Как научить ребенка пересказывать текст? Все самое важное о видах пересказа и способах обучения пересказу
Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: «А я. А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!» Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ «Ново-Ленинская СОШ» Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
В таблице показано, какие проблемы могут возникнуть при обучении тому или иному виду пересказа.
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный, близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу малышей
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом для детей постарше
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя стало известно автору, войдите на сайт как пользователь и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал? Хотите прочитать позже? Сохраните на своей стене и поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем, что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть на всех страницах нашего сайта
Учим ребёнка работать с текстом: понимать, анализировать и пересказывать.
Разберем в этой статье, что же такое пересказ, как научить детей пересказывать тексты и составлять план и какие существуют виды пересказа.
Школьная система обучения построена таким образом, что большинство знаний дети получают посредством пересказа. И здесь выясняется, что наши дети не умеют пересказывать. Они заучивают большие тексты и сбиваются при малейших вопросах или просто не могут вспомнить основную мысль и последовательность событий. Не стоит ругать детей, их нужно научить пересказывать текст.
Что такое пересказ
Пересказом считается изложение текста своими словами. Это живая речь в строгом соответствии с оригиналом, наполненная эмоциональной выразительностью.
Последнее требование имеет отношение не только к художественным текстам. Любой пересказ должен быть интересным. Как часто нам приходится слушать монотонный скучный рассказ: исторический, географический и т.д. Любую информацию можно и нужно передавать так, чтобы ее хотелось слушать. Главное, правильно подобрать средства выразительности в соответствии с содержанием.
Учим детей пересказывать
Чтобы пересказать текст, его нужно понять. Понимание текста начинается с его полного восприятия.
Но до чтения нужно разобраться с непонятными словами в тексте. Именно в этом заключается предварительная работа. Нужно выписать новые и сложные слова и разобрать их с детьми.
Первичное чтение
Первый раз мы читаем текст полностью, чтобы понять общий смысл. Любой текст посвящен одной теме или событию, поэтому важно прочесть его от начала до конца. Позаботьтесь, чтобы ничто не отвлекало ребенка от чтения. Дошкольникам и первоклассникам текст читают взрослые. Как только техника первичного чтения станет достаточно высокой, пусть ребенок читает сам. Младшие школьники читают текст вслух, а затем можно разрешать ребенку читать про себя.
После прочтения задайте ребенку несколько вопросов, чтобы понять целостность восприятия прочитанного:
— О чем текст (рассказ, сказка)? — Что нового (интересного) ты узнал? — Что произошло (описывается)? — Кто главный герой? — Что тебе больше всего запомнилось?
Разбиваем текст на смысловые части – составляем план. В научных текстах есть параграфы, и детям не составит труда их выделить. Называем части и определяем их содержание, читая выборочно начало и конец, кратко формулируя основные идеи.
Переходим к работе над образами, вспоминаем, как автор описывает те или иные события, зачитываем характеристики из текста. Рассматриваем иллюстрации, если они есть. Просим ребенка высказать свое мнение о прочитанном.
Далее нужно сделать небольшую передышку.
Как привить ребенку любовь к чтению
Повторное чтение
Перед повторным чтением нужно сделать установку на пересказ: сейчас прочти (прочтем) еще раз, а ты постарайся запомнить и пересказать.
Художественные тексты читаем целиком, а научные можно разбить на смысловые части (параграфы) и пересказывать по частям.
Собственно пересказ
Важно не подглядывать, а пересказывать полностью самостоятельно. Не перебивайте ребенка. Выслушивайте его, учите его строить монолог. Если ребенок не знает, как начать, то задайте ему наводящий вопрос, но не учите первое предложение. После пересказа предложите заглянуть в текст, чтобы понять, что он забыл или пропустил, помогите ему.
Таким образом, пересказывается весь текст.
Виды пересказа
Школьники должны овладеть различными видами пересказа.
