Что такое политический текст

Что такое политический текст

Феномен политического текста.

Устюгова Татьяна Витальевна,

соискатель кафедры Государственной политики и государственного управления

Кубанского Государственного Университета,

начальник отдела рекламы ТС «Табрис» г. Краснодар.

Среди всего разнообразия текстов можно выделить политический текст. По мнению Е.А. Репиной, политический текст – это:

1. текст, функционирующий в сфере политики;

2. текст, обладающий определенной тематикой, связанной с различными политическими вопросами;

3. текст, создаваемый человеком, занимающимся политической деятельностью;

4. текст, имеющий, как правило, коллективного автора и множественного адресата;

Основная задача информационной функции – передать достаточную информацию о кандидате. Информация должна быть правдоподобной, понятной и запоминающейся, переданной адекватным языком.

Убеждающая функция говорит сама за себя – текст должен быть убедительным. Для этого он должен обладать логикой, затрагивать эмоциональную сферу, иметь как объективное, так и личностное значение, текст должен запоминаться.

Таким образом, задача текста состоит в том, чтобы привлечь избирателя, дать ему как можно более полную, достаточную информацию, которая сможет его убедить и, в конечном итоге, побудить к действию.

Текст представляет собой систему, объединяющую основные текстовые элементы исследуемой области науки. Текст – это произведение речетворческого процесса, обладающее такими особенностями, как завершенность и системность. Одна из основных характеристик текста – его целенаправленность, прагматическая установка, изначальный информационный посыл.

Тест воспринимается людьми как сложное устройство, хранящее многообразные коды, способные трансформировать получаемые сообщения и порождать новые. Тест – внутренняя замкнутая знаково-языковая система, обладающая целостностью и побудительной энергетикой к реципиенту. Диалогичность текст связана с такими моментами, как наличие автора и адресата, с одной стороны, и умения адресата верно декодировать заложенный изначально в структуру текста код.

Текст информационно-насыщен, он рассчитан на то, что его смогут верно истолковать, получить необходимую информацию и, кроме того, долю эмоционального воздействия: насыщенность эмоционального восприятия будет обуславливаться рядом таких факторов, как эмоциональный посыл повествующего, семантическое структурирование и подача текста, степень осведомленности и психического состояния получателя информации.

Таким образом, политический текст – это коммуникативно-направленная структура, организованная по законам и правилам политической коммуникации, имеющая открытые границы, встроенная в коммуникативное пространство социально-политической деятельности.

Тексты пытаются затронуть как эмоциональную, так и смысловую сторону, апеллируют не только к чувствам, но и к логике, к мыслям. Они выполняют информационную, убеждающую и побуждающую функцию, в них используются запоминающиеся слоганы, комбинировалась визуальная и аудио информация. Политические тексты формируют представление о субъектах политического процессе, отношение к ней избирателей.

1. Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. – 384 с.

4. Гаврилова М.В. Президентский дискурс как предмет политической лингвистики//Тезисы докладов. IV Всероссийский конгресс политологов «Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке». М., 2006. С. 63 – 65.

5. Гаврилова М.В. Лингвистический анализ политического дискурса // http://politanalysis.narod.ru/gavrilova3.html

6. Демьянов В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ// http://evartist.narod.ru/text12/09.htm

7. Кошкина А.А. Приемы манипулятивного воздействия в текстах // http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0088 403.pdf

10. Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991- 2000 )// http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm#6220

Поступила в редакцию 7 августа 2007 г.

[1] Чудинов А.П. Россия в метафорическом зеркале: когнитивное исследование политической метафоры (1991-200 )//http://www.philology.ru/linguistics2/chudinov-01.htm#6220

[2] Демьянов В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ// http://evartist.narod.ru/text12/09.htm

[4] Алтунян А. Статья. О собирателях земли Русской. Жириновский как публицист//Вопросы литературы. М., 1996. N 2. С. 59-60.

[9] Гаврилова М.В. Президентский дискурс как предмет политической лингвистики//Тезисы докладов. IV Всероссийский конгресс политологов «Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке». М., 2006. С. 64.

[10] Гаврилова М.В. Президентский дискурс как предмет политической лингвистики//Тезисы докладов. IV Всероссийский конгресс политологов «Демократия, безопасность, эффективное управление: новые вызовы политической науке». М., 2006. С. 64.

[12] Алтунян А.Г. Анализ политических текстов: Учебное пособие. – М.: Университетская книга; Логос, 2006. С.16.

Источник

Политический текст: понятие и функции

Пустовар Е.А.

