Что такое речевая задача в тексте по русскому языку

Цель и задачи речи

Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку

Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку

Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Смотреть картинку Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Картинка про Что такое речевая задача в тексте по русскому языку. Фото Что такое речевая задача в тексте по русскому языку

Цель речи – «представление о том общем результате, который должен быть достигнут в процессе коммуникации»[27]. Наиболее удачно такой подход к определению приведенного термина иллюстрирует классификация речей, представленная П.Сопером[28]:

1. Развлекательная речь: цель – поднять настроение аудитории.

2. Информационная речь: цель – сообщение новых знаний;

4. Убеждающая речь: цель – убедить согласиться с оратором;

5. Призывающая речь: цель – призыв к соверщению конкретного физического действия.

Исследователи выделяют еще один вид речи по цели высказывания:

Сверхзадача речи – это скрытая идея, которая внушается слушателям путем воздействия на их чувства и подсознание»[29], поэтому в большинстве случаев она не эксплицируется в речи, а отнесена в подтекст.

1.Укрепление своего имиджа в глазах слушателей. Этот тип встречается, например, когда оратор выступает на нейтральную тему, но хочет понравиться аудитории, показывая себя компетентным, эрудированным человеком.

2. Опорочивание или оправдание определенного человека/идеи в глазах аудитории. Этот тип реализуется, когда в среде критически настроенной аудитории оратор не рискует мысль об оправдании или осуждении провести открыто в речи, поэтому переносит ее в подтекст.

3. Побуждение к определенному действию. В силу обстоятельств оратор переводит побуждение в подтекст, чтобы слушатели сами захотели совершить нужный ему поступок.

Дифференциацию приведенных терминов хорошо иллюстрирует общая схема изобретения рекламной речи:

● Цель рекламной речи – проинформировать о наличии какого-либо продукта

● Задача рекламной речи – проинформировать об особых характеристиках, свойствах продукта

● Сверхзадача – побудить потенциального потребителя приобрести данный продукт.

Контрольные вопросы

1. Что включает в себя подготовка к выступлению?

2. В чем состоит докоммуникативная работа над текстом выступления?

3. С чего начинается докоммуникативная работа над текстом выступления?

4. Назовите цели (функции) публичных выступлений.

5. Самыми эффективными формами публичного выступления в малой аудитории (не более 20—25 человек) считают…

6. Назовите коммуникативные качества хорошего текста.

7. Коммуникативное качество речи, благодаря которому осуществляется воздействие на эмоции и чувства аудитории, называется …

8. В чем состоит такое коммуникативное качество речи, как уместность?

9. В чем состоит риторическая подготовка к выступлению?

10. Назовите приёмы привлечения внимания аудитории.

11. К риторическим фигурам относятся…

12. Почему риторический вопрос считают самой сильной и эффективной риторической фигурой?

13. Дайте определение понятию «анафора», «градация», «антитеза».

14. Что такое риторическая позиция? Какими могут быть риторические позиции говорящего?

15. Назовите нейтральные риторические позиции, доминирующие риторические позиции, позиции «на равных», подчиненные риторические позиции.

16. Что понимается под риторическими позициями коммуникативного самоубийства?

17. В чем состоит психологическая и физическая подготовка к выступлению?

18. Назовите основные черты детской и молодежной аудиторий.

19. Как следует выступать перед разнородной аудиторией?

Источник

что такое речевая задача?

Речевая задача- это цель, которую Вы преследуете на занятии по развитию речи. Ведущей задачей является развитие связной речи. Решение остальных задач направлено на ее совершенствование.

Так, в 1 младшей группе, это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь, вступать в индивидуальный речевой контакт с окружающими людьми, выражать свои мысли вербально.

Во 2 младшей группе ведущей задачей становится дальнейшее развитие разговорной речи, опосредованное использование литературных текстов, рассматривание картинок, предметов, объектов природы. Расширение речевых и познавательных возможностей детей позволяет начать знакомить их с правилами речевого этикета. Этого требует и изменение условий общения: от индивидуального общения воспитатель переходит к общению с коллективом детей, а это требует от ребенка умения выслушивать собеседника, не перебивать его, и дожидаться своей очереди, чтобы высказаться в коллективном разговоре.