Вид пересказа
Особенности
Проблемы освоения
Как помочь детям
Подробный
Пересказ учебного или художественного материала близко к тексту.
Не заучивайте отдельные фразы. При анализе текста спросите, с чего начинается текст? Как еще можно было начать?
Обращайте внимание на средства выражения в тексте, просите их повторить.
Используйте метод схематизации.
Выборочный
Пересказ части текста, с целью ответа на вопрос.
Неумение выбрать нужный отрывок, пересказ всего текста.
Составляйте план текста, делите текст на смысловые части.
Сжатый
Краткий пересказ сути и основных событий.
Неумение передать коротко содержание текста, уход в подробный пересказ.
Учите выделять главные мысли. Составляйте план текста.
Творческий
Изменение текста и включение в него новых героев, диалогов, своей концовки, собственных выводов.
Неспособность придумать нового героя или концовку, сделать свои выводы.
Рассмотрите различные варианты действий, предложите подобрать героев из других произведений. Учите высказывать свою точку зрения с помощью наводящих вопросов:
— Хотел бы ты жить там и почему?
— Чтобы ты сделал, если бы оказался в этом месте?
Маленькие хитрости
Читайте текст с интересом, учите ребенка мысленно рисовать картинки.
С младшими дошкольниками можно рассматривать иллюстрации сразу при чтении, а с более старшими детьми иллюстрации рассматривают после прочтения.
Используйте схематизации или метод бутерброда после первого прочтения. Разрешите ребенку использовать свои зарисовки при пересказе.
Станьте благодарным слушателем. Подчеркивайте как интересно то, что рассказывает ребенок.
Пересказу нужно учить, начиная с дошкольного возраста. Этот навык не появляется за один день или месяц. Здесь требуется кропотливая постоянная работа. Однако этот труд будет вознагражден самостоятельным качественным выполнением домашних заданий вашими детьми в будущем. Согласитесь, что очень заманчивая перспектива.
Пересказ — это передача текста своими словами. Иногда этот процесс называют изложением. Но у этих двух видов речевой деятельности есть существенные различия. Познакомимся сегодня с пересказом как видом речи.
Что такое пересказ
Все мы умеем и любим читать. Иногда нам приходится одолевать большие по объему печатные или электронные тексты.
Не всегда мы читаем то, что нам нравится. Периодически школьникам задают прочитать произведения, которые бы они по собственному желанию никогда бы не взялись читать.
Мало того, так после прочтения требуется пересказать эти повествования.
Конечно, было бы проще, если бы наш мозг мог усваивать информацию и надолго удерживать ее в памяти. Но это из разряда фантастики.
Чаще всего, прочитав книгу, мы пару дней еще можем из нее что-то вспомнить, а потом все содержимое напрочь улетучивается.
А как быть, если пересказать надо будет на уроке через недельку-другую?
И тут на помощь приходят навыки пересказа.
Для пересказа не нужно подробно излагать всю книгу. Требуется лишь рассказать о главных моментах произведения и, возможно, дополнить свой пересказ мнением или отношением к прочитанному.
Таким образом, пересказ представляет собой краткую передачу основных мыслей из книги. Целые сборники пересказов даже опубликованы на отдельном сайте.
Виды пересказа
Пересказы могут быть нескольких видов. Классифицироваться они могут на разные группы.
По объему: краткие (сжатые), стандартные, подробные пересказы.
Подробный пересказ нельзя качественно сделать без плана. Именно план поможет не упустить всех деталей, остановиться на каждом значимом событии, описываемом в оригинальном тексте, подчеркнуть и конкретизировать образы главных и второстепенных персонажей.
По источнику информации: по прослушанному тексту, по просмотренному, по прочитанному.
Пересказ может быть по аудиоинформации, например, это могут быть новости, какие-то сенсационные сообщения. Для этого вида пересказа подходит краткое, сжатое изложение. Тут важно акцентировать внимание на фактах.
Пересказ по просмотренному фильму, сериалу может быть как кратким, так и стандартным. В очень редких случаях фильмы пересказывают подробно, но это не требуется. Достаточно обычного стандартного пересказа, чтобы рассказать обо всех интересных моментах фильма. Если пересказ заинтересует, человек захочет лично посмотреть этот фильм со всеми недостающими подробностями.
Самым трудным пересказом считается пересказ по прочитанному. Читать — это вообще сложный процесс, так как человеку приходится сосредоточиться на тексте, подключить свое воображение, чтобы «увидеть», прочувствовать то, что написано.
Детям, особенно в начальных классах, очень сложно даются пересказы текстов из учебника, так как они видят буквы, складывают из них слова и предложения, а в смысл вникать при этом еще не могут.
Обидно, что школьников даже не обучают технике пересказа. Их просто просят рассказать о том, что написано. А это не одно и то же.
Пересказ — это целое искусство, если подходит к этому процессу серьезно. Пересказ — это переживание, а лишь затем изложение.
По наличию выразительных языковых средств: сухие пересказы, пересказы с использованием средств выразительности, творческие.
Если требуется просто рассказать о том, что написано в тексте, то достаточно сухо перечислить события, дать краткую характеристику героев.
Используя же средства выразительности, мы получаем живую историю, как бы пережитую вместе с рассказчиком. Здесь подключаются эпитеты, фразеологизмы. Такое пересказ не лишен передачи эмоций и чувств, которые были вызваны полученной информацией.
Творческие пересказы дополняются своими какими-то деталями, используются вводные слова и образные выражения.
Что необходимо для формирования навыка пересказа?
Прежде всего нужна внимательность во время чтения книги. Не следует упускать из виду важные детали, события.
Может быть придется запастись бумагой и карандашом, чтобы делать пометки основных мест, начеркать план, в каком порядке происходят главные события, обратить внимание на главных персонажей.
При пересказе совершенно не нужно заучивать какие-то места из книги. Тут важно использовать обычный разговорный стиль речи, бытовые выражения, которыми можно обозначить мысли из текста.
Пересказ будет интересным, если использовать выразительность речи. Понятное дело, что рассказывать о строении лягушки из какого-то научного журнала задорным голосом не получится. Но передать эмоции во время пересказа какого-то художественного произведения вполне получится, если при чтении проникнуться в текст мыслями и чувствами.
Пересказ: как научиться?
Перед тем, как приступать к пересказу, необходимо внимательно прочитать текст. Для этого лучше брать не короткие рассказы, а те, в которых хотя бы 10 предложений.
Почему короткие тексты не подходят для обучения пересказу? Потому что в них нет истории, которую можно представить мысленно. Именно воображение помогает мозгу сконцентрироваться на информации. Это позволяет запоминать суть информации.
Короткие же тексты провоцируют заучить готовые варианты предложений или их куски. Это ухудшает качество пересказа. Да и пересказом-то в общем-то не является. Обычная зубрёжка.
Итак, первый этап: прочитать.
Второй шаг заключается в анализе, обдумывании информации. Можно сделать пометки на черновике, где перечислить порядок изложенных событий, записать имена главных героев, дать им краткую характеристику: внешность, характер, что делал по сюжету.
Некоторые педагоги предлагают делать схематические зарисовки. К некоторым текстам это уместно, к другим — вредно, так как в процессе пересказа ученик «ломает голову», что же там нарисовано. Теряется цепочка мыслей, пересказ не получается.
Поэтому предпочтение лучше отдать наброскам плана и отдельных фраз.
Третий шаг — повторно перечитать сам текст, затем свои черновые записи.
Теперь можно пересказывать.
Как научить пересказывать маленьких детей
Пересказу нужно обучать детей уже до школы. Это поможет развивать их мыслительные способности, формирует память и внимание.
Тексты могут быть маленькими. Ребенок слушает историю, а затем его просят сказать одним предложением, о чем он услышал только что.
Есть еще один вариант подготовки к пересказу. Он подходит также для младших детей.
Пересказ с наводящими вопросами.
После зачитывания истории взрослый спрашивает, ребенок отвечает.
К каждому событию в истории должен быть один вопрос. Если ребенок затрудняется ответить, не надо ему подсказывать.
Лучше зачитать соответствующий отрывок из текста еще раз.
Можно проводить обучение в виде игры.
Сначала ребенку дается установка: Сейчас я прочитаю тебе историю, а ты внимательно слушай и потом скажешь мне, где…, когда…, кто… и т.п.
Другим интересным (тоже игровым) приемом является пересказ — «сплетня».
Ребенку рассказывается история. Затем второй взрослый подзывает малыша к себе и просит «рассказать ему по секрету», что он только что узнал.
Малыши любят «посплетничать» (поябедничать) и с удовольствием рассказывают папе (например), что им прочитала мама.
Если каждый день использовать такой прием, то ребенок очень быстро научиться «по секрету» рассказывать, что он узнал.
Пересказ – это прекрасное упражнение для развития памяти, речи, мышления ребёнка, способствующее также пополнению словарного запаса. Однако для многих детей это очень трудное задание. Как же научить ребёнка пересказывать текст?
Ведь с необходимостью пересказывать тексты различного содержания ребёнку приходится сталкиваться практически каждый день. Подобное умение – один из важных факторов успешности ребёнка при обучении в школе.
Что нужно, чтобы ребёнок мог легко пересказывать любые тексты? Об этом пойдёт речь в данной статье.
Содержание
Вид пересказа определяет, как над ним работать
Нужно иметь в виду, что виды пересказов бывают разными:
В младших классах: — пересказ-вспоминание текста по картинкам. — пересказ по наводящим вопросам.
Виды пересказа постепенно усложняются с переходом ребёнка в последующие классы. И будет лучше, если родители заранее знают, что ждёт ребёнка в старших классах, и к чему его готовить.
В старших классах: — пересказ параграфа по изучаемой теме. Это изложение содержания параграфа своими словами, как правило, очень близко к тексту, поскольку в таких текстах много мелких, но значимых деталей. Предметы: природоведение, география, биология, история, физика, химия.
— краткий пересказ текста. Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
— пересказ части текста. Такие задания, как правило, даются на уроках. Цель: найти ту часть текста, которая является ответом на вопрос или подтверждением какой-либо мысли или утверждения.
— доклад на конференции. Это заранее подготовленная письменная речь на основе учебной и научно-популярной литературы. Иногда его просто зачитывают, но рассказ без бумажек производит гораздо лучшее впечатление.
— монолог с высказыванием собственного мнения о поступках героев или о событиях, описываемых в тексте (предметы: обществознание, история, литература; отрывки из художественной литературы).
— пересказ событий от своего имени или от третьего лица; инсценировки текста. Это виды пересказов, которые предполагают творческий подход.
Как мы видим, тексты для пересказа могут быть самыми разными. Это и тексты из учебной литературы, и научные тексты, и научно-популярные, и художественные.
Соответственно, работа над подготовкой пересказа также различается, в зависимости от вида пересказа.
Секреты человеческой памяти
Иногда приходится слышать: у ребёнка плохая память, он не может запомнить текст. Но мало кто задумывается над тем, почему же у него память плохая? И можно ли что-то сделать, чтобы она стала лучше? Чаще просто констатируют: не повезло ему с памятью. А значит, и пытаться запомнить содержание текста бесполезно. На самом деле дело не в том, что у ребёнка плохая память. Просто надо знать некоторые особенности её функционирования.
Сегодня весьма распространено мнение, что нет никакой необходимости удерживать в памяти множество фактов – ведь можно в любой момент заглянуть в компьютер и найти нужную информацию. Зачем загромождать память ненужными сведениями? Но это – глубокое заблуждение! Люди, которые жалуются на плохую память, скорее всего, жалеют свой мозг и боятся его перегрузить.