Политический текст: понятие и функции

Интенсивное развитие политических технологий, возросшая роль средств массовой информации, всё большая театрализация политической деятельности способствует повышению внимания общества к теории и практике политической коммуникации. Политический дискурс – это явление, с которым все сталкиваются ежедневно. Борьба за власть является основной темой и движущим мотивом этой сферы общения. Чем более открыта и демократична жизнь общества, тем больше внимания уделяется языку политики. Внимание к словам и понятиям, когда речь идет о политике, вполне закономерно. Политическая деятельность дискурсивна, то есть осуществляющаяся в виде «разговоров» и разного рода текстов. Политическая реальность создается тем, что сказано или написано, а каждое публичное высказывание современного политика тождественно социальному действию, хотя смысл такого действия не равен буквальному значению употребленных слов. Политический язык отличается от обычного тем, что в нем «политическая лексика» терминологична, а привычные нам, не специальные «политические» языковые знаки употребляются не так же, как в обычном языке.

Прежде чем давать определение политическому тексту, необходимо остановиться на понятии «текст». Уже долгое время внимание как лингвистов, так и представителей многих смежных наук, таких как лингвистика текста, психолингвистика, лингвостилистика, привлекает текст в качестве основной единицы речевого общения, т.е. речи. Текст – феномен очень сложный, разноплановый, поэтому единого его понимания и определения не выработано. Считается, что текст подчинен замыслу его создателя. Например, В.З. Демьянков утверждает, что текст есть «результат человеческой деятельности, который можно определить как такое единство предложений, которое направлено на выполнение стратегических и тактических задач общения в широком смысле» [1, С. 116]. Такой подход к тексту близок к психолингвистическому, который рассматривает это понятие «как единицу коммуникации, как продукт речи, детерминированный потребностями общения» [2, С. 187]. В этой связи необходимо упомянуть о таком сравнительно новом для языкознания явлении как дискурс, и определить его позицию по отношению к тексту.

Понятие «дискурс» происходит от латинского слова discursus, что буквально означает «бег в разных направлениях». В переводе с английского языка discursus обозначает язык, размышления, разговор, беседа. В научной литературе, в первую очередь лингвистической, слово дискурс в основном употреблялся как синоним слова текст. Специалисты, занимающиеся изучением дискурса, рассматривают его соотношение с текстом. По мнению Карасика В.И., текст и дискурс связаны отношениями реализации: дискурс находит свое выражение в тексте [3]. Ю.С. Степанов обосновывает идеологический подход к дискурсу, считая, что дискурс – это особые тексты, за которыми стоит особый мир, т.е. особая грамматика, особый лексикон, особые правила словоупотребления и синтаксиса, особая семантика [4, С. 44-45]. Согласно теории речевой деятельности, цель любого общения состоит в том, чтобы некоторым образом изменить поведение или состояние реципиента (собеседника, читателя, слушателя), т.е. вызвать определенную вербальную, физическую, ментальную или эмоциональную реакцию. Отсюда, задачей любого текста является воздействие. Речевое воздействие чаще всего связывают с деятельностью СМИ, а значит, и с политическим дискурсом.

Политический дискурс представляет собой явление, которое имеет особое значение в жизни общества. Вместе с тем политический дискурс является сложным объектом исследования, не поддающимся однозначному определению. «Политический дискурс, – пишет Н.А. Герасименко, – обладает единством сферы функционирования – это сфера политики. Важным свойством коммуникации в политической сфере является множественность адресата, следствием чего можно считать Я – ВЫ – направленность» [5, С. 20-23]. Далее исследователь пишет о семантике политического текста: «Тематическое единство – вторая особенность политического дискурса. Темой коммуникации являются политические вопросы, вопросы устройства государства, общества, взаимоотношений личности и государства, государств между собой и др.» [5, С. 20-23]. Е.И. Шейгал считает, что политический дискурс также практикуется как институционное общение, которое, в отличие от личностно-ориентированного, характеризуется употреблением определенной системы профессионально ориентированных знаков, т.е. имеет собственный подъязык (лексика, фразеология, паремиология). С учетом значимости ситуативно-культурного контекста, суть политического дискурса можно представить формулой «дискурс = подъязык + текст + контекст» [6, С. 326].

