Что такое подтема текста в русском языке
Разработка презентации по русскому языку на тему » Подтемы текста. Ключевые слова»
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Описание слайда:
Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым
для жизни является, конечно, умение ясно, понятно
говорить на своем языке.
Л.Н. Толстой
Описание слайда:
20 6 12 19 20 16 3 6 5 6 15 10 6
Описание слайда:
Описание слайда:
Подтема – второстепенная, более узкая тема внутри основной, более широкой темы.
Описание слайда:
СЛОВАРНАЯ МИНУТКА
ПОВОЛОКА – 1. легкая пелена, дымка, застилающая что-либо.
2. Легкая пелена, пленка, застилающая глаз; помутнение.
3. Черточки на снегу, оставляемые лапой зверя, идущие по направлению следа (в речи охотников).
Описание слайда:
Описание слайда:
Осень – самая___________и_________пора года.
Это время, когда нужно собирать__________ урожай, готовится ___________, наслаждаться __________и___________ природы.
Но кроме этого, это хорошая пора для __________и____________.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Контрольная работа «Пунктуация в сложном предложении».
Конспект урока по русскому языку на тему «Существительные общего рода»
Разработка урока по теме «Подтемы текста. Ключевые предложения» (6 класс)
Конспект урока по теме «Публицистический стиль»
Конспект урока «Сочинение по картине С. А. Григорьева «Вратарь»
Конспект урока по теме «Буквы Ё-0 после шипящих в корне»
Конспект урока по теме «Множественное число имён существительных»
Рабочая программа по русскому языку 9 класс
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5431795 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учительница из Киргизии победила в конкурсе Минпросвещения РФ «Учитель-международник»
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Названы главные риски для детей на зимних каникулах
Время чтения: 3 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Разработка урока по теме «Подтемы текста. Ключевые предложения» (6 класс)
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Подтемы текста. Ключевые предложения
Цель: ознакомить учащихся с речевыми понятиями «подтемы текста», «ключевые предложения»; формировать умение отбирать подтемы для раскрытия темы в тексте, определять ключевые предложения в каждой подтеме; развивать навыки минимального анализа текста, монологической речи, орфографические и пунктуационные навыки; воспитывать чувство прекрасного, эмоциональную культуру учащихся.
Оборудование : учебник, мультимедийная презентация, карточки.
Тип урока : урок новых знаний.
Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Настройтесь на то, что навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни. Откройте тетради и запишите дату.
2. Работа с эпиграфом.
Из всех знаний и умений самым важным,
самым необходимым для жизни является,
конечно, умение ясно, понятно говорить
— Как вы поняли слова эпиграфа? Согласны ли вы с мыслями автора? Свой ответ обоснуйте.
— А что нужно знать, чтобы научиться так ясно и понятно говорить? (составлять высказывания – тексты)
— Что такое текст? (несколько предложений, связанных между собой по смыслу (темой и осн.мыслью) и грамматически)
— Долгое время лингвисты ограничивались изучением звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений. Но со временем исследователи обратились к более крупным отрезкам речи – к текстам. Так сложилась наука о тексте. А как она называется, вы сможете узнать, разгадав ребус:
20 6 12 19 20 16 3 6 5 6 15 10 6
Т е к с т о в е д е н и е
— Изучая текст, лингвисты установили, что он имеет свои признаки и особенности построения.
Давайте с вами вспомним признаки текста (тематич.ед-во связность, последовательность, развернутость, завершенность).
4. Проверка домашнего задания.
А) Прочитать текст. Доказать, что это текст.
Б) Определить тему и осн.мысль. (Тема – о том, как дым костра может нам подсказать, каким будет завтрашний день; осн. мысль – природа – предвестник погоды, мы люди, должны всматриваться, вслушиваться в природу.)
— Недаром, ребята, наши предки обожествляли природу, приносили ей свои дары и всячески почитали.
