.
У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик. Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.
От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.
Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.
вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?».
такие вопросы обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то …?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?».
Цель этих вопросов – получение обратной связи относительно того, что докладчик только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
Интерпретационный вопрос (объясняющий)
Обычно начинаются со слова «Почему?» и направлены на установление причинно-следственных связей. Например: «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если ответ на этот вопрос содержится в тексте, это уже простой вопрос. Интерпретационный вопрос «заставляет» извлекать информацию «между строк».
Эти вопросы направлены на выяснение критериев личностной оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему ЭТО хорошо, а ЭТО плохо?», «Чем один урок отличается от другого?», «Как вы относитесь к поступку главного героя?» и т.д.
Прием «Ромашка Блума» при изучении стихотворения
И.А.Бунина «Не видно птиц…» (6 класс)
(применение приема на стадии совершенствования первоначальных умений)
Не видно птиц. Покорно чахнет
Лес, опустевший и больной.
Грибы сошли, но крепко пахнет
В оврагах сыростью грибной.
Глушь стала ниже и светлее,
В кустах свалялася трава,
И, под дождем осенним тлея,
Чернеет тёмная листва.
А в поле ветер. День холодный
Угрюм и свеж — и целый день
Скитаюсь я в степи свободной,
Вдали от сел и деревень.
И, убаюкан шагом конным,
С отрадной грустью внемлю я,
Как ветер звоном однотонным,
Гудит-поет в стволы ружья.
(помогают определить зрительный ряд как факты, важные для понимания авторского мировосприятия).
Что изображено в стихотворении: перечислите зрительный ряд.
Какое время года изображено в стихотворении?
2. Уточняющие вопросы
(помогают выяснить, увидели ли вы предметный ряд стихотворения и убедиться в значимости создающих слов).
В стихотворении действительно изображено поле?
Можно ли утверждать, что одним из персонажей стихотворения можно назвать коня?
Прав ли я, если скажу, что лирический герой видит села и деревни?
(Помогают установить причинно-следственные связи, выявить уровень умения интерпретировать информацию, излагать свою точку зрения и аргументировать её)
РАБОТА С ТОЛКОВЫМ СЛОВАРЁМ!
Почему лес больной?
Почему «глушь стала ниже и светлее»
Что значит «в кустах свалялася трава»?
Почему трава тлеет? Почему она чёрная?
Почему день угрюм и свеж?
Почему « скитаюсь я»? Почему степь свободная?
Почему лирический герой «убаюкан шагом конным»?
Почему грусть лирического героя отрадная?
Почему ветер поет «звоном однотонным»?
Почему ветер «гудит-поет в стволы ружья»?
Что чувствует лирический герой, бродя по лесу и полю?
(имеют целью моделирование ситуации, прогнозирование)
Что бы чувствовал лирический герой, если бы день был солнечным?
Что бы вы добавили к описанию леса, поля, ветра?
(имеют целью выявление личностных смыслов, ценностей)
Насколько удачна метафора «лес больной»?
Нравится ли вам это описание осени?
Какое настроение вызывает у вас это описание осени?
(нацеливают на синтез теории и практики)
С какой интонацией бы вы читали это стихотворение?
Где вам пригодится этот прием работы с вопросами?
Вариант исследовательской работы с текстом произведения
по заданным учителем направлениям анализа.
Л.Толстой «После бала»
Направление 1. Изображение эпохи в рассказе.
Цель: Определить роль описанных в рассказе социальных условий в становлении личности главного героя.
Цель вопроса: установить важные для понимания авторского замысла факты, отметить важные детали, представленные в тексте в явном виде.
О какой эпохе, о каком историческом времени говорится в рассказе?
Какие, значимые с точки зрения Толстого, особенности эпохи изображены в рассказе?
Почему наказывают солдата?
Цель: получение подразумевающейся в тексте информации.
Можно ли считать, что в рассказе идет речь об угнетении нацменьшинств?