Вспомните, что происходит с людьми, которые мало двигаются? У них слабеют и атрофируются мышцы. То же самое происходит с нашим мозгом. Ему тоже нужна физкультура. Наша память тем лучше, чем больше мы заставляем её работать. И чем больше информации содержится в нашей памяти, тем легче запоминать новую. Мозг можно и нужно тренировать.
Трудности при запоминании информации обусловлены тем, что мы можем одновременно удерживать в памяти от семи до девяти элементов информации. Если мы хотим запомнить эту информацию на более долгий срок, мы должны её несколько повторить. Желательно по определённой схеме.
А как учит уроки большинство школьников? Обычно выглядит это так: делаем письменные задания, устные читаем один или два раза. Чаще всего на этом подготовка заканчивается. То, что прочитано, к следующему уроку благополучно забывается.
Что уж говорить о переводных или итоговых экзаменах? К этому времени улетучиваются остатки знаний. Речь, разумеется, не обо всех школьниках. Но о многих. И дело не в том, что они глупые и бестолковые. Совсем нет. Среди них есть очень толковые и сообразительные ребята, которые могли бы добиться значительных успехов, если бы знали некоторые секреты о свойствах своей памяти.
Кто плохо читает, тот плохо пересказывает
Определённо будут затруднения с пересказом текстов, если ребёнок плохо читает. Пока не будет устранено это препятствие, пересказ текста может стать непреодолимым препятствием.
Доказанный факт: чем быстрее человек читает, тем лучше он запоминает текст. Судите сами: если пятиклассник читает по слогам, сможет ли он подготовить пересказ текста в несколько страниц? Ведь он наверняка забудет даже то, что было в начале предложения, когда доберётся до последнего его слова.
Поэтому надо начинать работу над улучшением техники чтения.
Требования, которые предъявляются к устной речи школьника
Есть определённые требования к речи школьника (да и взрослого тоже). Речь говорящего будет производить очень хорошее впечатление, если следовать следующим требованиям:
— непрерывность речи, т.е. отсутствие ненужных пауз. Пауза может быть обусловлена только логикой речи, должна способствовать её выразительности. Также недопустимы всякого рода звуки (э-э-э, а-а-а), которые появляются, когда человек подбирает нужное слово, особенно, если это так называемая «подготовленная» речь;
— логика, последовательность изложения событий; умение не перескакивать с одной мысли на другую, не отвлекаться на ненужные детали, придерживаться общей линии повествования;
— чёткость, ясность оформления своих мыслей, доступность изложения;
— развитая речь, использование разнообразных языковых средств (богатый словарный запас, умелое и уместное употребление синонимов, употребление разного рода речевых клише, придающих речи законченность и необходимую оформленность);
— правильность речи с точки зрения грамматики; правильная расстановка ударений;
— отсутствие слов-паразитов.
— умение начать свой рассказ, продолжить (развить свою мысль) и закончить.
Как подготовить пересказ близко к тексту
Такой вид текста вызывает трудности из-за обилия мелких деталей. Но зато ребёнку не требуется выражать своё отношение к содержанию текста; нужно просто изложить перечень каких-либо сведений или фактов. А это значит, что нужно просто запомнить текст и передать его содержание согласно определённому плану.
С чего начать
Нужно пробежать текст глазами для общего ознакомления (так называемое ознакомительное чтение). Цель: составить общее представление о содержании текста, определить основную мысль, идею (если это художественный текст), или смысловые куски (если это учебный текст). Большое значение имеет уровень техники чтения, так как, если ребёнок плохо читает, ознакомительное чтение не получится.
Выписываем термины и просто незнакомые слова
Этот этап необходим, потому что у детей, как правило, словарный запас не слишком богат; кроме того, в текстах действительно встречается много незнакомых слов, в том числе терминов, которые нужно знать. Такая работа позволяет лучше понимать содержание текста, а также способствует расширению словарного запаса.