В среднем дошкольном возрасте основное внимание уделяется развитию речевой инициативы и речевой самостоятельности ребенка как в процессе общения, так и в монологической речи.

В старшем дошкольном возрасте основной задачей становится выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построении и ведении диалога, придумывание творческих рассказов.

Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка предполагает реализацию стройной системы постепенно усложняющихся задач по совершенствованию диалогической, монологической и полилогической речи детей в каждой возрастной группе.

Кроме того, существует классификация занятий А. М. Бородич (по дидактическим целям) :

v Занятия по сообщению нового материала.

v Занятия по закреплению знаний, умений, навыков.

v Занятия по обобщению и систематизации знаний, умений, навыков.

Источник

Доклад «Учебно-речевые и текстовые задачи на уроке русского языка и литературы»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Данную тему мы выбрали не случайно, во-первых, её изучение представляет интерес в методическом плане, во-вторых, учебно-речевые текстовые задачи являются одной из наиболее эффективных средств организации учебной деятельности для формирования креативного, критически мыслящего ученика XXI века.

За последнее время в образовании произошли существенные изменения. Произошел переход от признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования к пониманию обучения как процесса: подготовка учащихся к жизни, готовность занять активную позицию, с успехом решать жизненные задачи, умение сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда. Поэтому учителям необходимо переосмысливать цели и ценности образования с позиции новых стандартов.

Одной из форм организации учебной деятельности можно отметить учебно-речевые текстовые задачи, основанные на реальной коммуникативной ситуации в процессе учебной деятельности с использованием текстового материала. Ольга Михайловна Крайник (кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры методики преподавания русского языка и литературы Барнаульский государственный педагогический университет) выделяет различные структуры учебно-речевой текстовой задачи: 1) текст – 2) учебное задание – 3) учебно-речевая ситуация. Или: 1) учебное задание – 2) текст – 3) учебно-речевая ситуация. Расположение подобных частей как текст и учебное задание, в учебно-речевой текстовой задаче может быть различным в зависимости от связи текста с учебным заданием.

Рассмотрим компоненты данной структуры.

1. В учебно-речевой текстовой задаче текст предстает как языковой и

дидактический материал, с помощью которого совершается усвоение, закрепление нового предметного содержания или повторение, обобщение освоенного раннее. Вместе с тем введение текста допускает включение конкретных знаний, создание условий, с помощью которых выполнение предложенных действий оказывается определенным речевым опытом, накапливающимся в сознании учащегося.

2. Учебное задание – 1) формулировка задачи, требующей решения в ходе

наблюдения, опытов, изучения литературы и др. видов познавательной деятельности; 2) установленный педагогом объем работы по изучению какого-либо вопроса, который обучаемым необходимо выполнить самостоятельно в аудитории, лаборатории, мастерской или в каких-то других условиях; может предназначаться для учебной группы в целом, какой-то ее части или быть индивидуальным [6, с. 128].

3. Учебно-речевая ситуация – реальная коммуникативная ситуация общения, созданная посредством определённых условий, при которых система взаимоотношений участников общения направлена на решение, корректировку, оценку учебного задания.

Таким образом, учебно-речевая текстовая задача ориентирована на приобретение конкретных предметных и метапредметных результатов обучения. Это мотивирует ученика на активную деятельность, которые дают значимую пользу в дальнейшем развитии личности.

Нами были сконструированы примеры учебно-речевых текстовых задач на основе статьи О. М. Крайник «Учебно-речевые текстовые задачи как средство формирования универсальных учебных действий». Данные задачи можно применять на уроках русского языка для учащихся 5 класса, на разных этапах урока. В каждой задаче сформулирована: тема урока, дается текст, учебное задание, учебно-речевая ситуация, формируемые УУД.

Приведем примеры использования учебно-речевых текстовых задач на уроках русского языка в 5 классе.

Тема урока: «Типы речи. Описание, повествование, рассуждение».

Учебное задание. Прочитайте текст. Представьте, что вам нужно передать содержание абзацев этого текста с помощью фотоснимков.

Подготовьте ответы на данные вопросы:

1. Содержание какого абзаца вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему?

2. Для иллюстрации какого абзаца вам придется сделать несколько снимков? Почему?

3. Содержание какого абзаца вам не удастся сфотографировать? Почему?

4. Может ли наличие одного или нескольких фотоснимков или их отсутствие помочь вам в определении ведущего типа речи абзаца?

У меня дома живет попугайчик Кеша. Перья у Кеши пестрые и блестящие, хвост длинный, клювик загнутый. Мой попугайчик очень общительный.

Однажды к нам в гости пришла соседка с котёнком Мурзиком. Кеша долго присматривался к Мурзику. Потом попугай подлетел к столу, взял в клювик дольку мандарина и принес ее котенку.

Увидев это, я еще раз убедился, что характер домашних животных и птиц зависит от воспитания. Я забочусь о моем попугайчике и всегда ласково с ним разговариваю, поэтому он веселый и добрый. А у злых хозяев и животные всегда злые. Любите своих домашних питомцев!

Учебно-речевая ситуация (групповая работа): Представьте, что сегодня у нас в классе присутствует гость из далекой зарубежной страны, в языке которой нет таких типов речи. Наша задача – постараться объяснить гостю, используя информацию текста и подготовленные ответы на вопросы, что в русском языке существуют такие типы речи, как повествование, описание и рассуждение. Для этого мы разделимся на три группы, каждая приготовит небольшой аргументированный рассказ о конкретном типе речи.

1. Коммуникативные: ориентация на позицию партнера и в общении и взаимодействии, учет разных мнений и стремление к координации разных позиций в сотрудничестве: умение договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности (групповая работа); Построение монологического высказывания.

2. Познавательные: структурирование знания; внимательное чтение художественного текста; выделение существенной информации из текста; построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; 3. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; выполнение учебных действий в речевой форме.

Учебно-речевая текстовая задача №2.

Тема урока: «Синонимы».

Учебное задание. Вы познакомились с отрывком из романа Н.В. Гоголя «Мертвые души». Подчеркните в данном отрывке все глаголы. Выпишите только те, которые являются синонимами к словам беседовать, говорить, сказать. У вас должно получиться 3 синонимических ряда. Аргументируйте свою точку зрения.

Учебно-речевая ситуация (мини-исследование, представление результатов).

Сегодня нам всем предстоит стать исследователями-лингвистами. В этом нам поможет «Словарь синонимов русского языка» З.Е. Александровой.

Проанализируйте словарные статьи и аргументированно ответьте на вопрос: почему тот или иной синоним мы можем употреблять только в определенной речевой ситуации? Результаты своего мини-исследования представьте в виде развернутого ответа заполнив следующую таблицу.

Источник

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи.

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Речевые задачи как средство изучения языка и развития речи

Перминова Наталья Викторовна,

учитель русского языка и литературы

г.Барабинск, Новосибирская область

Усвоение языка происходит успешнее, если изучение его связано с задачами речевого общения. Включение языка в деятельность речевого общения требует тесной взаимосвязи работы по грамматике с работой по развитию связной речи.

Эффективным средством, позволяющим осуществлять функционально – стилистический подход к изучению языка, являются речевые задачи, в процессе решения которых осуществляется взаимосвязь работы по грамматике с развитием речи учащихся. Под речевыми задачами мы понимаем такие задания, которые 1) дают чёткую установку на вид высказывания, 2) требуют от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, 3) позволяют включить усвоенные знания в деятельность общения. Таким образом, речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач. При выполнении таких заданий школьники, как и при решении любых познавательных задач, опираясь на имеющиеся у них по данному вопросу знания, в то же время испытывают определённые затруднения, преодолевая которые, ведут самостоятельные поиски, находят правильный ответ на поставленный вопрос. Решение таких задач способствует развитию мышления школьников, обеспечивает развитие умений, навыков. В процессе выполнения речевых заданий учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения.

Существуют следующие типы речевых задач:

1. Задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Например: «Докажите, что в текстах, передающих быстроту и напряжённость действия, широко используются деепричастные обороты».

Суть таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы.

Цель таких заданий – научить детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление учиться технике словесного творчества.

В основе задач указанного типа лежит приём сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной.