Можно ли считать, что жестокость полковника к солдату – это не его личная черта характера, а поведение, обусловленное обстоятельствами, временем, эпохой?
Выдвиньте гипотезу, исходя из темы и цели вашего задания. С помощью ответов на интерпретирующие (объясняющие) вопросы, проверьте выдвинутую гипотезу.
Гипотеза: сформулируйте ее, используя уточняющий вопрос.
Цель : подтвердить или опровергнуть гипотезу.
Почему в рассказе трижды повторяются портретные детали стареющей особы, пытающейся подражать императрице:
«Хозяйка бала «в бархатном пюсовом платье, в брильянтовой фероньерке на голове и с открытыми плечами и грудью, как портрет Елизаветы Петровны»; «услышали мы громкий голос хозяйки в брильянтовой фероньерке и с елизаветин-скими плечами»; «я любил хозяйку в фероньерке, с ее елизаветинским бюстом. »?
Почему любящий заботливый отец, полковник не может проявить заботливого, гуманного отношения к своему подчиненному?
Цель: определить личностные ценностные ориентиры, умение оценивать ситуацию.
Оцените поведение полковника на плацу: оно заслуживает вашего понимания и снисхождения или осуждения?
Цель: формирование умения видеть другие ракурсы для рассмотрения и оценки ситуации.
Что изменилось бы в поведении полковника, если бы он руководил армией сегодня?
Цель: умение увидеть практичес-кую ценность выполнения задания.
Насколько возможны сегодня ситуации и офицеры, похожие на описанные в рассказе Л.Толстого?
Пример вопросов, составленных обучающимися 8 класса.
Задание 1 групы. Хронотоп рассказа «Песня о Соколе».
( вопросы предложены классу после консультации учителя и совместной корректировке формулировок без изменения авторского (ученического) замысла).
Где и когда происходят события рассказа? Перечислите самые значимые детали пространства и времени.
Можно ли утверждать, что хронотоп является средством создания образа романтического мировосприятия героев?
С помощью какого приема создается образ романтического мировосприятия?
Как ночной пейзаж помогает понять романтическое мировосприятие Рагима и его слушателя?
Какие средства выразительности использует автор для описания пейзажа? Для чего он это делает?
Как хронотоп Песни передает ее романтический конфликт?
Что изменилось бы, если бы действие происходило в доме и Рагим зачитал бы своему слушателю газетную заметку?
Насколько удачно для понимания мировосприятия героев автором выбрано место и время?
Назовите произведения, традиции которого перенимает М.Горький, где хронотоп также помогает раскрыть романтическое мировосприятие героя?
Пример использования приема «Ромашка Блума» на уроках русского языка.
Русский язык (8 класс). Обособленные определения и приложения.
Прочитайте предложения, ответьте на вопросы связным текстом.
Люди мужчины и женщины выносили через главные двери остатки имущества (Фадеев).
Как опытный повар Иванов был назначен ответственным за банкет .
Она течет моя Непрядва как шесть веков тому назад (Старшинов).
Муха как насекомое назойливое особенно часто подвергается преследованию.
Он был прекрасен в открытой степи этот рассвет (Фадеев).
Читающая публика успела привыкнуть к Чехову как юмористу (Федин).
Один из мифов Древней Греции рассказывает о Лаокооне троянском жреце нарушившем волю богов.
Как истинный художник Пушкин не нуждался в выборе поэтических предметов для своих произведений но для него все предметы были равно исполнены поэзии (Белинский).
Что такое обособленное приложение?
Можно ли утверждать, что выделенные слова являются обособленным приложением? (ГИПОТЕЗА?!)
Почему выделенные слова можно/нельзя назвать обособленным приложением?
Какие условия для обособления соблюдены/не соблюдены?
Легко ли вы определили, каким членом предложения являются выделенные слова?
Что было бы, если бы выделенное словосочетание стояло в другом месте в предложении?
Составьте такое предложение, расставьте в нем, если необходимо знаки, подчеркните члены предложения.