Составляем краткий конспект
Более внимательное прочтение. Читаем абзац (или смысловую часть параграфа, они обычно озаглавлены), отвечаем на вопрос «О чем идёт речь?». Записываем в тетрадь. Подобным образом прорабатываем весь текст (или параграф).
Читаем ещё раз
На этом этапе можно использовать разные варианты работы, в зависимости от типа памяти ребёнка. Если преобладает словесно-логическая память, лучше прочитать ещё раз. Если у ребёнка хорошая образная память, а именно – зрительная, можно параллельно с чтением делать рисунки или схемы (рядом с пунктами краткого опорного конспекта). Если у ребёнка хорошая слуховая память, можно ему помочь, читая текст вслух. То есть, используем всё, что может помочь запоминанию.
Откладываем работу минут на двадцать. В это время можно заняться любыми другими делами.
Повторный пересказ
Возвращаемся к пересказу. Пользуемся только опорным конспектом, не заглядывая в текст. Отмечаем пробелы – пункты плана, которые ребёнок не смог пересказать, потому что не вспомнил, о чём шла речь в тексте. Если такие пробелы имеются, возвращаемся к ним после того, как пересказали весь текст.
Очень полезно повторный пересказ начинать с конца опорного конспекта, потому что очень часто дети хорошо запоминают начало текста, а последние его части забывают.
В идеале надо пересказать текст ещё раз часа через два. Но уговорить на это ребёнка удаётся далеко не всем.
Как научить пересказывать текстс выражением собственного мнения о прочитанном?
В школе практически каждый день учащимся встречаются ситуации, когда они должны уметь высказать свое мнение по определённой проблеме, отстаивать собственную позицию или выступить в какой-либо роли.
Но для многих даже обычный пересказ – большая проблема, не говоря уже о том, чтобы добавить к рассказу собственное видение проблемы. Выпускники школ в большинстве своём совершенно не владеют навыками монологической речи: не всегда умеют стройно и грамотно высказать свои мысли, не знают, с чего начать, как закончить, чем аргументировать собственное мнение.
Пересказ подобного рода строится примерно по той же схеме, что и сочинение.
То есть, начинается он со вступления, в котором нужно сформулировать проблему или исходный тезис.
Далее – главная часть, где даётся анализ ситуации, возможные способы решения проблемы или аргументы в пользу того или иного тезиса. Аргументация – почему именно эти способы, а не другие.
И последняя часть – в виде заключения, где подводятся итоги всему сказанному, делаются выводы. Иногда бывает уместно повторить то, о чём говорилось во вступлении.
То есть, нужно побуждать ребёнка не просто пересказывать, но и высказывать собственное мнение, делать выводы.
Иногда детям просто не хватает языковых средств для придания своей речи выразительности и законченности. Причина – в бедности словарного запаса. Помочь может работа над составлением словаря к каждому тексту.
Нужно также побуждать детей к использованию так называемых речевых клише. Это словосочетания, готовые к употреблению. В том смысле, что не нужно задумываться над тем, как их сформулировать. Мы применяем их в речи автоматически, если они помогают нам лучше высказать и оформить свою мысль.
Необходимо уточнить\ заметить, что …
Нет сомнения в том, что…
В дополнение к сказанному …
Пересказ текстов с последовательным изложением фактов или событий
У многих детей вызывает затруднение пересказ, в котором нужно соблюсти определённую последовательность событий, не нарушая при этом логику повествования и не перескакивая с одной мысли на другую. В таких текстах, как правило, каждое последующее событие является следствием или продолжением предыдущего. Здесь важно не потерять нить, не разорвать смысловую цепочку.
В этом случае также необходимо разделить текст на смысловые части, составить план-конспект. Но при повторном чтении и при пересказе необходимо делать упор на выявление причинно-следственных связей (что из чего следует).
