Что такое план текста 5 класс по литературе
Развернутый план и тезисный план: как это писать
Что такое развернутый план — это подробная логическая схема текста, состоящая из нескольких блоков: введение, основная часть, заключение — и подпунктов к ним. Он отличается от тезисного методом написания. Какие еще бывают виды, типы и правила такой работы с текстом?
Виды планов
Умение раскладывать информацию по полочкам — необходимый навык не только для учебы. Но в школе без него не обойтись, поэтому разберем, как составить план текста по русскому языку, литературе или любому другому предмету.
Различают два вида планов:
По типу языкового оформления:
Вопросный от назывного отличается построением.
Назывной | Вопросный |
1. Птицы, зимующие у нас. | 1. Какие птицы зимуют у нас? |
2. Перелетные птицы. | 2. Какие птицы улетают на юг? |
3. Поможем птицам перезимовать. | 3. Как помочь птицам перезимовать? |
Опорная схема — самый «индивидуальный» тип, он составляется так, как удобно его автору — отдельными предложениями или словами. Пример: Сказка «Колобок»:
Тезисный план (в отличие от развернутого) — это не заголовки, а пункты, содержащие кратко сформулированную основную мысль отрывка. Одно или два предложения, объясняющих не только «про что», но и «о чем» говорится в части текста, т. е. и пересказ фактов, и смысловая нагрузка.
Вот простой пример, что такое тезисный план, к русской народной сказке «Колобок»:
При работе с литературными произведениями иногда используют цитаты.
Пример — роман «Евгений Онегин»:
Какие существуют требования
Алгоритм составления тезисного плана
Составление ведется по одному алгоритму:
Полезные рекомендации, как составить тезисный план текста и проверить себя:
Как составить развернутый план
Важно помнить: обязательные части сочинения, эссе, другой творческой работы — введение, основная часть, заключение. Их необходимо отразить.
В остальном алгоритм, как делать развернутый план, такой же, как и другие:
Важно следить за единством символов, обозначающих заголовки и подзаголовки.
Чем различаются тезисный и развернутый планы
По смыслу и задачам — ничем. Их цель — создать «фарватер», расставить «маяки», опорные точки в тексте, по которым его проще уложить в голове, изложить устно или на бумаге.
Разница в том, что обычный развернутый — это озаглавленные пункты, ступени от введения через аргументы к заключениям и выводам.
Тезисы — перечень последовательно выхваченных их текста основных мыслей. Это главное, чем тезисы отличаются от плана развернутого — вместе они составляют не скелет текста, а его краткий, сжатый пересказ. Характерный признак: развернутые бывают типовыми, по образцу одного штампуются еще несколько. Тезисный — всегда конкретный.
Примеры
На примере образа главного героя романа Пушкина «Евгений Онегин» разберемся, чем план текста отличается от тезисов по этой же теме.
Развернутый
Тезисный
Пример того, что такое тезисный план по литературе, и чем он отличается от обычного развернутого:
Технологическая карта на тему «План текста» 5 класс
Технологическая карта урока
Цель урока: создание условий для формирования умения создавать вопросный и тезисный план текста.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма урока: комбинированный урок.
Опорные понятия, термины: тема, микротема, абзац.
Формы контроля: фронтальный контроль.
Подарите улыбку друг другу, поделитесь своим хорошим настроением.
— Я желаю вам успехов в работе.
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5 мин.)
готовность и осознание потребности к построению нового способа действий
Работа на карточке.
1.Текст – сочетание …, связанных в единое целое общим … с помощью разных средств связи.
2.Каждая смысловая часть текста раскрывает …, то есть часть главной темы.
Проверка – учитель читает правильный ответ.
1.Текст – сочетание предложений, связанных в единое целое общим смыслом с помощью разных средств связи.
2. Каждая смысловая часть текста раскрывает микротему, т.е. часть главной темы.
3. Абзац выделяет одну микротему в письменном тексте с помощью красной строки.
4.В абзаце можно выделить зачин и развитие мысли, а также иногда концовку.
Ученики обмениваются карточками, оценивают.
Игра «Закончи предложение»
Знают признаки текста, композиционные элементы абзаца и целого текста.
Владеют приёмами анализа и систематизации материала.
Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)
выявление места и причины затруднения
Читает басню «Лиса и Козел»
(на листках у детей)
Бежала лиса по своим делам да и упала в колодец. Сидит лиса, горюет. Что делать?
Заглянул в колодец козел. Ему давно пить хотелось.
Лиса и зовет козла к себе. Прохладно в колодце. Водичка вкусна! Козел и прыгнул.
А лиса к козлу на спину. Со спины на рога. Да и вон из колодца!
Хозяин долго искал козла. Только вечером козла веревкой вытащили.
— Чему эта басенка учит? Какова тема этого текста? Выделите микротемы в тексте, озаглавьте их.
Как вы озаглавите первую микротему? (вторую, третью, четвертую, пятую).
2. Козлу хочется пить.
4. Только плутовку и видели!
Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.
Осуществляют информационную переработку текста, передавая его содержание в виде простого плана. Делят текст на смысловые части.
Свободно излагают свои мысли в устной форме.
Аргументируют свою позицию.
Преобразовывают информацию из одной формы в другую.
Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
построение детьми нового способа действий и формирование способностей и его выполнению
Вы выделили в тексте микротемы и озаглавили их. Скажите, что вам напоминает запись?
Что вам поможет рассказать о событиях в определенной последовательности и ничего не пропустить?
Обратите внимание на слайд. Работа в парах. Перед вами 2 вида плана, сопоставьте их, попробуйте определить название каждого вида плана.
Кого поймали в море?
О чем плакала пойманная черепаха?
Почему черепаха плакала на самом деле?
В море поймали черепаху.
Пойманная черепаха все время плачет.
Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Какова тема нашего занятия?
Назовите цель нашей работы на уроке.
Составляя план текста, мы можем лучше понять его содержание и строение. Для того чтобы правильно составить его, нужно знать последовательность действий или алгоритм. Откройте учебники на с.205, упр.129. здесь даны советы по составлению плана, но с нарушением логической последовательности. Обсудите в паре и приготовьте памятку по составлению плана. Время на работу 5 мин.
Проверка по «Приложению». Самооценка.
Запись напоминает план текста.
Определяют виды планов текста – вопросный и тезисный.
Определяют последовательность действий при составлении плана текста.
1. Высказывают предположения на основе наблюдений.
2. Формулируют тему урока.
3. Самостоятельно ставят цель деятельности.
5.Принимают и удерживают учебную задачу.
1. Соотносят информацию, представленную в разных формах.
работают в парах, оформляют свои мысли.
Первичное закрепление (4 – 5 мин.)
усвоение нового способа действий
Упр.130. по заданию, предложенному в учебнике.
Сравнение готового плана со строением абзацев.
Составление вопросного плана. Проверка. Оценивание.
Делят текст на абзацы. Определяют в тексте композиционные элементы абзаца и целого текста (зачин, основная часть и концовка). Умеют составлять вопросный план.
Владеют приёмами анализа и систематизации материала.
оценивают результаты работы, вносят необходимые коррективы в способ действия в случае расхождения эталона.
Соблюдают правила речевого поведения.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
рефлексия достижения цели; создание ситуации успеха
Сейчас 1 ряд составит тезисный план к рассказу Сладкова, а 2 ряд вопросный план. Прочитайте текст на карточке.
О чем этот рассказ? Какова его тема? Что нужно сделать, чтобы составить план? Выделите микротемы. Сколько их? Озаглавьте.
Свой вариант плана запишите в тетрадь.
План
1. Старая береза.
2. Кто жил на первом этаже?
3. Жильцы второго и третьего этажей.
4. Жильцы четырех верхних этажей.
Умеют определять тему и основную мысль текста. Выделяют микротемы текста.
Составляют тезисный план.
Владеют приёмами анализа и систематизации материала.
Самостоятельно решают поставленную задачу.
Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
повторение и закрепление ранее изученного
Прочитайте то определение, которое относится к теме урока.
План — топографическая карта местности.
План — ряд обдуманных действий, мероприятий.
План — проект чего-либо.
План — короткая форма переработки текста, при которой выделяются смысловые части текста и озаглавливаются.
Составьте синквейн по теме нашего урока.
1 строка (тема) – имя существительное.
2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.
3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) – глаголы.
4 строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырёх слов.
5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на эмоциональном уровне повторяющее суть темы.
4 определение понятия план.
Прочитать, понять, составить.
План помогает пересказать текст.
Знают основные теоретические сведения о плане текста.
1. Преобразовывают информацию из одной формы в другую (текст в алгоритм), выстраивать последовательность действий.
2. Анализируют, сравнивают, строят логические рассуждения.
Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
осознание метода преодоления затруднений в деятельности, границ применения нового знания.
Закончите предложения: сегодня на уроке я узнал…
Прием «незаконченное предложение»
Соотносят цели и результаты своей деятельности.
Однажды в лесу я увидел терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого.
Из дупла первого этажа выглянула серая утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах.
На втором этаже поселился черный дятел. А на третьем жил дятел пестрый.
Выше еще четыре этажа. В каждой квартире живут стрижи.
Прямо сказочный теремок, только высотный.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-924303
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Ученые изучили проблемы родителей, чьи дети учатся в госпитальных школах
Время чтения: 5 минут
Рособрнадзор не намерен упрощать ЕГЭ в 2022 году из-за пандемии
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Как составить план текста?
План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
Сколько стоит декоративная штукатурка?
Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
Почему вам нужен план чтения и как его составить
Что это такое
План – это совокупность структурных элементов, которые будут присутствовать в самом повествовании, при этом чем более развернутый и подробный перечень составлен, тем проще становится соединить элементы воедино и воссоздать связный подробный текст. В школе предстоит составить немало подобных «списков»: подробных и кратких, цитатных и тезисных, при кажущейся сложности эта форма работы очень полезна, поскольку способствует детальной проработке и запоминанию материала.
Написание подзаголовков
Следующий этап – создание заголовков, кратко и емко передающих смысл выделенных ранее, частей рассказа. Идеальный подзаголовок должен состоять из 2-3 слов.
Заголовки могут быть такими:
У нас получилось столько же подзаголовков, сколько и выделено частей, но это не единственная возможность составить план рассказа. Некоторые части рассказа можно детализировать, 3 и 8 подзаголовки проработать. Посмотрим, что получилось.
Пример сложного плана:
3.1 Растерянность и страх собаки.
3.2 Нетипичное поведение хищника.
8.1 Осознание львом гибели друга.
8.2 Неприятие другого пса.
8.3 Гибель от тоски.
Развернутый план, конечно, требует более вдумчивого подхода, и возможно, больше времени на составление, но он имеет одно веское преимущество – пересказывать текст по нему легче.
Видео
Сложный план
Иногда задание усложняется, например, структура может быть не простой, а развернутой. Рассмотрим, как составить план рассказа в этом случае. Сначала также выделяются смысловые части, однако одну или две из них следует еще более дробно разделить. В тексте «Лев и собачка» можно более детально проработать части 3 и 8. При составлении плана пересказа эти фрагменты в свою очередь могут быть подразделены так:
8. Отчаяние и гибель льва.
Такой развернутый план, конечно, требует более тщательного составления, однако и пересказывать по нему значительно проще.
Алгоритм работы с текстом
Составление плана рассказа (программа 2 класса) можно разбить на несколько этапов.
Если пересказ получается с первого раза, план составлен хорошо. Если при пересказе теряется сюжетная линия, работу с планом следует продолжить.
К примеру, набросаем план короткого произведения Л. Н. Толстого, изучаемого в школе в начальных классах – «Лев и собачка».
Как составить цитатный план по литературе
Если в классе задают подготовить пересказ какого-нибудь рассказа или сказки, то делать надо вот что:
Для составления цитатного плана, так же как и для обычного, необходимо сначала прочитать само произведение.
Далее – мысленно разбить текст на смысловые части, каждая из которых повествует об одном из действий, происходящих в книге.
Теперь в каждой части найти предложение, в котором отражена её основная мысль.
Записать их дословно и по порядку, не забывая пронумеровать.
Если нет опыта в составлении цитатного плана произведения, то для облегчения работы можно составить таблицу, где в первом столбце прописать все пункты традиционным способом, а во втором – соответствующую каждому пункту цитату.
Грамотный человек всегда помнит о недопустимости ошибок в сочинении и значит не забудет:
что по правилам русского языка нужно заключать каждую цитату в кавычки;
если цитата начинается не с начала предложения, то перед первым словом ставится многоточие, а начинаться оно будет со строчной буквы;
в том случае, когда в качестве цитаты берётся целое предложение, то в начале пишется заглавная буква и в конце ставится точка перед кавычками;
пропущенные слова заменяются многоточием.
Обязательные части плана
Основная фишка, как составить план произведения, — придумать оглавления главным эпизодам рассказа. При работе придерживаются классической структуры, когда все произведение делят на вступление, основную часть и вывод.
В идеале структура включает такие обязательные части: