что такое репортажная съемка на свадьбе
Почему репортажная съемка — лучший жанр свадебной фотографии?
Посмотреть 34 Фотографии | Посмотреть галерею
Сегодня каждый свадебный организатор на первой встрече вам скажет, что фотограф — первый специалист, которого вы должны найти для вашей свадьбы. Нет ничего странного, ведь от него зависят не много, не мало воспоминания о празднике, которые останутся с вами на всю жизнь. Но прежде, чем выбрать конкретного фотографа, вам нужно понять, какой стиль вам ближе, какой жанр вам импонирует больше всего. Сегодня одним из самых популярных жанров свадебной фотографии является репортаж. Не стоит заблуждаться, думая, что это лишь «фоторегистрация» того, что происходит! Мы спросили наших лучших фотографов о том, что такое репортажная съемка и чем она так хороша.
Татьяна Малышева считает репортаж потрясающим жанром за его противоречивость: «С одной стороны это сложная форма с четкими правилами — не вмешивайся, не режиссируй, не фотошопь. С другой он очень гибок, так как я могу снимать постановку, но тут у невесты слетает фата или прохожие неожиданно поздравляют пару или собака зашла в кадр, и вот я уже снимаю реакцию ребят, действие, никак мной не поставленное».
При этом надо отметить, что свадебный репортаж отличается от событийного тем, что перемешивается с другими жанрами — натюрмортом или художественной съемкой: «Я переключаюсь с постановки на момент, с момента на кольца и снова на постановку».
Репортаж в силу своих особенностей очень требователен к фотографу, как профессионалу, продолжает Татьяна, отмечая, что для съемки свадебного репортажа нужно иметь знания, опыт, владеть техникой фотосъемки, планировать и предвидеть. По сути, знать правила игры «свадьба».
Если с точки зрения фотографа репортаж — жанр, который бросает некий вызов, то чем же он может быть интересен именно молодоженам? Александр Нестеров рассказывает: «Очень часто на встрече с заказчиками слышу от них, что они не умеют позировать, а уж женихи так вообще просят снимать их поменьше, так как и не умеют, и не хотят, и не любят фотографироваться. И тут я ребятам рассказываю про плюсы репортажной съемки, а также легкой репортажной постановки, и после этого понятие свадебной съемки у ребят конкретно меняется, настроение улучшается и боязнь попасть в мой объектив совсем улетучивается!»
Все наши фотографы отмечают, что главный плюс репортажной съемки — искренность, которая играет здесь главную роль. Поэтому от пары — то есть, от вас, если вы сейчас планируете свадьбу, – не требуется ничего кроме того, чтобы быть самими собой. «Ведь когда просишь ребят позировать, то лица становятся немного напряженными, та искорка в их глазах куда-то прячется и так далее. Совсем другое дело, когда неожиданно ловишь, даже можно сказать подлавливаешь, искренний момент и щелк… Я снял настоящую эмоцию! Я очень часто просто отпускаю молодоженов погулять, побыть собой. а сам в этот момент наворачиваю круги вокруг них, делая кадры в тот момент, когда они увлечены друг другом и не обращают на меня никакого внимания». Конечно, самым любимым моментом на свадьбе с точки зрения репортажа является банкет — вот уж где эмоции бьют ключом!
Антон Метельцев также отмечает, что те эмоции, на которые нацелен свадебный репортаж, – уникальны, ведь их невозможно будет переживать заново: первая встреча жениха и невесты, слезы счастья матери или трогательные тосты на банкете. Достигается это, казалось бы, нехитрым приемом: «Фотограф как бы вливается в свадебный день, становится частью праздника, становится гостем. Просматривая после съемки репортажную свадебную серию, можно заново пережить этот замечательный день, моменты, когда жених вытирает слезу невесты, когда ветер унёс внезапно фату, когда летящий букет невесты попал в торт». Именно в этом и кроется секрет репортажа, это же является самым сложным.
«При этом репортажный кадр всегда интересен, – продолжает Татьяна Малышева, – о чем-то рассказывает зрителю, и намного ценнее – для меня, чем даже самая красивая постановка. Ценнее во всех смыслах: эмоциональном, фактическом (пойманный момент), профессиональном».
Фотограф Анна Евграфова добавляет: «Бывает, что глядя на фотографию, вспоминаешь звуки и запахи, так что изображение является как бы якорем, цепляясь за который, всплывает целый пласт воспоминаний. На парадные портреты ты бросаешь взгляд – да, красиво, но взгляд не держится долго. А репортажные фотографии заставляют себя разглядывать, рассматривать мельчайшие детали, и именно поэтому я стараюсь ловить как можно больше таких отдельных моментов, которые помогут сохранить этот день в памяти». Моменты, которые подобно насекомым в янтаре застывают на фотографиях – смешные, серьезные, трогательные частички бытия, которые неизбежно забудутся, потому что память несовершенна. Те люди, которые были рядом, та погода, тот день, тот момент.
Сегодня свадебный репортаж — жанр, набирающий все большую популярность как среди фотографов, так и среди молодоженов. Вопреки заголовку статьи мы, конечно, не утверждаем, что репортаж – лучший жанр для фотографии, потому что каждый выбирает для себя сам. Нам лишь хотелось рассказать о нем поподробнее и надеемся, что нам совместно с нашими профессионалами удалось пролить свет на это стиль и на то, в чем его главные преимущества.
Свадебная съемка: постановка или репортаж?
Свадебная фотография — это один из жанров фотосъемки, развитие которого идет в ногу с развитием мировой фотоиндустрии и использует все ее достижения. У сегодняшних молодоженов гораздо больше возможностей запечатлеть на фотоснимках главный день своей жизни, нежели у их родителей. Когда-то верхом совершенства считалось сделать постановочные свадебные фото в фотоателье или сфотографироваться в ЗАГСе во время церемонии и вместе с гостями.
Все остальные фотоснимки могли появиться лишь в случае присутствия среди гостей обладателя собственного фотоаппарата. Сегодня же профессиональные фотографы, снимая свадьбы, работают на празднике от начала и до завершения. Вместе с тем любой профессиональный фотограф подтвердит, что свадебная фотография — это еще и один из самых сложных и трудоемких видов фотоработы.
Собственно съемка свадьбы сочетает в себе два стиля: постановочный и репортажный. Постановочные фотографии — это украшение свадебного альбома, снимки в классическом, романтичном стиле, когда молодожены позируют фотографу. Причем мнение о том, что постановочные фотографии — это обязательно кадры с застывшими позами и каменными лицами, в корне неверно: в современном понимании постановочная свадебная съемка — это «история», «рассказ» о свадебном дне, написанный отдельными очень красивыми и естественными кадрами.
Репортажные фотографии — это пойманные мгновения, запечатленные живые эмоции и неожиданные ракурсы. Все вместе в сочетании и образует постановочно-репортажный стиль свадебной съемки, в котором работают большинство профессиональных свадебных фотографов.
Как известно, день свадьбы разделен на несколько этапов, и в каждом из них приходится применять свой способ съемки. Можно рассмотреть эту тему подробнее на примере традиционной российской свадьбы (именно по такому сценарию она проходит в 90% случаев).
Подготовка, сборы невесты и жениха. Утренняя суматоха, волнения и радостные предчувствия: все это — хороший материал для репортажных кадров. Украшение машин перед выездом к невесте, жених, надевающий галстук, благословение родителей и т. п. Утренние сборы невесты — это возможность сделать как репортажные, так и постановочные фотографии.
Процесс наложения макияжа, создание свадебной прически, забота подруг и родственников — здесь получается довольно интересный репортаж. Постановочные кадры делаются, когда невеста уже одета в свадебный наряд, образ завершен, а праздничная круговерть еще не началась, соответственно, и наряд, и прическа еще идеальны.
Приезд жениха и выкуп невесты. В эти моменты получаются очень эмоциональные снимки: конкурсы и задания для жениха, подруги невесты, находящиеся в радостной эйфории от происходящего, друзья жениха, которые подбадривают своего товарища. Постановочную съемку можно провести тогда, когда уже вся компания оказалась в доме невесты и открыто шампанское.
Церемония бракосочетания в ЗАГСе — главный и самый волнующий момент свадебного дня. В процессе ожидания приглашения на регистрацию практически всегда молодожены и гости заметно волнуются, поэтому задача фотографа — отвлечь их постановочными «общими» и групповыми снимками, но в то же время незаметно делая и портретные репортажные зарисовки. Во время церемонии делаются репортажные фотографии, которые на самом деле очень близки к постановочным: подписи в документах, надевание колец, первый поцелуй супругов, вручение свидетельства о браке и т. д.
Иногда после ЗАГСа следует венчание в церкви. Для фотографа эта церемония представляет довольно сложную задачу, поскольку венчание — процесс достаточно интимный, в него нельзя вмешиваться и отвлекать молодоженов и священника, не везде можно ходить и перемещаться. К тому же в церкви нежелательно использовать вспышку. Для того чтобы сделать удачные репортажные кадры во время венчания, фотографу приходится становиться «невидимым». Постановочные кадры можно сделать в интерьерах церкви и перед входом уже по окончании церемонии венчания.