В) Как связываются в этом тексте предложения? (параллельной связью). Докажите (первое предложение главное, остальные раскрывают его содержание)
Г) Какой еще связью могут связываться предложения в тексте?
Д) Найдите в этом тексте предложение с обобщающим словом.
5. Введение в тему урока, целеполагание.
— У вас на партах лежат листочки. Прочитаем то, что в них написано.
1) Наступила осень. На деревьях можно увидеть разноцветные листочки. Постоянно льет дождь, и от него на асфальте появляются лужи. На улице холодно и сыро.
2) Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и рисующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
Воздух наполнен свежестью до такой степени, что кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна.
В ясную погоду безоблачное небо настолько близко, что кажется: протянешь руку и дотронешься до этой пронзительной голубизны. Когда же оно затягивается поволокой туч, представляется, что землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом.
Чем ближе холодная зима, тем больше плачет осень долгими холодными дождями и вздыхает промозглым ветром, заставляя задуматься о вечном и немного погрустить. А после дождя остаётся аромат упавшей листвы и завядающей травы.
Это время года живое! Ведь именно осень обнажает природу, показывая этот мир в совсем других красках. Сначала ярких, сочных, потом в серых и унылых. Изменчивая, такая непостоянная, осень из года в год заставляет восторгаться её прощальной красотой.
— Можем ли мы эти предложения назвать текстами? Докажите.
— В каком из этих текстов тема раскрыта более полно? Почему? (осень описывается с разных сторон)
. Итак, ребята, тема текста раскрывается через подтемы. И именно об этом мы сегодня с вами будем говорить.
— Запишите тему урока «Подтемы текста».
— Какие задачи мы можем поставить перед собой? (понять, что такое подтема текста, научиться определять подтемы в тексте, учиться создавать тексты и раскрывать тему через подтемы)
6. Работа по теме урока
— Для чего в тексте существуют подтемы?
1) Работа с текстом 2
Давайте еще раз прочитаем этот текст по частям и определим, какие подтемы использовал автор для раскрытия темы «Осень».
2) Осенний свежий воздух.
5) Прощальная красота осени.
— Многозначное слово. В каком значении использовано это слово в тексте?
— Ребята, в каком стиле написан этот текст? (художественный)
— Определите тип речи. (Текст – описание)
— Давайте найдем художественные средства выразительности, через которые автор передает бесподобное непостоянство осени (эпитеты: зимний сон, огненные краски, причудливый ковер, пронзительная голубизна, краски сочные серые унылые; олицетворения: осень вздыхает, обнажает, плачет; сравнения: кажется кристально чистым, как хрусталь, и звонким, как натянутая струна; метафора: землю укрывают серым мягким и в тоже время плотным одеялом).
— Посмотрите, какое богатство художественных средств выразительности. Для чего автор использует такое разнообразие? (чтобы показать все великолепие прощальной красоты)
— Дыхание осени чувствуется во всем: в печальной песне улетающих птиц, в моросящем дождике за окном… Но в осени есть свое очарование. Ведь не зря именно это время года вдохновляло поэтов и художников на создание новых произведений. Вы знаете, что у А.С.Пушкина золотая осень была любимой порой года. Алексей Саврасов, Виктор Михайлович Васнецов, Иван Шишкин, Исаак Левитан не могли не отразить увядающее великолепие осенней красоты.
— Вот и я, ребята, как-то несколько лет назад, гуляя по Лошицкому парку, вдохновилась шуршанием золотой листвы и написала стихотворение. Вы его послушайте и немножко отдохните. (Чтение учителем авторского стихотворения « Краски осени»)
Выполнить синтаксический разбор 1 предложения. (1 предложение у доски)
Осен…ю со…нце свет…т нежно (не) обж…гает будто успокаива…т пр…роду и подготавлива…т её к долг…му зимн…му сну. Оно смешивает(?)ся с огненными красками лист…ев, падающих (на) землю и р…сующих прич…дливый мя…кий к…вёр (под) н…гами пр…хожих.