При пересказе текстов с последовательным изложением фактов или событий можно использовать следующую лексику (там, где это уместно): сначала; до этого; после этого; в течение; периодически; затем; между тем; в заключение…
Как подготовить краткий пересказ текста
Цель – передать общую идею, основную мысль, сюжет текста. Предметы: обществознание, история, литература; художественные произведения.
Пожалуй, это самый сложный вид пересказа, так как здесь требуется своими словами передать суть рассказа. То есть, требуется уловить самое главное в тексте и отбросить незначимые детали.
А это, как правило, вызывает у детей трудности.
Такого рода пересказ нужно начать сразу после этапа ознакомительного чтения. Предложите ребёнку ответить на вопросы: О чём (и о ком) шла речь в целом? Какое событие в центре повествования?
Затем нужно найти те моменты, в которых описываются события или факты, меняющие ход повествования (сюжета). Каждый этап записывать в кратко сформулированном виде. Иначе говоря, мы обозначаем «скелет» текста, освобождая его от разного рода рассуждений, описаний, лирических отступлений и т.д.
Учить пересказу надо с дошкольного возраста!
Обучение пересказу начинается с того момента, когда родители прочитали ребёнку первую книжку. Первые книжки они будут перечитывать много раз. Потому что об этом будет просить ребёнок. Он захочет услышать содержание одной и той же книжки снова и снова, иногда доводя родителей до исступления.
Но эту детскую особенность нужно использовать во благо. А именно: иногда заменять слова, сюжетные ходы. Ребёнок будет возмущаться – он заметит любую неточность. Вот и пусть поправляет родителей, как должно быть на самом деле. Очень нехитрый приём. Но очень действенный и полезный.
Иногда маленькие дети имитируют чтение: кладут перед собой книжечку и пересказывают её содержание, делая при этом вид, будто читают. Тоже очень полезное занятие: развивается речь, появляются навыки пересказа.
Ребёнок становится постарше, и усложняется содержание книжек. Если читают родители, а не он сам (не умеет, не научился), просите его напоминать каждый раз, на каком месте остановили чтение в прошлый раз. О чём шла речь? С какого места мы должны начать чтение книги?
Полезно обсуждать прочитанное, но так, чтобы это не выглядело как экзамен. Проявите искреннюю заинтересованность. Иногда полезно прервать чтение, чтобы прокомментировать какое-либо действие главных героев (мне кажется, он неправ…; какой молодец!…) или спросить мнение ребёнка: «А как ты думаешь, правильно поступил… почему?»
Если ребёнок просит включить мультик – спросите, какой включить. Подыграйте: а что за мультик, интересный? О чём? Вот я не смотрела, расскажи, о чём. Давай вместе посмотрим…
Если мультфильм знакомый, уже смотрели вместе, уточните детали: это про девочку…? Про зайчика…? Ребёнок с удовольствием вам напомнит, о чём мультик. Особенно, если вы составите ему компанию и посмотрите вместе с ним.
С дошкольником поиграйте в школу. Пусть он будет учителем и расскажет вам что-то интересное, на его взгляд. О динозаврах. О растениях или животных. Об автомобилях. Возможно, вы читали ему книгу из серии «Детские энциклопедии». Может быть, что-то им рассказывали или читали в детском саду. А может быть, он расскажет содержание какого-либо познавательного фильма или детской передачи.
Надо только иметь в виду, что ребёнок будет рассказывать только в том случае, если вам это действительно интересно, и вы с ним на равных. То есть, вы – собеседники. Только так, ненавязчиво и искренне, вы сможете привить ребёнку первые навыки пересказа.
Заключение
Для того, чтобы научить ребёнка пересказывать тексты, нужно учитывать следующее:
— тексты бывают разные. Работа над пересказом текста также различается, в зависимости от поставленной задачи и особенностей текста.
— При подготовке пересказа нужно учитывать тип памяти ребёнка.
— Ребёнок должен хорошо и быстро читать.
— Нужно знать требования, которые предъявляются к устной речи, в том числе к пересказу.