Прогулка. Все профессиональные фотографы подтвердят, что прогулка — это самая благоприятная для съемки часть свадьбы. Можно сделать все: и постановочную фотосессию с молодоженами на фоне достопримечательностей, природных ландшафтов, в интерьерах зданий (зависит от того, где проходит прогулка), и репортажные фото отдыхающих гостей, и общие снимки гостей с молодоженами. Можно сказать, что простор для творчества на прогулке безграничен. Именно во время прогулки делается основная часть снимков для свадебного фотоальбома, как репортажных, так и постановочных.
Свадебный банкет в ресторане или кафе. За исключением отдельных моментов, на банкете делается репортажная съемка. Красочная встреча молодоженов, поздравления гостей, танцы, конкурсы, зажжение «семейного очага», бросание букета невесты и т. п. Постановочные кадры на банкете чаще всего делаются, когда в зал вывозят свадебный торт: перед тем как это чудо кондитерской мысли разрежут, его, как правило, фиксируют целиком для истории. Репортажная съемка в ресторане может представлять определенную сложность для фотографа — если зал слишком темный, то приходится часто использовать вспышку и тщательно контролировать экспозицию, чтобы лица людей не выходили засвеченными.
Не редкость сегодня съемка свадьбы на две, а то и на три фотокамеры: и постановка, и репортаж делаются с разных точек и ракурсов, что существенно дополняет возможность компоновки наиболее удачных кадров.
Фотосъемка свадьбы — это одновременно и интересный, и сложный, и ответственный процесс («второй дубль» сделать, зачастую, невозможно, большинство событий происходит в первый и последний раз), поэтому фотографу приходится умело сочетать репортажный и постановочный стили съемки, понимая, где и какой стиль нужно применить, и не забывать при этом о творческом подходе: все-таки свадьба в большинстве случаев — достаточно красивое действо, и для настоящего художника это великолепный материал для творчества.
Одинаковых свадеб не бывает, поэтому важно еще и передать индивидуальность каждой пары. Правда, здесь многое зависит и от самих молодоженов… но это уже совсем другая тема.
Жанры свадебной фотосъемки: дуэт постановки и репортажа
Было время, когда профессиональные свадебные фотографии считались роскошью. В семейном альбоме бережно хранились пара снимков, сделанных в ЗАГСе, да десяток размытых любительских кадров, «нащелканных» кем-то из гостей на собственный фотоаппарат. И это было единственное фотографическое свидетельство радостного события. У современных молодоженов в этом смысле имеется значительное преимущество, поскольку можно выбрать как фотографа на свадьбу, так и жанр свадебной фотосъемки, и даже определить, в каком именно формате будут оформлены фотографии: в виде альбома или полиграфической фотокниги.
Съемка свадьбы: особенности и нюансы
Постановка и репортаж: инструменты для создания романтичной свадебной фотоистории
Поэтапная фотосъемка свадьбы: всякому моменту – свой стиль!
Этап первый: сборы молодых. Суматоха и радостное волнение, царящие в домах жениха и невесты, могут стать отличным материалом для фоторепортажа. Впрочем, по ходу можно выполнить и несколько постановочных фото, попросив героев дня немного попозировать.
Этап третий: церемония бракосочетания. Центральный и волнительный этап торжества, после которого жених и невеста превращаются в счастливых молодоженов и становятся одной семьей. Конечно, иногда этого этапа может и не быть, поскольку запланирована выездная регистрация. Но большинство пар все-таки регистрируется в ЗАГСе. Волнение и нервозность в стенах ЗАГСА – явление обычное. И здесь задача профессионального фотографа – немного отвлечь присутствующих, а заодно сделать несколько групповых снимков. С началом церемонии все внимание приковано к виновникам торжества: фотографии, где молодые делают подписи в документах, надевают друг другу кольца, целуются и получают из рук регистратора свидетельства о браке, обязательны для любой свадебной фотосессии. Интересно, что репортажная съемка в ЗАГСе имеет некоторые черты постановки. Поэтому молодоженам советуют во время церемонии все движения делать чуть замедленнее, чем обычно, чтобы фотограф успел поймать в объектив красивый момент.
Этап четвертый: прогулка. Наиболее всего подходит для съемки красивого ряда репортажных и постановочных фотографий. Памятники, красивая архитектура и природа являются отличным фоном для ярких свадебных кадров. Молодожены с гостями, друг с другом и по отдельности, интересные ракурсы и позы, постановки, репортажные зарисовки и портреты – на прогулке фотограф может сделать большую часть фотографий для свадебного альбома или wedding book.
Этап пятый: банкет. Самый длительный по времени этап, богатый на события и эмоции. Если мероприятие проходит в плохо освещенном зале, то процесс фотосъемки усложняется. Приходится постоянно держать под контролем экспозицию и применять вспышку. Весь банкет снимается в стиле «репортаж», но в тот момент, когда в зале появится свадебный торт, можно сделать красивые постановочные снимки.
В своем жанре: что нужно знать о репортажной и постановочной съемке
В этой рубрике собраны ответы на самые популярные вопросы о подготовке к свадьбе, призванные существенно облегчить жизнь всем невестам и женихам — и тем, кто организовывает свой праздник самостоятельно, и тем, кто обращается за помощью в агентство. Наши эксперты — опытные свадебные профессионалы — честно рассказывают обо всем, что волнует молодоженов.
Где будет уместна постановка, а где — чистый репортаж, что подойдет для вашей свадьбы и как не бояться камеры, расскажут в рубрике Энциклопедия топовые свадебные фотографы Москвы.
Сделайте нам красиво
У обычных людей, не связанных с фотографией, слова «репортаж» и «постановка» будут ассоциироваться скорее с журналистскими сюжетами, чем со свадебной фотографией, а разобраться в разных жанрах в предсвадебной суете — та еще задача. Хорошая новость: если фотограф на мероприятии — опытный профессионал, то, скорее всего, он сможет отснять и фотосессию в красивой студии, и трогательные слезы ваших родственников на церемонии.
Из опыта фотографа Федора Бородина :
Вокруг репортажной и постановочной съемки даже в среде профессионалов много мифов — давайте разберем их?
Я часто слышу, что постановка — это, может, и красиво, но однообразно и сплошная синтетика. Чтоб понять, что это не так, посмотрите на кино или театр: за редким исключением имеет место точная, контролируемая режиссура, и только от уровня постановщика и актеров зависит, поверим мы в происходящее или нет. Дело не в том, давать или не давать указания, моделировать или плыть по течению. Важно уметь делать это хорошо и, главное, понимать, где это уместно, а где нет. Нет ничего хуже неумелой, неестественной постановки, но ведь, посмотрев плохой фильм, мы не перестаем верить в великую силу кинематографа? А сколько замечательных примеров динамичной, интересной, завораживающей постановки можно найти в фэшн-фотографии?
Репортаж же, наоборот, часто винят в излишней документальности. Мол, это действительно настоящие моменты, но не все готовы настолько открыться, поскольку фотография может не только правдиво передать, но и в неумелых руках исказить и изуродовать неудачным ракурсом, светом, полуфазой. Пожалуй, что здесь важны все те же вещи: видение, наличие опыта и профессионализм. И тогда даже «религиозный» репортажник, для которого принцип невмешательства — основа основ, будет искать максимально возможную красоту в происходящем, используя доступные ему средства и приемы. А что говорить о матером фотожурналисте? Он и подавно будет контролировать ситуацию всеми возможными способами, даже вмешиваться и поправлять, разумеется там, где это уместно, и максимально сохраняя суть и дух происходящего.
Выходит, что не такие это уж и полярные жанры. Таковыми их делают узкоспециализированные фотографы. На мой вкус, свадебный фотограф должен хорошо уметь и то и другое: и чтобы постановка получалась живой, репортажной, и чтоб репортаж был красивым и осмысленным.
Репортажная свадебная съемка: взгляд профессионала
Анастасия Бельская, победитель онлайн голосования в номинации «Лучший свадебный кадр» в рамках премии Wedding Awards 2017, рассказала Wedding о репортажной съемке, трендах в свадебной фотографии и любимых кадрах.
Здесь можно посмотреть лучшие репортажные кадры со свадьбы.
Стиль
Свадебная съемка – это, конечно, смешение многих стилей. Но я, помимо классических портретов и постановки, предпочитаю репортаж. Наблюдать, что происходит вокруг главных героев дня, как они общаются между собой, как на них смотрят их семьи и гости. Я очень люблю «ловить» незаметные и уникальные моменты, которыми наполнена атмосфера свадебного дня. На мой взгляд, это именно то, что будут с большим интересом рассматривать будущие поколения. Однажды меня спросили, о чем мои фотографии. Я думаю, что они, в первую очередь, о людях, о том, как прошел их день, о том, какие эмоции они испытывали. Когда-то мне было интересно снимать постановочную часть, прогулку. Но несколько лет назад в семейном архиве я нашла фотографии со свадьбы моих бабушки и дедушки. На тот момент со дня их свадьбы прошло почти 50 лет. Я не знаю, кто их снимал, но я очень благодарна этому человеку, потому что, в отличие от многих старых свадебных фотографий, на которых наши бабушки или родители красивыми стоят в ЗАГСе, на его кадрах запечатлены такие живые моменты, как бабушка выходит из машины, одевается, а вот она уже танцует вприсядку со своим другом, а здесь что-то шепчет на ушко деду. Для меня эти фотографии стали самым дорогим. Примерно тогда я отчетливо осознала, что очень хочется, чтобы через 50 лет мои фотографии радовали бы кого-то так же, как эти фотографии радуют меня. И, конечно, чтобы зритель смог испытать все эмоции, которые наполняли этот день.
Обработка
Обработка – это тоже определенный тренд, когда-то были в моде художественные тонировки, яркие и немного искаженные цвета. Актуально ли это сейчас? Не думаю. Но вкусы у всех отличаются. Я встречалась с разными пожеланиями. Однажды невеста попросила сделать всю свадьбу только в черно-белом варианте. Обработка – это одна из составляющих уникального авторского стиля, но в репортажной свадебной фотографии самое главное – эмоции. В своей работе я стараюсь делать упор именно на них, поэтому в обработке фотографий придерживаюсь максимально естественных цветов. То есть с большой вероятностью цвет зелени и платьев гостей будет максимально приближенным к тому, что мы видели в жизни. Некоторые фотографии я могу делать в черно-белом варианте, потому что иногда яркие цвета могут перетягивать внимание на себя.
Do/Don’t
Однажды, будучи гостем на свадьбе, я сделала съемку на одноразовый пленочный черно-белый фотоаппарат, это был интересный эксперимент. Но повторять такое на свадьбе, где работаешь, я бы не стала. Свадебная съемка, на мой взгляд, – это не поле для экспериментов как фотографа, так и молодых. Если у невесты в голове есть какая-то сложившаяся картинка, которую она хочет видеть, то лучше найти специалиста, который сможет ее сделать, а не спрашивать у фотографа, который снимает в репортажном стиле: «А может сделать как в fine art?» Конечно, можем, но мы не просто так выбрали определенный стиль и пытаемся достигнуть в нем идеала. Возможно, мы не знаем определенных специфических тонкостей и секретов другого стиля, поэтому не сможем сделать для вас ту идеальную картинку, которую вы хотите. И, конечно, от свадебной фотографии все должны получать удовольствие – и тот, кто снимает, и те, кого снимают. Именно в этом, на мой взгляд, один из секретов идеальной работы в целом и фотографии в частности – заниматься тем, от чего у тебя внутри «дзинькает», как говорит Слава Полунин. У кого-то «дзинькает» от удачно пойманного момента, у другого – от того, как идеально подобраны цвета и фактуры в декоре.
Гаджеты 
Я не слежу за техническими новинками, отдавая предпочтение комплекту техники, проверенному годами. Я к нему привыкла и знаю, что ожидать. Иногда, правда, прибегаю к помощи видеографов на свадьбе и прошу сделать несколько кадров для меня с «коптера», чтобы показать масштаб торжества и те шикарные места, в которых проходит свадьба. Виды сверху всегда завораживают. Иногда снимаю на телефон и кадры с него включаю в финальный результат. Конечно, это не репортажная часть, но некоторые детали предметной съемки на камеру телефона получаются интереснее.
Взгляд в будущее
Все чаще я слышу мнения, что через несколько лет профессия свадебного фотографа перестанет существовать, потому что камеры телефонов становятся все современнее, и даже гости могут делать технически грамотные снимки, появляются даже роботы, которые занимаются фото- и видеофиксацией происходящего. Но мне кажется, что свадебного фотографа, в первую очередь выбирают за его опыт и уникальный взгляд. Потому что, выбирая ракурс, формат и границы кадра, мы, отсекая все ненужное, ловим «решающее мгновение» и создаем историю дня. Мы будем с радостью принимать технический прогресс – камеры сейчас становятся меньше и легче, поэтому мы можем позволить себе быть более мобильными и смелыми в выборе ракурсов съемки, не жертвуя качеством фотографий. Обязательно будут приходить и уходить тренды в обработке, в стиле, потому фотография – это живой организм, зависящий и от предпочтений клиентов, и от визуальной составляющей современного искусства. Но я надеюсь, что свадебная фотография будет актуальна всегда, будь то репортаж, арт или классические портреты.