— Определите тему этого текста. (Осенний лес)
— Найдите и зачитайте предложение, в котором заключена основная мысль этого текста. (1)
— Определите, какие подтемы раскрывают тему этого текста. Но прежде давайте подумаем, как правильно определить подтему текста? (Мы находили самое главное предложение в этой подтеме)
— Действительно, в каждой подтеме есть главное предложение. А как называются такие предложения мы узнаем из учебника.
— Давайте зачитаем ключевые предложения и определим подтемы текста.
Задание. А теперь, опираясь на ключевые предложения каждой подтемы, составьте план этого текста и запишите его в тетради (РАБОТА В ПАРАХ)
1.Красивый и печальный осенний лес.
2. Прозрачный воздух.
Задание. Опираясь на свой план и ключевые предложения, перескажите текст (РЕЗЕРВ).
Осень – самая ____________и____________пора года. Это время, когда нужно собирать____________ урожай, готовится ___________, наслаждаться __________и___________ природы. Но кроме этого, это хорошая пора для __________и____________.
Прием «Три М» : а теперь назовите три момента, которые у вас получились хорошо в процессе урока.
— Пригодятся ли вам в жизни знания, полученные сегодня на уроке? Каким образом?
Осень- самая яркая и живописная пора года. Это время, когда нужно собирать небывалый урожай, готовится к зиме, наслаждаться красотой и очарованием природы. Но кроме этого, это хорошая пора для отдыха и путешествий, особенно вначале осени, когда еще тепло и не льют проливные дожди. Путешествуя по осенним просторам, ты любуешься красотой природы, неповторимым разнообразием красок, насыщаешься всем этим торжеством. Любите, ребята, осень так, как я, и наслаждайтесь ее неотразимым великолепием.
План-конспект уроков русского языка «Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте» (6 класс)
Основные признаки текста
Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений
в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).
Просмотр содержимого документа
«План-конспект уроков русского языка «Основные признаки текста. Подтемы текста.Средства связи предложений в тексте» (6 класс)»
У р о к 6
Основные признаки текста
Цель урока: расширить и углубить знания, полученные в 5 классе: понятие о тексте, его основных признаках (тематическое единство, связность, последовательность, завершенность), видах связи предложений
в тексте (цепная, параллельная); закрепить речеведческие понятия (текст, тема, основная мысль, признаки текста).
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Упр. 22. Выпишите вначале слова с разделительным ъ, а затем —
с ь. Письменно объясните их написание.
а) с разделительным ъ: въездной, изъездить, объединенный, разъяснить, объявить, разъезжать;
III. Повторение изученного материала
1. Вставьте пропущенные буквы (слова записаны на доске), графически объясните правописание корней с чередующимися гласными. Один учащийся выходит к доске и комментирует орфограммы.
К..снуться (коснуться), р..стительность (растительность), разг..релся (разгорелся), предпол..жение (предположение), воз-
р..ст (возраст), отр..сль (отрасль), выр..сли (выросли), соч..-
тать (сочетать), выб..раться (выбираться), р..сток (росток), водор..сли (водоросли).
2. Замените словосочетания близкими по смыслу словами, иллюстрирующими правила написания и-ы после ц.
Выдержка из текста (цитата), кушанье на одного человека в столовой (порция), могучий и злой великан с одним глазом во лбу (циклоп), варежки (рукавицы), вместилище для перевозки
и хранения жидкости (цистерна), возглас, которым подзывают кур (цып-цып-цып).
IV. Актуализация полученных ранее знаний
1. Повторение изученного. Чтение теоретического материала
на с. 15.
2. Беседа по вопросам:
— Что является темой текста?
— Что называют основной мыслью текста?
3. Упр. 25 (устно). Прочитайте. Определите тему текста (любовь к Родине, чувство Родины) и сформулируйте его основную мысль («Любовь к Родине — это самое чистое и самое сильное, самое нежное и самое глубокое чувство»). Озаглавьте текст («Родина», «Чувство Родины», «Любовь к Родине»).
— Подберите прилагательные к слову чувство (сильное, нежное, вечное, удивительное, главное, необыкновенное). Запишите полученные словосочетания, обозначьте главное слово и от него поставьте вопрос к зависимому.
— Объясните, почему автор в последнем предложении употребил несколько раз слово самое. (Тем самым автор хотел показать значимость, важность, сокровенность любви к Родине.)
V. Объяснение нового материала
1. Знакомство с теоретическим материалом на с. 16—19. Вместе с ребятами учитель выделяет основные признаки текста (тематическое единство, связность, последовательность, развернутость, завершенность) и дает им характеристику.
VI. Закрепление нового материала
1. Упр. 26. Прочитайте. Определите тему и основную мысль текста, озаглавьте его («Дары природы», «Берегите природу!»). Докажите, что все предложения текста раскрывают тему и основную мысль.
— Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Любовь к Родине немыслима без бережного обхождения
с дарами природы, предоставленными в распоряжение не одного,
а тысячи счастливых и разумных поколений. Все мы вместе
и каждый в отдельности всего лишь частичка природы. Люди, соединенные с нею дивным родством, наделенные этим мудрым сознанием, не сломают юное деревце, не разрушат муравейника, не оставят мусор на полянке.
Физкультминутка для глаз
1. Крепко зажмурить глаза на 3—5 секунд, а затем открыть их на такое же время. Повторять 6—8 раз.
2. Быстро моргать в течение 10—12 секунд, открыть глаза, отдыхать 10—12 секунд. Повторять 3 раза.
Теория: цепная и параллельная связь (с. 16—17).
2. Упр. 27, упр. 28 (письменно, по вариантам).
Упр. 27. Прочитайте. Как связываются предложения в тексте? (Мысль передается последовательно от одного предложения к другому. В каждом последующем предложении сообщаются новые сведения, дополняющие предыдущие.) Как называется такая связь? (Такая связь называется цепной.)
— Сколько букв в слове радоваться? (10 букв.) Сколько звуков? (9 звуков.) Можно ли при письме опираться на произношение? (Нет.)
— Объясните выражение радоваться плодам своего труда. (Радоваться достигнутым результатам).
Упр. 28. Прочитайте текст. О чем говорится в первом предложении? («Дым костра подсказывает нам, чем встретит нас завтрашний день…») Раскрывают ли содержание первого последующие предложения? (Да, раскрывают.) Как связываются предложения в тексте? (Все предложения текста раскрывают и дополняют содержание первого.) Как называется такая связь? (Такая связь называется параллельной.)
— Найдите предложение с обобщающим словом (1-е предложение) и объясните постановку знаков препинания.
Упр. 32. «Озвучьте» предлагаемую схему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла? Охарактеризуйте каждый признак текста.
VIII. Домашнее задание
§ 3, упр. 29 (списать текст, устно ответить на предложенные вопросы).
У р о к 7
Подтемы текста. Ключевые предложения в тексте
Цель урока: ознакомить учащихся с речевым понятием «подтемы текста»; формировать у учащихся умение отбирать подтемы для раскрытия темы в текстах; развивать речь учащихся, умение связно, четко
и последовательно излагать свои мысли; воспитывать эмоциональную культуру учащихся.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Прочитайте текст. Раскрыта ли тема текста, обозначенная
в заголовке? (Да, тема текста в заголовке раскрыта.) Если да, то объясните почему. Какие признаки текста участвуют в раскрытии авторского замысла?
2. Полностью ли совпадают по значению слова дождь, ливень, смерч? (Нет, эти слова являются синонимами, но имеют разные по силе выраженности оттенки значений.)
3. Спишите текст и ответьте устно на вопросы:
— Почему ливень казался волшебным? (Ливень казался волшебным, потому что «по крышам домов, по тротуарам забарабанили головастики, лягушата, маленькие рыбки».)
— Как образовалась такая туча? («Потом выяснилось, что смерч поднял из лесного озера вместе с водой его обитателей».)
4. Работа с толковым словарем учебника (смерч).
5. Учащийся на доске выполняет фонетический разбор слова свою.
III. Повторение изученного материала
Учитель читает текст
В детстве жарче солнце, гуще трава, обильнее дожди, ярче небо и смертельно интересен каждый человек. Для детей каждый взрослый — существо немного таинственное. Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас — величайший дар, доставшийся нам от детства. Если человек не растеряет этот дар, то он поэт или писатель. Ощущение жизни как непрерывной новизны — вот та плодотворная почва, на которой расцветает и созревает искусство.
Беседа с учащимися
— О чем рассуждает автор? (Автор рассуждает о восприятии жизни в детском возрасте.)
— Озаглавьте текст. («Величайший дар».)
— Сформулируйте его основную мысль. (Ощущение новизны жизни — основа для создания произведений искусства.)
— Докажите, что все предложения текста раскрывают тему
и основную мысль.
— Как связываются предложения в тексте? Как называется такая связь?
IV. Объяснение нового материала
Знакомство с теоретическим материалом на с. 20.
V. Закрепление нового материала
1. Упр. 33. Прочитайте. Сколько подтем (одну или больше) используют авторы для раскрытия одной и той же темы? (В первом тексте для раскрытия темы автор использует одну подтему «Весеннее солнце».)
— Какие подтемы отобраны автором для раскрытия темы во втором тексте? (Три подтемы: «Ранняя оттепель», «Радостный крик птиц», «Теплая весенняя земля».) Определите границы каждой подтемы.
Физкультминутка «Рисование носом»
Дети закрывают глаза. Представляют себе, что нос стал длинным, и рисуют предложенные учителем предметы, буквы и т. д.
2. Упр. 35. Прочитайте текст и его анализ. Перескажите текст, сохраняя три подтемы и используя ключевые предложения.
3. Работа со словами в рамочках на с. 23. Составьте предложения с предложенными словами.
4. Упр. 38. Прочитайте. В какой последовательности надо расположить части, чтобы получился связный рассказ Объясните, почему
с первой напечатанной части рассказ начать нельзя. Определите ключевые предложения в каждой подтеме. Какая подтема текста раскрывается с помощью нескольких ключевых предложений?
— Спишите ту часть, с которой надо начать сказку (3-й абзац). Перед глаголами неопределенной формы в скобках напишите вопрос.
Поднимите руки те, кто:
считает, что усвоил тему и сможет объяснить ее другому;
нуждается в помощи учителя.
VII. Домашнее задание
§ 4, упр. 34 (устно, подготовиться к написанию сжатого изложения).
У р о к 8
Сжатое изложение
Цель урока: развивать умение связно, четко и последовательно излагать свои мысли в письменной форме; развивать культуру речи учащихся; учить вычленять в тексте основную информацию; формировать умение правильно использовать виды и средства связи предложений и подтем
в тексте; ориентироваться при сжатии текста на ситуацию общения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ответственное отношение к ней.
I. Организационный момент
Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все сидят, выбрав для себя удобную позу.
Нам радостно, нам весело!
Но вот пришло мгновение,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили. Ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
II. Подготовка к написанию сжатого изложения
1. Чтение текста изложения учителем (упр. 34) с параллельным чтением «про себя».
— Определите тип и стиль текста. (Тип — повествование, стиль — художественный.)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на четыре части.)
— Определите тему («Странный дуэт») и основную мысль текста («Забавная штука — ежиная песня»).
— Какие признаки текста помогают автору раскрыть замысел?
— Как связаны предложения в тексте? Как называется такая связь? (Цепная связь.)
— Каким образом название текста отражает его основную мысль?
— Какие подтемы выбирает автор для раскрытия основной темы? (Для раскрытия темы, обозначенной в первом абзаце текста, автор выбрал следующие подтемы: 1) дорога к лесной сторожке; 2) встреча с лесными артистами; 3) подготовка зверьков к пению; 4) ежиная песня.)
— Определите границы каждой подтемы в тексте.
— Какие подтемы можно не раскрывать, чтобы получился сжатый пересказ?
Способы сжатия текста:
вычленение главного содержания;
исключение ненужных подробностей;
обобщение конкретных, единичных явлений, деталей, предметов, упоминавшихся в первичном тексте, для использования
в сжатом изложении.
— Прочитайте анализ текста по учебнику.
3. Перескажите текст по предложенному в учебнике плану (план текста записывается на доске; рядом с пунктами плана записываются слова, словосочетания, предложения, несущие в себе основной смысл каждой подтемы текста):
• Дорога к лесной сторожке. (Автор шел к лесной сторожке; встретиться с другом; всю ночь, устал, задремал.)
• Встреча с лесными артистами. (Проснулся, увидел двух ежей; церемонно расходились в разные стороны, как артисты.)
• Подготовка зверьков к пению. (Остановились, повернулись мордочка к мордочке, двинулись навстречу друг другу, приподнялись на задние лапки, передние поджали, будто кланялись.)
• Ежиная песня. (Зверьки уткнулись, нос к носу, запели, глухой свист, ворчанье.)
4. Работа с орфограммами.
III. Повторное чтение текста учителем
IV. Написание сжатого изложения
У р о к 9
Средства связи предложений в тексте
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся, полученные
в 5 классе; формировать умение определять основные признаки текста, виды и средства связи между предложениями в тексте, выявлять подтемы для раскрытия темы текста, ключевые предложения в каждой подтеме текста; формировать умения использовать языковые средства связи предложений и частей в тексте.
I. Организационный момент
II. Работа над ошибками изложения. Анализ ошибок
III. Объяснение нового материала
1. Чтение теоретического материала на с. 25.
Учитель предлагает учащимся несколько небольших текстов,
в которых необходимо определить вид связи (цепная или параллельная) и средства связи предложений в тексте.
1. Был конец ноября — самое грустное время в деревне. Кот спал весь день, свернувшись на старом кресле. Темная вода хлестала в окна. Дороги размыло. Вот уже больше недели, как никто нас не навещал.
2. В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка-хвостик.
3. Любопытство привело меня к ребятишкам. Они сидели
у костра, может быть, на том самом месте, где когда-то Тургенев встретился в ночном с крестьянскими ребятами. Тогда пятеро их стерегли табун лошадей и ночевали у костра.
4. В одну из апрельских ночей темная неровная трещина расколет реку пополам и из трещины радостно хлынет вода. Утром ледяное поле оторвется от берегов и плавно двинется вниз по течению. Лед тронется. В ярких солнечных лучах синеватые льдины, напирая одна на другую, быстро плывут, вертятся, пляшут в водоворотах.
Учащиеся сами делают вывод о видах и средствах связи предложений в текстах. В тексте 1: вид связи — параллельная, средства связи — одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. В тексте 2: вид связи — цепная, средства связи — местоимение (они) и лексический повтор (клубки — клубки). В тексте 3: вид связи — цепная, средства связи — местоимения, заменяющие существительное ребятишки: они, их. В тексте 4: вид связи —
цепная, средства связи — синонимичные слова и выражения ледяное поле, лед, синеватые льдины.
IV. Закрепление нового материала
1. Упр. 40. Прочитайте текст, определите вид (цепная или параллельная) и средства связи предложений. Объясните, почему повтор можно считать уместным средством связи.
2. Упр. 41. Прочитайте. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите средства связи предложений в каждом абзаце.
— Назовите других художников и их любимые темы. Составьте устный текст о художнике и его картине, которая вам больше всего нравится. Учитель может предложить в качестве начала использовать следующее вступление:
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую нас действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь.
Каждый человек, какую бы специальность он ни избрал, чтобы быть по-настоящему культурным человеком, должен знать, любить и понимать произведения искусства, знать творчество крупнейших художников.
У каждого из художников есть своя любимая тема. Например, в живописи нет более прославленного певца моря, чем
И. Айвазовский; через всю жизнь пронес И. Левитан свою любовь к русской природе; картины В. Васнецова — это царство сказок. А знаете ли вы пристрастия (любимые темы) других художников? Например, что вы знаете о:
а) А. И. Куинджи? (Архип Куинджи был и остается певцом лунной украинской ночи, одна из известнейших картин — «Ночь на Днепре»);
б) И. И. Шишкине? (Ивана Шишкина называют живописцем лесов и долин, и это справедливо, достаточно вспомнить такие его полотна, как «Рожь», «Сосновый бор», «Корабельная роща»);
в) В. Г. Перове? (Художник Нестеров назвал Перова «истинным поэтом скорби», и с этим можно согласиться, посмотрев его картины «Сельский крестный ход на пасхе», «Проводы покойника», «Тройка»);
г) И. Н. Крамском? (Иван Крамской известен преимущественно как художник-портретист. Его кисти принадлежат портреты
Л. Н. Толстого, И. И. Шишкина, А. Н. Некрасова);
д) В. В. Верещагине? (Безошибочно определить направление творчества художника-баталиста Василия Верещагина помогают даже названия его картин: «Апофеоз войны», «Землянки на Шипке», «На Шипке все спокойно», «Могилы на Шипке», «Смертельно раненый»);
е) В. И. Сурикове? («Великий исторический живописец» — так называют Василия Сурикова. В том, что это так, нетрудно убедиться, взглянув на его картины: «Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы.)
Физкультминутка «Орфоэпические загадки» (нормы постановки ударения)
На бахче у нас растет,
Как разрежешь — он течет;
Свеж и сладок он на вкус,
Это зелье ты не тронь:
Жжется больно, как огонь.
Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с давних пор,
Чтоб скорей в библиотеке
Отыскать ты книгу смог,
В ней бывает картотека,
Хотя я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла,
Крупна, кругла, сладка на вкус.
3. Упр. 42. Прочитайте. Определите тему («Родная земля»)
и основную мысль («…наиболее яркое, наиболее нежное воспоминание — земля моя комаровская…») текста. Какие подтемы выбрал автор для раскрытия темы? Назовите вид и средства связи между подтемами текста.
— Назовите средства связи предложений во втором абзаце
текста. (Лексический повтор.)
— Спишите тот абзац текста, в котором в качестве средства связи используется одинаковый порядок одних и тех же членов предложения. (Второй абзац.)
V. Рефлексия. Проверяем себя
Что такое тема текста? Что такое подтема текста?
Какова роль ключевых предложений в тексте?
Назовите средства связи предложений и частей в тексте.
VI. Домашнее задание
§ 5, упр. 43 (задание 1, 2 устно, задание 3 письменно: составьте текст, используя начало второго или третьего отрывков, а также рисунок).
Обратите внимание учащихся
Подготовка составления как устного, так и письменного текста должна осуществляться по такому примерному плану:
• Анализ текста-образца (стиль и тип речи, тема и основная мысль текста), анализ содержания текста, выявление подтем и основных ключевых предложений в каждой подтеме), выявление языковых средств для передачи основной мысли текста;
• Общая характеристика создаваемого текста с точки зрения стиля и типа речи;
• Уточнение темы и основной мысли создаваемого текста;
• Выявление подтем для раскрытия темы создаваемого текста;
• Подбор языковых и выразительных средств для раскрытия основной мысли текста.