Интерес к изучению политического дискурса привел к появлению нового направления в языкознании – политической лингвистики. Существует два принципиально различных подхода к предмету политической лингвистики. Первый определяет содержательные границы политической лингвистики как совпадающие с политическим дискурсом. Согласно данному подходу «предмет политической лингвистики – политический дискурс как совокупность дискурсивных практик, идентифицирующих участников политического дискурса как таковых, или формирующих конкретную тематику политических коммуникаций». [7, С. 245-246]

Согласно второму подходу политическая лингвистика – это политическая коммуникация, т.е. речевая деятельность, ориентированная на пропаганду тех или иных идей, эмоциональное воздействие на граждан страны и побуждение их к политическим действиям, для выработки общественного согласия, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе. Основная цель политической лингвистики – исследование взаимоотношений между языком, мышлением, коммуникацией, субъектами политической деятельности и политическим состоянием общества. [8, С. 6] Таким образом, политический дискурс – это актуальное использование языка в социально-политической сфере общения. Принадлежность текста к числу политических определяется как его тематикой, так и его местом в системе политической коммуникации.

По мнению Е. А. Репиной, политический текст – это:

– текст, функционирующий в сфере политики;

– текст, обладающий определенной тематикой, связанной с различными политическими вопросами;

– текст, создаваемый человеком, занимающимся политической деятельностью;

– текст, имеющий, как правило, коллективного автора и множественного адресата;

– текст, нацеленный, прежде всего, на воздействие на людей для получения вполне конкретного результата [9].

Учитывая вышесказанное, можно вывести единое определение понятия политического текста. Политический текст – это текст, предназначенный для воздействия на политическую ситуацию при помощи пропаганды политических идей, эмоционального воздействия на граждан и побуждения их к политическим действиям [10].

В качестве примера давайте обратимся к отрывку из небольшой статьи и попробуем определить является ли этот текст политическим.

«Премьер-министр Арсений Яценюк еще полгода назад обходился четырьмя машинами. Сейчас же в его кортеже – бронированный Mercedes, два седана с телохранителями и два микроавтобуса с госохраной. К тому же для Яценюка на дорогах регулировщики часто устраивают «зеленый коридор». На днях мы наблюдали, как машины премьера мало того, что нарушили ПДД, так еще и создали тянучки на нескольких улицах в центре Киева. Все дело в том, что ГАИшники не давали проехать простым смертным, так как ждали Яценюка» [11].

В статье не упоминается о политической деятельности А. Яценюка и тем не менее этот текст политический и производит сильное эмоциональное впечатление на читателей. Дело в том, что с приходом к власти премьер-министр призвал чиновников отказаться от автомобилей сопровождения, мигалок и перекрытия движения. Однако выполнить обещанного не смог.

Определяя политический текст, необходимо сказать о реципиенте, т.е. политической аудитории. Под политической аудиторией Е.А. Репина понимает аудиторию, которая в силу тех или иных причин является читателем, слушателем политического текста. Эта аудитория по ряду признаков отличается от аудитории других текстовых жанров [9].

Среди формально-риторических средств существуют два основных способа убеждения аудитории, которые обычно используются политиками в их текстах. Это путь убеждения с помощью логики непротиворечивых утверждений и путь создания эмоционального напряжения. А.Г.Алтунян утверждает, что у политического текста есть задачи тактические и стратегические. Тактические задачи – это задачи актуальной политической жизни, борьбы: выброс информации, проведение определенной линии внутри партии, попытки способствовать принятию или неприятию определенных решений, влияние на конкретных лиц, конкретные структуры и институты. В развитых демократических системах множество печатных политических текстов выполняют именно тактические задачи.

К стратегическим задачам политического текста относят следующее:

– привлечение внимания (факультативная функция);

– идеологическая функция (видение ситуации: какие проблемы надо решать и пути решения проблем);

– убеждение аудитории в правильности поставленных проблем и предложенных путей их решений;

– мобилизация аудитории на поддержку предложений автора [12].

Привлечение внимания к тексту факультативная, но очень важная функция. Для некоторых жанров (например, листовок) она является решающей. Если содержание листовки сразу не запомнится, то о ней уже и не вспомнят. То же самое можно сказать и о политических речах. Если оратор или его выступление не привлекут внимание публики с самого начала – эффект от речи будет невелик.

Идеологическая функция политического текста состоит в том, что автор текста выбирает и формирует те проблемы, которые он считает нужным осветить и решение которых он предлагает. Сюда входит и описание общего контекста ситуации, и программа действий, и полемика с политическим противником. Изображение действительности в политической речи или тексте дается так, как ее видит и понимает автор.