Речевые задачи на выбор языковых средств можно разделить на 2 группы:

1) задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении. Например: «Какой из вариантов вы используете, чтобы более чётко выделить основное действие, затушевать второстепенные действия, показать их как добавочные, попутные»: а) Димка прыгал с кочки на кочку, продирался сквозь колючий ельник и с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?» и б) Прыгая с кочки на кочку и продираясь сквозь колючий ельник, Димка с ужасом думал: «Неужели не успею передать пакет комиссару?»;

2) задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций. Например: «Какой из предложенных вариантов целесообразнее использовать в словаре литературоведческих терминов?» или «Какой из вариантов вы предпочтёте для протокола классного собрания?» и т. д.

Привлекая для работы тексты, содержащие отклонения от нормы, мы воспитываем у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников.

Можно использовать следующие виды задач этого типа:

1) исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений;

2) исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств,

3) редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Например: «Прочитайте текст «После грозы» вслух. Объясните, чем вызвано его неблагозвучие. Отредактируйте текст».

4) задачи на редактирование текстов с нарушением стилевого единства. Например: «Определите, какие строчки заимствованы из автобиографии героя, а что, на ваш взгляд, взято из очерка «Человек и его дело».

Эти задачи ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи.

В зависимости от степени самостоятельности творческие задачи можно разделить на 3 группы:

1) творческие задачи на основе рабочих материалов. Например: «Пользуясь рабочими материалами, дайте ёмкую, выразительную характеристику автора книги «Месяцеслов» И.Полуянова: человек, влюблённый в родную природу, опытный, бывалый таёжник, прекрасно знает народные приметы, посвятил всё своё творчество родной Вологодской земле»;

2) творческие задачи, связанные с перестройкой, трансформацией текста в связи с изменением цели высказывания и стиля речи. Например: «На основе рассказа «Операция «Книголюб» напишите отчёт о выполнении общественного поручения»;

3) творческие задачи ситуативного характера. Например: «представьте себе, что вы ведёте репортаж с неведомой планеты, куда только что прибыл космический корабль. Помните, что ваше сообщение должно быть эмоциональным, ярким и в то же время лаконичным. Подумайте, какие языковые средства помогут вам решить эту задачу».

Такая система речевых задач позволяет последовательно и целенаправленно включать изучаемые языковые средства в сферу речевого общения, осуществлять тесную взаимосвязь работы по грамматике с развитием устной и письменной речи учащихся.

Источник

Николаева Н.А. | ФУНКЦИИ РЕЧЕВОЙ ЗАДАЧИ В ПРОЦЕССЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ, a.n.90@inbox.ru

В данной статье рассматриваются некоторые актуальные проблемы, связанные с совершенствованием речевой деятельности младших школьников: доказывается необходимость формулирования и применения речевых задач в соответствии с современными требованиями. Необходимость решения проблемы развития речи младших, когда в школу приходят дети не просто слабо владеющие словом, а с бедным словарным запасом, с логопедическими проблемами, когда прежние методы развития речи недостаточны, требует поиска новых форм и методов работы.

Важность и актуальность совершенствования речевой деятельности младших школьников в современных условиях трудно переоценить.

Новые общественные отношения, в которые включается ребенок с приходом в школу, а также возрастные новообразования являются необходимыми условиями развития речи детей, развития умения общаться. Младший школьник должен уметь ориентироваться в речевой ситуации, выбирать языковые средства в соответствии с ней. Особое значение в этой связи приобретает формирование у младших школьников речевых умений.

Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы статьи – изучить функции речевой задачи в процессе совершенствования речевой деятельности младших школьников.

Современному учителю начальных классов важно практически на каждом уроке предусмотреть работу по развитию различных видов речевой деятельности у детей, учить строить устные и письменные высказывания в соответствии с задачами и условиями конкретной ситуации общения. Работа по развитию речи, по формированию речевых умений может быть представлена в качестве отдельного компонента урока русского языка, а также может быть реализована на самостоятельном отдельном уроке.

Одним из эффективных средств, способствующих совершенствованию процесса речевого развития детей младшего школьного возраста, является использование в процессе обучения речевых задач. Речевая задача – это средство, направленное на совершенствование речевой деятельности.

Речевые задачи представляют собой задания, в которых присутствует конкретная установка на вид высказывания, требующая от учащихся самостоятельного отбора языковых средств в соответствии с задачами речевого общения, позволяющая включить усвоенные знания в деятельность общения [1; с.42].

Речевая задача – это одна из разновидностей познавательных задач [3; с.15].

Речевая задача – такая задача, выполнив которую, мы добьемся нужного результата в развитии речи [2; с.57].

Таким образом, речевая задача – это реальная речевая ситуация в процессе учебной деятельности; это способ и средство организации речевой деятельности обучаемых; один из приемов работы.

Применение на уроках в начальной школе речевых задач активизирует мышление школьников и другие познавательные процессы, способствует развитию умственных и речевых способностей, умений и навыков речевой деятельности. «В процессе выполнения речевых задач учащиеся усваивают лексические, грамматические, стилистические нормы, соотносят цели и задачи высказывания с языковой формой, тем самым включая усвоенные знания в деятельность общения» [3; с.16].

Речевые задачи существуют в различных интерпретациях и вариантах. В учебной и методической литературе нет четкой классификации речевых задач, но тем не менее мы можем классифицировать их по некоторым признакам и содержанию.

Существует несколько типов речевых задач (по классификации Перминовой Н.В.) [5].

Первый тип – это задачи на подбор доказательств к выдвинутому учителем тезису. Принцип таких задач заключается в том, что учащиеся доказывают достоверность тезиса путём подбора и анализа конкретных примеров из указанного учителем источника. Школьники наблюдают над особенностями использования данных конструкций в различных стилях речи, знакомятся с образцовой письменной речью, усваивая языковые нормы. Примером может служить следующая задача: «Докажите, что в текстах, описывающих красоту природы, широко используются прилагательные».

Задачи на обоснование целесообразности выбора автором тех или иных языковых средств учат детей всматриваться в средства, предоставляемые языком для выражения мысли. В процессе решения таких задач учитель воспитывает у детей внимание к родному языку, стремление находить и использовать средства речи. В качестве задач данного типа на уроке можно предложить для проведения сравнения детям два отрывка из произведений одного или разных авторов. Например, сравнить тексты о весне Л.Н. Толстого:

«Пришла весна. По мокрым улицам журчали торопливые ручьи. Все стало ярче, чем зимой: и дома, и заборы, и одежда людей, и небо, и солнышко. От солнца майского жмуришь глаза, так оно ярко. И по-особому оно ласково греет, точно гладит всех. В садах пухнули почки деревьев. Ветви деревьев покачивались от свежего ветра и чуть слышно шептали свою весеннюю песню. Шоколадные чешуйки лопаются, как будто выстреливают, и показываются зеленые хвостики. И лес, и сад по-особому пахнут — зеленью, оттаявшей землей, чем-то свежим. Это почки с разных деревьев разными запахами перекликаются. Понюхаешь черемуховую почку — горьковато-вкусный запах напоминает тебе белые кисточки ее цветов. А у березы свой особый аромат, нежный и легкий. Запахи наполняют весь лес. В весеннем лесу дышится легко и свободно. И уже зазвенела короткая, но такая нежная и радостная песня малиновки. Если прислушаться к ней, то можно разобрать знакомые слова: «Славься, славься все кругом!» Свистит, переливается на все лады молодой, зеленеющий лес. Радостно, молодо и на небе, и на земле, и в сердце человека»

«Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем на солнце таял снег. Вдруг потянуло теплым ветром. Надвинулся густой серый туман. В тумане полились воды. Затрещали льдины. Двинулись мутные потоки. К вечеру туман ушел. Небо прояснилось. Утром яркое солнце быстро съело тонкий лед. Теплый весенний воздух задрожал от испарений земли. Залились жаворонки над бархатом зелени и жнивьем. Высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревели на выгонах коровы. Пришла настоящая весна».

Следующий тип задач связан с выбором языковых средств при использовании приёма сравнения. Учащиеся сопоставляют несколько вариантов выражения одной и той же мысли и выбирают из них тот, который уместнее для данной ситуации. Умение выражать одну и ту же мысль в зависимости от цели высказывания различными способами позволяет стилистически разнообразить речь, делать её чёткой и выразительной. К данному типу задач относятся задачи на выбор вариантов, наиболее выразительных в смысловом отношении, а также задачи на разграничение функциональных возможностей грамматических конструкций [4; с.41]. В качестве примера данной речевой задачи можно привести применение приема сравнения на материале творчества И. Бунина и С. Есенина.

Задачи на редактирование текстов воспитывают у школьников критическое отношение к отбору языковых средств. Коллективное обсуждение речевых ошибок и совместные поиски лучших языковых вариантов для выражения мысли оказывают благотворное влияние на развитие речи школьников. Задачи этого типа представлены в следующих упражнениях: исправление ошибок, связанных с нарушением грамматических норм построения предложений; исправление ошибок, связанных с выбором языковых средств, редактирование текстов с однообразными грамматическими конструкциями, замена повторов синтаксическими синонимами. Приведем примеры упражнений.

две большие разницы

играет большое значение

взял львиную часть

Ученик сказал, что я еще не подготовился к уроку.

Через несколько времени мы узнаем, кто победил в этом матче.

При необходимости мы будем брать адекватные меры.

Этот проект занимает большое и важное значение в нашей работе.

Я поговорил и с начальником цеха, и с инженером, обои согласны с моим предложением.

Важное значение имеют творческие речевые задачи. Они ориентируют учащихся на самостоятельный выбор наиболее точных, ёмких, образных языковых средств с учётом цели высказывания и стиля речи. В качестве примеров можно привести следующие:

Детям предлагается придумать сказку, например, про трёх поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, волк добрый и доверчивый.

Составление рассказа по начатой фразе:

Я открыл дверь, а там…

Я выглянул в окно и …

Что бы произошло, и что бы ты сделал, если бы:

– из крана полилась газировка;

– из тучи вместо дождя стал падать изюм;

– люди придумали таблетку от сна.

Детям, предлагается придумать сказку о каком-нибудь предмете. Можно придумать рассказ или сказку от лица этого предмета. Например: листочек, снежинка, муравей, линейка и т. д. Например:

Вот наступила зима. В воздухе кружилось много снежинок. Они были все очень красивые. Они летели и восхищались красотой деревьев, полей. И только одна снежинка твердила: “Ах, какая я воздушная и пушистая. Прекрасней меня нет на всём белом свете”. Она летала, любовалась своим платьем и отстала от своих сестёр. Вдруг налетел ветер и унёс её в снежную даль. Когда она упала на землю, то поняла, как плохо быть одной. Снежинка с грустью вспоминала, как она играла с сестричками в прятки, пела песни, водила хороводы. Пока она лежала на земле, наступил вечер. Снежинка захотела спать. Она уснула с одной мыслью о том, что придумает, как вернуться домой. (Маша Б.)

Речевые задачи должны применяться педагогом целенаправленно, систематически. Использование речевых задач способствует формированию способностей и навыков речевой деятельности младших школьников. Речевые задачи применяются на разных стадиях урока: при введении педагогом нового материала, при закреплении его, во время повторения пройденного материала и при проверке знаний учеников.

Речевые задачи должны соответствовать определенным требованиям: содержанию и плану программы обучения по предмету, методам и приёмам учебного процесса, возрастным специфическим способностям учеников.

Благодаря использованию речевых задач, ребенок на уроке активен, при этом у него обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала, закрепляются и совершенствуются приобретаемые на уроке речевые навыки.

Таким образом, функции речевой задачи в процессе совершенствования речевой деятельности младших школьников весьма разнообразны: активизация мышления школьников и других познавательных процессов, развитие умственных и речевых способностей, умений и навыков речевой деятельности, формирование лексических, грамматических, стилистических норм, соотнесение цели и задачи высказывания с языковой формой. Речевые задачи могут быть представлены различными типами и видами, эффективно способствующими процессу развития речи младших школьников. Применение речевых задач – важный и необходимый процесс, способствующий развитию речи младших школьников, эффективность которого зависит от методически грамотно подобранного дидактического материала.

Abstract. This article discusses some of the current problems associated with the improvement of speech activity of younger schoolboys: the necessity of the formulation and application of the speech tasks in accordance with modern requirements. The need to address the problem of development of speech of younger when the school children come not just insufficient knowledge of the word, and with a poor vocabulary, speech therapy problems when the old methods of development of speech insufficient, requires a search for new forms and methods of work.

Key words: speech task, primary school age, speech and language development.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *