Что такое щелчок в игре на гитаре
Урок 3. Основные гитарные бои
Бой четверка
Вниз играем большим пальцем. Вверх указательным. Звездочкой помечено глушение.
Как играть глушение?
Зажимаете ладонь в кулак и распрямляете ее так, чтобы ударить ногтями по струнам. Одновременно с ударом ногтями нужно положить большой палец на все струны. Ногти дают щелчок, а большой палец глушит струны.
Выучив глушение, сыграйте с его помощью бой четверка, описанный выше.
Видео: Бой четверка и глушение струн
Для отработки боя четверка поиграйте песню группы Кино-Пачка сигарет
Аккорды Em Am C D.
По одному бою на каждый аккорд.
Не спешите. Потратьте на этот бой и эти аккорды столько времени, сколько нужно, чтобы играть уверенно и не думать, куда воткнуть пальцы. Кому-то нужно неделю, кому-то пара месяцев, не суть.
Так же отработайте этим боем стандартные последовательности:
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Бой шестерка
Играется так:
вниз – вниз – вверх – вверх – вниз – вверх
А затем выбросьте из нее 2 удара, второй и пятый (это удары вверх и вниз).
Но не просто выбросьте, а проведите их рукой, не трогая при этом струн. Это называется холостой ход руки.
Т.е. рука всегда движется вниз-вверх с одинаковой частотой, просто иногда не играет, движется вхолостую.
На этом принципе основан не только бой шестерка, но и многие другие.
Более понятно на схеме:
Второй способ, как понять этот бой:
Разбиваем его на 2 части и отрабатываем по отдельности:
1) вниз-вверх вхолостую-вниз-вверх
2) вниз вхолостую-вверх-вниз-вверх
А теперь объединяем обе части.
Хорошенько отработайте бой шестерка на наших уже любимых последовательностях:
Em Am C D
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Так же сыграйте боем шестерка песню Кино-Когда Твоя девушка больна
Аккорды G Em C D
В припеве C D G Em
По одному бою на каждый аккорд
Как мы видим, в запеве и в припеве аккорды совпадают, просто в припеве последовательность начинается с аккорда C
Бой шестерка с глушением
Добавим глушение в бой шестерка.
Как играть глушение описано выше в бое четверка.
Как мы уже знаем, шестерка с учетом пауз играется так:
вниз – вниз – вверх – вверх – вниз – вверх
Звездочками помечены глушения.
Глушеные удары будут через одинаковое время, т.е. на них будет держаться ритм.
Да собственно, оно легко заметно, если посчитать количество долей от одной звездочки до другой.
Оно равно четырем.
Видео Бой шестерка с глушением
Глушение струн на гитаре
Глушение струн является одной из самых важных техник, применяемых для игры на гитаре. Если Вы хотите достичь чистого звука, избавиться от ненужных помех и шумов, которые возникают при извлечении звуков, то Вам необходимо научиться правильно глушить струны.
Обозначение на табулатуре
На табулатуре глушение ладонью обозначается «Р. М. » или «РМ», пунктирная или штриховая линия – длительность глушения. В случае если высоты приглушенных нот можно различить, пишутся номера ладов, иначе ставится символ «Х». Если данный символ стоит, но отсутствует обозначение глушения ладонью, то необходимо данную струну приглушить рукой, зажимающей лады. Для глушения посторонних звуков на электрогитаре советуем использовать ручку или педаль громкости. В крупных паузах более 8-10 секунд этот способ поможет избежать посторонних шумов.
Глушение струн на гитаре правой рукой
Palm muting – техника глушения струн во время звукоизвлечения ребром ладони правой руки, позволяющая снизить количество посторонних шумов в исполняемых партиях. Также данная техника используется в небольших паузах для избегания обратной связи усилителя. Глушение ладонью применяется в исполнении как на классической, так и на электрогитаре. Данная техника гитаристами очень часто используется в любом жанре, в котором на электрогитаре используется эффект перегрузки.
Играя высокие ноты пассажей можно надёжно заглушить струны, положив на них большой палец или ребро ладони. При смене позиции левой руки, струны необходимо глушить полностью правой рукой у бриджа. Для этого прислоняйте ребро ладони к струнам при palm mute, охватывая большую площадь. Пальцы перемещайте одновременно и стремитесь не касаться струн пальцами левой руки при перемене позиций.
Как правильно глушить струны ладонью
В первую очередь имеет значение приложено давление ладони. Чем сильнее оно, тем сильнее глушение, появляется стаккато-эффект, перкуссия, ноты менее узнаваемы. При слабом давлении во время касания создается легкое глушение.
Наиболее распространен метод глушения струн ребром у бриджа. Чем дальше рука от бриджа, тем глушение жестче. Однако есть у данного метода игры на гитаре и недостатки:
Глушение струн левой рукой
Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.
Дэмпинг
Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре слайдом, потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.
Пауэр-аккорды с глушением струн
Пауэр-аккорды (power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.
Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.
Упражнение на технику глушения струн
Предлагаем Вам ряд упражнение на развитие техники palm muting. Выполняйте их неспешно, уделяйте внимание постановке рук, поскольку глушение струн на гитаре – одна из важнейших основ гитарной игры.
Упражнение 1. Играйте даунстроком.
Упражнение 2. Играйте переменным штрихом.
Упражнение 3. Первые две ноты – даунстрок, третья – апстрок.
Упражнение 4. Здесь главное — правильная техника игры.
Упражнение 8. Пробуйте сами расставлять штрихи.
Упражнение 9. Все ноты играйте даунстроком.
Упражнение 11. Данное упражнение играйте переменным штрихом.
Каждый из предложенных способов не является уникальным, поэтому Вы сможете играть гораздо лучше и чище, используя все перечисленные приемы комплексно. Тренируйтесь и совершенствуйте свое мастерство!
Как глушить струны на гитаре. Примеры и описание всех видов глушения на гитаре
Если вы играете правой рукой, поставьте левую часть ладони возле бриджа. Примечания: чем ближе к бриджу вы поставите ладонь во время глушения, тем более четкой будет нота. Чем дальше ваша ладонь, тем больше глушение звука. Когда у вас будет больше опыта, вы сможете достигнуть любой степени глушения звуков, изменяя давления и положения ладони.
Легко надавите рукой на струны.
Сыграйте ноту или аккорд, регулируя количество оказываемого давления на струны, пока степень глушения звука не станет достаточно сильной. Двигайте рукой не только вверх и вниз, но также направо и налево.
Если вы будете слишком сильно давить на струны, нота не будет звучать, а если вы давите слишком слабо, не будет эффекта глушения. Если между нотами нет разницы в звучании, вы давите на струны слишком сильно. Если вы будете давить на струны слишком слабо, вы услышите неприятный звук. Продолжайте тренироваться и оказывать разное давление на струны, чтобы добиться желаемого результата.
Видео
Глушение струн левой рукой
Глушение струн левой рукой поначалу кажется довольным сложным. Вы можете попробовать отработать данный прием на аккорде Е5: зажмите пятую и четвертую струны на втором ладу указательным пальцем. Поскольку нам не нужно баррэ, зажимаем струны только первой фалангой пальца, другие пальцы соприкасаются со струнами и заглушают неиспользуемые струны.
Дэмпинг
Гитарист должен уметь не только правильно глушить струны, но контролировать длительность нот. Такая техника глушения получила название «дэмпинг» (от английского damp – глушение), обозначается «D». Такая техника очень важна при игре слайдом, потому что пальцы левой руки не контролируют длительность звучания нот. Также дэмпинг необходим, когда следующую ноту надо взять в другой позиции, для чего требуется переместить слайд. Если вы встретили знак «D», значит звучавшая струна должна быть заглушена.
Пауэр-аккорды с глушением струн
Пауэр-аккорды (power chords) – аккорды, состоящие из основного и квинтового тонов одной гаммы. Например, пауэр-аккорд Ля записывается как А5, а До как С5 и так далее. Пауэр-аккорды играются на электрогитаре на перегруженном звуке.
Поскольку есть струны, которые не должны звучать, необходимо применять технику глушения. К примеру, на выше приведенной табулатуре аккорда А5 первая, вторая и шестая струны не должны звучать. Также во время простого боя применяется техника приглушения струн. Сначала сжатые в кулак пальцы распрямляются и извлекают аккорд, а затем ладонь приглушает его звук.
Глушение струн. Практические упражнения для отработки приемов
Простой гитарный штрих с глушением
Рассмотрим на примере известного боя Четверки у начинающих гитаристов
Упражнение
В этом примере необходимо глушить первый два удара с помощью «P.M.», следующие два удара играются открытыми.
Здесь необходимо поймать ритм, при этом грамотно извлекать звуки и держать ребро ладони на струнах.
Глушение на гитаре левой рукой
При игре боем с аккордами баррэ
Глушение отдельных струн
Существует практика приглушения струн, не входящие в гармонию, дабы избежать не только лишних призвуков, но и ненужного звучания. Если необходимо «убрать» соседнюю верхнюю (3 – 3, где 3 – X, смотрите пример на фотографии), то нужно «прикрыть» её подушечкой пальца (но не зажимать!).
Кроме того, иногда требуется «замьютить» более одной струны в аккорде. Тогда можно применять третью фалангу (ближе к основанию пальца) или средний сустав. Всё зависит от конкретной гармонии. Порой приходиться исхитриться, чтобы верно её поставить.
Какие еще инструменты преподают в нашей музыкальной школе
Кроме гитарных уроков и мастерклассов, в школе FMusic мы преподаем:
Хотите научиться играть на чем-то еще или петь? Приходите на первый бесплатный урок и попробуйте себя в качестве вокалиста, пианиста, скрипача или любого другого музыканта.
Музыка — это всегда весело интересно и увлекательно. Начните заниматься уже сегодня и в течение месяца вы выйдите на новый уровень игры на любом инструменте.
Как глушить струны на гитаре
Важным приемом игры на гитаре является глушение струн, без которого владение инструментом не будет полноценным. Этот прием помогает акцентировать ритм, добавить в игру перкуссионную составляющую, сосредоточить внимание на отдельных нотах, играя штрихом стаккато.
Существует несколько видов глушения, которые могут быть использованы как вместе, так и по отдельности.
Глушение струн левой рукой
Глушение можно осуществлять просто ослабляя давление пальцев левой руки на струны. Такой метод позволяет не прерывать бой по струнам, извлекая, в периоды глушения, характерные шаркающие звуки, подчеркивающие ритм. Вспомните известное вступление в песни Nirvana – Smells Like Teen Spirit. В нем как раз используется данный метод глушения.
Кроме того, можно глушить только некоторые струны в аккорде, акцентируя на них внимание и не издавая лишних звуков. Таким методом очень часто пользуются в рок музыке, играя только на басовых струнах аккорда. Такой прием используется в песне Blur – Song 2. Либо, как показано на картинке ниже, заглушают ненужную басовую струну, и играют только по нижним.
Глушение правой рукой
Глушение струн правой рукой также отлично работает для создания ритмической составляющей. Для этого музыкант, после извлечения нот или аккорда, кладет пальцы на вибрирующие струны, полностью заглушая их. Таким образом можно играть бой на гитаре как отчетливое стаккато.
Если при глушении палец приложить к струне с большей силой, то вы получите характерный перкуссионный звук удара по струне, тем самым еще больше акцентируя внимание на ритме песни.
Прием palm mute
Этот прием боя на гитаре крайне популярен в блюзе, джазе и рок музыке. Музыкант кладет ребро правой руки на струны, полностью заглушая их, а пальцами правой руки, либо зажатым в них медиатором, извлекает звук из заглушенных струн.
Появляется характерный короткий, пружинящий звук. Ослабляя и усиливая нажим ребра кисти правой руки можно регулировать длину звучания извлекаемых нот, тем самым регулируя динамику песни. Известная композиция с использованием приема palm mute: вступление The Cure – Plastic Passion.
Игра на гитаре боем правой рукой
Те, кто только учится играть на гитаре часто спрашивают, как играть боем правой рукой? Каким боем играть ту или иную песню? Они хотят быстро и самостоятельно освоить аккомпанемент – и это по сути хорошо. Это первый шаг в освоении гитары, но когда-нибудь будет и второй, и третий. А пока. Вот наш неофициальный совет по любительскому исполнению песен.
Предисловие. Читать обязательно!
Данная статья не является ни уроком Академии Гитары, ни даже рекомендацией к обучению. В учебном курсе Академии Гитары аккомпанирование приемом разгеадо (а именно так называется то, что в любительской среде получило название «бой») изучается во втором семестре, только после изучения важных подготовительных аспектов музыкальной теории и приобретения навыков практической игры на гитаре.
Однако мы видим, что на всех гитарных форумах вопросы про «бой» появляются с регулярной частотой. И это хорошо! Значит, люди хотят научиться играть на гитаре. Все начинают с песен, просто некоторые идут дальше и учатся играть по-настоящему. Но это бывает позже.
Плохо лишь, с нашей точки зрения, то, что в ответ на свой вопрос человек слышит, что играть на гитаре проще простого, вот есть «гитарный бой», зажимаешь так аккорды, вот так бьешь по струнам – и все. Это либо объяснение такого же гитариста-любителя, недалеко ушедшего от примитивных аккордов, либо сознательная попытка не слишком затруднять себя обучением настоящей игре на гитаре.
Однако мы понимаем, что все равно будут находиться те, кто хочет освоить игру аккордами «с нуля», и все равно будут те, кто скажет: «Это очень просто. Бери гитару и бей по струнам так. «
Поэтому мы и решили: если уж человек и захочет осваивать гитару сам, и сразу с игры «боем» на гитаре, пусть у него будет хотя бы толковое описание того, как можно научиться играть быстро, здесь и сейчас.
Что ж, отвлечемся от высокого искусства и вернемся к истокам – научимся играть на гитаре боем. Урок-факультатив по дворовому исполнению ваших любимых хитов начинается.
Виды боя и их обозначения
Техника игры ударами по струнам была выработана испанскими гитаристами; правильное название этого приема – «разгеадо». Существует более 100 видов разгеадо, в развитии этого приема игры особо преуспела гитара фламенко. Техника игры разгеадо в классическом ее понимании используется так или иначе почти во всех стилях гитарной музыки.
Например, посмотрите, как использованы удары по струнам приемом разгеадо в превосходном переложении Вячеслава Шувалова музыки из фильма Пираты Карибского моря для фингер-стайл гитары!
Играет Вячеслав Шувалов:
Вы можете так же красиво, эффектно и виртуозно научиться играть на гитаре, если пройдете курс обучения в Национальной Академии Гитары!
Но если Вы пока хотите лишь прикоснуться к азам гитарного искусства и научиться гитарному аккомпанементу аккордовым боем, мы расскажем о том, что это такое и как он играется на гитаре.
Именно в любительской среде возник термин «игра боем», или «гитарный бой». Такое название получило исполнение, при котором правая рука ударяет сверху вниз или снизу вверх по всем или почти всем струнам одновременно. Удары по струнам делаются в определенном ритме. Левая рука при этом «ставит аккорды» на грифе, то есть прижимает струны так, чтобы, когда они звучат все вместе, получался какой-либо аккорд. Потом левая рука ставит следующий аккорд, а правая повторяет тот же «бой», то есть тот же ритмический рисунок из ударов по струнам. Научиться этому не сложно даже тому, кто впервые взял гитару в руки.
Мы разберем только принцип игры правой рукой, и только один вид гитарного «боя», один ритмический рисунок, которым можно сыграть аккомпанемент почти ко всем популярным песням.
Пример ритма в формате mp3: здесь (142 кБ)
Для этого нам нужно будет освоить три отдельных движения правой рукой:
Удар по струнам сверху-вниз
Удар сверху вниз по струнам может исполняться и одним, и несколькими пальцами правой руки. Кисть начинает движение над шестой струной. Старайтесь извлекать звук в основном за счет поворота кисти: в момент соприкосновения с шестой струной кисть слегка отклонена вверх, а после «удара» по струнам направлена вертикально вниз. Рука (предплечье) также движется вниз, помогая извлекать звук, локоть неподвижен.
Удар по струнам сверху-вниз с глушением
Удар сверху вниз по струнам с глушением делается аналогично, только сразу после удара по струнам нужно прижать их ладонью. Движение кистью такое же, как в прошлый раз, в начале звукоизвлечения кисть слегка отклоняется вверх, потом пальцы скользят вниз по струнам, кисть разворачивается вниз и одновременно вы опускаете кисть на струны, практически не давая им звучать. Обратите внимание на положение кисти после удара:
Удар по струнам сниз-вверх
Пример игры боем и его запись
Теперь переходим собственно к «игре боем». Давайте рассмотрим как пример одну схему боя.
А вот как его играть:
Получается такой ритм: вниз – (пауза) – вниз c глушением – вверх – (пауза) – вверх – вниз c глушением – вверх.
Дальше повторяем тот же ритм.
Предвосхищая вопрос о том, каким «боем» играется такая-то песня, отвечаю.
Профессиональные гитаристы и музыканты на концертах и в альбомах не играют «боем»; по крайней мере не играют так, как играют аккомпанемент любители, то есть ударяя по струнам гитары от начала композиции и до ее конца.
Да, многие любят изображать игру на гитаре на сцене, размашисто пролетая по струнам правой рукой, но в большинстве случаев это игра на публику. Звук от такого «аккомпанемента» вообще может быть вырезан или очень сильно ослаблен. Послушайте внимательно записи, и в большинстве случаев вы не услышите гитарного «боя». А если и услышите, то скорее всего это будет ритмический рисунок, который играется на электроаккустической (реже электро-) гитаре с сильным глушением; в результате от гитары слышен лишь «хрустящий», отрывистый металлический звук ударяемых струн, но не звук самой гитары.