Поэтому задача политика, во-первых, убедить аудиторию, что именно его точка зрения истинна, что именно его видение проблем и общества адекватно реальности и что в рамках именно так понятой действительности возможно эти проблемы решить, причем решить наилучшим для аудитории образом. Во-вторых, он должен предложить такую картину текущего момента и так ее изобразить, чтобы нашлись общие точки соприкосновения между видением ситуации аудиторией и его изложением. В-третьих, ему необходимо доказать, что предложенное им решение актуальных для аудитории проблем – лучшее из всех возможных

Вслед за Аристотелем, выделяют три основных способа аргументации:

Следует упомянуть также о доводах логических, эмоциональных и ценностных.

Логические доводы построены как логически непротиворечивые утверждения, логичные доказательства, рациональные по своей природе. Эмоциональные доводы основываются на эмоциональном призыве, на обращении к чувствам. Ценностные основываются на важных для потенциальной аудитории ценностях.

В последнее время политики очень активно используют именно такие способы аргументации. Для примера обратимся к выступлению Петра Порошенко на пресс-конференции 25.09.2014 года. С одной стороны, избиратели увидели сильного и умного лидера нации, демократичного и думающего о стране. С другой стороны, пресс-конференция была организована по всем правилам пиар технологии, где нарисовалась красивая картинка для 80% населения, не задумывающегося над поступками политиков.

П. Порошенко для народа говорил о европейском выборе, о героическом народе, о значении революции. В принципе, сказал все то, что хотят слышать обыватели, о чем они думают сами, тем самым соединяя позицию гаранта с их умозаключениями. Однако в речи господина президента не было конкретности, он не упомянул о том, что и как он собирается реформировать. Не назвал даты и сроки – кроме 2020 года, когда «буде добре»,- чтобы люди могли контролировать эти процессы [13].

В украинской политике не так уж много женщин, которые могут быть убедительными. Наталия Королевская, выступая в Николаеве, сумела расположить к себе слушателей тем, что за полчаса времени рассказала и о себе, и о своей политической силе простым, доступным языком. Говоря об экономическом возрождении страны, политик в своем выступлении использовала доказательства и примеры: «В 30 лет, когда я уходила в политику, я руководила предприятием, где работало 10 тысяч человек. Поэтому я понимаю, что такое возглавить производство, что такое создать рабочее место, что значит организовать дело, платить заработную плату, давать возможность человеку кормить свою семью и обеспечивать свою старость в то нелегкое для страны время» [14]. Таким образом, даже небольшой, но правильно построенный политический текст дает возможность политику показать, что он знает реальную жизнь и понимает проблемы простых людей, перед которыми выступает.

Однако убедить аудиторию в том, что политик прав, – это еще не все.

Политику нужна активная аудитория. Нужно, чтобы слушатель или читатель ушел не просто убежденным, но и готовым на действие в будущем. Ему необходимо мобилизовать аудиторию в свою поддержку, в поддержку своей позиции. Должны быть активное взаимодействие и взаимный интерес между аудиторией и политиками. Мобилизация – это работа с эмоциями, с чувствами, а не с логическими доводами, с разумом.

Современный мир достаточно сложен. Слишком много проблем стоит перед страной, а значит, очень многое надо объяснять людям, чтобы завоевать их доверие. Поэтому любой политический текст должен быть совершенно понятен и прозрачен для той потенциальной аудитории, для которой он предназначен.

Источник

Характеристика текстов общественно-политического содержания

К общественно-политическим текстам относятся выступления государственных, партийных и общественных деятелей; публикации международных, правительственных и общественных организаций; статьи, посвященные борьбе за мир, разрядке международной напряженности, сокращению и ограничению вооружений, национально-освободительному движению, экономическим отношениям и т. д.

Как отмечает А. В. Федоров, общественно-политической литературе присуща полемичность, страстность тона, и специфика стиля заключается здесь в слиянии элементов научной речи и различных средств эмоциональности и образности [2].

В произведениях общественно-политической литературы средства синтаксиса играют активную роль, они характеризуются следующими особенностями:

а) отсутствием длинных сложных предложений.

б) четкостью построения фразы, абзаца, цепи абзацев.

в) параллелизмами (а также синонимами), что следует признать.частным, но характерным проявлением сжатости стиля,

г) повторение важных по смыслу слов, словосочетаний, предложений, которые экономно и эффективно выделяют соответствующую мысль.

В жанровом плане общественно-политические материалы весьма разнообразны. Мы разделяем точку зрения Е.В.Чубуковой, классифицирующей их на 3 группы [3]:

информационно-описательные материалы (информационные заметки, справочные материалы, исторические описания и образы, статьи обзорного характера по случаю какого-либо события, проблемно-тематические статьи и т. п.).

публицистические статьи в узком смысле слова (полемические статьи, памфлеты, речи и т. п.).

Для документально-деловых материалов харак терно обилие специальной терминологии, использование реалий, употребление особых устойчивых оборотов речи (клише). Информационно-описательные материалы содержат термины, реалии, цитаты, лексику и выражения, связанные с текущими политическими событиями.В публицистических материалах (в узком смысле слова) используются крылатые слова, изречения.

Таким образом, документально-деловые материалы в большем количестве, чем информационно-описательные и публицистические содержат специальные термины. Специфика стиля последних заключается в слиянии, с одной стороны, элементов научной речи, и, с другой, различных средств эмоциональности и образности. Для информационно-описательных материалов показательным в области лексики является сочетание общеупотребительной лексики с терминологией.

Под ОПТ мы понимаем слова или словосочетания, соотносящиеся в общественном сознании с конкретными понятиями общественно-политической жизни; ОПТ эмоционально нейтральны и неподвижны. ОПЛ включает в себя эмоционально окрашенные лексические единицы, выполняющие идеологическую функцию.

В тематическом плане ОПЛ и ОПТ весьма разнообразны. Тексты общественно-политического содержания включают в себя лексику и терминологию, относящуюся к военной сфере, дипломатии, избирательной системе, государственному управлению, экономике, общественной деятельности и т. д. Существенно отметить при этом, что классификация ОПЛ и ОПТ совпадает во многих аспектах.

Источник

Политический текст

Статьи Что такое политический текст. Смотреть фото Что такое политический текст. Смотреть картинку Что такое политический текст. Картинка про Что такое политический текст. Фото Что такое политический текстНа заметку клиенту Что такое политический текст. Смотреть фото Что такое политический текст. Смотреть картинку Что такое политический текст. Картинка про Что такое политический текст. Фото Что такое политический текстПолитический текст

Особое место политических текстов в копирайтинге

Что такое политический текст. Смотреть фото Что такое политический текст. Смотреть картинку Что такое политический текст. Картинка про Что такое политический текст. Фото Что такое политический текстСовременная лингвистика признает, что русский язык все больше и больше разбивается на отдельные зоны, в каждой из которых функционирует собственная лексика, преобладают определенные конструкции, существуют свои правила. Про воровской-криминальный жаргон известно всем, многие «словечки» из него стали сегодня общеупотребительными. Но кроме этого можно выделить и другие сферы жизни, в том числе и политическую, благодаря которой сформировался политический текст со своим набором норм, правил, слов.

Что представляет собой политический текст?

Бесспорно, что политика играет в жизни каждого из нас огромную роль. В связи с этим и политический язык обретает большое значение. Он представляет собой « особую подсистему национального языка, предназначенную для политической коммуникации: для пропаганды тех или иных идей, эмотивного воздействия на граждан страны и побуждения их к политическим действиям, для выработки общественного консенсуса, принятия и обоснования социально-политических решений в условиях множественности точек зрения в обществе» (определение Чудинова А.П., доктора филологических наук).

Особенности подобных материалов:

Особенно важным представляется последний пункт — воздействие на людей. Общественно политический текст достигает его путем создания эмоционального напряжения, использования риторических восклицаний и вопросов. Часто в таком тексте можно услышать различные утверждения, которые не противоречат действительности, однако, искажают ее под выгодным для оратора углом.

Нередко в таких материалах для наглядности используют метафоры, сравнения. Они должны продемонстрировать реальность, к которой стремится автор и движение или партия, которых он представляет, к чему должны привести их политические действия, реформы.

Применение текста в политике, его функции, значение

Вариантов использования политического текста может быть великое множество.

Основные виды:

Практически любой текст может быть истолкован в качестве политического в определенном контексте или ситуации. Достаточно вспомнить, насколько мощной была цензура в СССР, когда в каждой статье искали следы западной идеологии и могли при их обнаружении весьма жестко обойтись с автором.

Профессионализм авторов компании «Контент-Строй»

Как специалисты копирайтинга, написания статей, мы полностью владеем всеми необходимыми навыками в создании политических текстов. Мы умеем грамотно структурировать информацию, насытить материал всеми необходимыми сведениями. Для того, чтобы сделать общественно политический текст максимально эффективным, мы применяем следующие речевые приемы:

Кроме того, мы уверенно владеем и другими образными средствами, такими как метафоры, сравнения, аллегории, которые позволяют нарисовать понятную для читателя текста или слушателя речи картину действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *